Действие уголовного закона по кругу лиц дипломатический иммунитет
Общая характеристика дипломатического иммунитета в уголовном праве
В основе формирования и развития международных, надгосударственных отношений и форм взаимодействия положен ряд основополагающих принципов, выступающих в качестве своеобразного фундамента правового регулирования отношений в соответствующей сфере. Одним из древнейших принципов международного права выступает принцип дипломатического иммунитета:
Определение 1
Дипломатический иммунитет в уголовном праве – важнейший принцип надгосударственного взаимодействия, предполагающий то, что должностные лица, представляющие интересы государства на иностранной территории не подпадают под юрисдикцию местных судов, правоохранительных и иных органов государственной власти.
Значение дипломатического иммунитета в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить возможность исполнения дипломатами должностных обязанностей, в условиях отсутствия опасений за личную свободу и безопасность, в связи с осуществляемой ими деятельностью. С этим, в том числе связано то, что дипломатический иммунитет на предназначен для личного использования, а выступает способом обеспечения исполнения служебных обязанностей дипломатическими работниками.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основным источником правового регулирования вопросов, связанных с установлением и обеспечением дипломатического иммунитета, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования выступает Венская конвенция «о дипломатических сношениях» 1961 года, участниками которой, в настоящее время выступает 190 государств мирового сообщества. Таким образом, названная конвенция является авторитетным источником правового регулирования дипломатических отношений, реализация положений которого обеспечивается, помимо прочего, решениями Международных судебных органов.
Так, в соответствии с нормой ст. 31.1 вышеуказанной Венской конвенции, дипломатический агент полностью защищен от уголовной юрисдикции принимающего государства.
Правовая природа дипломатических иммунитетов в уголовном праве
В юридической науке всегда уделялось внимание анализу многовековой практики предоставления различных привилегий и иммунитетов посланникам иностранных государств. В этой связи, сформулировано несколько точек зрения относительно того какова действительная правовая природа дипломатических иммунитетов:
- Первая группа исследователей связывается установление дипломатических иммунитетов с действием принципа экстерриториальности, в соответствии с которым, территория дипломатического представителя в юридическом значении как бы находится на территории представляемого государства, следовательно, на соответствующую территорию и должностных лиц распространяется действие не правовой системы принимающего государства (в том числе уголовного законодательства), а национальной системы права;
- Вторая точка зрения активно поддерживалась в период расцвета абсолютных монархий, и заключалась в том, что посол является представителем монарха того государства, подданным которого он является, то есть как бы персонифицирует особу монарха на территории иностранного государства и пользуется соответствующими иммунитетами, поскольку монархи не обладают властью друг над другом;
- Представители третьей точки зрения – т.н. теории функциональной необходимости, обосновывают потребность в установлении дипломатических иммунитетов тем, что соответствующим должностным лицам (в первую очередь – главам иностранных посольств) фактически необходимо предоставление определенного количества дипломатических иммунитетов и привилегий, необходимых для обеспечения эффективного исполнения ими функций дипломатического представительства. Преимуществом данного подхода является то, что он позволяет ограничивать слишком широкие (т.е. выходящие за пределы необходимости) дипломатические привилегии, установленные в период абсолютизма и выступающие, своего рода, угрозой для внутригосударственного правопорядка и безопасности.
Замечание 1
Необходимо обратить внимание на то, что наиболее распространенной в современном международном праве, и воспринятом, в том числе в положения Венской конвенции 1961 года выступает теория функциональной необходимости дипломатических иммунитетов.
Правовое регулирование дипломатического иммунитета по уголовному законодательству РФ
Как известно, основным источников правового регулирования уголовно-правовых отношений в России выступает Уголовный кодекс РФ. Применительно к регулированию отношений, связанных с предоставлением дипломатического иммунитета УК РФ не является исключением и содержит в ч.4 ст. 11 правило о том, что вопрос об уголовной ответственности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации решается в соответствии с нормами международного права. В свою очередь, в международном праве, в том числе в Венской Конвенции 1961 г. предусмотрено предоставление соответствующих уголовно-правовых иммунитетов:
- Главам диппредставительств;
- Советникам, атташе и их помощникам;
- Торговым представителям и их заместителям;
- и т.д.
Замечание 2
При этом круг соответствующих лиц может быть расширен по соглашению между отдельными государствами.
Кроме того, соответствующие привилегии предоставляются членам семей указанных выше лиц (не являющихся гражданами РФ) и проживающим с ними совместно.
Временные пределы действия дипломатических иммунитетов в области уголовного права также урегулированы положениям Венской Конвенции. Так, момент начала действия дипломатического иммунитета связан с моментом вступления соответствующего лица на территорию государства пребывания, а при нахождении на соответствующей территории – с момента сообщения о его назначении уполномоченному министерству (чаще всего – министерству иностранных дел).
Время прекращения действия соответствующего иммунитета определяется по общему правилу как момент оставления лицом страны пребывания.
Принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона в пространстве. Это касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.11 УК РФ: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» Ч. 4 ст. 11 УК РФ.- М.: Издательство «Омега-Л», 2010.-с.5
К нормам международного права в соответствии с которыми разрешаются вопросы об уголовной ответственности дипломатических представителей относится: Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.
В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят: глава дипломатического представительства, советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.
Ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных организаций.
Дипломатический иммунитет не является абсолютным. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от него может отказаться аккредитирующее государство (но не само лицо), что делает возможным применение уголовного закона места совершения преступления. В случае сохранения иммунитета государство пребывания вправе объявить дипломатического представителя persona non grata и предложить ему покинуть территорию. К тому же иммунитет дипломатического агента не освобождает его от юрисдикции аккредитирующего государства. По возвращении в случае совершения общеуголовного преступления он подлежит уголовной ответственности по закону аккредитирующего государства. Уголовное право: Общая часть. Учебник/ В. Т. Гайков и др. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г.-с.50
В ч.1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Следовательно они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без отмены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов РФ и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов РФ в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.
Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое, например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. — по закону Законодательного Собрания Тамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ, предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознания привлекать депутатов законодательных органов власти субъектов РФ к ответственности на общих основаниях.
Правом неприкосновенности также пользуются судьи в соответствии с ч. 1 ст. 122 Конституции РФ. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. этот порядок сложен и требует больших затрат времени.
Анализ ст. ст. 11-13 УК РФ позволяет сделать вывод, что уголовная юрисдикция РФ во многом обусловлена особенностями государственно-правового статуса физических лиц, совершивших преступление. Законодатель в этой связи различает три категории таких лиц:
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
Граждане Российской Федерации
Уголовная юрисдикция РФ в отношении российских граждан реализуется путем применения:
- принципа действия уголовного закона в пространстве (при совершении преступления на территории РФ);
- принципа гражданства (при совершении его за границей).
Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами отдельные категории граждан РФ в силу занимаемого ими особого должностного положения обладают неприкосновенностью, без преодоления либо отмены которой они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. К ним, в частности, относятся Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи и др.
Иностранные граждане
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».
Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 33 Закона от 21 июня 2002 г. устанавливает, что «иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Выделяются три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако по общему правилу это никак не отражается на объеме уголовной юрисдикции РФ в отношении каждого из них. Все они несут уголовную ответственность на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве:
- территориального (при совершении преступления на территории РФ);
- реального либо универсального (при совершении преступления за пределами РФ).
Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ (ч. 4 ст. 11 УК). К ним относятся прежде всего дипломатические представители иностранных государств:
- главы дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители, их заместители;
- военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;
- первые, вторые и третьи секретари атташе и секретари-архивисты, а также члены семей дипломатического персонала представительств, если они совместно проживают с указанными лицами и не являются российскими гражданами.
В этот же перечень включаются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, должностные лица международных организаций и т.д.
К иным лицам, обладающим иммунитетом, относятся консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры и т.д. Их иммунитет ограничен, так как распространяется только на служебную деятельность.
Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом при совершении этими лицами преступления на территории РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Перечисленные лица объявляются персонами «non grata» (незаслуживающими доверия) и высылаются за пределы РФ, что в принципе не исключает возможности их привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, аккредитующее государство может отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц, что дает основание для привлечения их к ответственности по уголовному закону страны пребывания (места совершения преступления).
Лица без гражданства (апатриды)
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. «Безгражданство» может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. По Конституции РФ лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Уголовный закон (ч.ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ) различает две категории лиц без гражданства:
- постоянно проживающие на территории РФ;
- не проживающие постоянно на территории РФ.
К первой категории принято относить тех, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим право лица без гражданства на постоянное проживание в РФ и удостоверяющим его личность, служит вид на жительство.
С точки зрения уголовной юрисдикции РФ такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они подпадают под действие УК РФ по территориальному принципу (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо по принципу гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы).
Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ все же есть применительно к институту экстрадиции. Согласно ст. 13 УК РФ в случае совершения преступления за пределами Российской Федерации граждане РФ не подлежат выдаче (ч. 1), тогда как лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания (ч. 2). Вторая категория рассматриваемых лиц включает апатридов, которые проживают в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим их право временно проживать в РФ до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципа действия уголовного закона в пространстве.
Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ.
В плане уголовной юрисдикции РФ с учетом конкретной ситуации:
- бипатриды приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам;
- беженцы — к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ;
- вынужденные переселенцы — к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ;
- лица, получившие политическое убежище в РФ, — к гражданам РФ.
В ч. 4 ст. 11 УК РФ установлено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, в случае совершениями этими лицами преступления на территории Российской Федерации подлежат уголовной ответственности в соответствии с нормами международного права. Таким образом, в законе закреплен принцип дипломатической неприкосновенности. Сущность данного принципа заключается в том, лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия либо согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть следственным действиям. По мнению некоторых авторов: принцип дипломатического иммунитета «не устраняет противоправности и наказуемости деяния, а лишь устанавливает особый порядок реализации уголовной ответственности. Поэтому, строго говоря, дипломатический иммунитет носит уголовно-процессуальный, а не уголовно-правовой характер» Уголовное право России. Общая часть / под ред. А.И. Рагога. — 3-е изд., с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2009. С. 38.. Данная точка зрения отчасти представляется верной, потому что нормами международного права предусмотрено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление совершенное в этом мете. Как правило, такие лица объявляются персонами «persona non grata» и обязываются покинуть государство. Однако возможно, что аккредитующее государство может отказаться от дипломатического иммунитета. В таком случае виновный привлекается к уголовной ответственности по законам места совершения преступления. Таким образом, данные норма содержат помимо материальных положений также и процессуальные.
В соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.Венская конвенция о дипломатических cношениях от 18 апреля 1961 года. // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Венская_конвенция_о_дипломатических_сношениях (дата обращения 3.04.2012 г.), международной Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_persons.shtml (дата обращения 3.04.2012 г.). и др., имеется перечень лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников, поверенных в дела, советников, торговых представителей и их заместители, военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и помощники, первые, вторые, третьи секретари, а также члены семей перечисленных лиц, которые проживают с ними и не являются российскими гражданами. Консульские должностные лица имеют ограниченную неприкосновенность только в пределах их служебных полномочий Уголовное право России. Общая часть / под ред. А.И. Рагога. — 3-е изд., с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2009. С. 40.. Однако в соответствии с межгосударственными договорами на них и на их административно-технический персонал может распространяться полный дипломатический иммунитет.
На условиях паритетности и взаимности дипломатическая неподсудность распространяется также на глав государств, членов парламента и правительства, на других сотрудников международных делегаций и членов их семей на основании международных договоров.
Иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения, возложенных на дипломатические, консульские представительства, официальные делегации государств функции. Дипломатический иммунитет нельзя использовать в целях несовместимых с функциями дипломатических представительств. К лицам, злоупотребляющие правом неприкосновенности применяются ранее указанные санкции.
Таким образом, принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона Российской Федерации для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории России. Принцип дипломатической неприкосновенности не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся данным иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания.