3 иммунитет собственности государства

3 иммунитет собственности государства thumbnail

Большинство иммунитетов государства имеет процессуальный характер и относится к сфере международного гражданского процесса. К МЧП в узком смысле относятся коллизионный иммунитет и иммунитет собственности государства. Иммунитет собственности государства — категория более общего характера, чем процессуальные иммунитеты, так как не всегда вопрос об иммунитете собственности возникает в связи с рассмотрением иска в суде.

Иммунитет собственности государства предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры административного и иного насильственного характера со стороны другого государства. Заявление государства о принадлежности ему имущества не подлежит рассмотрению в любых органах другого государства и не может быть оспорено. Даже если собственность иностранного государства находится в руках третьего лица, которое не пользуется иммунитетом, эта собственность обладает неприкосновенностью в полном объеме, если доказано, что она принадлежит суверенному государству.

Если собственность государства используется в коммерческих целях, то на нее не распространяются положения об иммунитете (Конвенция ООН 2004 г.).

Существует имущество иностранного государства, которое обладает полным иммунитетом от предварительных мер и исполнительных действий (собственность государства, используемая для ведения дипломатической и консульской деятельности). Иммунитет такого имущества закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963), Конвенции о специальных миссиях (1969).

В Конвенции ООН 2004 г. выделены еще две категории имущества, к которым не могут применяться принудительные меры: собственность, «представляющая часть культурного достояния иностранного государства или часть его архивов»; собственность, «составляющая часть выставки объектов научного, культурного или исторического значения».

Режим неприкосновенности государственной собственности связан с доктриной акта государства (суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны). Если государство приобрело имущество на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности данной собственности. Доктрина «акта государства» проявляется так: если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.

Общеизвестным является заявление английского суда по делу «Лютер против Сегора» (1921), связанному с национализацией частной собственности в Советской России: «Если г-н Красин привез товары в Англию и от имени своего правительства заявляет, что они принадлежат русскому правительству, то ни один английский суд не может проверять, соответствует ли такое заявление действительности. Подобное расследование противоречило бы международной вежливости в отношениях между независимыми суверенными государствами».

В судебной практике довольно давно сложилось правило: сделки, заключаемые государством с иностранными физическими или юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся об ином. Сделки с участием государства подчиняются праву данного государства в силу международного обычая. Постоянная палата международного правосудия в решениях 1929 г. по делам о сербских и бразильских займах, размещенных среди французских граждан, признала: «К особенностям суверенного государства относится то, что оно не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств иному закону, нежели своему собственному».

В настоящее время на международном уровне закреплена теория функционального иммунитета, однако коллизионный иммунитет государства предусматривается в международных договорах.

Вашингтонская конвенция 1965 г. — инвестиционный спор с участием государства рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии такого выбора применяется право государства, выступающего в качестве стороны в споре.

В Кодексе МЧП Болгарии определяется право, применимое к культурной собственности государства: «Когда вещь, включенная в наследство культуры одного государства, вывезена неправомерным путем из его территории, требование этого государства о возвращении вещи регламентируется его правом, за исключением тех случаев, когда оно выбрало применение права государства, на чьей территории находится вещь к моменту предъявления требования о возвращении» (ст. 70).

Основной коллизионной привязкой договорных обязательств в случае отсутствия автономии воли сторон является право, наиболее тесно связанное с договором. Обычно таково право государства — участника сделки, поскольку в данной ситуации имеются особые связи именно с территорией данного государства. Такая позиция закреплена в некоторых современных кодификациях МЧП: «Право соответствующего государства применяется к государству и его учреждениям, муниципальному публичному образованию и его учреждениям как субъектам гражданских отношений» (ст. 1.23 ГК Литвы).

Высказывается и иная позиция: к отношениям государства с частным иностранным контрагентом не может применяться право государства — участника сделки, если характерное исполнение осуществляет иностранный контрагент. В этом случае к отношениям должно применяться право страны частного субъекта сделки. Только в том случае, когда невозможно либо затруднительно определить, какая из сторон осуществляла или должна была осуществлять характерное исполнение, суд должен применять право страны государства — участника сделки2. Однако приобретение государством собственности на территории другого государства возможно только в силу разрешительной нормы внутреннего права этого другого государства и на условиях, определенных его национальным законодательством.

Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ (п. 1 ст. 1213): «При отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого имущества, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой такой договор наиболее тесно связан, считается… право страны, где находится недвижимое имущество». Положения ст. 1211 ГК РФ также предопределяют справедливость этой точки зрения: договор наиболее тесно связан с правом контрагента, осуществляющего характерное исполнение.

Читайте также:  Как определить снижен ли иммунитет

Государство выступает в договорных отношениях на равных началах с частными лицами; сделки с его участием подлежат общему коллизионному регулированию — на основе принципа наиболее тесной связи. Критерии такой связи устанавливаются законодательством и определяют выбор применимого права. Априорно применение права государства — субъекта сделки не может иметь места.

Источник

означает прав. режим неприкосновенности гос. собственности, нах. на терр. ино гос.

Гос. собственность пользуется иммунитетом независимо от наличия суд. разбирательства.

Она пользуется иммунитетом даже если нах. во владении лица, не обладающего иммунитетом.

См. Евр. конвенцию 1972 г.

Иммунитет сделок

Сделки, кот. закл. гос. с ино физ. или юр.л. д. регулироваться правом ино государства, если стороны не договорились об ином.

Напр., Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между гос. и ино лицами 1965 г. Ст.42: инв. спор с участием ино гос. рассм. на основе права, избранного сторонами. При отсутствии такого выбора прим. право государства-стороны в споре.

Гос. в любой момент м. отказаться от иммунитета, поскольку это его право, но не обязанность.

Отказд. соотв. след. признакам:

ü он д.б. явно выраженным в письменной форме

ü он не м.б. подразумеваемым

ü он не м. толковаться расширительно, т.к. любое гос. свободно в своей воли и если оно отказалось от иммунитета в отн. одной не сделки не значит, что оно отказалось от иммунитета в отн. всех сделок.

Абсолютный иммунитет

означает право гос. пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами.

Он распр.на любую деятельность и собственность.

Функциональный иммунитет

основан на разграничении функций гос. на два вида:

1. Публично-правовые

2. Частноправовые

Если гос. действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом, если оно действует как частное лицо, то оно иммунитетом не обладает.

Недостатки функционального иммунитета: гос. и суверенитет это понятия неотделимые. Какую бы деят. гос. не осущ. оно всегда прежде всего носитель гос. власти.

Ограниченный иммунитет

сформулировать положения, когда гос. не пользуются от иммунитетом и когда оно считается отказавшимся от иммунитета на терр. ино гос.

Условия отказа от иммунитета:

1. Если гос. вступает в процесс в ино суде в качестве истца или третьего лица

2. Гос. ссылается на иммунитет после того как вынесено решение по существу

3. Гос. взяло обязательство признать юрисдикцию ино суда

4. Гос. в письм. форме дало согласие на арбитражное разбирательство спора.

Государство не пользуется иммунитетом:

1) в делах по договорному обязательству

2) в делах, связанных с трудовым соглашением

3) в делах, связанных с недвижимостью

4) в делах, связанных с возмещением ущерба.

Гос. не обязано выполнять решение суда др. государства в случае:

1) если такое решение противоречит публичному порядку гос.

2) если решение не окончательно, не решен вопрос о компетенции, не правильно выбрано применимое право

Европейская конвенция 1972 г.

Глава 1. Иммунитет от юрисдикции.

Договаривающиеся гос. выступающее в качестве истца или третьего лица в суд разбирательстве в суде др. договаривающегося гос. признает юрисдикцию судов этого гос.

Гос. не м. ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде др. гос., если оно выразило согласие на признание юрисдикции путем заключения м/н соглашения, а т.ясно выраженным согласием.

Договаривающееся гос. не м. ссылаться на иммунитет в суде др. гос. если суд. разбирательство связано с труд. соглашением, которое б. заключено между гос. и физ. лицом и работа подлежит исполнению на терр. гос. суда. Это положение не прим., когда:

ü физ.л. в момент возбуждения иска имеет гражданство гос. работодателя,

ü в момент закл. соглашения физ.л. не имело гражданство гос. суда.

Гос. не м. ссылаться на иммунитет, если суд. разбирательство касается:

ü патента на изобретение

ü права исп. названия фирмы в гос. суда,

ü права гос. на недвижимость

ü права на имущество, которое нах. в наследовании или подлежит дарению,

ü возмещение за телесные повреждения или мат. ущерб.

Глава 2. Правила процедуры.

Компетентные органы гос. суда д. предоставить оригинал или копию документов, на основании которых возбуждается дело.

Срок в течение, которого др. гос. д. явиться в суд — 2 месяца спустя после получения документов о возбуждении дела.

Если договаривающееся гос. не явл. на суд. разбирательства заочное решение м.б. вынесено против данного гос. т., если б. установлено, что оно в срок получило все документы.

Залог, а т. взнос не м.б. истребованы с гос.

Суд д. по ходатайству одной из сторон либо по своему решению

прекратить суд. разбирательство либо отложить принятие суд. решения, если имеется др. суд. разбирательство с участием тех же сторон, основанное на тех же фактах и в отн. того же предмета.

Читайте также:  Естественный иммунитет пассивный или активный



Источник

Коллизионный иммунитет

Большинство иммунитетов государства имеет процессуальный характер и относится к сфере международного гражданского процесса. К МЧП в узком смысле относятся коллизионный иммунитет и иммунитет собственности государства. Последний – категория более общего характера, чем процессуальные иммунитеты, так как не всегда вопрос об иммунитете собственности возникает в связи с рассмотрением иска в суде (И. А. Демидов).

Иммунитет собственности государства предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры административного и иного насильственного характера со стороны другого государства. Заявление государства о принадлежности ему имущества не подлежит рассмотрению в любых органах другого государства и не может быть оспорено. Даже если собственность иностранного государства находится в руках третьего лица, которое не пользуется иммунитетом, эта собственность пользуется неприкосновенностью в полном объеме, если доказано, что она принадлежит суверенному государству (Л. А. Лунц).

Если собственность государства используется в коммерческих целях, на нее не распространяются положения об иммунитете (Конвенция ООН 2005 г.).

Существует собственность иностранного государства, которая обладает полным иммунитетом от предварительных мер и исполнительных действий (собственность государства, используемая для ведения дипломатической и консульской деятельности). Иммунитет такого имущества закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях (г. Вена, 18 апреля 1961 г.), Венской конвенции о консульских сношениях (г. Вена, 24 апреля 1963 г.), Конвенции о специальных миссиях (г. Нью‑Йорк, 8 декабря 1969 г.).

В Конвенции ООН 2005 г. выделены еще две категории имущества, к которым не могут применяться принудительные меры: собственность, «представляющая часть культурного достояния иностранного государства или часть его архивов»; собственность, «составляющая часть выставки объектов научного, культурного или исторического значения».

Режим неприкосновенности государственной собственности связан с доктриной «акта государства» (суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны). Если государство приобрело имущество на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности данной собственности. Доктрина «акта государства» проявляется в том, что если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.

Общеизвестным является заявление английского суда по делу «Лютер против Сегора» (1921 г.), связанному с национализацией частной собственности в Советской России: «Если г‑н Красин привез товары в Англию и от имени своего правительства заявляет, что они принадлежат русскому правительству, то ни один английский суд не может проверять, соответствует такое заявление действительности. Подобное расследование противоречило бы международной вежливости в отношениях между независимыми суверенными государствами» (Л. А. Лунц).

Коллизионный иммунитет государства представляет собой правило: сделки, заключаемые государством с иностранными физическими или юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся об ином. Это предусмотрено в некоторых международных договорах: согласно Вашингтонской конвенции 1965 г. инвестиционный спор с участием государства рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии такого выбора применяется право государства, выступающего в качестве стороны в споре.

В доктрине высказывается позиция, что к отношениям государства с частным иностранным контрагентом не может применяться право государства – участника сделки, если характерное исполнение осуществляет иностранный контрагент. В этом случае к отношениям должно применяться право страны частного субъекта сделки. Только в том случае, когда невозможно либо затруднительно определить, какая из сторон осуществляла или должна была осуществлять характерное исполнение, суд должен применять право страны государства – участника сделки (И. А. Демидов).

Государство выступает в договорных отношениях на равных началах с частными лицами; сделки с его участием подлежат общему коллизионному регулированию – на основе принципа наиболее тесной связи. Критерии такой связи устанавливаются законодательством и определяют выбор применимого права. Априорно применение права государства – субъекта сделки не может иметь места.

5.4.4

Источник

За границей находятся различные категории имущества, входящие в состав государственной собственности. Это – имущество, перешедшее в порядке правопреемства от Российской империи к советскому государству, перешедшее затем в порядке правопреемства в собственность Российской Федерации. Указ Президента РФ от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» гласил: «Российская Федерация как государство‑продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.

В настоящее время за границей находится следующие виды государственного имущества: посольств, представительств Российской Федерации при международных организациях, консульств, торгпредств и других органов Российского государства, вклады Центрального банка РФ и Внешэкономбанка, экспортные товары, временно находящиеся за границей морские суда, самолеты и т. д. Также следует отметить находящееся за границей имущество Русской Православной Церкви и различных общественных и благотворительных организаций.

В отношении имущества Российской Федерации, находящейся вне ее территории, используется следующее правило: правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами Российской Федерации. Причем необходимо различать, как это делается на территории России, собственность федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Читайте также:  Для повышения иммунитета взрослым продукты

Собственность государства находится в особом положении, она пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности государства предполагает наличие особого режима такой собственности, обусловленного особым положением субъекта права собственности – суверенного государства. Собственность государства пользуется неприкосновенностью – это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится.

В соответствии с концепцией иммунитета, которым пользуется собственность иностранного государства, не допускается:

1) предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков in rem в англо‑американском праве);

2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;

3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности.

Некоторые ученые (например, английский юрист Дайси) считают, что, если собственность иностранного государства находится в руках представителя этого государства, пользующегося судебным иммунитетом, то иск, поданный против данного представителя, будет считаться поданным против суверена в целом. В то же время, если собственность находится в руках третьего лица, не пользующегося судебным иммунитетом, то предъявление иска к такому лицу, в принципе, возможно, хотя и в этом случае подобный иск будет считаться поданным против титульного владельца, т.е. против суверена.

В соответствии с Европейской конвенцией об иммунитете государств 1972 г., иностранное государство не пользуется иммунитетом в судах другого государства – участника по спорам, касающимся права иностранного государства на недвижимую собственность, находящуюся на территории государства суда.

Как правило, на собственность иностранного государства, если это не оговорено в соглашениях между государствами, не распространяется действие принципа lex rei sitae. Следовательно, в отношении этой собственности из указанного принципа должны быть сделаны определенные исключения.

В связи с широким распространением в теории доктрины так называемого функционального (или ограниченного) иммунитета большую роль играет назначение государственной собственности. Взыскание не может быть обращено на любое имущество, принадлежащее государству, против которого вынесено судебное решение. В этом случае необходимо обратить внимание на предназначение имущества, исполнению каких функций служит это имущество. В случае, если имущество служит осуществлению суверенных функций и функций публично‑правового характера, то оно продолжает пользоваться иммунитетом. Если же имущество предназначено для осуществления торговых, коммерческих целей, то оно иммунитетом не обладает.

Также необходимо отметить, что в содержания понятия «иммунитет государственной собственности» входит и такое положение: органы иностранного государства, в котором находится имущество, не имеют права участвовать в рассмотрении вопроса о том, принадлежит ли это имущество претендующему на него государству.

Существует так называемая доктрина акта государства, в соответствии с которой судебные органы не могут подвергать сомнению то обстоятельство, что, если государство фактически обладает имуществом, то оно принадлежит ему. Эта доктрина исходит из принципа суверенитета как одного из основных принципов международного права. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению использования этой доктрины в американских и британских судах.

Однако из правила об иммунитете государственного имущества есть и исключения: пользование иммунитетом всегда является правом, а не обязанностью, следовательно, государство в ряде случаев не может ссылаться на иммунитет принадлежащей ему собственности. Каждое государство самостоятельно определяет режим своей собственности: оно может передать собственность или ее часть в хозяйственное пользование или оперативное управление хозяйствующим субъектам.

Предприятие, за которым имущество закреплено собственником этого имущества на праве полного хозяйственного ведения, является, в соответствии с ГК РФ, юридическим лицом и осуществляет в отношении этого имущества права и обязанности собственника. В России основную оперативную работу по экспорту и импорту, как правило, ведут внешнеэкономические объединения, другие объединения и предприятия, в том числе и полностью или частично принадлежащие государству. Поскольку подобное объединение или предприятие является самостоятельным юридическим лицом, оно не пользуется иммунитетами.

Таким образом, можно определить следующие правила применения принципа иммунитета государственной собственности: находящаяся в хозяйственном ведении или оперативном управлении национальных юридических лиц государственная собственность не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет взыскания по иску к этому лицу. В тех случаях, когда арест накладывается на имущество в качестве именно государственного имущества, данное имущество обладает иммунитетом.

Следует в этом отношении выделить финансируемые из государственного бюджета юридические лица, которые занимаются осуществлением публично‑правовых функций, например, музеи. Культурные ценности, выставляемые в данных учреждениях, неприкосновенны в той мере, в какой на них распространяется иммунитет государственной собственности.

В соответствии с российским законодательством Правительство РФ принимает решения о приобретении в государственную собственность недвижимого имущества за рубежом, ценных бумаг, долей, паев и акций в иностранных юридических лицах за счет федерального бюджета. Российское законодательство также устанавливает порядок участия Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах.

Следовательно, российское законодательство обладает эксклюзивными правами на определение порядка управления и распоряжения государственной собственностью, которая находится за пределами территории Российской Федерации.

Прокрутить вверх

©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.

Источник