Чаще всего правовой иммунитет связан с
Юридическая природа иммунитета достаточно сложна и неоднозначна. Трактовка иммунитета нередко зависит от принадлежности к различным отраслям права, отличающимся друг от друга предметом и методом правового регулирования, отраслевыми принципами и функциями, характером юридической ответственности.
Так, в международном праве иммунитет понимается как невозможность применения законов какого-либо государства к иностранному государству. Данное определение базируется на теории суверенного иммунитета государства, в основу которой положен принцип невозможности распространения юрисдикции одного государства в отношении другого в силу суверенного равенства государств. Обладателем иммунитета, таким образом, является непосредственно само государство, а от иммунитета государства в свою очередь производна неприкосновенность его органов, имущества, собственности. К примеру, неприкосновенность дипломатического представительства, его помещений, архивов, средств передвижения и т. д. объясняется принадлежностью этих объектов к аккредитирующему государству.
Государство делегирует также право на неприкосновенность соответствующим своим представителям, но в тоже время, в случае необходимости, может и лишить их такого права.
В конституционном (государственном) праве иммунитет выступает в качестве одной из многочисленных гарантий обеспечения стабильности в обществе и предсказуемости политических процессов. Например, депутатский иммунитет, являющийся непременным атрибутом представительного строя, отображает собой следствие того положения, которое парламент занимает в системе государственных учреждений и той политической и социальной среды, в какой приходится действовать его членам. Иммунитет депутатов всегда виндицировался парламентом ради беспрепятственного осуществления им своих функций, поэтому вполне справедливо, что положения ст. 98 Конституции РФ о неприкосновенности депутатов рассматриваются как необходимость конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа.
В уголовно-процессуальном законодательстве иммунитет может быть определен как освобождение от определенных процессуальных обязанностей и ответственности.
В уголовном процессе наличие иммунитета заключается в установлении особых процедур привлечения некоторых субъектов к уголовной ответственности, применения мер государственного принуждения, освобождения от некоторых процессуальных обязанностей.
Суть таких исключений состоит в том, что УПК РФ установлен единый и обязательный для судов, органов прокуратуры и предварительного следствия порядок производства по уголовным делам. В тоже время существуют нормы, предусматривающие иной порядок проведения целого ряда процессуальных действий. УПК РФ 2002г. в отличие от УПК РСФСР 1960 г. (со всеми изменениями и дополнениями), содержит нормы, касающиеся изъятий из общих правил уголовного судопроизводства — глава 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». Данной главой и некоторыми статьями других глав УПК РФ (ч. 4 ст. 31 — подсудность уголовного дела; ч. 3 ст. 56 — право на свидетельский иммунитет; ч. 5 ст. 114 — временное отстранение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; п. «б» ч. 2 ст. 151 — подследственность) регламентирован особый порядок уголовного судопроизводства в отношении определенной категории лиц, которым Конституцией, действующими на момент принятия УПК РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами установлена неприкосновенность.
Однако, несмотря на всю специфику в понимании иммунитета, общим является его восприятие в качестве средства, позволяющее субъектам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях не подчиняться некоторым общим законам.
Иногда понятие иммунитет сужают, связывая его исключительно с должностным положением, предполагающим наличие иммунитета.
Между тем правовой иммунитет далеко не всегда устанавливается только для определенного круга лиц в силу занимаемой ими должности. Ведь существует же свидетельский иммунитет, в соответствии с которым никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). В данной норме речь идет об общественных защитниках обвиняемого, адвокатах, священнослужителях и других гражданах, которые никаких соответствующих должностей, связанных с иммунитетом, не занимают.
В отличие от лиц, обладающих должностным иммунитетом, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, члены комиссий по проведению референдума, народные заседатели, присяжные заседатели и арбитражные заседатели призываются к выполнению особых функций по содействию в решении государственных задач не в силу должностного положения, а особых общественных обязанностей. В силу данного обстоятельства иммунитеты указанных лиц, думается, могут быть условно обозначены как иммунитеты общественных представителей. Тем самым иммунитет предстает в виде правового преимущества, а наделение им происходит с учетом той роли, которою они играют в государстве и обществе. Принимается во внимание важность выполняемой ими работы, необходимость укрепления независимости этих лиц, недопущение незаконного и необоснованного применения к ним мер государственного принуждения.
Наделение определенных субъектов преимуществами неизбежно ставит проблему соотношения иммунитета с принципом правового равенства.
В литературе по обозначенному вопросу имеется два противоположных подхода. Одни авторы полагают, что иммунитеты закрепляют неравенство, которое проявляется, в частности, при решении вопроса о привлечении таких лиц к юридической ответственности. И такое положение, по их мнению, является социально вредным. Так, по мнению К. Ф. Гуценко, круг лиц, пользующихся иммунитетами в уголовном процессе «сравнительно широк и имеет тенденцию, вопреки ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом и судам, к дальнейшему расширению» [1, с. 45].
Другие, напротив, считают, что иммунитеты не нарушают принцип правового равенства, поскольку последний характеризует общий статус гражданина и не учитывает различий в юридическом положении субъектов правоотношений. В частности, есть авторы занимающие позицию, что часть положений, содержащих нормы об иммунитете… является отступление от конституционного принципа равенства всех граждан перед законом и судом.
Как отмечает М. В. Баглай, «содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий», этот принцип вовсе не означает, что право вообще не может устанавливать льгот и привилегий [3, с. 73]. То есть конституционный принцип равенства — это общее правило, составной частью которого могут быть юридические исключения. Ведь зачастую участниками правоотношений становятся субъекты, обладающие одновременно как общим, так и, например, профессиональным (должностным) статусом. Поэтому законодатель может, исходя из теории функциональной необходимости, предусматривать для них определенные привилегии. В частности, устанавливать исключения из общего порядка судопроизводства для некоторых субъектов (Президента, депутатов, судей, прокуроров и т. д.) в зависимости от реализуемых ими полномочий, защищаемого интереса и других факторов. Такое правовое явление, как иммунитет, представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и самостоятельность этих должностных лиц [2, 127].
Говоря об иммунитете, как об отступлении от принципа равноправия, надо исходить из точки зрения, что всякий принцип — это общее правило с исключениями, которые выступают не в роли изъятия из принципов, а в качестве необходимой составной части его содержания.
Государство может устанавливать исключения из общего порядка судопроизводства для определенных субъектов в зависимости от выполняемых функций, защищаемого интереса и некоторых других обстоятельств. Главное, — чтобы такие исключения соответствовали критериям справедливости правовой нормы, состоящими в научной обоснованности, истинности отображений требований закономерного развития общества, учет непосредственных и более отдаленных целей. Так, например, иммунитет судьи является средством правовой защиты носителей судебной власти в целях обеспечения эффективного отправления правосудия.
Литература:
- Уголовный процесс / Под ред. К. Ф. Гуценко 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2005. 736 с.
- Малько А. В. Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005. 189 с.
- Баглай М. В. Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. 800 с.
- Исламова С. Х. Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 134–136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11952/ (дата обращения: 06.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): иммунитет, РФ, Конституция РФ, свидетельский иммунитет, уголовный процесс, государственное принуждение, должностное положение, общее правило, правовое равенство, юридическая ответственность.
Под
правовыми иммунитетами понимают особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, конституции и законах лиц от
определенных обязанностей и ответственности,
призванные обеспечивать выполнение
ими соответствующих функций.
Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, имеют с ними общие
черты:
-Создают
особый юр. режим, позволяют облегчать
положение соответствующих субъектов,
расширяют возможности по удовлетворению
тех или иных интересов.
-Призваны
быть правостимулирующим средствами,
побуждающими к определенному поведению
и обозначающему собой положительную
правовую мотивацию
-Являются
гарантиями социально полезной деятельности
-Выступают
своеобразными изъятиями, правомерными
исключениями для конкретных лиц,
установленными в специальных юридических
нормах
-Представляют
собой формы проявления дифференциации
юридического упорядочения социальных
связей
Наряду
со всем выше перечисленным иммунитеты
имеют свои сугубо специфические признаки,
позволющие выделить их в системе льгот
и привилегий, говорить об их самостоятельной
юридической природе.
Воплощаются
в виде отрицательных льгот (освобождение
от выполнения отдельных обязательств
— уплаты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т. д.)
Целью
иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служебных
официальных обязанностей. Правовой
иммунитет не должен иметь абсолютного
характера. Он может быть в ряде случаев
отменен, ограничен либо от него могут
отказаться сами обладатели иммунитета
Круг
лиц, на который распространен иммунитет,
должен быть четко определен нормами
права.
Правовые
иммунитеты весьма многообразны.
Их можно классифицировать по различным
критериям.
Так,
в зависимости
от природы
реализуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на:
—
международные,
—
государственные и,
—
общественные;
В
зависимости от сферы их осуществления
на:
-межгосударственные
—
внутригосударственные;
в
зависимости от их характера на:
-материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы;
право
беспошлинного ввоза личного имущества
при первоначальном занятии должности,
так называемые фискальные иммунитеты
и другие) ,
-процессуально-правовые
(неприкосновенность депутатов, иммунитет
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов и т. п.);
в
зависимости от того, какие объекты
обеспечивает иммунитет на:
—
личную неприкосновенность,
-неприкосновенность
служебных и жилых помещений,
-неприкосновенность
имущества,
-служебной
переписки,
-архивов
и иных документов,
-судебно-
процессуальный и свидетельский иммунитет
и т. д.
49.Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Одним
из наиболее сложных и вместе с тем
наименее исследованных выступает такой
элемент юридической формы, как правовой
режим.Научная и практическая значимость
данной проблемы определяются тем, что
в сложившихся сегодня в РФ условиях
требуются обновленные правовые режимы,
отвечающие духу времени, связанные со
становлением новых социально-юридических
состояний, с появлением нетрадиционных
для нас субъектов и объектов права,
интенсивным развитием различных форм
собственности, частного права,
предпринимательской деятельности,
переориентацией на другие, более
совершенные и либеральные методы
правового регулирования, сменой
приоритетов в системе имеющихся
юридических средств и ценностей.
Правовой
режим призван обеспечить определенный
(желаемый) социальный эффект, состояние,
а также показать путь к подобному
результату, способ ведущий к нему.
Правовой режим отражает функциональную
характеристику права; это особый порядок
правового регулирования, выражающийся
в определенном сочетании юридических
средств, создающий требуемое социальное
состояние и конкретную степень
благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов
права. В качестве примеров правовых
режимов можно назвать: режим финансовой
стабилизации, режим въезда и выезда за
границу, режим санкций, режим военного
положения, паспортный режим и т.п.
Основные
признаки:
1)
они устанавливаются законодательством,
и обеспечиваются государством;
2)
имеют целью специфическим образом
регламентировать конкретные области
общественных отношений, выделяя во
временных и пространственных границах
те или иные субъекты и объекты права;
3)
представляют особый порядок правового
регулирования, состоящий из совокупности
юридических средств и характеризующийся
определенным их сочетанием;
4)
создают конкретную степень благоприятности
либо неблагоприятности для удовлетворения
интересов субъектов и их объединений.
Виды
правовых режимов:
в
зависимости от предмета правового
регулирования выделяют конституционный,
административный, земельный режимы и
т.д.;
в
зависимости от их юридической природы
— материальные и процессуальные;
в
зависимости от содержания — валютный,
таможенный, пошлинный, судоходный,
секретный и т.п;
в
зависимости от субъектов в отношении
которых он устанавливается, — режим
беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц без гражданства и т.д.;
в
зависимости от функций права — режим
особого регулирования и особой охраны;
в
зависимости от формы выражения — законный
и договорный;
в
зависимости от уровня нормативных
актов, в которых они установлены —
общефедеральные, региональные,
муниципальные и локальные;
в
зависимости от сфер использования —
внутригосударственные и межгосударственные
(режимы территориальных вод, экономических
санкций).
По
степени категоричности правовых
предписаний выделяются два
метода правового регулирования.
Один
из них именуется императивным.
Это такой метод, при котором субъекты
могут действовать только так, как
предписано нормой права, и не иначе.
Например, предписание закона о том, что
личный обыск осуществляется лицом того
же пола, что и обыскиваемый, является
безусловным, категорическим, императивным.
Другой
метод,
именуемый диспозитивным,
дает возможность сторонам в каком-либо
правоотношении самостоятельно решать
какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они
этого не сделали, возникает обязанность
следовать правовому предписанию.
Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность
следует судьбе главной вещи, если
договором между сторонами не предусмотрено
иное.
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Правовые
иммунитеты есть
особые льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, Конституции и законах лиц от
определенных обязанностей и
ответственности, призванные обеспечивать
выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, естественно, имеют
с ними следующие общие черты:
Во-первых,
все они создают особый юридический
режим, позволяют облегчать положение
соответствующих субъектов, расширяют
возможности по удовлетворению тех
или иных интересов. Для этого предназначены
не только льготы и привилегии, но и
иммунитеты, в частности, дипломатический
и депутатский.
Во-вторых,
призваны быть правостимулирующими
средствами, побуждающими к определенному
поведению и формирующими положительную
правовую мотивацию.
В-третьих,
являются гарантиями социально полезной
деятельности, способствуют осуществлению
тех или иных обязанностей.
В-четвертых,
названные средства выступают своеобразными
изъятиями, правомерными исключениями
для конкретных лиц, установленными
в специальных юридических нормах.
В-пятых,
представляют собой формы проявления
дифференциации юридического
упорядочения социальных связей.
Вместе
с тем иммунитеты имеют свои сугубо
специфические признаки, позволяющие
выделить их в системе льгот и привилегий,
говорить об их самостоятельной
юридической природе.
Во-первых,
если привилегии в большей мере воплощаются
в преимуществах, в так называемых
положительных льготах, то иммунитеты,
наоборот, в большей мере проявляются в
виде отрицательных льгот (освобождения
от выполнения отдельных обязанностей
— уплаты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т.п., освобождения от
ответственности).
Во-вторых,
целью иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служебных
официальных обязанностей.
В-третьих,
круг лиц, на которых распространен
иммунитет, должен быть четко определен
в нормах международного права, конституции
и законах. К числу подобных лиц
законодательство РФ относит дипломатический
и консульский корпус, Президента РФ,
депутатов, зарегистрированных кандидатов
в депутаты, Улолномоченного по правам
человека в РФ, членов избирательных
комиссий с правом решающего
голоса, членов комиссий по проведению
референдума с правом решающего
голоса, Председателя Счетной палаты
РФ, его заместителя, аудиторов и
инспекторов Счетной палаты РФ, судей,
народных, присяжных и арбитражных
заседателей, прокуроров, следователей
прокуратуры и других.
Носители
же иных льгот и привилегий далеко не
всегда так конкретно определены и
обозначены в соответствующем
законодательстве.
Правовые
иммунитеты весьма многообразны. Их
можно классифицировать по различным
критериям. Так, в зависимости от природы
реализуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на
международные, государственные и
общественные; в зависимости от сферы
их осуществления — на межгосударственные
и внутригосударственные; в зависимости
от их характера — на материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы; право беспошлинного
ввоза личного имущества при первоначальном
занятии должности, так называемые
фискальные иммунитеты и другие) и
процессуально-правовые (неприкосновенность
депутатов, иммунитет судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов и т.п.); в зависимости от объекта
иммунитета — на личную неприкосновенность,
неприкосновенность служебных и жилых
помещений, неприкосновенность
имущества, служебной переписки, архивов
и иных документов, судебно-процессуальный
и свидетельский иммунитет и т.д.
17
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #