Егэ по биологии 2017 вариант 3 иммунитет
Статья профессионального репетитора по биологии Т. М. Кулаковой
Иммунитет — способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на более быстрое и эффективное удаление этого материала.
Фрэнк Бёрнет, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Словарь основных терминов
• Иммунитет – способность организма защищать себя от бактерий, вирусов, чужеродных тел, избавляться от них и благодаря этому сохранять постоянство внутренней среды организма.
• Фагоцитоз – процесс «заглатывания» лейкоцитами микроорганизмов, а также остатков мёртвых клеток и других частиц, например, пыли в лёгких.
• Фагоциты – некоторые лейкоциты, осуществляющие процесс фагоцитоза. Фагоциты способны к амёбоидному движению, благодаря образованию ложноножек.
• Антитела – белки, вырабатывающиеся В-лимфоцитами в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Антитела строго специфичны. Человеческий организм способен образовать примерно 100 миллионов различных антител, распознающих практически любые чужеродные вещества.
• Антиген – чужеродная молекула, вызывающая образование антител. Антигенами могут быть микробы, вирусы, любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.
• Антитоксин – специальное защитное вещество. Антитоксины нейтрализуют циркулирующие в крови яды микробов.
• Вакцина – препарат, содержащий убитых или ослабленных возбудителей заболевания, т.е. препарат, содержащий небольшое количество антигенов.
• Лечебная сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела. Сыворотка готовится из крови животных, которые раньше специально заражались возбудителем заболевания. Иногда сыворотка готовится из крови человека, переболевшего заболеванием, например гриппом.
• Макрофаги – крупные клетки способные к фагоцитозу, находящиеся в тканях. Выполняют санитарную и защитную функции.
Органы иммунной системы
1. Тимус (вилочковая железа) расположена позади грудины. Функционирует только у детей. Играет важную роль в развитии иммунной системы. В тимусе образуются и созревают Т–лимфоциты.
2. Костный мозг содержится в трубчатых костях. В нем образуются клетки крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, макрофаги. Рождающиеся здесь лимфоциты мигрируют в тимус. Дозревая там, они образуют Т-лимфоциты.
3. Лимфоузлы – узлы, расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они содержат лимфоциты. Фильтруют лимфу, очищая её от вирусов, бактерий, раковых клеток.
4. Селезёнка – орган, в котором формируются лимфоциты. Является биологическим фильтром — удаляет состарившиеся, повреждённые клетки крови, растворяет и поглощает бактерии и другие чужеродные вещества. Выполняет роль депо крови.
Неспецифическая сопротивляемость обеспечивается:
1. Непроницаемостью здоровой кожи и слизистых оболочек для микроорганизмов;
2. Наличием защитных органов: печени, лимфоузлов, селезёнки;
3. Наличием бактерицидных веществ в жидкостях: в слюне, слезах, крови, лимфе, тканевой жидкости.
4. Выделения потовых и сальных желёз, а также соляная кислота выполняют защиту от микроорганизмов.
Наш организм имеет несколько форм защиты от чужеродных тел и соединений.
Неспецифический иммунитет – самая древняя форма иммунитета, осуществляется лейкоцитами путём фагоцитоза. Специфический иммунитет – это способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти антигены.
Давайте вспомним, кто такие лимфоциты. Эти клетки составляют 20 – 40 % белых кровяных телец. Лимфоциты, в отличие от всех других лейкоцитов, способны не только проникать в ткани, но и возвращаться обратно в кровь. Лимфоциты представляют центральное звено иммунной системы организма.
В организме имеются два типа лимфоцитов – Т-клетки и В-клетки.
Т-лимфоциты возникают в костном мозге, проходят этап созревания в тимусе и затем расселяются в лимфатических узлах, селезёнке или в крови, где на их долю приходится 40 – 70 % всех лимфоцитов. Т-лимфоциты способны распознавать антигены.
В-лимфоциты образуются в костном мозге, дозревают в лимфоидной ткани червеобразного отростка, миндалинах. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцита, начинают стремительно размножаться и синтезируют антитела.
Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета
Клеточный иммунитет: Т-лимфоциты распознают микроорганизмы, вирусы, трансплантированные органы и ткани, злокачественные клетки. В реакции участвует вся иммунная клетка, свободные антитела при этом не выделяются.
Гуморальный иммунитет: В-лимфоциты выделяют антитела в плазму крови, тканевую жидкость и лимфу. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их.
Типы иммунитета:
Естественный | Искусственный | |
Пассивный | Материнские антитела проникают через плаценту в кровь плода и обеспечивают защиту младенца. В первые дни жизни младенец через молоко получает антитела , которые всасываются в кишечнике без расщепления. | Введение антител обеспечивает немедленную защиту от инфекции.однако такая защита действует недолго, поскольку количество антител постепенно снижается. |
Активный | Организм сам производит антитела в результате инфекции. Корь, ветрянная оспа, коклюш, свинка обычно оставляют стойкий иммунитет. | Введение вакцин вызывают появление антител в плазме привитого человека. В настоящее время разработаны приёмы создания антител при помощи современных методов биотехнологии. |
Воспалительный процесс.
При ранении участка тела возникает местная реакция, проявляющаяся в отёке и болезненности. Такое состояние называют воспалением. Воспаление сопровождается следующими признаками:
1. Происходит местное расширение капилляров, в результате чего усиливается приток крови к данному участку. Происходит покраснение и повышение температуры.
2. Вследствие усиления проницаемости капилляров, плазма и лейкоциты выходят в окружающие ткани. Возникает отёк.
3. Лейкоциты направляются к бактериям, происходит фагоцитоз. Если фагоцит поглощает больше микробов, чем он может переварить, то он гибнет. Смесь погибших и живых фагоцитов и бактерий называется гноем.
4. Возникающие признаки приводят к раздражению рецепторов, вызывающее ощущение боли.
Подготовка к ЕГЭ по биологии и поступлению в медицинский вуз.
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Рассмотрите предложенную схему деления организмов по типам питания.
В ответ запишите пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
На организменном уровне организации жизни происходят
- нейрогуморальная регуляция.
- биосинтез белка.
- мейоз.
- репродуктивная изоляция.
- кровообращение.
Выберите варианта из списка.
Запишите номера выбранных вариантов ответа.
Известно, что в синтезе полипептидной цепи участвовало 9 молекул тРНК.
Определите, какое количество антикодонов содержится в них.
В ответ запишите только число.
Углеводы в растительной клетке
- являются биологическими катализаторами химических реакций.
- выполняют запасающую функцию.
- входят в состав клеточных стенок.
- осуществляют сигнальную функцию.
- участвуют в передаче наследственной информации.
Выберите 2 варианта из списка и запишите их номера в ответ.
Установите соответствие между особенностью строения/функционирования
клетки (обозначено буквами) и её типом (обозначено цифрами).
ОСОБЕННОСТЬ
- имеют двойной набор хромосом
- образуются в результате гаметогенеза
- делятся митозом
- клетки гаплоидные
- при слиянии образуют зиготу
КЛЕТКА
- половая
- соматическая
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры в ответе могут повторяться.
Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с -хромосомой.
Определите процентную вероятность рождения детей, страдающих дальтонизмом, в семье, где оба родители здоровы, но мать гетерозиготна по
данному гену.
В ответе укажите только число.
Все приведённые признаки, кроме двух, характеризуют внутреннее оплодотворение.
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.
- оплодотворение осуществляется в половых путях самки
- свойственно земноводным
- слияние половых клеток происходит во внешней среде
- наблюдается у хрящевых рыб
- развитие зародыша может происходить внутри или вне материнского организма
Запишите номера выбранных признаков.
Установите соответствие между этапом эмбриогенеза позвоночных животных и его характеристикой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ХАРАКТЕРИСТИКА
- в результате образуется бластула
- на этой стадии закладывается мезодерма
- стенки бластулы впячиваются в бластоцель
- возникает второй зародышевый листок
- зародыш по размерам не отличается от зиготы
ЭТАП ЭМБРИОГЕНЕЗА
- гаструляция
- дробление
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры в ответе могут повторяться.
Для организма, изображённого на рисунке, характерно:
- размножение с помощью спор, гамет
- автотрофный тип питания
- наличие гликокаликса в клетках
- запасание гликогена
- отсутствие нервной системы
- паразитический образ жизни
Запишите 3 номера списка, соответствующих выбранным вариантам.
Установите соответствие между организмом (обозначено цифрами) и
особенностью его строения и жизнедеятельности (обозначено буквами).
ОСОБЕННОСТЬ
- в цитоплазме имеется нуклеоид
- перемещается с помощью ресничек
- есть ядро
- нет мембранных органоидов
- способна к фагоцитозу
ОРГАНИЗМ
- столбнячная палочка
- инфузория-трубач
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
Цифры в ответе могут повторяться.
Установите правильную последовательность расположения позвоночных животных в порядке увеличения площади поверхности легких относительно размеров тела.
- тритон гребенчатый
- рысь обыкновенная
- австралийский рогозуб
- гадюка обыкновенная
В ответ запишите получившуюся последовательность цифр.
Клетки крови человека, изображённые на рисунке:
- обеспечивают иммунитет.
- имеют двояковыпуклую форму.
- участвуют в транспорте кислорода.
- обеспечивают свёртывание крови.
- не содержат ядра.
- несут железо в составе гема.
Запишите номера трех выбранных ответов.
Установите соответствие между железой человека (обозначено цифрами) и
особенностью её строения и функционирования (обозначено буквами).
ОСОБЕННОСТЬ
- клетки вырабатывают желчь
- обезвреживает токсины и яды
- некоторые клетки синтезируют глюкагон
- запасает гликоген
- некоторые клетки синтезируют инсулин
- синтезирует пищеварительные ферменты
ЖЕЛЕЗА
- печень
- поджелудочная
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.
Цифры
в ответе могут повторяться.
Установите последовательность расположения отделов нижней конечности
человека, начиная с наиболее удалённого от туловища.
- голень
- предплюсна
- бедро
- фаланги пальцев
- плюсна
Запишите в поле для ответа последовательность цифр.
Выберите три предложения, которые характеризуют движущую форму естественного отбора.
- Внутри вида постоянно происходят процессы микроэволюции, что приводит к возникновению новых видов.
- Примером служит возникновение индустриального меланизма у бабочек, при котором тёмноокрашенные формы вытеснили светлоокрашенные.
- Стимулирующим фактором этих процессов выступают изменения условий среды.
- Однако, если условия существования вида относительно постоянны, то естественный отбор способствует выживанию особей со средним значением признака.
- Например, в популяциях чёрных стрижей особи со слишком длинными или короткими крыльями погибают.
- Ещё одним проявлением такого отбора служит сохранение реликтовых форм живых организмов.
Запишите номера выбранных предложений.
Установите соответствие между фактором эволюции (обозначено цифрами) и
его проявлением (обозначено буквами).
ПРОЯВЛЕНИЕ
- нарушение конъюгации хромосом после оплодотворения
- случайное изменение частот аллелей в популяции
- прекращение обмена генетической информацией с другими популяциями
- эффект родоначальника
- невозможность свободного скрещивания из-за различных брачных ритуалов
ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ
- дрейф генов
- изоляция
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
Цифры в ответе могут повторяться.
К биотическим факторам окружающей среды относятся:
- поражение клетки вирусными частицами.
- истребление медведей браконьерами.
- появление озоновых дыр.
- поедание мальков хищными рыбами.
- конкуренция среди деревьев за солнечный свет.
- создание искусственных экосистем.
Выберите варианта из списка и запишите в поле для ответа их номера.
Установите соответствие между группой организмов (обозначено цифрами) и
функцией, которую они исполняют (обозначено буквами).
ФУНКЦИЯ
- минерализация останков
- создание органических молекул
- аккумулирование солнечной энергии
- возвращение солей обратно в почву
- потребление и преобразование готовых органических веществ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
- редуценты
- консументы
- продуценты
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите верную последовательность процессов, происходящих в клетке во время мейотического цикла.
- расположение бивалентов по экватору клетки
- образование четырёх гаплоидных клеток
- биосинтез белка
- спирализация хромосом
- расхождение хромосом к полюсам клетки
Запишите получившуюся верную последовательность номеров.
Проанализируйте таблицу «Типы деления клеток».
Тип деления клетки | Профаза | Анафаза | Телофаза |
Митоз | Спирализация хромосом | (Б)________ | Образование двух диплоидных клеток |
Мейоз 2 | (А)________ | Расхождение хроматид к полюсам клетки | (В)________ |
Заполните пустые ячейки таблицы (обозначено буквами) необходимыми по
смыслу элементами из списка (обозначено цифрами).
Спиcок терминов:
- образование четырех гаплоидных клеток
- расхождение к полюсам клетки сестринских хроматид
- образование четырёх диплоидных клеток
- образование двух диплоидных клеток
- выстраивание бивалентов по экватору клетки
- расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
- удвоение ДНК
- спирализация хромосом
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.
Проанализируйте график действия одной из форм естественного отбора.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика.
- На графике показано действие стабилизирующей формы естественного отбора.
- Отбор способствует выживанию особей со средним значением признака.
- Из популяции лимитируются особи с отклонением от нормы.
- Отбор сохраняет особей с новой нормой реакции признака.
- График иллюстрирует действие движущего отбора.
Запишите номера -х выбранных утверждения.
Рассмотрите предложенную схему классификации организмов.
В ответ запишите пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком
вопроса.
Укажите два свойства из списка, верно характеризующие гомеостаз.
- свойственен закрытым системам
- обеспечивает саморегуляцию
- поддерживает постоянство внешней среды
- осуществляется только на клеточном уровне организации живого
- поддерживает параметры внутренней среды организма на постоянном уровне
Запишите в поле ответа цифры, соответствующие номерам выбранных вариантов.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Какое количество хромосом останется в клетках после первого деления мейоза у человека?
В ответ запишите только соответствующее число.
Укажите две функциональные группы из списка, при соединении которых образуется пептидная связь.
- аминогруппа
- гидроксильная группа
- карбонильная группа
- карбоксильная группа
- нитрогруппа
Запишите номера выбранных вариантов.
Установите соответствие между процессом деления клетки у эукариот
(обозначено цифрами) и его характеристикой (обозначено буквами).
ХАРАКТЕРИСТИКА
- деление клетки с уменьшением числа хромосом в два раза
- деление клетки с сохранением числа хромосом
- в результате образуются соматические клетки
- в результате могут образовываться гаметы
- в один из этапов происходит кроссинговер
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры
в ответе могут повторяться.
Определите соотношение фенотипов в потомстве при скрещивании белой короткоухой собаки с чёрной короткоухой особью.
Известно, что чёрная окраска шерсти и длинные уши являются доминантными признаками, а чёрная собака является гетерозиготой по гену окраски.
В ответ запишите последовательность цифр в порядке убывания.
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания
методов, применяемых при выращивании сельскохозяйственных животных.
- гетерозис
- искусственный отбор
- отдаленная гибридизация
- естественный отбор
- дрейф генов
Определите два термина, «выпадающих» из общего списка.
Укажите в поле для ответа номера выбранных вариантов.
Установите соответствие между типом мутации (обозначено цифрами) и его примером (обозначено буквами).
ПРИМЕР
- замена в белке гидрофильной аминокислоты на гидрофобную
- моносомия по одной из пар хромосом у человека
- полиплоидия
- сдвиг рамки считывания
- трисомия по паре хромосом у человека
ТИП МУТАЦИИ
- генная
- геномная
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры в ответе могут повторяться.
Укажите признаки, характерные для изображённой на рисунке части растения.
Выберите варианта из списка.
- однодомность
- вегетативный орган
- орган размножения
- характерен для голосеменных
- характерен для покрытосеменных
- представляет собой видоизмененный побег
Запишите в поле ответа цифры, соответствующие номерам выбранных вариантов.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Установите соответствие между группой организмов (обозначено цифрами) и ее характеристикой (обозначено буквами).
ХАРАКТЕРИСТИКА
- имеют зелёные железы
- могут использовать радулу для питания
- у некоторых представителей редуцирована голова
- тело может состоять из большого количества сегментов
- имеют хитиновый покров
- многие имеют известковую раковину
ГРУППА ОРГАНИЗМОВ
- Моллюски
- Ракообразные
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите последовательность расположения таксонов животного, начиная с самого крупного.
- Джунгарский хомячок
- Хордовые
- Млекопитающие
- Мохноногие хомячки
- Грызуны
- Хомяковые
Запишите в поле ответа цифры, соответствующие номерам таксонов, в правильной последовательности.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Укажите функции, которые выполняют соединительные ткани в организме
человека.
- сократимость
- защита
- проводимость
- опора
- барьер
- транспорт питательных веществ
Укажите в поле для ответа номера трех выбранных вариантов ответа.
Установите соответствие между компонентами крови (обозначено цифрами) и их характеристикой (обозначено буквами).
ХАРАКТЕРИСТИКА
- представляют большинство лейкоцитов
- выделяют две группы: B- и T-клетки
- некоторые обеспечивают специфический гуморальный иммунитет
- активно поглощают чужеродные тела
- некоторые клетки дозревают в тимусе
КОМПОНЕНТЫ КРОВИ
- лимфоциты
- фагоциты
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного
импульса через структуры зрительного анализатора.
- зрительный нерв
- стекловидное тело
- сетчатка
- хрусталик
- роговица
- зрительная зона коры мозга
Укажите в поле для ответа верную последовательность номеров.
Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида рыжего таракана.
- Рыжий таракан — небольшое насекомое с неполным превращением.
- Самки отличаются от самцов: их брюшко более округлое, а крылья длиннее.
- Сейчас мы чаще всего можем увидеть тараканов рядом с человеческим жильём.
- В человеческом жилье тараканы находят себе пищу, которая может быть самой разнообразной: остатки продуктов, бумага, ткани и даже мыло.
- В природе таракан способен жить только в теплых условиях.
- Ему подходит климат Средней Азии, откуда он и был завезен в Европу.
В ответе укажите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.
Установите соответствие между теорией возникновения жизни на Земле (обозначено цифрами) и ее положением (обозначено буквами).
ПОЛОЖЕНИЕ
- жизнь могла быть занесена на Землю вместе с космическим телом
- изначальный синтез органических веществ происходил вне организмов
- клеточной жизни предшествовали коацерваты
- жизнь зародилась в водах первичного океана
- не объясняет возникновение жизни как таковой
ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ
- теория панспермии
- теория абиогенеза Опарина
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры
в ответе могут повторяться.
Укажите основные свойства естественной экосистемы.
- способность к саморегуляции
- не участвует в глобальных круговоротах веществ
- для функционирования не нуждаются во внешней энергии
- преобладание монокультуры
- высокое видовое разнообразие
- разветвлённые цепи питания
Запишите номера трех выбранных вариантов ответа подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Установите соответствие между основными компонентами экосистем (обозначено цифрами) и их характеристикой (обозначено буквами).
ХАРАКТЕРИСТИКА
- являются автотрофами
- единственным источником энергии является расщепление органических веществ
- являются гетеротрофами
- питаются органическими веществами мёртвых организмов
- для синтеза органических веществ используют углекислый газ и воду
КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ
- продуценты
- редуценты
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите последовательность процессов, происходящих в клеточном цикле
соматической клетки.
- расхождение хромосом к полюсам клетки
- образование двух клеток
- выстраивание хромосом по экватору клетки
- разрушение ядра
- удвоение ДНК
Укажите в поле для ответа верную последовательность номеров.
Проанализируйте представленную таблицу.
Заполните пустые ячейки таблицы (обозначено буквами) необходимыми по
смыслу элементами из списка (обозначено цифрами).
Объект | Определение | Пример |
(А) ________ | определяется функциональным единством живых организмов и среды их обитания | хвойный лес, озеро |
биотоп | (Б) ________ | пустыня,склон оврага |
биоценоз | исторически сложившаяся группа растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоема | (В) ________ |
Спиcок терминов:
- экосистема
- животные, растения и грунт леса
- сочетание физических и химических характеристик воздушной или водной среды, существенных для населяющих эту среду организмов
- совокупность организмов леса
- фитоценоз
- зооценоз
- важнейшая составляющая часть экосистемы, преобразованная микроорганизмами
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.
Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Проанализируйте график, отражающий концентрацию глюкозы и инсулина в крови после приема пищи.
Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика.
- После приёма пищи концентрация инсулина в крови повышается.
- При следующем приёме пищи такой реакции не произойдет.
- Концентрация глюкозы в крови повышается после приема пищи.
- При повышенной концентрации глюкозы в крови развивается сахарный диабет.
- Концентрация инсулина повышается до приёма пищи.
В ответе укажите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.