Дипломатический иммунитет дипломатических транспортных средств
Очевидно, что в современном мире обеспечить нормальное и эффективное функционирование дипломатических представительств и консульских учреждений невозможно без решения проблемы безопасности и неприкосновенности используемых ими средств передвижения. Такими средствами передвижения могут быть автомобильные, воздушные, водные и другие транспортные средства, которые принадлежат на правах собственности, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, сотрудникам представительств, консульским должностным лицам и членам их семей. В международном праве, дипломатической и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно посольству или консульству, и средствами передвижения, являющимися личной собственностью работников дипломатических представительств, консульских должностных лиц и членов их семей. Все они рассматриваются как представительские и консульские средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатических и консульских средств передвижения являются специальные номерные знаки, которые выдаются при регистрации транспортного средства в соответствующих службах страны пребывания. Причем такие номерные знаки, как правило, имеют специальные серии, что является не формальной атрибутикой, а необходимым инструментом идентификации транспортного средства, пользующегося дипломатическими или консульскими иммунитетами и привилегиями. В разных странах могут быть свои небольшие различия между такими номерными знаками, например по цвету, буквенным и цифровым обозначениям и т. п., но это не принципиально. Главное то, что транспортные средства, используемые для дипломатических и консульских функций, могут быть без труда идентифицированы. Вместе с тем в условиях роста масштабов международного терроризма и опасности покушения дипломатические и консульские работники некоторых стран, особенно опасающихся террористических атак, в целях затруднения выявления своих граждан по договоренности с властями страны пребывания иногда используют для своего транспорта стандартные местные регистрационные номера.
В Российской Федерации для дипломатических и консульских средств передвижения выделяются номерные знаки специальных серий. В отличие от стандартных белых номерных знаков они имеют красный цвет, а все буквы и цифры, имеющиеся на них, выполнены белой краской. По цифрам серии можно определить, посольству или консульству какой конкретно страны принадлежит автомобиль, так как у дипломатического представительства и консульского учреждения каждой страны имеется свой порядковый номер. Вторая группа цифр указывает на порядковый номер автомобиля в автопарке дипломатических и консульских машин этой страны. Особое значение имеет буквенное обозначение. В частности, в России, как и в большинстве стран, на номерном знаке используются буквы латинского алфавита «CD», означающие «Corps Diplomatic» (фр. «дипломатический корпус»). Либо это может быть «DC» от английского «Diplomatic Corps» или просто используется буква «D». В некоторых странах автомашины послов или глав дипломатических миссий имеют особое буквенное обозначение — «CDM» (сокращение от англ. «Chief of Diplomatic Mission»). Тем не менее немало и таких стран, где в качестве буквенного обозначения используются буквы из алфавита национального языка или иероглифы, как, например, в Китае. На официальную автомашину посла или главы дипломатической миссии, как правило, указывает порядковый номер в гараже посольства — 01 или 001. Но поскольку у посла обычно бывает как минимум два автомобиля — для официальных выездов и для обычных, повседневных поездок, то ему могут принадлежать и автомашины с порядковым номером 02 или 002. На практике, однако, данный вопрос никак не регулируется, и на деле посол или глава дипломатической миссии может для повседневных целей использовать любую автомашину из гаража своего посольства или представительства.
При этом за главой дипломатического представительства может быть закреплен и номер 03 или 003, который присваивается автомашине его супруги, если она использует отдельную машину. Для остальных автомашин дипломатического представительства и консульского учреждения используются остальные порядковые номера произвольно, хотя в некоторых странах они могут служить указателем того, насколько высокое место в дипломатическом листе посольства занимает тот или иной сотрудник.
Серия «CD», «DC» или «D» может быть присвоена и легковым, и грузовым, и грузопассажирским автомобилям, а также автобусам дипломатических представительств, консульских учреждений и международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при МИД страны пребывания. Во многих государствах такая серия присваивается всем автомашинам, в том числе находящимся в пользовании не только дипломатического, но и административно-технического персонала. В то же время в России для автомашин, используемых последней категорией сотрудников, а также обслуживающим персоналом, которые не имеют дипломатического статуса, присваивается буквенное обозначение «Т».
В соответствии с международным правом средства передвижения, которые используются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, обладают неприкосновенностью и пользуются иммунитетом от принудительных мер. Между тем данное положение следует уточнить. Дело в том, что Венские конвенции 1961 и 1963 гг. проводят некоторое различие между транспортными средствами, принадлежащими дипломатическим представительствам и консульским учреждениям. В частности, в Венской конвенции 1961 г. говорится о том, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Что касается консульских машин, то их нельзя только реквизировать.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические средства передвижения не подлежат и таможенному досмотру, тогда как средства передвижения, принадлежащие консульскому учреждению, при прохождении таможенного контроля могут быть досмотрены.
Что же касается дипломатических грузов и грузов консульских, то, если они не являются дипломатической или консульской почтой, они согласно национальному (в том числе российскому) законодательству могут быть подвергнуты таможенному досмотру независимо от способа доставки этих грузов и принадлежности транспортных средств, на которых они перемещаются через государственную границу страны пребывания. Аргументация здесь такая: дипломатические и консульские грузы не являются частью автомашин, на которых они перевозятся, пусть даже имеющих дипломатические номера, и поэтому нет препятствий для того, чтобы таможня могла осуществить досмотр этих грузов.
Таким образом, автомашины, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям и имеющие номерные знаки одной и той же специальной серии, пользуются разными иммунитетами. Повторим: дипломатические автомашины нельзя обыскивать (досматривать), нельзя реквизировать и арестовывать, нельзя применять к ним исполнительные действия. Консульские же автомашины нельзя только реквизировать, т. е. производить в отношении их принудительное отчуждение или изъятие за плату либо изъятие на временной основе. Причем это касается как имущества, принадлежащего консульским учреждениям, так и имущества, принадлежащего консульским должностным лицам и членам их семей.
В Венских конвенциях 1961 и 1963 гг. содержатся положения о том, что транспортные средства дипломатического представительства и консульского учреждения, предназначенные для целей посольства или консульства, освобождаются от всех государственных, местных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания (услуг). Конвенции предусматривают также, что государство пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех видов таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов:
- — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования представительства (консульства);
- — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования сотрудниками дипломатического представительства, работниками консульского учреждения и членами их семей.
Периодически возникают ситуации, когда посольские и консульские должностные лица и члены их семей пересекают государственную границу на автомашинах, в которых, как правило, находится их личный багаж. В связи с этим возникает вопрос: могут ли их автомашины быть досмотрены при пересечении границы? Согласно Венским конвенциям эти автомашины могут быть досмотрены. Причем данная правовая норма направлена в первую очередь против возможных злоупотреблений указанными привилегиями со стороны дипломатических и консульских работников. Вскрытие багажа и его досмотр в таких случаях являются правомерными действиями таможенных властей, однако, естественно, они могут производиться только в присутствии владельцев такого багажа или уполномоченных ими лиц. На практике тем не менее, проявляя такт и уважение к высокому статусу пересекающих границу лиц, таможенный служащий, как правило, предлагает посольскому или консульскому должностному лицу самому открыть багажник автомобиля и поднять находящиеся в нем сумки, чемоданы и другие предметы личного багажа, чтобы убедиться в том, что под ними ничего не скрывается.
В то же время в случае, когда имеются серьезные основания полагать, что в личном багаже дипломатического или консульского работника находятся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания, компетентными органами может быть произведен досмотр личного багажа. Однако такой досмотр должен быть произведен в присутствии его владельца или уполномоченного им лица, т. е. соответствующего посольского или консульского работника или члена его семьи.
Следует указать, что Венские конвенции 1961 и 1963 гг. не предусматривают обязанность государства пребывания обеспечивать специальную защиту (охрану) дипломатических и консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. Поэтому государство пребывания вправе отклонить возможные требования иностранных представительств об установлении специальных постов для охраны дипломатических и консульских автомашин. В случае кражи из автомашины каких-либо предметов или угона самой автомашины посольство или консульство должно заявить о происшествии в местные органы власти. Только после этого возникают правовые основания для проведения компетентными органами страны пребывания расследования в установленном порядке.
Средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование консульского учреждения.
Под консульскими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (автомобильные, воздушные, водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования консульским учреждениям, консульским должностным лицам и членам их семей. Следует помнить, что в международном праве и консульской практике не проводится различий между транспортными средствами самого консульского учреждения и транспортными средствами консульских должностных лиц — и те, и другие рассматриваются как консульские средства передвижения в целом.
Отличительным признаком консульских средств передвижения является специальный номерной знак, который выдается соответствующими органами государства пребывания. Такие номерные знаки специальных серий являются необходимым атрибутом консульских средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов. Поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями недопустимы. Это равнозначно отказу в распространении иммунитетов на консульские средства передвижения.
Так, например, первые цифры в номерном знаке обозначают принадлежность транспортного средства тому или иному консульству, вторые три цифры — это непосредственно номер транспортного средства, последние две цифры — номер региона. Если номер транспортного средства красного цвета и имеет литеру «д» — такой автомобиль принадлежит консульскому должностному лицу.
Номерные знаки транспортных средств обновляются ежегодно.
Самым спорным и сложным вопросом относительно консульских средств передвижения является вопрос о возможности осуществления государством пребывания и его компетентными органами тех или иных принудительных действий по отношению к консульским транспортным средствам. Чаще всего в международной практике консульские средства передвижения пользуются неприкосновенностью.
Неприкосновенность консульских транспортных средств определяется следующими положениями:
1) они могут рассматриваться как часть резиденции консула, как своего рода «дом на колесах»;
2) они являются движимым имуществом консульского учреждения.
В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года иммунитеты средств передвижения регулируются пунктом 4 статьи 31, где говорится, что «средства передвижения консульского учреждения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции». Необходимо отличать консульский иммунитет средств передвижения от дипломатического, так как, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, транспортные средства дипломатических учреждений наделяются большим иммунитетом, чем средства передвижения консульств. Так, помимо запрета на реквизицию, на дипломатические автомобили распространяется запрет на обыск, досмотр и арест.
Транспортные средства, которые являются собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех видов государственных, местных, районных налогов и сборов, однако, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания. Практически все двусторонние консульские соглашения предусматривают вышеуказанное положение. Таким образом, консульские средства передвижения освобождаются от таможенных налогов и сборов. Пункт 1 статьи 50 Конвенции 1963 года гласит: «государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов на перевозку, хранение и подобного рода услуги:
а) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;
б) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним».
Что касается таможенного досмотра, то согласно Венской конвенции 1963 года, только личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей освобождается от досмотра П.3 ст.50 конвенции 1963. Из этого следует, что консульские автомобили подлежат досмотру на таможне, но некоторые двусторонние консульские соглашения в данном положении приравнивают консульский иммунитет к дипломатическому и «запрещают» досмотр консульских средств передвижения. Если же консульские машины перевозят через границу груз для консульства, то его можно досматривать. В соответствии с российским таможенным законодательством и Конвенциями 1961 и 1963 года дипломатические и консульские грузы подлежат досмотру на таможне. В данной ситуации нужно различать досмотр консульского средства передвижения и консульского груза. Консульский груз подлежит досмотру независимо от способа его доставки на таможню.
Помимо вышерассмотренных ситуаций следует предусмотреть также и не указанные в конвенции случаи. Например, как следует поступать в том случае, если консульское должностное лицо или члены его семьи пересекают границу на консульском транспортном средстве и на просьбу открыть салон и багажник отвечают, что там лишь их собственные личные вещи. Правомерен ли досмотр в таком случае? Да, досмотреть машину можно — можно открыть автомобиль, поднимать чемоданы и другой багаж, смотреть, что под ним, но открывать сумки проверяющий не имеет права. Такой полный досмотр будет правомерен только в случае наличия особого распоряжения и обязательно в присутствии соответствующего консульского должностного лица.
Следующая спорная ситуация: возможна ли выписка штрафа консульским должностным лицам за нарушение правил дорожного движения? На этот вопрос дает ответ Конвенция 1963 года — в соответствии со статьей 31 консульские должностные лица освобождаются от административной юрисдикции государства пребывания Ст. 31 . Но следует помнить, что останавливать машину консульского должностного лица с целью предупреждения совершения административного правонарушения уполномоченные на то лица государства пребывания имеют право. Также правомерной будет остановка транспортного средства для проверки документов.
В том случае, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой тяжкие последствия, следует опять же обратиться к Конвенции 1963 года — статья 41 гласит: «консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению не иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений» П.1 ст. 41. «Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу» П.2 ст.41.
Следует отметить, что Конвенция 1963 года не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. В связи с этим государства пребывания вправе отклонить просьбу иностранных консульств об установлении специальных постов для охраны консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или самих машин консульствам следует заявлять об инцидентах городским органам внутренних дел. Только после этого возможно производство специального расследования.
24-понятие дипломатических средств передвижения и их иммунитеты
Собственные средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование дипломатического представительства. Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (как правило, автомобильные, воздушные и водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, сотрудникам представительства и членам их семей. В данном определении отражено то обстоятельство, что в международном праве и дипломатической практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно представительству, и средствами передвижения, находящимися в личной собственности сотрудников представительства; и те и другие рассматриваются как дипломатические средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатического средства передвижения является специальный номерной знак, выдаваемый соответствующими органами государства пребывания. Выделяется специальная серия под такие номерные знаки, которые являются необходимым атрибутом дипломатических средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов, и поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями равнозначны отказу в распространении иммунитетов на дипломатическое средство передвижения.
Следует отметить, что ограничение в использовании дипломатических средств передвижения влечет за собой дезорганизацию деятельности дипломатических представительств» что является нарушением ст. 25 Конвенции, обязывающей государство пребывания «предоставлять все возможности для выполнения функций представительства».
Одним из наиболее сложных вопросов в этой теме является вопрос о юридической возможности осуществления государством пре6ьmания по отношению к дипломатическим средствам передвижения тех или иных принудительных действий.
В доктрине международного права чаще всего отмечается, что дипломатические средства передвижения пользуются неприкосновенностью. До принятия Конвенции утверждения о неприкосновенности дипломатических средств передвижения обосновывались тем, что последние рассматривались как часть резиденции дипломатического представителя, как своего рода «движущийся дом». После принятия Конвенции неприкосновенность дипломатических средств передвижения чаще всего объясняют тем, что они являются движимым имуществом дипломатического представительства.
В Конвенции иммунитеты дипломатических средств передвижения регулируются двумя статьями. В п. 3 ст. 22 прямо говорится, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Косвенно этот вопрос регулируется п. 2 ст. 30, где указывается: «Его (дипломатического агента) бумаги, корреспонденция и … его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью», причем под имуществом понимаются и средства передвижения. Таким образом, в соответствии с Конвенцией средства передвижения дипломатического представительства пользуются иммунитетом от четырех видов принудительных действий, а средства передвижения дипломатов — неприкосновенностью. Вот эта вот фраза «равным образом» подразумевает равным образом с имуществом дипломатического представительства, которое освобождено обыска, реквизиции, также других исполнительных действий. И соответственно под неприкосновенностью имущества дипломата, и в том числе его средств передвижения, следует понимать освобождение от четырех видов принудительных действий, то есть такое освобождение, которым пользуются и средства передвижения дипломатического представительства.
Можно рассмотреть проблему иммунитетов дипломатических средств передвижения иначе. Различий между средствами передвижения дипломатов дипломатических представительств, как правило, не проводится, однако, их иммунитеты устанавливаются двумя различными статьями Конвенции. Следовательно, при коллизии норм договора приоритет отдается специальным статьям. И получается, что ст. 22 с Конвенции, которая специально говорит об иммунитетах средств передвижения, обладает преимущественной силой перед ст. 30, которая содержит лишь общие положения в отношении имущества дипломатов. Можно сделать вывод, что под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий, закрепленное в п. 4 ст. 22 Конвенции. Такое понимание «неприкосновенности» средств передвижения встречается как в доктрине международного права, так и в дипломатической практике.
Распространение иммунитетов на средства передвижения, принадлежащие сотрудникам обслуживающего персонала, конвенцией не предусматривается.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие практические выводы:
Дипломатические средства передвижения не могут быть подвергнуты обыску. Обыск представляет собой процессуальное действие, производимое в присутствии понятых. В дипломатической практике понятие «обыск» трактуется шире, под ним понимается также любой досмотр автомашины местными властями. Впрочем, необходимо отметить, что в доктрине международного права высказывается мнение о возможности обыска дипломатической автомашины в тех случаях, когда она используется в преступных целях.
Дипломатические средства передвижения не подлежит реквизиции, аресту и исполнительным действиям (имеются в виду действия по принудительному исполнению решений гражданского суда).
Конвенция не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту дипломатических средств передвижения от посягательств частных лиц
Дипломатическая автомашина, поставленная на стоянку с нарушением правил дорожного движения, может быть подвергнута отбуксировке
Юридически допустимо предупреждение использования дипломатом средства передвижения, если такое использование влечет за собой или может повлечь совершение правонарушения