Действие уголовного закона в отношении лиц пользующихся правом дипломатического иммунитета
Общая характеристика дипломатического иммунитета в уголовном праве
В основе формирования и развития международных, надгосударственных отношений и форм взаимодействия положен ряд основополагающих принципов, выступающих в качестве своеобразного фундамента правового регулирования отношений в соответствующей сфере. Одним из древнейших принципов международного права выступает принцип дипломатического иммунитета:
Определение 1
Дипломатический иммунитет в уголовном праве – важнейший принцип надгосударственного взаимодействия, предполагающий то, что должностные лица, представляющие интересы государства на иностранной территории не подпадают под юрисдикцию местных судов, правоохранительных и иных органов государственной власти.
Значение дипломатического иммунитета в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить возможность исполнения дипломатами должностных обязанностей, в условиях отсутствия опасений за личную свободу и безопасность, в связи с осуществляемой ими деятельностью. С этим, в том числе связано то, что дипломатический иммунитет на предназначен для личного использования, а выступает способом обеспечения исполнения служебных обязанностей дипломатическими работниками.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основным источником правового регулирования вопросов, связанных с установлением и обеспечением дипломатического иммунитета, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования выступает Венская конвенция «о дипломатических сношениях» 1961 года, участниками которой, в настоящее время выступает 190 государств мирового сообщества. Таким образом, названная конвенция является авторитетным источником правового регулирования дипломатических отношений, реализация положений которого обеспечивается, помимо прочего, решениями Международных судебных органов.
Так, в соответствии с нормой ст. 31.1 вышеуказанной Венской конвенции, дипломатический агент полностью защищен от уголовной юрисдикции принимающего государства.
Правовая природа дипломатических иммунитетов в уголовном праве
В юридической науке всегда уделялось внимание анализу многовековой практики предоставления различных привилегий и иммунитетов посланникам иностранных государств. В этой связи, сформулировано несколько точек зрения относительно того какова действительная правовая природа дипломатических иммунитетов:
- Первая группа исследователей связывается установление дипломатических иммунитетов с действием принципа экстерриториальности, в соответствии с которым, территория дипломатического представителя в юридическом значении как бы находится на территории представляемого государства, следовательно, на соответствующую территорию и должностных лиц распространяется действие не правовой системы принимающего государства (в том числе уголовного законодательства), а национальной системы права;
- Вторая точка зрения активно поддерживалась в период расцвета абсолютных монархий, и заключалась в том, что посол является представителем монарха того государства, подданным которого он является, то есть как бы персонифицирует особу монарха на территории иностранного государства и пользуется соответствующими иммунитетами, поскольку монархи не обладают властью друг над другом;
- Представители третьей точки зрения – т.н. теории функциональной необходимости, обосновывают потребность в установлении дипломатических иммунитетов тем, что соответствующим должностным лицам (в первую очередь – главам иностранных посольств) фактически необходимо предоставление определенного количества дипломатических иммунитетов и привилегий, необходимых для обеспечения эффективного исполнения ими функций дипломатического представительства. Преимуществом данного подхода является то, что он позволяет ограничивать слишком широкие (т.е. выходящие за пределы необходимости) дипломатические привилегии, установленные в период абсолютизма и выступающие, своего рода, угрозой для внутригосударственного правопорядка и безопасности.
Замечание 1
Необходимо обратить внимание на то, что наиболее распространенной в современном международном праве, и воспринятом, в том числе в положения Венской конвенции 1961 года выступает теория функциональной необходимости дипломатических иммунитетов.
Правовое регулирование дипломатического иммунитета по уголовному законодательству РФ
Как известно, основным источников правового регулирования уголовно-правовых отношений в России выступает Уголовный кодекс РФ. Применительно к регулированию отношений, связанных с предоставлением дипломатического иммунитета УК РФ не является исключением и содержит в ч.4 ст. 11 правило о том, что вопрос об уголовной ответственности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации решается в соответствии с нормами международного права. В свою очередь, в международном праве, в том числе в Венской Конвенции 1961 г. предусмотрено предоставление соответствующих уголовно-правовых иммунитетов:
- Главам диппредставительств;
- Советникам, атташе и их помощникам;
- Торговым представителям и их заместителям;
- и т.д.
Замечание 2
При этом круг соответствующих лиц может быть расширен по соглашению между отдельными государствами.
Кроме того, соответствующие привилегии предоставляются членам семей указанных выше лиц (не являющихся гражданами РФ) и проживающим с ними совместно.
Временные пределы действия дипломатических иммунитетов в области уголовного права также урегулированы положениям Венской Конвенции. Так, момент начала действия дипломатического иммунитета связан с моментом вступления соответствующего лица на территорию государства пребывания, а при нахождении на соответствующей территории – с момента сообщения о его назначении уполномоченному министерству (чаще всего – министерству иностранных дел).
Время прекращения действия соответствующего иммунитета определяется по общему правилу как момент оставления лицом страны пребывания.
Принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона в пространстве. Это касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.11 УК РФ: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» Ч. 4 ст. 11 УК РФ.- М.: Издательство «Омега-Л», 2010.-с.5
К нормам международного права в соответствии с которыми разрешаются вопросы об уголовной ответственности дипломатических представителей относится: Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.
В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят: глава дипломатического представительства, советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.
Ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных организаций.
Дипломатический иммунитет не является абсолютным. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от него может отказаться аккредитирующее государство (но не само лицо), что делает возможным применение уголовного закона места совершения преступления. В случае сохранения иммунитета государство пребывания вправе объявить дипломатического представителя persona non grata и предложить ему покинуть территорию. К тому же иммунитет дипломатического агента не освобождает его от юрисдикции аккредитирующего государства. По возвращении в случае совершения общеуголовного преступления он подлежит уголовной ответственности по закону аккредитирующего государства. Уголовное право: Общая часть. Учебник/ В. Т. Гайков и др. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г.-с.50
В ч.1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Следовательно они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без отмены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов РФ и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов РФ в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.
Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое, например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. — по закону Законодательного Собрания Тамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ, предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознания привлекать депутатов законодательных органов власти субъектов РФ к ответственности на общих основаниях.
Правом неприкосновенности также пользуются судьи в соответствии с ч. 1 ст. 122 Конституции РФ. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. этот порядок сложен и требует больших затрат времени.
Äåéñòâèå óãîëîâíîãî çàêîíà â ïðîñòðàíñòâå — ñòðàíèöà 4
Ïåðå÷åíü ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ äèïëîìàòè÷åñêèì èììóíèòåòîì îò óãîëîâíîé þðèñäèêöèè, çàêðåïëåí ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûìè àêòàìè: Âåíñêîé êîíâåíöèåé î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ îò 18 àïðåëÿ 1961 ã., Âåíñêîé êîíâåíöèåé î êîíñóëüñêèõ ñíîøåíèÿõ îò 24 àïðåëÿ 1963 ã., Âåíñêîé êîíâåíöèåé î ïðåäñòàâèòåëüñòâå ãîñóäàðñòâ â èõ îòíîøåíèÿõ ñ ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè óíèâåðñàëüíîãî õàðàêòåðà îò 14 ìàðòà 1975 ã., Êîíâåíöèåé î ïðèâèëåãèÿõ è èììóíèòåòàõ Îáúåäèíåííûõ íàöèé îò 13 ôåâðàëÿ 1946 ã., Êîíâåíöèåé î ïðèâèëåãèÿõ è èììóíèòåòàõ ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ó÷ðåæäåíèé îò 21 íîÿáðÿ 1947 ã., à òàêæå äâóñòîðîííèìè êîíñóëüñêèìè êîíâåíöèÿìè Ðîññèè ñ çàðóáåæíûìè ñòðàíàìè.
 ðîññèéñêîì íàöèîíàëüíîì çàêîíîäàòåëüñòâå êàòåãîðèè ýòèõ ëèö óêàçàíû â Ïîëîæåíèè î äèïëîìàòè÷åñêèõ è êîíñóëüñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâàõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ íà òåððèòîðèè ÑÑÑÐ îò 23 ìàÿ 1966 ã.
Ïîñòàíîâëåíèå Ïëåíóìà Âåðõîâíîãî Ñóäà ÐÔ «Î ïðèìåíåíèè ñóäàìè îáùåé þðèñäèêöèè îáùåïðèçíàííûõ ïðèíöèïîâ è íîðì ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà» îòìå÷àåò, ÷òî «â êðóã ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ èììóíèòåòîì, âõîäÿò, íàïðèìåð, ãëàâû äèïëîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâ, ÷ëåíû ïðàâèòåëüñòâ, èìåþùèå äèïëîìàòè÷åñêèé ðàíã, ÷ëåíû èõ ñåìåé, åñëè ïîñëåäíèå íå ÿâëÿþòñÿ ãðàæäàíàìè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ.
Ê èíûì ëèöàì, ïîëüçóþùèìñÿ èììóíèòåòîì, îòíîñÿòñÿ, â ÷àñòíîñòè, ãëàâû ãîñóäàðñòâ, ïðàâèòåëüñòâ, ãëàâû âíåøíåïîëèòè÷åñêèõ âåäîìñòâ ãîñóäàðñòâ, ÷ëåíû ïåðñîíàëà äèïëîìàòè÷åñêîãî ïðåäñòàâèòåëüñòâà, îñóùåñòâëÿþùèå àäìèíèñòðàòèâíî-òåõíè÷åñêîå îáñëóæèâàíèå ïðåäñòàâèòåëüñòâà, ÷ëåíû èõ ñåìåé, ïðîæèâàþùèå ñîâìåñòíî ñ óêàçàííûìè ëèöàìè, åñëè îíè íå ÿâëÿþòñÿ ãðàæäàíàìè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ èëè íå ïðîæèâàþò â íåì ïîñòîÿííî, à òàêæå äðóãèå ëèöà, êîòîðûå ïîëüçóþòñÿ èììóíèòåòîì ñîãëàñíî îáùåïðèçíàííûì ïðèíöèïàì è íîðìàì ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà è ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè».
Ê ÷èñëó òàêîâûõ, â ÷àñòíîñòè, îòíîñÿòñÿ: ãëàâû äèïëîìàòè÷åñêèõ ìèññèé (ïîñëû, ïîâåðåííûå â äåëàõ, âðåìåííûå ïîâåðåííûå â äåëàõ), äèïëîìàòè÷åñêèå àãåíòû, ïîñëàííèêè, ñîâåòíèêè, ïåðâûå, âòîðûå è òðåòüè ñåêðåòàðè, àòòàøå, òîðãîâûå ïðåäñòàâèòåëè, êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà è ò.ä. Äèïëîìàòè÷åñêèå èììóíèòåòû, â òîì ÷èñëå ëè÷íàÿ íåïðèêîñíîâåííîñòü, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ òàêæå íà ÷ëåíîâ ñåìåé äèïëîìàòè÷åñêèõ ñîòðóäíèêîâ.
Àäìèíèñòðàòèâíî-òåõíè÷åñêèé ïåðñîíàë äèïëîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâ îáëàäàåò ïðàêòè÷åñêè òåìè æå ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, ñ òîé ëèøü ðàçíèöåé, ÷òî èììóíèòåò, â òîì ÷èñëå óãîëîâíî-ïðàâîâîé, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ëèøü íà ïðåñòóïëåíèÿ, ñîâåðøåííûå èìè â ñâÿçè ñ èñïîëíåíèåì ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé.
Äèïëîìàòè÷åñêèé èììóíèòåò îò óãîëîâíîé þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ìåñòà ïðåáûâàíèÿ îçíà÷àåò, ÷òî ëèöà, ïîëüçóþùèåñÿ òàêèìè èììóíèòåòàìè è ñîâåðøèâøèå ïðåñòóïëåíèå íà òåððèòîðèè, íå ïîäëåæàò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ñòðàíû ìåñòà ïðåáûâàíèÿ. Óêàçàííûå ëèöà îáû÷íî îáúÿâëÿþòñÿ ïåðñîíàìè «íîí ãðàòà» (íåæåëàòåëüíûìè ëèöàìè) è âûñûëàþòñÿ çà ïðåäåëû ñòðàíû ïðåáûâàíèÿ.
Îäíàêî èììóíèòåò äèïëîìàòè÷åñêèõ àãåíòîâ è äðóãèõ ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ äèïëîìàòè÷åñêèìè èììóíèòåòàìè îò þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ìåñòà ïðåáûâàíèÿ, íå îñâîáîæäàåò èõ îò þðèñäèêöèè àêêðåäèòóþùåãî ãîñóäàðñòâà. Ïîòîìó äèïëîìàò, ñîâåðøèâøèé ïðåñòóïëåíèå íà òåððèòîðèè Ðîññèè, íå ìîæåò áûòü ïðèâëå÷åí ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî ÓÊ ÐÔ, íî ìîæåò íåñòè óãîëîâíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïî óãîëîâíûì çàêîíàì òîãî ãîñóäàðñòâà, êîòîðîå îí ïðåäñòàâëÿë â Ðîññèè.
Êðîìå òîãî, ñîãëàñíî ñò. 32 Âåíñêîé êîíâåíöèè î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ, àêêðåäèòóþùåå ãîñóäàðñòâî ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò èììóíèòåòà îò þðèñäèêöèè äèïëîìàòè÷åñêèõ àãåíòîâ è ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ èììóíèòåòîì.  ýòîì ñëó÷àå óêàçàííûå ëèöà ìîãóò áûòü ïðèâëå÷åíû ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ñòðàíû ïðåáûâàíèÿ è ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ.
Òåððèòîðèàëüíûé ïðèíöèï äåéñòâèÿ óãîëîâíîãî çàêîíà â ïðîñòðàíñòâå ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì, íî íå åäèíñòâåííûì. Íàðÿäó ñ íèì âûäåëÿåòñÿ ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà.  ðóññêîì óãîëîâíîì ïðàâå äàííûé ïðèíöèï èìåíîâàëñÿ ïðèíöèïîì ëè÷íîãî ïîä÷èíåíèÿ, ñóòü êîòîðîãî ñîñòîÿëà â òîì, ÷òî íà êàêîé áû òåððèòîðèè ïîääàííûé ãîñóäàðñòâà íè ñîâåðøèë ïðåñòóïëåíèå, îí äîëæåí íåñòè çà íåãî óãîëîâíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïî çàêîíàì ñâîåé ñòðàíû.
 äåéñòâóþùåì óãîëîâíîì çàêîíîäàòåëüñòâå ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà çàêðåïëåí â ÷. 1 ñò. 12 ÓÊ: «Ãðàæäàíå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ïîñòîÿííî ïðîæèâàþùèå â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ëèöà áåç ãðàæäàíñòâà, ñîâåðøèâøèå âíå ïðåäåëîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïðåñòóïëåíèå ïðîòèâ èíòåðåñîâ, îõðàíÿåìûõ íàñòîÿùèì Êîäåêñîì, ïîäëåæàò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñ íàñòîÿùèì Êîäåêñîì, åñëè â îòíîøåíèè ýòèõ ëèö ïî äàííîìó ïðåñòóïëåíèþ íå èìååòñÿ ðåøåíèÿ ñóäà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà».
Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ðåäàêöèÿ äàííîé íîðìû â ÓÊ ÐÔ 1996 ã., â îòëè÷èå îò ðàíåå äåéñòâîâàâøåãî çàêîíîäàòåëüñòâà, ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóåò Êîíñòèòóöèè ÐÔ è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûì îáÿçàòåëüñòâàì Ðîññèè.
Ãðàæäàíå ÐÔ, à òàêæå ïîñòîÿííî ïðîæèâàþùèå íà åå òåððèòîðèè ëèöà áåç ãðàæäàíñòâà îáÿçàíû ñîáëþäàòü çàêîíû Ðîññèè, ãäå áû îíè íè íàõîäèëèñü, â òîì ÷èñëå çà ïðåäåëàìè Ðîññèè. Ãðàæäàíå ÐÔ, íàõîäÿùèåñÿ çà ïðåäåëàìè åå ãðàíèö, ïîëüçóþòñÿ çàùèòîé è ïîêðîâèòåëüñòâîì ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâà, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû, íåñóò îòâåòñòâåííîñòü çà ïðàâîíàðóøåíèÿ, ñîâåðøåííûå çà ãðàíèöåé, òàêæå ïî çàêîíàì Ðîññèè. Îäíàêî íà îñíîâå òåððèòîðèàëüíîãî ïðèíöèïà ãîñóäàðñòâî, íà òåððèòîðèè êîòîðîãî áûëî ñîâåðøåíî ïðåñòóïëåíèå, òàêæå èìååò ïðàâî ïðèâëå÷ü äàííîå ëèöî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ.
Ïîòîìó ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà ïðèìåíÿåòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïî êàêèì-ëèáî ïðè÷èíàì íå ïðèìåíÿåòñÿ ïðèíöèï òåððèòîðèè, ò.å. ëèöî íå áûëî ïðèâëå÷åíî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè â òîì ãîñóäàðñòâå, íà ÷üåé òåððèòîðèè îíî ñîâåðøèëî ïðåñòóïëåíèå.
 ÓÊ ÐÔ èñïîëüçóåòñÿ íåñêîëüêî èíàÿ ôîðìóëèðîâêà: «…åñëè â îòíîøåíèè ýòèõ ëèö ïî äàííîìó ïðåñòóïëåíèþ íå èìååòñÿ ðåøåíèÿ ñóäà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà», îäíàêî áîëåå ïðàâèëüíî áûëî áû èñïîëüçîâàòü òåðìèí «ïðèâëå÷åíèå ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè», ïîñêîëüêó óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü íå îáÿçàòåëüíî ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ îñóæäåíèåì çà ñîâåðøåííîå ïðåñòóïëåíèå.
 ÷àñòíîñòè, ëèöî, ñîâåðøèâøåå ïðåñòóïëåíèå, ìîæåò áûòü îñâîáîæäåíî îò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè èëè íàêàçàíèÿ íà çàêîííûõ îñíîâàíèÿõ, óñòàíîâëåííûõ óãîëîâíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì.
Ðåàëüíî íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ ïðèíöèïà ãðàæäàíñòâà âîçíèêàåò â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
- ëèöî ñîâåðøèëî ïðåñòóïëåíèå çà ãðàíèöåé, íî â ìîìåíò îáíàðóæåíèÿ äàííîãî ïðåñòóïëåíèÿ îðãàíàìè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ëèáî â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ ëèöà, âèíîâíîãî â ñîâåðøåíèè äàííîãî ïðåñòóïëåíèÿ, óæå íàõîäèòñÿ íà òåððèòîðèè Ðîññèè;
- ëèöî ñîâåðøèëî ïðåñòóïëåíèå çà ãðàíèöåé è áûëî âûäàíî Ðîññèè ïî åå òðåáîâàíèþ äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè è îñóæäåíèþ.
Âòîðîå óñëîâèå, ïðè êîòîðîì ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà, ñîñòîèò â òîì, ÷òî äåÿíèÿ, ñîâåðøåííûå âèíîâíûì çà ïðåäåëàìè Ðîññèè, ïðèçíàþòñÿ ïðåñòóïíûìè ïî çàêîíó Ðîññèè. Ðàíåå â ÓÊ ÐÔ ñóùåñòâîâàëà íîðìà, ñîãëàñíî êîòîðîé ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà ïðèìåíÿëñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè ñîâåðøåííîå ïðåñòóïëåíèå ÿâëÿëîñü òàêîâûì êàê ïî çàêîíîäàòåëüñòâó Ðîññèè, òàê è ïî çàêîíó ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ.
Îäíàêî Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì îò 27 èþëÿ 2006 ã. ¹ 153-ÔÇ â äàííóþ íîðìó áûëè âíåñåíû èçìåíåíèÿ. Ïîýòîìó â äàííûé ìîìåíò ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà òå äåÿíèÿ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðåñòóïíûìè ïî çàêîíîäàòåëüñòâó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Çàêîíîäàòåëüñòâî Ðîññèè ïðåäóñìàòðèâàåò âîçìîæíîñòü äâîéíîãî ãðàæäàíñòâà ãðàæäàíèíà ÐÔ.
Äâîéíîå ãðàæäàíñòâî (áèïàòðèçì) ýòî íàëè÷èå ó ãðàæäàíèíà ÐÔ ãðàæäàíñòâà (ïîääàíñòâà) èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà. Ñîãëàñíî ñò. 6 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ãðàæäàíñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» ãðàæäàíèí ÐÔ, èìåþùèé òàêæå èíîå ãðàæäàíñòâî, ðàññìàòðèâàåòñÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèåé òîëüêî êàê ãðàæäàíèí ÐÔ, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, ïðåäóñìîòðåííûõ ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì ÐÔ èëè ôåäåðàëüíûì çàêîíîì. Äâîéíîå ãðàæäàíñòâî ïîðîæäàåò ñåðüåçíûå òðóäíîñòè ïðè ðàçðåøåíèè ïðàâîâûõ êîëëèçèé. Óãîëîâíî-ïðàâîâûå èç ÷èñëà íàèáîëåå ñëîæíûõ.
Ïîëîæèì, ëèöî, ÿâëÿþùååñÿ îäíîâðåìåííî ãðàæäàíèíîì Ðîññèè è Êàçàõñòàíà, ñîâåðøàåò ïðåñòóïëåíèå íà òåððèòîðèè Óçáåêèñòàíà. Ïî êàêèì-ëèáî ïðè÷èíàì îíî íå áûëî ïðèâëå÷åíî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ ïî Óãîëîâíîìó êîäåêñó Óçáåêèñòàíà. Ðóêîâîäñòâóÿñü ïðèíöèïîì ãðàæäàíñòâà, ëèöî ìîæåò îäíîâðåìåííî áûòü ïðèâëå÷åíî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì Ðîññèè è Êàçàõñòàíà. Êàêîìó æå èç ãîñóäàðñòâ äîëæíî áûòü îòäàíî ïðåäïî÷òåíèå?
 ìåæäóíàðîäíîì ïðàâå â òàêèõ ñëó÷àÿõ èñïîëüçóåòñÿ ïðèíöèï «ýôôåêòèâíîãî ãðàæäàíñòâà», êîãäà ïðèìåíÿåòñÿ çàêîí òîãî ãîñóäàðñòâà, íà òåððèòîðèè êîòîðîãî áèïàòðèä è åãî ñåìüÿ ïîñòîÿííî ïðîæèâàþò, èìåþò ðàáîòó, æèëüå, èìóùåñòâî, ïîëüçóþòñÿ âñåìè ïîëèòè÷åñêèìè è ãðàæäàíñêèìè ïðàâàìè. Ïðèíöèïîì ýôôåêòèâíîãî ãðàæäàíñòâà íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ è ïðè ðàçðåøåíèè êîëëèçèé óãîëîâíî-ïðàâîâûõ íîðì, âîçíèêàþùèõ ïî ïðè÷èíå äâîéíîãî ãðàæäàíñòâà ëèöà, ñîâåðøèâøåãî ïðåñòóïëåíèå.
Ñòðàíèöû: 1 2 3 4 5