Что понимают под иммунитетом военных кораблей
Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
47. Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
Вну́тренние во́ды — часть водной территории государства.
Внутренние воды состоят из морских и неморских вод.
Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, каналов и иных водоёмов, в том числе пограничные воды, расположенные в пределах государственных границ.
К числу внутренних морских вод относятся морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы
Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.
На территориальные воды, а также их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.[1], а также внутренним законодательством отдельных государств.
Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).
Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.
Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.
Открытое море — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака: 1) оно не подчинено суверенитету какого-либо государства; 2) оно находится за пределами территориального моря. Таким образом, прилежащая зона, исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом[1].
Пользование водами открытого моря
Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанного в международном праве императивного принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Свободы открытого моря
Свободы открытого моря не являются абсолютными и осуществляются в соответствии с условиями, закрепленными в Конвенции ООН по морскому праву (Ст. 87 и 89).
Свободы открытого моря включают в себя:
- свободу судоходства;
- свободу полётов;
- свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
- свободу рыболовства и морского промысла;
- свободу научных исследований и др.
Свобода судоходства
Свобода судоходства означает, что суда под флагами как прибрежных государств, так и государств, не имеющих выхода к морю, имеют право плавания в открытом море.
Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства флага. Иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных прав. Так, в исключительной экономической зоне запрещено проводить боевые стрельбы, глубинные бомбометания и т.п.
Большой юридический словарь
см. военный корабль.
* * *
(англ immunity of warships) — общепризнанный принцип международного морского права, закрепленный в международных договорах, согласно которому военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Конвенция ООН по морскому праву* (ст. 29) признает военным кораблем судно, принадлежащее к вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, имеющее экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине. Военные корабли пользуются неприкосновенностью лишь в условиях мирного времени.
В территориальных водах какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться И.в.к., но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права, регулирующие мирный проход. И.в.к. действует и в случаях вынужденного захода во внутренние воды иностранного государства. И.в.к., находящихся в водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность страны пребывания. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, регулирующие проход через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул территориальные воды данного государства.
Объем льгот и привилегий, предоставляемых прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, определяется целью посещения им портов, баз и вод данной страны (напр., официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное посещение) и обычно включает освобождение от таможенного досмотра, а также от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных налогов и сборов (см.: Дипломатический словарь. Т. I. — М., 1984).
- Визиты военных кораблей — посещение военными кораблями портов иностранных государств…
Словарь военных терминов
- Классификация кораблей — разделение кораблей ВМФ СССР на классы, подклассы н типы в зависимости от их тактического назначения, водоизмещения, вооружения, бронирования, скорости хода и других качеств…
Словарь военных терминов
- Строй кораблей — установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Основные С. к.| кильватера , пеленга, уступа, фронта , клина, обратного клина…
Словарь военных терминов
- Разрешительный порядок захода военных кораблей — заход военных кораблей в территориальные и внутренние воды и порты иностранного государства…
Морской словарь
- ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Военный корабль…
Словарь юридических терминов
- ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Военный корабль…
Энциклопедия юриста
- иммунитет военных кораблей — см. военный корабль…
Большой юридический словарь
- БРИГАДА КОРАБЛЕЙ — однородное соединение кораблей 1-го или 2-го ранга или дивизионов кораблей 3-го или 4-го ранга…
Морской словарь
- Визиты военных кораблей — посещение военными кораблями портов иностранных государств, осуществляемые в соответствии с предварительной договоренностью между государствами…
Морской словарь
- ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — разделяются на постоянные, расходные и временные. Постоянные грузы: корпус, дельные вещи, внутреннее устройство, артиллерийское и минное вооружение, броня, механизмы и котлы…
Морской словарь
- Диспозиция кораблей — 1) плановое и фактическое расположение кораблей в определенном порядке в пределах акватории военно-морской базы , на внешнем рейде, а также на незащищенной якорной стоянке у побережья,…
Морской словарь
- Классификация военных кораблей — деление современных военных кораблей по предназначению, вооружению и водоизмещению на классы, подклассы и типы; по роду сил, к которому они принадлежат, — на подводные и надводные…
Морской словарь
- КЛАССЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Суда военные…
Морской словарь
- Охранение кораблей — один из видов обеспечения соединений, отрядов и отдельных кораблей…
Морской словарь
- Строй кораблей — установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании…
Морской словарь
- Осмотр кораблей — является средством контроля за нейтральными купеческими судами, к которому военные суда воюющих государств имеют право прибегать, в военное время и в открытом море или в территориальных морях воюющих, с целью: 1)…
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
ПОЛОЖЕНИЕ
об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта
1270-04-06-2004Статья 1
Воинские контингенты и группы военных наблюдателей сторон, участвующих в
«Почему существует большая разница в военных бюджетах стран Варшавского Договора и НАТО, если силы их военных группировок примерно равны?»
— Действительно, военные бюджеты стран НАТО (только США планируют потратить па эти цели в 1981 году свыше 164 миллиардов долларов)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ*
Идеальная простота индукционного мотора, его полная реверсивность и другие уникальные качества делают его в высшей степени удобным для тяги кораблей, и с тех самых пор, как я представил свою систему передачи энергии вниманию
Новые пути в строительстве военных кораблей
Согласно Версальскому договору Германия имела право строить военные корабли водоизмещением не более 10000 т. Поэтому в 1928 г. на германских верфях возник новый тип военного корабля, который за пределами страны в насмешку
Приложение
ОТ ЗАГОВОРА ВОЕННЫХ 1937 г. К ЗАГОВОРУ ВОЕННЫХ 1941 г.
А. Смирнов. БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫВот уже сорок лет в нашей историографии господствует тезис о репрессиях 1937–1938 годов как об одной из главных причин поражений Красной Армии в 1941-м. При этом считается, что
Глава 3
Личный представитель кайзера Вангенхайм не поддерживает продажу американских военных кораблей Греции
Уже в марте 1914 года немцы имели большое влияние в Турции. Лиман фон Зандерс, прибывший в декабре, стал самым влиятельным лицом в турецкой армии. Вначале
Иммунитет военных кораблей
см. Военный корабль.
Документ № 2.2
Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)
Подводная лодка М-96
ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.
Документ № 2.2
Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)
Подводная лодка М-96
ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.
Приложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.]
«Уорспайт». Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В
ВИЗИТЫ ЗАПАДНЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
По сравнению с непрерывным потоком американских грузовых судов, перевозящих продовольствие и оборудование, такое как паровые турбины и трактора, во Владивосток и Одессу, заходы западных военных кораблей в советские порты были
ВИЗИТЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ НА БАЛКАНЫ
В тот период «холодной войны» матросы ВМС США, которых прозвали «голубые куртки», хорошо показали себя во время заходов американских кораблей в иностранные порты. Значение таких визитов часто ставится под сомнение многими
Часть 4.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СНАБЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
В настоящее время в отдельную область исторических исследований выделяются специальные исторические дисциплины. Если раньше они играли только вспомогательную роль в
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
«Нью-Йорк Геральд», 25 февраля 1917.Идеальная простота асинхронного электродвигателя, его безупречная обратимость и другие уникальные качества делают его особенно подходящим для использования в качестве силовой установки на
Глава 8
Стратегия театра военных действий I: решения военных и политиков
Поскольку логика стратегии на уровне театра военных действий соотносит военную мощь с территориальной протяженностью, мы можем многое понять в ней, прибегая к аналогиям из зрительного восприятия и
Основные принципы ММП:
1) Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;
Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).
Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).
Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).
3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).
Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).
4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).
Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).
5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).
Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).
Понятие исключительной юрисдикции государства флага.
Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):
1) ведет регистр судов;
2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;
3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;
4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.
Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:
1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;
2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;
3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.
Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:
1) это судно занимается пиратством;
2) это судно занимается работорговлей;
3) это судно занимается несанкционированным вещанием;
4) это судно не имеет национальности;
5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.
То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).
Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:
1) военные корабли;
2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.
Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):
1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;
2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);
3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;
4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;
5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).