Биология 8 класс иммунитет презентация 8 класс
Слайд 1
Иммунитет Иммунитет — способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. А.С. Пушкин «Пир во время чумы» Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.
Слайд 2
Термины Антигены — бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген. Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.
Слайд 3
Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме. Центральные органы (красный костный мозг, тимус) Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка) Схема расположения органов иммунной системы человека Иммунная система
Слайд 4
Центральная иммунная система Образуются лимфоциты: в красном костном мозгу — В -лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов , а в тимусе — сами Т-лимфоциты . Т- и В — лимфоциты переносятся кровью в периферические органы, где дозревают и осуществляют свои функции.
Слайд 5
Периферическая иммунная система Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи. Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой — в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже. Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе. В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.
Слайд 6
ВИДЫ ИММУНИТЕТА Естественный Искусственный Врождённый (пассивный) Приобретённый (активный) Пассивный Активный Наследуется ребёнком от матери. Появляется после инфекц. болезни. Появляется после прививки. Появляется при действии лечебной сыворотки. Виды иммунитета
Слайд 7
Активный иммунитет Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена. Естественный активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания.
Слайд 8
Активный иммунитет Искусственный активный иммунитет возникает после введения вакцин.
Слайд 9
Пассивный иммунитет Пассивный иммунитет (естественный, искусственный) создается за счет готовых антител, полученных от другого организма. Естественный пассивный иммунитет создается антителами, передающимися от матери к ребенку.
Слайд 10
Пассивный иммунитет Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения лечебных сывороток или в результате объемного переливания крови.
Слайд 11
Работа иммунной системы Особенность иммунной системы — способность ее главных клеток — лимфоцитов — распознавать генетически «свое» и «чужое».
Слайд 12
Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов. Механизм иммунитета Клеточный(фагоцитарный) иммунитет (открыл И.И.Мечников в 1863г.) Фагоцитоз- захват и переваривание бактерии .
Слайд 13
Т-лимфоциты Т-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в тимусе). Т- киллеры (убийцы) Т- супрессоры (угнетатели) Т- хелперы (помощники) Клеточный иммунитет Блокирует реакции В-лимфоцитов Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки
Слайд 14
Механизм иммунитета Гуморальный иммунитет
Слайд 15
В-лимфоциты В-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани). Воздействие антигена Плазматические клетки Клетки памяти Гуморальный иммунитет Приобретённый иммунитет
Слайд 16
Типы иммунных ответов
Слайд 17
Вакцинация Вакцинацию (от лат. «vassa» — корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.
Слайд 18
Календарь прививок 12 часов первая вакцинация гепатит B 3-7-й день вакцинация туберкулез 1-й месяц вторая вакцинация гепатит В 3 месяца первая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 4,5 месяца вторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 6 месяцев третья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, третья вакцинация гепатит В 12 месяцев вакцинация корь, паротит, краснуха Календарь профилактических прививок России (вступил в силу с 01.01.2002 г. )
Слайд 19
Календарь прививок 18 месяцев первая ревакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 20 месяцев вторая ревакцинация полиомиелит 6 лет вторая вакцинация корь, паротит, краснуха 7 лет вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, первая ревакцинация туберкулез 13 лет вакцинация против гепатита В, вакцинация против краснухи (девочки) 14 лет третья ревакцинация дифтерия и столбняк, ревакцинация туберкулез, третья ревакцинация против полиомиелита взрослые ревакцинация дифтерия и столбняк каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Слайд 20
ВИЧ и СПИД ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.
Слайд 21
ВИЧ инфекция
Слайд 22
Передача ВИЧ
Слайд 23
ВИЧ не передаётся
Слайд 24
Твоя защита в твоих руках! Твой лучший советчик — здравый смысл. Знающего невозможно победить. Мы выбираем ЖИЗНЬ!
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Иммунитет» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Иммунитет Учитель: Лысова С.В. Учащиеся 8 класса Лисьеполянской основной общеобразовательной школы Бузулукского района Оренбургской области
2 слайд
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Органы иммунной системы Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме.
5 слайд
Описание слайда:
Иммунитет Клеточный Гуморальный фагоциты антитела (И.И.Мечников) (П.Эрлих)
6 слайд
Описание слайда:
Иммунитет Естественный Искуственный Активный Пассивный Активный Пассивный (Видовой (антитела (Вакцинация) (Введение Наследственный передаются лечебной Приобретённый с молоком сыворотки) в ходе болезни) матери)
7 слайд
Описание слайда:
Вакцинация Вакцинацию (от лат. «vassa» — корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.
8 слайд
Описание слайда:
Функции и роль клеток крови в процессе выработки иммунитета
9 слайд
Описание слайда:
Особую роль в выработке иммунитета играют форменные элементы крови – лейкоциты Гранулоциты Агранулоциты нейтрофилы моноциты эозинофилы лимфоциты базофилы Т-лимфоциты В-лимфоциты Т-хелперы Т-киллеры Т-супрессоры
10 слайд
Описание слайда:
Составление опорных схем: Исходя из собранного материала, дополните опорные схемы рисунками- шаржами, наглядно объясняющими особенности функционирования клеток, обеспечивающих иммунные процессы в нашем организме.
11 слайд
Описание слайда:
Т-хелперы помогают Т-эффекторам и В-лимфоцитам, обеспечивая клеточный иммунитет – фагоцитоз, обнаруживают антигены.
12 слайд
Описание слайда:
нейтрофилы составляют 65-75% общего числа лейкоцитов. Осуществляют фагоцитоз бактерий и других инородных частиц.
13 слайд
Описание слайда:
Т-супрессоры тормозят иммунную реакцию .
14 слайд
Описание слайда:
эозинофилы составляют 1-5% от общего числа лейкоцитов. Их основная функция – обезвреживание и разрушение токсинов белкового происхождения, чужеродных белков, комплексов антиген-антитело (в том числе при аллергических реакциях), участвуют в процессе «растворения» тромба.
15 слайд
Описание слайда:
базофилы составляют в крови человека 0-1% от общего числа лейкоцитов. Синтезируют и выделяют биологически активные вещества — медиаторы аллергических реакций, участвуют в защитных реакциях организма, стимулируют работу нейтрофилов и макрофагов.
16 слайд
Описание слайда:
моноциты в крови человека составляют 6-8% от общего числа лейкоцитов, обладают самыми крупными размерами, выходя из крови превращаются в макрофаги.
17 слайд
Описание слайда:
В-лимфоциты При получении сигнала от Т-хелперов, обнаруживших антигены, В-лимфоциты размножаются и превращаются в плазматические клетки, которые выделяют особые вещества – антитела, имеющие сходство к данному антигену и обеспечивающие гуморальный иммунитет. Обладают иммунной памятью.
18 слайд
Описание слайда:
Т-киллеры убивает опухолевые и поражённые вирусами клетки .
19 слайд
Описание слайда:
Иммунитет проявляется на клеточном (фагоцитоз, осуществляемый лейкоцитами) и гуморальном (выработка лейкоцитами антител) уровне.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-132704
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Иммунитет» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок-исследование «Иммунитет» Подготовила учитель биологии МОУ СОШ с.Синявка Губина Людмила Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Цель: сформировать знания о защитных свойствах организма – иммунитете. Задачи: 1.познакомиться с механизмом иммунитета; 2.выяснить, какие заболевания считаются инфекционными; 3. сравнить действие вакцин и лечебных сывороток; 4. выяснить факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
3 слайд
Описание слайда:
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Геродот Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, инородных тел и веществ. Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивости организма к повторному воздействию этого возбудителя.
4 слайд
Описание слайда:
«В кабинете врача» Анализ крови: Эритроцитов – 3,5 млн. Лейкоцитов – 27 тыс. РОЭ – 30 мм/ч Что вы можете порекомендовать больному и почему?
5 слайд
Описание слайда:
Лейкоциты играют важную роль в защите организма от чужеродных для него клеток и тканей. Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц был открыт русским биологом И. И. Мечниковым и назван фагоцитозом, а клетки «пожиратели» фагоцитами. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц
6 слайд
Описание слайда:
Мечников Илья Ильич (1845-1916) Выдающийся русский учёный. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, за которую ему, первому из русских биологов, была присуждена Нобелевская премия.
7 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Фагоцитоз» Цель: выяснить механизм фагоцитоза Задачи: 1. познакомиться с историей открытия фагоцитоза; 2. выяснить роль лейкоцитов и воспаления в защите организма против инфекции. Приближаясь к бактериям, лейкоциты обволакивают их и поглощают.
8 слайд
Описание слайда:
воспаление – защитная реакция организма против инфекции. При многих заболеваниях повышается температура и возникает воспалительный процесс. Было установлено, что при воспалении расширяются сосуды, в крови увеличивается количество лейкоцитов, выполняющих функцию фагоцитоза. Схема воспаления
9 слайд
Описание слайда:
Антитела, особые белки – иммуноглобулины, которые образуются в нашем организме при попадании в него чужеродных веществ. В — клетки образуют антитела, которые током крови разносятся по организму. Антитела соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. Т – клетки выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов.
10 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме: «Инфекционные заболевания». Цель: познакомиться с понятием об инфекционных заболеваниях. Задачи: 1. Выяснить какие заболевания относят к инфекционным; 2. Познакомиться с наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями и их профилактикой. Инфекционные болезни – это группа заболеваний, которые вызываются специфическими (патогенными) возбудителями и характеризуются формированием в организме постинфекционного иммунитета
11 слайд
Описание слайда:
К основным инфекционным заболеваниям относят дифтерию, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит (свинка), корь, вирусный гепатит, туберкулёз, дизентерию, сальмонеллёз, ботулизм, СПИД. Профилактика инфекционных заболеваний: прививки, закаливание организма, занятия физической культурой, здоровый образ жизни, чистота помещений, соблюдение санитарно-гигиенических норм, употребление доброкачественной воды и пищевых продуктов.
12 слайд
Описание слайда:
Фагоцитоз и выработка антител –защитный механизм иммунитета. В 1776 г. Э. Дженнер решился на смелый опыт и сделал первую в мире прививку. Иммунитет Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый (после болезни) Под действием вакцины (активный) Под действием лечебной сыворотки (пассивный)
13 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме: «Вакцинация и прививки». Цель: изучить механизм вакцинации. Задачи: 1.Выяснить, что такое вакцина; 2. Выяснить, от каких инфекционных заболеваний следует делать прививки. Первым открыть механизм вакцинации удалось французскому учёному Луи Пастеру (1822 – 1895). Ему принадлежит заслуга предохранения людей от заболевания сибирской язвой, бешенством, краснухой посредством вакцинации, т. е. посредством предупредительных прививок.
14 слайд
Описание слайда:
Вакцина – культура ослабленных микробов. Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. После прививки человек чаще всего не болеет или болеет легко. Основным действующим компонентом вакцины могут быть: ослабленные, незаразные, живые вирусы или бактерии; убитые вирусы или бактерии; обезвреженные продукты жизнедеятельности возбудителей; ответственные за формирование иммунитета белки вирусов, получаемые с помощью новых генноинженерных технологий. В первые два года жизни ребёнка прививают против 10 инфекций.
15 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Лечебные сыворотки» Цель: изучить действие на организм лечебных сывороток. Задачи: 1. Выяснить, что такое лечебная сыворотка; 2. Выяснить, в каких случаях применяют лечебную сыворотку. Лечебная сыворотка – это препарат антител, образовавшихся в крови переболевшего человека или животного. Введение сыворотки помогает организму бороться с инфекцией, пока его собственная система иммунитета не начнёт вырабатывать свои антитела.
16 слайд
Описание слайда:
Лечебную сыворотку применяют для лечения тяжёлой инфекционной болезни – дифтерии. Её возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по организму, вызывая тяжёлое отравление. Ротовая полость больного дифтерией При использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь станет восприимчивым к болезни. Поэтому такой иммунитет называют пассивным.
17 слайд
Описание слайда:
СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита, тяжёлое заболевание, поражающее иммунные системы организма. СПИД вызывает ВИЧ – инфекция (вирус иммунодефицита человека). ВИЧ избирательно поражает Т- лимфоциты в крови, которые распознают и уничтожают возбудителей болезней. Источником возбудителя инфекции является ВИЧ-инфицированный человек. Основными способами передачи ВИЧ – инфекции являются: половой (70-75%) внутриутробный – от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку (5-10%) использование общей иглы в среде наркоманов (5-10%) переливание крови (3-5%) случайные уколы иглой и другие редкие способы заражения (менее 0,01%)
18 слайд
Описание слайда:
На заметку: Ежедневное общение с ВИЧ-инфицированным не представляет опасности. Вирус не распрост — раняется воздушно – капельным путём. Невозможно заразиться ВИЧ при бытовых контактах, при пользовании общим туалетом, ванной, бассейном, через укусы насекомых. Помни: Вакцины против СПИДа нет, нет лекарств, полностью исцеляющих заражённых. Болезнь считается неизлечимой. Поэтому основная профилактика против СПИДа – знание и разумное поведение. Всегда помните, что ваша жизнь в ваших руках!
19 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Факторы, влияющие на иммунитет». Цель: познакомиться с факторами, оказывающими влияние на иммунитет. Задачи: 1. выяснить, что такое аллергия; 2. выяснить факторы, повышающие иммунитет. В природной среде, окружающей человека, содержится много веществ, способных влиять на состояние его здоровья: это химические вещества, лекарственные препараты и даже пищевые продукты. Попадание в организм этих веществ может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией. Аллергия может возникать на различные запахи, пищевые продукты или пищевые добавки, на пыль, на укусы насекомых и т.д.
20 слайд
Описание слайда:
Факторы, которые повышают иммунитет: Это здоровый образ жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом, витамины, противовирусные препараты (арбидол, интерферон), вакцинация. В период эпидемии гриппа хорошо помогают народные средства. Это лук, чеснок, витамин С, который содержится в квашенной капусте, лимонах, цитрусовых, в отваре плодов шиповника и смородины. Хорошо повышает иммунитет куриный бульон.
21 слайд
Описание слайда:
Подумай и ответь! 1.Что такое иммунитет? (Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов). 2. И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано? (Иммунитет, гибель лейкоцитов). 3. В чём различия действия на организм прививок и лечебных сывороток? (При прививках образуются антитела на действие вакцины, которые сохраняются долго в организме, а при введении лечебных сывороток антитела не образуются). 4.Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания – вакцину или сыворотку? Ответ поясните. (Для срочной борьбы с инфекцией необходимо ввести готовые антитела – лечебную сыворотку).
22 слайд