Абсолютный и ограниченный иммунитет
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
24. КОНЦЕПЦИИ АБСОЛЮТНОГО И ОГРАНИЧЕННОГО ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
Концепция абсолютного иммунитета государства признается в РФ рядом нормативных правовых актов. В частности, АПК РФ предусматривает, что иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или ФЗ. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации.
Концепция абсолютного иммунитета была предусмотрена в ГПК 1964 г., а также содержится в новом ГПК.
Таким образом, возможность подачи иска к иностранному государству в российских судах и наложению взыскания на его имущество определяется согласием этого государства, т. е. добровольным отказом от судебного иммунитета в какой-либо форме до или после возникновения спора.
Концепция ограниченного или функционального иммунитета применяется, когда государство места рассмотрения спора придерживается ее по нормам международного права (напр., об ограничении иммунитетов государств говорится в Европейской конвенции 1972 г. об иммунитете государств) или согласно национальному законодательству – соответствующие законы приняты в государствах Западной Европы, США, Австралии. Концепция абсолютного иммунитета продолжает применяться в РФ, Республике Беларусь, некоторых других странах СНГ, атакже в Китае и Монголии.
Эта концепция исходит из того, что иммунитеты снимаются с государства, участвующего в коммерческой сделке. Коммерческий характер сделки может быть установлен по ее природе и цели. Таким образом, в рамках концепции ограниченного иммунитета различают: публично-правовые сделки; частноправовые сделки.
Напр., купля-продажа какого-либо объекта для решения социальных проблем населения государства является публично-правовой сделкой, а купля-продажа какого-либо объекта в целях получения коммерческой прибыли – частноправовой сделкой. Безусловно, грань между обеими разновидностями сделок очень тонка и решается органом, рассматривающим спор по каждому конкретному случаю с учетом всех обстоятельств. Кроме того, источники права, исходящие из концепции ограниченных иммунитетов, предусматривают возможность снятия иммунитетов в определенных случаях, напр., когда спор по какому-либо критерию связан со страной суда (объект недвижимости расположен на территории государства суда, исполнение обязанностей по договору имело место на территории этого государства и т. д.).
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Статья 22. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности
1. К охране имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности, применяются правила статьи 37
Статья 23.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации,
24 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ, КОММУНИСТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА XIX В
1820–1830 гг. во Франции были временем активного развития политико-правовой мысли социалистического и коммунистического направления. Основными представителями этого
СТАТЬЯ 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника
Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника
Статья 274.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника
СТАТЬЯ 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации,
25. Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права XIX в
Н. Г. Чернышевский (1828–1889 гг.) – демократ, основными работами которого являются статьи «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Экономическая
60. Политические концепции развития современного российского государства
В России государство, начиная с XIII в., играло исключительную роль в исторических судьбах страны. Оно определяло логику ее развития, инициируя модернизационные реформы и жестко управляя процессом
Статья 23
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Статья является новеллой Кодекса. ЗК 1991г. возможность установления сервитутов в отношении земельных участков не предусматривал.Впервые такое ограниченное вещное право, как сервитут, было
11. Концепции неоконсерватизма
Неоконсерватизм в силу необычайной вариабельности самого консерватизма более труден для распознавания, чем старый консерватизм эпохи Просвещения и французской революции. Периодически ярлык «консервативный» применяется к религиозным
Глава 2
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
2.1
Социальная организация первобытного общества
В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов
Выделяют три вида
иммунитета:
1. абсолютный
иммунитет;
2. функциональный
иммунитет;
3. ограниченный
иммунитет.
Абсолютный
иммунитет
Абсолютный иммунитет
означает право государства пользоваться
иммунитетом в полном объеме, всеми его
элементами; он распространяется на
любую деятельность государства и любую
его собственность. Первоначально
иммунитет сложился и применялся как
абсолютный, и единственное ограничение,
возможно было только при условии прямо
выраженного согласия государства.
По мере расширения
функций государства внутри страны и в
международных отношениях он стало все
шире выступать в качестве субъекта
частноправовой деятельности, и абсолютный
иммунитет становился ощутимым препятствием
в развитии мирохозяйственных связей,
так как контрагенты государства, по
сути, лишились прав на судебную защиту
своих имущественных прав. В связи с этим
в доктрине и в судебной практике
появляется идея необходимости ограничения
иммунитета государства.
Абсолютный иммунитет
не только препятствует развитию
коммерческих связей с участием
государства, но и часто нереализуем
практически. Государство на территории
иностранного государства может
рассчитывать только на такой объем
иммунитета, на который принимающее
государство готово отказаться от своей
юрисдикции. Понятно, что ожидания и
реальность могут серьезно расходиться.
Поэтому государства, исходящие из
абсолютного иммунитета, защищают
дополнительно свои права либо условием
взаимности, либо возможностью применения
реторсий.
Функциональный
иммунитет
Функциональный
иммунитет — это вид иммунитета, основанный
на принципиальном разграничении функций
государства на публично-правовую и
частноправовую. Если государство
действует как суверен, совершает акт
власти, т.е. выступает как носитель
суверенной власти, то оно всегда
пользуется иммунитетом, в том числе и
в частноправовой сфере. Если государство
выступает в качестве частного лица,
занимается коммерческой деятельностью,
то тогда оно иммунитетом не обладает.
В зависимости от осуществляемых функций
государство может выступать либо в
качестве суверена, носителя публичной
власти, либо в качестве частного лица.
Функциональный
иммунитет в том виде, в каком он
сформулирован в судебной практике, в
международно-правовой доктрине, а затем
и в ряде национальных законов, обладает
целым рядом существенных недостатков,
которые не позволили ему стать
общепризнанной альтернативой абсолютному
иммунитету.
Прежде всего, не
установлены какие-либо объективные
критерии, с помощью которых можно было
бы определенно или хотя бы с существенной
долей определенности разграничить
деятельность государства как суверена
или как частного лица. Чаще всего
называется характер операции или её
цель.
Второй серьезный
дефект функционального иммунитета:
государство apriori подчиняется юрисдикции
иностранного суда. Даже если суд признает
некоммерческий характер деятельности
государства и соответственно его
иммунитет, то юрисдикция иностранного
суда уже состоялась, решение, обязательное
для государства, уже вынесено, и тем
самым нарушен иммунитет государства.
Еще один серьезный
недостаток функционального иммунитета,
состоит в том, что суверенитет государства
— это имманентно присущее ему качество.
Государство и суверенитет, неотделимы
друг от друга так же, как и неделим
государственный суверенитет. Какую бы
деятельность не осуществляло государство,
оно всегда выступает как носитель
государственной власти. Участвуя в
частноправовых отношениях, государство
не теряет присущее ему качество властности
и суверенности. Функциональный иммунитет
исходит из того, что есть некая сфера
отношений, которую не удалось объективно
отграничить, в которой государство
выступает как частное лицо и соответственно
не обладает ни суверенитетом, ни
иммунитетом. Он находится в явном
противоречии с принципами суверенности
и независимости государств, которые
являются основополагающим началом
международного права и которые пока
еще никто не отменял.
Ограниченный
иммунитет
Ограниченный
иммунитет — вид иммунитета, который
исходит из необходимости ограничения
иммунитета. В отличие от функционального,
который ограничивает иммунитет на
основе общего принципа — деление
деятельности государства на
суверенно-властную и частную, ограниченный
иммунитет не использует формальных
критериев, а формулирует перечень
конкретных случаев, когда государство
не пользуется иммунитетом. Эти случаи
могут быть сформулированы самими
государствами как на основе двусторонней,
так и на многосторонней основе, в том
числе универсальной. Идея и основа
ограниченного иммунитета заключается
в том, что иммунитет — это право государства,
вытекающее из его суверенитета, на
неприменение к нему иностранной
юрисдикции, от которого государство
может отказаться как целиком, так и в
любой его части. Задача заключается
лишь в создании наиболее точных
формулировок случаев и обстоятельств,
при наличии которых государство не
будет пользоваться иммунитетом. Несмотря
на всю сложность, как и всякая
правотворческая задача, она решаема.
Если государства
заинтересованы в развитии нормальных
торговых и иных экономических связей,
ничто не мешает им при заключении
торгового договора сформулировать те
случаи, при которых государство, вступая
в торгово-экономические отношения с
частными лицами, не будет претендовать
на иммунитет. То же можно сделать и для
более узкой сферы экономических
отношений, например при подписании
договоров о взаимной защите иностранных
капиталовложений и т.д.
Удачным опытом
создания правовых основ ограниченного
иммунитета на многосторонней основе
можно считать Европейскую конвенцию
1972 г., заключенную странами — участницами
Совета Европы. Конвенция закрепляет
общий принцип иммунитета государства
от иностранной юрисдикции и формулирует
детализированные исключения из этого
принципа. Европейская конвенция является
наиболее удачным опытом, но и она не
получила большого распространения даже
в Европе. 8
Заключение
Частное право в
принципе неспособно решить комплекс
проблем, связанных с иммунитетом
государства. Иммунитет представляет
собой две взаимосвязанные стороны: с
одной стороны, это право государства
на неприменение к нему иностранной
юрисдикции, а с другой — это отказ
государства от своей юрисдикции в
отношении иностранного государства.
Проблема иммунитета может быть решена
тогда, когда ожидание одного государства
совпадут с реальностью на территории
другого государства. Достижение этого
возможно как минимум на двустороннем
уровне, т.е. на основе межгосударственного
соглашения. Национальные законы,
предусматривающие ограничение иммунитета
иностранного государства, прямо нарушают
его суверенитет и международно-правовой
принцип суверенного равенства. С точки
зрения международного права национальным
законом государство вправе лишь
ограничить свой собственный иммунитет,
но не может покушаться на иммунитет
иностранного государства.
п
Список использованной
литературы:
1. Конвенция
ООН о юрисдикционных иммунитетах
государств и их собственности (принята
Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004
г. —
https://www.conventions.ru
2. Европейская
конвенция об иммунитете государств,
Базель, 16 мая 1972 г. — https://law.edu.ru
3. «Собрание
законодательства РФ», 28.07.1997, N 30
4. ФЗ «О концессионных
соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ // “Собрание
законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст.
3606.
5. Богуславский
М.М. Международное частное право. -М:
Юрист, 2004.– 606 с.
6. Гетьман-Павлова
И.В. Международное частное право. М.,2005.
— 752 c.
7. Международное
частное право: учебник / под ред.Г.К.
Дмитриевой. М., 2008. -688 с.
8. Дмитриева Г.К.
,Филимонова М.В. Международное частное
право. Действующие нормативные акты.
М.,1999.
9. Ерпылева Н.Ю.
Международное частное право. М.,2005. — 559
с.
10. Канашевский
В.А. Публично-правовые образования РФ
как субъекты международного чяастного
права // Журнал международного частного
права.2003.№ 3 (41).С.3-14.
11. Марышев Н.И.
Международное частное право. М.,2004. — 602
с.
12. Хлестова И. О.
Вопросы иммунитета государства в
законодательстве и договорной практике
Российской Федерации. Проблемы
международного частного права / под
ред. доктора юридических наук И. И.
Марышевой. – М.: юридическая фирма
КОНТРАКТ, 2000.
13. Ярков В.В. Об
иммунитете международных организаций
в практике российских судов // Международное
частное право: Сборник статей / Под ред.
М.М. Богуславского, А.Г. Светланова.
М.,2000.
14.
https://dic.academic.ru/contents.nsf/lower-
Юридический словарь
1Гетьман-Павлова
И.В. Международное частное право.
М.,2011. С.155.
2Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.
от 02.07.2013)
3″Собрание законодательства РФ»,
28.07.1997, N 30, ст. 3606.
4″Собрание законодательства РФ»,
25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126.
5Богуславский М.М. Международное частное
право. М.,2004. С.175
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #