Феодальный иммунитет иммунитетная грамота это
Феодальный иммунитет
Вообще само понятие иммунитета и связанных сним правовых реалий принадлежит еще Римской империи — от лат. immunitas (свобода от munitas — повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императорские поместья, а во-вторых, поместья-виллы частных лиц, тем или иным образом снискавших себе особые привилегии по императорскому указу. В эпоху варварских королевств (до становления в них собственных принципов правового регулирования отношения собственности) франки, германцы приобретали себе иммунитетный статус тем, что (1) становились владельцами бывших римских поместий, ранее обладавших иммунитетными привилегиями, (2) получали от короны в собственность или в держание бывшие королевские (императорские) поместья, (3) получали заново специальные привилегии, иногда связанные не только со свободой от повинностей финансового порядка. Поскольку финансово-податная система была в значительной степени унаследована от империи, то прежние иммунитетные привилегии просто вписывались в новый административный режим.
С самого начала более широким стал иммунитет церковных владений. Церковь признавалась вправе освобождать своих приверженцев, служащих и подвластных от финансовых и натуральных повинностей в пользу государства, осуществлять в отношении них судебную власть и общее управление их делами. Такие права не касались воинской обязанности, обязанности нести сторожевую службу и участвовать в постройке мостов. Все судебные штрафы, полагавшиеся за те или иные провинности, шли в распоряжение иммуниста — монастырю, вотчиннику и т. п.
Иммунитет мог иметь или всеобщее значение, или касаться только конкретных привилегий или определенных сторон вотчинных прав. Так, в Германии вошло в практику пожалование иммунисту частичного королевского банна, т. е. доли королевских полномочий в отношении конкретного владения или группы владений: охотничьих, рыночных, судебных. Такое право осуществлять в свою пользу сборы и права, шедшие ранее в королевскую казну, способствовало обогащению иммуниста и возрастанию его значения в подчиненной округе. С иммунитетными правами приобреталась, по сути, полноценная власть над округой, которая как бы сливалась с персональным владением, вотчиной.
Внешнее содержание иммунитета состояло в том, что, передав исполнение тех или иных функций вотчиннику, верховная власть запрещала своим местным агентам, управителям, вмешиваться в осуществление этих полномочий и, по существу, выводила из-под их контроля часть территории. «Мы постановляем, — гласила одна из типичных иммунитетных грамот меровингской эпохи, — чтобы ни одно государственное должностное лицо не позволяло себе вступать в эти земли… Мы воспрещаем вам, наши уполномоченные, вступать в эти владения». Иммунитет оформлялся обычно двумя грамотами, издававшимися «для мира и порядка» (Эдикт Хлотаря, 614 г.). Одна грамота выдавалась иммунисту, причем считалось, что это — привилегия строго личная и ее переход по наследству составляет предмет для последующих правовых решений и специального узаконения (хотя могли быть и изначально «вечные» иммунитеты). Другая направлялась в адрес местных управителей, с тем чтобы реально сократитьих полномочия — в позднейших королевствах обычно это было предписание графу, причем с конкретным перечислением тех прав, которые он более не имеет возможности осуществлять на землях иммуниста: «Ты не должен больше вступать в пределы данного владения, не будешь разбирать их тяжбы, ни взымать судебные пени, ни собирать налоги, каковы бы они ни были, ни производить реквизиции; ты не будешь там более пользоваться правом крова и продовольствия [т. е. постоя в домах], ни прибегать к принудительным мерам по отношению к кому бы тони было, ни требовать военного сбора…»
Иммунитет был своего рода подразумеваемым договором: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий в пользу иммуниста, а тот как бы брал на себя все государственные дела, повинности и обязанности с этой территории. По-видимому, и выгоды были взаимными, ибо все это находилось строго в рамках наличной служебной и государственной иерархии. Иммунитеты выдавались всегда только по личной просьбе и только крупным землевладельцам. Корона отказывалась только от пользования своими правами, но вовсе не прекращала действия самих этих прав на той или другой территории. Выдача иммунитета подразумевала, что между короной и владельцем установились особые отношения взаимного признания прав и обязанностей, верховенства и подчиненности. Эти отношения строго личного свойства получили название сюзеренитета-вассалитета.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Борьба за иммунитет
Насколько оппозиционные настроения отражались в высшем партийном руководстве? В 1936 г. меньшевик Б. Николаевский выпустил в «Социалистическом вестнике» статью «Как подготовлялся московский процесс. (Из письма старого большевика)», составленное им по
Феодальный замок XI-XII веков
Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к VIII – IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько
Феодальный город в XI—XII вв.
Начавшийся в IX в. подъем ремесла и торговли привел в XI—XII вв. к расцвету провинциальных городов. Укреплялись экономические связи внутри небольших районов. Ярмарки и рынки возникали не только в городах, но и близ крупных монастырей и светских
Иммунитет евреев против критики
До 1945 г. критиковать евреев разрешалось, теперь — нет.Любая, даже самая осторожная критика еврейства и сионизма — например, за непомерно большое влияние на СМИ или за надменное поведение Центрального совета евреев в Германии — мигом
Феодальный замок XI–XII вв
Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к VIII–IX вв. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько иной
Феодальный суд
Споры между сеньором и вассалом должны решаться в ленном суде. О желании судиться со своим ленником сеньор должен был заранее и при свидетелях известить своего вассала. Суд должен был идти открыто и в присутствии других (не менее 7 человек) вассалов. От
3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА
Рост привилегий крупных землевладельцев в Леоне и Кастилии выражался в дальнейшем развитии институтов иммунитета и энкомьенды. Иммунитеты с XI в. становятся более многочисленными и обширными. Они касаются всегда земель, а не тех или иных лиц.
3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА
Рост привилегий крупных землевладельцев в Леоне и Кастилии выражался в дальнейшем развитии институтов иммунитета и энкомьенды. Иммунитеты с XI в. становятся более многочисленными и обширными. Они касаются всегда земель, а не тех или иных лиц.
3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА
Рост привилегий крупных землевладельцев в Леоне и Кастилии выражался в дальнейшем развитии институтов иммунитета и энкомьенды. Иммунитеты с XI в. становятся более многочисленными и обширными. Они касаются всегда земель, а не тех или иных лиц.
3. ИММУНИТЕТ И ЭНКОМЬЕНДА
Рост привилегий крупных землевладельцев в Леоне и Кастилии выражался в дальнейшем развитии институтов иммунитета и энкомьенды. Иммунитеты с XI в. становятся более многочисленными и обширными. Они касаются всегда земель, а не тех или иных лиц.
4.3. Феодальный способ производства
Когда в наших учебниках от характеристики рабовладения переходили к описанию феодализма и пытались объяснить учащемуся разницу между тем и другим, то обычно подчеркивали, что раба можно было убить, а феодально-зависимого крестьянина —
Интерес или иммунитет к образованию?
Взгляд М. Раеффа, представленный в его обзорной работе, не был сфокусирован на «провинции». В свою очередь, понятие «провинция» хотя и связывается с неким образом, но с трудом поддается однозначному определению. Невольно
а) ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
Французская и английская аристократия по своему историческому положению была призвана к тому, чтобы писать памфлеты против современного буржуазного общества. Во французской июльской революции 1830 г. и в английском движении в пользу
ИММУНИТЕТНЫЕ ГРАМОТЫ
Рост власти светских
и церковных магнатов во франкском
государстве привел к широкой
практике выдачи им от королей иммунитетных
грамот. Такими грамотами светские и церковные
магнаты, а также зависимые от них люди
и поселенцы, ограждались от полицейской,
судебной и финансовой власти графа и
других должностных лиц. В этих грамотах,
в частности, запрещалось вступление графа
на территорию магната для поимки преступника,
для суда, взыскания судебных штрафов,
таможенных пошлин, для постоя, кормления
и пр.
Иммунитетная грамота
помогала магнату именем короля освятить
свою власть, утвердить свое господство
над зависимыми от него людьми и поселенцами
и вместе с тем обеспечить себе независимость
от графской власти.
Иммунитетные грамоты
стали выдаваться во франкском государстве
уже в ранний период его существования.
Эдикт Хлотаря II 614 года говорит об «иммунитетах
(данных) предшествующими государями».
Формулы Маркульфа (VII в.) дают уже вполне
разработанные образцы иммунитетных грамот.
Иммунитетные грамоты
выдавались и светским (главным образом
в меровингскую эпоху) и церковным магнатам.
Сохранились в основном грамоты, данные
церквам и монастырям. Объясняется это
тем, что в церквах и монастырях акты, грамоты
лучше сберегались, а также тем, что с помощью
этих грамот церкви и монастыри постоянно
боролись против попыток захватить их
имущество. Богатства церкви манили к
себе. Церковные писатели (Григорий Турский
и другие) рассказывают о многочисленных
насилиях графов по отношению к духовенству.
Церковь стремилась спасти себя, по выражению
одной из формул Маркульфа (№ 3), от «дикой
жадности всякого графа». Церковные магнаты
поэтому добивались от королей иммунитетных
грамот, стремились получать повторные
грамоты, прибегали порой к составлению
подложных грамот, в особенности от имени
Карла Великого. Из 40 иммунитетных грамот,
напечатанных в Сборнике грамот Пипина,
Карломана и Карла Великого, 26 являются
подтверждением предшествующих грамот,
14 — явно подложны.
Иммунитетные грамоты
составлялись по установившимся образцам.
Разработано было типовое содержание
иммунитетных привилегий.
Иммунитет. Королевская
власть не сопротивлялась росту частной
власти феодалов; а даже способствовала
этому. Король давал церковным и светским
феодалам иммунитетные грамоты, освобождавшие
их владения от всякого вмешательства
государственных служащих. При этом в
руки иммунистов переходила судебно-административная
власть над населением и все средства,
которые шли раньше в государственную
казну.
Иммунитет укреплял право феодальной
собственности. На иммунитетной территории
вотчинник был единственным господином.
У принадлежала власть не только над зависимым,
но и над свободным населением, проживавшим
в пределах его владений. Карл Великий
пытался использовать иммунитет как орудие
укрепления государственной власти, возлагая
на иммунистов ответственность за правосудие,
охрану порядка и сбор ополчения.
Однако расширение иммунитетных привилегий
пошло на пользу только крупным феодалам
и явилось одной из предпосылок
наступившей политической раздробленности.
35. Формула Маркульфа
(VIII в.)
…По просьбе епископа
такого-то ради снискания себе награды
в вечной жизни пожаловали мы ему благодеяние,
состоящее в том, что в пределы поместий
церкви этого епископа, как тех, которые
она в наше время имеет пожалованными
нами или кем-либо иным, так равно и тех,
кои милосердие божие в дальнейшем соизволит
передать в собственность этого святого
места, не смеет входить ни одно государево
должностное лицо для слушания судебных
дел или взыскания каких-либо служебных
штрафов, но сам епископ и преемники его
во имя божие, в силу полного иммунитета
пусть владеют всеми означенными правами…
Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники
и преемники ваши и никакое лицо, облеченное
властью, ни в какое время не осмеливались
входить на землю церкви… ни для слушания
судебных дел, ни для взыскания штрафов
по каким-либо судебным решениям, ни для
пользования постоем и продовольствием,
ни для задержания поручителей И все, что
могла бы получить там казна со свободных
или несвободных и иных людей, проживающих
на землях… церковных, пусть навеки поступает
на лампады означенной церкви.
«Хрестоматия по
истории средних веков», т I,
M , 1953, стр 155.
36. Из Геристальского
капитулярия, лангобардская версия (779
г.)
Глава 9. Разбойников
с иммунитетной территории должностные
лица и фогты иммунитетов должны представлять
на графский суд, когда им о том будет объявлено.
И если скажет [фогт], что не может представить
разбойника, он должен поклясться, что
[действительно] не может представить
после того, как ему предъявлено требование;
[он должен также поклясться], что он не
вступал в соглашение с разбойником для
оттягивания суда и не удалял его от себя…
в целях такого оттягивания. А также должен
поклясться, что добровольно, если сможет,
представит этого разбойника для суда.
Кто этого не сделает, теряет бенефиций
и должность.
«Хрестоматия по
истории средних веков», т. I, M.,
1953, стр 155 — 156.
37. Из капитулярия
Карла Великого (803 г.)
Глава 2. Если кто
нанесет какой-либо ущерб иммуни-тетным
правам, повинен уплатить штраф в размере
600 соли-дов. Но если кто-либо учинит воровство,
или человекоубийство, или какое-либо
иное преступление вне иммунитета и укроется
на иммунитетной территории, граф пусть
требует у епископа, аббата., и их заместителей
выдать ему виновного. Если тот воспротивится
и не пожелает выдать, то при первом отказе
присуждается к 15 солидам штрафа Если
не пожелает выдать при втором вызове,
повинен уплатить 30 солидов Если не согласится
[выдать] и при третьем вызове, то весь
ущерб, какой причинил виновный, должен
возместить тот, кто удержал его внутри
иммунитетной территории и не желал выдать.
При этом сам граф имеет право прийти преследовать
этого человека внутри иммунитета, где
бы он его ни разыскал. Если уже при первом
требовании граф} будет дан ответ, что
виновный, хотя и был внутри иммунитетной
территории, но убежал, [иммунист] должен
поклясться, что не содействовал его бегству
в целях уклонения от правосудия, и больше
от него в этом деле не надо взыскивать
Если же при входе графа на эту иммунитетную
территорию кто-либо осмелится сопротивляться
ему, устроив сборище, граф должен довести
о том до сведения короля .. и там должно
быть определено, чтобы уплатили по 600
солидов как гот, кто нарушил иммунитетные
права, так и тот, кто осмелился оказывать
сопротивление графу, устроив сборище.
«Хрестоматия по
истории средних веков». т. I, M.,
1953, стр. 156
Ôåîäàëüíûé èììóíèòåò
Âîîáùå ñàìî ïîíÿòèå èììóíèòåòà è ñâÿçàííûõ ñ íèì ïðàâîâûõ ðåàëèé ïðèíàäëåæèò åùå Ðèìñêîé èìïåðèè îò ëàò. immunitas (ñâîáîäà îò munitas ïîâèííîñòåé). Òàêîé ñâîáîäîé íàäåëÿëèñü, âî-ïåðâûõ, èìïåðàòîðñêèå ïîìåñòüÿ, à âî-âòîðûõ, ïîìåñòüÿ-âèëëû ÷àñòíûõ ëèö, òåì èëè èíûì îáðàçîì ñíèñêàâøèõ ñåáå îñîáûå ïðèâèëåãèè ïî èìïåðàòîðñêîìó óêàçó.
 ýïîõó âàðâàðñêèõ êîðîëåâñòâ (äî ñòàíîâëåíèÿ â íèõ ñîáñòâåííûõ ïðèíöèïîâ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ îòíîøåíèÿ ñîáñòâåííîñòè) ôðàíêè, ãåðìàíöû ïðèîáðåòàëè ñåáå èììóíèòåòíûé ñòàòóñ òåì, ÷òî ñòàíîâèëèñü âëàäåëüöàìè áûâøèõ ðèìñêèõ ïîìåñòèé, ðàíåå îáëàäàâøèõ èììóíèòåòíûìè ïðèâèëåãèÿìè, ïîëó÷àëè îò êîðîíû â ñîáñòâåííîñòü èëè â äåðæàíèå áûâøèå êîðîëåâñêèå (èìïåðàòîðñêèå) ïîìåñòüÿ, ïîëó÷àëè çàíîâî ñïåöèàëüíûå ïðèâèëåãèè, èíîãäà ñâÿçàííûå íå òîëüêî ñî ñâîáîäîé îò ïîâèííîñòåé ôèíàíñîâîãî ïîðÿäêà. Ïîñêîëüêó ôèíàíñîâî-ïîäàòíàÿ ñèñòåìà áûëà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè óíàñëåäîâàíà îò èìïåðèè, òî ïðåæíèå èììóíèòåòíûå ïðèâèëåãèè ïðîñòî âïèñûâàëèñü â íîâûé àäìèíèñòðàòèâíûé ðåæèì.
Ñ ñàìîãî íà÷àëà áîëåå øèðîêèì ñòàë èììóíèòåò öåðêîâíûõ âëàäåíèé. Öåðêîâü ïðèçíàâàëàñü âïðàâå îñâîáîæäàòü ñâîèõ ïðèâåðæåíöåâ, ñëóæàùèõ è ïîäâëàñòíûõ îò ôèíàíñîâûõ è íàòóðàëüíûõ ïîâèííîñòåé â ïîëüçó ãîñóäàðñòâà, îñóùåñòâëÿòü â îòíîøåíèè íèõ ñóäåáíóþ âëàñòü è îáùåå óïðàâëåíèå èõ äåëàìè. Òàêèå ïðàâà íå êàñàëèñü âîèíñêîé îáÿçàííîñòè, îáÿçàííîñòè íåñòè ñòîðîæåâóþ ñëóæáó è ó÷àñòâîâàòü â ïîñòðîéêå ìîñòîâ. Âñå ñóäåáíûå øòðàôû, ïîëàãàâøèåñÿ çà òå èëè èíûå ïðîâèííîñòè, øëè â ðàñïîðÿæåíèå èììóíèñòà ìîíàñòûðþ, âîò÷èííèêó è ò. ï.
Èììóíèòåò ìîã èìåòü èëè âñåîáùåå çíà÷åíèå, èëè êàñàòüñÿ òîëüêî êîíêðåòíûõ ïðèâèëåãèé èëè îïðåäåëåííûõ ñòîðîí âîò÷èííûõ ïðàâ. Òàê, â Ãåðìàíèè âîøëî â ïðàêòèêó ïîæàëîâàíèå èììóíèñòó ÷àñòè÷íîãî êîðîëåâñêîãî áàííà, ò.å. äîëè êîðîëåâñêèõ ïîëíîìî÷èé â îòíîøåíèè êîíêðåòíîãî âëàäåíèÿ èëè ãðóïïû âëàäåíèé: îõîòíè÷üèõ, ðûíî÷íûõ, ñóäåáíûõ. Òàêîå ïðàâî îñóùåñòâëÿòü â ñâîþ ïîëüçó ñáîðû è ïðàâà, øåäøèå ðàíåå â êîðîëåâñêóþ êàçíó, ñïîñîáñòâîâàëî îáîãàùåíèþ èììóíèñòà è âîçðàñòàíèþ åãî çíà÷åíèÿ â ïîä÷èíåííîé îêðóãå. Ñ èììóíèòåòíûìè ïðàâàìè ïðèîáðåòàëàñü, ïî ñóòè, ïîëíîöåííàÿ âëàñòü íàä îêðóãîé, êîòîðàÿ êàê áû ñëèâàëàñü ñ ïåðñîíàëüíûì âëàäåíèåì, âîò÷èíîé.
Âíåøíåå ñîäåðæàíèå èììóíèòåòà ñîñòîÿëî â òîì, ÷òî, ïåðåäàâ èñïîëíåíèå òåõ èëè èíûõ ôóíêöèé âîò÷èííèêó, âåðõîâíàÿ âëàñòü çàïðåùàëà ñâîèì ìåñòíûì àãåíòàì, óïðàâèòåëÿì, âìåøèâàòüñÿ â îñóùåñòâëåíèå ýòèõ ïîëíîìî÷èé è, ïî ñóùåñòâó, âûâîäèëà èç-ïîä èõ êîíòðîëÿ ÷àñòü òåððèòîðèè. «Ìû ïîñòàíîâëÿåì, ãëàñèëà îäíà èç òèïè÷íûõ èììóíèòåòíûõ ãðàìîò ìåðîâèíãñêîé ýïîõè, ÷òîáû íè îäíî ãîñóäàðñòâåííîå äîëæíîñòíîå ëèöî íå ïîçâîëÿëî ñåáå âñòóïàòü â ýòè çåìëè… Ìû âîñïðåùàåì âàì, íàøè óïîëíîìî÷åííûå, âñòóïàòü â ýòè âëàäåíèÿ».
Èììóíèòåò îôîðìëÿëñÿ îáû÷íî äâóìÿ ãðàìîòàìè, èçäàâàâøèìèñÿ «äëÿ ìèðà è ïîðÿäêà» (Ýäèêò Õëîòàðÿ, 614 ã.). Îäíà ãðàìîòà âûäàâàëàñü èììóíèñòó, ïðè÷åì ñ÷èòàëîñü, ÷òî ýòî ïðèâèëåãèÿ ñòðîãî ëè÷íàÿ è åå ïåðåõîä ïî íàñëåäñòâó ñîñòàâëÿåò ïðåäìåò äëÿ ïîñëåäóþùèõ ïðàâîâûõ ðåøåíèé è ñïåöèàëüíîãî óçàêîíåíèÿ (õîòÿ ìîãëè áûòü è èçíà÷àëüíî «âå÷íûå» èììóíèòåòû).
Äðóãàÿ íàïðàâëÿëàñü â àäðåñ ìåñòíûõ óïðàâèòåëåé, ñ òåì ÷òîáû ðåàëüíî ñîêðàòèòü èõ ïîëíîìî÷èÿ â ïîçäíåéøèõ êîðîëåâñòâàõ îáû÷íî ýòî áûëî ïðåäïèñàíèå ãðàôó, ïðè÷åì ñ êîíêðåòíûì ïåðå÷èñëåíèåì òåõ ïðàâ, êîòîðûå îí áîëåå íå èìååò âîçìîæíîñòè îñóùåñòâëÿòü íà çåìëÿõ èììóíèñòà: «Òû íå äîëæåí áîëüøå âñòóïàòü â ïðåäåëû äàííîãî âëàäåíèÿ, íå áóäåøü ðàçáèðàòü èõ òÿæáû, íè âçûìàòü ñóäåáíûå ïåíè, íè ñîáèðàòü íàëîãè, êàêîâû áû îíè íè áûëè, íè ïðîèçâîäèòü ðåêâèçèöèè; òû íå áóäåøü òàì áîëåå ïîëüçîâàòüñÿ ïðàâîì êðîâà è ïðîäîâîëüñòâèÿ [ò. å. ïîñòîÿ â äîìàõ], íè ïðèáåãàòü ê ïðèíóäèòåëüíûì ìåðàì ïî îòíîøåíèþ ê êîìó áû òî íè áûëî, íè òðåáîâàòü âîåííîãî ñáîðà…»
Èììóíèòåò áûë ñâîåãî ðîäà ïîäðàçóìåâàåìûì äîãîâîðîì: êîðîëåâñêàÿ âëàñòü îòêàçûâàëàñü îò îñóùåñòâëåíèÿ åþ ãîñóäàðñòâåííûõ ïîëíîìî÷èé â ïîëüçó èììóíèñòà, à òîò êàê áû áðàë íà ñåáÿ âñå ãîñóäàðñòâåííûå äåëà, ïîâèííîñòè è îáÿçàííîñòè ñ ýòîé òåððèòîðèè. Ïî-âèäèìîìó, è âûãîäû áûëè âçàèìíûìè, èáî âñå ýòî íàõîäèëîñü ñòðîãî â ðàìêàõ íàëè÷íîé ñëóæåáíîé è ãîñóäàðñòâåííîé èåðàðõèè. Èììóíèòåòû âûäàâàëèñü âñåãäà òîëüêî ïî ëè÷íîé ïðîñüáå è òîëüêî êðóïíûì çåìëåâëàäåëüöàì.
Êîðîíà îòêàçûâàëàñü òîëüêî îò ïîëüçîâàíèÿ ñâîèìè ïðàâàìè, íî âîâñå íå ïðåêðàùàëà äåéñòâèÿ ñàìèõ ýòèõ ïðàâ íà òîé èëè äðóãîé òåððèòîðèè. Âûäà÷à èììóíèòåòà ïîäðàçóìåâàëà, ÷òî ìåæäó êîðîíîé è âëàäåëüöåì óñòàíîâèëèñü îñîáûå îòíîøåíèÿ âçàèìíîãî ïðèçíàíèÿ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, âåðõîâåíñòâà è ïîä÷èíåííîñòè. Ýòè îòíîøåíèÿ ñòðîãî ëè÷íîãî ñâîéñòâà ïîëó÷èëè íàçâàíèå ñþçåðåíèòåòà-âàññàëèòåòà.