Фз об иммунитете государства
Новости и аналитика
Новости
Подписан закон о юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его имущества в России
Урегулированы отношения, связанные с применением РФ юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества. Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ.
Согласно документу, юрисдикционный иммунитет иностранного государства включает в себя:
- судебный иммунитет (обязанность суда РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе);
- иммунитет в отношении мер обеспечения иска (обязанность суда РФ воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора или исполнение решения суда);
- иммунитет в отношении исполнения судебного решения (обязанность суда РФ или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда).
При этом вводится принцип взаимности в части ограничения юрисдикицонного иммунитета. Так, российским судам (ВС РФ, федеральным судам общей юрисдикции, арбитражным судам) предоставлена возможность ограничивать юрисдикционный иммунитет иностранного государства в случае, если в этом иностранном государстве России предоставляется юрисдикционный иммунитет в ограниченном объеме. Давать заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве будет МИД России.
Законом также устанавливаются пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества, определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законом. В частности, установлено, что иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом, если оно явно выразило согласие на осуществление судом РФ юрисдикции в отношении конкретного спора в силу международного договора, письменного соглашения, заявления в суде, письменного уведомления суда или письменного уведомления, переданного РФ по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора.
В свою очередь, иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета, если оно предъявило иск в суд РФ, вступило в судебный процесс в суде РФ по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, или предприняло иное действие по существу дела.
Также оговорены случаи неприменения судебного иммунитета по некоторым спорам. Например, иностранное государство не будет пользоваться в России судебным иммунитетом в отношении споров, касающихся прав на недвижимое и иное имущество, находящееся на территории РФ, и обязательств иностранного государства, связанных с этим имуществом. Также иммунитет не будет предоставляться в отношении споров, связанных с осуществлением иностранным государством предпринимательской деятельности на территории нашей страны или на территории другого государства, если последствия такой деятельности имеют связь с территорией России.
Закон вступит в силу с 1 января 2016 года.
Документы по теме:
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»
Читайте также:
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Юрисдикционный иммунитет государства — это имеющийся в международном праве принцип, согласно которому органы власти других стран не могут оказывать влияния на суверенное государство. До недавнего времени Российская Федерация базировалась на идее абсолютного иммунитета. Однако в связи с принятием закона ФЗ-297 Россия отходит от прошлых принципов в пользу ограниченного права неподсудности государства суду другой страны, который применяется в США и других европейских странах. Рассмотрим подробнее, что говорит закон и какие изменения он претерпел в последней редакции.
Описание закона ФЗ-297 о юрисдикционных иммунитетах
Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» был принят Госдумой 23 октября 2015 года и одобрен Совфедом через 5 дней в том же году. 3-го ноября того же года настоящий ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным, а 1 января 2016 года вступил в правовую силу. Действующий закон регламентирует характерные черты регулирования правоотношений, которые связаны с применением Россией юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и ее собственности.
Содержание закона включает в себя 18 статей, которые раскрывают особенности использования юрисдикционного иммунитета стран из зарубежья:
- ст. 1 — объект регулирования действующего ФЗ;
- ст. 2 — ключевая терминология, используемая в ФЗ;
- ст. 3 — незатронутые действующим постановлением привилегии и иммунитеты;
- ст. 4 — использование принципа взаимности в предмете обсуждения юрисдикционного иммунитета;
- ст. 5 — выражение согласия страны из зарубежья на применение юрисдикции судебной инстанцией России;
- ст. 6 — воздержание от судебной неприкосновенности;
- ст. 7-13 — неиспользование судебной неприкосновенности, касательно споров, возникших с участием другой страны в гражданско-правовых сделках, а также трудовых споров, споров с участием юрлиц, споров о правах на собственность, о возмещении ущерба, об интеллектуальной собственности, споры с использованием судна;
- ст. 14 — юрисдикционный иммунитет другой страны, касательно мер по обеспечению иска;
- ст. 15 — а также касательно исполнения вердикта судебной инстанции;
- ст. 16 — собственность другой страны, которое пользуется неприкосновенностью в вопросах предпринятых мер по обеспечению иска и исполнения решения суда;
- ст. 17 — судебное разбирательство с участием другой страны;
- ст. 18 — вступление в законную силу настоящего закона.
Ввиду недавнего принятия закона о юрисдикционной неприкосновенности, он не успел подвергнуться корректировкам. Пересмотр действующего, недавно принятого законопроекта предусмотрен через 3 года, после его принятия.
Скачать текст ФЗ-297
Скачать текст закона №297 «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» можно по ссылке.
Судебные инстанции на территории Российской Федерации получили право ограничивать юрисдикционный иммунитет государства из зарубежья на основании принципа взаимности. Под понятием данной неприкосновенности понимается в первую очередь — судебная неприкосновенность. Это значит, что иностранное государство не подпадает под юрисдикцию судебных инстанций России и оно не будет привлечено к судебным разбирательствам. У российских судов есть право применять тот объем юрисдикционных иммунитетов, каким может воспользоваться Российская Федерация в иностранном государстве. На этой же основе происходит и ограничение юрисдикционной неприкосновенности, если выявлены подобные ограничения в иностранном государстве. В настоящем законе также присутствует перечень споров, при которых судебная неприкосновенность не используется — в трудовых спорах, в вопросах с предпринимательской деятельностью, о возмещении ущерба, интеллектуальной собственности или прав на имущество.
Изменения, внесенные в ФЗ о государственном иммунитете
В ФЗ об юрисдикционном иммунитете, принятом 03.11.2015, не вносилось до сих пор корректировок. Ввиду его недавнего принятия, пересмотр действующих положений закона следует ожидать по прошествии не ранее 3-х лет.
Принцип взаимности декларируется в действующем ФЗ. Если в отношении России будут применяться ограничения юрисдикционного иммунитета на территории другой страны, то те же последствия ждут страну на территории Российской Федерации.
Неприкосновенным считается имущество иностранного государства, которое находится в его собственности и используется от его имени:
- имущество, которое используют в дипломатических целях;
- военное вооружение;
- ценные предметы культуры и архивы;
- имущество, используемое для проведения выставок;
- собственность ЦБ или другого финансового учреждения иностранного государства.
Реализация положений настоящего закона о юрисдикционной неприкосновенности потребовала внесения поправок в другие законодательные акты — ГПК, АПК РФ и в ФЗ-229.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Предметом закона номер 297 «О юрисдикционных иммунитетах» является кредо суверенности отдельно взятой державы, которое дает ей право не подчиняться вердиктам, вынесенным структурами власти иного государства. Данные положения вошли в законодательство РФ относительно недавно. Их рассмотрение приводится в данной статье.
Описание 297 ФЗ
Утверждение и одобрение закона № 297 прошло в 2015-м, 23.10 и 28.10 соответственно. Ввиду того, что законопроект является недавним, его пока еще не подвергали редактуре. Документ получил полную юридическую силу в первый день первого месяца 2016 года. Его фундаментальное значение заключается в координации отношений юриспруденции с применением суверенных иммунитетов между сторонним государством и российской стороной.
По составу акт номер 297 подразделяется на восемнадцать статей. Их суть можно свести к следующим аспектам:
- Ст. первая – описывает предмет регламента ФЗ № 297;
- Ст. вторая – термины, встречающиеся в тексте закона;
- Ст. третья – привилегии и права, на которые не распространяется действие ФЗ об юрисдикционном иммунитете;
- Ст. четвертая – принцип взаимности и его базовое значение;
- Ст. пятая – определяет процесс, в ходе которого иностранное государство выражает согласие на решение вопросов права судом РФ;
- Ст. шестая – отказ от иммунитета в суде другой страны;
- Статьи с седьмой по двенадцатую – положения о неиспользовании неприкосновенности юрисдикционного характера в отношении тяжб по договорам цивилистики, споров о правах на интеллектуальную собственность, трудовых споров, имущественных тяжб и исков касательно компенсации ущерба;
- Ст. тринадцатая – невозможность использования судейского иммунитета в вопросах эксплуатации иноземных судов;
- Ст. четырнадцатая – поручительство иностранного государства по поводу иска и его иммунитет согласно данному аспекту;
- Ст. пятнадцатая – вердикт суда и обеспечение неприкосновенности другой страны, их корреляция;
- Ст. шестнадцатая – предметы достояния иностранного государства, защищенные от судебного вердикта и мер по осуществлению положений иска;
- Ст. семнадцатая – положение о другой стране как о фигуранте судебного процесса;
- Ст. восемнадцатая – актуализация ФЗ № 297.
Директива по предоставлению равных прав и тождественной ответственности, предоставляемых друг другом государствами, является принципом интернационального права или так называемым принципом взаимности. Он служит основной для рестрикции суверенного иммунитета иностранного государства, которую могут осуществлять отечественные судебные инстанции в пределах РФ. Говоря иначе, российская сторона обладает тем же набором прав в отношении иностранного государства по вопросу юрисдикционного иммунитета, какой имеется у другой страны. Это гарантирует соблюдение принципов взаимоуважения и поддержание интернационального сотрудничества на высоком дипломатическом уровне.
Основные положения Федерального закона 184 в новой редакции здесь:
Какие были внесены изменения?
Поскольку ФЗ об юрисдикционном иммунитете был принят не так давно, существенные изменения в его структуру с момента актуализации в ноябре 2015-го не вносились. На данный момент основные принципы, задекларированные в законе под номером 297, предполагают соразмерный ответ на рестрикции, накладываемые со стороны иностранного государства. Иными словами, власти РФ уполномочены реагировать аналогичным образом, если в отношении страны будет применено ограничение юрисдикционного иммунитета. При этом собственность другого государства, которая не подлежит санкциям, включает в себя:
- Собственность, принадлежащая дипломатическим миссиям;
- Военное снаряжение и его предметы;
- Объекты культурного значения, учреждения по хранению архивных документов, архивные бумаги и документы;
- Экспозиционное имущество;
- Имущество финансовых организаций, принадлежащих собственнику, в роли которого выступает другое государство.
Скачать закон о юрисдикционном иммунитете иностранного государства
Тематика и содержание закона номер 297 будет познавательным для студентов юридического факультета, а также лиц, вовлеченных в процессы юрисдикции.
Рекомендуем скачать Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 N 297-ФЗ в его последней редакции по следующей ссылке.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Юрисдикционный иммунитет – это право государства не подчиняться национальным процессуальным правилам других стран. Ограничение такого иммунитета может производиться в форме предъявления в национальные суды исков к другому государству, наложения ареста на его имущество или принудительного исполнения судебного решения в отношении него. До недавнего времени наша страна в сфере юрисдикционных иммунитетов придерживалась позиции, которая, по мнению экспертов, наносила вред интересам государства.
«В России сложилась практика абсолютного иммунитета. В соответствии с ним предъявление исков к иностранным государствам в российских судах, наложение ареста на имущество иностранных государств и некоторые другие действия допускались только при наличии согласия такого государства», – рассказывает юрист судебной практики юридической компании LWC Corp Юлия Сверкунова. При этом другие страны не отвечали взаимностью и все чаще и чаще совершали указанные действия в отношении нашей страны и ее имущества. Происходило это по решению национальных органов и без получения разрешения России. Кроме того, Россия отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, подписав ряд международных договоров по внешнеэкономическим вопросам – в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами.
В целях обеспечения баланса юрисдикционных иммунитетов России и других стран и развития внешнеэкономической деятельности по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова был подготовлен закон, который установил правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»; далее – закон о юрисдикционных иммунитетах). 1 января 2016 года документ вступил в силу.
Согласно закону о юрисдикционных иммунитетах, они включают в себя судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда (п. 3 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Теперь все перечисленные иммунитеты иностранных государств действуют на основе принципа взаимности: Россия может ограничить их в случае, если иностранное государство ограничивает иммунитет нашей страны (ч. 1 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Стоит заметить, что переход к режиму юрисдикционных иммунитетов в таком виде уже осуществили США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Дания, Норвегия и некоторые другие государства.
Таким образом, у России появилась возможность чаще предъявлять иски к иностранным государствам в российских судах, применять меры по обеспечению таких исков и исполнять указанные решения суда, а значит, эффективнее защищать свои нарушенные права. При рассмотрении иска суд вправе применить принцип взаимности по собственной инициативе или по ходатайству стороны (ч. 1 ст. 417.9 ГПК РФ). Однако перед этим он должен проверить, ограничивается ли иммунитет нашей страны в другом государстве и если да, то в каком объеме. Заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве дает МИД России (ч. 2 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Рассмотрим, какие исключения предусмотрел законодатель в новом правовом режиме, и как они будут действовать.
Судебный иммунитет
Cудебный иммунитет – это обязанность российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе (п. 4 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Закон о юрисдикционных иммунитетах установил, что суды могут игнорировать этот запрет, если иностранное государство явно выразило согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора в силу международного договора или письменного соглашения, не являющегося международным договором. Таким же образом расценивается заявление в суде РФ, письменное уведомление суда РФ или письменное уведомление, переданное России по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ч. 1 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Помимо этого предусмотрен круг обстоятельств, при наличии которых зарубежная страна считается отказавшейся от иммунитета, даже если она не заявила об этом прямо. Например, если иностранное государство предприняло действия, свидетельствующие о его желании участвовать в споре (вступило в судебный процесс по существу спора, предъявило встречный иск, заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием возникших споров и т. д.). Отказ иностранного государства от судебного иммунитета, также, как и его согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора, не могут быть отозваны и распространяются на все стадии судебного разбирательства (ч. 2 ст. 5, ч. 5 ст. 6 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Закреплены и обстоятельства, которые, напротив, в качестве согласия иностранного государства на рассмотрение российским судом конкретного спора рассматриваться не могут:
- вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;
- согласие иностранного государства на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора;
- неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде РФ;
- явка представителя иностранного государства в суд РФ для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта (ч. 3 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Установлен также ряд споров, при рассмотрении которых иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом. Так, к ним относятся дела об участии иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности – за исключением трех случаев: сделка сопряжена с исполнением суверенных полномочий иностранного государства (к примеру, ее заключение было необходимо для работы представительства иностранного государства в России) или стороны такой сделки договорились об ином, либо все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами.
МНЕНИЕ
Дмитрий Ястребов, главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н.:
«В зарубежном законодательстве очень распространена концепция ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность уже не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов (в том числе самих государств). Именно на этой концепции основана Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. № 59/38 «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности». А на базе ее норм создан закон о юрисдикционных иммунитетах».
Иностранному государству будет отказано в иммунитете и в ситуации, когда спор проистекает из трудового договора между иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории России. Это правило не будет действовать, когда речь идет о консулах или дипломатических работниках другой страны либо предметом спора является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе и т. д.
Не учитывать иммунитет зарубежных стран суды могут также при разрешении конфликтов о правах и обязанностях иностранного государства в отношении недвижимого имущества на территории России (а также имущества, переданного в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества либо имущества, в отношении которого осуществляется управление).
Другие страны не будут также пользоваться иммунитетом, если с их стороны зафиксировано нарушение интеллектуальных прав третьих лиц и т. д. (ст. 7-13 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и в отношении исполнения решения суда
Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска подразумевает защиту иностранного государства от применения в отношении его имущества ареста и других обеспечительных мер (ч. 1 ст. 417.5 ГПК РФ, ч. 1 ст. 256.5 АПК РФ, п. 5 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). А иммунитет иностранной страны в отношении исполнения решения суда не позволяет российским судам или приставам выставить ее имущество на торги или иным образом принудительно исполнить судебное решение (п. 6 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах, ст. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее – закон об исполнительном производстве).
Иностранное государство пользуется обоими из указанных иммунитетов, за исключением случаев, если оно:
- явно выразило согласие на принятие соответствующих мер;
- зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора (ст. 14-15 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Помимо этого, иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда, если установлено, что его имущество используется или предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 15 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Законодатель определил при этом закрытый перечень имущества, в отношении которого другие страны безусловно пользуются иммунитетом:
- имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
- военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Россией;
- культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
- имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
- имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор (ч. 1 ст. 16 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Однако иммунитет распространяется только на то имущество, которое находится в собственности иностранного государства.
Если иностранное государство не пользуется иммунитетом на исполнение решения суда, в отношении него возбуждается исполнительное производство. Для исполнения решения суд направляет исполнительный лист и копию судебного постановления главному судебному приставу РФ, о чем извещает иностранное государство (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ). Главный судебный пристав РФ передает указанные документы в структурное подразделение ФССП России в течение трех дней со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, – в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 закона об исполнительном производстве). После этого пристав, который ведет исполнительное производство, обязан запросить у МИД России сведения об иммунитетах, которыми пользуется иностранное государство-должник и соблюдать их при принудительном исполнении судебного акта (ч. 2 ст. 104.2, ст. 104.3 закона об исполнительном производстве). Например, МИД России может сообщить приставу об имуществе, используемом иностранным государством для проведения международной конференции и не подлежащее поэтому взысканию.
***
В настоящее время в России наблюдается тенденция к независимости от решений и действий других государств. Так, 14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ. В связи с этим многие юристы заговорили о скором выходе России из Совета Европы. Таким образом, принятие закона о юрисдикционных иммунитетах можно назвать естественным продолжением ранее намеченного курса.