Формирование идеологического иммунитета как фактор безопасности и стабильности

Формирование идеологического иммунитета как фактор безопасности и стабильности thumbnail

Понятия идеологический иммунитет, безопасность и стабильность в обществе, и их взаимосвязь

Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами, необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.

Изучая историю духовной культуры в Узбекистане и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук — географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.

Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.

Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие законно избранному правительству.

Секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им была присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия.

ИДУ позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения — ИДИ, ИДЛ, акрамия — от иранских организаций, воины ислама — от «воинства Аллаха» и т.д.

Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства.

Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; ислам остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.

Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость.

С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.

Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих. Необходимо научиться сотрудничать с деятелями классического ислама, с провешенным мусульманским духовенством, наладить диалог с умеренными исламистами, готовыми к сотрудничеству со светским режимом.

Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его защитой.

Школы, в которых учат нетерпимости, будут воспитывать поколение нетерпимых лидеров и нацию, поэтому следует поддержать преподавание предметов по правам человека в средних школах и университетах.

Вместе с тем анализ обращений в Омбудсман при Олий Мажлисе Узбекистана выявил ряд недовольств граждан по вопросам религии и применения законодательства о свободе совести. Основные причины недовольства: отсутствие понимания чувств верующих, неправильное толкование закона и его применение, как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан, недостатки в деятельности некоторых исполнительных и судебных органов — бюрократизм, равнодушие.

Читайте также:  Алармины эндогенные активаторы воспаления и врожденного иммунитета

Проведение научных исследований для определения путей взаимодействия сотрудничества между государством и религиозными организациями, между различными религиозными концессиями позволит добиться устойчивого гражданского согласия в обществе.

В статье 57 Конституции Узбекистана сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений». Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана, были запрещены экстремистские организации, a их лидеры — арестованы.

Источник

Понятия идеологический иммунитет, безопасность и стабильность в обществе, и их взаимосвязь

Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами, необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.

Изучая историю духовной культуры в Узбекистане и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук — географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.

Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.

Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие законно избранному правительству.

Секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им была присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия.

ИДУ позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения — ИДИ, ИДЛ, акрамия — от иранских организаций, воины ислама — от «воинства Аллаха» и т.д.

Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства.

Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; ислам остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.

Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость.

С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.

Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих. Необходимо научиться сотрудничать с деятелями классического ислама, с провешенным мусульманским духовенством, наладить диалог с умеренными исламистами, готовыми к сотрудничеству со светским режимом.

Читайте также:  Лишай при снижении иммунитета

Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его защитой.

Школы, в которых учат нетерпимости, будут воспитывать поколение нетерпимых лидеров и нацию, поэтому следует поддержать преподавание предметов по правам человека в средних школах и университетах.

Вместе с тем анализ обращений в Омбудсман при Олий Мажлисе Узбекистана выявил ряд недовольств граждан по вопросам религии и применения законодательства о свободе совести. Основные причины недовольства: отсутствие понимания чувств верующих, неправильное толкование закона и его применение, как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан, недостатки в деятельности некоторых исполнительных и судебных органов — бюрократизм, равнодушие.

Проведение научных исследований для определения путей взаимодействия сотрудничества между государством и религиозными организациями, между различными религиозными концессиями позволит добиться устойчивого гражданского согласия в обществе.

В статье 57 Конституции Узбекистана сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений». Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана, были запрещены экстремистские организации, a их лидеры — арестованы.

Источник

Темой моей самостоятельной работы является формирования идеологического иммунитета как основа обеспечение безопасности и стабильности. Данная тема сейчас актуально не только в нашей стране, но и во всех странах. В одном из своих выступлений Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов сказал: “Идеологический полигон десятки раз мощнее чем ядерный полигон и отсутствия идеологического иммунитета приведет к хаосу и разращениям вес мир”. Во всем идет борьба в этом идеологическом полигоне за мир и стабильность. Примером может послужить ситуации в соседних странах Средней Азии, в Дальним Востоке, в странах Европы. Эти конфликты возникают из за формировавшегося идеологического вакуума в сознаниях людей.

Целю моей самостоятельной работы является изучение формирования идеологического иммунитета, его роль в преобразовании идеи национальной независимости в основу мировоззрение нашего народа. Так как национальная идея должна быть стержнем каждого человека в нашей стране.

Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами, необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.

Изучая историю духовной культуры в Узбекистане и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук — географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.

Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.

Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие законно избранному правительству.

Читайте также:  Проверить иммунитет перед прививкой

Секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им была присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия.

ИДУ позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения — ИДИ, ИДЛ, акрамия (борцы за веру) — от иранских организаций, воины ислама (исломлашкарлари) — от «воинства Аллаха» (Сирия, Палестина, 60-е годи.) и т. д.

Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства.

Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; ислам остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.

Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость.

С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.

Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих. Необходимо научиться сотрудничать с деятелями классического ислама, с провешенным мусульманским духовенством, наладить диалог с умеренными исламистами, готовыми к сотрудничеству со светским режимом.

Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его защитой.

Школы, в которых учат нетерпимости, будут воспитивать поколение нетерпимых лидеров и нацию, поэтому следует поддержать преподавание предметов по правам человека в средних школах и университетах.

Вместе с тем анализ обращений в Омбудсман при ОлийМажлисе Узбекистана выявил ряд недовольств граждан по вопросам религии и применения законодательства о свободе совести. Основные причины недовольства: отсутствие понимания чувств верующих, неправильное толкование закона и его применение, как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан, недостатки в деятельности некоторых исполнительных и судебных органов — бюрократизм, равнодушие.

Проведение научных исследований для определения путей взаимодействия сотрудничества между государством и религиозными организациями, между различными религиозными концессиями позволит добиться устойчивого гражданского согласия в обществе.

В статье 57 Конституции Узбекистана сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений». Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана, были запрещены экстремистские организации, a их лидеры — арестованы1.

Вывод:

По моему мнению, формирования идеологического иммунитета определяется степенью ее соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное — как оно отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия.

Источник