Депутатский иммунитет конституция рф
1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Комментарий к Статье 98 Конституции РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает одну из важнейших гарантий деятельности парламентариев — неприкосновенность (иммунитет), которая является составным элементом статуса парламентария. Неприкосновенность означает, что в течение срока полномочий парламентарии не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Помимо этого российские парламентарии не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Закрепление Конституцией норм, являющихся своеобразным изъятием из установленного ею принципа равенства прав, свобод и обязанностей граждан РФ, их равенства перед законом и судом, обусловлено необходимостью обеспечения беспрепятственного и эффективного осуществления парламентариями специальных публичных функций. Прежде всего, речь идет о функциях представительства народа в управлении делами государства, которые должны быть гарантированы государством. Однако распространение иммунитета на любые действия парламентариев было бы нарушением демократических основ государства, так как цель предоставления неприкосновенности — защита не конкретной личности, а представителя народной власти — субъекта законодательной власти. Парламентский иммунитет не личная привилегия, он служит публичным интересам. Именно такая позиция была изложена Конституционным Судом в Постановлении от 20.02.1996 N 5-П по делу о проверке конституционности положений ряда статей Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»*(1006).
Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19, ч. 1 Конституции), а с другой — нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции). При этом Суд исходил из того, что конституционные нормы устанавливают лишь общие условия парламентской неприкосновенности и нуждаются в законодательной регламентации. Но Закон о статусе члена СФ и депутата ГД воспроизвел конституционные положения и установил, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности без согласия соответствующей палаты.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Конституционный Суд разъяснил, что допускается осуществление в отношении парламентария судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Неприкосновенность депутата, как гарантия деятельности парламентария, имеющего специальный публично-правовой статус, в таком случае обеспечена тем обстоятельством, что все следственные действия в отношении депутата должны осуществляться под надзором Генерального прокурора РФ. При этом если Генеральный прокурор придет к выводу о необходимости проведения личного досмотра парламентария, его задержания, ареста, допроса, обыска либо о передаче уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд, он должен внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Без согласия палаты данные меры пресечения, следственные действия и судебное разбирательство не могут иметь места.
Закон о статусе члена СФ и депутата ГД расширил конституционные случаи парламентского иммунитета.
Помимо личной неприкосновенности парламентский иммунитет включает в себя также следующие элементы: неприкосновенность занимаемых членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы служебных и личных помещений, используемых ими личных и служебных транспортных средств, средств связи, принадлежащих им документов и багажа, их переписки, а также недопустимость принуждения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы к даче свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий.
Кроме того, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями парламентарии допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Закрепление неприкосновенности депутата — распространенное явление в мировой практике. В то же время государства устанавливают различную степень парламентского иммунитета. В одних странах (например, в Германии, Италии), так же как и в России, депутатский иммунитет действует в течение всего срока полномочий парламентария. Другие страны (Япония, Франция) распространяют иммунитет только на период парламентской сессии, третьи — ограничивают неприкосновенность периодом сессии, а также определенным периодом до ее начала и завершения (в Великобритании — 40 дней, в США — время следования на сессию и обратно). Иммунитет может не действовать в случае совершения преступления (Франция) или даже нарушения общественного порядка (США).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет общий порядок лишения парламентария неприкосновенности, устанавливая, что данный вопрос решается соответствующей палатой парламента по представлению Генерального прокурора. Следует учитывать, что УПК устанавливает специальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении парламентария либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Согласно ст. 448 УПК такое решение принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Если соответствующая палата Федерального Собрания установит, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным парламентарием мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, то в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности отказывается. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
Регламенты палат Федерального Собрания конкретизируют названные процедуры в отношении парламентариев, в частности, определяя, что представления Генерального прокурора о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении него обыска, а также на привлечение к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд предварительно рассматриваются соответствующими комитетами (в Совете Федерации — Комиссией по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом по правовым и судебным вопросам; в Государственной Думе — Комиссией по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики). При решении вопроса о лишении парламентария неприкосновенности в заседании палаты парламента предусмотрено участие Генерального прокурора.
Решение Совета Федерации или Государственной Думы о лишении парламентария неприкосновенности, о согласии на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении него обыска, привлечение к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, принимается большинством от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Конституционный Суд при этом уточнил, что предусмотренные гарантии неприкосновенности парламентариев (наличие судебного решения и согласия соответствующей палаты) должны обеспечиваться при решении вопроса об избрании в отношении них любых мер пресечения и производства отдельных следственных действий. Так, в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»*(1007) Суд указал, что отсутствие в статье УПК, регламентирующей порядок применения в качестве меры пресечения в отношении отдельных категорий лиц заключения под стражу, прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы домашнего ареста не может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения такого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения.
Изучил тут текст поправок в Конституцию, и понял, что главное там совсем не то, что нам преподносят по ТВ и плакатах по всей стране. Будет очень много текста и цитат, но постарайтесь осилить. Ведь за ЭТО будущее своей страны Вы будете голосовать на референдуме.
фото из открытых источников
Вот что нам преподносят федеральные СМИ, как краткий список поправок в Конституцию:
- Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны
- Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост
- Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для чиновников
- Изменение статуса и полномочий Госсовета и усиление позиций губернаторов.
- Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата.
- Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
- Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий
- Усиление роли Конституционного суда
- Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ
- Закрепление принципов единой системы власти
Но я немного покопался там и вот что обнаружил:
То что уже известно:
Статья 81 пункт 3: убрали слово «подряд»
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
И пункт 3.1: отменили положения статьи 3 для действующего Президента (то есть «обнулили» его сроки)
Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
Дальше — больше. Читаем часть 2 статьи 82
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации
Нет никакого незнакомого слова? Что за сенаторы?
Смотрим Статью 95
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного)
и исполнительного органов государственной власти — на срок
полномочий соответствующего органа;
б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
То есть Президент, который прекратил свои полномочия досрочно или в связи с истечением срока, становится сенатором. Не напоминает Казахстан и Назарбаева?) Мало того, 30 человек, выбранных лично Президентом, также могут стать сенаторами, и из них 7 — пожизненно.Возвращаясь к предыдущей поправке, на инаугурации Президента могут присутствовать члены Конституционного суда, депутаты ГосДумы, члены Совета Федерации (представители регионов) и 30 рандомных людей, которых выбрал сам Президент.
Мало того, часть 1 статьи 98
Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
То есть те самые 30 рандомных людей, которых выбрал лично Президент, будут обладать неприкосновенностью, только если их не «застукали» на месте преступления. И 7 из них — пожизненно. И в их числе — бывший Президент (он, конечно, может добровольно отказаться от должности, но мы же все знаем).
Смотрим дальше. Статья 83 пункт а
назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;
То есть предлагает ГосДуме выбрать премьер-министра (он же глава правительства), и после ее одобрения сам же его назначает. Странная какая-то система, вам не кажется? И еще, раньше Президент не мог снимать с должности премьер-министра, он мог только самостоятельно уйти в отставку.
Статья 83 пункт б
осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
Вроде раньше это делал премьер-министр, не?
теперь так делать можно почти официально )
Далее смотрим тот же пункт
утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
То есть если Президент освободил премьер-министра от должности, то правительство не уходит в отставку вместе с ним, а переходит в руки нового ПМ, и тот в свою очередь тоже не формирует новый кабмин, а остается со старым.
Статья 83 пункт д
(Президент — прим.)назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте „д“ настоящей статьи), и освобождает их от должности;»
Что же это за министры? Читаем дальше:
назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;»
То есть всех «силовых» министров назначает лично Президент после «консультации» с СовФедом, который он же назначил. Раньше всех министров Президент назначал по представлению ПМа.
выпьем же за это!
Что же еще может Президент? Как вам такое например. Статья 111 часть 4:
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
То есть если Госдума не примет кандидатуру Президента на пост Премьер-Министра (он же Председатель Правительства) 3 раза, то Президент может распустить Думу.
Вольфовичу надо будет аккуратней с выражениями
Или вот еще про Госдуму. Статья 117 часть 3:
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
То есть если Президент не согласится с мнением ГосДумы о том,что Правительство плохо исполняет обязанности, и через 3 месяца депутаты повторно выразят недоверие, то Думу распускают. Напоминаю, что Госдуму выбираем мы с вами, а не Президент. И депутаты избираются на срок 5 лет.
Депутатов Госдумы выбираем именно мы
Ну ладно, а как же можно отправить Президента в отставку? Смотрим Статью 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
То есть для отставки Президента понадобится инициатива одной трети депутатов ГосДумы, созданная специальная комиссия, и инициатива должна быть одобрена 2/3 депутатов ГосДумы и 2/3 сенаторов (которых, я напомню, назначает Президент, и в число которых входит «по умолчанию» бывший Президент), а еще должно быть заключение Верховного Суда, что действительно Президент (даже бывший) «согрешил». А, напомню, на протяжении всего срока выдвинутого, но не подтвержденного обвинения, у Президента (и бывшего в том числе) имеется неприкосновенность. А лишить бывшего Президента-сенатора неприкосновенности может только Генеральный Прокурор (который тоже назначается Президентом).
Неприкосновенность говорите?
И еще, у бывшего Президента есть гарантии от государства, которые мы ему обеспечиваем. Аж с 2001 года. Это прописано в ФЗ № 12. В частности, там говорится о том, что бывший Президент вправе проживать на гос даче, пользоваться служебной спецсвязью, ему положена гос охрана (читай ФСО), он застрахован на сумму годового жалованья действующего Президента, он вправе бесплатно пользоваться Залами для Оф лиц и Делегаций (ЗОЛД) в аэропортах, ж/д и морских/речных вокзалах на территории РФ, ему положена пенсия в размере 75 процентов от от оклада действующего Президента. А еще ему положен аппарат помощников, и на них выделяется полтора жалованья президента ежемесячно первые 30 месяцев, и два жалованья — последующие. Им же полагается отдельное помещение для работы и проживания со спецсвязью. Правда, там же прописано про его неприкосновенность, непонятно зачем это еще в Конституции прописывать.
вот это добро и его содержание — за наш счет )
Приходите на избирательные участки на голосование по поправкам в Конституцию (когда бы его не назначили) и делайте правильный выбор! Только вы можете изменить свое будущее!
Поделитесь статьей с друзьями!