Что такое этический иммунитет
Категория «ЦIыхум и нэмыс» выражает безусловное право человека на уважение, независимо от возраста, пола, социальной или расовой принадлежности. Устанавливается, иначе говоря, персональное правовое поле личности, в которое не должен вторгаться никто. Говорят: ЦIыхум и нэмысыр хъумэ — «Береги намус человека» или ЦIыхум и нэмысыр умыкъутэ — «Не разрушай намус человека». Осуждается всякое посягательство на честь и достоинство личности.
Трудно переоценить социальную значимость данной категории. Этический иммунитет устанавливает равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга. Так формируется демократическая структура характера, в которой, по словам А. Маслоу, центральное место занимает «тенденция уважать любое человеческое существо лишь потому, что это человек» (Maslow 1954: 220). В русле подобной направленности, то есть с учетом и под контролем этического иммунитета, возникают, развиваются и действуют общепринятые правила взаимного обхождения — хабзэ, поддерживается определенный уровень или необходимый минимум этической законности. Акцентируя на этом внимание, обычно говорят: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым — «Адыгский (морально-этический) кодекс исключает дискриминацию».
Есть другой вариант данного высказывания: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым, псоми хуэфащэ пщIэ къыхуегъуэт — «Адыгский кодекс не терпит дискриминации, каждому отпускает такую меру почета и уважения, которую он заслуживает». Это означает, что нужен, кроме всего прочего, дифференцированный подход, ставящий степень уважения личности в зависимость от ее места в структуре общества. Вводятся имеющие четкое обоснование понятия типа: нэхъыжьым и нэмыс — «честь старшего», адэанэм я нэмыс — «честь родителей», бзылъхугъэм и нэмыс — «честь женщины», хьэщIэм и нэмыс — «честь гостя», президентым и нэмыс -«честь президента». Понятие чести используется здесь для обозначения сравнительно высокого положения в обществе, а также в практических целях: для защиты определенной категории лиц от неуважительного отношения. Этический иммунитет является гарантом вполне оправданных ожиданий и надежд на то, что с человеком вообще, но в особенности со старшими, женщинами, гостями, детьми будут все и всегда вежливы, предупредительны, тактичны.
В таком виде идея почитания как нельзя лучше вписывается в более широкое понятие адыгства, усиливая его гуманистический смысл. Это «броня», оберегающая личность от неприятных воздействий и переживаний, создающая необходимый минимум психологического комфорта и уюта. Разрушающий эту броню, тем самым посягающий на честь уважаемых или беззащитных членов общества, подвергается резкому осуждению как человек, лишенный адыгства, ср.: Бзылъхугъэм и нэмысыр зыкъутэм, лIыгъи, адыгагъи хэлъкъым — «Нет ни мужества, ни адыгства в мужчине, посягнувшем на честь женщины».
Боязнь задеть честь и достоинство окружающих стала одной из характерных черт национального характера адыгов, и с этим связана необычайная деликатность, которую проявляют они в повседневном общении. Запрещается прерывать речь старшего, сказать ему, что он в чем-то виноват, не прав; отказ в какой-либо просьбе необходимо сопроводить извинениями, убедительными аргументами. С особым вниманием относятся к просьбам женщины, гостя, человека другой национальности. Грубым нарушением морали считается распространение о ком-либо позорящих слухов, ср.: Езым хуэдэлI зыубыр лIыкъым — «Кто хулит такого же мужчину, как он сам, — не мужчина»; ИбгъэкIыжа фыз умыуб — «Жену, с которой развелся, не хули» и т. п. В присутствии почитаемых лиц нельзя говорить на повышенных тонах или о чем-то неприличном. Если приходится сказать что-либо, что может задеть их достоинство, сначала извиняются: Фи нэмыс нэхъ лъагэ ухъу — «Ваша честь да будет еще выше». Замечания необходимо высказывать в деликатной форме, но еще лучше воздержаться от них. Рассказывают, что однажды князь пригласил одного из своих подданных на обед. Увидев, что гость принялся есть мясо, не пользуясь ножом и вилкой, хозяин, чтобы не смущать его, не проронив ни слова, отложил свой нож и вилку и тоже стал есть руками. Тем самым он «сберег честь и репутацию гостя», и этот «жест» был воспринят как почтительный, куртуазный. О таких людях обычно говорят: Iулыдж иIэщ — «Деликатен, учтив».
С представлением об иммунитете личности связаны строго установленные нормы невербального, и в том числе проксемического, поведения. Нельзя занимать отведенное старшим почетное место, стоять перед ними, скрестив на груди руки, сидеть развалившись или положив ногу на ногу и т. д. Во время танцев запрещается поворачиваться к партнеру спиной. Существует понятие «личного пространства» — цIыхум и пащхьэ, в которое нельзя вторгаться без видимых оснований и причин. В положении стоя обычно это дистанция, равная 1-2 метрам, что соответствует аналогичным американским стандартам (Hall 1968: 121-122) и гораздо выше, чем у многих восточных народов. Запрещаются принятые у арабов, латиноамериканцев, итальянцев похлопывания по плечу, прикосновения к рукам и т. д. (Watson 1974: 330). Если случайно или по необходимости прикасаются к собеседнику, то следует приуроченное к этому извинение: Си Iэ фIыкIэ ноIусэ -«Моя рука добром тебя да коснется».
Человек и сам должен заботиться о своей чести. К примеру, старшие обязаны поддерживать свой иммунитет, не допуская фамильярности со стороны младших. Общее правило на этот счет гласит: Нэхъыжъ нэхъыщIэ и жъэ итIатэркъым — букв.: «Старшие не развязывают язык младших». Рассказывают, что однажды к почетному старшему подошел разбитной парень и спросил небрежно, нет ли у него табачку. Старец достал кисет и в тон ему ответил: «Забирай целиком». Парень опешил, почему весь кисет? Старик усмехнулся и сказал: «Зачем мне табак? Отныне я это занятие, поставившее нас с тобой на одну доску, бросаю навсегда». Тем самым он дал понять невежде, что тот ведет себя бестактно, «разрушает его нэмыс».
Младшие тоже заботятся о сохранении «лица». Но здесь нужна особая деликатность. Однажды к знатному, человеку прибыла группа мужчин. Хозяин, следуя обычаю, накрыл для них стол. Гости принялись за еду не замечая, что в стороне остался самый младший из них, который не мог позволить себе сесть за стол без разрешения старших. Он оказался в неловком положении: сидеть, потупив взор, не принимая участия в трапезе, было бы унизительно, а выговаривать старшим за то, что о нем забыли — неприлично. И тогда, так чтобы все слышали, парень обратился к поданной на стол голове коня: Уэ алпыжъ мыгъуэм урищхъэщ, сэ хьет жезыгъыIэ лIышъхьэм сырикъуэ закъуэщ, Iэнэр зэзылъэфалIэу шхэм сащыщкъым — «Ты голова славного альпа, а я единственный сын знатного мужа, набрасываясь на стол (без приглашения) есть не привык». Услышав это, присутствующие переглянулись и пригласили парня к столу.
Мораль этой притчи еще и в том, что необходимо правильно оценивать себя и ситуацию, в которой приходится заявить о своем иммунитете, найти для этого приличествующие условиям момента слова и выражения. Такие умения повышают авторитет человека, и нужно заметить в данной связи, что степень уважения и почета, которую отпускает общество отдельным категориям лиц, не столь жестко задана, как может показаться из предыдущего изложения, где речь шла лишь об общем — социально-ролевом направлении этического иммунитета. На практике нэмыс или пщIэ — такое отношение людей, которое нужно заслужить своими деяниями, образом жизни, адыгством. К примеру, на это не вправе рассчитывать в полной мере даже очень старый, но порочный, злой, неразумный человек, приносивший людям несчастье и беды.
Следует помнить еще и о том, что осуждаются, как несовместимые с адыгством, назойливые притязания на честь, славу, награды, авторитет. Просить или требовать, чтобы высоко оценили твою персону, — значит вести себя самым негодным образом, не по-адыгски. Если же дело доходит до скандальных претензий, упреков, обид, то человек становится предметом осуждения, справедливых нареканий и насмешек и вместо желаемого признания роняет остатки своего авторитета. Говорят: Нэмысыр лъэIукIэ къахьыркъым — «Честь и признание не достигаются просьбами». Почет и хорошую репутацию необходимо заслужить.
Источник
В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. В системе сказкотерапии исследованием «нравственного иммунитета» занимается Дмитрий Кудзилов. Мы приведем выдержки из его работ.
Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера.
Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо понимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.
«Нравственный иммунитет» направлен на профилактику психологической дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск возникновения «саморазрушающих» форм поведения.
«Нравственный иммунитет» является скорее приобретенным, нежели видовым, то есть он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью предыдущих поколений. Условно его можно разделить:
— на естественный — возникший в результате неспецифического воздействия культурной среды
— и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транслируемых установок и жизненных ценностей.
В зависимости от способа образования «нравственного иммунитета» (естественный или искусственный), можно различать две формы его существования:
— устойчивую,
— неустойчивую (временную) форму.
«Нравственный иммунитет» является строго специфичным и действует против транслируемой на личность деструктивной информации.
Формирование «нравственного иммунитета» представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека компонентов, наиболее важных для его конструктивной деятельности, и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот процесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.
Подавление морально-нравственной составляющей психики приводит к разрушению системы ценностных ориентиров, в результате чего человек беспрепятственно усваивает «ложные ценности» и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.
Каждый человек когда-либо подвергался «прививке» «нравственным иммунитетом». Это происходило:
— либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.) В этом случае действие «прививки» легко угасает, либо деструктивно видоизменяется;
— либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспитание, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).
В случае целенаправленного формирования, «нравственный иммунитет» приобретает более устойчивую форму и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование происходит посредством формирования так называемой «иммунной памяти». Она способна хранить информацию о деструктивном агенте и в случае его повторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.
Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобретенного «нравственного иммунитета» — это возникновение и поддержание «иммунной памяти».
«Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма». А «центральным биологическим механизмом является механизм распознавания «своего» и «чужого»» (Ф. Вернет, 1964).
Иммунитет представляет собой целостную систему биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональная целостность организма на протяжении всей его жизни, т. е. сохраняется физическое, психологическое здоровье людей.
Основное направление ответной реакции «нравственного иммунитета» заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информации. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.
Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информации, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, способные деструктивно влиять, агенты. Поэтому «нравственный иммунитет» должен различать, сортировать и «выборочно принимать» трансляты. То есть «нравственный иммунитет» должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.
Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содержать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о «троянском коне», как носителе амбивалентной информации: с одной стороны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содержание — разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-«троянских коней» носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.
Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоционального характера (транслят) проходит своеобразное «чистилище» «нравственного иммунитета». В «чистилище» транслят подвергается «процедурам» критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя «чистилище», признается позитивным для развития личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.
Транслят, не прошедший «чистилище», определяется как «разрушительный для личности». И поступает в «копилку» иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовы-вать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.
Итак, «нравственный иммунитет» является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является система ценностей личности.
В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпиты-вается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.
«Нравственный иммунитет» является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации.
Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирования «нравственного иммунитета»! В таком случае, если допустить, что большинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального поведения среди молодежи?
По-видимому, это связано с тем, что «нравственный иммунитет» не формировался целенаправленно. То есть мало кто из взрослых сочинял с ребенком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жизни «уроки сказок». С другой стороны, целенаправленно формировать у ребенка «нравственный иммунитет» может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют «ослабленный» «нравственный иммунитет», что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.
Таким образом, сила и устойчивость «нравственного иммунитета», степень его сформированности в перспективе может стать важным параметром при сборе и анализе психодиагностической информации.
Об активном процессе формирования «нравственного иммунитета» может говорить появление среди подростков «сказок с жизненной моралью». Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отражая в них ситуации, связанные с приобретением жизненного опыта, с заботой о ближнем, борьбой с пороком и его наказанием. (Дмитрий Кудзилов. О «нравственном иммунитете».)
Итак, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно будем возвращаться к этому понятию. Но прежде поговорим о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры.
«Мост» между полушариями
Обычно большая часть информации, которая передается через метафору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать символический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками.
Что будет, если мы построим работу только на работе правого полушария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые помогут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перспективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем работать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем».
Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и качественный логический анализ.
Источник
РОМАНЕНКО А.В.
НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Аннотация. В статье дается теоретический анализ проблемы значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности подростка. На основе теоретического анализа литературы делаются выводы об особенностях значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности.
Ключевые слова: нравственный иммунитет, здоровая личность, нравственность, подросток.
В современном обществе остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения «нравственного иммунитета». Современный человек живет в век потребительства, в нравственной «свободе», в пресыщенности земных благ, в агрессивном навязывании безнравственности, что приводит к отрицанию нравственных и духовных ценностей.
Как воспитать здоровую личность ребенка? Как выработать в наших детях способность различать добро и зло? Как подготовить ребенка к жизни в современной реальности? Эти и подобные вопросы волнуют как родителей, так и педагогов.
Некоторые подростки не могут организовать свой собственный досуг, хотя вокруг широкий спектр развлечений, теряют интерес ко всему. Откуда это появляется в детях? Ведь еще совсем недавно наши родители были совсем другими.
Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века (эксперимент «Вселенная-25»). В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества.
Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали «райские» условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. После многочисленных опытов над колониями грызунов Д.Кэлхун сформулировал новый термин «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в «райских» условиях.
Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? В 60-70 гг. прошлого века Д.Кэлхун ставил эксперимент на мышах, не обнаруживая еще примеров в человеческом обществе. Прошло почти 50 лет, эксперимент становится очень актуальным уже для людей.
Эксперимент, проведенный Д.Кэлхун, является научным, то есть многократно доказанным. Если его смоделировать на человеческое общество, то мы должны ужаснуться, в каких жизненных условиях будут жить наши дети, если мы не позаботимся об их нравственном иммунитете.
Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера. [1]
Нравственное воспитание играет основополагающую роль при становлении личности. Нравственные ориентиры, сформированные у подростков, приготовят их к жизни в реальных условиях. Помогут прийти к своему «Я», выбору жизненного пути, правильной социализации и выработки своего «нравственного иммунитета». [2]
Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших, либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
…
Источник