Дипломатические иммунитеты в россии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
Дипломатический иммунитет — явление международного права, предусматривающее неприкосновенность дипломатов и приравненных к ним лиц со стороны принимающей стороны.
NB! Напоминаем, что в связи с коронавирусной инфекцией, большинство стран мира запретило или ограничило въезд. О сроках снятия запретов и открытия границ — см. по ссылке, в перечне — даты по 66 странам.
Заметим, что самих россиян в туристических целях выпускать начнут не ранее июля. Пока же гражданам РФ доступен выезд за рубеж только на лечение, работу и учебу, либо к больным родственникам.
Понятие дипломатического иммунитета
Дипломатический иммунитет — обоснованное законодательством или международным соглашением изъятие его бенефициара (носителя) из юридического поля страны пребывания. Своей целью он ставит не получение выгоды лицами, им обладающим, а содействует работе дипломатических представительств или членов специальных миссий.
Для его носителя иммунитет означает фактическую неподсудность в судах и неприкосновенность для правоохранительных, фискальных, таможенных и иных государственных органов принимающей страны.
Дипломатический иммунитет может применяться как в отношении физических лиц, так и в отношении неодушевленных предметов. Помещения, имущество, корреспонденция и багаж представительств не могут быть изъяты, осмотрены представителями власти или арестованы.
История понятия и правовые основания
Дипломатический иммунитет имеет давнюю историю. Неприкосновенность посланников соседних государств соблюдалась еще в Древнем мире, но позднее это правило было утрачено. Возрождение неприкосновенности послов и членов их семей произошло лишь в Эпоху Возрождения, а окончательно она была определена в ходе установления Вестфальской системы международных отношений (XVII век).
В качестве современного правового явления иммунитет был оформлен Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.1961. Конвенция установила единообразные правила, касающиеся дипломатических отношений стран-участников, а также определила правила иммунитета, круг лиц, к которому он применяется, и порядок лишения неприкосновенности.
Венская конвенция стала главным кодифицированным актом, на основании которого были приняты другие нормативно-правовые акты — как международные соглашения, так и законы конкретных государств. Дальнейшее развитие межгосударственный иммунитет получил в Венской конвенции о консульских сношениях, которая определила права и обязанности работников консульств как более низкого по рангу звена во внешнем сношении государств.
Расширение применения иммунитета произошло благодаря Конвенции о специальных миссиях (1969 год), в котором неприкосновенность была юридически распространена и на участников временных миссий.
В отечественной правовой базе понятие дипломатического иммунитета и рамки его применения к иностранным гражданам и организациям уточнены в Уголовном и Гражданском кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях. Так как Конституцией РФ установлено первенство международного законодательства над национальным, то соответствующие кодексы подтверждают действие Венской конвенции в России.
Кто пользуется иммунитетом
Неприкосновенность гарантируется всем членам дипломатического корпуса в стране пребывания. Лица, обладающие иммунитетом, именуются дипломатическими агентами. Данный термин был введен Венской конвенцией и означает персонал дипломатического представительства от его главы и до технических сотрудников, включая членов их семей. Привлеченные к работе в посольстве граждане принимающего государства, например, охрана, не являются агентами. Исключением являются лишь почетные консулы, осуществляющие представительские функции. Они могут быть гражданами как аккредитующего государства, так и принимающей страны, и обладают ограниченным кругом привилегий.
Также дипломатический иммунитет предоставляется следующим лицам.
- Персоналу международных организаций в странах местонахождения штаб-квартир соответствующих организаций. Например, представители стран в ООН и учреждениях, действующих под ее эгидой, обладают полным набором дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Членам специальных правительственных и иных высших миссий, как правило, в зарубежных поездках. К примеру, президент РФ, отправляющийся в зарубежную поездку с официальным визитом, обладает абсолютным дипломатическим иммунитетом. В полной мере это утверждение относится и к членам-участникам визита, другим специальным посланникам и т. д.
Кроме физических лиц дипломатический иммунитет распространяется и на юридические: особый статус установлен для дипломатических представительств (посольств и консульств), а также представительств международных организаций в той или иной стране.
Виды иммунитета
Венская конвенция предусматривает 2 основных вида дипломатического иммунитета:
- Иммунитет дипломатических учреждений;
- Личный иммунитет персонала дипломатических представительств — неприкосновенность работников посольств и консульств, членов их семей, резиденции и мест проживания.
Также различается дипломатический и консульский иммунитеты. Их понятия и наполнение схожи, однако консульский иммунитет не настолько широк, как дипломатический.
Конвенция о специальных миссиях расширяет рамки применения юридического понятия: иммунитет предоставляется не только персоналу посольств и ведомств, но и членам временных и специальных миссий.
Отдельными соглашениями был оформлен дипломатический иммунитет межгосударственных организаций и их штата сотрудников, а также представителей государств в этих организациях. Высшим проявлением этого положения является иммунитет представителей стран в ООН и организациях, действующих под эгидой ООН.
Типы иммунитета
По отраслям права выделяются 3 основных типа иммунитета дипломатического лица:
- Уголовный;
- Гражданский;
- Административный.
Уголовный иммунитет означает, что лицо не может привлекаться к уголовной ответственности даже в случае совершения им преступления. Также уголовный иммунитет освобождает его обладателя от обязанности содействовать правоохранительным органам принимающей страны в расследовании преступления и в проведении уголовного суда.
Гражданский иммунитет дает его обладателю освобождение от гражданских судебных претензий. На агента нельзя подавать в суд, так как он не может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, морального вреда, уплаты неустоек, принуждения к совершению каких-либо действий и т. д.
Административный иммунитет означает освобождение его обладателя от административной ответственности со стороны государственных органов принимающей страны. К обладателям иммунитета не могут быть применены предупреждения, штрафы, административный арест, выдворение, приостановление деятельности и т. д.
Также дополнительно выделяется 2 типа привилегий: фискальная (налоговая) и таможенная. Фискальная привилегия предусматривает освобождение от уплаты налоговых сборов и пошлин. Таможенная привилегия освобождает физическое или юридическое лицо от обязанности прохождения таможенного досмотра и декларирования.
Дипломатические привилегии и иммунитеты физических лиц
Венская конвенция определяет, что дипломатические агенты обладают полным уголовным иммунитетом:
- Они не могут быть арестованы или задержаны;
- Не могут привлекаться в качестве подозреваемых в рамках расследования уголовного дела;
- Не могут быть обвиняемыми в суде;
- Вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в ходе расследования и в суде.
При согласии на дачу показаний дипломатический агент вправе отказаться от явки в компетентные органы и может свидетельствовать в удобном для себя месте. Иммунитет послов и сотрудников посольств не означает, что они полностью освобождены от уголовной ответственности — аккредитующая страна вправе осудить их в суде национальной юрисдикции за совершение преступления в стране пребывания.
Консульский иммунитет не так абсолютен в отношении уголовного судопроизводства. Сотрудник консульства может быть осужден за совершение тяжкого преступления, также он обязан являться в компетентные органы в случае вызова, может привлекаться в качестве свидетеля в суде.
Гражданский иммунитет означает освобождение дипломата от ответственности в виде гражданских исков в его отношении. Дипломат не может привлекаться к гражданской ответственности, за исключением отдельных случаев, когда он выступает в качестве частного лица. Гражданская ответственность применима в ситуациях:
- Вещных исков в отношении недвижимости;
- Исков, касающихся деятельности агента, не относящейся к его официальным функциям;
- Исков в отношении наследства, если агент выступает в качестве одной из сторон наследственного дела.
Административный иммунитет означает, что любые государственные органы и их представители принимающего государства не вправе применять властные полномочия в отношении сотрудника посольства — его жилище и личность неприкосновенны, как и личности членов его семьи. К агенту не могут быть применены меры административной ответственности: штраф, арест, лишение специальных прав, конфискация, выдворение и т. д.
Исключением из административного иммунитета являются исполнительные меры в рамках осуществления гражданского производства по искам, разрешенным в отношении дипломата. Но и в этом случае административные меры не могут посягать на основополагающие права дипломатического агента: неприкосновенность личности агента и его семьи, резиденции и жилища.
Дополнительно выделяется налоговая привилегия дипломата: с него сняты обязанности по уплате любых налогов, сборов и пошлин, за исключением следующих:
- Косвенных налогов, входящих в стоимость товара или услуги;
- Сборов, взимаемых за конкретную разновидность услуги;
- Налогов на частный доход и капиталовложения в стране пребывания;
- Налогов на недвижимое имущество, если агент владеет им как частное лицо;
- Налогов и сборов при наследовании имущества.
Таможенная привилегия предусматривает освобождение дипломатических агентов от прохождения досмотра и декларирования.
Иммунитет дипломатических представительств
Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств распространяются на любое имущество посольств и консульств. Согласно международным соглашениям, оно является собственностью аккредитурющего государства, поэтому выведено из-под юрисдикции государственных органов принимающей страны.
Иммунитет дипломатических представительств предусматривает неприкосновенность:
- Помещений;
- Любого имущества;
- Транспортных средств;
- Корреспонденции;
- Багажа;
- Архивов.
Также представительство освобождено от обязанностей по отношению к фискальным и таможенным органам страны пребывания. К числу привилегий дипломатических представительств также относятся:
- Право на беспрепятственное сношение с центральной организации и другими представительствами в стране;
- Право на вывешивание флага и размещение герба на здании;
- Протокольные привилегии.
Как получить дипломатический иммунитет
Чтобы получить дипломатический иммунитет, необходимо войти в штат зарубежного дипломатического представительства. Это достаточно долгий путь, обычно начинающийся с обучения в МГИМО по специальности «Международные отношения». Лишь став дипломатом и получив назначения в посольство или консульство России за рубежом, можно рассчитывать на использование привилегий и иммунитетов в стране пребывания.
Можно обрести ограниченный иммунитет, получив звание почетного консула, осуществляющего представительские функции. Преимущество этого звания состоит в том, что оно может быть предоставлено лицам без профессионального образования, в том числе и гражданам страны пребывания. Необходимо учитывать, что почетный консул не вправе пользоваться полноценными консульскими привилегиями. Например, он освобождается от налогообложения лишь за вознаграждение или заработную плату, полученные за выполнение своих консульских функций. Остальные налоги и сборы почетный консул обязан оплачивать в полном объеме.
Существует и другой путь обретения иммунитета — стать представителем страны в одной из международных организаций. Еще одна возможность получения дипломатического иммунитета — стать чиновником высшего ранга и отправиться в зарубежную поездку в рамках специальной миссии.
Видео: дипломатические иммунитеты и привелегии
Загрузка…