Что такое иммунитет должностных лиц

Что такое иммунитет должностных лиц thumbnail

Как
говорилось
в предыдущей
главе,
лица,
занимающие
то
или
иное
положение
в органах
государственной
власти,
получают
статус
должностного
лица
в силу
именно
нахождения
в должности
и лишь
на тот
период,
когда
они
находятся
на этой
должности.
И в
национальном
и в
международном
праве
они
при
определенных
условиях
приобретают
иммунитет,
который
относится
не к
каждому
из них
лично,
но
фактически
к этой
должности.
Такой
иммунитет
часто
называют
иммунитетом
rationepersonae.Кроме
того,
положениями
различных
международных
договоров
примерно
одинаковый
режим иммунитета
предоставляется
дипломатам,
представителям
государств
при международных
организациях,
а также
иным
должностным
лицам,
находящимся
на территории
иностранного
государства.
Такое
распространение
иммунитета
оправдывается,
прежде всего,

их важной ролью в
межгосударственных отношениях:

они

  1. Совместное
    особое
    мнение
    Хиггинс,
    Куйиманса
    и
    Бюргенталя,
    para.
    74.

обеспечивают
благополучное
развитие
международных
связей
и представляют
государство.
Без такого
представительства
и без
обеспечения
надежных
связей
между
государствами
международное
сотрудничество
было
бы невозможно.

Значение
неприкосновенности
представителей
одного
государства
на
территории
другого
подчеркнул
Международный
Суд
в своем
решении
по
делу
ОдипломатическомиконсульскомперсоналеСША,которое
рассматривалось
вскоре
после
того,
как
в Тегеране
исламскими
экстремистами
было
разгромлено
посольство
США:
«Нет
более
важного
условия
для развития
отношений
между
государствами,
чем
неприкосновенность посольств и
представителей
государств»92.

В объединенном отклоняющемся мнении, приложенном к решению

Международного
Суда
по другому
делу
(Обордеренаарест)
судьи
Р.Хиггинс,
А.
Куйиманс
и Т.
Бюргенталь
заявили:
«Иммунитеты
предоставляются
высшим
должностным
лицам
государств
с целью
обеспечить
надлежащее
функционирование
системы
взаимных
межгосударственных
связей,
что
имеет
неоценимое
значение
для упорядоченной
и гармоничной
международной
системы»93.
В ситуации
растущей
глобализации
данный
иммунитет
представляет
особую
важность.

Б.
Сфера
действия
иммунитета
rationepersonaeв случае
судебного
преследования
за преступления
по
международному
праву

Ясно,
что
возможный
арест
или задержание
в иностранном
государстве
должностного
лица,
имеющего
право
на
иммунитет,
поставит
серьезные
препятствия для исполнения им
своих
международных обязанностей.

Поэтому

  1. United
    States
    Diplomatic
    and
    Consular
    Staff
    in
    Tehran
    case
    (United
    States
    of
    America
    v.
    Iran)
    [1980]
    ICJ
    Rep
    3,
    at
    para.
    91.

  2. Arrest
    Warrant
    of
    11
    April
    2000
    (Democratic
    Republic
    of
    Congo
    v.
    Belgium)
    [2002]
    ICJ
    Rep
    3,
    Joint
    Separate
    Opinion
    of
    Judges
    Higgins,
    Kooijmans,
    and
    Buergenthal,
    ibid.,
    at
    para.
    75

этот
тип
иммунитета
рассматривается
как
налагающий
абсолютный
запрет
на
осуществление
над
такими лицами
уголовной
юрисдикции
другим
государством.
Как
заявил
Международный
Суд
в решении
по
делу
«Об
ордере
на
арест»,
абсолютный
характер
иммунитета
rationepersonaeозначает,
что
запрещается
осуществление
уголовной
юрисдикции
не тольков случаях,
затрагивающих
деяния таких
индивидов
в их
официальном
качестве,
но также
в случае
совершения
ими тех
или
иных
деяний
в личном
качестве94.

Суть этого иммунитета делает также неизбежным освобождение от

уголовнойответственности
лицаза
действия,
совершенные
не только
в период
нахождения
в должности,
но
и до
вступления
в должность.
Здесь
важна
не природа
подозреваемых
действий
или
время
их совершения,
но
скорее
факт
того,
что
юридические
действия
со
стороны
иностранного
государства
направлены
на
подчинение
данного
лица
уголовной
юрисдикции
этого
иностранного
государства
в период
обладания
им
иммунитетом.
Поэтому
попытки
арестовать
или
подвергнуть
расследованию
действия
такого
лица будут
нарушением
его
иммунитета,
а приглашение
его
иностранным
государством
к добровольной
даче
информации
не
будет
таким
нарушением95.
Однако,
поскольку
данный
тип
иммунитета
присваивается,
по крайней
мере,
частично,
с цельюпредоставить
должностному
лицу
возможности
для свободного
исполнения
своих
функций,
данный
тип
иммунитета
действует
только
тогда,
когда
лицо
находится
в
должности.

В решении
по
делу
«Обордеренаарест»Международный
Суд
заявил,
что
министры
иностранных дел
имеют
право
на
присвоение
им
иммунитета
rationepersonaeи что
абсолютный
характер
освобождения
от
уголовного
преследования,
предоставленное
министру
иностранных
дел,
находящемуся
в должности,
действует
и в
том
случае,
когда
утверждается,
что
им
совершено
международное

  1. Arrest
    Warrant
    case,
    at
    para.
    54

  2. Ibid.,
    at
    paras
    55,
    70–71

преступление,
и если
он при
этом
находится
за
границей
с частным
визитом.
Суд
заявил:
«Нам
не удалось
найти
в международном
обычном
праве
изъятия
ни
в
какой
форме
из нормы
об иммунитете
от
уголовной
юрисдикции
и о
неприкосновенности
министров
иностранных
дел,
если
они подозреваются
в
совершении
военных
преступлений
или
преступлений
против
человечности»96.

Принцип

распространения

иммунитета

rationepersonaeдаже

на

случаи

совершения
международных
преступлений
должен
восприниматься
как
применимый
ко
всем
должностным
лицам
государства
во
время
пребывания
в
должности,
а также
к дипломатам,
обладающим
иммунитетом
этого
типа97.

Данный
принцип
в общем
не вызывает
возражений
и широко
применяется
национальными
судами
в соответствующих
случаях.

В пример
можно
привести решение
Французского
Кассационного
суда
по
делу Каддафи98;
Решение
Верховного
суда
Испании
поделу
Кастро99;
Решение
Кассационного
суда
Бельгии
по
делу
Шарона
и Ярона100;
широко
известное дело
Пиночета
в Палате
лордов
Великобритании101;
Нью-Йоркского
суда
по
делу
Мугабе102.

В 2004
г.
Окружной
судья
в Англии
отказался
выдать
ордер
на арест
Роберта
Мугабе,
Президента
Зимбабве,
обвиняемого
в совершении
пыток,
на основании
принципа
иммунитета;
в 2008
г.
Испанский
суд
Audiencia
Nacional
пришел
к
выводу
о том,
что
судыИспании
неимеют
юрисдикциина
рассмотрение
дела
Президента
Руанды
Кагаме,
которому
вменялисьпреступления
геноцида,
преступления
против
человечности
и террористическая
деятельность;

в 2004
г.

  1. Ibid.,
    at
    para.
    58.

  2. Cassese
    A.
    International
    Criminal
    Law,
    2008,
    р.

    309–310.

  3. Ghaddafi
    case,
    Arrêt
    no.
    1414
    (2001),
    125
    ILR
    456
    (France:
    Cour
    de
    Cassation)

  4. Castro
    case.
    Spain:
    Audiencia
    Nacional,
    1999.

  5. Re
    Sharon
    and
    Yaron,
    42
    ILM
    (2003)
    596
    (Belgium:
    Cour
    de
    Cassation)

  6. R.
    v.
    Bow
    Street
    Stipendiary
    Magistrate
    and
    others,
    Ex
    parte
    Pinochet
    (No.3)
    [1999]
    2
    All
    ER
    97,
    at
    126–127,
    149,
    179,
    189
    (HL,
    per
    Lords
    Goff,
    Hope,
    Millett,
    and
    Phillips
    ).

  7. Tachiona
    v.
    Mugabe,
    169
    F
    Supp
    2d
    259
    (SDNY
    2001).

окружной
судья
Нью-Йоркского
района
Боу
стрит отказался
выдать
ордер
на арест
генерала
Мофаза,
тогдашнего
министра
обороны
Израиля
в связи
с обвинениями
в
нарушении
законов
войны;
в 2009
г.
другой
министр обороны
Израиля,

Эхуд
Барак,
также
мог
предстать
перед
судом
по обвинению
в совершении
военных
преступлений
в Секторе
Газа
в декабре
2008
г.
Запрос на
выдачу
ордера
на арест
не имел
успеха103.

Практика
государств
также
показывает
соблюдение
ими
этого
принципа
и в

других
случаях,
не только
при судебном
разбирательстве.
Так,
правительство
США выдвинуло
принцип
иммунитета
в деле,
возбужденном
против
тогдашнего
Председателя
КНР
Цзян
Цземиня по
обвинению
в совершении
пыток,
геноцида
и
других
тяжелых
нарушений
прав человека104.

В 2003
г.
Сайед
Багбан,
иранский
дипломат,
обвиненный
в соучастии
в
террористическом
акте
против
Еврейского
центра в
Аргентине,
был
на некоторое
время задержан
в Бельгии,
но вскоре
освобожден
на основании
дипломатического
иммунитета105.

Подобно
этому
же,
несмотря на
обвинения
в адрес
посла
Израиля
в Дании

об
участии
его
в пытках
в то
время,
когда
он был
главой
Шин Бет

Израильской
разведывательной
службы,
Дания решила,
что
дипломатический
иммунитет
защищает
его
от
правосудия
этой
страны106.

Читайте также:  Гомеопатические препараты укрепляющие иммунитет

Власти
Великобритании
также
заняли
позицию
о том,
что
действующий
министр
обороны
Израиля
имеет право
на иммунитет
от
ареста,
несмотря на
утверждения
о том,
что
несет
ответственность
за военные
преступления
на
Западном
берегу
Иордана107.

Единственный случай, который нам удалось обнаружить, в котором

  1. Описание
    перечисленных
    случаев
    см.:
    The
    Guardian,
    29
    Sept.
    2009.

  2. Contemporary
    Practice
    of
    the
    United
    States
    Relating
    to
    International
    Law’,
    97
    AJIL
    (2003)
    962,
    at
    974–977

  3. Beeston,
    ‘Iran
    threatens
    to
    hit
    back
    over
    diplomat’s
    arrest’,
    The
    Times,
    28
    Aug.
    2003,
    at
    17

  4. Osborn,
    ‘Danish
    protests
    greet
    Israeli
    envoy’,
    TheGuardian,
    16
    Aug.
    2001,
    at
    13

  5. McGreal,
    ‘Sharon’s
    Ally
    Safe
    from
    Arrest
    in
    Britain’,
    The
    Guardian,
    11
    Feb.
    2004,
    at
    19.

иммунитет
главы
государства
был отвергнут,

это
действия
властей
США против
Президента
Панамы
Норьеги108.
Правда,
нужно
отметить,
что
основанием
для
отрицания
его
иммунитета
стала ссылка
на то,
что
США
никогда
не признавали
генерала
Норьегу
в качестве
главы
государства.

В.
Иммунитет
rationemateriae

По
общему
правилу
иммунитет
должностных
лиц государства
имеет
функциональный
характер,
то
есть
они имеют
право
на
освобождение от
уголовной
ответственности
при
исполнении
служебных
обязанностей.
Поскольку
этот
вид
иммунитета
связан
не
со статусом
лица,
а с
категорией
совершаемых
им
действий,
он доступен
всем
людям,
действующим
от
имени
государства109.

Поэтому
его
защита
может
распространяться
на
должностных
лиц,
ушедших

от
должности,
в отношении
актов,
совершенных
в период
пребывания
в
должности,
а также
и на
действующих
должностных
лиц.
Правда,
следует
привести
мнение
некоторых
авторов
о том,
что
иммунитет
дипломатов
в отставке
имеет
иную природу,
нежели
общий
иммунитет,
действующий
в отношении
других
должностных
лиц в
должности,
и более
широк
по объему110.

Предоставление

должностным

лицам

иммунитета

rationemateriaeчаще

совершается
в гражданских,
чем
в уголовных
делах.
Уголовная
юрисдикция
государств
имеет по
преимуществу
территориальный
характер,
а должностные
лица
государства
обычно
не
осуществляют
свои
официальные
функции
на
территории
другого
государства.
Важное
исключение
здесь

это
вооруженный
конфликт,
в котором
комбатанты
нередко
осуществляют
свои
служебные
функции
(служащие вооруженных сил принимают участие в
сражениях на территории

108 117
F
3d
1206
(11th
Cir.
1997).

  1. Wickremasinghe
    Ch.
    Immunities
    Enjoyed
    by
    Officials
    of
    States
    and
    International
    Organizations//Evans

M.
(ed.),
International
Law
(3rd
edn,
2010),
p.
380.

  1. См.
    Dinstein
    A.
    Diplomatic
    Immunity
    from
    Jurisdiction
    Ratione
    Materiae//15
    ICLQ.1966.p.
    86–89

вражеского
государства).
Правда,
согласно
международному
гуманитарному
праву
этим лицам
не должно
предъявляться
уголовное
обвинение
в случае
плена
только
за участие
в вооруженном
конфликте,
если
ими не
нарушаются
законы
и обычаи
войны111.
Поэтому
довольно
редко
можно
представить
себе
обстоятельства,
в
которых
иностранное
должностное
лицо окажется
перед
уголовным
обвинением
за действия,
совершенные
им в
официальном
качестве.

Один
из немногих
приводимых
в литературе
примеров

очень
давнее
дело
Маклеода
американского
дипломата
в Великобритании,
против
которого
было
выдвинуто
уголовное
обвинение.
Хотя
и американские,
и британские
власти
были
согласны
в наличии
иммунитета
и от
уголовной,
и от
гражданской
юрисдикции,
Маклеод
был
предан
суду
в силу
невозможности
для американских
властей
вмешаться
в дело112.
Еще
один
пример

судебное
преследование
бывшего
министра
обороны
Д.Рамсфельда
во
Франции.
В 2007
г.
Окружной
прокурор
Парижа
отверг
жалобу,
поданную
против
Д.Рамсфельда,
в которой
он
обвинялся
в допущении
пыток
в центре
содержания
подозреваемых
в терроризме
на военной
базе США
в Гуантанамо
и в
военной
тюрьме
Абу-грейб.
Основанием
для
непринятия
жалобы
прокурор
считал
наличие
продолжающегося
иммунитета
«в

отношении
действий,
совершенных
в период
пребывания
его
в должности
министра
обороны»113.

В деле
Воиноврадуги,которые
были
французские
граждане,
захваченные
властями
Новой
Зеландии,
Франция,
взяв
на себя
международную
ответственность
за их
действия,
утверждала,
что
те из
них,
кто
был
военнослужащими,
не должны
подвергаться
судебному
преследованию
в Новой
Зеландии.
Новая
Зеландия
с ней
не
согласилась114.

  1. Fleck
    D.
    (ed.)
    The
    Handbook
    of
    Humanitarian
    Law
    of
    Armed
    Conflict,
    2008,
    p.
    79,
    82.

  1. Cм.Jennings
    R.Y.
    The
    Caroline
    and
    McLeod
    Cases//32
    AJIL,
    1938,
    p.
    82,
    92.

  2. [Электронный
    ресурс]
    URL
    www.fidh.org/france-in-violation-of-law-grants-donald-
    rumsfeld,4932

  3. Rainbow
    Warrior
    Case,
    74
    ILR
    (1986)
    241

Относительно
иммунитета
rationemateriaeследует
высказать
два
соображения.
Этот
тип иммунитета
указывает
на
то,
что
индивид
не
должен
нести
ответственность
за деяния,
фактически
совершенные
государством.
Эти
деяния
должны
вменяться
только
государству,
и иммунитет
rationemateriaeэто
фактически
средство
переложить
ответственность
на
государство.

В деле
Эйхмана
Верховный
суд
Израиля
заявил,
что
«доктрина
«акта
государства»
означает,
что
действия,
совершенные
каким-либо
лицом
в качестве
органа
государства

будь
то
глава
государства
или ответственное
должностное
лицо,
действующие
по поручению
правительства

должны
рассматриваться
как
акт
одного
только
государства.
Отсюда
следует,
что
только
это
последнее
несет
за
них
ответственность,
а также
то,
что
другое
государство не
имеет
права
наказывать
лицо,
совершившее
эти
действия,
если
только
на это
не будет
согласия
того
государства,
чье
поручение
выполнялось.
Если
этого
нет,
первое
государство
фактически
вмешивается
во
внутренние
дела второго,
что
противоречит
принципу
равенства
государств,
основанному
на их
суверенитете»
Однако
Суд
оказался
не

готов
применять
свою
теорию
в каждом
случае115.

Подобной
же
позиции
придерживался
Международный
уголовный
трибунал
по бывшей
Югославии
в деле
ПрокурорпротивБласкича:«Государственные
должностные
лица –
это
простоинструменты
государства,
и ихдействия,
совершенные
в официальномкачестве,
могут
быть
аттрибутированы
только
государству.
Они
не
могут
быть
объектом
санкций
или
наказания
за
поведение,
которое
не является
частным,
а осуществляется
от
имени
государства.
Другими
словами,
должностные
лица не
должны
страдать
от
последствий
неправомерных
действий,
которые
не могут
быть вменены
им персонально,
а должны
быть
предъявлены государству,

отимени которого
они
действуют:

они
обладают так

  1. Attorney-General
    of
    the
    Government
    of
    Israel
    v.
    Adolf
    Eichmann,
    para.
    28
    и
    Attorney-General
    of
    the
    Government
    of
    Israel
    v.
    Adolf
    Eichmann,
    Supreme
    Court
    (sitting
    as
    a
    Court
    of
    Criminal
    Appeal),
    para.
    14.

называемым
функциональным
иммунитетом.
Это
признанная
норма
обычного
международного
права,
восходящая
к восемнадцатому
столетию
и неоднократно
применявшаяся
с тех
пор»116.

Одна
из
особенностей
функционального
иммунитета
rationemateriaeиммунитет
должностного
лица не
совпадает
по
объему
с иммунитетом
государства,
но шире
его.
Должностное
лицо
неприкосновенно
не только
в
отношении
суверенных
актов,
в отношении
которых
неприкосновенно
государство,
но
это
лицо
неприкосновенно
и в
отношении
актов,
не являющихся
суверенными,
но совершаются
лицом
по должности.
Кроме
того,
иммунитет
должностного
лица
от
иностранного
судебного
разбирательства
предотвращает
отклонение
иммунитета государства
путем
возбуждения
разбирательства
против

лица,
которое
действовало
от
имени государства117.

Апелляционный
суд
Англии
заявил
в решении
по делу
ЦернишпротивУолдока:
иностранное
суверенное
правительство,
помимо
самих суверенов,
может
действовать
только
через
своих
агентов,
и потому
иммунитет,
принадлежащий
правительству,
будет
иллюзорным,
если
он не
будет
распространен
также
на его
агентов
в том,
что
касается действий,
совершенных
ими от
лица
правительства.
Возбудить
дело
против
агента
в отношении
актов,
совершенных
им в
официальном
качестве,

это
фактически
возбудить
дело против
правительства,
вне
зависимости
от
того,
продолжает
ли он
находиться
на
своем посту118.

Читайте также:  Родиола розовая для повышения иммунитета

В этом смысле иммунитет действует как юрисдикционное, или

процессуальное,
препятствие
и предотвращает
косвенный
контроль
суда
над
актами
иностранного
государства
путем возбуждения
дел
против
тех
должностных
лиц,
которые
совершили
вменяемые
им
акты.

  1. Prosecutor
    v.
    Blaškić
    (Objection
    to
    the
    Issue
    of
    Subpoena
    duces
    Tecum)
    IT-95-14-AR108
    (1997),
    110
    ILR
    (1997)
    607,
    at
    707,
    para.
    38.

  2. См.
    Wickremasinghe
    Ch.
    op.cit,
    p.
    396

  3. Zoernsch
    v.
    Waldock
    [1964]
    1
    WLR
    675,
    at
    692
    (England:
    CA,
    per
    Diplock
    LJ).

В деле
ДжонспротивСаудовскойАравиилорд
Хоффман
заявил,
что
утверждение
о том,
что
действия
должностного
лица не
вменяются
ему лично

этоискусственная
конструкция;
она ведет
к путанице,
особенно
в тех
случаях,
когда
некоторые
аспекты
иммунитета
индивида
ограничены
договором,
как
мы
это
видим
в Конвенции
против
пыток.
Однако
он не
возражал
против
того,
что
такое
толкование
функционального
иммунитета
разделяется
многими119.

Источник

Во время пребывания с официальной миссией за рубежом высшие должностные лица государства, включая членов парламента, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Особыми иммунитетами и привилегиями обладает глава государства. В таком случае говорят о государственном иммунитете. Главе государства предоставляется право на сопровождение представителями собственной службы безопасности, которые должны сотрудничать с местными правоохранительными органами. В последние годы не раз возникал вопрос о том, насколько иммунитеты защищают бывшего главу государства от ответственности за действия, совершенные во время нахождения в должности. Если речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества, то иммунитет не защищает главу государства даже во время нахождения в должности. Это положение подтверждено Уставом Международного уголовного суда. Однако утверждается оно не без труда.[34]

Зарубежные органы внешних сношений[35] подразделяются на постоянные (ди­пломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, специальные миссии).

Дипломатическое представительство — это орган аккре­дитующего государства, учрежденный на территории госу­дарства пребывания для поддержания дипломатических от­ношений между ними. Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально — желательным лицом). После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata (нежелательным лицом). Причинами для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Венская конвенция закрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, миссия — посланником или поверенным в делах. Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять и посольство.

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.[36] Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания. Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Власти страны должны оказывать содействие представительству в подыскании соответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать. Этот момент порой приобретает существенное значение.[37]

Зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу; исков, касающихся наследования; исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций. В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.[38]

Читайте также:  Рецепты для иммунитета с грецким орехом черносливом и медом

Консульское учреждениефункционируют не в масштабах всего госу­дарства пребывания, а в пределах консульского округа, опре­деляемого по взаимному соглашению. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: ге­неральные консульства, консульства, вице-консульства, консуль­ские агентства.

Консулы, как правило, назнача­ются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специ­альное удостоверение о его полномочиях — консульский па­тент. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается дея­тельность консула.

Функции консульства можно разделить на 2 категории: приближенные к дипломатическим[39] и консульские вопросы (выдачу паспортов, оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам, выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера).

Нор­мы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, со­держатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае по­жара или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер зашиты». Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.Консульское учреждение освобождается на основе взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобож­дением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и дру­гих консульских должностных лиц решается не единообразно. Лица не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций, т. е. в том, что касается слу­жебной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консуль­ских сношениях сформулирована норма, которая гласит: «1. Кон­сульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предва­рительному заключению, иначе как на основании постановле­ний компетентных судебных властей в случае совершения тяж­ких преступлений». Консульские должностные лица, включая главу консуль­ского представительства, могут быть приглашены для дачи сви­детельских показаний, кроме показаний по вопросам, связан­ным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания.

Торговые представительства —это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств оп­ределяется как национальным законодательством, так и меж­дународными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав ди­пломатического персонала.

Функции торговых представительств: представляют интересы государства в области внешней торговли и содейст­вуют развитию торговых отношений с зарубежными странами; производят различные операции по внешней торговле; вы­дают разрешения на совершение в стране пребывания дейст­вий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают об­щие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т. д.[40]

Постоянные представительства при международных организациях.[41]Функции постоянного предста­вительства состоят: в обеспечении представительства посылаю­щего государства при организации и участии в ее деятельно­сти, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а так­же в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству.

Личность главы представитель­ства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было фор­ме. Глава представительства и члены дипломатического пер­сонала представительства пользуются иммунитетом от уголов­ной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случа­ев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользу­ются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.

Специальные миссиивключают представителей, направ­ляемых одним государством в другое для выполнения конкрет­ных задач, определяемых по соглашению между данными госу­дарствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов.

Полномочия главе специальной миссии даются за подпи­сью главы государства, главы правительства или министра ино­странных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специ­альной миссии и члены ее дипломатического персонала в прин­ципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются ди­пломатические привилегии и иммунитеты.

Международные конференции[42]временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем: заключение мирного договора[43], создание международной орга­низации[44], принятие совместного заявления[45], разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам[46].

Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков и т.д. Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции.

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами — участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, которые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств.

45. Государственный суверенитет: содержание понятия. Проблема суверенитета и его трансформации в современной мировой политике.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник