Фз об иммунитет государств
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Юрисдикционный иммунитет государства — это имеющийся в международном праве принцип, согласно которому органы власти других стран не могут оказывать влияния на суверенное государство. До недавнего времени Российская Федерация базировалась на идее абсолютного иммунитета. Однако в связи с принятием закона ФЗ-297 Россия отходит от прошлых принципов в пользу ограниченного права неподсудности государства суду другой страны, который применяется в США и других европейских странах. Рассмотрим подробнее, что говорит закон и какие изменения он претерпел в последней редакции.
Описание закона ФЗ-297 о юрисдикционных иммунитетах
Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» был принят Госдумой 23 октября 2015 года и одобрен Совфедом через 5 дней в том же году. 3-го ноября того же года настоящий ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным, а 1 января 2016 года вступил в правовую силу. Действующий закон регламентирует характерные черты регулирования правоотношений, которые связаны с применением Россией юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и ее собственности.
Содержание закона включает в себя 18 статей, которые раскрывают особенности использования юрисдикционного иммунитета стран из зарубежья:
- ст. 1 — объект регулирования действующего ФЗ;
- ст. 2 — ключевая терминология, используемая в ФЗ;
- ст. 3 — незатронутые действующим постановлением привилегии и иммунитеты;
- ст. 4 — использование принципа взаимности в предмете обсуждения юрисдикционного иммунитета;
- ст. 5 — выражение согласия страны из зарубежья на применение юрисдикции судебной инстанцией России;
- ст. 6 — воздержание от судебной неприкосновенности;
- ст. 7-13 — неиспользование судебной неприкосновенности, касательно споров, возникших с участием другой страны в гражданско-правовых сделках, а также трудовых споров, споров с участием юрлиц, споров о правах на собственность, о возмещении ущерба, об интеллектуальной собственности, споры с использованием судна;
- ст. 14 — юрисдикционный иммунитет другой страны, касательно мер по обеспечению иска;
- ст. 15 — а также касательно исполнения вердикта судебной инстанции;
- ст. 16 — собственность другой страны, которое пользуется неприкосновенностью в вопросах предпринятых мер по обеспечению иска и исполнения решения суда;
- ст. 17 — судебное разбирательство с участием другой страны;
- ст. 18 — вступление в законную силу настоящего закона.
Ввиду недавнего принятия закона о юрисдикционной неприкосновенности, он не успел подвергнуться корректировкам. Пересмотр действующего, недавно принятого законопроекта предусмотрен через 3 года, после его принятия.
Скачать текст ФЗ-297
Скачать текст закона №297 «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» можно по ссылке.
Судебные инстанции на территории Российской Федерации получили право ограничивать юрисдикционный иммунитет государства из зарубежья на основании принципа взаимности. Под понятием данной неприкосновенности понимается в первую очередь — судебная неприкосновенность. Это значит, что иностранное государство не подпадает под юрисдикцию судебных инстанций России и оно не будет привлечено к судебным разбирательствам. У российских судов есть право применять тот объем юрисдикционных иммунитетов, каким может воспользоваться Российская Федерация в иностранном государстве. На этой же основе происходит и ограничение юрисдикционной неприкосновенности, если выявлены подобные ограничения в иностранном государстве. В настоящем законе также присутствует перечень споров, при которых судебная неприкосновенность не используется — в трудовых спорах, в вопросах с предпринимательской деятельностью, о возмещении ущерба, интеллектуальной собственности или прав на имущество.
Изменения, внесенные в ФЗ о государственном иммунитете
В ФЗ об юрисдикционном иммунитете, принятом 03.11.2015, не вносилось до сих пор корректировок. Ввиду его недавнего принятия, пересмотр действующих положений закона следует ожидать по прошествии не ранее 3-х лет.
Принцип взаимности декларируется в действующем ФЗ. Если в отношении России будут применяться ограничения юрисдикционного иммунитета на территории другой страны, то те же последствия ждут страну на территории Российской Федерации.
Неприкосновенным считается имущество иностранного государства, которое находится в его собственности и используется от его имени:
- имущество, которое используют в дипломатических целях;
- военное вооружение;
- ценные предметы культуры и архивы;
- имущество, используемое для проведения выставок;
- собственность ЦБ или другого финансового учреждения иностранного государства.
Реализация положений настоящего закона о юрисдикционной неприкосновенности потребовала внесения поправок в другие законодательные акты — ГПК, АПК РФ и в ФЗ-229.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Предметом закона номер 297 «О юрисдикционных иммунитетах» является кредо суверенности отдельно взятой державы, которое дает ей право не подчиняться вердиктам, вынесенным структурами власти иного государства. Данные положения вошли в законодательство РФ относительно недавно. Их рассмотрение приводится в данной статье.
Описание 297 ФЗ
Утверждение и одобрение закона № 297 прошло в 2015-м, 23.10 и 28.10 соответственно. Ввиду того, что законопроект является недавним, его пока еще не подвергали редактуре. Документ получил полную юридическую силу в первый день первого месяца 2016 года. Его фундаментальное значение заключается в координации отношений юриспруденции с применением суверенных иммунитетов между сторонним государством и российской стороной.
По составу акт номер 297 подразделяется на восемнадцать статей. Их суть можно свести к следующим аспектам:
- Ст. первая – описывает предмет регламента ФЗ № 297;
- Ст. вторая – термины, встречающиеся в тексте закона;
- Ст. третья – привилегии и права, на которые не распространяется действие ФЗ об юрисдикционном иммунитете;
- Ст. четвертая – принцип взаимности и его базовое значение;
- Ст. пятая – определяет процесс, в ходе которого иностранное государство выражает согласие на решение вопросов права судом РФ;
- Ст. шестая – отказ от иммунитета в суде другой страны;
- Статьи с седьмой по двенадцатую – положения о неиспользовании неприкосновенности юрисдикционного характера в отношении тяжб по договорам цивилистики, споров о правах на интеллектуальную собственность, трудовых споров, имущественных тяжб и исков касательно компенсации ущерба;
- Ст. тринадцатая – невозможность использования судейского иммунитета в вопросах эксплуатации иноземных судов;
- Ст. четырнадцатая – поручительство иностранного государства по поводу иска и его иммунитет согласно данному аспекту;
- Ст. пятнадцатая – вердикт суда и обеспечение неприкосновенности другой страны, их корреляция;
- Ст. шестнадцатая – предметы достояния иностранного государства, защищенные от судебного вердикта и мер по осуществлению положений иска;
- Ст. семнадцатая – положение о другой стране как о фигуранте судебного процесса;
- Ст. восемнадцатая – актуализация ФЗ № 297.
Директива по предоставлению равных прав и тождественной ответственности, предоставляемых друг другом государствами, является принципом интернационального права или так называемым принципом взаимности. Он служит основной для рестрикции суверенного иммунитета иностранного государства, которую могут осуществлять отечественные судебные инстанции в пределах РФ. Говоря иначе, российская сторона обладает тем же набором прав в отношении иностранного государства по вопросу юрисдикционного иммунитета, какой имеется у другой страны. Это гарантирует соблюдение принципов взаимоуважения и поддержание интернационального сотрудничества на высоком дипломатическом уровне.
Основные положения Федерального закона 184 в новой редакции здесь:
Какие были внесены изменения?
Поскольку ФЗ об юрисдикционном иммунитете был принят не так давно, существенные изменения в его структуру с момента актуализации в ноябре 2015-го не вносились. На данный момент основные принципы, задекларированные в законе под номером 297, предполагают соразмерный ответ на рестрикции, накладываемые со стороны иностранного государства. Иными словами, власти РФ уполномочены реагировать аналогичным образом, если в отношении страны будет применено ограничение юрисдикционного иммунитета. При этом собственность другого государства, которая не подлежит санкциям, включает в себя:
- Собственность, принадлежащая дипломатическим миссиям;
- Военное снаряжение и его предметы;
- Объекты культурного значения, учреждения по хранению архивных документов, архивные бумаги и документы;
- Экспозиционное имущество;
- Имущество финансовых организаций, принадлежащих собственнику, в роли которого выступает другое государство.
Скачать закон о юрисдикционном иммунитете иностранного государства
Тематика и содержание закона номер 297 будет познавательным для студентов юридического факультета, а также лиц, вовлеченных в процессы юрисдикции.
Рекомендуем скачать Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 N 297-ФЗ в его последней редакции по следующей ссылке.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2011, N 29, ст. 4291) следующие изменения:
1) статью 251 изложить в следующей редакции:
«Статья 251. Судебный иммунитет международных организаций
1. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации, федеральным законом.
2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.»;
2) раздел V дополнить главой 33.1 следующего содержания:
«Глава 33.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ
ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
Статья 256.1. Производство по делам с участием иностранного государства
1. Предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации, принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений арбитражного суда, а также рассмотрение заявлений о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
2. Дела с участием иностранного государства рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 32 и 33 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. Заявления о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, рассматриваются в порядке, установленном настоящей главой, главой 31 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
3. Для целей настоящего Кодекса понятие «иностранное государство» используется в значении, определяемом Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».
Статья 256.2. Подведомственность и подсудность дел с участием иностранного государства
Подведомственность и подсудность дел с участием иностранного государства судам Российской Федерации определяются по правилам, установленным главой 4 настоящего Кодекса.
Статья 256.3. Юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство
1. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».
2. Иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей. Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учетом требований, предусмотренных статьей 255 настоящего Кодекса.
3. Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством.
4. В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства на подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебных актов, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также на получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Статья 256.4. Подача искового заявления
1. Исковое заявление по спору с иностранным государством и прилагаемые к нему документы должны соответствовать требованиям статей 125 и 126 настоящего Кодекса и подаются в арбитражный суд с копиями искового заявления и прилагаемых к нему документов в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
2. К исковому заявлению также прилагается надлежащим образом заверенный перевод искового заявления и прилагаемых к нему документов на официальный язык или один из официальных языков иностранного государства, привлекаемого к участию в деле.
Статья 256.5. Особенности применения мер по обеспечению иска
1. Меры по обеспечению иска применяются арбитражным судом по заявлению лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 8 настоящего Кодекса, за исключением случаев, если иностранное государство и его имущество, находящееся на территории Российской Федерации, пользуются иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иностранное государство не отказалось от этого иммунитета.
2. Примененные арбитражным судом меры по обеспечению иска подлежат отмене, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что иностранное государство и его имущество, находящееся на территории Российской Федерации, пользуются иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска или иммунитетом в отношении исполнения судебного решения и иностранное государство не отказалось от этих иммунитетов.
Статья 256.6. Направление и вручение иностранному государству извещений и иных процессуальных документов
1. Направление иностранному государству судебного извещения о возбуждении против него дела в суде Российской Федерации, а также иного процессуального документа, подлежащего вручению иностранному государству (далее — судебное извещение), осуществляется арбитражным судом в соответствии с применимым международным договором Российской Федерации.
2. В случае отсутствия применимого международного договора Российской Федерации арбитражный суд направляет судебное извещение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области юстиции, для последующего направления (вручения) иностранному государству по дипломатическим каналам через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
3. Заверенная копия дипломатической ноты, препровождающей направление судебного извещения иностранному государству, с указанием даты ее получения компетентным органом иностранного государства, ведающим вопросами иностранных дел, направляется в арбитражный суд, направивший извещение. Дата получения указанной дипломатической ноты компетентным органом иностранного государства, ведающим вопросами иностранных дел, считается датой вручения судебного извещения.
4. Поступившие в Российскую Федерацию от иностранного государства по дипломатическим каналам отзыв, заявление, ходатайство и иные документы, касающиеся предъявленного к этому иностранному государству иска, направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело по иску к указанному иностранному государству.
5. Указанные в частях 1 — 3 настоящей статьи судебные извещения могут быть вручены арбитражным судом непосредственно под расписку представителю иностранного государства, если он участвует в деле и в установленном порядке наделен соответствующими полномочиями.
6. Судебные извещения о назначении предварительного судебного заседания или о назначении дела к разбирательству в судебном заседании направляются иностранному государству в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее чем за шесть месяцев до дня судебного заседания.
7. Судебные извещения, подлежащие вручению иностранному государству, составляются в двух экземплярах, заверяются судом и сопровождаются надлежащим образом заверенным переводом на официальный язык или один из официальных языков иностранного государства, привлекаемого к участию в деле.
Статья 256.7. Особенности предварительного судебного заседания и прекращения производства по делу
1. В предварительном судебном заседании, проводимом в соответствии со статьей 136 настоящего Кодекса, арбитражный суд с участием сторон также решает вопрос о наличии у иностранного государства судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора.
2. В случае неявки надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте предварительного судебного заседания представителя иностранного государства суд принимает решение на основе материалов, имеющихся в деле.
3. Если имеющиеся в деле материалы не позволяют арбитражному суду в предварительном судебном заседании сделать вывод о наличии у иностранного государства судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, этот вопрос подлежит разрешению при разбирательстве в судебном заседании при рассмотрении дела.
4. Установленные арбитражным судом обстоятельства и вывод арбитражного суда о наличии или отсутствии у иностранного государства судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда должны быть отражены в судебном акте, принимаемом по результатам рассмотрения дела.
5. В случае, если суд в предварительном судебном заседании или при разбирательстве в судебном заседании пришел к выводу о наличии у иностранного государства судебного иммунитета, суд прекращает производство по делу в отношении его.
Статья 256.8. Участие в деле государственных органов
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, по инициативе суда или по собственной инициативе может участвовать в деле для дачи заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве.
2. Заключение указанного в части 1 настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного государственного органа.
3. Заключение указанного в части 1 настоящей статьи федерального органа исполнительной власти подлежит оценке судом по установленным настоящим Кодексом правилам оценки доказательств.
Статья 256.9. Применение принципа взаимности
1. При рассмотрении иска арбитражный суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» может применить принцип взаимности, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что объем юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, не соответствует объему юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых этому иностранному государству в соответствии с законодательством Российской Федерации при разрешении конкретного спора.
2. Соотношение объема юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и юрисдикционных иммунитетов иностранного государства в Российской Федерации определяется арбитражным судом на основании доказательств, представленных сторонами, и заключений государственных органов.
3. Мотивированное решение арбитражного суда о применении принципа взаимности и в соответствии с ним ограничении юрисдикционных иммунитетов иностранного государства при рассмотрении конкретного дела указывается в решении арбитражного суда, принимаемом по итогам рассмотрения этого дела.
Статья 256.10. Рассмотрение дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком
1. Арбитражный суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, в случае его неявки без уважительных причин в судебное заседание при соблюдении следующих условий:
1) иностранное государство в соответствии с требованиями статьи 256.6 настоящего Кодекса надлежащим образом извещено о принятии искового заявления к производству, о возбуждении производства по делу, а также о времени и месте судебного заседания;
2) со дня вручения иностранному государству извещения о возбуждении против него дела прошло не менее шести месяцев;
3) иностранным государством не заявлено ходатайство об отложении на разумный срок судебного заседания либо указанное ходатайство мотивированно отклонено судом.
2. По результатам рассмотрения дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, и при соблюдении всех условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, арбитражный суд может вынести решение в отсутствие указанного иностранного государства, если установит, что в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом в отношении рассматриваемого спора. Копия решения арбитражного суда не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия направляется арбитражным судом иностранному государству в порядке, установленном статьей 256 настоящего Кодекса.
3. Иностранное государство в течение двух месяцев со дня вручения ему в порядке, установленном статьей 256 настоящего Кодекса, копии указанного в части 2 настоящей статьи решения арбитражного суда вправе подать в арбитражный суд, принявший такое решение, заявление о его отмене.
4. Решение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения арбитражного суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение двух месяцев со дня вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Статья 256.11. Привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства
1. При рассмотрении арбитражным судом дела с участием иностранного государства на это иностранное государство не может быть наложен судебный штраф, а также к этому иностранному государству не могут быть предъявлены требования о предварительной оплате судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.
2. Положения части 1 настоящей статьи не препятствуют арбитражному суду взыскать с иностранного государства судебные расходы по правилам, установленным главой 9 настоящего Кодекса, при принятии арбитражным судом решения по результатам рассмотрения дела по существу.
Статья 256.12. Порядок исполнения судебных актов арбитражного суда в отношении иностранного государства
Исполнение судебных актов арбитражного суда, вынесенных в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или заявления о признании и исполнении судебных решений другого иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Исполнительный лист с копией судебного акта арбитражного суда направляется главному судебному приставу Российской Федерации. Одновременно арбитражный суд в порядке, установленном статьей 256.6 настоящего Кодекса, извещает иностранное государство о вступлении судебного акта в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу Российской Федерации для исполнения.».