Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! |
Получить полный доступ к документу
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
Европейская конвенция об иммунитете государств (ETS № 074)
(Базель, 16 мая 1972 года)
Статус Конвенции
См.: Дополнительный протокол к Европейской конвенции об иммунитете государств
Преамбула
Глава I. Иммунитет от юрисдикции
Глава II. Правила процедуры
Глава III. Приведение в исполнение судебных решений
Глава IV. Факультативный режим
Глава V. Общие положения
Глава VI. Заключительные положения
Приложение
Преамбула
Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,
Считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;
Принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах;
Стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства;
Считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами — членами Совета Европы в области права,
Договорились о нижеследующем:
Глава I. Иммунитет от юрисдикции
Статья 1
1. Договаривающееся Государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося Государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого Государства.
2. Такое Договаривающееся Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося Государства в отношении встречного иска:
a в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;
b в тех случаях, когда это Государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого Государства, не смогло в соответствии с положениями настоящей Конвенции сослаться на иммунитет.
3. Договаривающееся Государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося Государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого Государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска.
Статья 2
Договаривающееся Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося Государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:
a международным соглашением;
b ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или
c ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора.
Статья 3
12. На международном уровне было сделано несколько попыток унификации международно-правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государства и его собственности. Хронологически первыми многосторонними международными договорами по этому вопросу были Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов 1926 г. (дополнительный протокол к ней 1934 г.) и Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952г. Обе конвенции базировались на позициях теории ограниченного иммунитета государства.
13. Первым многосторонним международным соглашением, которое урегулировало проблему государственного иммунитета в целом, стала Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы 16 мая 1972 г. в г. Базеле (далее — Европейская конвенция 1972г.). Конвенция вступила в силу 11 июня 1976 г., однако широкого применения не получила — сейчас она вступила в силу только в 8 государствах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Кипре, Люксембурге, Нидерландах, Германии и Швейцарии. В то же время этот международный документ заслуживает внимания по крайней мере по двум причинам: во-первых, это одна из первых попыток решения тех проблем, которые возникают вследствие различий в национальном законодательстве и судебной практике различных стран относительно случаев и обстоятельств, при которых государство имеет иммунитет; во-вторых, авторы конвенции пытались реализовать замысел о том, что конвенция должна соответствовать тенденциям развития международного права относительно ограничения случаев предоставления иностранному государству права иммунитета в юрисдикционных органах другого государства, и поэтому, как указывается в юридической литературе, конвенция является доказательством того, что ряд стран Западной Европы признает существование границ, в которых иностранное государство имеет право требовать иммунитета. В этой конвенции, так же, как и в Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов, получила четкое закрепление концепция функционального иммунитета.
Европейская конвенция 1972 г. устанавливает, что иностранному государству иммунитет не предоставляется, если она отказалась от него. Также конвенция определяет, в какой форме такое отказ с возможной (ст. 2). Так, государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она явно отказалась от него на основании: 1) международного договора; 2) положения контракта, заключенного в письменной форме; 3) явного согласия, которая была оказана после возникновения спора при его участии.
Кроме «явно выраженного отказа от иммунитета», Европейская конвенция 1972 г. закрепляет также формы «отказа от иммунитета, которая предполагается». К примеру, иностранное государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она подала иск, вступила в судебный процесс или подала встречный иск в суде другого государства (п. 1, 2, 3 ст. 1).
Также в Европейской конвенции закреплен перечень случаев (ст. 4-11), когда государство не пользуется иммунитетом в суке другого государства-участника. В частности, это происходит в случаях, когда предмет судебного производства связан с договорным обязательством иностранного государства, местом исполнения которого, согласно договору, является территория государства суда; трудовым договором, заключенным между иностранным государством и физическим лицом, по которому работа подлежит исполнению на территории государства суда; правоотношением, возникшим между организацией (юридическим лицом) и государством как одним из участников этой организации, если на территории государства суда эта организация имеет свое реальное или официальное местонахождение или свое главное учреждение и т.д.
14. В 1978 году, согласно резолюции 32/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1977 г., Комиссия международного права включила в программу своей работы тему: «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». В Комиссии развернулась острая борьба относительно того, какую из двух теорий — абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета — должен быть положен в основу проекта конвенции, который в 1991 г. передан Генеральной Ассамблее ООН. Однако из-за разногласий между государствами в ряде статей, его принятие затянулось на несколько лет. Как следствие, Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности было принято лишь 2 декабря 2004 г. и открыто для подписания с 17 января 2005 г.
В преамбуле Конвенции отмечается, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общепризнанными как один из принципов обычного международного права. Поэтому в качестве общего правила Конвенция признает, что государство пользуется как относительно себя, так и в отношении своей собственности иммунитетом от юрисдикции судов другого государства с учетом положений конвенции (ст. 5). Вместе с этим, конвенцией определены случаи, когда государство не может ссылаться на иммунитет.
Конвенция состоит из (а) норм-определений применяемых в конвенции терминов, (б) норм о порядке вручения документов о судебном рассмотрении дела с участием государства, (в) норм, которые регламентируют применение к государству принудительных мер до и после принятия судебного решения, (г) норм, предоставляющих государству иммунитет и определяют формы отказа от него, и (д) норм, устанавливающих исключения из общего правила об иммунитете государства и определяют конкретные случаи, когда государство не имеет права ссылаться на иммунитет.
Согласно с последними двумя группами норм конвенции, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если она сама нарушила рассмотрение дела или приняла участие в решении дела по существу (ч. 1 ст. 8). Не допускается ссылка на государственный иммунитет при рассмотрении дел: в отношении коммерческой сделки между государством и иностранным физическим или юридическим лицами; в отношении заключенного государством трудового договора с физическим лицом; в отношении денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или причинение вреда его имуществу; в отношении любых прав или интересов этого государства в отношении недвижимого имущества, которое находится на территории государства суда; в отношении определения права этого государства на патент, промышленный образец, торговое или фирменное наименование, товарный знак, объект авторского права или любой другой объект интеллектуальной собственности; относительно участия этого государства в компании или другом объединении.
Таким образом, как и Европейская конвенция 1972 г. Конвенция ООН 2004 г. закрепляет теорию ограниченного иммунитета государства. Украина, к сожалению, не принимает участия в указанных конвенциях.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
ОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВ
(ETS N 74)
(Базель, 16 мая 1972 года)
Преамбула
Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,
считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;
принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах;
стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства;
считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами — членами Совета Европы в области права,
договорились о нижеследующем:
Глава I. ИММУНИТЕТ ОТ ЮРИСДИКЦИИ
Статья 1
1. Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства.
2. Такое Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства в отношении встречного иска:
a) в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;
b) в тех случаях, когда это государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого государства, не смогло в соответствии с положениями настоящей Конвенции сослаться на иммунитет.
3. Договаривающееся государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска.
Статья 2
Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:
a) международным соглашением;
b) ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или
c) ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора.
Статья 3
Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно могло основывать иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты как можно скорее.
2. Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.
Статья 4
1. При условии соблюдения положений статьи 5 Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство.
2. Пункт 1 не применяется:
a) в том случае, когда речь идет о соглашении, которое было заключено между государствами;
b) в том случае, когда стороны в соглашении договорились об ином;
c) в том
Страницы:
1 2 3 … 8 9 10
Статус
Европейской конвенции об иммунитете государств
(Базель, 16 мая 1972 г.)
(по состоянию на 1 марта 2017 г.)
ETS N 074
Договор открыт для подписания государствами — членами Совета Европы
и для присоединения стран, не являющихся членами СE
Открыт для подписания: Вступил в силу:
Место: Базель Условия: 3 ратификации
Дата: 16/5/1972 Дата: 11/6/1976
Государства — члены Совета Европы
Государства | Подпись | Ратификация | Вступил в силу | Прим. | P. | Д. | B. | T. | C. | O. |
Австрия | 16/5/1972 | 10/7/1974 | 11/6/1976 | X | X | |||||
Азербайджан | ||||||||||
Албания | ||||||||||
Андорра | ||||||||||
Армения | ||||||||||
Бельгия | 16/5/1972 | 27/10/1975 | 11/6/1976 | X | X | |||||
Болгария | ||||||||||
Босния и Герцеговина | ||||||||||
бывшая Югославская Республика Македония | ||||||||||
Великобритания | 16/5/1972 | 3/7/1979 | 4/10/1979 | X | X | X | X | |||
Венгрия | ||||||||||
Германия | 16/5/1972 | 15/5/1990 | 16/8/1990 | X | X | X | ||||
Греция | ||||||||||
Грузия | ||||||||||
Дания | ||||||||||
Ирландия | ||||||||||
Исландия | ||||||||||
Испания | ||||||||||
Италия | ||||||||||
Кипр | 15/12/1975 | 10/3/1976 | 11/6/1976 | |||||||
Латвия | ||||||||||
Литва | ||||||||||
Лихтенштейн | ||||||||||
Люксембург | 16/5/1972 | 11/12/1986 | 12/3/1987 | X | X | |||||
Мальта | ||||||||||
Молдова | ||||||||||
Монако | ||||||||||
Нидерланды | 16/5/1972 | 21/2/1985 | 22/5/1985 | X | X | X | ||||
Норвегия | ||||||||||
Польша | ||||||||||
Португалия | 10/5/1979 | |||||||||
Россия | ||||||||||
Румыния | ||||||||||
Сан-Марино | ||||||||||
Сербия | ||||||||||
Словакия | ||||||||||
Словения | ||||||||||
Турция | ||||||||||
Украина | ||||||||||
Финляндия | ||||||||||
Франция | ||||||||||
Хорватия | ||||||||||
Черногория | ||||||||||
Чешская республика | ||||||||||
Швейцария | 16/5/1972 | 6/7/1982 | 7/10/1982 | X | ||||||
Швеция | ||||||||||
Эстония |
Общее число подписей, не сопровождавшихся ратификацией: | 1 |
Общее число ратификаций / присоединений: | 8 |
Примечания:
в: вступление
П: подписание безоговорочно относительно ратификации
пп: правопреемство
р: подписание в порядке «ad referendum».
О.: оговорки
Д.: декларации
ПП.: полномочия
Т.: территориальное применение
С.: связь
В.: возражение
Статус Европейской конвенции об иммунитете государств ETS N 074 (Базель, 16 мая 1972 г.)
Информация о статусе получена с официального сайта Совета Европы (https://conventions.coe.int)