Действие ук по кругу лиц иммунитеты

Действие ук по кругу лиц иммунитеты thumbnail

Общее правило действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц полностью воплощено в уголовном законе.

Действие уголовного закона во времени

В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов его действия. В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии.

В зависимости от содержания уголовно-правовой нормы различают три типа действия уголовного закона во времени:

  • уголовно-правовые нормы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на события, произошедшие до вступления в юридическую силу уголовного закона;
  • уголовно-правовые нормы, устанавливающие преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеют, и их действие распространяется только на те события, которые произошли после вступления уголовного закона в юридическую силу;
  • уголовно-правовые нормы, не изменяющие правовой статус лица, совершившего преступление (не ухудшают и не улучшают его положение), вступают в действие с момента вступления уголовного закона в юридическую силу и распространяются на любые события, независимо от времени их совершения.

«Обратная сила уголовного закона» позволяет избегать злоупотреблений в применении уголовно-правовых норм. Такой порядок принят в международной практике и впервые закреплен в ст. 10 УК РФ.

Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Действие уголовного закона по кругу лиц

Уголовное право, в отличие от других отраслей права, ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Уголовная ответственность сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями.

Несмотря на то что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.

Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются за пределы Российской Федерации. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял.

Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности (импичмент) в соответствии с требованиями Конституции РФ.

Для при течения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда.

Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. Эти правила гласят, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.


Источник

Анализ ст. ст. 11-13 УК РФ позволяет сделать вывод, что уголовная юрисдикция РФ во многом обусловлена особенностями государственно-правового статуса физических лиц, совершивших преступление. Законодатель в этой связи различает три категории таких лиц:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Граждане Российской Федерации

Уголовная юрисдикция РФ в отношении российских граждан реализуется путем применения:

  • принципа действия уголовного закона в пространстве (при совершении преступления на территории РФ);
  • принципа гражданства (при совершении его за границей).

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами отдельные категории граждан РФ в силу занимаемого ими особого должностного положения обладают неприкосновенностью, без преодоления либо отмены которой они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. К ним, в частности, относятся Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи и др.

Иностранные граждане

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 33 Закона от 21 июня 2002 г. устанавливает, что «иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Выделяются три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако по общему правилу это никак не отражается на объеме уголовной юрисдикции РФ в отношении каждого из них. Все они несут уголовную ответственность на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве:

  • территориального (при совершении преступления на территории РФ);
  • реального либо универсального (при совершении преступления за пределами РФ).

Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ (ч. 4 ст. 11 УК). К ним относятся прежде всего дипломатические представители иностранных государств:

  • главы дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители, их заместители;
  • военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;
  • первые, вторые и третьи секретари атташе и секретари-архивисты, а также члены семей дипломатического персонала представительств, если они совместно проживают с указанными лицами и не являются российскими гражданами.

В этот же перечень включаются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, должностные лица международных организаций и т.д.

К иным лицам, обладающим иммунитетом, относятся консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры и т.д. Их иммунитет ограничен, так как распространяется только на служебную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом при совершении этими лицами преступления на территории РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Перечисленные лица объявляются персонами «non grata» (незаслуживающими доверия) и высылаются за пределы РФ, что в принципе не исключает возможности их привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, аккредитующее государство может отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц, что дает основание для привлечения их к ответственности по уголовному закону страны пребывания (места совершения преступления).

Лица без гражданства (апатриды)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. «Безгражданство» может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. По Конституции РФ лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Уголовный закон (ч.ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ) различает две категории лиц без гражданства:

  • постоянно проживающие на территории РФ;
  • не проживающие постоянно на территории РФ.

К первой категории принято относить тех, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим право лица без гражданства на постоянное проживание в РФ и удостоверяющим его личность, служит вид на жительство.

С точки зрения уголовной юрисдикции РФ такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они подпадают под действие УК РФ по территориальному принципу (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо по принципу гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы).

Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ все же есть применительно к институту экстрадиции. Согласно ст. 13 УК РФ в случае совершения преступления за пределами Российской Федерации граждане РФ не подлежат выдаче (ч. 1), тогда как лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания (ч. 2). Вторая категория рассматриваемых лиц включает апатридов, которые проживают в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим их право временно проживать в РФ до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципа действия уголовного закона в пространстве.

Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ.

В плане уголовной юрисдикции РФ с учетом конкретной ситуации:

  • бипатриды приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам;
  • беженцы — к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ;
  • вынужденные переселенцы — к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ;
  • лица, получившие политическое убежище в РФ, — к гражданам РФ.

Источник

Объем иммунитетов может 
варьироваться в пределах одной 
и той же видовой категории (например,
объем иммунитета дипломатического
агента и обслуживающего персонала 
посольств и миссий), а может 
практически совпадать у различных
категорий (например, дипломатических
агентов и ряда должностных лиц международных
организаций).

Иммунитет как изъятие 
из общих правил действия уголовного
закона ни в коем случае не декриминализирует 
деяния. Преступление продолжает оставаться
таковым. А особенности наступления 
уголовной ответственности выражаются
в наличии тех или иных установленных 
в законодательстве препятствий.

Последние, в свою очередь,
можно разделить на:

    • непреодолимые.

В этом случае иммунитет становится
абсолютным, то есть лицо не может быть
привлечено к уголовной ответственности
за совершенное преступление ни при каких
условиях (например, в случае совершения
Президентом РФ преступлений небольшой
и средней тяжести);

    • преодолимые.

Здесь иммунитет является относительным
и лицо, совершившее преступление, может
быть привлечено к уголовной ответственности
после преодоления указанных в законе
«барьеров» (таких иммунитетов подавляющее
большинство).

По способу законодательного
закрепления иммунитеты в уголовном 
праве можно разделить на:

  • предусмотренные в международном праве (дипломатический; персонала международных организаций; консульский; лиц, находящихся под международной защитой);
  • предусмотренные во внутригосударственном законодательстве (Президента РФ; депутатов; судей; свидетельский и ряд иных иммунитетов).

По сфере действия иммунитеты
могут быть:

  • общеуголовными (распространяются в отношении любого совершенного преступления);
  • частноуголовными (определены для тех или иных лиц при совершении определенного круга преступлений — например, свидетельский иммунитет, закрепленный в примечании к ст. 308 УК РФ).

Следует сказать, что в 
ряде случаев иммунитет определен 
непосредственно в тексте уголовного
закона. Но это касается лишь частноуголовных 
иммунитетов (примечания к ст. ст. 201,
308, 316 УК). Общеуголовные иммунитеты
(пожалуй, за исключением дипломатического
в ч. 4 ст. 11 УК) не нашли отражения 
в действующем УК.

Наличие иммунитета должно
рассматриваться как нереабилитирующее 
основание освобождения от уголовной 
ответственности. Прекращение действия
иммунитета в связи с утратой 
лицом особого юридического статуса 
означает возможность наступления 
уголовной ответственности только
при соблюдении давностного срока.
Лишь его истечение «реабилитирует»
преступление и преступника. Освобождение
от ответственности по причине наличия 
иммунитета не может, как и другие
нереабилитирующие обстоятельства,
считаться окончательным решением,
снимающим с лица все правовые
последствия содеянного. Если срок
давности истек, по общему правилу не
может иметь место и уголовное 
преследование.

Таким образом, иммунитет 
как институт уголовного права представляет
собой особый порядок действия Уголовного
закона в отношении определенных
лиц.

  1. Выдача лиц совершивших преступление

Выдача лиц, совершивших 
преступление, — это передача преступника
другому государству для судебного разбирательства
или приведения в исполнение вынесенного
приговора, осуществляемая согласно международным
договорам и национальному уголовному
и уголовно-процессуальному законодательству15.

Выдача лиц, совершивших 
преступление, осуществляется в порядке 
международного сотрудничества о правовой
помощи на основе соответствующих международных 
договоров. Отсутствие такого договора
не исключает выдачу лица иностранному
государству, а решается на основе дипломатических 
договоренностей.

Выдача (экстрадиция) возможна
только в случае совершения преступления,
а не какого-либо иного правонарушения.
Конституция России устанавливает: «Выдача
лиц, обвиняемых в совершении преступления,
а также передача осужденных для отбывания
наказания в других государствах осуществляется
на основе федерального закона или международного
договора Российской Федерации»16. Условия и порядок выдачи регламентируется
национальным (внутригосударственным)
законодательством и международными договорами17. Государство, на территории
которого оказался преступник, действует
по своему усмотрению:

  1. либо выдает требуемое лицо,
  2. либо наказывает по своим законам.

Согласно статье 61 Конституции
РФ гражданин Российской Федерации не
может быть выдан другому государству.
Это положение нашло закрепление и в уголовном
законе.

Вопрос о выдаче преступника 
возникает в случаях, когда лицо,
совершившее преступление в одной 
стране или против интересов этой
страны, либо обязанное отбывать наказание,
находится в другой стране.

Норма о выдаче иностранных 
граждан и лиц без гражданства, совершивших
преступление вне пределов Российской
Федерации и находящихся на территории
России, закрепленная в статье 13 УК РФ,
является конкурирующей по отношению
к части 3 ст. 12 УК РФ.

В связи с этим при наличии 
взаимного двустороннего договора предпочтение
следует отдавать выдаче преступника,
а не наказанию.

Исключением из международных
договоров о выдаче преступников является
право убежища. «Российская Федерация,
— декларируется в статье 63 Конституции
РФ, — предоставляет политическое убежище
иностранным гражданам и лицам без гражданства
в соответствии с общепризнанными нормами
права».

В Российской Федерации не
допускается выдача (экстрадиция) другим
государствам лиц, преследуемых за политические
убеждения, а также за действия (или 
бездействие), не признаваемые в РФ
преступлением. Выдача лиц, обвиняемых
в совершении преступления, а также 
передача осужденных для отбывания 
наказания в других государствах
осуществляются на основе федерального
закона или международного договора
Российской Федерации. В этом случае
речь идет об иностранных гражданах 
и лицах без гражданства, постоянно 
не проживающих в России и совершивших 
преступление за границей либо на территории
России. Поэтому согласно ч. 2 ст. 13 УК
иностранные граждане и лица без 
гражданства, совершившие преступление
вне пределов РФ и находящиеся 
на территории РФ, могут быть выданы
иностранному государству для привлечения 
к уголовной ответственности 
или отбывания наказания в 
соответствии с международным договором 
Российской Федерации.

Преступление считается 
совершенным на территории России в 
следующих случаях:

  1. когда преступное действие (бездействие) совершено на территории России и на ее же территории наступили общественно опасные последствия;
  2. когда преступное действие или бездействие совершено на территории России, а преступное последствие наступило за границей;
  3. когда преступное действие или бездействие лицом совершено за границей, а преступный результат наступил на территории России.

Правильное решение вопроса 
о месте совершения преступления
имеет важное практическое значение
не только для определения территории
государства, где оно было учинено,
но и для установления территориальной 
подследственности и подсудности 
уголовного дела о совершенном преступлении.
Особый интерес имеет вопрос о 
месте совершения длящихся и продолжаемых
преступлений, а также преступлений,
при которых преступное действие
(бездействие) совершено в одном 
месте, а преступное последствие 
наступило в другом. При длящемся
и продолжаемом преступлении местом
его совершения признается та географическая
точка, где пресечено (прекращено) данное
деяние или совершен последний акт 
продолжаемого деяния. Когда преступное
действие учинено в одном месте,
а последствие его наступило 
в другом месте, то местом совершения
преступления следует считать ту
географическую точку, где учинено 
само действие (или бездействие).

Более подробно вопросы выдачи
преступников в настоящее время 
регулируются международными многостронними
и двухсторонними соглашениями, а 
также Уголовно-процессуальными 
кодексами и специальными законами
об экстрадиции.

Выдача лица, совершившего
преступление, может быть произведена 
в случаях:

1) если уголовный закон 
предусматривает за совершение 
этих деяний наказание в виде 
лишения свободы на срок свыше 
одного года или более тяжкое 
наказание, когда выдача лица 
производится для уголовного 
преследования;

2) если лицо, в отношении 
которого направлен запрос о 
выдаче, осуждено к лишению свободы 
на срок не менее шести месяцев 
или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, 
направившее запрос, может гарантировать, 
что лицо, в отношении которого 
направлен запрос о выдаче, будет 
преследоваться только за преступление,
которое указано в запросе, 
и после окончания судебного 
разбирательства и отбытия наказания 
сможет свободно покинуть территорию 
данного государства, а также 
не будет выслано, передано 
либо выдано третьему государству 
без согласия Российской Федерации.

Выдача преступника осуществляется
на основе национального законодательства
и международных договоров и требует соблюдения
ряда условий.

Так, в соответствии с 
российским уголовно-процессуальным законодательством 
выдача лица, совершившего преступление,
осуществляется на основе взаимности.
Это означает, что в соответствии
с заверениями иностранного государства,
направившего запрос о выдаче, можно 
ожидать, что в аналогичной ситуации
по запросу Российской Федерации 
будет произведена выдача.

Выдача лица не допускается,
если:

1) лицо, в отношении которого 
поступил запрос иностранного 
государства о выдаче, является 
гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого 
поступил запрос иностранного 
государства о выдаче, предоставлено 
убежище в Российской Федерации 
в связи с возможностью преследований 
в данном государстве по признаку 
расы, вероисповедания, гражданства, 
национальности, принадлежности к 
определенной социальной группе 
или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного 
в запросе лица на территории 
Российской Федерации за то 
же самое деяние вынесен вступивший 
в законную силу приговор или 
прекращено производство по уголовному 
делу;

4) в соответствии с 
законодательством Российской Федерации 
уголовное дело не может быть 
возбуждено или приговор не 
может быть приведен в исполнение 
вследствие истечения сроков 
давности или по иному законному 
основанию;

5) имеется вступившее 
в законную силу решение суда 
Российской Федерации о наличии 
препятствий для выдачи данного 
лица в соответствии с законодательством 
и международными договорами 
Российской Федерации.

В выдаче лица может быть
также отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием 
для запроса о выдаче, не является 
по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с 
которым направлен запрос о 
выдаче, совершено на территории 
Российской Федерации или против 
интересов Российской Федерации 
за пределами ее территории;

3) за то же самое 
деяние в Российской Федерации 
осуществляется уголовное преследование 
лица, в отношении которого направлен 
запрос о выдаче;

4) уголовное преследование 
лица, в отношении которого направлен 
запрос о выдаче, возбуждается в
порядке частного обвинения.

Кроме того, в соответствии
с международными договорами, если
преступление, в связи с которым 
запрашивается выдача, наказуемо 
смертной казнью в соответствии с 
законом запрашивающей страны и 
если в отношении такого преступления
смертная казнь не предусматривается 
законом запрашиваемой страны или 
обычно не приводится в исполнение,
в выдаче может быть отказано, если
запрашивающая страна не предоставит 
таких гарантий, которые запрашиваемое 
государство считает достаточными,
о том, что смертный приговор не будет 
приведен в исполнение. В частности,
такое положение содержится в 
Европейской конвенции о выдаче
(Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала 
Россия с оговорками и замечаниями,
приведенными в Федеральном законе
от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации 
Европейской конвенции о выдаче,
дополнительного протокола и 
второго дополнительного протокола 
к ней»

Итак, выдача лиц, совершивших
преступление, представляет собой передачу
лица, совершившего преступление, другому
государству для привлечения его к уголовной
ответственности или для исполнения вынесенного
в отношении такого лица приговора суда.
Все лица, совершившие преступления на
территории России, подлежат ответственности
по УК России. Территория России определяется
ее Государственной и таможенной границей,
законодательством о континентальном
шельфе и исключительной экономической
зоне, международными договорами и традициями.
Вопрос об уголовной ответственности
дипломатических представителей иностранных
государств, которые неподсудны по уголовным
делам российским судам, разрешается дипломатическим
путем. Граждане РФ и постоянно проживающие
в России лица без гражданства за совершение
преступления за границей подлежат уголовной
ответственности по закону России, если
они не были привлечены к ответственности
и осуждены за границей. Граждане России
не подлежат выдаче другому государству
в связи с совершением преступления за
границей.

Источник