Что такое боярский иммунитет
Фонды оценочных средств
Направление подготовки: 44.03.01 История. (Заочная форма обучения)
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции.
Описание компетенции.
В ходе освоения образовательной программы обучающийся должен
ЗНАТЬ:основные этапы и закономерности исторического развития, основные исторические понятия, хронологию исторических событий, даты и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории.
УМЕТЬ:логически мыслить, работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи различных событий и явлений в истории России, проводить их сравнительную характеристику; анализировать изученный материал и на основе результатов анализа формировать свою гражданскую позицию.
ВЛАДЕТЬ:основными методами исторического познания; приёмами и методами анализа исторических источников; приемами комплексного анализа исторической информации, способность использовать исторические знания для воспитания у обучающихся патриотизма; способность излагать и отстаивать свою гражданскую позицию по проблемам истории; приёмами введения дискуссии по историческим проблемам.
Тест
Критерии оценки:
правильный ответ на вопрос – 1 балл
Цель «воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин» провозглашена в
1. Стандарте основного общего образования по истории
2. Стандарте среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
3. Стандарте среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)
Цель «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни» провозглашена в
1. Стандарте основного общего образования по истории
2. Стандарте среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
3. Стандарте среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)
Цель «воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории» провозглашена в
1. Стандарте основного общего образования по истории
2. Стандарте среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
3. Стандарте среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень)
Приемы, обладающие наибольшим потенциалом для становления ценностных ориентаций учащихся
1. дискуссия
2. описание
3. тест
4. оценочное задание
Воспитанию чувств на уроках истории способствуют
1. анализ исторических понятий
2. выполнение тестовых заданий
3. прослушивание музыкальных произведений
4. сюжетный рассказ об историческом событии на основе картины
1. Древнейший памятник русского права, текстом которого располагает наука:
1. Правда Ярослава;
2. Закон Русский;
3. Устав Владимира Мономаха;
4. договор Олега с греками 911 г.
2. Расположите в правильной последовательности этапы возникновения государства с точки зрения марксистской концепции:
1. Возникновение государства и права 7
2. Крупные общественные разделения труда 1
3. Улучшение орудий труда 2
4. Социальное и экономическое неравенство 5
5. Повышение производительности труда 3
6. Появление частной собственности 4
7. Изменение структуры власти 6
3. Расположите в хронологической последовательности:
1. Манифест «Об учреждении Государственной Думы» 4
2. Русская Правда 3
3. Законы Хаммурапи 1
4. Декрет о мире 5
5. Салическая правда 2
6. Всеобщая декларация прав человека 6
4. Соотнесите имена правителей и факты их биографий:
Имена:
1. Владимир Святославович;
2. Андрей Боголюбский;
3. Иван III.
Факты:
а) в 1169 г. взял Киев, но жить там не стал а
б) при этом князе на Руси было принято христианство б
в) при этом правителе произошло стояние на р. Угре. в
Система иммунитетов для боярских вотчин широко распространилась
1. во времена Киевской Руси
2. после объединения Руси вокруг Москвы
3. в XII-XIII вв.
4. в годы опричнины.
6. Способствовало объединению русских земель:
1. подъём хозяйства, развитие городов и оживление торговли
2. необходимость борьбы с внешним врагом
3. борьба бояр против великого князя
4. городские восстания.
7. Местничество – это:
1. система получения должностей боярами по принципу знатности
2. обычай кровной мести, зафиксированный в Русской Правде
3. мещанское сословие.
8. Первый общероссийский сборник законов в Московском государстве:
1. Русская Правда
2. Закон Русский
3. Судебник Ивана III в 1497 г.
4. Царский Судебник.
9. Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в XVI-XVII вв.:
1. приказы
2. коллегии
3. губные избы
4. министерства.
10. В 1722 г. Пётр I издал Указ о престолонаследии. Этим указом вводился порядок престолонаследия:
1. подтверждал традиционный порядок престолонаследия
2. повелел Сенату в случае его смерти «выбирать между собой достойнейшего в преемники». Указ действовал до 1917 г.
3. запрещал женщинам вступление на престол
4. утвердил право монарха по своей воле назначать наследника. Павел I восстановил традиционный порядок.
11. Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских земель. Жившие на них крестьяне:
1. получили свободу, но без земли
2. 900 тыс. душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии
3. были освобождены с землей
4. царица раздала сразу же этих крестьян своим фаворитам.
12. В кон. XVIII в. страна делилась на территориально-административные единицы:
1. губерния – уезд
2. край – область – район
3. наместничество – воеводство – уезд
4. генерал-губернаторство – губерния – уезд.
13. При Николае I было создано Третье отделение канцелярии императора. Оно выполняло функции:
1. ведало хозяйственными вопросами
2. ведало кодификацией права
3. управляло землями царя
4. ведало политическим сыском.
14. Российская Империя в 1 пол. XIX в. состояла из административных единиц:
1. наместничество – воеводство – уезд
2. воеводство – провинция – район
3. генерал—губернаторство – уезд.
15. Категория населения России в 1 пол. XIX в., относившаяся к податным сословиям:
1. купцы
2. мещане
3. духовенство.
16. Деятельность центральных органов исполнительной власти, согласно министерской реформе Александра I, строилась по принципу:
1. коллегиальности
2.единогласия
3 демократического централизма.
17. Функции Третьего отделения Канцелярии Его Императорского Величества:
1. политический сыск
2. хозяйственные вопросы
3. кодификация права
4. управление землями царя.
18. Согласно министерской реформе Александра I министры:
1. назначались Государственным советом и были ответственны только перед ним
2. избирались служащими министерства и были ответственны только перед ними
3. назначались императором и были ответственны только перед ним.
19. Часть Российской Империи, которая имела в 1 пол. XIX в. свой парламент, таможню, денежную систему, законодательство и бюджет:
1. Польша
2. Финляндия
3. Грузия.
20. Вся полнота реальной власти на местах в 1 пол. XIX в. принадлежала:
1. губернаторам
2. дворянским собраниям
3. общинному самоуправлению.
21. Документ, составленный в 1861 г. и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами:
1. вексель
2. уставная грамота
3. кабальная запись
4. манифест.
22. Крестьяне в 1861 г. получили:
1. свободу от царских повинностей
2. личную свободу
3. право выхода из общины.
23. По Университетскому уставу 1863 г. ректоры и деканы факультетов:
1. избирались в университете
2. назначались министром народного просвещения
3. назначались попечителем учебного округа.
24. По военной реформе срок действительной военной службы в сухопутных войсках и на флоте составлял соответственно:
1. 7 и 9 лет
2. 6 и 7 лет
3. 5 и 8 лет
4. 6 и 8 лет.
25. По «Основным законам…» 1906 г. император не являлся:
1. главой правительства
2. верховным главнокомандующим
3. главой государства
4. верховным руководителем внешних сношений.
26. Манифест 17 октября 1905 г. провозглашал:
1. начало буржуазного конституционализма
2. упрочение самодержавного строя
3. превращение самодержавной государственности в буржуазную.
27. Своеобразие Февральской революции заключалось в двоевластии, что означало существование одновременно двух источников общероссийской власти:
1. Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде
2. Временного правительства в Петрограде и Московского Совета рабочих и солдатских депутатов
3. Временного правительства во главе с кн. Львовым в Петрограде и Комитета членов Учредительного собрания в Самаре.
28. Временное правительство России, созданное в дни Февральской революции, сразу же заявило о том, что насущные российские проблемы будет решать другой орган власти, а именно:
1.Демократическое совещание
2. Учредительное собрание
3 Государственная дума.
29. По мнению П.А. Столыпина, главная причина неустройства сельского хозяйства России заключалась:
1. в существовании помещичьего землевладения
2. в расслоении крестьянства на кулаков и батраков
3. в сохранении крестьянской общины.
30. Соотнесите события и даты отечественной истории:
Даты:
1. 26.10.1917 г.;
2. 05.01.1918 г.;
3. июль 1918 г.;
4. 30.12.1922 г.;
5. январь 1924 г.
События:
а) разрыв политического блока большевиков и левых эсеров, установление однопартийной системы 3
б) открытие Учредительного собрания и его разгон 2
в) образование СССР 4
г) взятие большевиками государственной власти 1
д) смерть В.И. Ленина. 5
31. Высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны:
1. Государственный комитет обороны
2. Президиум Верховного Совета СССР
3. Совет народных комиссаров.
Лето – самое время позаботиться о себе и своем здоровье. Особенно это актуально в этом году, в период пандемии новой коронавирусной инфекции, поскольку все больше звучит голосов, говорящих о второй волне эпидемии осенью. В любом случае, осеннее похолодания традиционно сопровождаются гриппом и ОРВИ, так что забота о иммунитете будет точно не лишней.
Но как укрепить свой иммунитет правильно? И как не поддаться на уловку мифов о защитных силах организма, потратив и свое время, и деньги впустую, а то и навредив себе? Правду и мифы об иммунитете специально для «КП» прокомментировал кандидат медицинских наук, врач-терапевт Сеченовского Университета Владимир Бекетов.
Что нужно сделать, чтобы не бояться заболеть COVID-19
ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ
Иммунитет – это сложная многокомпонентная система. Настраивается он тонко и состоит из большого количества разных клеток, из нейтрофилов, базофилов, эозинофилов, из лимфоцитов, а также из лимфатических тканей. Все эти клетки общаются друг с другом при помощи специальных молекул (или еще их называют мессенджерами) – при помощи цитокинов и интерлейкинов. Они способны вырабатывать антитела, интерфероны, которые непосредственно вступают в контакт с бактериями, с вирусами и грибками.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЛЕТОМ ИММУНИТЕТ КРЕПЧЕ
— Формулировка «летом иммунитет усиливается» — не вполне соответствует действительности, — говорит врач-терапевт Владимир Бекетов. – С точки зрения доказательной медицины и современной науки, иммунитет у человека одинаковый во все сезоны, иначе мы бы с вами болели бы в разные сезоны совершенно разными заболеваниями. Нам важно, чтобы иммунитет, наша защита, был полноценным постоянно. Сезонные факторы, влияющие на подверженность заболеваниям, это скорее то, насколько много людей находится в одном помещении, как часто человек переохлаждается. Насколько частые и близкие контакты между людьми.
Маска, перчатки, очки… Достаточно ли этого, чтобы защититься от болезни?Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
УДАРИТ ЛИ ПО НАМ КОРОНАВИРУС ОСЕНЬЮ? И КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ГРИППА
В холодное время года, то есть примерно с ноября по февраль, отмечается сезонный пик респираторных инфекций, так называемых ОРВИ. Самые опасные из них на сегодняшний день – это новая коронавирусная инфекция, вызываемая вирусом SAR-CoV-2, и грипп.
— Пандемия коронавируса сейчас продолжается, и мы видим, что надежды на то, что летняя жара или меньшая влажность будут положительно влиять на заболеваемость COVID-19, не оправдываются. Есть страны, в которых заболеваемость держится на высоком уровне, такие как Индия, или Иран, например, несмотря на благоприятный климат. Поэтому ожидать, что вирус SARS-CoV-2 имеет какую-то ярко выраженную сезонность, не приходится, — говорит врач-терапевт Владимир Бекетов. — Мы сейчас усиленно готовимся к тому, чтобы не допустить наслоения на эпидемию коронавируса еще и эпидемии гриппа. Минздрав и правительство Российской Федерации предпринимают все меры для подготовки к усиленной вакцинации. Закуплена в большом количестве современная вакцина от гриппа. Наш НИИ гриппа в Санкт-Петербурге начал изготавливать очень эффективную квадривалентную вакцину: она противостоит четырем типам вируса гриппа одновременно. Вакцина признана экспертами ВОЗ одной из лучших в мире. Начиная с конца августа и до октября, я бы абсолютно всем рекомендовал сделать прививку от гриппа.
Если человек страдает хроническими легочными заболеваниями, либо заболеваниями сердца, или диабетом, то прививка от гриппа не только не противопоказана, но напротив, настоятельно рекомендована.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬСЯ ОТ ПНЕВМОНИИ
На всей территории нашей страны можно бесплатно в поликлиниках сделать прививку от пневмококковой инфекции, воспользовавшись полисом ОМС.
— Люди старше 60-ти лет и имеющие сердечную недостаточность или хронические бронхо-легочные заболевания, такие как хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), или бронхиальная астма, могут в поликлиниках по месту жительства сделать прививку антипневмококковой вакцины. Это особенно важно в связи с тем, что любое вирусное заболевание, включая COVID-19 и респираторно-синцитиальный вирус, и другие вирусы, которые могут вызывать ОРВИ, на пятый – девятый день очень часто имеют бактериальные осложнения в виде бактериальной пневмонии, когда бактериальная инфекция накладывается на вирусную — говорит врач-терапевт, пульмонолог Владимир Бекетов.
Доказано, что в большинстве случаев внебольничные пневмонии, которые приходят вслед за вирусной инфекцией, вызывает именно пневмококк, та бактерия, которая практически у всех нас живет в верхних дыхательных путях.
Когда бактерия пневмококка опускается ниже по дыхательным путям, она начинает вызывать инфекцию.
— Так вот – против этой пневмококковой бактерии существует современная хорошо работающая вакцина, которая во всем мире позволила переломить ситуацию с внебольничными пневмониями, — рассказывает врач-терапевт Владимир Бекетов. — Укол делается один раз и если это вакцина превенар 13, то защитный эффект сохраняется пожизненно. Если это вакцина пневмовакс или пневмо23, то эти вакцины работают на протяжении нескольких лет. Поэтому людям старшего возраста и тем, кто в группе риска по состоянию здоровья, разумно пройти вакцинацию от пневмококка как раз сейчас, в благоприятный период, когда поликлиники не перегружены. Помните: чтобы иммунитет развился после прививки, потребуется минимум 3 недели, а лучше – полтора месяца.
НУЖНЫ ЛИ БАДы
Наш эксперт говорит, что очень неразумно воспринимать иммунитет как какую-то крепостную стену, которую можно сделать выше, толще, укрепить ее. Иммунитет – это тонко настроенная система взаимодействия клеток, цитокинов, антител, иммуноглобулинов, интерферонов. И укрепить иммунитет с помощью каких-то препаратов, БАДов, отваров, настоек эхинацеи, с помощью гомеопатических лекарственных препаратов, с помощью интерферона, к сожалению, невозможно.
— Все эти препараты и все эти подходы к укреплению иммунитета здорового человека не дают выраженного стойкого эффекта, как показывают клинические испытания с плацебо-контролем. Это пустая трата времени и денег и перегрузка почек и печени не нужными веществами, — считает врач-терапевт Владимир Бекетов.
Что может достоверно с точки зрения современной медицины и науки сделать иммунитет более работоспособным, более активным? Как любую «боевую единицу», иммунитет необходимо тренировать. Вакцинация – это и есть способ тренировки иммунитета.
СКОЛЬКО СПАТЬ
Человек высыпается, если он спит минимум 7, а лучше 8 – 9 часов в сутки. Если такой возможности нет, то разумно дополнить свой короткий ночной сон дневным. Достаточно вздремнуть днем от 20 минут до 1 часа, это достоверно улучшает функционирование клеток иммунной системы, выработку интерферонов, антител и цитокинов, а также приводит к тому, что иммунитет лучше готов отражать атаку вирусов и бактерий.
КАК ПИТАТЬСЯ
Для здорового иммунитета необходимо полноценное и разнообразное питание с большим количеством клетчатки, то есть пищевых волокон, которые содержатся, например, в отрубях, фруктах, овощах, зелени. Эти продукты приводит микрофлору кишечника в баланс по отношению к иммунной системе и другим системам организма человека, что помогает иммунитету.
— Хорошее функционирование желудочно-кишечного тракта очень важно для того, чтобы иммунитет был в форме, — напоминает врач-терапевт. – Поэтому то, что мы принимаем в пищу, напрямую влияет на активность наших лимфоцитов, и на выработку иммунной системой антител и интерферонов.
Важно, чтобы в рационе было меньше жиров и больше белков. Помните, что определенные белки вызывают аллергию. Например, у многих людей есть непереносимость лактозы, отдельных видов молочных белков, яичного белка. Поэтому нужно учитывать свои личные особенности и подбирать питание под себя. Однако если говорить об универсальном подходе, то предпочтение стоит отдавать легким видам белка. Хорошо легкие сыры: адыгейский, сулугуни, моцарелла, фета — нежирные и нетвердые. Поменьше ешьте говядины, свинины и другими видами мяса. Не нужно бояться, что вы недополучите железо, проредив в меню говядину, например. Если вы употребляете гречку, бобовые, грибы, рыбу, то ожидать, что у вас разовьется дефицит железа при отсутствии заболеваний желудочно-кишечного тракта, не стоит.
— Чем старше человек становится, тем меньше мясных продуктов нужно употреблять. Особенно красного переработанного мяса, то есть колбас, сосисок и сарделек. Предпочтение нужно отдавать курице, индейке, куриным яйцам и в большей степени рыбе. Это намного лучше для здоровья, для профилактики рака и атеросклероза, — напоминает врач.
СКОЛЬКО ВОДЫ ПИТЬ
Есть универсальная формула, которая позволяет рассчитать объем жидкости, достаточной для адекватного функционирования желудочно-кишечного тракта, а, следовательно, и всех систем организма, в том числе иммунитета. Это 30 мл на килограмм веса. То есть, если вес 100 килограмм, то нужно выпивать, особенно это важно летом в жару, 3 литра воды. Правда, не надо пить 3 литра воды залпом. Лучше всего выпивать стакан воды комнатной температуры до завтрака, за 15 – 20 минут. Затем завтрак. Через час или 45 минут – кофе или чай, объемом 300 – 400 мл. Перед обедом – снова нужно выпить воды, потом пообедать, но уже не запивая пищу с тем, чтобы не разбавлять пищеварительные ферменты. Дальше через час можно выпить чай или кофе, чтобы опустить пищеварительный комок и облегчить пищеварение. Такая же схема действительна и для полдника, и для ужина. А вот на ночь воду лучше не пить.
— Это универсальный механизм потребления жидкости, который позволит оставаться здоровым и косвенно окажет влияние на поддержку иммунитета, а в перспективе, поможет системе пищеварения быть в хорошей форме, — поясняет доктор. – К тому же, летом организм при регулярном потреблении воды не будет перегреваться, а слизистые будут достаточно увлажняться. Слизистые организма – это наши естественные барьеры против вирусов и бактерий, это та часть организма, где иммунная система представлена в большей степени. Поэтому при хорошем потреблении воды респираторный тракт будет хорошо увлажнен и сможет активнее противостоять вирусам.
Нужно рассчитать по весу, сколько воды вам нужно в сутки.Фото: Олег РУКАВИЦЫН
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАГОРАТЬ
Витамин D, который участвует в формировании иммунитета, вырабатывается под солнцем. Так что многие стараются использовать каждую минуту, чтобы позагорать.
Активные приемы солнечных ванн летом могут приводить к обострению вирусов герпеса, к высыпанию так называемой лихорадки на губах, напоминает наш эксперт. Кроме того, на солнце активизируются кожные заболевания.
— Эти болезни могут отвлекать иммунную систему от борьбы с другими патогенами, поэтому избыточное воздействие солнечного света летом не рекомендовано. Это важно и с точки зрения защиты иммунитета, и как профилактика риска кожных новообразований, поэтому бывать на открытом солнце можно 30 минут – 1 час в сутки. Этого будет достаточно и для выработки необходимого количества витамина D, — такого мнения придерживается врач-терапевт Владимир Бекетов.
Да, люди у нас в стране в большинстве своем испытывают недостаток витамина D (сказывается небольшое количество солнечных дней и однообразное бедное питание). Но он есть все-таки не у всех! Поэтому эксперт рекомендует определить уровень витамина D в крови, и, при необходимости и по назначению терапевта или врача-эндокринолога, принимать витамин D в виде капсул или раствора.
— Если анализ на уровень витамина D в крови вам не доступен, то есть общие рекомендации. Можно употреблять 200 международных единиц (это одна капля масляного раствора витамина D) в сутки без опасности передозировки. Важно: витамин D трудно выводится из организма и его передозировка опасна. Поэтому важно аккуратно подбирать дозу, советоваться с врачом, — напоминает Владимир Бекетов.
Витамин D, который участвует в формировании иммунитета, вырабатывается под солнцем.Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Жирорастворимые витамины Е, А, К, а также витамины группы B, которые являются водорастворимыми, тоже влияют на активность иммунных клеток. Однако наш эксперт не советует принимать биологически-активные добавки, или делать себе инъекции витаминов группы В.
— Это не разумно, это лишняя лекарственная нагрузка на организм. Прогнозировать сочетание лекарственных препаратов и БАДов, а также тех препаратов, которые человек может принимать при хронических заболеваниях, очень трудно, и мы не можем человека обезопасить от побочных реакций, от наложений лекарств друг на друга. Кроме того, существует сложность с подбором дозы. Согласно исследованиям, если у человека нет никаких серьезных заболеваний, связанных с дефицитом витаминов группы В, например, В12 дефицитная анемия или болезнь Бери-Бери, то принимать витаминные добавки и БАДы не нужно. Достаточно просто рационального питания, принимать каждый день отруби по 30 – 50 гр. в прием пищи, вводить в рацион овощи и фрукты, максимально разнообразные, в зависимости от сезона и региона проживания, и кошелька. Этого будет вполне достаточно, чтобы заполнять потребность в витаминах, — рекомендует врач-терапевт.
Коронавирус: мифы и реальность.Чем коронавирус дальше, тем больше вокруг него правды и домыслов. Мы постарались разобраться с основными мифами о пандемии Covid-19
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Рано расслабились»: Что происходит с коронавирусом в регионах России
В некоторых городах вирус пошел на спад, в других – и не думает успокаиваться (подробности)
Иммунолог рассказал, кто может оказаться невосприимчивым к коронавирусу
У каких людей выше шансы избежать заражения или не заметить болезнь, пояснил кандидат медицинских наук Николай Крючков (подробности)