Биология 8 класс все об иммунитете
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Человек живёт среди микроорганизмов, некоторые из которых вызывают заболевания. Однако благодаря иммунитету человек не болеет постоянно и может справляться со многими болезнями, которые раньше считались смертельными.
Что это?
В широком смысле понятие «иммунитет» означает устойчивость организма к различным заболеваниям и чужеродным веществам.
Функции иммунитета:
- поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз);
- сохраняет невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний;
- обезвреживает вредные вещества, уничтожает чужеродные частицы;
- способствует быстрому заживлению ран.
Чем меньше сопротивляемость организма бактериям и вирусам, тем чаще болеет человек. Поэтому важно повышать иммунитет, «тренировать» клетки, стимулировать кровеносную систему (заниматься спортом, закаливанием, правильно питаться).
Виды
В зависимости от способа приобретения выделяют два типа иммунитета:
- врождённый – передаётся от родителей к детям, закреплён в геноме;
- приобретённый – вырабатывается в процессе жизни.
Врождённый также называют конституционным, наследственным, видовым. Приобретённый иммунитет классифицируется на подвиды, описанные в таблице.
Типы | Активный | Пассивный |
Естественный иммунитет | Формируется после перенесения заболевания. Сохраняется на всю жизнь | Формируется при передаче иммуноглобулинов от материи ребёнку через плаценту или молоко |
Искусственный иммунитет | Формируется после вакцинации. Остаётся на всю жизнь | Формируется при введении сыворотки с готовыми антителами, которые действуют мгновенно. Имеет непродолжительный срок действия |
Что даёт защиту?
В зависимости от места действия защитной реакции выделяют иммунитет:
- местный (внешний) – оказывает влияние на месте появления болезнетворных микроорганизмов;
- общий (внутренний) – обеспечивает общую защиту организма посредством клеток крови.
К внешнему относятся естественные барьеры:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- кожа;
- полость рта;
- слизистые носа и дыхательных путей;
- желудочно-кишечный тракт.
Общая иммунная система включает несколько компонентов на разных уровнях:
- специфичные органы – тимус (вилочковая железа), селезёнка, красный костный мозг, лимфатические узлы;
- иммунные клетки – лейкоциты разных видов в зависимости от выполняемой функции;
- антитела – активные белки, выделяемые иммунными клетками и уничтожающие чужеродные частицы.
Рис. 1. Тимус.
Иммунные реакции, протекающие без выработки антител, называются клеточным иммунитетом, с выработкой – гуморальным.
В связи с этим выделяют две общие группы лейкоцитов:
- фагоциты – поглощают и переваривают чужеродные частицы;
- лимфоциты – выделяют особые антитела.
Согласно фагоцитарной теории, разработанной Ильёй Мечниковым, фагоциты выполняют следующие функции:
- защищают организм от ядов, инфекций, продуктов распада;
- запоминают антигены и передают их лимфоцитам;
- выделяют ферменты и активные вещества, обезвреживающие токсины и микроорганизмы.
Рис. 2. Фагоциты.
Не всегда фагоциты справляются с чужеродными микроорганизмами самостоятельно. В этом случае действенными оказываются лимфоциты. Это особые лейкоциты, которые «обучаются» в тимусе и получают специализацию. Их называют Т-лимфоцитами или тимус-зависимыми лимфоцитами. Классификация Т-лимфоцитов:
- Т-хэлперы – распознают чужеродные микроорганизмы и стимулируют размножение других лимфоцитов;
- Т-киллеры – уничтожают антигены;
- Т-супрессоры – подавляют иммунный ответ, когда исчезает необходимость.
Гуморальный иммунитет поддерживают В-лимфоциты, которые вырабатывают антитела в ответ на выработку антигенов – вредных чужеродных веществ. В-лимфоциты способны не только обезвреживать специфические антигены, но и запоминать их. Именно поэтому при повторном попадании инфекции организм не заболевает, т.к. у В-лимфоцитов уже есть ответные антитела.
Рис. 3. Лимфоциты.
Механизм формирования защитной реакции происходит постепенно. Сначала микроорганизмы сталкиваются с естественным барьером. При его преодолении они попадают в кровь, что стимулирует выработку лейкоцитов, в том числе различных лимфоцитов, которые в соответствии со специализацией распознают и уничтожают антигены.
Неблагоприятный ответ организма на пересадку органов и тканей, переливание крови называется трансплантационным иммунитетом. Чем больше генетических различий, тем сильнее выражена иммунная реакция. Поэтому важно правильно подбирать донора, клетки которого будут восприниматься как свои собственные.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях иммунитета. По определению иммунитет – это ответная реакция организма на действие вредных микроорганизмов. Выделяют врождённый иммунитет, присущий всем родившимся детям (лейкоциты вырабатываются с другими клетками крови), и приобретённый, вырабатывающийся при контакте с чужеродными клетками, а также вследствие вакцинации (клетки учатся в процессе жизни).
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 1132.
План-конспект урока
Дата Предмет «Биология»Класс 8 № урока 32
Тема урока: «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»
Цель урока: ученики должны знать что такое иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.
Обучающая: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.
Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: словесный
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Ход урока.
1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.
2. Этап проверки домашнего задания
1. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз).
2. Белые кровяные клетки (лейкоциты).
3. Жидкая часть крови (плазма).
4. Наследственное заболевание, выражающиеся в склонности к кровотечениям (гемофилия).
5. Сколько лейкоцитов содержится в 1 мм3 крови (6-8 тыс.).
6. Из чего состоит тромб? (из фибрина и застрявших клеток крови).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»
4. Этап изучения нового материала.
Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание только в том случае, если организм ослаблен, точнее — ослаблена его защитная система.
Что такое иммунитет
1) Способность организма (перешедшая по наследству или приобретенная в течение жизни) защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, инородных тел и веществ.
2) Способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность.
Клеточный и гуморальный иммунитет
Клеточный иммунитет заключается в фагоцитозе, а гуморальный – в выработке антител.
Антигены – бактерии, вирусы и их токсины, а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Рассмотрим, какую роль играют лимфоциты в формировании иммунитета.
Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.
Виды иммунитета
Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Искусственный пассивный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунная система
Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих или образующихся в организме.
Защитный барьер
Протекая по лимфатическим сосудам, лимфа проходит и через лимфатические узлы, где фильтруется и очищается от патогенов и чужеродных частиц. В лимфоузлах макрофаги (одна из форм лейкоцитов) поглощают и переваривают остатки погибших клеток и патогенов. Другой вид лейкоцитов — лимфоциты — вырабатывает антитела для уничтожения патогенов. Миндалины (скопления лимфатической ткани в области зева) захватывают патогенов, попавших в рот. Лимфоциты и макрофаги — это часть иммунной системы, являющейся самой надежной защитой организма от инфекций.
Вечная война
Болезнетворные микроорганизмы — микробы (патогены) — постоянно стремятся проникнуть в тело человека. Фагоциты и лимфоциты уничтожают попавших в тело микробов. Фагоциты захватывают их и поглощают, а лимфоциты вырабатывают антитела -химические киллеры. Антитела связывают микробов, после чего фагоциты могут их захватить и поглотить. Лимфоциты «запоминают» микроб, с которым они сталкивались, и на повторное его вторжение реагируют еще быстрее.
Кровяные пластинки тромбоциты участвуют в свертывании крови и заживлении кровеносных сосудов. Они закрывают разрывы в поврежденных сосудах. Это не позволяет патогенам проникнуть в организм и защищает организм от потери крови.
5.Этап первичной проверки новых знаний.
Что такое иммунитет?
Что такое Антитела
Что такое Антигены
6.Этап информации о домашнем задании. Параграф 31ответить на вопрсы
7.Этап подведения итогов урока. Итог урока . У кого есть вопросы? Выставление оценок.
8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?
Понравился ли Вам урок?
Что именно понравилось, а что не понравилось?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Акимовская средняя общеобразовательная школа»
Нижнегорского района Республики Крым.
Учитель: Свиридова И.А.
Урок № предмет: биология класс: 8
Тема урока: Иммунитет.
Цели урока:
Образовательные:
сформировать понятия: «иммунитет», «антиген», «антитело», «вакцина», «лечебная сыворотка»;
познакомить учащихся с видами иммунитета, способами защиты от инфекционных заболеваний.
Воспитательные:
продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью, Развивать знания о значении иммунитета для здоровья; раскрыть понятие ВИЧ и СПИД .
Развивающие:
развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач; умение работать коллективно
ДЕВИЗ УРОКА:
« Если здоровье с детства сбережешь, то щасливо и долго проживешь».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование :мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
! Разминка.
Жил себе человек и звали его Поль Бриг. И верил он в то, что человек может прожить до 120 лет и быть здоровым при условии, что будешь употреблять только полезные питательные вещества « приготовленные собственноручно».
Самый большой грех-это страх.
Самый лучший день-……
Лучшее место-это то где ты достиг успеха.
Лучшая работа-это та которую ты любишь.
Самая большая ошибка –потеря надежды.
Самая большая слабость-ненависть.
Самый большой друг и товарищ -хорошая книга
Самая большая потребность-общение
Самое большое богатство-ЗДОРОВЬЕ.
Вы видите, что все между собой взаимосвязано. Так что именно сегодня в лучший день-…., вы имеете возможность перебороть свой страх, не утратить надежду, достичь успеха в той работе, которую вы любите, а именно общаться с лучшими друзьями- книгами и сделать шаг к наибольшему богатству-ЗДОРОВЬЮ.
I Атуализация знаний.
Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
Тестирование с взаимопроверкой.
ВАРИАНТ №1
I. Какие утверждения верны?
1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа
2. Плазма крови — это: а) особый тип соединительной ткани; б) межклеточное вещество.
3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные
4. Лейкоциты — это: а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в) бесцветные клетки непостоянной формы.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов,
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами крови. микробов и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть — сгусток крови, закрывающий рану.
ВАРИАНТ №2
I. Какие утверждения верны?
1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;
б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем в крови, но много лимфоцитов;
в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем в крови, по меньше лимфоцитов;
2. Кровь – это: а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с летками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.
3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;
4.Тромбоциты – это:
а) небольшие безъядерны кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
б) небольшие ядерные кровяные пластинки,ся в красном костном мозге;
в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждения
Понятия: 2.4.5. Утверждения:
1. Фагоцитоз.
А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.
2. Свертывание
Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов крови. и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген.
В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин.
Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб.
Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови, закрывающий рану.
2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на слайде после обмена работами)
Коды ответов:
Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.
Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.
Норма оценок: 7 правильных ответов — «5»; 5-6 — «4»; 3-4 — «3»; менее 3 — незачет.
II.Мотивация
Мы н е случайно взяли девиз урока « Если здоровье ты с детства сбережешь, то счастливо и долго проживешь»
Как вы можете объяснить это высказывание?
Здоровье-это то без чего человек не может быть счастливым. ( 50%-от способа жизни,), а что остается на 50%?
«Мозговой штурм»(назовите факторы которые вредят здоровью?)-учитель пишет высказывания на доске. ( вредные привычки, экология, заболевания)
Как человек борется с этими факторами?-Оказывается у человека есть иммунная система-система защиты организма, а представлена она ( слайд 1 )
Органы формирующие иммунитет)
1.Иммунная система отвечает за организацию и механизм формирования иммунитета. Имеет центральную и периферическую части, специфическую память ( записать в рабочую тетрадь)
К иммунной центральной системе :
Как вы думаете , что формирует иммунная система?-( ИММУНИТЕТ)
Отсюда у нас с вами стоят задачи:
1 Вспомнить все что вам известно об иммунитете?
2.Дополнить имеющуюся информацию новой.
3.Составить мини- проект на тот случай если вам будет необходимо объяснить «Что такое иммунитет?»
III. Изучение нового материала
Метод « Микрофона» -немного истории. Историческая справка. (Сообщение учащегося- опережающее задание).
1)В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек.
2) Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко.
3) На начало 19 столетия с развитием мировой торговли распространилась холера.Было зарегестрировано шесть эпидемий холеры. Последняя эпидемия началась в 1902 продолжалась по 1929 год .
Учитель: А.С.Пушкин в поэме «Пир во время чумы» писал:
Царица грозная Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жертвою богатой ,
И к нам в окошко день
И ночь
Стучит могильною лопатой….
Что делать нам и как помочь?
Проблемный вопрос
Как боролись с эпидемиями в Древнем Китае, Индии, Персии?( высказывания учащихся. Дополнение учителя: вносили здоровым людям в нос или в ранку гной больного оспой. Описаны случаи. Когда у больных на оспу покупали струпья.)
Почему же несмотря на то ,что эпидемии уничтожали много людей им не удалось уничтожить все человечество? ( у людей формировался иммунитет против болезни)
Это связано с ИММУНИТЕТОМ.
Самостоятельная работа с учебником.( с_______)
2.Найти определение иммунитета и какие встречаются механизмы формирования иммунитета.
Делимся на две группы и находим информацию
1группа-клеточный иммунитет
2группа гуморальный иммунитет
Физминутка.
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (держим руку в кулачке, постепенно открываем пальчики и считаем) вышли пальчики гулять ( в это время шевелим пальчиками)
Раз, два, три, четыре, пять ( поочередно пальчики собираем в кулачок),
В домик спрятались опять ( показываем кулачок).
3.Сообщение учащимися собранную информацию при этом демонстрируется слайд№ 2
1.. Клеточный иммунитет. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И. Мечников (1882г.) предположил, что фагоциты имеют место и у высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится 6-8 тыс. в 1 мм3, однако их число может изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций.
2.Гуморальный иммунитет открыт Паулем Эрлихом. Научная деятельность иммунология, бактериология, химия, химиотерапия, известен как исследователь в области иммунологии, основоположник химиотерапии. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом (АНТИГЕНЫ). Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.( слайд№3)
4.Факторы влияющие на иммунитет?
?Существуют факторы которые оказывают влияние на работу иммунитета.
? Можете ли вы предположить, что это за факторы? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
-ЭКОЛОГИЯ
-НАРУШЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ( УСЛОВИЯ РАБОТЫ)
Что вам известно о об аллергии и почему она возникает у человека? ( высказывание учащихся)
Учитель:
Аллергия-
слайд №4
слайд№5
слайд №6
5.Нарушение иммунитета-СПИД( РАСШИФРУЙТЕ).
Информационная справка: 1981 зарегистрирован первый случай
1987-первый случай в России
1996 – распространение по всей планете
Что вы о нем знаете? ( высказывание учащихся)
1.-Что происходит с иммунной системы?
2.Как проявляется болезнь?
3. Как распространяется СПИД?
СЛАЙД№7
Что нужно делать, чтобы не заболеть этой болезнью?
4.
СЛАЙД№8
IV.Закрепление.
Поскольку иммунитет-это самое главное богатство человека . значить его нужно беречь.
А для этого давайте составим памятку об иммунитете.
Делимся на группы и каждая группа составляет свою памятку из картинок которые находятся в конвертах.
V.Домашнее задание.___________
VI.РЕФЛЕКСИЯ