Ес привилегиями и иммунитетами

Ес привилегиями и иммунитетами thumbnail

Автор: Четвериков Артем Олегович

Протокол
о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза*(1)
(в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 г.)

Высокие договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что в соответствии со статьей 343 Договора о функционировании Европейского Союза и статьей 191 Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (ЕСАЭ) Европейский Союз и ЕСАЭ пользуются на территории государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их задач,

согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском Союзе, Договору о функционировании Европейского Союза и Договору об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии:

Глава I
Имущество, фонды, активы и операции Европейского Союза

Статья 1

(бывшая статья 1)*(2)

Помещения и здания Союза неприкосновенны. Они не подлежат обыску, реквизиции, конфискации или экспроприации. Имущество и активы Союза не могут служить объектом никаких принудительных мер, принимаемых в административном или судебном порядке, без санкции Суда.

Статья 2

(бывшая статья 2)

Архивы Союза неприкосновенны.

Статья 3

(бывшая статья 3)

Союз, его активы, доходы и иное имущество освобождаются от любых прямых налогов.

Правительства государств-членов, по возможности, принимают надлежащие меры в целях возврата или возмещения суммы косвенных налогов и налогов с продаж, входящих в цену движимого или недвижимого имущества, в тех случаях, когда Союз производит для своего служебного пользования значительные покупки, цена которых включает такого рода налоги. Однако применение данных положений не должно вызывать искажения конкуренции внутри Союза.

Никакое освобождение не предоставляется в отношении налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой лишь обычную оплату коммунальных услуг.

Статья 4

(бывшая статья 4)

Союз освобождается от любых таможенных пошлин, запретов и ограничений на импорт и экспорт в отношении предметов, предназначенных для его служебного пользования; предметы, импортированные в таком качестве, могут возмездно или безвозмездно отчуждаться на территории страны, в которую они были доставлены, только при соблюдении условий, одобренных ее правительством.

Союз также освобождается от любых таможенных пошлин и любых запретов и ограничений на импорт и экспорт в отношении своих публикаций.

Глава II
Сообщения и пропуска

Статья 5

(бывшая статья 6)*(3)

Применительно к своим официальным сообщениям и передаче всех своих документов институты Союза на территории каждого государства-члена пользуются режимом, предоставляемым этим государством дипломатическим миссиям.

Служебная корреспонденция и другие официальные сообщения институтов Союза не могут подвергаться цензуре.

Статья 6

(бывшая статья 7)

Пропуска, форму которых устанавливает Совет, постановляя простым большинством, и которые признаются органами государств-членов в качестве действительных документов для передвижения, могут выдаваться членам и сотрудникам институтов Союза председателями последних. Данные пропуска выдаются служащим и другим сотрудникам на условиях, закрепляемых Статутом служащих и режимом других сотрудников Союза*(4).

Комиссия может заключать соглашения с целью обеспечить признание указанных пропусков в качестве действительных документов для передвижения по территории третьих государств.

Глава III
Члены Европейского парламента

Статья 7

(бывшая статья 8)

На свободное перемещение членов Европейского парламента, направляющихся в место проведения заседания Европейского парламента или возвращающихся из этого места, не должно накладываться никаких административных или иных ограничений.

В таможенной сфере и в сфере валютного контроля членам Европейского парламента предоставляются:

а) их собственным правительством такие же льготы, какие признаны за высокопоставленными служащими, которые направляются за рубеж во временную служебную командировку;

b) правительствами остальных государств-членов такие же льготы, какие признаны за представителями иностранных правительств, которые находятся во временной служебной командировке.

Статья 8

(бывшая статья 9)

Члены Европейского парламента не могут обыскиваться, задерживаться или подвергаться преследованию в связи с высказанными ими мнениями или их голосованием в ходе осуществления своих функций.

Статья 9

(бывшая статья 10)

Во время сессий Европейского парламента его члены пользуются:

а) на своей национальной территории — иммунитетами, которые признаны за членами парламента их страны;

b) на территории всех остальных государств-членов — правом не подвергаться любой мере по задержанию или любому преследованию в судебном порядке.

Иммунитет также распространяется на членов Европейского парламента, когда они направляются в место проведения заседания последнего или возвращаются из этого места.

Ссылки на иммунитет не допускаются, когда лицо застигнуто на месте преступления, а наличие иммунитета не может служить препятствием для реализации права Европейского парламента снимать иммунитет с любого из своих членов.

Глава IV
Представители государств-членов, участвующие в работе институтов Европейского Союза

Статья 10

(бывшая статья 11)

Представители государств-членов, участвующие в работе институтов Союза, а также их советники и технические эксперты в период осуществления своих функций и во время своих поездок к месту проведения заседания и обратно пользуются привилегиями, иммунитетами или льготами, признаваемыми в силу обычая.

Настоящая статья также применяется к членам консультативных органов Союза.

Глава V
Служащие и другие сотрудники Европейского Союза

Статья 11

(бывшая статья 12)

На территории каждого из государств-членов служащие и другие сотрудники Союза независимо от своего национального гражданства:

а) пользуются иммунитетом от юрисдикции в отношении действий, совершенных ими в своем официальном качестве, включая их устные и письменные заявления, с оговоркой о применении положений Договоров, относящихся, с одной стороны, к правилам ответственности служащих и других сотрудников перед Союзом, и, с другой стороны, к полномочиям Суда Европейского Союза разрешать споры между Союзом и его служащими и другими сотрудниками. Они продолжают пользоваться этим иммунитетом после прекращения своих функций;

Читайте также:  Как вырабатывается иммунитет в организме

b) вместе со своими супругами и членами своей семьи, находящимися на их иждивении, не подпадают под действие положений, ограничивающих иммиграцию, и условий о регистрации иностранцев;

c) в том, что касается правил валютного регулирования и валютного контроля, пользуются льготами, которые в силу обычая признаются за служащими международных организаций;

d) пользуются правом на беспошлинный ввоз своей мебели и своих вещей при первом вступлении в должность на территории заинтересованной страны и правом на беспошлинный вывоз обратно своей мебели и своих вещей после прекращения своих функций на территории указанной страны в обоих случаях при соблюдении условий, признанных необходимыми правительством страны, где осуществляется данное право;

е) пользуются правом на беспошлинный ввоз своего автомобиля, предназначенного для их личного пользования, который был приобретен в стране их последнего места жительства или в стране их гражданской принадлежности на условиях ее внутреннего рынка, и правом на беспошлинный вывоз обратно этого автомобиля в обоих случаях при соблюдении условий, признанных необходимыми правительством заинтересованной страны.

Статья 12

(бывшая статья 13)

На условиях и в порядке, которые устанавливают Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с заинтересованными институтами, служащие и другие сотрудники Союза облагаются в его пользу налогом на выплачиваемые Союзом оклады, заработную плату и жалованье.

Они освобождаются от национальных налогов на оклады, заработную плату и жалованье, выплачиваемые Союзом.

Статья 13

(бывшая статья 14)

В целях применения налогов на доходы и на имущество, налогов на наследование, а также заключенных между государствами-членами Союза конвенций по избежанию двойного налогообложения, служащие и другие сотрудники Союза, которые исключительно в связи с выполнением своих функций на службе Союза поселяются на территории государства-члена, отличного от страны их налогового домицилия к моменту поступления на службу Союза, рассматриваются как в стране их проживания, так и в стране их налогового домицилия в качестве лиц, сохранивших свой домицилий на территории последней, если она является членом Союза. Данное положение также применяется к супругам в той мере, в какой они не занимаются собственной профессиональной деятельностью, и к детям, находящимся на иждивении и попечении лиц, упомянутых в настоящей статье.

Движимое имущество, которое принадлежит лицам, указанным в предыдущем абзаце, и находится на территории государства проживания, освобождается от налогов на наследование в этом государстве; в целях определения подобных налогов данное имущество считается находящимся в государстве их налогового домицилия, при соблюдении прав третьих государств*(5) и с оговоркой о возможном применении положений международных конвенций по вопросам двойного налогообложения.

Домицилии, приобретенные исключительно в связи с осуществлением функций на службе других международных организаций, не принимаются во внимание в ходе применения положений настоящей статьи.

Статья 14

(бывшая статья 15)

Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с заинтересованными институтами, устанавливают режим социальных пособий для служащих и других сотрудников Союза.

Статья 15

(бывшая статья 16)

Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с другими заинтересованными институтами, определяют категории служащих и других сотрудников Союза, на которых полностью или частично распространяют действие положения статьи 11, второго абзаца статьи 12 и статьи 13.

Имена, должности и адреса служащих и других сотрудников, включенных в эти категории, периодически сообщаются правительствам государств-членов.

Глава VI
Привилегии и иммунитеты аккредитованных при Европейском Союзе миссий третьих стран

Статья 16

(бывшая статья 17)

Государство-член, на территории которого расположено местонахождение Союза*(6), предоставляет аккредитованным при Союзе миссиям третьих стран дипломатические иммунитеты и привилегии, признаваемые в силу обычая.

Глава VII
Общие положения

Статья 17

(бывшая статья 18)

Привилегии, иммунитеты и льготы предоставляются служащим и другим сотрудникам Союза исключительно в интересах Союза.

Каждый институт Союза обязан снимать иммунитет, предоставленный служащему или другому сотруднику, во всех случаях, когда снятие данного иммунитета, по его мнению, не противоречит интересам Союза.

Статья 18

(бывшая статья 19)

В целях применения настоящего Протокола институты Союза сотрудничают с ответственными органами заинтересованных государств-членов.

Статья 19

(бывшая статья 20)

Статьи 11 — 14 и статья 17 распространяют действие на членов Комиссии.

Статья 20

(бывшая статья 21)

Статьи 11 — 14 и статья 17 распространяют действие на судей, генеральных адвокатов, секретарей и помощников докладчиков Суда Европейского Союза, без ущерба положениям статьи 3 Протокола о Статуте Суда Европейского Союза об иммунитете судей и генеральных адвокатов от юрисдикции.

Статья 21

(бывшая статья 22)

Настоящий Протокол также применяется к Европейскому инвестиционному банку, к членам его органов, его персоналу и представителям государств-членов, которые участвуют в его работе, без ущерба положениям Протокола об Уставе Европейского инвестиционного банка.

Европейский инвестиционный банк, кроме того, будет освобожден от любого обложения налогами и неналоговыми платежами в связи с увеличениями его капитала, а также от различных формальностей, которые смогут повлечь за собой эти операции в государстве местонахождения*(7). Аналогичным образом, его роспуск и его ликвидация не будут облагаться никакими платежами. Наконец, деятельность Банка и его органов, осуществляемая на условиях его Устава, не будет давать оснований для применения налогов с оборота.

Читайте также:  Как закалять иммунитет взрослому

Статья 22

(бывшая статья 23)

Настоящий Протокол также применяется к Европейскому центральному банку, к членам его органов и его персоналу, без ущерба положениям Протокола об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

Европейский центральный банк, кроме того, будет освобожден от любого обложения налогами и неналоговыми платежами в связи с увеличениями его капитала, а также от различных формальностей, которые смогут повлечь за собой эти операции в государстве местонахождения*(8). Деятельность Банка и его органов, осуществляемая на условиях, предусмотренных Уставом Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, не будет давать оснований для применения налогов с оборота.

──────────────────────────────

*(1) Принят в 1965 г. вместе с «Договором об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ». Первоначальное название: «Протокол о привилегиях и иммунитетах Европейских сообществ». Новая редакция установлена Протоколом N 1 к Лиссабонскому договору 2007 г. — Прим. перев.

*(2) Статьи настоящего Протокола перенумерованы в соответствии с Протоколом N 1 к Лиссабонскому договору 2007 г. Изменения нумерации начинаются со статьи 5 (бывшей статьи 6).

Таблица соответствия между прежней и новой нумерацией статей настоящего Протокола содержится в приложении к Протоколу N 1 к Лиссабонскому договору. — Прим. перев.

*(3) Бывшая статья 5, касавшаяся валютных операций Европейского объединения угля и стали, отменена Протоколом N 1 к Лиссабонскому договор. Бывшая статья 6, соответственно, получила новый номер 5. — Прим. перев.

*(4) См. статью 336 Договора о функционировании Европейского Союза и примечания к ней. — Прим. перев.

*(5) «Третьи государства» (в значении настоящей статьи) любые заинтересованные государства, кроме государства проживания и государства налогового домицилия. — Прим. перев.

*(6) Имеется в виду Бельгия (г. Брюссель), где традиционно размещаются постоянные представительства иностранных государств при Европейском Союзе. — Прим. перев.

*(7) Люксембург. — Прим. перев.

*(8) Федеративная Республика Германия (г. Франкфурт-на-Майне). — Прим. перев.

Источник

Помимо рассмотренных выше основных сфер внутренней компетенции ЕС, предусмотренных в части третьей «Внутренняя политика и деятельности Союза» ДФЕС, Союз также располагает полномочиями в некоторых других сферах внутренней политики, которые предоставлены ему в других частях того же Договора.

Так, на основании части первой «Принципы» ДФЕС (ст. 14) Европейский парламент и Совет уполномочены издавать законодательные акты в форме регламентов, которые устанавливают принципы и условия функционирования служб общеэкономического значения (транспортных, почтовых, коммунальных и др.).

Другая статья части первой (ст. 16) наделяет Европейский парламент и Совет полномочиями издавать законодательство о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных. Реализация этого полномочия одновременно служит предпосылкой для признания в праве ЕС еще одной свободы передвижения (перемещения) в рамках пространства без внутренних границ, названной «свободное перемещение персональных данных». В рамках указанной свободы персональные данные на человека могут передаваться между государствами-членами при условии, что получение, хранение и использование таких данных осуществляются при соблюдении законодательства ЕС (Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных)[1].

Часть вторая «Недискриминация и гражданство Союза» ДФЕС наделяет Европейский парламент и Совет полномочиями издавать законодательство о борьбе с дискриминацией по различным основаниям – дискриминацией между гражданами государств-членов (ст. 18), дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (ст. 19).

Статьи этой части также наделяют Европейский парламент и Совет посредством законодательных актов устанавливать порядок реализации прав, связанных с гражданством ЕС: права свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (ст. 21), права избирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент и в муниципальные органы (ст. 22) и др.

В соответствии с частью третьей «Институциональные и финансовые положения» ДФЕС Союз может принимать разнообразные меры (в том числе законодательные акты) по различным вопросам, относящимся к функционированию институтов и бюджету ЕС: «статус и общие условия осуществления функций» депутатов Европейского парламента (ст. 223), «статус политических партий на европейском уровне» (ст. 224), «необходимые меры в области предупреждения мошенничества, посягающего на финансовые интересы Союза, и в области борьбы с ним» (ст. 325) и др.

Некоторые специальные полномочия ЕС в области внутренней политики вытекают и из последней, части шестой «Общие и заключительные положения» ДФЕС, например, издание законодательства о мерах «по подготовке статистических данных, когда это необходимо для осуществления деятельности Союза» (ст. 338).

В соответствии со ст. 5 ДФЕС указанные выше сферы и вопросы внутриполитической деятельности ЕС относятся к категории совместной компетенции.

В ходе реализации своей внутренней компетенции ЕС нс только регулирует общественные отношения, складывающиеся на совокупной территории государств-членов, но и может выступать непосредственным их участником. Чтобы приобретать и осуществлять от своего собственного имени права и обязанности, Союз должен обладать качеством субъекта права, т.е. иметь правосубъектность. Такая правосубъектность признана за ним ст. 47 ДЕС. Положения процитированной ст. 47 ДЕС развивает и дополняет ст. 335 ДФЕС, согласно которой: «В каждом из государств-членов Союз обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами; он может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. С этой целью его представляет Комиссия. В то же время, на основании своей административной автономии каждый из институтов представляет Союз по вопросам, связанным со своим собственным функционированием».

Читайте также:  Повышение иммунитета от невроза

Правоспособность юридического лица на территории государств-членов включает в себя право Союза заключать гражданско-правовые и иные договоры (контракты), например, на приобретение имущества для своих институтов, договоры подряда на выполнение работ, договоры о выделении грантов физическим и юридическим лицам и т.д.

Составной частью правоспособности ЕС выступает его деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность по своим обязательствам. В соответствии со ст. 340 ДФЕС «договорная ответственность» ЕС регулируется правом, подлежащим применению к соответствующему договору (в соответствии с коллизионными нормами международного частного права). «Внедоговорная ответственность» ЕС, в том числе но обязательствам из причинения вреда, реализуется исходя из принципов, являющихся общими для правовых систем государств-членов. Исходя из этих принципов Союз «должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций».

Иски о внедоговорной ответственности ЕС относятся к юрисдикции Суда ЕС (ст. 268 ДФЕС). Иски о договорной ответственности ЕС, а также иные споры, вытекающие из заключенных Союзом публично-правовых или частноправовых договоров (контрактов), рассматриваются Судом ЕС, если в соответствующем договоре спор отнесен к его юрисдикции, т.е. имеется «арбитражная оговорка» о юрисдикции Суда ЕС (ст. 272 ДФЕС).

Руководящие органы (институты) Союза, как правило, не являются самостоятельными юридическими лицами. Исключением служит Европейский центральный банк, наделенный собственной правосубъектностью и собственным уставным капиталом. Статусом юридического лица также наделяются некоторые вспомогательные подразделения организационного механизма ЕС, которые в праве ЕС обозначаются термином «учреждения» ЕС. Это, например, Европейский инвестиционный банк, Европейское оборонное агентство, Европол, Евроюст, Европейский институт инноваций и технологий, Европейский наблюдательный центр в отношении наркотиков и наркомании и т.д.

Положения источников права ЕС, регулирующие статус учреждений ЕС, повторяют для них нормы ДФЕС о правосубъектности, правоспособности и деликтоспособности, относящиеся к ЕС в целом. Например, согласно ст. 24 Регламента (ЕС) № 851/2004 Европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 г. об учреждении Европейского центра по предотвращению и контролю заболеваний[2]: «Центр обладает правосубъектностью. Во всех государствах-членах он пользуется максимально широкой правоспособностью, признаваемой законом за юридическими лицами. Он может, в частности, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде». Аналогичные правила в отношении договорной и внедоговорной ответственности Центра установлены в ст. 27 Регламента (ЕС) № 851/2004 «Ответственность».

Самостоятельным субъектом права является и Евратом, находящееся под управлением институтов ЕС. Положения учредительного договора Евратома в отношении правосубъектности, правоспособности и деликтоспособности Евратома практически дословно воспроизводят процитированные выше положения учредительных документов ЕС: «Сообщество обладает правосубъектностью» (ст. 185 Договора о Евратоме). «В каждом из государств-членов Сообщество обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами» (ст. 185 Договора о Евратоме) и т.д. Аналогично учреждениям ЕС, самостоятельным юридическим лицом признано и функционирующее в рамках Евратома Агентство по снабжению расщепляющимися материалами.

Для полноценной реализации своих функций ЕС наделяется на территории всех государств-членов привилегиями и иммунитетами. Они закреплены в специальном протоколе, который приложен к учредительным документам ЕС и является их составной частью – Протоколе о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза. Положения Протокола распространяются на Союз в целом, его институты, органы, учреждения, служащих и других сотрудников ЕС. Положения Протокола применяются и к Евратому.

В систему привилегий и иммунитетов ЕС входит, в первую очередь, имущественная неприкосновенность, которая может быть снята только Судом ЕС. В соответствии со ст. 1 Протокола: «Помещения и здания Союза неприкосновенны. Они не подлежат обыску, реквизиции, конфискации или экспроприации. Имущество и архивы Союза не могут служить объектом никаких принудительных мер, принимаемых в административном или судебном порядке, без санкции Суда». Аналогичная неприкосновенность распространяется на архивы Союза (ст. 2).

Материальные активы Союза пользуются налоговыми и таможенными льготами. Они освобождаются от прямых налогов, таможенных пошлин и иных ограничений в отношении предметов, предназначенных для его служебного пользования. По-возможности, Союзу также должны возмещаться суммы косвенных налогов, когда ЕС совершает для своего служебного пользования значительные покупки.

К другим привилегиям и иммунитетам Союза относится запрет цензуры служебной корреспонденции со стороны государств-членов (ст. 5). Официальные пропуска, выдаваемые членам и сотрудникам институтов Союза, должны признаваться всеми государствами-членами в качестве действительных документов для передвижения по их территории (ст. 6).

Специальные привилегии и иммунитеты (в том числе иммунитет от уголовного преследования) также предусмотрены в Протоколе для депутатов Европейского парламента, представителей государств-членов, участвующих в работе институтов ЕС, служащих и других сотрудников самого ЕС, членов персонала аккредитованных при ЕС представительств (миссий) третьих стран.

Источник