Длшло арп щаопш рарпаол д павршгаврщавощрпшравщшпровал мрт илощр а
Многие родители иногда замечали, что во время сильной истерики ребенок начинает заходиться в крике и на мгновение (а может, и на больший промежуток времени) он замолкает, словно начинает набирать побольше воздуха, для еще более сильного крика. Действительно, в большинстве случаев ребенок «набирается сил», чтобы выдать еще громкий крик, но бывает, что всему виной аффективно респираторные приступы у детей. Это своего рода детское проявление апноэ сна, которое проявляется у взрослых.
Анатомическая характеристика
Аффективно респираторный приступ у ребенка (АРП) не опасен и не должен вызывать беспокойств у родителей (только если ребенок не старше 3 лет). Это состояние, которое характеризуется задержкой или неестественным дыханием, а в некоторых случаях и судорогами.
Что же происходит с малышом? Так как нервная система маленьких детей неустойчива, они очень легко перевозбуждаются, нагружая себя эмоционально и психологически.
В определенный момент крика или истерики малыш замирает, его дыхание словно внезапно обрывается, и это вызывает повод для беспокойства.
Внутри организма начинает происходить гортанный спазм, который не виден снаружи. Подобное спазмирование причиняет ребенку дискомфорт и даже боль.
Помимо внутреннего дискомфорта, приступ проявляется и вегетативными изменениями, а именно изменением оттенка кожи. Ведь в организм не поступает кислород, и он вынужден реагировать.
Длительность приступа варьируется от нескольких секунд до одной минуты, но не больше.
Частота проявления данного явления сугубо индивидуальна, так как каждый ребенок личность и обладает особенностями поведения. К примеру, дети с повышенной нервной возбудимость могут испытывать АРП чаще, чем их более спокойные сверстники.
Не стоит думать, что АРП встречается повсеместно, вовсе нет. Данные приступы могут не проявляться у самых непоседливых детей, и наоборот развиться у спокойных.
С возрастом данная патология проходит бесследно. Нет свидетельств, чтобы аффективно респираторные приступы проявлялись у взрослых. Однако, если малыш продолжает задыхаться после трех лет — это повод для беспокойства и проведения более углубленного обследования.
Классификация
Классификация АРП включает в себя два подвида недуга:
- Бледный тип.
- Синий тип (с цианозом).
- Смешанный тип.
Данные названия характеризуют детский цвет кожи, который ребенок приобретает во время приступа. Причем бледный цвет случается намного реже, чем синий и свидетельствует о причинении ребенку боли (укол, удар, ушиб и т. п.). Возможно, перетекание бледного типа в потерю сознания, из-за переизбытка углекислого газа в организме
Синий цвет, в свою очередь, проявляется во время серьезного эмоционального перенапряжения (невозможность получить желаемое или страх нахождения с незнакомым человеком или незнакомой местности).
Психика ребенка, тем более новорожденного довольно хрупка и требует тотального контроля со стороны родителей, именно из-за таких неприятных и в некоторой степени опасных проявлений.
Несмотря на то что АРП не вызывает задержек в развитии ребенка, есть опасность нарушения дыхательной системы малыша.
Причины
Аффективно респираторный синдром у детей проявляется не просто так, а по конкретной причине. В частности, в группе риска находятся малыши, на которых оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность (если один из родителей страдал в детстве подобным недугом, с вероятностью до 35% ребенок унаследует данный синдром);
- кардиоваскулярная патология;
- дефицит железа;
- эпилептическая составляющая (наличие в анамнезе больного эпилепсии повышает риск развития данного синдрома).
Со стороны нервной системы, провоцирующими факторами могут выступать:
- сильно раздражение или гнев;
- чувство неудовлетворенности;
- страх, паническое состояние;
- обида;
- переутомление;
- перевозбуждение.
Немаловажную роль на возникновение подобных приступов играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.
Симптомы
Основной симптом проявления АРП — кратковременная задержка дыхания на вдохе. То есть, больной сделал выдох, но не может вдохнуть и словно замирает в таком состоянии.
Синий тип болезни развивается по следующему сценарию:
Ребенок сильно плачет или просто кричит, у него развивается истерический припадок. Во время крика он непроизвольно выдыхает воздух из легких и в этот момент происходит непроизвольная остановка дыхания.
Выглядит это следующим образом:
- открытый рот;
- плач прекращается;
- начинает проявляться синюшный оттенок лица, губ;
- полное отсутствие дыхания, но не более минуты.
Кстати, АРП может развиться и у грудничка.
После того как приступ прекратился ребенок может обмякнуть, и заснуть. Такой сон длится до 2 часов, в зависимости от интенсивности припадка.
В том случае, когда задержка дыхания составляет более одной минуты у ребенка могут начаться судороги. В медицине существует такое понятие, как клиническая судорога (возникает при недостаточном поступлении кислорода в организм).
Что касается бледного типа болезни, то она проявляется немного по-другому. В случае сильного страха перед уколом или чем-то другим, чего он боится, при причинении ему боли, ребенок затихает (в большинстве случаев), бледнеет и теряет сознание.
Самый ранний признак надвигающегося аффективного приступа — бледность кожи. Также есть вероятность отсутствия пульса на короткий промежуток времени.
Ребенок словно находится в состоянии аффекта и не может контролировать свой страх. В наиболее тяжелых случаях может произойти непроизвольное мочеиспускание.
Диагностика
Аффективный синдром у малышей легко поддается диагностике. Основную роль в определении недуга играет анамнез. Врач опрашивает родителей и выясняет, что предшествовало подобному проявлению (травма, серьезное неравное перенапряжение и т. п.).
К инструментальным метода диагностирования относят:
- Электрокардиограмма (ЭКГ).
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Лечение
Как правило, подобное состояние не требует лечения со стороны врачей, так как не является патологическим.
Приступы самостоятельно проходят по достижению малышом трех лет, ну а в большинстве и того раньше в год или в два года.
Лечить АРП не имеет смысла, единственно что может назначить врач, это неспецифическое лечение, которое будет направлено на приведение в норму нервной системы малыша, улучшение метаболистических процессов в головном мозге. К такому лечению относят:
- ноотропы;
- седативные растительные лекарства;
- витамины группы В;
- физиопроцедуры.
К специфическому же лечению можно отнести профилактические беседы с детским психологом и непосредственно с родителями
Должное поведение родителей
Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.
- не подаваться паническому состоянию;
- постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
- не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
- заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
- предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.
Профилактика и последствия
Как правило, последствия данного недуга маловероятны и происходят в крайних случаях. Наиболее негативные из тех, что могут развиться в 10–15% случаев — это кома и прекращение сердечной деятельности.
За все время существования АРП летальный итог отмечался всего несколько раз.
Профилактика аффективно-респираторных приступов существует и она в себя включает:
- ограничение ситуаций, которые могут привести к развитию истерики или сильному плачу, испугу;
- своевременно кормить малыша, так как голод провоцирует АРП;
- не переутомлять ребенка;
- выслушивать ребенка в любой ситуации не доводить до истерик;
- учить малыша правилам поведения в различных местах (учить контролировать свои эмоции);
- при развитии истерики переключать внимание ребенка на положительные моменты.
Итак, аффективно-респираторные приступы у детей неприятные, но неопасные проявления. Несмотря на то что прогноз данной болезни благоприятен, необходимо учитывать, что речь идет о ребенке. Не тяните с обращением к врачу, лучше контролировать данный процесс совместно со специалистом, чем самостоятельно. Берегите своих детей и не болейте!
Источник: https://nervivporyadke.ru
Авторы: Биттерлих Л. Р.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.
Читайте еще:
Комаровский Е.О.
Перехватывает дыхание и синеет при плаче
опубликовано 28/10/2009 16:27
обновлено 21/03/2017
— Нервные, психические и психологические болезни
Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.
Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.
Почему возникают приступы?
Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:
- игнорирование взрослыми требований ребенка;
- отсутствие внимания родителей;
- испуг;
- возбуждение;
- усталость;
- стресс;
- перегрузка впечатлениями;
- падения;
- травмы и ожоги;
- семейный скандал;
- общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.
Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.
Как это выглядит?
Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:
- Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
- «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
- «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
- Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.
Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.
Механизм развития и клиническая картина
Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.
При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.
Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.
На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».
Дыхание и эмоции
Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.
Что делать во время приступа?
Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.
При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.
Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.
При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.
Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.
Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.
Простые правила для родителей
Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.
Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:
- Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
- Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
- Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
- Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
- Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
- Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.
Как выставляется диагноз?
Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.
Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.
Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.
Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.
Автор: Погребной Станислав Леонидович, невролог
Оцените эту статью:
- 4.39
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Всего голосов: 135