Депутатский иммунитет что это
Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.
Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.
Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.
Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».
Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.
Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».
Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.
Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.
В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.
В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.
По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:
1) трудо-правовые гарантии;
2) гарантии социального обеспечения;
3) жилищно-бытовые гарантии.
1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Открыть полный текст документа
ДЕПУТАТСКИЙ ИММУНИТЕТ – неприкосновенность депутатов парламентов и иных представительных органов государственной власти.
Д.и. выражается в установлении особого (усложненного) порядка привлечения их к административной и уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также в порядке применения к ним мер уголовно-процессуального и административно-процессуального обеспечения. Объем и процедура реализации Д.и. существенно различаются в зависимости от уровня законодательного (представительного) органа, депутатом (членом) которого является данное лицо.
Согласно ст. 98 Конституции РФ и ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ их нельзя привлечь к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты допросу, обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Д.и. распространяется также на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Из этого следует, что без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть приняты какие бы то ни было процессуальные меры в отношении указанных объектов (обыск помещения, изъятие документов, других предметов, досмотр вещей, принадлежащих парламентарию).
Вопрос о лишении личной неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, изъятии принадлежащих им предметов решается голосованием и оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. Вместе с тем закон допускает возбуждение и расследование уголовного дела, производство по делу об административном правонарушении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы без согласия палат Федерального Собрания, если совершенные ими преступление, административный проступок не связаны с осуществлением депутатских полномочий. По делам данной категории орган дознания или следователь в трехдневный срок обязан сообщить Генеральному прокурору о факте возбуждения дела против члена Федерального Собрания. В случае, когда возбужденные уголовное или административное дела связаны с осуществлением парламентарием своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающим ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Необходимо отметить, что ни одно уголовное или административное дело, предусматривающие ответственность в судебном порядке, не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления их личности.
Депутат представительного органа любого уровня, член выборного местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, выборного должностного лица, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда указанными выше выборными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Но уголовное либо административное преследование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за названные правонарушения возможно только в случае лишения их неприкосновенности в установленном законом порядке.
Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ установил особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий должностных лиц (раздел XVII, гл. 52 УПК РФ). К таким лицам отнесены, в частности, члены Совета Федерации и депутаты представительных органов государственной власти всех уровней, а также депутаты, члены выборных органов, выборные должностные лица органов местного самоуправления.
Так, возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, привлечение этих лиц в качестве обвиняемых производится председателем Следственного Комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также в отношении депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица органа местного самоуправления, а равно и привлечение этих лиц в качестве обвиняемых принимается руководителем следственного органа Следственного Комитета РФ по субъекту РФ.
После возбуждения уголовного дела либо привлечения депутата, иного выборного лица в качестве обвиняемого, следственные и иные процессуальные действия в отношении таких лиц производятся в общем порядке, за исключением решения суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или производстве обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которые осуществляются с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. После окончания предварительного расследования уголовные дела этой категории подлежат направлению в суд в соответствии с нормами УПК РФ о подсудности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 – П решения законодательного (представительного) органа по вопросам неприкосновенности депутатов, если они и приняты, не имеют преюдициального (обязательного) значения, исключающего последующую судебную проверку фактов и обоснованности сделанных выводов.
Неприкосновенность депутатов – один из основополагающих элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она имеет публично-правовой характер, призвана служить общественным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата, ограждая его от необоснованных преследований за депутатскую деятельность.
- Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 19, 20);
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 13, 14);
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 40;
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ст. 447-451;
- уставы муниципальных образований;
- постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 П и от 20 февраля 1996 г. № 5 П.
© Биктагиров Р.Т.