Евразийское экономическое сообщество иммунитет
Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС[1]) (2001—2014) — международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях[2]. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза.
Состав[править | править код]
ЕврАзЭС в 2014 году: Страны-участники ЕврАзЭС Бывшие участники Наблюдатели Остальные страны СНГ
Государства-наблюдатели[править | править код]
В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. Государствами-наблюдателями являлись:
Задачи сообщества[править | править код]
- Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер не тарифного регулирования;
- Обеспечение свободы движения капитала;
- Формирование общего финансового рынка;
- Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
- Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
- Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
- Разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
- Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
- Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
- Формирование общего энергетического рынка;
- Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
- Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
- Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
- Сближение и гармонизация национальных законодательств;
- Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества;
- Взаимодействие с ООН.
История создания и основные этапы развития[править | править код]
- В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект евразийского союза государств.
- В 1995—2000 годах происходил поиск оптимальных путей сотрудничества.
- 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (вступил в силу 30 мая 2001 года). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
- В мае 2001 года были приняты документы, регламентирующие работу основных органов Сообщества — Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
- В апреле 2003 года был утверждён Статут Суда ЕврАзЭС.
- В марте 2004 года было подписано Соглашение между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества.
- В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
- В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливо-энергетического баланса государств сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна на рынки сообщества.
- 7 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге на саммите организации Центрально-Азиатского сотрудничества было принято решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС.
- В ноябре 2005 года начал свою работу Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС. Сопредседатель Совета глава Минэкономразвития РФ Герман Греф отметил, что основной задачей этого органа является выработка стратегии и тактики развития сообщества и входящих в него государств в сфере экономической и финансовой политики.
- 24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС.
- В июне 2006 года на Минском саммите стран ЕврАзЭС было принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учётом наработок проекта Единое экономическое пространство (ЕЭП). Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.
- В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Белоруссии, России и Казахстана.
- 2 ноября 2006 года парламент Казахстана ратифицировал протокол к соглашению между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан. Согласно условиям протокола, при сохранении безвизового режима между государствами-членами ЕврАзЭС вводится единый перечень документов для перемещения граждан упомянутых государств по территории сообщества.
- 6 октября 2007 года в Душанбе прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию Таможенного союза был рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза — наднационального органа. Россия получила в нём 57 % голосов, а Казахстан и Белоруссия — по 21,5 %.
- В октябре 2008 года Узбекистан заявил о том, что приостанавливает членство в ЕврАзЭС из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения. 12 ноября 2008 года ЕврАзЭС официально подтвердил факт приостановления Узбекистаном членства в этой организации.
- 12 декабря 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента этой страны Ислама Каримова. Кроме того, по итогам встречи главы правительств заключили соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашение о гармонизации техрегламентов, приняли концепцию формирования общего энергетического рынка государств—членов ЕврАзЭС.
- В 2009 году приступил к работе наднациональный орган Таможенного союза — Комиссия Таможенного союза, был учреждён Антикризисный фонд ЕврАзЭС, был создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, был подписан пакет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, включающий Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, суд Сообщества был наделён функциями органа по разрешению споров в рамках Таможенного союза, был утверждён План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, были утверждены концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС и создания Евразийской инновационной системы.
- После образования Таможенного союза в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.
- В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ[3]. В ходе саммита ЕврАзЭС Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского экономического союза на основе будущего Единого экономического пространства[4].
- В декабре 2012 года была достигнута договорённость о реорганизации ЕврАзЭС с передачей части функций Евразийской экономической комиссии. ЕврАзЭС сохранила за собой решение задач гуманитарной сферы, транспорта, энергетики и реализацию 15 межгосударственных программ.
- 24 октября 2013 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна. При этом входящие в ЕврАзЭС, но не планирующие вступать в ЕАЭС Киргизия и Таджикистан, по словам Назарбаева, могли бы присоединиться к Таможенному союзу в качестве стран-наблюдателей, а Армения может стать членом Таможенного союза[5].
- 10 октября 2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года[6].
Структура[править | править код]
Межгосударственный совет[править | править код]
Межгосударственный совет представлял собой высший орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривал принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определял стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимал решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирался на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимались консенсусом. Принятые решения были обязательными для выполнения во всех государствах—членах Сообщества. Исполнение решений происходило путём принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством[7].
Интеграционный комитет[править | править код]
Интеграционный комитет представлял собой постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относилось обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводились не реже четырёх раз в год. Решения принимались большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствовало взносу каждой стороны в бюджет Сообщества[источник не указан 1638 дней]:
- Россия — 40 голосов
- Белоруссия — 15 голосов
- Казахстан — 15 голосов
- Киргизия − 7,5 голоса
- Армения — 7,5 голоса
Секретариат[править | править код]
Секретариат выполнял функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавлял Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества — высшее административное должностное лицо сообщества, назначавшееся Межгосударственным советом. 6 октября 2007 года в Душанбе в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС генеральным секретарём Сообщества был назначен Таир Мансуров. Секретариат размещался в городах Алма-Ата (Казахстан) и Москва (Россия).
Межпарламентская ассамблея[править | править код]
Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривавший вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Ассамблея формировалась из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В её состав входили:
- от России — 42 парламентария
- от Белоруссии — 16 парламентариев
- от Казахстана — 16 парламентариев
- от Киргизии — 8 парламентариев
- от Армении — 8 парламентариев
Секретариат Межпарламентской ассамблеи размещался в Санкт-Петербурге (Россия).
Евразийский банк развития[править | править код]
Евразийский банк развития — международная организация, учреждённая Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств-участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путём осуществления инвестиционной деятельности.
Антикризисный фонд[править | править код]
Антикризисный Фонд ЕврАзЭС был создан в 2009 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. Общая сумма Фонда составляла 8,513 миллиарда долларов США. Фонд предоставлял финансовые кредиты на поддержку бюджета, платёжного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами[8].
Суд Сообщества[править | править код]
Суд Сообщества обеспечивал единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривал также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества. Суд ЕврАзЭС начал работу 1 января 2012 года в Минске
[9].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Истомин С. И., Моравек Я. И. Таможенный союз стран ЕврАзЭС (комментарий в документах). «Экономика», М., 2001
- Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001. Гл. 7.
- Барков А. В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе. — Журнал российского права. 2003, № 8
Ссылки[править | править код]
- ЕврАзЭС
- Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству
- Университет при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС
- Евразийский Новостной Портал -ЕНП- Новости ЕврАзЭС, СНГ, ЕЭП
- Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества (Минск)
- Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества (Москва)
- ЕврАзЭС(Научная периодика)
- Евразийское экономическое сообщество — статья из энциклопедии «Кругосвет»
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Упразднена в 2014 году.
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане (Казахстан) и вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами-членами.
Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являлись пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В январе 2006 года к организации присоединился Узбекистан (в октябре 2008 года приостановил участие).
Статус наблюдателей при ЕврAзЭС имели Украина, Молдавия и Армения. Также статусом наблюдателя обладали Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.
В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
Основными целями создания ЕврАзЭС являлись: развитие экономического сотрудничества, взаимной торговли государств-членов ЕврАзЭС, эффективное продвижение процесса формирования ТС (Таможенного союза) и ЕЭП (Единого экономического пространства), координация действий государств-членов ЕврАзЭС при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
В число основных задач Сообщества входило:
— завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
— установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
— введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;
— создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
— разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;
— создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
— формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
— формирование общего энергетического рынка;
— создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;
— предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
— сближение и гармонизация национального законодательства;
— обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Высшим органом ЕврАзЭС был Межгосударственный совет, в который входили главы государств и правительств стран Сообщества.
Постоянно действующим руководящим органом ЕврАзЭС был Интеграционный комитет. В его состав входили заместители глав правительств стран ЕврАзЭС.
Организация работы и информационно техническое обеспечение деятельности Межгосударственного совета и Интеграционного комитета осуществлялась Секретариатом Интеграционного комитета во главе с генеральным секретарем.
Главы государств, входящих в Сообщество, назначали постоянных представителей при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия постоянных представителей была предназначена для обеспечения работы Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.
16 августа 2006 года в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза трех государств (Белоруссия, Казахстан, Россия) в рамках ЕврАзЭС. Таможенный союз полноценно функционирует с 1 июля 2011 года.
19 декабря 2009 года в Алма-Ате на неформальной встрече глав государств-членов ТС было принято решение об утверждении Плана действий по формированию ЕЭП (Единое экономическое пространство) Белоруссии, Казахстана и России. С 1 января 2012 года введен в действие пакет из 17 базовых соглашений, формирующих ЕЭП.
18 ноября 2011 года в Москве был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), учреждаемой в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа ТС и ЕЭП.
В соответствии с Договором о ЕЭК, полномочия по вопросам ТС и ЕЭП, которые ранее осуществлялись Межгоссоветом ЕврАзЭС, с 18 ноября 2011 года были переданы в Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС).
18 ноября 2011 года на первом саммите ВЕЭС президентами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, которая являлась своего рода «дорожной картой» дальнейшего интеграционного взаимодействия в форматах ТС и ЕЭП. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 1 января 2015 года.
В ходе заседания ВЕЭС 29 мая 2014 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана и России был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. В начале октября 2014 года в государствах-членах ЕАЭС синхронно были завершены необходимые внутригосударственные процедуры. 1 января 2015 года Договор вступил в силу.
10 октября 2014 года в Минске на последнем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС был подписан Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года. В соответствии с указанным документом свое действие сохраняют 56 международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, дальнейшую реализацию которых государства-участники сочли целесообразной.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников