Факторы формирования идеологического иммунитета
Понятия идеологический иммунитет, безопасность и стабильность в обществе, и их взаимосвязь
Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами, необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.
Изучая историю духовной культуры в Узбекистане и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук — географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.
Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.
Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие законно избранному правительству.
Секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им была присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия.
ИДУ позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения — ИДИ, ИДЛ, акрамия — от иранских организаций, воины ислама — от «воинства Аллаха» и т.д.
Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства.
Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; ислам остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.
Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость.
С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.
Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих. Необходимо научиться сотрудничать с деятелями классического ислама, с провешенным мусульманским духовенством, наладить диалог с умеренными исламистами, готовыми к сотрудничеству со светским режимом.
Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его защитой.
Школы, в которых учат нетерпимости, будут воспитывать поколение нетерпимых лидеров и нацию, поэтому следует поддержать преподавание предметов по правам человека в средних школах и университетах.
Вместе с тем анализ обращений в Омбудсман при Олий Мажлисе Узбекистана выявил ряд недовольств граждан по вопросам религии и применения законодательства о свободе совести. Основные причины недовольства: отсутствие понимания чувств верующих, неправильное толкование закона и его применение, как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан, недостатки в деятельности некоторых исполнительных и судебных органов — бюрократизм, равнодушие.
Проведение научных исследований для определения путей взаимодействия сотрудничества между государством и религиозными организациями, между различными религиозными концессиями позволит добиться устойчивого гражданского согласия в обществе.
В статье 57 Конституции Узбекистана сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений». Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана, были запрещены экстремистские организации, a их лидеры — арестованы.
Библиографическое описание:
Душаев, А. Ж. Глобализация и идеологический иммунитет / А. Ж. Душаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 825-826. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20873/ (дата обращения: 24.07.2020).
В настоящее время одна из общечеловеческих проблем, одна из угроз международной безопасности и прогрессу — это глобализация идеологических процессов и борьба против нее, уменьшение ее влияния и обеспечение информационной безопасности регионов мира. Эта проблема по своим масштабам и угрозам значительно превосходит масштабы терроризма, национальных и религиозных конфликтов, расизма и других угроз безопасности. Сегодня географо-политические и идеологические игры на «великой шахматной доске» — мировой арене все более разгораются, борьба развитых государств за укрепление своего влияния в определенных регионах мира набирает обороты. Наблюдается усиление информационного влияния, применение тактики информационной атаки, что является серьезной опасностью для стабильности и независимости некоторых государств.
Республика Узбекистан расположена в удобном географо-политическом пространстве, имеет богатые природные ресурсы, внутренний рынок и дешевую рабочую силу. Поэтому некоторые силы стремятся установить здесь свое господство, для чего применяют тактику информационного идеологического воздействия. Поэтому важно изучить состояние глобализации угроз идеологических процессов в Центральноазиатском регионе.
Глобализация идеологических процессов, их влияние на сознание народа, их интеграция в мировую экономическую и социальную инфраструктуру связана с различными факторами. В этом процессе особое место занимают средства массовой информации (СМИ). Глобализация, с одной стороны, проявляется в том, что в идеологические процессы втянуты все народы, все регионы мира. С другой стороны, в результате информационной революции люди, живущие в разных точках планеты, могут подвергаться идеологическому воздействию через всемирную сеть. Идеологическое воздействие, информационная атака направлена на определенные цели, в том числе на разжигание национальной розни, национализма, религиозного экстремизма, терроризма, и кроме того некоторые ресурсы отрицательно влияют на сознание молодежи, порождая у них интерес к различным деструктивным движениям и группам.
Конечно, всемирная сеть имеет свои положительные стороны, благодаря которым люди общаются между собой, узнаюи новости политики, науки, общественной жизни и т. д. СМИ, в том числе Интернет, помогают формировать социальные представления, систему ценностей, помогают расширять кругозор и совершенствовать знания.
Попытки оказать воздействие, идеологическое влияние на определенную группу людей, на народ, на общество были всегда. Если заглянем в историю, можем увидеть, что этот процесс с каждым годом развивается и углубляется, расширяет масштабы охвата. Например, есть существенные различия между особенностями оказания идеологического влияния в 70–80 годы ХХ века и сегодняшнего дня.
Особенности идеологического влияния проявляются в том, что процесс протекает быстрыми темпами. Ускорение темпов объясняется тем, что в век высоких информационных технологий любая информация распространяется очень быстро. Пресса, радио, телевидение, кино, Интернет стали распространителями различных идей и средствами воздействия на мировоззрение миллионов, миллиардов людей. Идеологическому влиянию подвергаются все слои населения, все сферы общественной жизни. Нельзя даже представить какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не ощущалось влияние идеологии. К тому же в настоящее время идеологическое влияние не носит стихийный характер, они осуществляется сознательно, направлено на определенные цели, на основе выработанного плана. В этом процессе участвуют различные институты, группы и группировки. В этих условиях становится злободневным ставить во главу политики идеологическое воспитание и идеологическую профилактику. В этом деле должны участвовать негосударственные, неправительственные общественные организации, институты гражданского общества, образовательные и воспитательные учреждения.
Как говорил И. А. Каримов, «Сегодня оружия, накопленного человечеством, хватит на то, чтобы несколько раз уничтожить весь мир. Мы все это хорошо осознаем. Однако самая большая опасность сегодняшнего дня — это непрерывная идеологическая борьба за овладение душами и сознанием людей. Теперь многое решает не борьба на ядерных полигонах, а борьба на идеологических полигонах. Эту горькую правду нельзя забывать” [2].
Некоторые идеи не воспринимаются людьми, а некоторые могут сохраняться в сознании личности в качестве информации. В первом случсае, идея не оставляет следа в сознании и памяти людей, а во втором случае, идея не имеет никакого значения, хотя и хранится в памяти и сознании. Однако, имеется группа людей, в сознании которых идея укрепляется и влияет на их поведение, мышление, становится неразделимой частью их духовного и психологического состояния. Она может призывать их к действиям, превращается в пособие для действий. В этом цель идеологической борьбы: через душу человека проникнуть в его сознание.
Сегодня для нашего общества серьезную опасность представляют следующие идеологические угрозы:
— попытки восстановить исламский халифат и создать под его знаменем империю мусульманских народов;
— попытки фальсифицировать нашу историю, национальные ценности и сущность религии;
— стремление распространить аморальные идеи, способные оказать пагубное воздействие на духовность народа;
— попытки развязать региональные и международные конфликты, используя различные идеологические средства.
Эти угрозы являются формами проявления агрессивной идеологии, направленной, прежде всего, на овладение сознанием простых людей, лишение их собственных национальных ценностей, достижений мировой цивилизации. Чтобы оградить наш народ от различных идеологических угроз, сформировать у общества идеологический иммунитет, необходимо вооружить его подлинно гуманистической идеологией, содержащей в себе мощный импульс духовного возвышения народа. [3]
Иммунитет — это комплекс реакций в организме, способных сохранить в нем постоянное внутренне равновесие защитить его от проникновения внешних инфекций. Иммунитет также выражает особенность человеческого организма не подчиняться влиянию различных инфекционных заболеваний.
Идеологический иммунитет — это система ценностей и знаний, служащие обогащению духовного мира человека, связанные с интересами страны, народа, служащие надежным щитом против идеологических угроз. В формировании идеологического иммунитета важную роль играют не только общественные организации, образовательные учреждения и т. д., но и средства массовой информации.
Литература:
1. Каримов И. А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. — Т.:Узбекистан, 1998. С.60
2. Каримов И. А. Жамиятимиз мафкураси халқни — халқ, миллатни — миллат қилишга хизмат этсин. — Т., 1998. 9-б.
3. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Т.: Узбекистан, 2003. С.22.
Основные термины (генерируются автоматически): идеологическое влияние, процесс, идеологический иммунитет, информационная атака, идеологическое воздействие, всемирная сеть, общественная жизнь, группа людей, серьезная опасность, массовая информация.
3. Формирование идеологического иммунитета – фактор безопасности и стабильности
3.1 Понятия идеологический иммунитет, безопасность и стабильность в обществе, и их взаимосвязь
Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами, необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.
Изучая историю духовной культуры в Узбекистане и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук – географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.
Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.
Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие законно избранному правительству.
Секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им была присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия.
ИДУ позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения – ИДИ, ИДЛ, акрамия – от иранских организаций, воины ислама – от «воинства Аллаха» и т.д.
Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства.
Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; ислам остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.
Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость.
С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.
Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих. Необходимо научиться сотрудничать с деятелями классического ислама, с провешенным мусульманским духовенством, наладить диалог с умеренными исламистами, готовыми к сотрудничеству со светским режимом.
Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его защитой.
Школы, в которых учат нетерпимости, будут воспитывать поколение нетерпимых лидеров и нацию, поэтому следует поддержать преподавание предметов по правам человека в средних школах и университетах.
Вместе с тем анализ обращений в Омбудсман при Олий Мажлисе Узбекистана выявил ряд недовольств граждан по вопросам религии и применения законодательства о свободе совести. Основные причины недовольства: отсутствие понимания чувств верующих, неправильное толкование закона и его применение, как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан, недостатки в деятельности некоторых исполнительных и судебных органов – бюрократизм, равнодушие.
Проведение научных исследований для определения путей взаимодействия сотрудничества между государством и религиозными организациями, между различными религиозными концессиями позволит добиться устойчивого гражданского согласия в обществе.
В статье 57 Конституции Узбекистана сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений». Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана, были запрещены экстремистские организации, a их лидеры – арестованы.
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 149365
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0
… основу будущей «Партии танмаядарного азерлийского ренессанса» (ПТАР) – «Tяnmayadar azяrli intibahı firqяsi» (TAİF). Учитывая особую важность деятельности ПТАР в реализации представляемой азерлийской национальной идеи, имеет смысл дать краткий анализ классовой
природы танмаядарной партии и специфики ее политической позиции. В современном политическом спектре капиталистических стран …
… не что иное, как одна из божественных идей. И если мы станем на западную точку зрения и поместим ее в Божественную сущность, то некой “теофанией” окажется сама актуализация национальной идеи, само бытие нации. Как содержащаяся в самом внутрибожественном бытии — идея нации неминуемо подвергнется “сакрализации”, и национальное строительство подменит собою церковное. Откровением вовне Божественной …
… насилия под прикрытием высоких лозунгов является актом манипуляции общественным сознанием для достижения конкретных политических целей. Глава 2.
Исламский экстремизм и радикализм и их воздействие на национальную безопасность России 2.1. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе В конце 70-х- начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского …
… , «космополитических») и формах (от бытового зоологического национализма до национализма «идейного», концептуального). Ceterum censeo Carthaginem esse delendam! Список литературы Манекин Р.В. Украина: национальная самобытность и национализм. [1][1] См., напр.: Benedict R.F. Pattens of culture. Boston, 1934. [2][2] См., напр.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. [3][3] Или, во …