Что такое процессуальный иммунитет
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ
Границы юридической помощи адвоката
Зачастую правоприменители не понимают различия между понятиями «адвокат» и «защитник в уголовном процессе». Ранее КС РФ по локальным вопросам разъяснял конституционный смысл законодательства об адвокатуре. Однако именно Определением от 15 января 2016 г. КС РФ впервые обобщил все нормативные акты, регулирующие режим адвокатской тайны, включая Методические рекомендации по ведению адвокатского производства (утверждены Советом ФПА РФ 21 июня 2010 г.), и дал четкое разъяснение того, с какого времени сведения, собранные адвокатом при оказании юридической помощи, являются конфиденциальными, относятся к адвокатской тайне и в связи с этим получают от государства процессуальные гарантии неприкосновенности. Думаю, многим коллегам приходилось сталкиваться с вульгарным – не побоюсь этого слова – толкованием следователем и судом статуса адвоката. Буквально на днях мне звонила следователь и хотела допросить по бытовому вопросу, никак не связанному с работой. Дама очень удивилась, когда я предложил ей написать рапорт о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 31 января 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.) (далее — Закон № 63-ФЗ) я отказался от допроса в связи с отсутствием судебного решения: «Я же вас не как адвоката вызываю, а как бывшего владельца машины!»
Когда девочка из райотдела думает, что адвокат – это только тот, кто сидит у нее в кабинете рядом с обвиняемым, это не страшно, немного забавно и поправимо в судебном порядке. Но если суд пребывает в таком же заблуждении, это уже нисколько не весело. Тем более что подобное заблуждение суда может привести к крайне неприятным последствиям.
Из адвокатской практики
При работе в Кургане мы столкнулись именно с такой ситуацией. Расследуя дело экономического характера, следователь изъял у адвоката, оказывавшего доверителю помощь по арбитражным делам, материалы адвокатского производства, после чего на их основе сформировал уголовное дело и в завершение привлек адвоката по уголовному делу как соучастника преступления.
В качестве вишенки на торте нужно указать, что после ареста доверителя адвокат в течение месяца посещал его в СИЗО, планировал с ним работу, по его указанию собирал доказательства. Через месяц следователь вынес постановление об отводе адвоката, после чего, собственно, и изъял все адвокатское производство, собранное по указанию обвиняемого.
Курганский городской и областной суды, рассматривая наши жалобы на приговор, отвергли доводы о нарушении ч. 3 ст. 8 Закона № 63-ФЗ, ссылаясь на то, что адвокат не представил следователю ордер и удостоверение, следовательно, в соответствии с ч. 4 ст. 49 УПК РФ не являлся защитником по настоящему уголовному делу, предоставление же ордера и удостоверения в других организациях, например в СИЗО, не свидетельствует об осуществлении адвокатом защиты обвиняемого.
Из этого суд сделал вывод, что, поскольку адвокат не представился в качестве защитника непосредственно следователю, его адвокатское производство является допустимым доказательством обвинения.
Защитник или мишень?
От такой трактовки закона лично мне стало по-настоящему страшно. Во-первых, потому, что она лишает адвоката возможности оказывать какую-либо юридическую помощь вне рамок следственных действий по уголовному делу. Ведь фактически выводы суда сводились к тому, что если адвокат собирает доказательства, привлекает специалистов или дает доверителю консультации, не согласовав заранее свои действия со следователем, то последний в любой момент может изъять адвокатское производство и на основе анализа, проведенного адвокатом, составить обвинительное заключение.
А во-вторых, адвокаты по делам экономической направленности вынуждены работать с большим объемом гражданско-правовых документов. И наличие этих документов у адвоката, если следствие усомнится в «чистоте» каких-либо сделок, по логике Курганского областного суда, превращает адвоката, оказывавшего юридическую помощь, в мишень – в соучастника преступления.
Разъяснения Конституционного Суда
Мы были вынуждены обратиться в суд с жалобой на неконституционность ч. 4 ст. 49 УПК РФ. В результате достаточно долгого – в течение нескольких месяцев – изучения материалов КС РФ 15 января 2016 г. вынес Определение № 76-О, которое мне представляется достаточно важным в силу следующего.
Ранее КС РФ неоднократно по различным локальным вопросам разъяснял правоприменителям конституционный смысл законодательства об адвокатуре. В частности, по настоящему уголовному делу Определением от 22 ноября 2012 г. № 2054-О КС РФ разъяснил, что адвокат, не участвующий в следственных действиях, тем не менее по предъявлении ордера и удостоверения вправе участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судебных материалов факультативного производства – таких, как жалобы, в порядке ст. 125 УПК РФ.
Однако именно Определением от 15 января 2016 г. КС РФ впервые обобщил все нормативные акты, регулирующие режим адвокатской тайны, включая Методические рекомендации по ведению адвокатского производства (утверждены Советом ФПА РФ 21 июня 2010 г.), и дал четкое разъяснение того, с какого времени сведения, собранные адвокатом при оказании юридической помощи, являются конфиденциальными, относятся к адвокатской тайне и в связи с этим получают от государства процессуальные гарантии неприкосновенности.
КС РФ констатировал, что юридическая помощь адвоката не очерчивается лишь процессуальными и временными рамками его участия в уголовном деле при производстве расследования и судебного разбирательства, она включает возможные предварительные консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера и т.д. Следовательно, все документы, составленные в рамках указанной деятельности, регламентированной ч. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ, и оформленные в соответствии с рекомендациями ФПА РФ в адвокатское производство, относятся к сфере адвокатской тайны и защищены процессуальным иммунитетом.
Полагаю, что такое системное изложение и разъяснение требований международных и федеральных нормативных актов поможет предотвратить судебные ошибки, аналогичные описанной в нашей жалобе в КС РФ.
Легальное определение термина «иммунитет» в российском законодательстве отсутствует, что вызывает много вопросов о сущности и природе данного понятия. Усложняется это тем, что и ученые-юристы не пришли к единому мнению относительно трактовки данного правового феномена.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.12.2012 № 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта «в« части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» затрагивает понятие «иммунитет», однако толкования ему не дает, а отождествляет его с термином «неприкосновенность».
Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве [11, с. 244].
Кузнецов В. В. дает следующее определение иммунитету: это общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм [6, с. 111].
Красильников А. В. определяет иммунитет как специальные нормы права, устанавливающие требование об изъятии отдельных категорий лиц, обладающих достаточной праводееспособностью для реализации общей отраслевой право-субъектности, из сферы действия соответствующей отрасли права и прекращении (разрыве) конкретного правоотношения возникшего в связи с юридическим фак-том при участии указанных лиц [5, с. 5]. Он также поясняет, что реализация иммунитета не улучшает правовое положение субъекта правоотношения, а прекращает (разрывает) конкретное правоотношение, возникшее по поводу юридического факта, и изымает лицо из сферы действия соответствующей отрасли права либо юрисдикции государства в целом [5, с. 11]. С данной точкой зрения нельзя согласиться по следующей причине. К примеру, свидетель, реализуя свой иммунитет, отказывается от дачи показаний против близкого родственника, но данный отказ не влечет за собой прекращения уголовно-процессуальных отношений, лицо продолжает оставаться в статусе свидетеля по уголовному делу, а значит, уголовно-процессуальные нормы по-прежнему распространяют своё действие на данные отношения.
Полагаем, что некоторые авторы, например, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин, в своих трудах [10, с. 564] ошибочно отождествляют понятие «иммунитет» с правовой неприкосновенностью. К примеру, обвиняемый по уголовному делу не обладает таким свойством как правовая неприкосновенность (в отношении него не установлено особых правил привлечения к уголовной ответственности и проведения определенных следственных действий), но он вправе не свидетельствовать против себя, то есть отказаться от дачи показаний на законных основаниях. Ввиду этого, иммунитет и правовая неприкосновенность не являются эквивалентными понятиями, иммунитет включает в себя неприкосновенность как один из его элементов.
Чтобы раскрыть правовую природу уголовно-процессуального иммунитета, необходимо, в первую очередь, соотнести его с такими понятиями, как «льгота» и «привилегия». Являются ли данные понятия тождественными, или они различны, или же одно из них включает другое? Юридическая литература не дает нам однозначного ответа на данный вопрос. Так, Ф. А. Агаев, В. Н. Галузо в своей работе утверждают, что под иммунитетом (они приводят пример дипломатического иммунитета) необходимо понимать освобождение от юрисдикции государства, в то время как привилегии есть дополнительные льготы и преимущества [2, с. 10–11]. При этом они указывают, что допустимо определять иммунитет как включающее в себя и привилегии.
Малько А. В., наоборот, считает, что иммунитет есть разновидность привилегий, которые в свою очередь являются разновидностью льгот, причем привилегии имеют воплощение в положительных льготах, тогда как иммунитет проявляет себя в виде отрицательных льгот [3, с. 65]. В данном определении автор противоречит сам себе, если иммунитеты являются отрицательными льготами, как они могут быть разновидностью положительных льгот (привилегий)?
Согласно Толковому словарю русского языка, привилегия происходит от латинского слова «privilegium», что означает преимущественное право, льгота [8, с. 588]. Привилегии всегда связаны с предоставлением лицу дополнительных преимуществ, они создают режим наибольшего благоприятствования, тогда как иммунитет освобождает лицо от определенных обязанностей или предоставляет право не подчиняться общим законам государства. С нашей точки зрения, главное отличие иммунитета от привилегии заключается в том, что иммунитет есть исключение из общих правил, тогда как привилегия, не изменяя общего правила, предоставляет дополнительные преимущества отдельным категориям лиц. Также необходимо отметить, что иммунитет устанавливает определённые изъятия только в сфере реализации юридической ответственности, тогда как привилегии могут подразумевать и иные материальные и социальные блага.
Становление и развитие института уголовно-процессуального иммунитета было обусловлено многими социально-историческими детерминантами. Предпосылками установления процессуального иммунитета, является, во-первых, существовании в обществе таких социальных норм, как норм морали, которые обеспечивают охрану института семьи и определенные личные отношения между субъектами, во-вторых, признание общепризнанных принципов и норм между-народного права составной частью правовой системы Российской Федерации, и в-третьих, необходимость обеспечить некоторым категориям лиц возможность эффективно выполнять возложенные на них полномочия, обеспечить повышенную охрану законом соответствующего субъекта.
Иммунитет является сложным правовым феноменом и включает в себя такие категории как правовая неприкосновенность и неответственность [9, с. 26]. Правовая неприкосновенность подразумевает под собой усложненный порядок привлечения к ответственности (например, особый порядок возбуждения дела, заключения под стражу в отношении судьи). «Неответственность» включает в себя освобождение определенных лиц от выполнения юридических обязанностей (свидетельский иммунитет) или от ответственности (индемнитет).
Устанавливая процессуальный иммунитет, законодатель делает некое отступление от общеправового принципа равенства всех перед законом и судом, но данное отступление нельзя расценивать как дискриминацию, так как, во-первых, данное отступление предусматривается Конституцией РФ, нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными закона-ми, во-вторых, иммунитет характеризует специальный статус лица, а не носит персонифицированный характер, и, в-третьих, установление иммунитета служит публичным интересам, обеспечивает возможность выполнять указанными лицами надлежащим образом свои обязанности [7, с. 38–39].
Дементьев И. Д. высказывает мысль, что уголовно-процессуальный иммунитет следует отграничивать от других исключений, схожих с них. К ним он относит производство по делам несовершеннолетних и применение принудительных мер медицинского характера. Главным отличием И. Д. Дементьев называет то, что «исключительные производства либо связаны с психофизиологическими особенностями человека (несовершеннолетних, душевнобольных), либо требуют ускоренного, упрощенного судопроизводства в случаях совершения малозначительных преступлений». В то время как иммунитет «имеет место тогда, когда исключения из общего порядка уголовного судопроизводства не вытекают из рассмотренных обстоятельств и не зависят от психофизиологических аспектов личности» [4, с. 13–14].
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение уголовно-процессуальному иммунитету. Иммунитет в уголовном процессе — это самостоятельный правовой институт, представляющий собой совокупность процессуальных норм, связанных с установлением определенных изъятий из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц, указанных в законах или международных актах.
Иммунитет ни в коем случае нельзя рассматривать как препятствие для привлечения лица к установленной законом ответственности или как возможность избежать ее. Закон, практически в отношении всех категорий лиц, обладающих иммунитетом, предусматривает механизм преодоления «барьеров», препятствующих привлечению лица к уголовной ответственности, то есть, иммунитет является преодолимой преградой для применения к лицу мер, ограничивающих права личности.
Литература:
1. По делу о проверке конституционности положений пункта «в« части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 1. Ст. 78.
2. Агаев Ф. А. Иммунитеты в российском уголовном процессе: Монография / Ф. А. Агаев, В. Н. Галузо. — М.: ТЕИС, 1998. — 135 с.
3. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько, М.: Проспект, 2009. — 502 с.
4. Дементьев И. Д. К вопросу о понятии уголовно-процессуальных иммунитетов / И. Д. Дементьев // Российский следователь. — 2008. — № 10. — С. 11–14.
5. Красильников А. В. Уголовно-процессуальные привилегии отдельных категорий лиц: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / А. В. Красильников. — Академия управления МВД России. — М., 2006. — 22 с.
6. Кузнецов В. В. Юридический словарь / В. В. Кузнецов. — 2-е изд. — Ростов на Дону: Феникс, 2010. — 314 с.
7. Мельников В. Ю. Гарантии прав личности в уголовном процессе / В. Ю. Мельников // Российский судья. — 2008. — № 3. — С. 36–39.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
9. Сопельцева Н. С. Понятие правового иммунитета в российском законодательстве / Н. С. Сопельцева // Вестник Челябинского университета. Сер. 9. Право. — 2003. — № 2. — С. 22–28.
10. Сравнительное конституционное право / В. Е. Чиркин [и др.]. — М.: Манускрипт, 1996. — 729 с.
11. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2009. — 1152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иммунитет, правовая неприкосновенность, уголовно-процессуальный иммунитет, лицо, отдельная категория лиц, привилегия, Государственная Дума, латинское слово, общий порядок, Российская Федерация.
Понятие иммунитета в уголовном судопроизводстве
Положение названных нормативных правовых актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий. В свою очередь УПК впервые выделил раздел, в котором системно содержатся особенности порядка применения норм указанных выше правовых актов в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, применением мер процессуального принуждения, производства отдельных следственных действий и направления дела в суд (ст.52).
Часть 1 ст. 447 УПК перечисляет категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Этих лиц условно можно классифицировать на четыре группы:
1) представители органов исполнительной власти: Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; руководители Следственных органов МВД, ФСБ, ФСКН; Председатель Следственного комитета РФ; следователи всех следственных органов;
2) представители органов законодательной власти: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
3) представители органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;
4) иные лица, не являющиеся представителями указанных выше органов государственной власти или отнесение которых к представителям одной из ветвей власти затруднительно: Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокуроры; адвокаты; депутаты, члены выборного органа местного самоуправления; члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Виды иммунитетов
иммунитет уголовный судопроизводство процессуальный
Современные правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.
Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты подразделяются на международные, государственные и общественные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосударственные и внутригосударственные; в зависимости от их характера — на материально-правовые (например, освобождение должностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и др.) и процессуально правовые (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т. п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет, — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и иных документов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т. д.
Самая же распространенная классификация производится по субъектам, обладающим соответствующим иммунитетом. В рамках данной классификации первым идет такой вид иммунитета, как иммунитет государства. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции — принцип международного права, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства, а его имущество подвергнуто мерам принудительного характера.
Особая разновидность правового иммунитета — дипломатический иммунитет, под которым можно понимать систему особых льгот, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам. Нормы международного права, регулирующие вопросы дипломатического иммунитета, кодифицированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в других международных документах. Иммунитет дипломатического представительства заключается в неприкосновенности помещения дипломатического представительства (ст. 2 Венской конвенции). Это означает, что власти государства пребывания имеют право проникать в данное помещение только с согласия главы дипломатического представительства. К дипломатическому иммунитету относится и личная неприкосновенность дипломатического персонала. Эти лица пользуются особой защитой страны пребывания, не могут подвергаться задержанию или аресту (ст. 29), освобождаются от уголовной ответственности и т. п. В несколько меньшем объеме, чем дипломатические представители, дипломатическим иммунитетом пользуются консулы и служащие международных организаций, что определяется, в частности, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.
Новым правовым иммунитетом для России выступает президентский иммунитет. Ст.91 Конституции Российской Федерации предусматривает неприкосновенность Президента при исполнении им своих полномочий. Отрешение от должности является одним из оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ, которое может произойти только на основании обвинения главы государства в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Исходя из ст. 93 Конституции Российской Федерации, Президенту может быть предъявлено обвинение в совершении довольно узкого круга преступлений, к которым относится государственная измена и иные тяжкие преступления. Предъявление Президенту Российской Федерации обвинения в совершении преступлений, не указанных в соответствующей статье Конституции РФ, могло бы повлечь для него определенные правовые последствия, например, приостановление полномочий на какой-то срок и т.п. Руднев В. И. Иммунитеты от уголовного преследования. С. 38.
Кроме того, Конституция РФ устанавливает весьма сложный порядок привлечения к уголовной ответственности Президента РФ. По сути, президентский иммунитет является не личной привилегией гражданина, а должностным средством защиты публичных интересов.
Но так же известен иммунитет «бывшего президента». В соответствии с Указом В. В. Путина «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 31 декабря 1999 г., Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности// Правоведение. 2012. №3. С. 48. установлено, что «Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью» и «не может быть привлечен к уголовной или к административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру» и т. д. Данный Указ противоречит и Конституции РФ, и федеральному закону — действующему с 1 января 1997 г. УК РФ, в ст. 3 которого закреплено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом» (но не указами и другими подзаконными актами). Статья 4 УК устанавливает, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Только федеральным законом, но ни в коей мере не указами определяется и освобождение от уголовной ответственности (ст. 2, 3, 5, 13, 14 и др. УПК), а назначение наказания и освобождение от него производится согласно ст. 118 Конституции РФ только судом. Руднев В. И. Иммунитеты от уголовного преследования.
Так же выделяется депутатский иммунитет, который может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии законности применения к депутатам мер государственного (процессуального) принуждения. Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности// Правоведение. 2012. №3. С. 48. В соответствии со ст. 98 Конституции РФ «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей». Эта норма несколько расширена Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г., и составляет огромные трудности для привлечения депутатов к уголовной ответственности. Это обстоятельство выступает одним из привлекательных моментов для проникновения в депутатский корпус преступных лиц. Так, в Саратовской области на депутатское место стал претендовать некто П. А. Федулев, который к моменту «хождения во власть» уже был в федеральном розыске. Козлова Н. Депутатская крыша от правосудия // Российская газета. 2011..; Резниченко В. Преступники прячутся в парламенте. Бразильские народные избранники обсудят вопрос о собственной неприкосновенности // Независимая газета. 2009. 27 марта.
Значительно шире иммунитет у судей. Согласно ст. 16 Федерального закона «О статусе судей Российской Федерации» Мирошник С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве. С. 15. личность судьи неприкосновенна. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Выделяют также иммунитет Уполномоченного по правам человека в РФ, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, свидетельский иммунитет, иммунитет общественных представителей и т. п.
Свидетельский иммунитет — право лица не свидетельствовать о чем-либо (о ком-либо). Свидетельский иммунитет получил развитие в связи с принятием законов, направленных на обеспечение гарантий прав личности, включает в себя следующие положения: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом (ч.1 ст.51 Конституции); адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи (ч.3 ст.16 Положения об адвокатуре); тайна исповеди охраняется законом, священнослужитель не может допрашиваться или давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали известными из исповеди гражданина (ч.2 ст.13 Закона о свободе вероисповедания); депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей (ст.19 Закона о статусе депутата); придание гласности сведений о лицах, внедренных в преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (чч.1 и 2 ст.12 Закона об ОРД). Наряду с этим, существует ряд сведений, составляющих тайну (банковскую, медицинскую, нотариальную и др.), разглашение которых возможно только по требованию органов предварительного расследования или суда. С.и. необходимо отличать от положений закона, запрещающих допрашивать в качестве свидетелей определенную категорию лиц (ч.2 ст.72 УПК). Воспользоваться или не воспользоваться. Следственный иммунитет — право лица, тогда, как субъекты, перечисленные в ст.72 УПК, не могут быть допрошены ни при каких обстоятельствах.