Что такое экстренная профилактика иммунитета

Что такое экстренная профилактика иммунитета thumbnail

Здравствуйте!

Вот еще одна запись по поводу профилактики инфекций. Хочу рассказать о применении различных мер в случае возможного контакта с источником заболевания. Либо с возбудителем, либо с больным человеком или потенциально опасным объектом заражения. Я имею в виду переносчиков болезней, а это могут быть кровососущие насекомые, либо животные.

Что значит экстренная профилактика

Экстренная профилактика инфекций это проведение мер для предотвращения развития болезни, когда возможное заражение уже могло состояться. Данная ситуация может быть в следующих случаях: контакт с больным человеком; встреча с инфицированным животным; нападение кровососущих насекомых, которые являются возможными переносчиками инфекций; близкие отношения со случайным партнером; заражение от предметов окружающей среды.

Какие возможны меры

Меры экстренной профилактики могут быть различными. Это определяется особенностями контактируемых сторон и непосредственно потенциальной инфекцией. К ним относятся следующие:

  • введение иммуноглобулина;
  • применение вакцины или сыворотки;
  • назначение этиотропной терапии;
  • назначение иммуномодуляторов;
  • возможное механическое удаление возбудителей с применением антисептических средств.

Применение вакцин и сывороток

Давайте начнем с иммунологических средств защиты. То есть введение препаратов, способных влиять на иммунный ответ, вызывая образование антител против конкретного возбудителя.При каких инфекциях возможно применение экстренной вакцино профилактики. Либо проводится введение уже готовых антител. Что необходимо для связывания поступивших антигенов и тем самым либо полностью нивелирование симптомов болезни, либо значительное смягчение их.

Экстренная профилактика инфекций это Ваше спасение

Гепатит В и столбняк

Это вирусный гепатит В. Если нет ранее введенной вакцины, то для экстренной профилактики употребляется препарат по следующей схеме. В день контакта вводится вакцина и иммуноглобулин (но об иммуноглобулине чуть позже), далее проводится повторение иньекции вакцины через 1 мес- 2 мес-6 мес. Столбняк. При возникновении повода для возможного заражения вводят столбнячный анатоксин. Желательно в день получения раны, но не позднее 3 х недельного срока.Рану быстро промыть теплой водой и обработать перекисью.

Ветрянка и корь

Ветряная оспа. Проводится введение специфического препарата в течение первых четырех суток (96 часов) после контакта. Корь.Проводится введение иммуноглобулина не позднее пятого дня. А также не позднее третьего дня вводится вакцина.

Бешенство и клещевой энцефалит

Бешенство. Осуществляется проведение вакцины по схеме 0-3-7-14-30-90 дни после инцидента. Вакцинацию следует начинать как можно раньше. Но и вводить препарат нужно в любые сроки. Правда эффективность снижается.Сразу же после укуса рану надо промыть с простым мылом и обработать перекисью.При столбняке, кори, бешенстве проводится по показание введение иммуноглобулина в день обращения. Противоэнцефалитный иммуноглобулин используется  при возможном заражении клещевым энцефалитом, не позднее 4 суток.

Лекарственная профилактика

Для предупреждения развития клинических проявлений болезни используется применение антибиотиков при нападении клещей для профилактики Лайм боррелиоза в течение 5-7 дней.

Экстренная профилактика инфекций это Ваше спасение

При подтверждении диагноза лечение проводится до 28 дней. Если пришлось столкнуться с гриппозным больным, то следует принять тамифлю. Для улучшения иммунного ответа после переохлаждения или встречи с людьми, у которых катаральные симптомы, возможно применение иммуномодуляторов. С целью профилактики ВИЧ инфекции, если произошел близкий контакт с человеком, ВИЧ статус которого не известен, проводится экстренная терапия антиретровирусными препаратами.

Механическое изгнание

Думая о возможности заразиться заболеваниями, передающимися половым путем, соблюдайте тщательную личную гигиену. Обязательно душ, спринцевание растворами антисептиков( мирамистин), при отсутствии используется содовый раствор.

Экстренная профилактика инфекций это Ваше спасение

Заключение

Таким образом можем сделать следующие выводы:

  1. Возможно применение вакцин и сывороток, а также иммуноглобулинов.
  2. В некоторых случаях надо использовать противовирусные и антибактериальные препараты.
  3. Обязательное промывание теплой водой с мылом полученных ран, с последующей обработкой антисептиком или перекисью водорода.
  4. Тщательная гигиена с использованием обеззараживающих средств.
  5. Обязательное мытье рук с мылом

 При явной или возможной встрече с возбудителем еще не все потеряно. Надо всегда помнить о применении экстренных мер профилактики инфекций. Обратитесь к врачу через сайт или подготовьтесь заранее. Главное не упустить время!

Берегите себя!

До свидания!

Источник

Экстренная профилактика (превентивное лечение) представ­ляет собой комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний у людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных болезней. Она проводится немедленно после установления факта бактериального или вирусного заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии и обеспечивает быструю защиту зараженных.

Экстренная профилактика проводится также в случаях нарушения правил специальной техники безопасности (при несчастных случаях, связанных с разбрызгиванием (разливом) куль­туры возбудителей в лабораторном помещении и попаданием их на кожу, слизистые оболочки глаз, носа, полости рта, при укусе инфи­цированными животными, при повреждении средств индивидуаль­ной защиты во время работы в зонированных помещениях). Превен­тивное лечение назначается и лицам, находившимся в тесном кон­такте с больными контагиозными инфекциями.

Экстренная профилактика подразделяется на общую и спе­циальную. До установления диагноза проводится общая экстренная профилактика. После установления вида возбудителя осуществляет­ся специальная экстренная профилактика.

В качестве средств общей экстренной профилактики ис­пользуются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра дей­ствия, активные в отношении большинства возбудителей опасных инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экс­тренной профилактики определяется вероятным инкубационным периодом и временем, необходимым на выявление, идентификацию и определение чувствительности возбудителя к антибиотикам и со­ставляет в среднем 2-5 суток.

В качестве средств специальной экстренной профилакти­ки применяют препараты, оказывающие выраженное антибактери­альное действие на возбудителя, обнаруженного в очаге заражения, с учетом результатов определения его чувствительности к антибио­тикам, а также вакцины, сыворотки, бактериофаги, иммуноглобули­ны и другие средства. Продолжительность курса специальной экс­тренной профилактики определяется нозологической формой забо­левания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня за­ражения), свойствами химиотерапевтического препарата. При по­следовательном переходе от общей экстренной профилактики к специальной экстренной профилактике должна соблюдаться преем­ственность в сроках назначения и дозах препаратов с учетом средств, полученных в ходе общей экстренной профилактики.

В связи с возможностью заражения людей антибиотико-устойчивыми формами возбудителей, в том числе и множественно-устойчивыми, в целях быстрого выбора наиболее эффективного препарата для специальной экстренной профилактики и лечения возникшего заболевания проводится определение препаратов с уче-том возможного появления побочных реакций. При легком течении таких реакций экстренную профилактику следует продолжать с применением средств десенсибилизирующей терапии.

При нараста­нии тяжести проявления побочных явлений препарат, их вызываю­щий, заменяется другим химиотерапевтическим средством в соот­ветствии с рекомендуемыми вариантами схем экстренной профи­лактики и лечения возникшего инфекционного заболевания. Далее осуществляется выбор наиболее эффективного средства и исполь­зуются различные варианты рекомендуемых схем специальной экс­тренной профилактики опасных инфекционных заболеваний.

Расчет доз препаратов для экстренной профилактики и лече­ния детей производят, исходя из массы тела и возраста. При прове­дении экстренной профилактики за пациентами устанавливается медицинское наблюдение. Эффективность мероприятий по экстрен­ной профилактике во многом зависит от своевременности использо­вания средств экстренной профилактики, четкой и правильной ее организации.

Экстренная профилактика опасных инфекционных заболе­ваний проводится по распоряжениям исполнительных органов вла­сти субъектов РФ под методическим руководством и при непосред­ственном активном участии органов здравоохранения. Экстренная профилактика должна проводиться всему населению, подвергшему­ся заражению или инфицированию. Очередность проведения экс­тренной профилактики населению определяется исполнительной властью по представлению органов здравоохранения в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки.

В случае необходимости проведения экстренной профилак­тики населению при не установленном возбудителе используется один из вариантов схемы, представленной в табл. 5.

Специальная экстренная профилактика осуществляется по­сле установления вида биологического агента и определения его чувствительности к химиотерапевтическим препаратам и представ­лена в табл. 6.

паратов в организм формируется позже конца инкубационного пе­риода, т.е. заболевание наступает быстрее, чем проявится протективный эффект иммунопрепарата. Поэтому в ряде случаев в первые часы (дни) после возможного заражения применяются средства пас­сивной иммунизации (сыворотки, иммуноглобулины), представлен­ные в таблице 8. Допустимо также сочетанное одновременное при­менение средств активной иммунизации и экстренной профилакти­ки (антибиотики, другие этиотропные препараты), за исключением тех случаев, когда в качестве прививочных препаратов используют­ся живые вакцины.

В качестве средств специфической профилактики применя­ются различные виды вакцин: убитые, химические и живые вакци­ны из аттенуированных штаммов и антибиотикоустойчивых вариан­тов вакцинных штаммов.

В зависимости от используемых видов вакцин сочетанное применение экстренной и специфической профилактики должно осуществляться в следующей последовательности:

— при использовании химических вакцин, а также убитых и живых вакцин из антибиотикоустойчивых штаммов специ­фическая профилактика осуществляется одновременно с на­чалом курса экстренной профилактики,

— при использовании живых вакцин, не обладающих антибиотико-резистентностью, вакцинация проводится, в основном, через 2 дня после окончания курса экстренной профилакти­ки;

— анатоксины, применяемые для активной иммунизации, так­же можно вводить в организм одновременно с началом кур­са экстренной профилактики.

Порядок проведения профилактических прививок представ­лен в приложении 4, на основе методических указаний Роспотреб-надзораМУ 3.3.1889-04.

Таблица 8

Источник

×òî òàêîå èììóíîïðîôèëàêòèêà?

Èììóíîïðîôèëàêòèêà — ìåòîä èíäèâèäóàëüíîé èëè ìàññîâîé çàùèòû íàñåëåíèÿ îò èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïóòåì ñîçäàíèÿ èëè óñèëåíèÿ èñêóññòâåííîãî èììóíèòåòà ïðè ïîìîùè âàêöèí.

×òî òàêîå âàêöèíàöèÿ?

Âàêöèíàöèÿ — ýòî ñàìîå ýôôåêòèâíîå è ýêîíîìè÷åñêè âûãîäíîå ñðåäñòâî çàùèòû ïðîòèâ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, èçâåñòíîå ñîâðåìåííîé ìåäèöèíå.

Îñíîâíûì ïðèíöèïîì âàêöèíàöèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïàöèåíòó äàåòñÿ îñëàáëåííûé èëè óáèòûé áîëåçíåòâîðíûé àãåíò (èëè èñêóññòâåííî ñèíòåçèðîâàííûé áåëîê, êîòîðûé èäåíòè÷åí áåëêó àãåíòà) äëÿ òîãî, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü ïðîäóêöèþ àíòèòåë äëÿ áîðüáû ñ âîçáóäèòåëåì çàáîëåâàíèÿ.

Ñðåäè ìèêðîîðãàíèçìîâ, ïðîòèâ êîòîðûõ óñïåøíî áîðþòñÿ ïðè ïîìîùè ïðèâèâîê, ìîãóò áûòü âèðóñû (íàïðèìåð âîçáóäèòåëè êîðè, êðàñíóõè, ïàðîòèòà, ïîëèîìèåëèòà, ãåïàòèòà Â) èëè áàêòåðèè (âîçáóäèòåëè òóáåðêóëåçà, äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ãåìîôèëüíîé èíôåêöèè).

×òî òàêîå «êîëëåêòèâíûé» èììóíèòåò?

×åì áîëüøå ëþäåé èìåþò èììóíèòåò ê òîé èëè èíîé áîëåçíè, òåì ìåíüøå âåðîÿòíîñòü ó îñòàëüíûõ (íå èììóíèçèðîâàííûõ) çàáîëåòü, òåì ìåíüøå âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ýïèäåìèè. Äëÿ ñîõðàíåíèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ òðåáóåòñÿ îõâàò ïðèâèâêàìè íå ìåíåå 95% íàñåëåíèÿ.

×åì îòëè÷àåòñÿ âàêöèíàöèÿ îò ðåâàêöèíàöèÿ?

Âàêöèíàöèÿ — ìåðîïðèÿòèå íàïðàâëåííîå íà ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ê îïðåäåëåííîé áîëåçíè. Îíà ìîæåò áûòü êàê îäíîêðàòíîé, òàê è ìíîãîêðàòíîé. Êðàòíîñòü ãîâîðèò î òîì, ñêîëüêî ðàç íåîáõîäèìî ïîëó÷èòü âàêöèíó äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòîéêîãî ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà èììóíèòåòà.

Ðåâàêöèíàöèÿ — ìåðîïðèÿòèå, íàïðàâëåííîå íà ïîääåðæàíèå ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà, âûðàáîòàííîãî ïðåäûäóùèìè âàêöèíàöèÿìè. Îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå âàêöèíàöèè.

×òî òàêîå ïîñòâàêöèíàëüíûé èììóíèòåò?

Ïîñòâàêöèíàöèîííûé èììóíèòåò — èììóíèòåò, êîòîðûé ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû.

Êàê îáåñïå÷èâàåòñÿ áåçîïàñíîñòü âàêöèí?

Âàêöèíû, òàê æå êàê è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ïðåòåðïåâàþò îáøèðíûå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ìàêñèìàëüíîé áåçîïàñíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè. Ïåðâîíà÷àëüíûå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ ïðîâîäÿòñÿ íà æèâîòíûõ, çàòåì ïðîâîäÿòñÿ íåñêîëüêî ôàç èñïûòàíèé íà ÷åëîâåêå.  ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè ÂÎÇ êàæäîå ãîñóäàðñòâî, äàæå íå ïðîèçâîäÿùåå âàêöèíû äîëæíî èìåòü íàöèîíàëüíûé îðãàí êîíòðîëÿ èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ (ÌÈÁÏ). Ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèè ôóíêöèè Íàöèîíàëüíîãî îðãàíà êîíòðîëÿ, îòâå÷àþùåãî çà êà÷åñòâî âàêöèí, âîçëîæåíû íà Ãîñóäàðñòâåííûé ÍÈÈ ñòàíäàðòèçàöèè è êîíòðîëÿ ìåäèöèíñêèõ áèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ èì. Ë.À. Òàðàñåâè÷à.

Ìîæíî ëè îäíîâðåìåííî ïðèâèâàòüñÿ ïðîòèâ íåñêîëüêèõ èíôåêöèé?

Îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå íåñêîëüêèõ âàêöèí â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ áåçîïàñíûì, ýôôåêòèâíûì è ðåãëàìåíòèðîâàíî Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðèâèâîê.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò êàêèõ-ëèáî ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îäíîâðåìåííîìó ââåäåíèþ íåñêîëüêèõ âàêöèí. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ òóáåðêóëåçà âàêöèíîé ÁÖÆ — îäíîâðåìåííî ñ íåé äðóãèå ïðèâèâêè íå ïðîâîäÿòñÿ.

Êðîìå òîãî, îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå âàêöèí îñîáåííî àêòóàëüíî â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:

  • ïðè íàäâèãàþùåéñÿ îäíîâðåìåííîé ýïèäåìèè íåñêîëüêèõ çàáîëåâàíèé;
  • ïðè ïîäãîòîâêå ê ïóòåøåñòâèþ;
  • ïðè íåóâåðåííîñòè â òîì, ÷òî ïàöèåíò ïðèäåò íà ïîñëåäóþùèå âàêöèíàöèè;
  • ïðè óñûíîâëåíèè ðåáåíêà èíîñòðàíöàìè;
  • ïðè îòñóòñòâèè äîêóìåíòîâ î ðàíåå ïðîâåäåííûõ ïðèâèâêàõ

 íàñòîÿùåå âðåìÿ Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðèâèâîê ïðåäóñìîòðåíî îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå êîìáèíèðîâàííûõ è ìîíîâàêöèí. Åäèíñòâåííûì óñëîâèåì ïðè ýòîì ÿâëÿåòñÿ ââåäåíèå ðàçíûìè øïðèöàìè â ðàçíûå ó÷àñòêè òåëà.

Îäíîâðåìåííàÿ âàêöèíàöèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ óãíåòåíèåì èììóííîãî îòâåòà. Íàø îðãàíèçì ïîñòîÿííî ñòàëêèâàåòñÿ ñ îãðîìíûì ÷èñëîì àíòèãåíîâ, îáåñïå÷èâàÿ çàùèòó âíóòðåííåé ñðåäû; ïðè ïðîíèêíîâåíèè â ýòó âíóòðåííþþ ñðåäó äàæå îäíîãî åäèíñòâåííîãî ìèêðîîðãàíèçìà îí âûðàáàòûâàåò äåñÿòêè âèäîâ àíòèòåë ê êàæäîìó èç áåëêîâ âîçáóäèòåëÿ. Ïðè ñìåøàííûõ èíôåêöèÿõ ýòî ÷èñëî âîçðàñòàåò ìíîãîêðàòíî, òàê ÷òî îòâåò íà îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå íåñêîëüêèõ âàêöèí íå ñîçäàåò ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè.

Îäíîâðåìåííàÿ èììóíèçàöèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ óñèëåíèåì ïîáî÷íûõ ðåàêöèé: ÷àñòîòà ïîáî÷íûõ ðåàêöèé ïðè ñîâìåñòíîì è ðàçäåëüíîì èõ ââåäåíèè íå ðàçëè÷àåòñÿ

Êàêèå èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê âàêöèíàöèè?

Çà ïîñëåäíèå ãîäû ïåðå÷åíü ïðîòèâîïîêàçàíèé ê âàêöèíàöèè ñóùåñòâåííî óìåíüøèëñÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâîâàëè ïðîâîäèìûå íàó÷íûå ðàçðàáîòêè, ïîêàçàâøèå, ÷òî äåòè ñ ðàçëè÷íûìè çàáîëåâàíèÿìè ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ ïðåäîñòîðîæíîñòåé óäîâëåòâîðèòåëüíî ïåðåíîñÿò ïðèâèâêè è âûðàáàòûâàþò ïîëíîöåííûé èììóíèòåò.

Øèðîêèé ïåðå÷åíü ïðîòèâîïîêàçàíèé, ïðèìåíÿâøèéñÿ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò â íàøåé ñòðàíå,  áûë îáóñëîâëåí òåì, ÷òî áîëüøàÿ ÷àñòü èç íèõ áûëà èñêóññòâåííî ïåðåíåñåíà èç ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îñïåííîé âàêöèíàöèè íà âñå äðóãèå âàêöèíû.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèâèâêàì ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñëåäóþùèå êàòåãîðèè: ïîñòîÿííûå (àáñîëþòíûå) è âðåìåííûå (îòíîñèòåëüíûå.

Ïîñòîÿííûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ

Ïîñòîÿííûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ äîñòàòî÷íî ðåäêî è èõ ÷àñòîòà íå ïðåâûøàåò 1% îò îáùåãî ÷èñëà äåòåé, ê íèì îòíîñÿòñÿ:

Âàêöèíû

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ

Âñå âàêöèíû

Ñèëüíàÿ ðåàêöèÿ èëè îñëîæíåíèå íà ïðåäûäóùóþ äîçó( òåìïåðàòóðà âûøå 40 ãðàäóñîâ, â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû — îòåê, ãèïåðåìèÿ > 8 ñì â äèàìåòðå).

Âñå æèâûå âàêöèíû

Èììóíîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå (ïåðâè÷íîå), èììóíîñóïðåññèÿ, çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ, áåðåìåííîñòü

ÁÖÆ-âàêöèíà (âàêöèíà ïðîòèâ òóáåðêóëåçà)

Ìàññà òåëà ðåáåíêà ìåíåå 2000 ãðàììîâ, êåëîèäíûé ðóáåö ïîñëå ââåäåíèÿ ïðåäûäóùåé äîçû

ÀÊÄÑ (âàêöèíà ïðîòèâ êîêëþøà, äèôòåðèè, ñòîëáíÿêà)

Ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû, àôåáðèëüíûå ñóäîðîãè â àíìíåçå (âìåñòî ÀÊÄÑ â ýòîì ñëó÷àå ââîäÿò ÀÄÑ)

ÀÄÑ (äèôòåðèéíî-ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí), ÀÄÑ-Ì(äèôòåðèéíî-ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí ñ óìåíüøåííûì ñîäåðæàíèåì àíòèãåíîâ)

Àáñîëþòíûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé íåò

Æèâûå âàêöèíû ïðîòèâ êîðè, êðàñíóõè, ïàðîòèòà

Òÿæåëàÿ ðåàêöèÿ íà àìèíîãëèêîçèäû, àíàôèëàêòè÷åñêèå ðåàêöèè íà êóðèíûé áåëîê

Âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà Â

Ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê äðîææàì

Âàêöèíû ïðîòèâ ãðèïïà

Ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê êóðèíîìó áåëêó

ÑÎÂÅÒÛ ÒÅÌ, ÊÒÎ ÍÅ ÄÅËÀÅÒ ÏÐÈÂÈÂÊÈ

Ëþäè îòêàçûâàþòñÿ îò ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Êîìó-òî îíè ïðîòèâîïîêàçàíû, êòî-òî äóìàåò, ÷òî îíè åìó ïðîòèâîïîêàçàíû, êòî-òî îòêàçûâàåòñÿ ïî ïðèíöèïèàëüíûì ñîîáðàæåíèÿì, à êòî-òî ñ÷èòàåò, ÷òî ïðèâèâêè — ýòî ãîðàçäî áîëüøåå

Ìîæíî ëè îòêàçàòüñÿ îò ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê?

 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 5 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 17 ñåíòÿáðÿ 1998 ã. N 157-ÔÇ «Îá èììóíîïðîôèëàêòèêå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, «ãðàæäàíå ïðè îñóùåñòâëåíèè èììóíîïðîôèëàêòèêè èìåþò ïðàâî íà îòêàç îò ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.». Ïðè ýòîì (â ñîîòâåòñòâèè ñ òîé æå ñòàòüåé), «ïðè îñóùåñòâëåíèè èììóíîïðîôèëàêòèêè ãðàæäàíå îáÿçàíû â ïèñüìåííîé ôîðìå ïîäòâåðæäàòü îòêàç îò ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.», òî åñòü íàïèñàòü ïèñüìåííûé îòêàç. Ëèöà, êîòîðûå âûïîëíÿþò ðàáîòû, ñâÿçàííûå ñ âûñîêèì ðèñêîì çàáîëåâàíèÿ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè, îáÿçàíû èìåòü ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèâèâêè.

×òî âëå÷åò çà ñîáîé îòêàç îò ïðèâèâîê?

  • — Âàø ðåáåíîê (èëè Âû ñàìè) ìîæåò çàáîëåòü òåìè áîëåçíÿìè, îò êîòîðûõ ìîæíî ñäåëàòü ïðèâèâêè;
  • — Çàáîëåâ, âàø ðåáåíîê ìîæåò çàðàçèòü îêðóæàþùèõ (â òîì ÷èñëå è ÷ëåíîâ ñåìüè);    

 Àäìèíèñòðàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ:

  • Ïðè êàðàíòèíå è ýïèäåìèè (èëè óãðîçå ýïèäåìèè) Âàì ìîãóò âðåìåííî îòêàçàòü â ïðèåìå â ó÷åáíîå èëè îçäîðîâèòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå (ïîêà íå ïðîéäåò ðèñê çàðàæåíèÿ).
  • Âàì ìîãóò çàïðåòèòü âúåçä â ñòðàíû, ïðåáûâàíèå â êîòîðûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåæäóíàðîäíûìè ìåäèêî-ñàíèòàðíûìè ïðàâèëàìè ëèáî ìåæäóíàðîäíûìè äîãîâîðàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè òðåáóåò êîíêðåòíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê;
  • Âàì ìîãóò îòêàçàòü â ïðèåìå íà ðàáîòó èëè îòñòðàíèòü îò ðàáîòû, âûïîëíåíèå êîòîðîé ñâÿçàíî ñ âûñîêèì ðèñêîì çàáîëåâàíèÿ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè.

Êîãäà î ïðèâèâêàõ âñå-òàêè ñòîèò ïîäóìàòü

1.      Åñëè ó Âàøåãî ðåáåíêà áûë êîíòàêò ñ çàáîëåâøèì, à Âû íå õîòèòå, ÷òîáû îí çàáîëåë. Òîãäà Âàì ïîòðåáóåòñÿ ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà (ââåäåíèå âàêöèíû èëè èììóíîãëîáóëèíà).

2.      Åñëè â Âàøåì ðåãèîíå îáúÿâëåíà ýïèäåìèÿ îïàñíîãî çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, äèôòåðèè).

3.      Åñëè Âû ñîáèðàåòåñü ïîñåòèòü ìåñòà, ãäå êàêîå-ëèáî çàáîëåâàíèå îñîáåííî ðàñïðîñòðàíåíî (íàïðèìåð, êëåùåâîé ýíöåôàëèò, ìåíèíãîêîêêîâûé ìåíèíãèò, æåëòàÿ ëèõîðàäêà, ãåïàòèò À â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ).

4.      Åñëè â ñåìüå åñòü âçðîñëûå ëèöà, êîòîðûå íå áîëåëè òàêèìè çàáîëåâàíèÿìè, êàê êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà. Ó âçðîñëûõ ýòè áîëåçíè ïðîòåêàþò ãîðàçäî òÿæåëåå, ÷åì ó ðåáåíêà, à íå ïðèâèòûé ðåáåíîê ñ áîëüøîé äîëåé âåðîÿòíîñòè ìîæåò ïðèíåñòè çàáîëåâàíèå èç äåòñêîãî ñàäà èëè øêîëû.

5.      Åñëè êòî-ëèáî èç ÷ëåíîâ ñåìüè ïëàíèðóåò áåðåìåííîñòü, à ðåáåíîê íå ïðèâèò ïðîòèâ êðàñíóõè. Òîãäà ïðèâèâêó æåëàòåëüíî ñäåëàòü æåíùèíå, ïëàíèðóþùåé áåðåìåííîñòü. Îñîáåííî ýòî àêòóàëüíî, åñëè ðåáåíîê ñàäîâñêîãî èëè øêîëüíîãî âîçðàñòà (òî åñòü ìîæåò ëåãêî çàðàçèòüñÿ êðàñíóõîé îò äðóãèõ äåòåé).

6.      Åñëè â ñåìüå åñòü áîëüíûå îíêîëîãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, à òàêæå ëèöà, ñòðàäàþùèå èììóíîäåôèöèòîì. Çàáîëåâàíèå, êîòîðîå Âàø ðåáåíîê, âîçìîæíî, ïåðåíåñåò ëåãêî, ìîæåò âûçâàòü î÷åíü òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ (âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà) ó áîëüíîãî ÷ëåíà ñåìüè. Åñëè æå ðåáåíîê áóäåò ïðèâèò îò òàêèõ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé, êàê êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà, ãðèïï, òî òåì ñàìûì îí çàùèòèò áîëüíîãî è îñëàáëåííîãî ÷åëîâåêà.

7.       ñëó÷àå òðàâìû (îñîáåííî çàãðÿçíåííîé) — íåîáõîäèìà ñðî÷íàÿ ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ïðîòèâ ñòîëáíÿêà. Îáÿçàòåëüíî ñîîáùèòå âðà÷ó, ÷òî Âû èëè Âàø ðåáåíîê íå ïðèâèò ïðîòèâ ñòîëáíÿêà.

8.      Ïðè óêóñå èëè îñëþíåíèè æèâîòíûì, ó êîòîðîãî ïîäîçðåâàåòñÿ áåøåíñòâî — ïðèâèâêè ïðîòèâ áåøåíñòâà äåëàþòñÿ ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì.

Íåîáõîäèìî ëè ïðèâèâàòüñÿ âçðîñëûì?

Òàê ñëîæèëîñü, ÷òî ñëîâî «ïðèâèâêà» àññîöèèðóåòñÿ ñ ðåáåíêîì. Îäíàêî âàêöèíàöèÿ âçðîñëûõ íå ìåíåå âàæíà, ÷åì âàêöèíàöèÿ äåòåé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê âêëþ÷åíà âàêöèíàöèÿ âçðîñëûõ ïðîòèè äèôòåðèè, ãðèïïà (ëèö ñòàðøå 60 ëåò, ìåäèêîâ, ïåäàãîãîâ è ò.ä.), êîðè (äî 35 ëåò), êðàñíóõè (æåíùèí 18-25 ëåò), ãåïàòèòà  (äî 55 ëåò).

Êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà

Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ýòèõ èíôåêöèé ðåêîìåíäóåòñÿ âñåì âçðîñëûì, êîòîðûå íå áîëåëè èëè íå áûëè âàêöèíèðîâàíû.

Âñå íåèììóííûå (òî åñòü íå áîëåâøèå è íå ïðèâèòûå) æåíùèíû äåòîðîäíîãî âîçðàñòà äîëæíû áûòü ïðèâèòû ïðîòèâ êðàñíóõè. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ ëèö ãðóïï ðèñêà (ðàáîòíèêîâ äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé è øêîë, èíôåêöèîííûõ îòäåëåíèé áîëüíèö è ðîääîìîâ, ñòóäåíòîâ-ìåäèêîâ, âðà÷åé).

Ïðè ïåðâîì ñëó÷àå êîðè â îðãàíèçîâàííîì êîëëåêòèâå ñëåäóåò ñðî÷íî (â òå÷åíèå 3-õ ñóòîê) ïðèâèòü êîðåâîé âàêöèíîé âñåõ êîíòàêòíûõ áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà, íå áîëåâøèõ êîðüþ è íå âàêöèíèðîâàííûõ ïðîòèâ íåå.

Ïðè ðåãèñòðàöèè çàáîëåâàíèÿ ïàðîòèòîì ðàíåå íå ïðèâèòûå è íå áîëåâøèå ïàðîòèòîì âçðîñëûå ìóæ÷èíû äî 35 ëåò ïîäëåæàò ïðèâèâêå â òå÷åíèå 7 äíåé ïîñëå êîíòàêòà ñ çàáîëåâøèì.

Âàêöèíàöèþ ïðîòèâ êîðè, ïàðîòèòà, êðàñíóõè ïðîâîäÿò áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî ñåðîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ (àíàëèçà êðîâè íà àíòèòåëà), òàê êàê íàëè÷èå ïîñòèíôåêöèîííîãî èììóíèòåòà íè â êîåé ìåðå íå óñèëèâàåò ðåàêöèþ íà âàêöèíàöèþ.

Æåíùèíû, ïîäëåæàùèå ïðèâèâêàì íå äîëæíû áûòü áåðåìåííûìè.

Ãåïàòèò À

Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ãåïàòèòà À ðåêîìåíäóåòñÿ ñëåäóþùèì ëèöàì:

  • o Ëèöà, ïóòåøåñòâóþùèå â ðåãèîíû, ãäå âûñîê ðèñê çàðàæåíèÿ ãåïàòèòîì À
  • o Ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ïå÷åíè;
  • o Èèíôèöèðîâàííûå âèðóñîì ãåïàòèòà Ñ;
  • o Íàðêîìàíû;
  • o Ãîìîñåêñóàëèñòû,
  • o Ëèöà ñ íàðóøåíèåì êîàãóëèðóþùåãî ôàêòîðà,
  • o Ëèöà ðàáîòàþùèå ñ âèðóñîì ãåïàòèòà À â ëàáîðàòîðèÿõ,
  • o Ðàáîòíèêàì ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè

Ãåïàòèò Â

Ïðèâèâêè ïðîòèâ ãåïàòèòà  ðåêîìåíäóþòñÿ  âçðîñëûì áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà, à îñîáåííî ñëåäóþùèì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ:

Ëèöà ãðóïï ðèñêà:

o    èìåþùèå áûòîâûå èëè ïîëîâûå êîíòàêòû ñ èíôèöèðîâàííûìè ãåïàòèòîì Â;

o    íàðêîìàíû

o    ãåòåðîñåêñóàëû, èìåþùèå áîëåå 1 ïàðòíåðà çà 6 ìåñÿöåâ;

o    ãîìîñåêñóàëû;

o    ëèöà ñ íåäàâíî äèàãíîñòèðîâàííûìè âåíåðè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè;

o    ïàöèåíòû íà ãåìîäèàëèçå è ñ îñòðîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ;

o    ïàöèåíòû, ïîëó÷àþùèå ÷àñòûå ïåðåëèâàíèÿ êðîâè;

o    ðåöèïèåíòû ïðåïàðàòîâ êðîâè

o    ëèöà, ðàáîòàþùèå ñ êðîâüþ

o    ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè

o    Ïîäðîñòêè

o    Ëèöà, èíôèöèðîâàííûå ãåïàòèòîì Ñ

Äèôòåðèÿ è ñòîëáíÿê

Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè è ñòîëáíÿêà âçðîñëûõ âêëþ÷åíà â êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðàêòè÷åñêè âñåõ ñòðàí, â òîì ÷èñëå è Ðîññèè.

Èññëåäîâàíèÿìè ïîñëåäíèõ ëåò óñòàíîâëåíî, ÷òî íà èììóíèòåò ïðîòèâ äèôòåðèè ó âçðîñëûõ ïðÿìî âëèÿþò ñëåäóþùèå ôàêòîðû:

  • — âðåìÿ, ïðîøåäøåå ïîñëå ïîñëåäíåé âàêöèíàöèè (÷åì îíî áîëüøå, òåì íèæå óðîâåíü àíòèòåë);
  • — ôàêò çàêîí÷åííîé ïåðâè÷íîé âàêöèíàöèè (3-õ êðàòíûé) â ïåðâûå 3 ãîäà æèçíè
  • — ïîë: óñòàíîâëåíî, ÷òî ó æåíùèí çàùèòà îêàçûâàåòñÿ âñåãäà íèæå, ÷åì ó ìóæ÷èí.
  • — ïðîòèâîäèôòåðèéíûé èììóíèòåò ó ëèö, çëîóïîòðåáëÿþùèõ àëêîãîëåì, íàõîäÿùèõñÿ íà ãåìîäèàëèçå, ïîñëå àëëîòðàíñïëàíòàöèè ïî÷êè îêàçûâàåòñÿ ñíèæåííûì.

Íèæå ïðèâåäåíû ðåêîìåíäàöèè ïî ðåæèìó ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ:

  • Ëèöà. ïîëíîöåííî ïðèâèòûå â äåòñòâå, äîëæíû ïðèâèâàòüñÿ ïðîòèâ äèôòåðèè è ñòîëáíÿêà îñëàáëåííîé âàêöèíîé êàæäûå 10 ëåò áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà;
  • Ëèöà, ó êîòîðûõ âîçíèê ïåðåðûâ â ãðàôèêå ðåâàêöèíàöèé (áîëåå 10 ëåò) ïðèâèâàþòñÿ äâóêðàòíî ñ èíåòðâàëîì 30-45 äíåé. Åñëè îíè çà ýòî âðåìÿ ïîëó÷àëè ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí, îäíà èç ïðèâèâîê ìîæåò áûòü ñäåëàíà òîëüêî âàêöèíîé ïðîòèâ äèôòåðèè. Äàëåå ðåâàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ êàæäûå 10 ëåò;
  • Ëèöà. íå ïðèâèòûå â ïðîøëîì âîîáùå, ïîëó÷àþò 3 äîçû âàêöèíû (âòîðàÿ ÷åðåç 30-45 äíåé ïîñëå ïåðâîé, òðåòüÿ — 6-12 ìåñ. ïîñëå âòîðîé). Äàëåå ðåâàêöèíàöèþ ïðîâîäÿò êàæäûå 10 ëåò. Åñëè ìåíåå 8 ëåò íàçàä ïðîâîäèëàñü âàêöèíàöèÿ ñòîëáíÿ÷íûì àíàòîêñèíîì, òî ïðîâîäèòñÿ âàêöèíàöèÿ òîëüêî âàêöèíîé ïðîòèâ äèôòåðèè.
  • Ïðè íåèçâåñòíîì ïðèâèâî÷íûì àíàìíåçå ïðîâîäÿò îäíîêðàòíóþ (â âîçðàñòå äî 35 ëåò) èëè äâóêðàòíóþ (ñòàðøèå âîçðàñòà) âàêöèíàöèþ. äëÿ ïîñëåäíåé âîçðàñòíîé ãðóïïû ðåêîìåíäóåòñÿ îïðåäåëåíèå òèòðà àíòèòåë ñïóñòÿ 2 ìåñÿöà ïîñëå âòîðîé ïðèâèâêè. Ðåâàêöèíàöèè ïðîâîäÿò êàæäûå 10 ëåò.

Ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ñòîëáíÿêà (ïðè òðàâìå): åñëè ðàíà ÷èñòàÿ, òî âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè ïîñëå ïîñëåäíåé âàêöèíàöèè ïðîøëî áîëåå 10 ëåò; â ñëó÷àå çàãðÿçíåííîé ðàíû âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà, åñëè ñ ìîìåíòà åñëè ñ ìîìåíòà ïðåäûäóùåé âàêöèíàöèè ïðîøëî áîëåå 5 ëåò.

Èñòî÷íèêè:
— Èììóíîïðîôèëàêòèêà-2003 ïîä ðåä. Â.Ê.Òàòî÷åíêî è Í.À.Îçåðåöêîâñêîãî. Ìîñêâà 2003
— Áàêòåðèéíûå, ñûâîðîòî÷íûå è âèðóñíûå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðåïàðàòû. Àëëåðãåíû. Äåçèíôåêöèîííî-ñòåðèëèçàöèîííûå ðåæèìû ïîëèêëèíèê. Ñïðàâî÷íèê ïðàêòè÷åñêîãî âðà÷à. Ïîä ðåä. Í.À.Îçåðåöêîâñêîãî, Ã.È.Îñòàíèíà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 1998.

— Ì.Ï.Êîñòèíîâ «Âàêöèíàöèÿ äåòåé ñ íàðóøåííûìè ñîñòîÿíèÿìè çäîðîâüÿ», Ìîñêâà, 2000

— Í.Â.Ìåäóíèöûí. Âàêöèíîëîãèÿ. Ìîñêâà 1999

— Ð.ß. Ìåøêîâà. Èììóíîïðîôèëàêòèêà. ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. Ñìîëåíñê 1999
-Áþëëåòåíü «Âàêöèíîïðîôèëàêòèêà»

— âåá-ñàéòû «Ïðèâèâêè», «100 âîïðîñîâ äîêòîðó» , «Ïåäèàòð»

Источник