Чем опасно низкий иммунитет у ребенка
Замысел природы
Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.
В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника… Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.
Почему дети болеют?
Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева, иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.
А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и… поступление в детский сад.
В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.
В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.
Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?
Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!
Что подрывает иммунитет
Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?
● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.
● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.
● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.
● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.
● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.
Тревожный месяц
При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.
После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.
В течение месяца после болезни ребенок должен:
● много спать, желательно и днем;
● есть не реже четырех раз в сутки;
● пить витаминные препараты;
● много гулять;
● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.
Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.
Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.
Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.
Кстати
Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?
Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.
Интересно
В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.
Смотрите также:
- Современные дети стали чаще простужаться. Как повысить иммунитет? →
- Ребёнка надо кормить воздухом, а таблеток давать поменьше →
- Не дать ребенку заболеть: 5 этапов профилактики астмы →
Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.
Что такое иммунитет и как он работает?
Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.
Иммунитет — совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.
Классификация иммунитета
Различают врожденный (видовой) и приобретенный иммунитет. Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.
Естественный (приобретенный) иммунитет делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией. Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета. Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом. Если ребенок переболел краснухой или ветрянкой, то практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ. Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.
Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный иммунитет формируется после проведения профилактических прививок. Пассивный иммунитет появляется после того, как в человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.
Понятие иммунного ответа и его виды
Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо чужеродных ему микробов или их ядов.
Виды иммунного ответа:
- Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка. Его цель – уничтожение микроба путем формирования очага воспаления. Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба. Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
- Специфический иммунный ответ — вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.
Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:
- Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ, формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные материалы, такие как клеточные белки. Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
- Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.
Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):
- Антитела типа А (IgA) нужны для обеспечения местного иммунитета. Они стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
- Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они способны одновременно связать несколько микробов. Если антитела типа M (IgM) были обнаружены в ходе анализа крови, то они являются свидетельством возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
- Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
- Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов через кожу.
Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей
Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.
Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.
Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:
- Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.
- Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
- Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
- Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
- Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.
Слабый иммунитет: основные признаки
Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста:
- Диатез в раннем возрасте.
- У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
- Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
- Плохой аппетит.
- Бледная кожа.
- Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
- Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
- Частое появление грибковых инфекций.
Факторы, снижающие детский иммунитет
Причины пониженного иммунитета у грудных детей:
- Травма во время прохождения по родовым путям.
- Тяжелое течение беременности.
- Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
- Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
- Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
- Сбой в работе ЖКТ.
- Передозировка лекарствами.
- Тяжелая психологическая травма.
- Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.
Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:
- Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
- Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
- Стресс и постоянное нервное напряжение.
- Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
- Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
- Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
- Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.
Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».
Поделитесь с друзьями:
Содержание:
- Задача — найти и обезвредить
- Как работает иммунитет грудничков
- Недостаточность иммунитета
- К вопросу о прививках
- Можно ли стимулировать иммунитет
Задача — найти и обезвредить
Слово «иммунитет» произошло от латинского immunitas — «невосприимчивый, освобожденный от чего либо». Раньше считали, что люди с хорошим иммунитетом просто невосприимчивы к инфекционным болезням. Позднее стало ясно, что иммунитет не только защищает нас от инфекций — круг его «обязанностей» гораздо шире. Эта сложная система, к работе которой подключены многие органы, способна отличать свои клетки и их компоненты от чyжих. Мишенью иммунной системы чаще всего становятся микробы и вирусы — носители чужеродной генетической информации, которые вторгаются во внутреннюю среду организма. Чтобы сохранить эту среду, организм должен отражать нашествие возбудителей инфекций. И когда речь заходит об иммунитете, чаще всего подразумевают именно способность организма бороться с инфекционными заболеваниями. Их в течение жизни человек переносит множество. Как правило, противоинфекционный иммунитет от этого становится сильнее. Его можно укрепить и с помощью различных приемов, прежде всего вакцинации.
Однако иммунитет защищает нас не только от инфекций. Иногда организм воспринимает как вражеских агентов и совершенно безобидные, на первый взгляд, компоненты окружающего мира: некоторые продукты питания, мельчайших клещей, обитающих на коже, слущивающийся эпителий домашних животных, пыльцу растений. Подчас иммунная система начинает с излишним рвением оберегать внутреннюю среду организма от их проникновения. Эта избыточная реакция носит название аллергии. Такие ее проявления, как чихание, кашель, слезотечение, покраснение кожи и зуд, на самом деле — те способы, которыми организм обороняется от «интервентов».
Но организм может воспринимать как опасные не только чужие, но и свои собственные клетки. Это касается, в частности, злокачественно перерожденных, генетически измененных клеток. Пока иммунная система их распознает и обезвреживает, человек защищен от раковых заболеваний. Кроме того, иммунитет борется с теми клетками организма, генетическая структура которых изменилась в результате действия вирусов или каких-то других вредных факторов.
Таким образом, последствия работы иммунной системы могут быть двоякими: с одной стороны, он защищает организм от опасностей, а с другой — его неадекватная реакция может вызвать серьезное ухудшение здоровья.
Иммунная система состоит из двух основных компонентов. Так называемый клеточный иммунитет — это борьба клеток иммунной системы с чужеродными веществами. Гуморальный иммунитет — выработка антител, или иммуноглобулинов (их принято делить на пять классов), которые тоже помогают обезвреживать чужеродные структуры.
Как работает иммунитет грудничков
Иммунитет ребенка первого года жизни отличается от иммунитета взрослых существенно меньшей зрелостью. Его становление происходит главным образом в первые 12 месяцев. К году ребенок обладает достаточно развитым иммунитетом, и встреча с инфекциями для него менее опасна. Малыш рождается с антителами, полученными еще в утробе матери через плаценту. Это антитела лишь одного, но самого важного в плане защиты от инфекций класса — IgG. Различные заболевания беременной женщины, особенно сопровождающиеся патологией плаценты, могут приводить к недостатку их у плода. Кроме того, на количестве антител у новорожденного сказывается продолжительность беременности. Перенос антител от матери к плоду происходит в последнем триместре беременности, поэтому у малышей, родившихся намного раньше срока, на 28-32-й неделях беременности, уровень защитных антител класса IgG очень низок: эти дети хуже защищены от инфекций.
Распад материнских антител происходит на протяжении первого года жизни, при этом примерно к 3-6 месяцам распадается уже существенная их часть. И, хотя с первых дней после рождения организм начинает вырабатывать антитела самостоятельно, поначалу их количество недостаточно, и в первые три месяца жизни малыша защищают исключительно материнские антитела. После 12 месяцев ребенок борется с инфекциями только собственными силами, которые к этому времени уже достаточны. К концу первого года уже готов к «обороне» и клеточный иммунитет.
Одной из особенностей иммунитета детей первых месяцев жизни является неспособность локализовывать, ограничивать инфекцию: любой инфекционный процесс может «захватывать» организм ребенка полностью (врачи называют это генерализацией инфекции). Именно поэтому нужно, например, очень тщательно ухаживать за заживающей пупочной ранкой: если вовремя не назначить лекарственные средства при ее нагноении, у ребенка может развиться заражение крови.
Именно из-за таких особенностей иммунитета детям первого года жизни требуются особые условия пребывания и особый уход. Для грудничков инфекционные заболевания — вещь нежелательная и рискованная. Поэтому детей первого года жизни нужно всячески оберегать от контакта с инфекциями. Правда, сделать это можно далеко не всегда, поскольку человека окружает огромное количество микроорганизмов, от которых невозможно изолироваться, например грибы рода Candida, стрептококки, вирус герпеса. Если малыш все-таки заболел, врачи не полагаются только на силы его иммунитета, а назначают медикаментозное лечение.
Несовершенство иммунитета грудничков выражается и в том, что иммунный ответ может быть неадекватным, поэтому у детей первого года жизни очень часто развивается аллергия, в основном пищевая. И, хотя ее проявления часто безобидны, у некоторых детей обнаруживаются и серьезные заболевания — например, атопический дерматит. Больному ребенку обычно требуется жесткая диета, при которой приходится ограничивать его во многих продуктах питания. К счастью, с возрастом, при созревании иммунной и других систем, проявления дерматита обычно смягчаются.
Важную роль в становлении и поддержании иммунитета ребенка играет грудное молоко: оно содержит значительное количество материнских антител. Правда, полученные таким путем антитела действуют только в кишечнике. Они хорошо защищают ребенка от кишечных инфекций. Кроме того, белки материнского молока лишены аллергенных свойств, поэтому грудное вскармливание является профилактикой аллергических болезней. Но оно практически не влияет на уровень антител в крови, поэтому респираторными заболеваниями или инфекциями, распространяющимися через кровь, ребенок, находящийся на грудном вскармливании, болеет так же часто, как и «искусственник».
Недостаточность иммунитета
На протяжении миллионов лет природа отбирала для последующего воспроизводства только тех человеческих индивидуумов, которые обладали крепким иммунитетом. Поэтому она создала достаточно мощные генетические барьеры, препятствующие рождению детей с выраженными наследственными дефектами. И тем не менее такие заболевания известны. По разным классификациям их насчитывается от 40 до 80. Самые распространенные и наименее тяжелые заболевания встречаются у одного ребенка из 3-4 тысяч, а самые редкие и тяжелые — у одного из 1-2 миллионов.
Тяжелые иммунодефициты бывают вызваны нарушениями одновременно в нескольких звеньях иммунитета. Их симптомы — неудержимый неконтролируемый понос, сухой кашель. Развитие ребенка останавливается. И лишь при своевременно начатом лечении такие дети могут быть спасены.
Причиной менее тяжелых иммунодефицитов может быть какое-либо нарушение клеточного или гуморального звена иммунной защиты. Чаще всего это наследственная недостаточность какого-либо класса иммуноглобулинов. Проявляется она различными гнойными инфекциями, например бронхитами, поражениями кожи, поносами, которые с трудом поддаются лечению и подчас переходят в хроническую форму. Конечно же, проявления тяжелых иммунных нарушений, о которых идет речь, значительно отличаются от тех расстройств питания и бытовых инфекций, которые обычно бывают у детей первого года жизни. При иммунодефицитах эти проблемы приобретают совершенно другие масштабы.
Однако чаще у детей встречаются нетяжелые случаи иммунодефицитов, например избирательная недостаточность иммуноглобулина А. Это неопасное иммунное нарушение, которое зачастую не сказывается на развитии и здоровье ребенка.
Как врач, я часто встречаю родителей, которые, начитавшись о всевозможных болезнях, начинают ставить своему ребенку диагнозы, в том числе и касающиеся нарушений иммунитета. Адекватно оценить состояние иммунитета в таких случаях может только врач. Наблюдая малыша на протяжении месяцев, участковый педиатр при необходимости направит ребенка на консультацию к специалисту-иммунологу. Родителям же важно понимать, что дети должны болеть — это совершенно неизбежно. И если малышу удается в «положенные» сроки справиться с болезнью, то с иммунитетом у него все в порядке.
К вопросу о прививках
Некоторые родители оттягивают вакцинацию, считая, что их ребенку еще рано делать прививку — у него еще незрелый иммунитет: «он подрастет, тогда и сделаем». Это ошибка. Во-первых, иммунная система малыша готова ответить формированием иммунитета на введение той или иной вакцины (вводимые дозы вакцины и сроки вакцинации оптимально соответствуют состоянию иммунной системы). Во-вторых, защита от инфекций наиболее актуальна именно в первый год жизни.
В разных странах календари прививок отличаются весьма незначительно, поскольку составлены в соответствии с объективным состоянием иммунитета грудничков. Поэтому я советую родителям без специального медицинского обоснования не увлекаться игрой с оттягиванием вакцинации под предлогом того, что у ребенка «незрелый иммунитет».
Распространено мнение, что для детей с перинатальным поражением ЦНС сроки прививок следует сдвигать из-за предполагаемых особенностей иммунной системы. На самом деле диагноз «перинатальное поражение ЦНС», за исключением самых тяжелых его форм, не является поводом для отвода от прививок. Наоборот, такие дети особенно нуждаются в вакцинации, потому что инфекционные заболевания у них, как правило, протекают тяжелее, чем у остальных.
Можно ли стимулировать иммунитет
Чтобы укрепить иммунитет малыша, необходимы прежде всего кормление грудью и своевременная вакцинация. Правильное питание и общеукрепляющие процедуры (прогулки на свежем воздухе, закаливание, массаж и т.п.) — это тоже хорошо: подобные мероприятия благотворно влияют на общее развитие ребенка, на сосудистую, нервную, кроветворную и другие системы. Но, к сожалению, непосредственного влияния на иммунитет они не оказывают.
Хочется еще раз успокоить родителей: иммунитет — это очень прочная, очень устойчивая система — такой ее сделала природа за миллионы лет эволюции. Если сравнивать по прочности иммунную и костную систему, то я, как клинический иммунолог, считаю, что первая более прочна. Ее сложнее сломать, чем кости. Она не нуждается в поддержке лекарствами, ведь природа позаботилась о том, чтобы иммунитет у подавляющего большинства детей был хорошим.
Михаил Ярцев
Руководитель отделения иммунопатологии у детей
Института иммунологии МЗ РФ, д.м.н.
Статья из мартовского номера журнала.