Дипломатический иммунитет в третьих государствах
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
Если статус сотрудников дипломатического представительства на территории государства аккредитования урегулирован достаточно полно, то в гораздо меньшей степени он ясен в тех случаях, когда, будучи аккредитованы в одном государстве, они оказываются на территории другого государства.
Венской конвенцией предусматривается, что если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, то ему предоставляются неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения его проезда и возвращения. Это относится и к членам его семьи, независимо от того, следуют они с ним или отдельно.
Третьи государства не должны также препятствовать проезду через их территорию административно-технического и вспомогательного персонала (28).
Кроме того, третьи государства должны предоставлять ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания, в отношении официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующих транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши.
Третье государство должно также предоставлять неприкосновенность и защиту дипломатическим курьерам и следующей транзитом дипломатической почте.
Сложнее обстоит дело со статусом неаккредитованных (речь не идет о членах дипломатических делегаций) дипломатов. В доктрине международного права этот вопрос относится к числу малоисследованных. В Конвенции статусу дипломатов на территории третьего государства посвящена лишь одна статья; законодательство и практика государств в этом вопросе не отличаются единообразием.
Можно вычленить три возможных варианта пребывания иностранных дипломатов на территории третьего государства:
- — пересечение территории третьего государства транзитом при следовании в другую страну;
- — въезд в третье государство по служебным делам или в личных целях;
- — пребывание на территории третьего государства в силу форс-мажорных обстоятельств (вынужденная посадка самолета, война, стихийное бедствие и т.п. 29).
Наиболее часто иностранные дипломаты оказываются на территории третьего государства при ее пересечении транзитом в ходе следования в другую страну.
Практический интерес представляет выяснение двух вопросов: во всех ли случаях предоставляются неаккредитованным дипломатам иммунитеты и привилегии? Какие именно иммунитеты и привилегии им предоставляются?
До принятия Конвенции в доктрине международного права предметом обсуждения были два вопроса: существует ли «право мирного проезда» дипломатов через территорию третьего государства? Каков конкретный объем иммунитетов дипломатов при следовании транзитом через территорию третьего государства? Вопрос о «праве мирного проезда» в настоящее время утратил актуальность, поскольку государства транзита на практике отказывают во въезде нежелательным дипломатам; не устанавливается такое право и Конвенцией.
Вопрос об объеме иммунитетов дипломата, следующего транзитом, вызывал до принятия Конвенции много разногласий как в доктрине, так и на практике. В основном мнение юристов сводилось к тому, что в силу международной вежливости дипломаты в ходе служебных поездок должны пользоваться личной неприкосновенностью и, возможно, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания.
Данный вопрос был решен Конвенцией следующим образом:
«Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения» (п. 1 ст. 40).
Следует отметить, что текст п. 1 ст. 40 на русском языке отличается от текстов на других языках. Анализ официальных текстов на других языках и подготовительных материалов Венской конференции 1961 года показывает, что при переводе текста Конвенции на русский язык переводчиками были допущены неточности. Правильный перевод текста п. 1 ст. 40, по мнению Ю.Г. Демина, должен быть следующим:
«Если дипломатический агент проезжает через, или находится на территории третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставит ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для его проезда или возвращения» (30).
Статус дипломатов при въезде в третье государство по служебным делам или в личных целях Конвенцией не регулируется.
Если дипломат прибыл для ведения переговоров с правительством третьего государства или для участия в работе международной организации, он будет пользоваться иммунитетами как член специальной миссии или как представитель государства в международной организации, но не в силу положений ст. 40 Конвенции. Иностранным дипломатам, прибывающим в третье государство по каким-либо иным служебным делам, обычно выдается дипломатическая виза и за ними признаются иммунитеты, объем которых устанавливается местным законодательством.
При въезде дипломата в личных целях (в качестве туриста, на отдых, для посещения знакомых и т.п.) ему государством пребывания, как правило, выдается недипломатическая виза, и какие-либо иммунитеты и привилегии не предоставляются. Непризнание иммунитетов за дипломатами, въезжающими в третьи страны в личных целях, подтверждается многочисленными прецедентами.
При подготовке КМП проекта Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года, некоторые члены Комиссии выступали за распространение неприкосновенности и специальной защиты на находящихся в третьих странах дипломатов. Независимо от того, находятся ли они там с официальным визитом или на отдыхе. Комиссия, однако, сочла неоправданным предоставление иммунитетов дипломатам, которые находятся в третьих странах с неофициальными целями (31).
Практика нашей страны в данном вопросе отличается от общепринятой. Иностранные дипломаты, въезжающие с дипломатическими паспортами, как правило, получают дипломатическую въездную визу независимо от целей въезда, и рассматриваются как обладающие иммунитетами.
В отечественной юридической литературе предпринимались попытки доктринального обеспечения существующей практики. Так, И.П. Блищенко и В.Н. Жданов выступали за необходимость предоставления дипломатам иммунитетов на территории третьего государства независимо от целей въезда.
Отмечая наличие у дипломата дипломатического паспорта, а также ссылаясь на ст. 40 Конвенции, они приводили в защиту своего мнения следующий аргумент: «Большинство стран мира гарантирует отпуск своим дипломатическим представителям, поэтому было бы логично предположить, что лицо, которое едет в отпуск, обладает такими же правами, как лицо, находящееся в отпуске в третьем государстве» (32). С подобным аргументом вряд ли можно согласиться. В первом случае дипломат, возвращаясь на родину в отпуск, пересекает территорию третьего государства по необходимости и находится на этой территории кратковременно. Более того, государство транзита может и не знать, с какой целью дипломат возвращается на родину.
Государство транзита, исходя из общей потребности в обеспечении нормального функционирования дипломатических представительств, предоставляет вынужденно пересекающему его территорию дипломату необходимые иммунитеты. Во втором случае пребывание дипломата в отпуске на территории третьего государства не вызвано необходимостью и может продолжаться длительное время. Речь здесь идет о суверенном праве каждого государства определять статус частных лиц на своей территории. Отсутствие в данном случае иммунитетов у дипломата никак не отражается на деятельности дипломатических представительств? и не противоречит закрепленному в Конвенции функциональному подходу (33).
 Дипломатическая неприкосновенность не только для дипломатов
Вам не хочется платить налоги? Вас унижает прохождение таможни? Вам надоели навязчивые гаишники? Вы хотите обеспечить себе и своему жилищу гарантию от всяких посягательств?
Вы можете осуществить все эти желания вполне законным путем. А заодно приобрести престиж, неприкосновенность и неконтролируемые доходы. И все это, как говорится, в одном флаконе…
«Очень дорогое уникальное предложение»
Открыв как-то раз последнюю страницу нашего журнала (ту, где обычно находится реклама), мы наткнулись на интересное объявление:
Swiss юрист: Очень дорогое уникальное предложение для банкиров и директоров предприятий. Оформление дипломатического статуса (обеспечивающего полную неприкосновенность). Заявка на собеседование по факсу: for Advocate Koops…
«Интересно, — подумали мы. — Неужели вот так, просто заплатив деньги, любой желающий может стать дипломатом?» Трудно устоять перед столь соблазнительным предложением.
Мы составили факс от имени президента несуществующей компании, который и отправили по указанному в объявлении номеру факса.
Переписка велась на английском. Через день пришел ответ от консалтинговой компании Boswell Active Promotions Establishment (далее по тексту — ВАРЕ). Факс, правда, не был подписан.
«Компания занимается в основном натурализацией иностранных граждан (то есть помогает иммигрировать и получить гражданство. — «Д»), — прочитали мы, — и является официально уполномоченным агентом (! — «Д») нескольких стран, заинтересованных в расширении дипломатических связей с Россией и другими республиками бывшего СССР».
Что же касается сути объявления, то ВАРЕ обязуется предоставить своим клиентам один из возможных статусов: «младшего» дипломата, почетного консула или вице-консула. То есть компания может посодействовать в получении согласия правительства избранной вами страны на назначение вас на одну из вышеназванных должностей. А от вас ждут «привлечения капиталов и инвестиций» в экономику страны, которую вы представляете. Обещанные дипломатические вакансии существуют в странах Африки и Латинской Америки.
Однако, если в предоставленной вами биографии есть судимость, то должности вам не видать. Все услуги, если верить факсу, оказываются вполне официально.
На бумаге все выглядит просто. Но дальше события могут развиваться по двум путям. Либо вы платите деньги и получаете желаемое. Либо вас элементарно «кидают».
Как хорошо быть дипломатом…
Действительно, обладателю дипломатического статуса открывается множество привилегий. Помимо почетного звания, а также различных приятных прав и обязанностей, это еще дипломатический иммунитет.
Основные правила об иммунитете дипломатических представителей сформулированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. В соответствии с этой конвенцией дипломатический иммунитет приобретается с момента назначения дипломатического представителя в страну пребывания. Его сохранение зависит только от аккредитующего государства.
Полный дипломатический иммунитет предоставляется только при условии заключения двусторонних конвенций. Такие конвенции Россия заключила, например, с Италией, Ираном, Монголией, Китаем, Вьетнамом, КНДР.
Слово «иммунитет» происходит от латинского immunitas — освобождение от повинности. Это понятие известно еще со времен Великой Римской империи. Этим словом обозначалось освобождение от экстренных податей и некоторых видов натуральных государственных и муниципальных повинностей.
В средневековой Европе термин immunitas обозначал разные виды налоговых привилегий, которыми пользовались духовенство, города и даже целые провинции.
Много позже термин стал медицинским. Однако, если перед «иммунитетом» появляется слово «дипломатический» или «консульский», то под этим следует понимать специальные права и привилегии, предоставляемые иностранным представительствам, их главам, сотрудникам, служащим.
Обычно дипломатический иммунитет предоставляется дипломату только на территории государства пребывания. В третьих странах он действует только тогда, когда дипломат оказывается в них транзитом. При поездках из государства аккредитации в государство пребывания (и наоборот).
Что же дает иммунитет его обладателю?
Первое. Личная неприкосновенность
Арестовать или задержать вас не может уже никто. Государство пребывания (то есть та же Россия) обязано относится к вам «со всем необходимым уважением и принимать все возможные меры для защиты вашего здоровья, свободы и достоинства». А также оберегать вашу драгоценную личность от любых посягательств со стороны третьих лиц. Правда, иногда наличие дипломатического иммунитета вовсе не означает, что вы не можете подвергнуться нападению. Даже со стороны официальных представителей государства пребывания.
Так, советский посол в Голландии Пантелеймон Пономаренко пытался помочь в чем-то провинившейся перед полицией советской туристке И.Алексеевой. Посол требовал, чтобы местные власти пропустили Алексееву на борт самолета и отдали ее паспорт. В ответ начальник местной полиции г-н Фелтман схватил советского посла за горло, чтобы воспрепятствовать его дипломатической деятельности. Советское правительство, конечно же, направило в Голландию ноту протеста, но Пономаренко от этого легче не стало.
Второе. Неприкосновенность жилища
Теперь в вашу квартиру власти могут войти только с согласия дипломата, то есть вас. Ваше жилище и находящееся в нем имущество (и даже земля, на которой стоит ваш дом) надежно защищены от обысков, арестов, реквизиций и любых других исполнительных действий. Это правило распространяется, кстати, и на ваш автомобиль. Конечно, если вы как дипломат нарушите ПДД, то вас могут остановить. Но только для того, чтобы сделать вам замечание. Именно поэтому машины с определенными номерами практически никогда не останавливают.
Третье. Иммунитет от юрисдикции
В «уголовном» смысле это означает, что суды и органы следствия признают ваше дело, если оно, не дай Бог, заведено, неподсудным. И лишить вас иммунитета может только государство, которое вы представляете.
В «гражданском» же смысле юрисдикция распространяется на вас лишь в случаях, связанных с недвижимостью, находящейся в вашей частной собственности на территории государства пребывания. Или если исковые требования относятся к профессиональной или коммерческой деятельности, которая не связана с вашим дипломатическим статусом. Однако, если вы вздумаете сами возбудить дело, то это означает, что вы отказываетесь от неподсудности по данному делу. А тогда уже возможно и предъявление к дипломату встречных исков.
Административные «наказания» дипломатам тоже не грозят. Например, вас никогда не оштрафуют. Даже в автобусе.
Четвертое. Фискальный иммунитет
А вот это цепляет за живое. Вы как дипломат освобождаетесь практически от всех (!) налогов, сборов и пошлин.
Разумеется, дипперсонал освобожден и от всех государственных и военных повинностей. Мало того, что вас не заберут в армию, но даже в случае войны к вам не смогут подселить дюжину-другую солдат. На постой.
Пятое. Таможенные привилегии
Все ваше личное имущество, которое вы ввозите из-за границы, освобождается от таможенных пошлин, налогов и сборов (кроме сборов за перевозку и складских сборов).
Досмотр таможенниками багажа дипломата, возможен лишь в том случае, если они твердо знают, что вы везете запрещенные к ввозу и вывозу предметы. Если таможенники ошиблись, то это грозит им крупными неприятностями. Начиная с увольнения и заканчивая международным скандалом. Но если уж власти решились на досмотр или даже обыск дипломата, то они редко ошибаются.
Путь бывшего посла Гватемалы в Бельгии и Нидерландах Морисио Росаля слишком часто пролегал через территорию США. В один из своих вояжей Росаль был задержан в Нью-Йорке и в нарушение его личной неприкосновенности был подвергнут обыску. Оказалось, не напрасно. У г-на Росаля обнаружили героина на 4 миллиона долларов. На следующий день правительство Гватемалы отозвало Росаля с должности посла.
Консулы лейтенанта Шмидта
Вы уже горите желанием получить иммунитет и связанные с ним привилегии? Но дипломатами, к сожалению, становятся немногие. Судите сами. Чтобы занять свое место в посольстве, вам потребуется высшее — желательно, МГИМО — образование и назначение МИДа.
Путь этот долог и занимает, как минимум, лет 10. Вот если бы что-нибудь попроще…
Что ж, есть и более простой способ получить иммунитет и привилегии. Стать консулом. Причем почетным. Консульский иммунитет предоставляется в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года.
Правда, иммунитет и привилегии можно получить еще одним путем. Например, стать депутатом. (Спросите Мавроди, он знает). Народным избранникам могут позавидовать даже дипломаты. Ведь привилегии депутатов действуют как за рубежом, так и на родине.
Но депутаты не всегда обладали иммунитетом. Так, в 1397 году некий реформатор по фамилии Гекси внес в английский парламент предложение об уменьшении расходов на королевский двор. И парламент принял соответствующий билль. Результат не замедлил сказаться, но был несколько отличен от ожидаемого. За такую «дерзость» Гекси как инициатор проекта был приговорен к смертной казни и спасся от нее только благодаря заступничеству архиепископа Арондаля (Энсон. «Английский парламент», СПб, 1908 г.).
Консулы по мере своих сил защищают интересы своей страны и ее граждан. Кроме того, они выполняют административные и нотариальные действия. Если же дипломатические отношения между странами почему-либо прерываются, то все сотрудники посольства в одночасье покидают страну. Остаются только консулы.
Вы уже хотите стать консулом? Тогда для начала посмотрите, какие привилегии вам положены.
Первое. Личная неприкосновенность
Объем ее поменьше, чем у дипломата. Тем не менее, став консулом, вы не можете быть арестованы и взяты под стражу до вынесения приговора. Исключение из этого правила возможно лишь в случае совершения тяжкого преступления. В любом другом случае ограничение личной свободы возможно лишь по решению суда, вступившему в законную силу.
А поскольку в нашей стране мера пресечения в виде заключения под стражу применяется не по определению суда, а с санкции прокурора, то в России консульского служащего фактически нельзя подвергнуть предварительному заключению. А значит, у вас появляется время на выезд в аккредитовавшее вас государство. И стать недосягаемым.
Второе. Иммунитет от юрисдикции
Все действия должностных лиц и служащих при исполнении ими консульских функций освобождены от судебной и административной юрисдикции (см. выше). Но если вы выступаете как частное лицо, а не как консул, то эта привилегия на вас не распространяется.
Сотрудника консульства могут вызывать в качестве свидетеля. Но он не обязан давать показания, связанные с его служебной деятельностью. К тому же, если вы вдруг не захотите прийти в суд, то заставить вас сделать это никто не сможет.
Третье. Фискальный иммунитет и таможенные привилегии
Эти льготы почти полностью совпадают с дипломатическими. Правда, обслуживающий персонал консульства освобожден лишь от налогов на зарплату. Как вы уже догадались, армия вам тоже не грозит.
Помимо оговоренных в Конвенции привилегий и иммунитетов, двусторонние соглашения между странами могут их значительно расширять. Так, например, по консульским конвенциям между СССР (Россия-правопреемница) и Японией, США, Францией консульские должностные лица обладают полным иммунитетом от уголовной юрисдикции. А по конвенции с Великобританией статус должностных лиц и сотрудников консульства (а также членов их семей) полностью совпадает с дипломатическим.
Почетный консул. По нечетным
Наиболее реально для нас с вами получить статус почетного консула. В рекламном объявлении Advocate Koops имеется в виду именно этот статус. Институт почетных консулов, в принципе, существует у нас давно. Но только с 1991 года в России на практике стали присваивать такое звание.
Почетные консулы пользуются таким же иммунитетом, что и работники консульств. Но только при исполнении своих обязанностей. Хотя доказать обратное будет крайне сложно. Этим и начали пользоваться полукриминальные бизнесмены и некоторые руководители коммерческих структур.
В свое время почетным консулом Коста-Рики в России был назначен Сергей Михайлов. Правда, разрешения МИД России на такое назначение костариканские власти так и не получили.
Желание г-на Михайлова стать почетным консулом было продиктовано исключительно коммерческими соображениями. Он намеревался пароходами поставлять бананы и тропические фрукты из Коста-Рики в Москву.
Пока МИД России размышлял о том, стоит ли Сергею Михайлову давать разрешение, «случайно» произошла утечка информации из ФСБ. Михайлов якобы является одним из лидеров солнцевской преступной группировки и известен в определенных кругах под кличкой Михась.
После этого думать уже не пришлось. МИД Коста-Рики отозвал своего почетного консула. Тем не менее, дипломатического паспорта Коста-Рики Сергея Михайлова не лишили. Теперь Михайлов проживает в Швейцарии. Правда, там его на днях арестовали.
В почетных консулах обычно заинтересованы страны, которые не имеют дипломатических отношений с Россией. Например, Гаити, Ямайка, Кабо Верде (бывш. Острова Зеленого Мыса). Правительства этих стран назначают почетного консула, в основном, для престижа. Правда, этот престиж часто подкрепляется взяткой со стороны кандидата в консулы.
Но чаще всего почетные консулы нужны государствам, имеющим экономические интересы в российской провинции. То есть там, где у них нет своих представительств. Представляете, как это звучит: «Почетный консул Тринидад-и-Тобаго в Комсомольске-на-Амуре»?
Летом этого года один петербургский бизнесмен был зарегистрирован почетным консулом Таиланда. В связи с большим наплывом наших туристов в Юго-Восточную Азию, получение тайских виз занимало много времени и проходило только через Москву. И тогда правительство Таиланда обратилось в МИД с просьбой зарегистрировать почетного консула.
После такого обращения российский МИД рассматривает предложенную кандидатуру. Ведь для получения статуса почетного консула обязательно требуется решения обеих сторон на выполнение консульских функций.
Правительство страны, чьи интересы представляет почетный консул, не платит ему денег. Но все средства, полученные от любых консульских услуг — будь то оформление виз, легализация документов или нотариальное заверение — остаются в его распоряжении. Формально эти деньги должны расходоваться на содержание офиса или, к примеру, на закупку канцтоваров. Но кто мешает истратить их на личные нужды? Тем более, что эти доходы не подлежат налогообложению.
Что касается нашей родины, то она весьма своеобразно отбирает своих почетных консулов.
Например, во время президентских выборов летом этого года было решено организовать голосование на курортах, популярных среди наших соотечественников. Не обошли вниманием и Анталию. Для организации избирательного участка потребовался почетный консул России в Турции. Этот титул получил совладелец анталийского отеля «Офа» Изет Кырымлы.
Новоиспеченный почетный консул превратил «Офу» в избирательный участок и водрузил на крыше российский флаг. У дверей отеля немедленно образовалась огромная очередь из наших сограждан. Почетный консул потчевал избирателей бесплатной «Кока-Колой». Результаты деятельности г-на Кырымлы превзошли ожидания — в голосовании приняло участие 2,3 тыс. человек, из которых 93% отдали голоса Ельцину и 4% — Зюганову.
Владислав СЕЙШЕЛЬСКИЙ
Подписи
«Дом освобожден от постоя». До революции многие купцы пытались получить статус почетного гражданина. В числе прочих преимуществ, которые давал этот статус, было освобождение жилья от постоя. У дипломатов же эта привилегия существовала всегда.
Конечно, сегодня «освобождение от постоя» достаточно оторвано от жизни. Тем не менее, эта привилегия исторически является составной частью дипломатического статуса.
——————————————————
ПОЧЕМУ ОНИ ЛЮБЯТ ДЕНЬГИ?
Генрих Падва, адвокат: Я постоянный читатель вашего журнала. Точнее, просматриваю и выбираю наиболее интересное. Наша фирма выписывает «Деньги». За два года вы сумели быстро подняться, занять свою нишу. В вашем журнале,