Более широкие привилегии и иммунитеты для консульства
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Библиографическое описание:
Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 29.07.2020).
Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».
История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.
Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).
По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».
Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).
Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:
а) привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;
б) согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».
Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).
Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.
Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.
Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.
Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.
В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).
Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).
И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.
Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]
Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.
В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:
1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.
2. Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.
3. Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.
Литература:
1. Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.
2. Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.
Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.
Ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû êîíñóëüñêèõ ó÷ðåæäåíèé
Êîíñóëüñêèå ó÷ðåæäåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ Âåíñêîé êîíâåíöèåé î êîíñóëüñêèõ ñíîøåíèÿõ (1963 ã.) ïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèìè ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè.
Ïîëüçîâàíèå ãîñóäàðñòâåííûì ôëàãîì è ãåðáîì. Ãîñóäàðñòâåííûé ôëàã ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà ìîæåò áûòü âûâåøåí è åãî ãîñóäàðñòâåííûé ãåðá óêðåïëåí íà çäàíèè, çàíèìàåìîì êîíñóëüñêèì ó÷ðåæäåíèåì è, êîãäà ýòî ñâÿçàíî ñ èñïîëíåíèåì ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé, íà åãî ñðåäñòâàõ ïåðåäâèæåíèÿ.
Îáåñïå÷åíèå ïîìåùåíèÿìè. Ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ äîëæíî ëèáî îêàçàòü ñîäåéñòâèå ïðåäñòàâëÿåìîìó ãîñóäàðñòâó â ïðèîáðåòåíèè íà ñâîåé òåððèòîðèè ïîìåùåíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ åãî êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, ëèáî îêàçàòü åìó ïîìîùü â ïîëó÷åíèè ïîìåùåíèé èíûì ïóòåì.
Íåïðèêîñíîâåííîñòü êîíñóëüñêèõ ïîìåùåíèé. Âëàñòè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ íå ìîãóò âñòóïàòü â òó ÷àñòü êîíñóëüñêèõ ïîìåùåíèé, êîòîðàÿ èñïîëüçóåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî äëÿ ðàáîòû êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, èíà÷å êàê ñ ñîãëàñèÿ ãëàâû êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, íàçíà÷åííîãî èì ëèöà èëè ãëàâû äèïëîìàòè÷åñêîãî ïðåäñòàâèòåëüñòâà ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà. Òåì íå ìåíåå ñîãëàñèå ãëàâû êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ìîæåò ïðåäïîëàãàòüñÿ â ñëó÷àå ïîæàðà èëè äðóãîãî ñòèõèéíîãî áåäñòâèÿ, òðåáóþùåãî áåçîòëàãàòåëüíûõ ìåð çàùèòû.
Íà ãîñóäàðñòâå ïðåáûâàíèÿ ëåæèò ñïåöèàëüíàÿ îáÿçàííîñòü ïðèíèìàòü âñå íàäëåæàùèå ìåðû äëÿ çàùèòû êîíñóëüñêèõ ïîìåùåíèé îò âñÿêèõ âòîðæåíèé èëè íàíåñåíèÿ óùåðáà è äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ âñÿêîãî íàðóøåíèÿ ñïîêîéñòâèÿ êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ èëè îñêîðáëåíèÿ åãî äîñòîèíñòâà.
Êîíñóëüñêèå ïîìåùåíèÿ, ïðåäìåòû èõ îáñòàíîâêè, èìóùåñòâî êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, à òàêæå åãî ñðåäñòâà ïåðåäâèæåíèÿ ïîëüçóþòñÿ èììóíèòåòîì îò ëþáûõ âèäîâ ðåêâèçèöèè â öåëÿõ ãîñóäàðñòâåííîé îáîðîíû èëè äëÿ îáùåñòâåííûõ íóæä.  ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè îò÷óæäåíèÿ ïîìåùåíèé äëÿ óêàçàííûõ âûøå öåëåé ïðèíèìàþòñÿ âñå âîçìîæíûå ìåðû âî èçáåæàíèå íàðóøåíèÿ êîíñóëüñêèõ ôóíêöèé è ïðåäñòàâëÿåìîìó ãîñóäàðñòâó áåçîòëàãàòåëüíî âûïëà÷èâàåòñÿ ñîîòâåòñòâóþùàÿ è ýôôåêòèâíàÿ êîìïåíñàöèÿ.
Îñâîáîæäåíèå êîíñóëüñêèõ ïîìåùåíèé îò íàëîãîâ. Êîíñóëüñêèå ïîìåùåíèÿ è ðåçèäåíöèÿ øòàòíîãî ãëàâû êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, âëàäåëüöåì èëè íàíèìàòåëåì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâëÿåìîå ãîñóäàðñòâî èëè ëþáîå ëèöî, äåéñòâóþùåå îò åãî èìåíè, îñâîáîæäàþòñÿ îò âñåõ ãîñóäàðñòâåííûõ, ðàéîííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ íàëîãîâ, ñáîðîâ è ïîøëèí, çà èñêëþ÷åíèåì òåõ, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïëàòó çà êîíêðåòíûå âèäû îáñëóæèâàíèÿ.
Íåïðèêîñíîâåííîñòü êîíñóëüñêîãî àðõèâà è äîêóìåíòîâ. Êîíñóëüñêèå àðõèâû è äîêóìåíòû íåïðèêîñíîâåííû â ëþáîå âðåìÿ íåçàâèñèìî îò èõ ìåñòîíàõîæäåíèÿ.
Ñâîáîäà ïåðåäâèæåíèé. Ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ äîëæíî îáåñïå÷èâàòü âñåì ðàáîòíèêàì êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ñâîáîäó ïåðåäâèæåíèé è ïóòåøåñòâèé ïî åãî òåððèòîðèè, çà èñêëþ÷åíèåì çîí, âúåçä â êîòîðûå çàïðåùàåòñÿ èëè ðåãóëèðóåòñÿ ïî ñîîáðàæåíèÿì ãîñóäàðñòâåííîé áåçîïàñíîñòè.
Ñâîáîäà ñíîøåíèé. Ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ äîëæíî ðàçðåøàòü è îõðàíÿòü ñâîáîäó ñíîøåíèé êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ äëÿ âñåõ îôèöèàëüíûõ öåëåé. Ïðè ñíîøåíèÿõ ñ ïðàâèòåëüñòâîì, äèïëîìàòè÷åñêèìè ïðåäñòàâèòåëüñòâàìè è äðóãèìè êîíñóëüñêèìè ó÷ðåæäåíèÿìè ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà, ãäå áû îíè íè íàõîäèëèñü, êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå ìîæåò ïîëüçîâàòüñÿ âñåìè ïîäõîäÿùèìè ñðåäñòâàìè, âêëþ÷àÿ äèïëîìàòè÷åñêèõ è êîíñóëüñêèõ êóðüåðîâ, äèïëîìàòè÷åñêèå è êîíñóëüñêèå âàëèçû è çàêîäèðîâàííûå èëè øèôðîâàííûå äåïåøè.
Îäíàêî óñòàíîâèòü ðàäèîïåðåäàò÷èê è ïîëüçîâàòüñÿ èì êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå ìîæåò ëèøü ñ ñîãëàñèÿ ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ. Îôèöèàëüíàÿ êîððåñïîíäåíöèÿ êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ íåïðèêîñíîâåííà. Ïîä îôèöèàëüíîé êîððåñïîíäåíöèåé ïîíèìàåòñÿ âñÿ êîððåñïîíäåíöèÿ, îòíîñÿùàÿñÿ ê êîíñóëüñêîìó ó÷ðåæäåíèþ è åãî ôóíêöèÿì. Êîíñóëüñêàÿ âàëèçà íå ïîäëåæèò íè âñêðûòèþ, íè çàäåðæàíèþ.
Îäíàêî â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà êîìïåòåíòíûå âëàñòè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ èìåþò ñåðüåçíûå îñíîâàíèÿ ïîëàãàòü, ÷òî â âàëèçå ñîäåðæèòñÿ ÷òî-òî äðóãîå, êðîìå ïåðå÷èñëåííûõ êîððåñïîíäåíöèè, äîêóìåíòîâ èëè ïðåäìåòîâ, îíè ìîãóò ïîòðåáîâàòü, ÷òîáû âàëèçà áûëà âñêðûòà â èõ ïðèñóòñòâèè óïîëíîìî÷åííûì ïðåäñòàâèòåëåì ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà.  òîì ñëó÷àå, åñëè âëàñòè ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà îòêàæóòñÿ âûïîëíèòü ýòî òðåáîâàíèå, âàëèçà âîçâðàùàåòñÿ â ìåñòî îòïðàâëåíèÿ. Âñå ìåñòà, ñîñòàâëÿþùèå êîíñóëüñêóþ âàëèçó, äîëæíû èìåòü âèäèìûå âíåøíèå çíàêè, óêàçûâàþùèå íà èõ õàðàêòåð, è ìîãóò ñîäåðæàòü òîëüêî îôèöèàëüíóþ êîððåñïîíäåíöèþ è äîêóìåíòû èëè ïðåäìåòû, ïðåäíàçíà÷åííûå èñêëþ÷èòåëüíî äëÿ îôèöèàëüíîãî ïîëüçîâàíèÿ.
Êîíñóëüñêèé êóðüåð ñíàáæàåòñÿ îôèöèàëüíûì äîêóìåíòîì, â êîòîðîì óêàçûâàåòñÿ åãî ñòàòóñ è ÷èñëî ìåñò, ñîñòàâëÿþùèõ êîíñóëüñêóþ âàëèçó. Çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, êîãäà èìååòñÿ ñîãëàñèå ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ, îí íå ìîæåò áûòü íè ãðàæäàíèíîì ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ, íè, åñëè îí íå ÿâëÿåòñÿ ãðàæäàíèíîì ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà, ëèöîì, ïîñòîÿííî ïðîæèâàþùèì â ãîñóäàðñòâå ïðåáûâàíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè ñâîèõ ôóíêöèé îí äîëæåí íàõîäèòüñÿ ïîä çàùèòîé ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ. Îí ïîëüçóåòñÿ ëè÷íîé íåïðèêîñíîâåííîñòüþ è íå ïîäëåæèò íè àðåñòó, íè çàäåðæàíèþ â êàêîé áû òî íè áûëî ôîðìå.
Êîíñóëüñêàÿ âàëèçà ìîæåò áûòü ââåðåíà êîìàíäèðó ñóäíà èëè ãðàæäàíñêîãî ñàìîëåòà, íàïðàâëÿþùåãîñÿ â ïîðò èëè àýðîïîðò, ïðèáûòèå â êîòîðûé ðàçðåøåíî. Îí ñíàáæàåòñÿ îôèöèàëüíûì äîêóìåíòîì ñ óêàçàíèåì ÷èñëà ìåñò, ñîñòàâëÿþùèõ âàëèçó, íî îí íå ñ÷èòàåòñÿ êîíñóëüñêèì êóðüåðîì. Ïî ñîãëàñîâàíèþ ñ êîìïåòåíòíûìè ìåñòíûìè âëàñòÿìè êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå ìîæåò íàïðàâèòü îäíîãî èç ñâîèõ ðàáîòíèêîâ ïðèíÿòü âàëèçó íåïîñðåäñòâåííî è áåñïðåïÿòñòâåííî îò êîìàíäèðà ñóäíà èëè ñàìîëåòà.
Ñíîøåíèÿ è êîíòàêòû ñ ãðàæäàíàìè ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà.  öåëÿõ îáëåã÷åíèÿ âûïîëíåíèÿ êîíñóëüñêèõ ôóíêöèé â îòíîøåíèè ãðàæäàí ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà:
à) êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà ìîãóò ñâîáîäíî ñíîñèòüñÿ ñ ãðàæäàíàìè ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà è èìåòü äîñòóï ê íèì. Ãðàæäàíå ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà èìåþò òàêóþ æå ñâîáîäó â òîì, ÷òî êàñàåòñÿ ñíîøåíèé ñ êîíñóëüñêèìè äîëæíîñòíûìè ëèöàìè ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà è äîñòóïà ê íèì;
á) êîìïåòåíòíûå îðãàíû ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ äîëæíû áåçîòëàãàòåëüíî óâåäîìëÿòü êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà î òîì, ÷òî â ïðåäåëàõ åãî êîíñóëüñêîãî îêðóãà êàêîé- ëèáî ãðàæäàíèí ýòîãî ãîñóäàðñòâà àðåñòîâàí, çàêëþ÷åí â òþðüìó èëè âçÿò ïîä ñòðàæó â îæèäàíèè ñóäåáíîãî ðàçáèðàòåëüñòâà èëè æå çàäåðæàí â êàêîì-ëèáî ïîðÿäêå, åñëè ýòîò ãðàæäàíèí ýòîãî ïîòðåáóåò. Âñå ñîîáùåíèÿ, àäðåñóåìûå ýòîìó êîíñóëüñêîìó ó÷ðåæäåíèþ ëèöîì, íàõîäÿùèìñÿ ïîä àðåñòîì, â òþðüìå, ïîä ñòðàæåé èëè çàäåðæàííîãî, òàêæå áåçîòëàãàòåëüíî ïåðåäàþòñÿ ýòèìè îðãàíàìè êîíñóëüñêîìó ó÷ðåæäåíèþ. Óêàçàííûå îðãàíû äîëæíû áåçîòëàãàòåëüíî ñîîáùàòü ýòîìó ëèöó î ïðàâàõ, êîòîðûå îíî èìååò ñîãëàñíî íàñòîÿùåìó ïîäïóíêòó;
êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà èìåþò ïðàâî ïîñåùàòü ãðàæäàíèíà ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà, êîòîðûé íàõîäèòñÿ â òþðüìå, ïîä ñòðàæåé èëè çàäåðæàí, äëÿ áåñåäû ñ íèì, à òàêæå èìåþò ïðàâî ïåðåïèñêè ñ íèì è ïðèíèìàòü ìåðû ê îáåñïå÷åíèþ åìó þðèäè÷åñêîãî ïðåäñòàâèòåëüñòâà. Îíè òàêæå èìåþò ïðàâî ïîñåùàòü ëþáîãî ãðàæäàíèíà ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà, êîòîðûé íàõîäèòñÿ â òþðüìå, ïîä ñòðàæåé èëè çàäåðæàí â èõ îêðóãå âî èñïîëíåíèå ñóäåáíîãî ðåøåíèÿ. Òåì íå ìåíåå êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà äîëæíû âîçäåðæèâàòüñÿ âûñòóïàòü îò èìåíè ãðàæäàíèíà, êîòîðûé íàõîäèòñÿ â òþðüìå, ïîä ñòðàæåé èëè çàäåðæàí, åñëè îí îïðåäåëåííî âîçðàæàåò ïðîòèâ ýòîãî.
Óâåäîìëåíèå î ñìåðòè, îïåêå èëè ïîïå÷èòåëüñòâå è îá àâàðèÿõ ñóäîâ è ñàìîëåòîâ. Ïðè íàëè÷èè ñîîòâåòñòâóþùåé èíôîðìàöèè ó êîìïåòåíòíûõ âëàñòåé ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ ýòè âëàñòè îáÿçàíû:
- â ñëó÷àå ñìåðòè ãðàæäàíèíà ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà áåçîòëàãàòåëüíî óâåäîìèòü îá ýòîì êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå, â îêðóãå êîòîðîãî ïðîèçîøëà ñìåðòü;
- áåçîòëàãàòåëüíî óâåäîìèòü êîìïåòåíòíîå êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå î ëþáîì ñëó÷àå, êîãäà íàçíà÷åíèå îïåêóíà èëè ïîïå÷èòåëÿ îòâå÷àåò èíòåðåñàì íåñîâåðøåííîëåòíåãî èëè äðóãîãî ëèöà, íå îáëàäàþùåãî ïîëíîé äååñïîñîáíîñòüþ è ÿâëÿþùåãîñÿ ãðàæäàíèíîì ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà. Îäíàêî ïðåäîñòàâëåíèå ýòîé èíôîðìàöèè íå äîëæíî ïðåïÿòñòâîâàòü ïðèìåíåíèþ çàêîíîâ è ïðàâèë ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ â òîì, ÷òî êàñàåòñÿ òàêèõ íàçíà÷åíèé;
- åñëè ñóäíî, èìåþùåå íàöèîíàëüíîñòü ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà, ïîòåðïåëî êðóøåíèå èëè ñåëî íà ìåëü â òåððèòîðèàëüíûõ èëè âíóòðåííèõ âîäàõ ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ èëè åñëè ñàìîëåò, çàðåãèñòðèðîâàííûé â ïðåäñòàâëÿåìîì ãîñóäàðñòâå, ïîòåðïåë àâàðèþ íà òåððèòîðèè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ, áåçîòëàãàòåëüíî óâåäîìèòü îá ýòîì áëèæàéøåå ê ìåñòó ïðîèñøåñòâèÿ êîíñóëüñêîå ó÷ðåæäåíèå.
Êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà è äðóãèå ðàáîòíèêè êîíñóëüñêèõ ó÷ðåæäåíèé â ñîîòâåòñòâèè ñ Âåíñêîé êîíâåíöèåé èìåþò ïðåèìóùåñòâà, ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû.
Êàæäûé ðàáîòíèê êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ïîëüçóåòñÿ ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, ïðåäóñìîòðåííûìè â Êîíâåíöèè, ñ ìîìåíòà åãî âñòóïëåíèÿ íà òåððèòîðèþ ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ ïðè ñëåäîâàíèè ê ìåñòó ñâîåãî íàçíà÷åíèÿ èëè, åñëè îí óæå íàõîäèòñÿ íà ýòîé òåððèòîðèè, ñ ìîìåíòà, êîãäà îí ïðèñòóïèë ê âûïîëíåíèþ ñâîèõ îáÿçàííîñòåé â êîíñóëüñêîì ó÷ðåæäåíèè.
×ëåíû ñåìüè ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, ïðîæèâàþùèå âìåñòå ñ íèì, ïîëüçóþòñÿ ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, ïðåäóñìîòðåííûìè â íàñòîÿùåé Êîíâåíöèè, ñ ìîìåíòà ïðåäîñòàâëåíèÿ åìó ïðèâèëåãèé è èììóíèòåòîâ èëè ñ ìîìåíòà âñòóïëåíèÿ èõ íà òåððèòîðèþ ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ, èëè æå ñ òîãî ìîìåíòà, êîãäà îíè ñòàëè ÷ëåíàìè åãî ñåìüè èëè åãî ÷àñòíûìè äîìàøíèìè ðàáîòíèêàìè, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, ÷òî èìåëî ìåñòî ïîçäíåå.
Êîãäà ôóíêöèè ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ïðåêðàùàþòñÿ, åãî ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû, à òàêæå ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû ÷ëåíà åãî ñåìüè, ïðîæèâàþùåãî âìåñòå ñ íèì, îáû÷íî ïðåêðàùàþòñÿ â ìîìåíòà, êîãäà äàííîå ëèöî îñòàâëÿåò ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ, èëè ïî èñòå÷åíèè ðàçóìíîãî ñðîêà, ÷òîáû ýòî ñäåëàòü, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîé èç ýòèõ ìîìåíòîâ íàñòóïèò ðàíüøå, íî äî ýòîãî âðåìåíè îíè ïðîäîëæàþò ñóùåñòâîâàòü, äàæå â ñëó÷àå âîîðóæåííîãî êîíôëèêòà.
×òî êàñàåòñÿ ÷ëåíîâ ñåìüè ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ, òî èõ ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû ïðåêðàùàþòñÿ, êîãäà îíè ïåðåñòàþò áûòü ÷ëåíàìè ñåìüè ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Îäíàêî, åñëè òàêèå ëèöà íàìåðåâàþòñÿ ïîêèíóòü ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ â òå÷åíèå ðàçóìíîãî ñðîêà, òî èõ ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû ñîõðàíÿþòñÿ äî ìîìåíòà èõ îòúåçäà.
 ñëó÷àå ñìåðòè ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ÷ëåíû åãî ñåìüè, ïðîæèâàþùèå âìåñòå ñ íèì, ïðîäîëæàþò ïîëüçîâàòüñÿ ïðåäîñòàâëåííûìè èì ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè äî ìîìåíòà îñòàâëåíèÿ èìè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ èëè äî èñòå÷åíèÿ ðàçóìíîãî ñðîêà íà îñòàâëåíèå ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ.
Âñå ëèöà, ïîëüçóþùèåñÿ ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, îáÿçàíû óâàæàòü çàêîíû è ïðàâèëà ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ. Îíè òàêæå îáÿçàíû íå âìåøèâàòüñÿ âî âíóòðåííèå äåëà ýòîãî ãîñóäàðñòâà. Êîíñóëüñêèå ïîìåùåíèÿ íå äîëæíû èñïîëüçîâàòüñÿ â öåëÿõ, íå ñîâìåñòèìûõ ñ âûïîëíåíèåì êîíñóëüñêèõ ôóíêöèé.
Ïðåèìóùåñòâà, ïðèâèëåãèè è èììóíèòåòû êîíñóëüñêèõ äîëæíîñòíûõ ëèö è äðóãèõ ðàáîòíèêîâ êîíñóëüñêèõ ó÷ðåæäåíèé ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèìè.
Ëè÷íàÿ íåïðèêîñíîâåííîñòü êîíñóëüñêèõ äîëæíîñòíûõ ëèö. Êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà ïîäëåæàò àðåñòó è ïðåäâàðèòåëüíîìó çàêëþ÷åíèþ òîëüêî íà îñíîâàíèè ïîñòàíîâëåíèé êîìïåòåíòíûõ ñóäåáíûõ âëàñòåé â ñëó÷àå ñîâåðøåíèÿ òÿæêèõ ïðåñòóïëåíèé. Êîãäà âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü çàäåðæàíèÿ êîíñóëüñêîãî äîëæíîñòíîãî ëèöà ïî óêàçàííûì îñíîâàíèÿì, ñóäåáíîå ïðåñëåäîâàíèå äîëæíî áûòü íà÷àòî ïðîòèâ íåãî â âîçìîæíî êîðîòêèé ñðîê.
Çà èñêëþ÷åíèåì óêàçàííûõ ñëó÷àåâ, êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà ìîãóò áûòü çàêëþ÷åíû â òþðüìó èëè ïîäëåæàò äðóãèì ôîðìàì îãðàíè÷åíèé ëè÷íîé ñâîáîäû òîëüêî âî èñïîëíåíèå ñóäåáíûõ ïîñòàíîâëåíèé, âñòóïàþùèõ â çàêîííóþ ñèëó. Åñëè ïðîòèâ êîíñóëüñêîãî äîëæíîñòíîãî ëèöà âîçáóæäàåòñÿ óãîëîâíîå äåëî, ýòî ëèöî äîëæíî ÿâèòüñÿ â êîìïåòåíòíûå îðãàíû.
Óâåäîìëåíèå îá àðåñòå, ïðåäâàðèòåëüíîì çàêëþ÷åíèè èëè ñóäåáíîì ïðåñëåäîâàíèè.  ñëó÷àå àðåñòà èëè ïðåäâàðèòåëüíîãî çàêëþ÷åíèÿ êàêîãî-ëèáî ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ïåðñîíàëà èëè âîçáóæäåíèÿ ïðîòèâ íåãî óãîëîâíîãî äåëà ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ íåçàìåäëèòåëüíî óâåäîìëÿåò îá ýòîì ãëàâó êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Åñëè ãëàâà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ñàì ïîäâåðãàåòñÿ òàêèì ìåðàì, ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ óâåäîìëÿåò îá ýòîì ïðåäñòàâëÿåìîå ãîñóäàðñòâî ÷åðåç äèïëîìàòè÷åñêèå êàíàëû.
Èììóíèòåò îò þðèñäèêöèè. Êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà è êîíñóëüñêèå ñëóæàùèå íå ïîäëåæàò þðèñäèêöèè ñóäåáíûõ èëè àäìèíèñòðàòèâíûõ îðãàíîâ ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ â îòíîøåíèè äåéñòâèé, ñîâåðøàåìûõ èìè ïðè âûïîëíåíèè êîíñóëüñêèõ ôóíêöèé (çà èñêëþ÷åíèåì ãðàæäàíñêîãî èñêà, âûòåêàþùåãî èç äîãîâîðà, çàêëþ÷åííîãî êîíñóëüñêèì äîëæíîñòíûì ëèöîì èëè êîíñóëüñêèì ñëóæàùèì, ïî êîòîðîìó îíè ïðÿìî èëè êîñâåííî íå ïðèíÿëè íà ñåáÿ îáÿçàòåëüñòâ â êà÷åñòâå àãåíòà ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà ëèáî òðåòüåé ñòîðîíû çà âðåä, ïðè÷èíåííûé íåñ÷àñòíûì ñëó÷àåì â ãîñóäàðñòâå ïðåáûâàíèÿ, âûçâàííûì äîðîæíûì òðàíñïîðòíûì ñðåäñòâîì, ñóäíîì èëè ñàìîëåòîì).
Îáÿçàííîñòü äàâàòü ñâèäåòåëüñêèå ïîêàçàíèÿ. Ðàáîòíèêè êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ ìîãóò âûçûâàòüñÿ â êà÷åñòâå ñâèäåòåëåé ïðè ïðîèçâîäñòâå ñóäåáíûõ èëè àäìèíèñòðàòèâíûõ äåë. Êîíñóëüñêèé ñëóæàùèé èëè ðàáîòíèê îáñëóæèâàþùåãî ïåðñîíàëà íå ìîæåò îòêàçûâàòüñÿ äàâàòü ïîêàçàíèÿ. Åñëè êîíñóëüñêîå äîëæíîñòíîå ëèöî îòêàçûâàåòñÿ äàâàòü ïîêàçàíèÿ, ê íåìó íå ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ íèêàêèå ìåðû ïðèíóæäåíèÿ èëè íàêàçàíèÿ. Îðãàí, êîòîðîìó òðåáóåòñÿ ïîêàçàíèå êîíñóëüñêîãî äîëæíîñòíîãî ëèöà, äîëæåí èçáåãàòü ïðè÷èíåíèÿ ïîìåõ âûïîëíåíèþ ýòèì ëèöîì ñâîèõ ôóíêöèé. Îí ìîæåò, êîãäà ýòî âîçìîæíî, âûñëóøèâàòü òàêèå ïîêàçàíèÿ íà äîìó ó ýòîãî ëèöà èëè â êîíñóëüñêîì ó÷ðåæäåíèè èëè æå ïðèíèìàòü îò íåãî ïèñüìåííûå ïîêàçàíèÿ.
Ðàáîòíèêè êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ íå îáÿçàíû äàâàòü ïîêàçàíèÿ ïî âîïðîñàì, ñâÿçàííûì ñ âûïîëíåíèåì èìè ñâîèõ ôóíêöèé, èëè ïðåäñòàâëÿòü îòíîñÿùóþñÿ ê èõ ôóíêöèÿì îôèöèàëüíóþ êîððåñïîíäåíöèþ è äîêóìåíòû. Îíè òàêæå íå îáÿçàíû äàâàòü ïîêàçàíèÿ, ðàçúÿñíÿþùèå çàêîíîäàòåëüñòâî ïðåäñòàâëÿåìîãî ãîñóäàðñòâà.
Íàëîãîâûå èçúÿòèÿ. Êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà è êîíñóëüñêèå ñëóæàùèå, à òàêæå ÷ëåíû èõ ñåìåé, ïðîæèâàþùèå âìåñòå ñ íèìè, îñâîáîæäàþòñÿ îò âñåõ íàëîãîâ, ñáîðîâ è ïîøëèí, ëè÷íûõ è èìóùåñòâåííûõ, ãîñóäàðñòâåííûõ, ðàéîííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ, çà èñêëþ÷åíèåì ñáîðîâ, âçèìàåìûõ çà êîíêðåòíûå âèäû îáñëóæèâàíèÿ, íàëîãîâ è ñáîðîâ íà ÷àñòíûé äîõîä, à òàêæå ðÿäà äðóãèõ.
Îñâîáîæäåíèå îò òàìîæåííûõ ïîøëèí è äîñìîòðà. Ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ, â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèíÿòûìè â íåì çàêîíàìè è ïðàâèëàìè ðàçðåøàåò ââîç è îñâîáîæäåíèå îò âñåõ òàìîæåííûõ ïîøëèí, íàëîãîâ è ñâÿçàííûõ ñ ýòèì ñáîðîâ, çà èñêëþ÷åíèåì ñáîðîâ çà õðàíåíèå, ïåðåâîçêó è ïîäîáíîãî ðîäà óñëóãè.
Íàñëåäñòâåííîå èìóùåñòâî ðàáîòíèêîâ êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ è ÷ëåíîâ èõ ñåìåé.  ñëó÷àå ñìåðòè ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ èëè ÷ëåíà åãî ñåìüè, ïðîæèâàâøåãî âìåñòå ñ íèì, ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ:
à) ðàçðåøàåò âûâîç äâèæèìîãî èìóùåñòâà óìåðøåãî, çà èñêëþ÷åíèåì èìóùåñòâà, êîòîðîå áûëî ïðèîáðåòåíî â ãîñóäàðñòâå ïðåáûâàíèÿ è âûâîç êîòîðîãî áûë çàïðåùåí â ìîìåíò åãî ñìåðòè;
á) íå âçèìàåò íèêàêèõ ãîñóäàðñòâåííûõ, ðàéîííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íàëîãîâ íà íàñëåäñòâî èëè ïîøëèí íà íàñëåäîâàíèå ñ äâèæèìîãî èìóùåñòâà, êîòîðîå íàõîäèòñÿ â ãîñóäàðñòâå ïðåáûâàíèÿ èñêëþ÷èòåëüíî â ñâÿçè ñ ïðåáûâàíèåì â ýòîì ãîñóäàðñòâå óìåðøåãî ëèöà â êà÷åñòâå ðàáîòíèêà êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ èëè ÷ëåíà åãî ñåìüè.
Îñâîáîæäåíèå îò ëè÷íûõ ïîâèííîñòåé è îáëîæåíèé. Ãîñóäàðñòâî ïðåáûâàíèÿ îáÿçàíî îñâîáîæäàòü ðàáîòíèêîâ êîíñóëüñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ è ÷ëåíîâ èõ ñåìåé, ïðîæèâàþùèõ âìåñòå ñ íèìè, îò âñåõ òðóäîâûõ è ãîñóäàðñòâåííûõ ïîâèííîñòåé, íåçàâèñèìî îò èõ õàðàêòåðà, à òàêæå îò âîèíñêèõ ïîâèííîñòåé, òàêèõ, êàê ðåêâèçèöèÿ, êîíòðèáóöèÿ è âîåííûé ïîñòîé.