Аппараты мрт мощностью 4 тесла
Вам назначили исследование с помощью магнитно-резонансной томографии? Как выбрать, какой именно томограф вам необходим?
Что лучше в каждом конкретном случае? А может быть просто достаточно того, что это — МРТ, а характеристики аппарата не имеют значения?
Попробуем разобраться.
Чтобы понимать
Если говорить просто, в основе метода МРТ лежит воздействие на организм человека определённого сочетания электромагнитных волн в постоянном магнитном поле высокой напряжённости.
ВСЕ ЛИ ТКАНИ МОЖНО ОДИНАКОВО ХОРОШО
«УВИДЕТЬ» НА МРТ? КАК ОКАЗАЛОСЬ, НЕТ
На воздействие этих факторов реагируют входящие в состав молекул протоны водорода. Аппарат фиксирует эти сигналы, преобразуя их в соответствующие изображения на экране монитора.
Что «видит»?
Возникает первый вопрос: все ли ткани можно одинаково хорошо «увидеть» на МРТ? Как оказалось, нет. МРТ имеет преимущества в анализе образований, богатых протонами водорода. Их много, в частности, в воде, которой, в свою очередь, богаты мягкие ткани. Поэтому самая «сильная» сторона этого метода — именно такие анатомические (и патологические) образования (головной мозг, мышцы, связки, сухожилия, хрящ и некоторые другие). Вместе с тем МРТ в ряде случаев хорошо «справляется» и с костной тканью.
Читайте материал по теме: МРТ, КТ, УЗИ – как выбрать, что необходимо?
Когда мощность имеет значение
Как оказалось, качество изображения зависит не только от концентрации протонов водорода, но и мощности/напряжённости используемого магнитного поля. Термин «мощность» не совсем корректен, и на практике под ним понимается физическая величина, обозначающая единицу измерения индукции магнитного поля — Тесла (Тл, международное обозначение — Т).
Существуют различные классификации томографов по данному критерию. В качестве примера приведем одну из них.
Аппараты МРТ, напряженность магнитного поля в которых составляет менее 0,5 Тесла, получили название низкопольных. До 1 Тесла — среднепольные. 1,5 Тесла — высокопольные. Более 1,5 — сверхвысокопольные.
Что даст информация о Тесла?
Понятно, что низко- и среднепольные томографы — не самые мощные. Это означает, что они могут выявлять лишь достаточно крупные патологические изменения. Например, их мощности достаточно пригодны для исследования ряда патологий позвоночника, головного мозга.
Считается, что аппараты с низкой мощностью не позволяют эффективно диагностировать болезни сердечно-сосудистой системы, некоторые заболевания головного мозга, выполнять магнитно-резонансную ангиографию.
АППАРАТЫ МРТ, НАПРЯЖЕННОСТЬ МАГНИТНОГО ПОЛЯ
В КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 0,5 ТЕСЛА,
ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ НИЗКОПОЛЬНЫХ.
ДО 1 ТЕСЛА — СРЕДНЕПОЛЬНЫЕ.
1,5 ТЕСЛА — ВЫСОКОПОЛЬНЫЕ.
БОЛЕЕ 1,5 — СВЕРХВЫСОКОПОЛЬНЫЕ
Вместе с тем в открытых источниках встречаются данные, согласно которым томографы до 0,5 Тл полностью отвечают клинико-диагностическим требованиям в 95% всех клинических применений. Для аппаратов 0,5-1,0 Тл этот показатель составляет 97%. Томографы более 1,0 Тл соответствуют всем требованиям, используясь также и в научных исследованиях.
Также сообщается, что между изображениями, полученными на аппаратах мощностью 1,5 и 1 Тл имеется ощутимая разница.
«Хочу пройти исследование на высокопольном томографе»: всегда ли это возможно?
Технически аппараты с высокой напряженностью магнитного поля относятся к так называемым томографам закрытого типа. Это, по сути, сквозная «труба», которая открыта с двух сторон (голова и стопы), но полностью закрыта по периметру пациента.
Затруднения для прохождения процедуры в таком приборе могут возникнуть тогда, когда пациент боится замкнутого пространства. С помощью специальной работы преодолеть этот страх возможно, но удаётся это не всегда.
Читайте материал по теме: Как помочь пациенту, испытывающему страх перед МРТ-диагностикой?
Другой момент, ограничивающий диагностику на высокопольном томографе — большой охват тела пациента. Такое может быть, в частности, при тяжелых степенях ожирения и конституционально крупном телосложении. Хотя многие виды современного оборудования во многих случаях позволяют обследовать таких пациентов, полностью исключить этого нельзя.
Есть ли выход для перечисленных категорий исследуемых? Да. Томографы меньшей мощности — низко- и среднепольные — выпускаются как аппараты открытого типа. Что это значит? В таком томографе пациент лежит на столе, над ним находится еще одна часть установки. По бокам, а также со стороны головы и стоп — свободное пространство.
В ряде случаев аппараты такого типа также используются для обследования детей.
«Быстрее. Выше. Сильнее»: куда движется технология МРТ?
Согласно имеющимся данным, созданные на сегодняшний день и широко используемые в клинической практике томографы позволяют решить любую диагностическую задачу — разумеется, в той области, в которой применение принципа МРТ обосновано и целесообразно.
Вместе с тем появляются сообщения о том, что помимо мощных 1,5 и 3-тесловых установок был создан томограф с напряженностью поля в 7 Тл, а несколько месяцев назад в США (Миннесота) анонсирован самый «сильный» на сегодняшний день аппарат в 10,5 Тл.
Читайте материал по теме: Когда необходима позитронно-эмиссионная томография?
Но «если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно»? По-видимому, да. Однако существует мнение, что в целом безопасный для организма человека метод магнитно-резонансной томографии безопасен до уровня 2-2,5 Тл, а всё, что выше, предназначено для исследовательских целей. Если так, то как объяснить, что 7-тесловый аппарат уже одобрен для клинического применения Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA, США)? Чем объясняется «гонка» мощностей — даже если с помощью таких приборов можно будет «увидеть невидимое»?
Прогресс = новые вопросы
Технология МРТ поступательно развивается. На сегодняшний день имеются аппараты разных мощностей и типов.
Как сориентироваться в том, какой аппарат и «сколько тесла» подойдет именно вам? Действительно ли разница в мощности МРТ (будь то маломощные аппараты или томографы, 1,5, 3 и 7 Тесла) имеет клиническое значение? Можно ли у нас в стране сделать МРТ с наиболее высокими показателями мощности, применяющимися на сегодняшний день в клинической практике? Кто принимает окончательное решение в вопросе мощности и типа прибора в каждом конкретном случае? И что делать, если есть ограничения для прохождения диагностики в высокопольном томографе?
Помочь разобраться в этих вопросах мы попросили кандидата медицинских наук, специалиста в области лучевой диагностики, члена правления группы медицинских компаний «Эксперт», директора «Института Эксперт» Андрея Владимировича Коробова.
Ответ:
Получение простых ответов на сложные вопросы – любой из нас готов к приобретению таких возможностей. При этом, сама формулировка запроса подразумевает принятие выбора на стороне пациента. Тогда как сложность и глубина физики процесса получения МРТ-изображения исключает возможность эффективного принятия решения по выбору места где делать исследование по такому, казалось бы простому и понятному параметру, как напряженность магнитного поля.
Без специальных глубоких знаний как в клинических, патофизиологических, патоморфологических процессах, так и в диагностических возможностях визуализации того или иного конкретного оборудования принять такое решение невозможно. Индивидуальные особенности обследуемого также могут иметь критические значения для возможности проведения исследования. Всё это накладывает особую ответственность на врача, принимающего решение и осуществляющего выбор.
БЕЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КАК В КЛИНИЧЕСКИХ,
ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ, ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ,
ТАК И В ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
ТОГО ИЛИ ИНОГО КОНКРЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ТОМ, АППАРАТ
КАКОЙ ИМЕННО МОЩНОСТИ ПОДОЙДЁТ, НЕВОЗМОЖНО
Приверженцы классического подхода к проведению диагностического процесса утверждают финальную роль в принятии решения за врачом-клиницистом, который, в идеальной картине мира, делает назначение и выписывает направление на исследование, определяя, в том числе и вид МРТ диагностической процедуры и место (или несколько мест при их равнозначности по его представлениям) проведения обследования.
Проблемой является тот факт, что, получая высокую квалификацию в той или иной специальности, врач, зачастую, лишен возможности получать самую современную информацию в смежных областях медицины, какой может являться, в частности, МРТ-диагностика, которые развиваются настолько динамично, что специализированная популяризация отстаёт от реального осуществления их возможностей. Именно поэтому, наиболее эффективной в принятии решения по виду и по месту проведения МРТ обследования является связка как врача-клинициста, знающего и понимающего все нюансы того или иного предполагаемого к уточнению патологического процесса, так и врача-рентгенолога, располагающего сведениями о всех возможностях того или иного конкретного аппаратного комплекса.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ
ПО ВИДУ И ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ
МРТ-ОБСЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
СВЯЗКА ВРАЧА-КЛИНИЦИСТА И ВРАЧА-РЕНТГЕНОЛОГА
В случае настойчивого желания пациента принять решение по выбору самостоятельно, следует помнить, что эффективные возможности низкопольных (ниже 1 Тл) систем фокусируются на рутинном сканировании неподвижных органов и структур, каковыми были и остаются такие классические для применения МРТ-области сканирования, как головной мозг, позвоночник, крупные суставы. При любом предположении о возможном усложнении диагностической ситуации следует сделать выбор в сторону проведения исследования на оборудовании с напряжённостью магнитного поля 1 Тл и выше.
Хотя и из этого правила есть исключения, потому что на открытых низкопольных системах с поперечным направлением магнитного поля относительно продольной оси тела человека, получаемые изображения ничуть не уступают изображениям, полученным на аппаратах с напряжённостью магнитного поля 1 Тл и выше.
Читайте материал по теме: Чем отличаются открытый и закрытый томографы?
Также следует учитывать тот факт, что независимо от напряжённости магнитного поля аппарата, самостоятельное приятие решение о проведении обследования пациентом максимально, что может гарантировать, это пусть высокотехнологичное, но всё-таки скрининговое, «обзорное», «поисковое» исследование без фокусировки внимания врача-рентгенолога на возможных существенных деталях клинической картины патологического процесса и без применения специализированных, необходимых именно при этих проявлениях возможного заболевания технических и технологических возможностей сканирования, что формирует безусловный риск неумышленного пропуска той или иной патологии.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИЯТИЕ ПАЦИЕНТОМ
РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАКСИМАЛЬНО,
ЧТО МОЖЕТ ГАРАНТИРОВАТЬ, ЭТО ПУСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ,
НО ВСЁ-ТАКИ СКРИНИНГОВОЕ,
«ОБЗОРНОЕ», «ПОИСКОВОЕ» ИССЛЕДОВАНИЕ
Именно поэтому, какое бы уникальное техническое МРТ-оснащение современная медицина не представляла, максимально эффективное его использование возможно лишь в применении связки врача-клинициста и врача-рентгенолога для принятия решения о проведении того или иного диагностического обследования.
В клиниках для широких масс населения не встречается оборудование МРТ 4-5 Тесла. Это связано с тем, что для определения патологий достаточно более низкого показателя интерполяции. Чтобы обеспечить качество работы, МРТ аппарат имеет очень высокую стоимость. Обследование при помощи него недоступно для многих пациентов.
Запись на МРТ в клиники Москвы и Московской области +7 (499) 519-32-37
- Гарантия лучшей цены при записи через наш сайт
- Бесплатно подберем для вас ближайшую клинику
- Запишем на самое удобное для вас время приема
На нашем портале собраны лучшие медицинские центры, которые проводят МРТ в Москве – цены и адреса клиник, отзывы, рейтинг. Записавшись на диагностику онлайн на нашем сайте или позвонив предварительно по телефону, вы получите скидку на все виды магнитно-резонансной томографии.
Федеральный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева
Адрес: Москва, ул. Саморы Машела, 1, тел. (495) 287-65-81
Филиал Мединцентр ГлавУпДК при МИД РФ
Адрес: Москва, пер. Добрынинский 4-й, 4, тел. (495) 933-86-48, (495) 933-86-49
ЦКБ №1 ОАО РЖД
Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, 84, тел. (495) 490-42-01, (495) 925-02-02
Федеральный научно-клинический центр
Адрес: Москва, бул. Ореховый, 28, тел. (495) 395-64-98, (495) 395-63-94
ЦКБ №2 им. Семашко ОАО РЖД
Адрес: Москва, ул. Будайская, 2, тел. (495) 727-00-03
ЦКБ РАН, стационар
Адрес: Москва, бул. Литовский, 1А, тел. (499) 400-47-33
Федеральный медицинский биофизический центр им. Бурназяна
Адрес: Москва, ул. Маршала Новикова, 23, тел. (499) 190-45-86, (499) 190-95-00
Филиал №2 3 ЦВКГ им. Вишневского
Адрес: Москва, ул. Левобережная, 5, тел. (495) 451-49-42
ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова
Адрес: Москва, ул. Щукинская, 1, тел. (495) 544-18-00
Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения
Адрес: Москва, ул. Николоямская, 20, стр. 1, тел. (495) 698-04-14, (495) 698-04-15
Швейцарская клиника «SwissClinic»
Адрес: Москва, ул. Николоямская, 19, стр. 1, тел. (495) 782-50-10
Эндокринологический научный центр
Адрес: Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 11, тел. (495) 500-00-90
Университетская клиническая больница №3 Первого МГМУ им. Сеченова
Адрес: Москва, ул. Россолимо, 11, к. 1, тел. (499) 246-54-01
Центральная клиническая больница РАН
Адрес: Москва, ул. Фотиевой, 12, корп. 3, тел. (499) 400-47-33
ФГБУ МНИОИ им. Герцена Минздрава России
Адрес: Москва, пр. 2-й Боткинский, 3, тел. (495) 945-88-55, (495) 946-65-03, (495) 945-71-86
Центральная детская клиническая больница ФМБА
Адрес: Москва, ул. Москворечье, 20, тел. (499) 638-36-84, (499) 324-34-64
Центральная поликлиника Литфонда
Адрес: Москва, ул. Аэропортовская 1-я, 5, тел. (499) 155-82-08
Центральная поликлиника ОАО РЖД
Адрес: Москва, ул. Новая Басманная, 5, тел. (499) 262-35-99, (499) 260-30-51, (499) 262-93-59
Центральный клинический военный госпиталь ФСБ РФ
Адрес: Москва, пер. Пехотный 1-й, 9/27, тел. (499) 190-53-40
Центральный НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова
Адрес: Москва, ул. Приорова, 10, тел. (495) 601-43-13, (495) 601-43-00
Особенности аппарата
Мощность излучения до 7 Тесла относится к сверхполярной категории. Ее представителем, встречающимся в клиниках, является установка 3 Тл. Это высокоточное оборудование закрытого или полуоткрытого типа, определяющее изменения здоровой ткани размером меньше 1 мм. Оно преимущественно используется для диагностики нарушений деятельности головного мозга, конечностей.
Томограф такой высокой мощности применяется в условиях научно-исследовательских лабораторий. Благодаря его применению, можно определить чувствительность опухолевых клеток к терапии, отследить этапы и скорость распространения патологического процесса по органу.
Чтобы сделать выводы на основании клинических испытаний, необходимо исследовать несколько групп людей на протяжении длительного срока. Оборудование должно быть таким, чтобы зарегистрировать малейшее изменение состояния исследуемого органа.
Где сделать в Москве?
Если пациент хочет сделать МРТ 4-5 Тл, то это невозможно при обследовании и диагностике заболеваний. В Москве нет ни одного центра, предлагающего услугу. Результат, получаемый при обследовании на томографе с показателем 3 Тл, достаточен для того, чтобы наглядно представить картину патологии, точно поставить диагноз, оценить состояние окружающих тканей.
Преимуществом диагностики заболеваний при помощи МРТ является не только точный результат и быстрая оценка состояния органа, но и безопасность. Даже высокое напряжение магнитного поля не влияет отрицательным образом на организм, поэтому может применяться у детей и беременных женщин.
ßðìàðêà áûëà ÷òî íàäî. Ñ ìåäâåäåì, ñ êîíîêðàäàìè, ñ äðàêîé. Íèêîëà òîâàð ïðîäàë è — ê áðàòíèíó êóìó, òóò ðÿäîì, çà öåðêîâüþ. Ëîøàäü ðàñïðÿã, ñåíöà åé áðîñèë.
Ïîøëè ñ êóìîì ãîñòèíöû âûáèðàòü, â êàçåííóþ çàâåðíóëè. Âûøëè — ãëÿíü, òîëïà. Ìóæèêè ñèëó ïîêàçûâàþò, êòî òÿæåëüøå ïîäûìåò. Íèêîëà òîæå ñóíóëñÿ. È êîáûëåíêà-òî âðîäå ëåäàùàÿ, à òîëüêî ïîäíÿë åå íà ïëå÷è, êàê ïîä êîðåøêàìè — õðÿñü! Ñòîèò — íå âçäîõíóòü. Ñòàíîâàÿ æèëà, çíà÷èò.
Êóì îáðàòíî â êàçåíêó òÿíåò: ìû ýòî äåëî, ãîâîðèò, ïîïðàâèì. Òîëüêî ïîäõîäèò íåçíàêîìûé ÷åëîâåê, âðîäå ñâîé, à âðîäå è áàðèí.  áåëîé øëÿïå. ß, ãîâîðèò, õóäîæíèê è õîòåë áû âàøó íàòóðó çàïå÷àòëåòü. Íî ïîñêîëüêó âèæó, â êàêîì âû åñòü áîëåçíåííîì ñëåäñòâèè áîãàòûðñêîãî ïîäâèãà, òàê ó ìåíÿ äîêòîð çíàêîìûé è áåñïëàòíî âûëå÷èò.
Êóì ñðàçó íà äûáû: ó íàñ, ìîë, ñâîÿ êîìïàíèÿ. Òîãäà â áåëîé øëÿïå äîñòàåò öåëêîâûé: ÿ, ãîâîðèò, î÷åíü äàæå õîðîøî ïîíèìàþ íàøå âçàèìíîå óâàæåíèå.
Êóìà êàê âåòðîì ñäóëî.
À â áåëîé øëÿïå áåðåò Íèêîëó ïîä ðó÷êó, ðîâíî äåâêó ãîðîäñêóþ, è âåäåò åãî ê äîêòîðó. Òîò êðè÷àòü — âîò äî ÷åãî ãëóïîñòü äîâîäèò. Íèêîëà äàæå êàðòóç âûðîíèë ñî ñòðàõó. Ñèäè, ãîâîðÿò åìó, ñåé÷àñ íàïèøåì çàïèñêó â áîëüíèöó.
Óøëè âñå. È ñòàë Íèêîëà ïðèõîäèòü â ñåáÿ. Ëîøàäü-òî ó êóìà îñòàâëåíà. À öûãàí â ãîðîäå ïîëíî. À â áîëüíèöå, ãîâîðÿò, êðîâü âûñàñûâàþò.
È âäðóã Íèêîëó áóäòî ñëåãîé óäàðèëî: ôàðìàçîí!!! Îí ñàìûé! Ñòðàííèöà áîæüÿ ñêàçûâàëà. Åçäèò ïî äåðåâíÿì, â áåëîé øëÿïå, âñåõ â ñâîþ âåðó îáðàùàåò: äåíüãè äàåò è ñïèñûâàåò ñ ÷åëîâåêà ïîëè÷üå íà áóìàãó äà íà õîëñòèíó. È åæåëè êòî ôàðìàçîíñêîé ïîãàíîé âåðå èçìåíèò, ñåé æå ìèã óçíàåò, â ïîëè÷üå ñòðåëÿåò, è îòñòóïíèê ïîìèðàåò íåìåäëÿ. Ñâÿò, ñâÿò!
Çàáûâ ïðî áîëü, âñêî÷èë Íèêîëà — è ÷åðåç ïîäîêîííèê. Îáñòðåêàëñÿ â êðàïèâå, áàðûíÿ ñ çîíòèêîì çàâèçæàëà. Äîáåæàë äî äîìó. Ìèãîì ëîøàäü îáðÿäèë, ïëþõíóëñÿ â òåëåãó. Ìèìî êàëàí÷è, ìèìî ëàáàçîâ, âíèç ïî áóëûæíèêó, çà çàñòàâó, âäîëü âûãîíîâ. Îïîìíèëñÿ àæ çà ñòàðûì ïîãîñòîì, êîãäà ëåñ íà÷àëñÿ.
Ëîøàäü áåæàëà íè øàòêî íè âàëêî. Íèêîëà ïîùóïàë äåíüãè çà ïàçóõîé, ïðèêîðíóë ïîóäîáíåé — ñòàíîâàÿ æèëà äàâàëà ñåáÿ çíàòü. Íè÷åãî, òîëüêî áû äî äåðåâíè äîáðàòüñÿ. Áàáêà Ñòåïàíèäà ïîïðàâèò. ×åðåç ïîðîã ïîëîæèò, íà ñïèíå òîïîðîì ñòàðûé âåíèê ïîòþêàåò, ïîøåï÷åò, ÷òî íàäî. Êàê ðóêîé ñíèìåò. Ñòàðà, à âñå ìîæåò. Íå òî ÷òî ýòè… Òîëüêî è çíàþò êðîâü ñîñàòü.
Ñìåðêàëîñü. Ëåñ çàãóñòåë. Ñîâñåì áëèçêî äî äåðåâíè, âîò òîëüêî ñòàðûé äóá ïðîåõàòü, à òàì è îïóøêà. Íåõîðîøåå ìåñòî ýòîò äóá.
Òàê è åñòü: âûíûðíóë èç êóñòîâ ìóæèê íå ìóæèê, ñ êîòîìêîé, áåç øàïêè, âåñü îáðîñ, âîëîñüå çà÷åñàíî íàëåâî, à áðîâåé íåòó. Âî òåáå, — äîáðîäóøíî ïîäóìàë Íèêîëà, ïåðåêðåñòÿñü è âûñòàâèâ êóêèø, — íå íà òàêîâñêîãî íàïàë. Ýòî íà Åðîôåÿ òû ñòðàøíûé, êîãäà äåðåâüÿ ëîìàòü çà÷íåøü.
Ëåøèé çàõîõîòàë, çàõëîïàë â ëàäîøè. Ëîøàäü ïîíåñëà, òðþõàÿ ñåëåçåíêîé. — Íó òû, àíàôåìà, — îñåð÷àë Íèêîëà, — â ëåñó íå áûâàëà!
Óõâàòèë êíóò, ïðèâñòàë, íàòÿíóë âîææè. Êîëåñî ïîäïðûãíóëî íà òîëñòîì äóáîâîì êîðíå, òåëåãà íàêðåíèëàñü…
…è íå âûïóñêàÿ èç ðóê óñêîëüçàþùóþ ðóëåâóþ áàðàíêó, Êîëÿ ðóõíóë îáðàòíî, íà æàëîáíî ñêðèïíóâøèå ïðóæèíû ñèäåíüÿ. Âèäàâøèé âèäû «Ìîñêâè÷» ñ íàòóæíûì âîåì ïðîïîëç åùå äåñÿòîê ìåòðîâ, âçîáðàëñÿ íà ïðèãîðîê è ñäîõ.
Êîëÿ âûïðîñòàë ñâîè äëèííûå íîãè èç àâòîìîáèëüíîãî íóòðà. Äî äåðåâíè îñòàëîñü âñåãî íè÷åãî: âîí ãîðñòêà èçá ó ïðóäà. È îäíà èçáåíêà ïîáëèæå, íà îòøèáå, ñìîòðåëà ìàëåíüêèìè îêîøêàìè â ëåñ, íà Êîëþ.
— Íó òû, àíàôåìà, — ïíóë îí ïîêðûøêó è ñàì ïîäèâèëñÿ ñâîåìó ëåêñèêîíó. Ìàøèíà âèíîâàòî ìîë÷àëà. Òîëüêî âíóòðè ïîä êàïîòîì ÷òî-òî èçðåäêà ïîòðåñêèâàëî, êàê ó îñòûâàþùåé ãàçîâîé äóõîâêè. È ÷òî òàì âñåãäà ïîòðåñêèâàåò?
Òðóäíî óçêîìó ñïåöèàëèñòó ïî íèçøèì ðàêîîáðàçíûì åçäèòü íà ñòàðîé è íåïðåñòèæíîé ìàøèíå. Ñåðâèñ â ýòîé îáëàñòè, êàê ãîâîðèòñÿ, íåíàâÿç÷èâ. Íàäî âñå ñàìîìó. Ãðóáûå ëþäè íà ñòàíöèè òåõîáñëóæèâàíèÿ, íàäìåííî ïðèíèìàÿ ïÿòåðêó, ñêàçàëè, ÷òî ðóêè ó íåãî íå òåì êîíöîì âñòàâëåíû, è òóò óæ íè÷åãî íå ïîïèøåøü. À æèòü õî÷åòñÿ. Õî÷åòñÿ ïóòåøåñòâîâàòü ïî ïðîñòîðàì. Âîò íûí÷å îí ïîñòàâèë ñåáå öåëüþ äîáðàòüñÿ â ãëóõîé óãîë, îòêóäà, ïî ñåìåéíûì ïðåäàíèÿì, ïîøëà åñòü êîëèíà äèíàñòèÿ…
— Êòî æ âàñ ïî òàêîé äîðîãå íàïðàâèë? — áîêîâîé òðîïèíêîé âäîëü îïóøêè ïîäîøëà ñóõîíüêàÿ áàáóñÿ â ïîëîòíÿíîé òóðèñòñêîé êåïî÷êå è ñîëíå÷íûõ î÷êàõ. — Ìåñòíûõ-òî ê äóáó ñèëêîì íå çàòàùèøü.
— Ëåñíèê ïîêàçàë, — îòâåòèë Êîëÿ, âñïîìèíàÿ íåäàâíþþ âñòðå÷ó íà ðàçâèëêå. Ñòàðèê-îáõîä÷èê ñèäåë íà ïåíå÷êå, ñáðîñèâ êîòîìêó. Ðàññòåãíóòàÿ ïî æàðå ôîðìåííàÿ òóæóðêà îòêðûâàëà êîñîâîðîòêó ìåëêîêðàï÷àòîãî ñèò÷èêà. Îáðîñøèé — êàê â ìîëîäåæíîì êàôå. Âîò òîëüêî áðîâåé íå áûëî. Ôóðàæêó ñ êîêàðäîé äåä ïîâåñèë íà êóñò. Íå ñïåøà è ñ óäîâîëüñòâèåì ðàñ÷åñûâàë ïûøíûé ÷óá. Ñïðàâà íàëåâî.
Íà âîïðîñ î äîðîãå ñòàðèê ñ øóìîì ïðîäóë ðàñ÷åñêó è ìîë÷à òêíóë áîëüøèì ïàëüöåì çà ïëå÷î. Ìàøèíà ðâàíóëà ñëîâíî ñàìà ïî ñåáå, çàäûõàÿñü, ñâàëèëàñü â ñòàðóþ êîëåþ. Äåä ãóëêî çàõîõîòàë âäîãîíêó. Ñòðàííûé êàêîé-òî.
— Íå ïîìíþ ÿ òàêîãî ëåñíèêà, — íàõìóðèëàñü áàáêà. — Íó, äîáðàëèñü, è ëàäíî. Ïîéäåìòå êî ìíå. À ìàøèíó áðîñüòå. Ïîñòîèò — ñàìà çàâåäåòñÿ.
×òî-÷òî, à ýòî Êîëÿ çíàë. È ïîòîìó îõîòíî ïîñëåäîâàë çà ñòàðóøêîé. Ïîêà øëè äî áëèæíåé èçáû, Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà îáî âñåì ïîâûñïðîñèëà Êîëþ è ïðî ñåáÿ ðàññêàçàëà. Ó÷èòåëüíèöà, íà ïåíñèè, çèìîé â ãîðîäå, ëåòîì — çäåñü, â îïóñòåâøåì ðîäíîì óãëó, âñÿ äåðåâíÿ ñúåõàëà íà öåíòðàëüíóþ óñàäüáó, òàì è ìàãàçèí, è ðàçíàÿ êóëüòóðà, è ñëóæáà áûòà.
…Âå÷åðîì ñèäåëè íà êðûëå÷êå. Àâòîìîáèëü, îòäîõíóâ, çàâîäèëñÿ êàê íè â ÷åì íå áûâàëî. Êîëÿ óæå îáîøåë îñòàòêè áûâøåé äåðåâíè. Æèëè òóò äâå ãëóõèå ñòàðóõè äà íåñêîëüêî óíûëûõ äà÷íèêîâ, ïðîíèêøèõ ñþäà ê ñîáñòâåííîìó íåäîóìåíèþ. Æèçíåðàäîñòíàÿ êîëèíà õîçÿéêà íå áîëüíî-òî îáùàëàñü ñ íèìè. Ê åå èçáóøêå íà îòøèáå ïðèõîäèëè òîëüêî ìåñòíûå êóðû ïîä íà÷àëîì öâåòàñòîãî ïåòóõà. Âîò è ñåé÷àñ ïåòóõ âàæíî ñòîÿë, ïîäæàâ íîãó, ïåðåä êðûëå÷êîì è ïðèñëóøèâàëñÿ ê áåñåäå, âñòàâëÿÿ êîðîòêèå êëîêî÷óùèå ðåïëèêè.
— Èøü, ôàðìàçîí, — çàñìåÿëàñü Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà, áðîñèâ â íåãî ùåïî÷êîé.
Ïåòóõ íå îáèäåëñÿ, òîëüêî ïðèêðèêíóë íà êóð — äåñêàòü, íå âàøåãî óìà äåëî.
— Ïî-ìîåìó, ôàðìàçîí äîëæåí áûòü â áåëîé øëÿïå, — ðàññåÿííî çàìåòèë Êîëÿ.
— Ñ ÷åãî âû âçÿëè?
— Íå çíàþ. — Êîëÿ ñàì óäèâèëñÿ. — Ìîæåò áûòü, ïàìÿòü ïðåäêîâ?
— À ÷òî, — îæèâèëàñü Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà, — âäðóã è â ñàìîì äåëå ñóùåñòâóåò íåêàÿ ñâÿçü ïîêîëåíèé? Âîò íà ýòîì ìåñòå ñòîÿëà êîãäà-òî èçáóøêà ìîåé ïðàðîäñòâåííèöû Ñòåïàíèäû — î íåé øëà ñëàâà êàê î çíàõàðêå. Ìåíÿ, ðàçóìååòñÿ, íè÷åìó òàêîìó íå ó÷èëè, íî ÿ ðóêîé ÷óâñòâóþ áîëü è ìîãó èíîãäà ñíÿòü åå. Êñòàòè, ó âàñ áîëèò ïîÿñíèöà.
— Ðàäèêóëèò, — ñêàçàë Êîëÿ áåç îñîáîãî èíòåðåñà. — Ïðîôåññèîíàëüíàÿ áîëåçíü íàó÷íûõ ðàáîòíèêîâ, îò âå÷íîãî ïåðåòàñêèâàíèÿ àïïàðàòóðû. Äà åùå íàòðÿñëî â ìàøèíå.
— À äàâàéòå ñíèìåì áîëü?
— Ìàññàæ? — Êîëÿ çàñìóùàëñÿ. — Ñïàñèáî, ó ìåíÿ âñåãäà ñ ñîáîé àíàëüãèí.
— Äà íå ïðèòðîíóñü ÿ ê âàì, ýêèé âû, ñëîâíî äåâèöà!
— Âíóøåíèå, çíà÷èò, — äîãàäàëñÿ Êîëÿ. — Íå âåðþ ÿ â ýòè øòó÷êè.
— Çíàåòå ñòàðûé àíåêäîò? «Ýòî òàêñè? — Äà. — À ïî÷åìó áåç øàøå÷åê? Òàê âàì íóæíû øàøå÷êè èëè âàì íóæíî åõàòü?»
Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà ñïîðî Ìàõàëà ðóêîé è ñëîâíî áû öåïëÿëà ÷òî-òî â âîçäóõå, âûòÿãèâàëà èç êîëèíîé ïîÿñíèöû êàêèå-òî õðóñòêèå ÷óâñòâèòåëüíûå íèòè.
— Íî ÿ æå âñå ðàâíî íå âåðþ! — ïîâòîðèë îí ñ îò÷àÿíèåì.
— Âàì íóæíû øàøå÷êè, Êîëÿ, — çàñìåÿëàñü Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà. — Âñå! Ìîæåòå äâèãàòüñÿ.
Êîëÿ ïîøåâåëèëñÿ.  ñïèíå, ãäå-òî âíóòðè, ñëåãêà ïåêëî, êàê ïîñëå ëåãêîãî ãîð÷è÷íèêà. Áîëè íå áûëî.
— È âñå ðàâíî, — ñêàçàë îí òÿæåëûì ãîëîñîì ñòðàñòîòåðïöà, — ýòîãî íå ìîæåò áûòü!
Ïåòóõ êëîêîòíóë ñ îäîáðåíèåì è óâàæèòåëüíî ðàññìîòðåë Êîëþ ñïåðâà îäíèì, ïîòîì äðóãèì ãëàçîì…
Ïèëè ÷àé ñ ìåäîì. Íàñóïèâøèéñÿ Êîëÿ ïðèíàëåã íà äóøèñòîå ëàêîìñòâî. Ïîÿñíèöó è âïðÿìü îòïóñòèëî — âåðü íå âåðü.
Íà íî÷ü õîçÿéêà ïîñòåëèëà åìó â êëåòè. Îò ïîäóøêè ïàõëî ñîííûìè òðàâàìè. Íî çàñíóòü íå ïðèøëîñü. Ñïåðâà ìûñëè ìåøàëè. Ïîòîì íà÷àëî äåðãàòü çóá, âñå ñèëüíåé è ñèëüíåé. Îò ìåäà, ÷òî ëè.
Êîëÿ êðÿõòåë, âåðòåëñÿ, ïðèíÿë ëþáèìûé àíàëüãèí â äâîéíîé äîçå. Íàêîíåö, ñåë íà êðûëüöå ïîä ëóíîé, ïîñòàíûâàÿ è ðàñêà÷èâàÿñü.
— ×òî ñëó÷èëîñü? — Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà ñêëîíèëàñü íàä íèì. — Ïî÷åìó æ íå ðàçáóäèëè? Àõ, çóáû. Áåäíûé ñëàñòåíà. Âîò çäåñü, ñïðàâà, ââåðõó.
Ïðèâû÷íî ïîâîäÿ ðóêîé íàä áîëüíûì ìåñòîì, îíà îòêàøëÿëàñü è çàáîðìîòàëà ÷óæèì, ñòðàííûì ãîëîñîì: …ïîäîí, ëîäîí, ñóêìàí…
— ×òî ýòî? — ïðîëåïåòàë Êîëÿ èñïóãàííî.
— Òèõî! Âåäüìèí ñ÷åò. — Îíà ðàññìåÿëàñü è óøëà.
Çóá íå áîëåë.
Îøàðàøåííûé Êîëÿ ñèäåë íà ñòóïåíå÷êå, îáëèòîé ïðèçðà÷íûì ëóííûì ñâåòîì. ×åðíîé ñòåíîé âûñèëñÿ íåäàëåêèé ëåñ. Èç òåìíîòû, îò äóáà, ÷òî-òî âûêàòèëîñü òåíüþ, ïîêðóæèëî âîçëå îïóøêè, îñòàíîâèëîñü. Âðîäå áû êóñò. Èëè ïåíåê? Äèôðàêöèÿ, — ïîäóìàë îí óñïîêîèòåëüíî. — Òî åñòü àáåððàöèÿ.  îáùåì, îáìàí çðåíèÿ. Èëëþçèÿ. Äà, äà, èëëþçèÿ è îáìàí.
Âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò íà ñâåòå, äîëæíî èìåòü ÷åòêóþ òðàêòîâêó.  äåéñòâèÿõ Ñòåïàíèäû Ïåòðîâíû íå ïðîñëåæèâàëîñü òåîðåòè÷åñêîé áàçû. Ñëåäîâàòåëüíî, ýòî áûëà ìèñòèêà. Ìèñòèêó Êîëÿ íå óâàæàë.
Ñïèíà, êîíå÷íî, ïðîøëà ñàìà ïî ñåáå. Ñîâïàäåíèå. À çóá — çóá ïåðåñòàë áîëåòü ïîòîìó, ÷òî ðàçäðàæåíèå êîí÷èëîñü. Ïîâòîðèñü îíî — çàáîëèò ñíîâà. ×òîáû ðàçâåÿòü ñòàðóõèíî ìðàêîáåñèå, Êîëÿ ïðîêðàëñÿ íà êóõíþ, äîñòàë ñ ïîëêè ìåä, çà÷åðïíóë ëîæêó, äðóãóþ…
Ýôôåêòà äîëãî íå áûëî. Ïîòîì ðâàíóëî. Ñðàçó â ïîëíóþ ñèëó. Ñî ñòîíîì Êîëÿ ðóõíóë íà ñâîå ëîæå.
Ïðîìó÷èëñÿ îí äî ñâåòó. Êîãäà â äîìå çàïàõëî îëàäüÿìè, âûøåë, ìðà÷íî äåðæàñü çà ùåêó.
— Äîáðîå óòðî! — îêëèêíóëà åãî ñ êóõíè õîçÿéêà. — À ÿ óæå â ðîñå êóïàëàñü. Äåíü-òî êàêîé!
Ìíå áû âàøè çàáîòû, óãðþìî ïîäóìàë Êîëÿ. À âñëóõ ñêàçàë: — ß ïîåõàë. Ñïàñèáî çà ïðèþò…
— Äà êàê æå òàê, — âñïîëîøèëàñü Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà, — âû õîòü ïîçàâòðàêàéòå, âñå óæå íà ñòîëå!
— Íå ìîãó, — ïðîìû÷àë Êîëÿ, — ìíå áû äî âðà÷à äîáðàòüñÿ.
— Îïÿòü? — óäèâèëàñü îíà. — Íî âû æå íå çà òó ùåêó äåðæèòåñü, ó âàñ ñïðàâà áîëåëî! Àõ, Êîëÿ, êàê âû çàïóñòèëè çóáû, âðà÷ íåîáõîäèì, íî áîëü-òî çà÷åì òåðïåòü, äàâàéòå ÿ…
— Íåò óæ! — îùåòèíèëñÿ Êîëÿ. — Ïîòåðïëþ. Áåç âàøèõ äîíîâ-ëîäîíîâ.
Ñòåïàíèäà Ïåòðîâíà âñïëåñíóëà ðóêàìè.
— Íó ïðîñòèòå ìåíÿ, ïîøóòèëà ÿ. Ãäå-òî âû÷èòàëà, — îíà ñäåëàëà êðóãëûå ãëàçà, — ñóêìàí, äóêìàí, ëåâóðäà… Ñòðàøíî?
Êîëÿ øóòêè íå ïðèíÿë. Ïîïðîùàëñÿ ñóõî.
— ×òî æ, — âçäîõíóâ, îíà ïðîòÿíóëà èñïà÷êàííóþ â ìóêå ðóêó. — ß óâàæàþ âàñ, Êîëÿ. Âû êàê… êàê Ìóöèé Ñöåâîëà.
Êîëÿ ïîòóïèëñÿ.
Òîëüêî áû äîáðàòüñÿ äî ãîðîäà. Ñ îñòðîé áîëüþ ïðèìóò áåç ïðåäâàðèòåëüíîé çàïèñè. Îí ïðåäñòàâèë ñåáå âñå, ÷òî áóäåò, è ñîäðîãíóëñÿ. — Íè÷åãî, íè÷åãî, — øåïòàë îí, íå ïîïàäàÿ êëþ÷îì â çàìîê çàæèãàíèÿ. — Çàòî âñå êàê ïîëîæåíî.
Ìàøèíà áîéêî äåðíóëà. Áîëü ðåçàíóëà âî âñþ ÷åëþñòü.
— Â-âåäüìà! — âçâûë Êîëÿ. — Îêîïàëèñü òóò!..
Íà òîëñòîì êîðíå ïîä äóáîì êîëåñî ïîäñêî÷èëî, ãëóõî ñòóêíóëà ïåðåäíÿÿ ïîäâåñêà…
…è íå âûïóñêàÿ èç ðóê êíóòîâèùà, Íèêîëà ñâàëèëñÿ ñ òåëåãè íà ïîðîñøóþ òðàâîé îáî÷èíó.
Ñåë, îøàëåëî ïîìîòàë ãîëîâîé. — Íå èíà÷å, ñòàëî áûòü, àìîðòèçàòîðû ïðîõóäèëèñü, — ñêàçàë îí, ñèëüíî óäèâèëñÿ íà òàêèå ñâîè íåïîíÿòíûå ñëîâà è ñîâñåì ïðèøåë â ñåáÿ. Õâàòèëñÿ çà ïàçóõó — äåíüãè íà ìåñòå. Ëîøàäü ñòîÿëà íåâäàëåêå, âèíîâàòî ïîãëÿäûâàëà íà õîçÿèíà: ëàäíî, ìîë, ñ êåì íå áûâàåò, ïîåõàëè. Äåðåâíÿ-òî — âîí îíà.
 ãóñòûõ ñóìåðêàõ ÷òî-òî ìîõíàòîå, âðîäå êëîê ñåíà, çàêðóæèëî ñ ìÿóêàíüåì ïî îïóøêå, ìåòíóëîñü òóäà-ñþäà, âñòàëî ïåíüêîì, ïðèòèõëî.
— Îáîðîòåíü, — óìèëèëñÿ Íèêîëà. — Äîìà, ñòàëî áûòü, ñëàâà òå ãîñïîäè.
Îí ïåðåêðåñòèëñÿ, âñòàë. Ñïèíà ñîâñåì íå áîëåëà. Çàòî íûë çóá, ñïàñó íåò. Íè÷åãî, çóáû äëÿ Ñòåïàíèäû — ðàç ïëþíóòü.
Ïî èçáàì íà÷àëè âçäóâàòü ëó÷èíó. Ñîâñåì áëèçêî ïðèâåòëèâî òåïëèëîñü çàòÿíóòîå áû÷üèì ïóçûðåì ñòåïàíèäèíî îêîøêî.
Âàëåíòèí Âàðëàìîâ
Èç áèáëèîòåêè æóðíàëà «Õèìèÿ è æèçíü»