Антибиотик при подавленном иммунитете
19 декабря 2017 г.
В Древнем Риме существовало понятие «иммунный». Относилось оно к человеку, который освобожден от уплаты налогов и податей.
Позже, в середине XIX века, появляется определение «иммунитет».
Сегодня его значение несколько изменилось и представляет собой особую функцию организма, которая ограждает от попадания чужеродных вирусов, бактерий, грибов, паразитов.
Как антибиотики влияют на иммунитет
Антибиотики – это химические соединения, состоящие из солей и органических кислот.
Открытие антибактериальных препаратов является одним из наиболее важных достижений человечества в области медицины и фармакологии. Первые средства были органического происхождения.
Известный всем пенициллин открыл британский ученый Александр Флеминг в 1928 году.
Он установил, что бактерии гибнут под действием вырабатываемого пищевой плесенью органического фермента – лизоцима.
Лишь спустя 10 лет англичанин Говард Флор и Эрнст Чейн экстрагировали чистый антибиотик из фермента лизоцима. С этого самого времени и появилась возможность использовать препараты для лечения людей.
Всем известно, что препарат не только исцеляет, но и «калечит» наш организм. Как антибиотики влияют на иммунитет?
- Ослабление защитных функций. Снижение на 50-70%.
- Дисбактериоз. То есть нарушение равновесия микрофлоры.
- Подверженность воздействию аллергенов и вирусов.
Стоит отметить, что после приема антибактериальных препаратов погибает микрофлора кишечника и половых органов. В следствие этого ухудшается самочувствие, появляются проблемы с пищеварением и усвоением питательных микроэлементов, начинаются аллергические реакции. Дисбактериоз приводит к диарее, утрате жизненных сил, отсутствию аппетита.
В организме отмечается бесконтрольное размножение дрожжевых грибков, которые раньше удерживались представителями дружественной человеку микрофлоры. Защитные механизмы начинают работать в усиленном режиме, выделяются токсины, которые отрицательно воздействуют на иммунную систему, отравляют кровь продуктами распада.
Повышается проницаемость кишечника, что приводит к попаданию опасных соединений, в том числе недопереваренных белков. Они, в свою очередь, становятся причиной непереносимости некоторых продуктов.
Непрерывная работа иммунитета может привести к сбою механизма распознавания чужеродных организмов. Начинается развитие агрессии против собственных клеток. Это вызывает опасные заболевания: ревматоидный артрит, аутоиммунный гломерулонефрит, болезнь Крона и другие.
Как снизить возможные негативные последствия
Влияние антибиотиков на иммунитет, как мы видим, может быть и очень негативным. Чтобы избежать таких результатов, важно придерживаться следующих правил:
- Прием препаратов должен соблюдаться согласно инструкции и назначению врача. Нельзя ни в коем случае самостоятельно прерывать курс лечения и корректировать дозировку. Если лекарство не подействовало после первого применения, это вовсе не означает, что оно неэффективно.
- Соблюдение схемы приема антибактериальных средств.
- Полноценное сбалансированное питание. Продукты должны быть обогащены полезными микроэлементами, витаминами и минералами. Исключение жареного, жирного, острого, консервированного.
- Отказ от курения и алкоголя.
- Обильное питье. Чистая вода способствует очищению организма и выведению токсинов и шлаков.
- Здоровый сон не менее 8 часов.
Польза и вред антибиотиков
Открытие антибактериальных препаратов увеличило продолжительность жизни каждого человека на двадцать лет. Болезни, которые раньше считали неизлечимыми, стали отступать.
Препараты действительно губят болезнетворным бактериям, но вместе с тем наносят и непоправимый вред для всего организма.
Антибиотики снижают иммунитет и негативно сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы, желудка, печени, почек, ЦНС, костного мозга, кишечника.
Препараты нового поколения – синтетические. Они обладают широчайшим спектром действия, но убивают почти все бактерии, в том числе и полезные, жизненноважные. Следует учесть, что при этом патогенная микрофлора очень быстро адаптируется к таким антибактериальным средствам и в дальнейшем не реагирует на них.
Препараты для повышения иммунитета после приема антибиотиков
Для быстрого восстановления защитных функций организма пациенту назначают специальные иммуномодуляторы.
Все средства, способствующие укреплениюиммунитета, подразделяются на следующие виды:
- Синтетические («Левамизол», «Изопринозин», «Амиксин).
- Эндогенные («Тималин»).
- Интерфероны («Виферон», «Анаферон»).
- Интерлейкины («Пролейкит»).
- Микробные («Пирогенал», «Бронхомунал»).
- Растительные (настойка и экстракт элеутерококка, лимонника, эхинацеи).
- Витамины, анаболики, микроэлементы, ферменты.
При необходимости врач назначает комплексное лечение, в которое входят:
- лекарственная терапия;
- методы народной медицины;
- корректировка питания.
Народные средства
Для укрепления организма и восстановления сил рекомендуется использовать такие продукты, как:
- Пророщенные семена пшеницы, ржи, овса, гречихи.
- Имбирь. Он оказывает разогревающее, противовоспалительное воздействие. Способствует очищению и обновлению крови.
- Черная смородина.
- Шиповник. Отвары и настои из плодов нормализуют артериальное давление, богаты витамином С, который необходим при профилактике и лечении простуды.
- Квашеная капуста богата витамином С, который препятствует проникновению в организм чужеродных микроорганизмов. Также продукт содержит фитонциды, клетчатку, витамины, энзимы.
- Чеснок. Знаменитый народный целитель, оказывающий эффективное антибактериальное воздействие, очищает от шлаков, токсинов, нейтрализует опасные соединения, подавляет патогенную микрофлору.
- Продукты пчеловодства.
Очень полезна смесь из чеснока и меда, которая направлена на борьбу с микробами, способствует укреплению иммунитета, служит профилактикой ОРЗ и ОРВИ.
Орехи с медом не просто очень вкусный, но и необычайно полезный продукт. Смесь характеризуется противовоспалительными, антибактериальными, общеукрепляющими свойствами. Используют для профилактики и лечения простудных заболеваний, для укрепления сердечной мышцы, при расстройствах кишечника. Грецкие орехи повышают гемоглобин, восстанавливают стенки сосудов, препятствуют развитию атеросклероза.
Помимо употребления продуктов, богатых витаминами, не следует забывать о регулярных физических нагрузках, полноценном сне, закаливании.
Источник
Содержание
- 1 Как антибиотики влияют на иммунитет?
- 2 Восстановление иммунитета
- 3 Медикаментозные методы
- 4 Народные методики
- 5 Профилактические мероприятия
Иммунитет после антибиотиков становится слабым. Защитные силы организма функционируют на 30-40%. В случае бактериальных инфекций применение сильнодействующих медикаментов обязательно. Ангина, отит, пневмония, мочеполовые инфекции, гайморит лечатся только с помощью антибиотиков. Препараты назначаются детям, взрослым и пожилым людям. Они спасают от болезней, но уничтожают как патогенные, так и полезные бактерии.
Чтобы не навредить пациенту, врач назначает максимально эффективную дозу лекарства в пределах допустимого. Однако это не спасает организм от истощения и ослабления. Чтобы не спровоцировать осложнения, необходимо знать, как восстановить иммунитет после антибиотиков и как быстро восстановить полезную микрофлору.
Как антибиотики влияют на иммунитет?
Антибактериальные препараты назначаются для устранения заболеваний бактериальной этиологии. Они делятся на группы: тетрациклины, цефалоспорины, макролиды, пенициллины и т. д. Фармацевтическое средство назначает врач в зависимости от патологии. Антибактериальные препараты выпускаются в форме таблеток, инъекций и мазей.
Некоторые люди полагают, что введение лекарства внутримышечно или применение мази местно не так вредит здоровью, как прием таблеток. Данное мнение неверно. Влияние антибиотиков на иммунитет не зависит от формы их приема. Это связано с механизмом воздействия основных веществ на организм.
Антибактериальная терапия назначается в случаях, когда без нее невозможно вылечить заболевание, например пневмонию или некоторые паразитарные патологии.
Задача антибиотиков — уничтожить или препятствовать размножению патогенной микрофлоры. Они подавляют деятельность не только опасных, но и полезных бактерий.
В норме микрофлора кишечника содержит микроорганизмы, которые отвечают за такие функции, как:
- усвоение питательных веществ;
- поддержание баланса грибков;
- нормальное пищеварение.
Антибактериальные препараты уменьшают число полезных бактерий. В кишечнике и влагалище начинают размножаться грибки. Это чревато дисбактериозом, диареей, появлением аллергических реакций, молочницей у женщин.
Во время антибактериальной терапии увеличивается нагрузка на печень. Она очищает организм от токсинов, которые возникают вследствие приема сильнодействующих лекарственных средств.
Поэтому ответ на вопрос, снижают ли антибиотики иммунитет, очевиден. Чтобы восстановить функционирование кишечника и мочеполовой системы, необходимо восполнить нехватку молочнокислых бактерий. В противном случае грибки нанесут ощутимый вред организму. В дальнейшем это чревато появлением аутоиммунных болезней: системной красной волчанки, ревматоидного артрита, болезни Крона и т. д.
Восстановление иммунитета
Повышение защитных сил организма занимает от 2 недель до нескольких месяцев. Людям, у которых с рождения крепкое здоровье, понадобится меньше времени на восстановление. Антибиотики снижают иммунитет на 70%. Поэтому курс восстановления необходимо обсудить с врачом еще до начала приема сильнодействующих медикаментов.
Больше всего неприятностей после антибактериальной терапии доставляет дисбактериоз кишечника, а у женщин еще и влагалища. Это последствие можно устранить с помощью диеты.
Восстановить микрофлору помогут кисломолочные продукты:
- кефир;
- закваска;
- натуральный йогурт;
- нежирный творог.
Прием живых молочнокислых бактерий положительно влияет на микрофлору и способствует снижению численности грибков в организме. Кефир рекомендуется пить перед сном и с утра перед завтраком или вместо него.
Размножению грибков способствуют продукты, вызывающие брожение. Поэтому на время восстановления необходимо исключить из рациона сладости и мучные изделия. Хлеб рекомендуется заменить отрубями, которые стимулируют правильную работу кишечника.
Организм нужно насыщать пробиотиками. Они содержатся в яблоках, чесноке и луке. Важно употреблять пищу, богатую ненасыщенными жирными кислотами: рыбу и морепродукты.
Многие интересуются, как поднять иммунитет и восстановить печень после антибиотиков. Для этого необходимо на месяц исключить из рациона жирные, острые и копченые блюда. Чем меньше канцерогенов употреблять, тем быстрее организм придет в норму.
Медикаментозные методы
Первостепенная цель после проведения антибактериальной терапии — наладить микрофлору кишечника. Чтобы обеспечить организм полезными бактериями и вывести из него вредные вещества, назначаются следующие препараты:
- Линекс;
- Энтеросгель;
- Смекта;
- Лактобактерин;
- Бифидумбактерин;
- Лактофильтрум;
- Бионорм;
- Энтеродез.
Длительность курса и дозировку лечебного средства подбирает врач в индивидуальном порядке.
Необходимо также знать, как повысить иммунитет с помощью нормализации функционирования печени. Для этого назначаются такие препараты, как:
- Гепалонг;
- Эссенциале Форте;
- Гептрал;
- Фосфоглив.
Повысить иммунитет после болезни помогают иммуномодуляторы:
- Лейкинферон. В состав входят лейкоциты человеческой крови. Это натуральный интерферон, поднимающий иммунитет.
- Иммуноглобулины. Организм получает необходимую дозу белков-антител, и у него отпадает необходимость усиленно вырабатывать собственные. Соответственно нагрузка снижается, а иммунитет повышается.
- Имунорикс. Это синтетический аналог естественных белков-антител.
- Иммунал. Лекарство на основе растений помогает ослабленному организму набраться сил, поддерживает функционирование кишечника и печени.
- Беталейкин. Препарат восстанавливает клетки, обладает антибактериальным и противовирусным свойствами.
- Деринат. Основное действующее вещество — дезоксирибонуклеат натрия. Препарат обладает регенерирующим и репаративным свойствами. Он эффективен против грибков, бактерий и вирусов.
Прием витаминов — неотъемлемая часть реабилитационного периода. Биологически активные добавки способствуют лучшему протеканию биохимических процессов. Витаминов, которые поступают в организм с пищей, часто бывает недостаточно. Для этого врач назначает прием БАДов. Данные средства содержат синтетические витамины А, В С и Е, аналогичные естественным.
Фармацевтические средства назначаются лечащим врачом после проведения комплексной диагностики организма. Самостоятельно подбирать лекарства и БАДы нельзя. Это чревато появлением аллергических реакций или ухудшением состояния.
Народные методики
Для восстановления иммунитета после антибиотиков часто используются народные методики.
Вкусной и полезной является ягодная смесь. Для ее приготовления необходимы следующие ингредиенты:
- земляника;
- черника;
- клюква;
- малина;
- жимолость;
- брусника;
- смородина;
- лимонный сок;
- мед;
- грецкий орех.
Ягоды измельчаются и смешиваются в равных пропорциях. Затем добавляются тертый грецкий орех, немного меда и лимонного сока. Данная витаминная смесь богата витамином С, который необходим для активации защитных сил организма.
Эффективностью обладают витаминные напитки:
- Чай для иммунитета. Заваривается крепкий черный чай, процеживается и остужается. В него добавляется столько же сока черной смородины. Чтобы разбавить концентрированную смесь, нужно долить ½ минеральной воды.
- Малиновый отвар. Ветки кустарника рубятся на мелкие кусочки, заливаются 500 мл воды и кипятятся 10 минут. Отвар снимается с огня, укутывается и настаивается в течение 2 часов. Рекомендуется употреблять по 2-3 ст. л. каждый час в дневное время суток на протяжении 1 недели.
- Апельсиновый чай. Щепотка черного чая, 1 часть апельсиновых корок и ½ часть лимонных корок заливаются кипятком и настаиваются 5-10 минут. На 1 л жидкости приходится 60 г сухого вещества. При желании в готовый чай добавляется апельсиновый сироп для усиления вкуса и аромата.
- Клюквенный чай. Ягоды разминаются, заливаются кипятком. Можно добавить 1 ч. л. меда. В день необходимо выпивать 2 чашки с клюквенным чаем по 250 мл.
- Травяной сбор. Берутся в равных частях череда, листья земляники и цветки ромашки. Ингредиенты смешиваются. 1 ст. л. сухого сбора заливается 200 л кипятка, настаивается и пьется как чай 1 раз в день.
В осенне-зимний период, когда нет свежих ягод, можно приготовить смесь из кураги, изюма, грецких орехов, меда и лимонного сока. Ингредиенты измельчаются и смешиваются. Детям смесь дается по 1 ч. л. 3 раза в день. Для взрослого порция больше: 1 ст. л. 3 раза в день.
Профилактические мероприятия
Чтобы не допустить сильного снижения защитных сил организма, необходимо:
- Четко следовать предписаниям врача. Даже если антибиотики не действуют с первого раза, нельзя самостоятельно увеличивать их дозировку.
- Принимать только одно антибактериальное средство. Пить одновременно несколько сильнодействующих лекарств запрещается, так как это действует на иммунную систему еще хуже.
- Следовать схеме лечения. Нельзя пропускать прием таблетки, а потом выпивать 2. Это нарушает баланс в организме.
- Во время антибактериальной терапии и после ее окончания соблюдать режим дня. Ежедневный ночной восьмичасовой сон благотворно влияет на восстановление иммунных клеток.
- Правильно питаться. Рекомендуется соблюдать принципы диетического питания: отказаться от мучного, сладкого, жирного, копченого и острого. Основу рациона должны составлять кисломолочные продукты, каши, овощи и нежирное мясо.
- Ежедневно гулять на свежем воздухе. Кислород необходим организму для восстановления обменных процессов и, как следствие, иммунитета.
- Сохранять позитивный настрой. Эмоциональное состояние человека влияет на биохимические процессы. Чем позитивнее настрой, тем скорее защитные силы придут в норму.
В целях профилактики можно заняться закаливанием. Хорошо зарекомендовали себя контрастный душ и баня. В первом случае смена температуры воды тонизирует тело и запускает восстановительные процессы.
Во время пребывания в бане высокая температура воздуха в совокупности с влажностью помогают порам на коже расшириться, благодаря чему из организма выходят токсины, и иммунитет восстанавливается быстрее. Однако такие методы подходят не для всех. Поэтому перед закаливанием нужно проконсультироваться с врачом.
Источник
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: À ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê èíêâèçèöèè ñîâðåìåííîé. ß ïðèãëàøàþ íà ñöåíó íàøåãî, ìîæåò áûòü, ñàìîãî ïîñòîÿííîãî äîêëàä÷èêà. Çäðàâñòâóé, Àëåêñåé.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Ïðèâåòñòâóþ.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Çíàåøü, ÿ òåáå äîëæåí ïðèçíàòüñÿ, ÷òî ÿ îäíàæäû áûë íà ïðè¸ìå ó îñòåîïàòà.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Êàê òû ìîã?!
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Îí ñêàçàë, ÷òî ó ìåíÿ ñìåù¸í òàç.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Òàê, íè ñëîâà áîëüøå, ñòîé íà ìåñòå.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Ìîæåò, ÿ ê òåáå ïîäîéäó?
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Íó, äàâàé.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Ýòî íå áîëüíî âåäü?
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Ñåé÷àñ, ñåé÷àñ.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: ß ïîñëóøàë ïðî èíêâèçèöèþ
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Òàê, ïîäîæäè, ïîäîæäè, ïîäîæäè. Ó êàæäîãî ñâîè ìåòîäû, òû æå ïîíèìàåøü. [Âîäèò ðóêàìè â âîçäóõå âäîëü òåëà Àëåêñàíäðà Ñîêîëîâà îò ãîëîâû âíèç, îñòàíàâëèâàåòñÿ â îáëàñòè òàçà. Äåëàåò åù¸ íåñêîëüêî äâèæåíèé ðóêàìè â âîçäóõå â ýòîé îáëàñòè ïîä àïëîäèñìåíòû çàëà.] Íó äà, çäåñü åñòü íåìíîæêî. ×óòü-÷óòü ïîãíóòû ÷àêðû. Îí íåìíîæå÷êî îøèáñÿ: âñ¸-òàêè íå òàç, à èñêëþ÷èòåëüíî ÷àêðû. Ñåé÷àñ, ìèíóòî÷êó. [Äåëàåò ïàññû ðóêàìè, íàïðàâëåííûå íà Àëåêñàíäðà Ñîêîëîâà.] Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! [«Äàâàéòå âåñåëèòüñÿ, ïîêà ìû ìîëîäû!» (íà÷àëî ñòàðèííîãî ñòóäåí÷åñêîãî ãèìíà) ïðèì. ðåä.] Âñòàíü è èäè! [Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ óõîäèò ñî ñöåíû ïîä àïëîäèñìåíòû çàëà.] Õîðîøî ïîø¸ë!
Äåéñòâèòåëüíî î÷åíü èíòåðåñíîå íàïðàâëåíèå. È íà÷íó ÿ ñ î÷åíü èíòåðåñíîãî îïðîñà, êîòîðûé, ïî èäåå, äîëæåí áûë çà ìåíÿ îçâó÷èòü Ñàøà [Ñîêîëîâ]. Ñàøà, ìû áóäåì îçâó÷èâàòü îïðîñ?
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Äà, òî÷íî. Òû òàê ìåíÿ çàçîìáèðîâàë, ÷òî ÿ çàáûë ïðî îïðîñ. Êîëëåãè, ïîäíèìèòå, ïîæàëóéñòà, ðóêè, êòî ïîñåùàë îñòåîïàòà íåîäíîêðàòíî. [Íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] ×òî-òî ìàëî êàê-òî. Íå ñòåñíÿéòåñü.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Íåïðàâèëüíàÿ ó âàñ âûáîðêà.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Âàñ çà ýòî íå îñóäÿò. [Åù¸ íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] À êòî õîòÿ áû îäèí ðàç áûë?
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Óæå áîëüøå.
Àëåêñàíäð Ñîêîëîâ: Âîò, äðóãîå äåëî. À êòî âîäèë äåòåé íà ðàñòåðçàíèå? Ïîòîìó ÷òî «íàäî æå ðåá¸íêó ðîäîâóþ òðàâìó ïîïðàâèòü». [Íåñêîëüêî ïîäíÿòûõ ðóê.] À êîìó ðåêîìåíäîâàëè, ÷òî «ðåá¸íêó íàäî»? [Ìíîãî ïîäíÿòûõ ðóê.] Ñïàñèáî. À åñòü òàêèå, êòî íèêîãäà íå ñòàëêèâàëèñü? [Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî çðèòåëåé ïîäíèìàþò ðóêè.]
Äà íåóæåëè? Íè÷åãî ñåáå! Ïðîøó òåõ, êòî ñìîòðèò íàñ îíëàéí, ïåðåéòè ïî ññûëî÷êå â ÷àòå è òîæå ïðîãîëîñîâàòü. Âñ¸, òåïåðü ÿ óõîæó.
Àëåêñåé Âîäîâîçîâ: Äà. Èòàê, íà÷í¸ì ñ íåî÷åâèäíûõ âåùåé. Êóäà ñòàâèòü óäàðåíèå, êàê ïðàâèëüíî: îñòåîïáòèÿ èëè îñòåîïàòѝÿ?
 ìåäèöèíå, ïîñêîëüêó ó íå¸ ãðå÷åñêèå è ëàòèíñêèå êîðíè, îäèí è òîò æå ãðå÷åñêèé êîðåíü πάθος îáîçíà÷àåò «áîëåçíü». È ïîëó÷àåòñÿ òàê, ÷òî è çàáîëåâàíèÿ îäèíàêîâûå, è òå íàïðàâëåíèÿ, êîòîðûå îïðåäåë¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè çàíèìàþòñÿ, îíè íàçûâàþòñÿ òàê æå. Ïðîñòî òàê óñòàíîâèëîñü, òàêàÿ òðàäèöèÿ, òàê ñëîæèëîñü. Ïîýòîìó, åñëè çàáîëåâàíèå, ìû ñòàâèì óäàðåíèå íà ïðåäïîñëåäíèé ñëîã: ïîëó÷àåòñÿ «ïñèõîïàòѝÿ», «íåéðîïàòѝÿ» èëè ïðèäóìàííàÿ ìíîé «ãèïîýíöåôàëîêðàíѝÿ» ýòî ïîíèæåííîå ñîäåðæàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà â ÷åðåïå, åñëè ÷òî. [ñìåõ è àïëîäèñìåíòû]
À åñëè ýòî êàêîå-òî íàïðàâëåíèå, êîòîðîå çàíèìàåòñÿ ëå÷åíèåì (ñâîèìè êàêèìè-òî îïðåäåë¸ííûìè ìåòîäàìè), òî ìû [óäàðåíèå] ñòàâèì íà «à», òî åñòü «ãîìåîïáòèÿ», «íàòóðîïáòèÿ», «îñòåîïáòèÿ».
Ñëóøàéòå, à íè÷åãî òàê êîìïàíèÿ ïîäîáðàëàñü, äà? Åñëè áû ÿ áûë êàêèì-íèáóäü íåïðàâèëüíûì ôèëîëîãîì, ÿ áû òóò æå êàêóþ-òî àëüòåðíàòèâíóþ ôèëîëîãèþ íà÷àë áû ðàçâèâàòü â ýòîì íàïðàâëåíèè, ïîòîìó ÷òî î÷åíü óæ êó÷íî ïîëó÷èëîñü.
Ñðàçó ñêàæó, ÷òî ïåðâàÿ ïðåòåíçèÿ, êîòîðóþ âûñêàçûâàþò îáû÷íî, ÷òî «âû ïîëüçóåòåñü íåïðàâèëüíûìè èñòî÷íèêàìè, âû ÷èòàåòå íå òå êíèãè, âû íå òåõ àâòîðîâ ñëóøàåòå», è ïðî÷åå, è ïðî÷åå. Çäåñü ñêàæó, ÷òî ÿ îïèðàëñÿ íà ñàìûå îôèöèàëüíûå èç äîñòóïíûõ íà ðóññêîì ÿçûêå èñòî÷íèêîâ. Ó íàñ åñòü Îñòåîïàòè÷åñêàÿ àññîöèàöèÿ, è îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ, êîòîðóþ ÿ áóäó ðàçáèðàòü, ÿ ÷åðïàë îòòóäà òî åñòü êóäà óæ îôèöèàëüíåå, êóäà óæ òî÷íåå.
È ÿ âûíóæäåí ñ ñîæàëåíèåì êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî ñåé÷àñ îñòåîïàòèÿ äîñòàòî÷íî ëåãàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñïåöèàëüíîñòü.
×òî èíòåðåñíî, äèàáåòîëîãèþ, íàïðèìåð, óáðàëè èç ýòîãî ïðèêàçà, à âîò îñòåîïàòèþ íåò. Íàñêîëüêî ÿ çíàþ, ó ëþäåé, êîòîðûå ðàáîòàëè â êîìèññèÿõ ïî óòî÷íåíèþ ýòîãî ñïèñêà, êàê ðàç îñòåîïàòû áûëè íà ïåðâîì ìåñòå íà âûëåò. Íî èì ñêàçàëè: «Àé-àé-àé! Íåëüçÿ! Èõ ïîääåðæèâàþò â âåðõàõ. Ïîýòîìó èçâèíèòå, âûáèðàéòå êîãî-íèáóäü äðóãîãî». È òàê äèàáåòîëîãè âûëåòåëè èç ïåðå÷íÿ ìåäèöèíñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé, à îñòåîïàòû îáðàäîâàëèñü. Íî íàäî ñêàçàòü, ÷òî âñ¸ ýòî íà÷àëîñü, êîíå÷íî, íå ñåãîäíÿ.
ß ÷èòàë àâòîáèîãðàôèþ Ýíäðþ Òåéëîðà Ñòèëëà. ×òî ñåé÷àñ õîðîøî ó íàñ åñòü Èíòåðíåò, ó íàñ åñòü îöèôðîâàííûå ñòàðûå èñòî÷íèêè. Îäíî èç èçäàíèé XIX âåêà ìîæíî íàéòè, êòî õî÷åò âîçüìèòå, ïî÷èòàéòå è óáåäèòåñü ñàìè. Èíôîðìàöèþ ÿ ÷åðïàë â òîì ÷èñëå è èç ýòîãî, áîëåå ÷åì îôèöèàëüíîãî èñòî÷íèêà, ïîòîìó ÷òî âîò ýòîò çàìå÷àòåëüíûé ÷åëîâåê îí îñòåîïàòèþ ïðèäóìàë. Êàê òàê ïîëó÷èëîñü? Âîò ïðîñòî âçÿë è ïðèäóìàë. Ïîòîìó ÷òî â XIX âåêå îáû÷íàÿ ìåäèöèíà ñêîðåå íàïîìèíàëà èíêâèçèöèþ ñî âñåìè å¸ íåãàòèâíûìè ïîñëåäñòâèÿìè, è ïûòêà (ñâîåîáðàçíàÿ, êîíå÷íî) òîæå âõîäèëà â ñîñòàâ òîãäàøíåé ìåäèöèíû. Íàïðèìåð, ñóùåñòâîâàëè î÷åíü èíòåðåñíûå âåùè. Ëå÷åíèå ðòóòüþ ýòî ìû ïîíèìàåì: ïðîñòî ëå÷àò ðòóòüþ. À êàê? Ñîçäàâàëèñü ñïåöèàëüíûå âåéïîðàòîðû, ðòóòü òàì íàãðåâàëè è ÷åðåç ðàñòðóá ïîäàâàëè áîëüíîìó ÷åëîâåêó. Òî åñòü îí äûøàë ñàìûì òîêñè÷íûì, ÷òî âîîáùå ìîæíî ïðèäóìàòü â ðòóòè, å¸ ïàðàìè. Âñ¸ çàìå÷àòåëüíî. Êðîâîïóñêàíèÿ, ìûøüÿê, è ïðî÷åå, è ïðî÷åå. Ìåäèöèíà XIX âåêà ýòî áûë ïåðåõîä èç ìðàêîáåñèÿ, ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó, â íîðìàëüíóþ ìåäèöèíó. Óæå âîò-âîò Ïàñòåð ðàññêàæåò î òîì, ÷òî çàáîëåâàíèÿ âûçûâàþòñÿ ìèêðîîðãàíèçìàìè, Ëèñòåð ýòî ïîäòâåðäèò, è âìåñòå ñ Çåììåëüâåéñîì ñîçäàäóò àíòèñåïòèêó íî ýòî âñ¸ áóäåò ÷óòü ïîçæå, óæå ÷óòü-÷óòü áëèæå ê íàøåìó âðåìåíè. À òîãäà ìåäèöèíà, â îáùåì, íå áëèñòàëà. Ïîýòîìó Ýíäðþ Òåéëîð Ñòèëë (ïî åãî ñîáñòâåííîìó óòâåðæäåíèþ, îí áûë õèðóðãîì, îäíàêî â èñòî÷íèêàõ ýòîãî íàéòè íå óäà¸òñÿ, íî âðîäå êàê îí áûë âðà÷-îðãàíèçàòîð: ïîìîãàë ñâîåìó îòöó âî âðåìÿ Ãðàæäàíñêîé âîéíû â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ, áûë îäíèì èç îñíîâàòåëåé Óíèâåðñèòåòà Áåéêåðà äîñòàòî÷íî èçâåñòíîå ñåé÷àñ ó÷ðåæäåíèå â ÑØÀ, àôôèëèðîâàííîå ñ Îáúåäèí¸ííîé öåðêîâüþ ìåòîäèñòîâ) îí ñìîòðåë íà âåñü ýòîò óæàñ, ïëþñ ó íåãî áûëà ëè÷íàÿ òðàãåäèÿ: ó íåãî è ñóïðóãà, è òðè äî÷åðè ïîãèáëè îò ìåíèíãèòà (îò ìåíèíãèòà ìû è ñåãîäíÿ ìîæåì óïóñòèòü ïàöèåíòà, à òîãäà, êàê âû ïîíèìàåòå, ýòî áûëî âïîëíå ñåáå ïîäñò¸ãèâàþùåé ìîòèâàöèåé), è îí ïîäóìàë: íóæíî ñîçäàòü äðóãóþ ìåäèöèíó, ïðèíöèïèàëüíî èíóþ òó, êîòîðàÿ áóäåò ëå÷èòü íå áîëåçíü, à áîëüíîãî, êîòîðàÿ áóäåò âîññòàíàâëèâàòü âîçìîæíîñòè îðãàíèçìà, è òàê äàëåå. Îïÿòü æå, íà òîò ìîìåíò ýòî áûëî íîðìàëüíî, òîãäà èìåííî â ýòîì íàïðàâëåíèè âåëèñü ïîèñêè. Òîìñîíèàíöû, ãèäðîïàòû, ãîìåîïàòû ýòî âñ¸ ïðèìåðíî â îäíîì è òîì æå íàïðàâëåíèè. Ìàëî òîãî, ïðèìåðíî â ýòè æå ãîäû è òîæå â Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòàõ äðóãîé ôàíòàç¸ð è âûäóìùèê Äýíèýë Äýâèä Ïàëìåð ïðèäóìàë õèðîïðàêòèêó. Êñòàòè, íå ïóòàéòå îñòåîïàòèþ ñ õèðîïðàêòèêîé. Ñòîðîííèêè òîãî è äðóãîãî äîñòàòî÷íî íàñòîðîæåííî äðóã ê äðóãó îòíîñÿòñÿ è ãîâîðÿò, ÷òî «òå ïëîõèå, à ìû õîðîøèå» è íàîáîðîò.
Ïî÷åìó âäðóã îñòåîïàòèÿ òàê õîðîøî ïîøëà? Ïîòîìó ÷òî íà íå¸ íà÷àëèñü ãîíåíèÿ. À, êàê âû ïîíèìàåòå, åñëè íà êîãî-òî îôèöèàëüíûå âëàñòè, îôèöèàëüíûå ìåäèêè íà÷èíàþò íàåçæàòü, òî ñðåäè ëþäñêîé ìàññû íåìåäëåííî ó ýòîãî íàïðàâëåíèÿ âûðàñòàåò ðåéòèíã. Òàê îí âûðîñ è ó îñòåîïàòèè, òåì áîëåå ÷òî ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî ó ýòîãî òå÷åíèÿ îêàçàëñÿ ïðåêðàñíûé ïèàðùèê.
Ìàðê Òâåí ìû åãî çíàåì êàê çàìå÷àòåëüíîãî ïèñàòåëÿ, à îí áûë [òàêæå] çàìå÷àòåëüíûì îðàòîðîì è îñòðûì íà ÿçûê ÷åëîâåêîì. Íàïðèìåð (îäíî èç åãî èçâåñòíûõ èçðå÷åíèé) íà àññàìáëåå øòàòà Íüþ-Éîðê îí ñêàçàë: «Ïðîñèòü ìíåíèå âðà÷à îá îñòåîïàòèè âñ¸ ðàâíî ÷òî ñïðàøèâàòü Ñàòàíó î õðèñòèàíñòâå». Ïëþñ îí äîáàâëÿë, ÷òî îñòåîïàòû íà ñàìîì äåëå èñöåëÿþò ëþäåé â îòëè÷èå îò ýòèõ ñòðàøíûõ âðà÷èøåê, è èìåííî ïîýòîìó áèçíåñ îðòîäîêñàëüíîé ìåäèöèíû ïðîñåäàåò è íà îñòåîïàòîâ íà÷èíàþòñÿ ãîíåíèÿ. Çíàêîìûå ìîòèâû! ×òî-òî òàêîå ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü, êîãäà âûøåë ìåìîðàíäóì ïî ãîìåîïàòèè. Íè÷åãî íîâîãî, âñ¸ ýòî èä¸ò îòòóäà.
Âî âðåìåíà ÑÑÑÐ îñòåîïàòèÿ ïîÿâèëàñü è ó íàñ. Ïðè÷¸ì ÿ äàæå æèâü¸ì ýòî âèäåë. Ïîòîìó ÷òî ÿ ó÷èëñÿ â Âîåííî-ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè, è îäèí èç íàøèõ ïðåïîäàâàòåëåé î÷åíü èíòåðåñîâàëñÿ âñÿêèìè ïîïîëçíîâåíèÿìè â ñòîðîíû, ïðèìåðíî êàê Ýíäðþ Ñòèëë. È îí ñêàçàë, ÷òî ïðèåçæàåò ñîâåðøåííî èçóìèòåëüíûé âðà÷ Âèîëà Ôðàéìàí èç Ñîåäèí¸ííûõ Øòàòîâ è áóäåò ÷èòàòü â èíñòèòóòå Òóðíåðà (ýòî Èíñòèòóò òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè â Ëåíèíãðàäå) ëåêöèþ î íîâîì íàïðàâëåíèè ìåäèöèíû, êîòîðîå â Øòàòàõ ðàçâèâàåòñÿ, è îíî òàêîå ïðåêðàñíîå è çàìå÷àòåëüíîå, êòî õî÷åò ñõîäèòå. ß ñõîäèë, ÿ íà ýòîé ëåêöèè áûë. Îíà äåéñòâèòåëüíî ðàññêàçûâàëà èçóìèòåëüíûå âåùè î òîì, ÷òî «âû æå ïîíèìàåòå, ÷òî îðãàíèçì åäèíîå öåëîå?» È âñå, êîíå÷íî: «Äà, ïîíèìàåì». À êàê æå, ïðàâäà. «Âû æå çíàåòå, ÷òî àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ñâÿçàíû?» «Êîíå÷íî, çíàåì». Âñ¸ ïðåêðàñíî. «Çíà÷èò, âîçäåéñòâèåì íà àíàòîìèþ ìîæíî èçìåíÿòü ôèçèîëîãèþ!» íó, â ïðèíöèïå ìîæíî, ïî÷åìó áû íåò, çàâèñèò îò À äàëüøå óæå áûëà ñìåñü ýçîòåðèêè ñ ÷åì-òî íå î÷åíü ïîíÿòíûì (ïî êðàéíåé ìåðå, äëÿ ìåíÿ), íî íåêîòîðûå ëþäè çàãîðåëèñü. Ñîáðàëàñü êîìàíäà, êîòîðàÿ ïîåõàëà â Ñîåäèí¸ííûå Øòàòû ïåðåíèìàòü îïûò, è â 1994 ãîäó â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå (óæå ïåðåèìåíîâàííîì) ïîÿâèëàñü ïåðâàÿ Ðîññèéñêàÿ îñòåîïàòè÷åñêàÿ àññîöèàöèÿ, à òåïåðü, êàê âèäèòå, ýòî âïîëíå ëåãàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñïåöèàëüíîñòü. È, â îáùåì, íèêîãî íå ñìóùàëî, ÷òî åù¸ â 1992 ãîäó Ôðàéìàí ïðèâëåêëè ê äèñöèïëèíàðíîé îòâåòñòâåííîñòè çà íåíàäëåæàùåå îêàçàíèå ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íåäåëüíîìó ðåá¸íêó ÷òî-òî îíà òàì î÷åíü ñèëüíî íàêîñÿ÷èëà; ñíà÷àëà ó íå¸ îòîáðàëè ëèöåíçèþ, íî ïîòîì âåðíóëè íà óñëîâíûé ñðîê, ÷òî íàçûâàåòñÿ, å¸ ïîñòàâèëè ïîä íàáëþäåíèå è òàê äàëåå. Ýòî íèêîãî íå èíòåðåñîâàëî, ïîòîìó ÷òî ç¸ðíà, êàê âû ïîíèìàåòå, óïàëè íà áëàãîäàòíóþ ïî÷âó.
Èòàê, ÷òî òàêîå ñîâðåìåííàÿ îñòåîïàòèÿ? Îïÿòü æå, ÿ áðàë îôèöèàëüíîå îïðåäåëåíèå, íå ïðèäóìûâàë. Ýòî õîëèñòè÷åñêàÿ (òî åñòü öåëîñòíàÿ: ìû ðàáîòàåì ñ öåëûì îðãàíèçìîì, â îòëè÷èå îò îñòàëüíûõ âðà÷åé, êîòîðûå ðàáîòàþò, âèäèìî, ñ ðàñ÷ëåí¸íêîé) ìàíóàëüíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ñèñòåìà ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè (òî åñòü ýòî ïîëó÷àåòñÿ íîâîå íàïðàâëåíèå â ìåäèöèíå, öåëèêîì), êîòîðàÿ óñòðàíÿåò ïîñëåäñòâèÿ ñîìàòè÷åñêèõ äèñôóíêöèé (òî åñòü åñòü êàêèå-òî íàðóøåíèÿ ìû èõ ìîæåì èñïðàâèòü), è âñ¸ âîçäåéñòâèå èä¸ò èçâíå: ìû êàê áû çàäà¸ì âîïðîñû ïðè ïîìîùè ìûøö, ñâÿçîê, ôàñöèé îðãàíèçì íàì îòâå÷àåò, ìû èíòåðïðåòèðóåì, è ïðè ïîìîùè âîçäåéñòâèÿ íà âñå ýòè ìûøöû, ôàñöèè è âñ¸ îñòàëüíîå ìû èñïðàâëÿåì òå íåäîñòàòêè, êîòîðûå ñëó÷èëèñü â îðãàíèçìå. Ëàäíî, ýòî çâó÷èò åù¸ áîëåå-ìåíåå.
Ñëåäóþùèé âàðèàíò. Äåëî â òîì, ÷òî ýòèõ ðàçäåëîâ íåñêîëüêî. Îäèí èç íèõ, íàïðèìåð, êðàíèîñàêðàëüíûé («ñàêðàëüíûé» çäåñü â àíàòîìè÷åñêîì ñìûñëå: sacrum ïî-ìåäèöèíñêè [ïî-ëàòûíè ïðèì.ðåä.] çíà÷èò «êðåñòåö», è ïîëó÷àåòñÿ ÷åðåïíî-êðåñòöîâàÿ îñòåîïàòèÿ) âîññòàíàâëèâàåò ìèêðîïîäâèæíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà è ñïèííîãî ìîçãà. Òóò íà÷èíàþòñÿ âîïðîñû. Âî-ïåðâûõ, ÷òî òàêîå ìèêðîïîäâèæíîñòü? Ïîòîìó ÷òî ñîòðÿñåíèå ìîçãà ýòî òîæå ìèêðîïîäâèæíîñòü. Ïðàâäà. Äåëî â òîì, ÷òî ó íàñ â ãîëîâå î÷åíü ìàëî ìåñòà. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ñòàíèñëàâ Äðîáûøåâñêèé ñêàçàë, ÷òî ó íàñ óìåíüøàåòñÿ ìîçã, ìåñòà åìó âñ¸ åù¸ ìàëî. Äà, òàì åñòü ñèñòåìà àìîðòèçàöèè, íî ëþáîé óäàð, ëþáàÿ êîíòóçèÿ, ëþáîå ñîòðÿñåíèå ýòî âñåãäà ïëîõî äëÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. È êàê ïîíÿòü, â ÷¸ì âûðàæàåòñÿ ýòà ìèêðîïîäâèæíîñòü, êàê å¸ îïðåäåëèòü ÿ íå íàø¸ë îòâåòà.  ìèëëèìåòðàõ, â îìàõ, â àìïåðàõ èëè åù¸ â ÷¸ì-íèáóäü â ÷¸ì ýòî èçìåðÿåòñÿ? Ýòî ïåðâûé âîïðîñ. Âòîðîé âîïðîñ: êàê ýòî ñâÿçàíî ñ çàáîëåâàíèÿìè? Òî åñòü ãäå ìàñøòàáíûå èññëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ íàïèñàíî, ÷òî èç-çà íàðóøåíèÿ ìèêðîïîäâèæíîñòè ðàçâèâàþòñÿ êàêèå-òî çàáîëåâàíèÿ? È ïîñëåäíèé [âîïðîñ]: ÷òî ìû ìîæåì ñäåëàòü, êàê ìû ìîæåì ýòó ìèêðîïîäâèæíîñòü âîññòàíîâèòü? Ñàì Ýíäðþ Ñòèëë îá ýòîì ãîâîðèë, ÷òî îí ïðè ïîìîùè âñòðÿõèâàíèé ìîã èçáàâèòü ðåá¸íêà îò êðóïà (ýòî îò¸ê ãîðòàíè), îò ñêàðëàòèíû, îò äèôòåðèè, è åù¸ îí ìîã, íàïðèìåð, óäåðæèâàÿ ðåá¸íêà çà øåþ, çà òðè äíÿ èçáàâèòü åãî îò êîêëþøà. ß ïîíèìàþ, ÷òî â ìèðîâîì èñêóññòâå ó íàñ åñòü òàêèå ïðèìåðû
Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ìåäèöèíå åñòü ñèíäðîì âñòðÿõíóòîãî ðåá¸íêà, íàïðèìåð. Ýòî êîãäà ðåá¸íêà âîò òàê íà÷èíàþò òðÿñòè ýòî íåõîðîøî, ñðàçó ãîâîðþ. Èìåííî èç-çà òîãî, ÷òî òàì âîò ýòà ìèêðîïîäâèæíîñòü, âèäèìî, ñòàíîâèòñÿ «ìàêðî-». Ãäå ãðàíèöà, ÿ òàê è íå íàø¸ë.
Ñëåäóùåå âèñöåðàëüíûé ðàçäåë. Ýòî ñàìîå èíòåðåñíîå. Äåëî â òîì, ÷òî îí îòíîñèòñÿ ê âíóòðåííèì îðãàíàì (viscerum ýòî âíóòðåííîñòè âñå íàøè). ?