Гк рф иммунитет государства

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Комментарий к статье 127 ГК РФ

Норма комментируемой статьи имеет отсылочный характер. Закон об иммунитете государства и его собственности, к которому отсылает комментируемая статья, пока не принят. До принятия данного закона по вопросам ответственности Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях с участием иностранных граждан, юридических лиц и государств следует руководствоваться абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК.

Другой комментарий к статье 127 Гражданского Кодекса РФ

1. Положение комментируемой статьи фактически содержит отсылку к специальному закону об иммунитете государства и его собственности, который в настоящее время не принят. В основе настоящей статьи лежит положение ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Часть третья Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения с участием иностранного элемента, содержит норму, посвященную отношениям с участием государства. Согласно ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила разд. VI Кодекса применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

2. Наряду с гражданскими правоотношениями государства являются участниками процессуальных отношений, регулируемых ГПК РФ и АПК РФ, и обладают иммунитетом в соответствии с принципом суверенитета и равенства всех государств. Суверенитет включает в себя следующие положения:

— государства равны между собой;

— каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета;

— каждое государство пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость;

— каждое государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности.

Иммунитет заключается в неподсудности одного государства без его согласия судам другого государства, недопустимости в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества, недопустимости без согласия государства принудительного исполнения решения, вынесенного против него в другом государстве.

В комментируемой статье говорится об иммунитете государства, который включает в себя:

а) судебный иммунитет как неподсудность государства суду иностранного государства: ни один иностранный суд не вправе принудительно привлечь иностранное государство в качестве ответчика (государство может выступать в иностранном суде истцом, а также ответчиком только при наличии согласия);

б) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска, если они касаются государства и его собственности, то недопустимы без согласия государства (например, арест государственного имущества);

в) иммунитет от принудительного исполнения судебного постановления: независимо от участия государства в рассмотрении дела постановление может быть выполнено им только добровольно;

г) иммунитет собственности государства — принцип неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства;

д) иммунитет от применения иностранного права, т.е. применение к правовым отношениям с участием государства иностранного права только с согласия государства <1>.

———————————
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Постатейный научно-практический комментарий по наследственному праву и международному частному праву / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. М.: Российская газета, 2008. С. 229 (автор комментария к ст. 1204 — Г.К. Дмитриева).

В науке и правоприменительной практике выделяют разные виды иммунитета, выраженные в следующих теориях:

1) теория абсолютного иммунитета, состоящая в том, что государство при вступлении в гражданско-правовые отношения без своего согласия неподсудно иностранным судам, не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения, а также от ареста и реквизиции собственности;

2) теория «функционального» иммунитета, иногда отождествляемого с ограниченным иммунитетом, которая подразумевает отказ государства от иммунитета и распространение на государство тех же норм, которые регулируют участие юридических лиц в частноправовых отношениях, в том числе норм об ответственности государства наравне с другими участниками оборота. Функциональный иммунитет — отказ государства от иммунитета в разных сферах по разным критериям, например, при разграничении деятельности государства на публично-правовую и частноправовую государство отказывается от иммунитета в частной сфере. В настоящее время в ряде стран приняты специальные законы о государственном иммунитете, в частности Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Закон Великобритании об иммунитете государств 1978 г., Закон Сингапура об иммунитете иностранного государства 1979 г., а также имеются соответствующие законодательные акты в Великобритании, Канаде, Пакистане, ЮАР и других странах;

3) ограниченный иммунитет, устанавливающий перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом, например, на основе международных договоров <1>.

———————————
<1> Там же.

Отказ от абсолютного иммунитета государства возможен разными способами. Так, в ч. 3 ст. 251 АПК РФ упоминаются следующие способы:

— указание на то во внутреннем законодательном акте (так, в Законе США об иммунитетах иностранных государств 1976 г. <1> предусматривается, что иммунитет государства не признается, когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в США, или действие, совершенное за пределами США в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне США, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов);

Читайте также:  Немецкое лекарство для поднятия иммунитета

———————————
<1> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. О законодательстве зарубежных стран см.: Законодательство зарубежных стран. Вып. 2: Законодательство капиталистических стран об иммунитете иностранного государства / Редкол.: А.Л. Маковский (гл. ред.) и др. М., 1988. С. 1 — 3.

— принятие индивидуального нормативного правового акта;

— заключение международного договора, в частности двустороннего соглашения;

— указание на то в заключенном договоре;

— обращение в суд (в этом случае государство не может воспользоваться судебным иммунитетом против встречного иска).

3. В российском законодательстве нормы об иммунитете государства и его ограничении в разных сферах содержатся в разных нормативных правовых актах. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» <1> в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

Нормы о судебном и других видах иммунитета содержатся в ГПК РФ и АПК РФ. Согласно ст. 401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Аналогичные нормы содержатся в АПК РФ, согласно ст. 251 которого иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства, а также на применение мер по обеспечению иска или исполнение решения. Такое согласие может быть выражено дипломатическим путем либо сформулировано в международных договорах, внутренних актах, отдельных соглашениях <1>.

———————————
<1> Постатейный комментарии к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2006 (автор комментария к ст. 401 — О.А. Рузакова).

Об отказе Российской Федерации от абсолютного иммунитета в международных частноправовых отношениях свидетельствуют нормы ст. 1204 ГК РФ.

Как отмечается в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, или межгосударственная организация, имеющая иммунитет согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации. Согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета <1>.

———————————
<1> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007 (автор комментария к ст. 251 — О.А. Рузакова).

4. Нормы о защите прав иностранных лиц содержатся в различных нормативных правовых актах, в частности, согласно ст. 5 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

5. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на Российскую Федерацию, но и на субъекты Федерации, которые также могут вступать в гражданско-правовые отношения с участием иностранных лиц. Так, например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» <1> субъекты Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. При этом федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта Федерации имеются официальные гарантии Правительства РФ.

Читайте также:  Препараты для иммунитета против гриппа

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 2. Ст. 231.

Источник

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Основной юридической особенностью ответственности государства как субъекта гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом (то есть отношений, одной из сторон которых выступает иностранное юридическое лицо, гражданин или государство), является иммунитет. Данное качество основывается на государственном суверенитете и закрепленном в Уставе ООН принципе суверенного равенства всех государств.

Иммунитет государства как субъекта гражданских правоотношений включает два аспекта: материально-правовой и процессуальный, которые выражаются соответственно в иммунитете государственной собственности и юрисдикционном иммунитете.

Основополагающим международно-правовым источником, закрепляющим иммунитет государств и регулирующим отношения, связанные с его реализацией, является Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 2004 года).

Юрисдикционный иммунитет государств и иммунитет их собственности не следует путать с теми привилегиями и иммунитетами, которыми в соответствии с международным правом государства наделены в отношении дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях и относящихся к ним лиц. К названным отношениям Конвенция не применяется. Также она не затрагивает привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с международным правом главам государств ratione personae.

Кроме того, Конвенция не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуются государства в отношении принадлежащих или эксплуатируемых ими воздушных судов или космических объектов.

Статья 5 Конвенции устанавливает, что государства обладают иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства.

При этом в качестве суда в соответствии с Конвенцией признается любой орган государства, независимо от названия, правомочный осуществлять функции правосудия, а термин «государство» может означать:

— государство и его различные органы управления;

— составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве; учреждения или институции государства либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства;

— представителей государства, действующих в этом качестве.

Государства — участники Конвенции обеспечивают иммунитет других государств, воздерживаясь от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивают, чтобы их суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства в соответствии со статьей 5 Конвенции.

Разбирательство в суде государства рассматривается как возбужденное против другого государства, если это другое государство:

— указано в качестве стороны в таком разбирательстве;

— не указано в качестве стороны в разбирательстве, однако это разбирательство фактически преследует цель затронуть собственность, права, интересы или деятельность такого другого государства.

Однако государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства в отношении какого-либо вопроса или дела, если оно явно выразило согласие на осуществление этим судом юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу:

— международного соглашения;

— письменного контракта; или

— заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства.

При этом согласие государства на применение законодательства другого государства не должно пониматься как согласие на осуществление юрисдикции судами этого другого государства.

Кроме того, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если оно:

— само возбудило разбирательство; или

— приняло участие в разбирательстве существа дела или предприняло какое-либо иное действие по существу дела. Однако, если государство докажет в суде, что ему не могло быть известно о фактах, могущих служить основанием для заявления об иммунитете, до тех пор пока оно не предприняло такого действия, оно может ссылаться на иммунитет на основании этих фактов при условии, что оно сделает это в ближайшее, по возможности, время.

Государство не рассматривается как согласившееся на осуществление юрисдикции судом другого государства, если оно вступает в разбирательство или предпринимает какое-либо другое действие с единственной целью:

— сослаться на иммунитет; или

— привести доказательства своего права или интереса в отношении собственности, которой касается разбирательство.

Явка представителя государства в суд другого государства для дачи свидетельских показаний не должна пониматься как согласие первого государства на осуществление юрисдикции этим судом.

Неучастие государства в разбирательстве в суде другого государства не должно пониматься как согласие первого государства на осуществление юрисдикции этим судом.

Читайте также:  Как поднять иммунитет при стафилококке

Если государство заключает коммерческую сделку с иностранным физическим или юридическим лицом и, в силу применимых норм международного частного права, разногласия относительно этой коммерческой сделки подлежат юрисдикции суда другого государства, это государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве дела, возникшего из этой коммерческой сделки.

Данное правило, однако, не применяется:

— в случае коммерческой сделки между государствами; или

— если стороны коммерческой сделки явно договорились об ином.

Если государственное предприятие или другое образование, учрежденное государством, которое обладает независимой правосубъектностью и способно:

— предъявлять иск или являться ответчиком по иску; и

— приобретать имущество, иметь его в своей собственности или владеть и распоряжаться им, включая имущество, которое это государство передает в его пользование или под его управление, участвует в разбирательстве, которое связано с коммерческой сделкой, заключенной этим образованием, то иммунитет от юрисдикции, которым пользуется это государство, не затрагивается.

Под коммерческой сделкой Конвенция понимает:

— любой коммерческий контракт или сделку о купле-продаже товаров или о предоставлении услуг;

— любой контракт о займе или иную сделку финансового характера, включая любое обязательство по гарантии или компенсации в отношении любого такого займа или сделки;

— любой иной контракт или сделку коммерческого, промышленного, торгового или профессионального характера, за исключением трудовых договоров.

При определении того, является ли контракт или сделка «коммерческой сделкой» в понимании Конвенции, следует прежде всего исходить из природы этого контракта или сделки, однако следует также учитывать их цель, если стороны контракта или сделки договорились об этом, или если, согласно практике государства суда, эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки.

Юрисдикционный иммунитет государства включает также иммунитет от принудительных мер, принимаемых обычно до вынесения судебного решения либо после такового.

Никакие принимаемые до вынесения судебного решения принудительные меры, такие как обращение взыскания или арест, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:

— государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:

а) в международном соглашении;

б) в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или

в) в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо

— государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства.

Никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:

— государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:

а) в международном соглашении;

б) в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или

в) в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо

— государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства; либо

— было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство.

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности основывается на доктрине ограниченного (функционального) иммунитета. Исходя из нее, государство пользуется иммунитетом только при осуществлении суверенных функций (jure imperie) и не пользуется при осуществлении действий коммерческого характера (jure gestionis). На концепции ограниченного иммунитета основывается регулирование соответствующих вопросов законодательством США, а также Великобритании.

Концепция абсолютного иммунитета строится на том, что любое государство и принадлежащая ему собственность всегда обладают абсолютным иммунитетом от юрисдикции других государств.

Законодательство РФ, хотя она и является участником Конвенции ООН 2004 года, руководствуется концепцией абсолютного иммунитета.

Так, в соответствии со статьей 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Отказ государства или международной организации от судебного иммунитета, предоставленного им в РФ, должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд будет рассматривать дело в порядке, установленном АПК РФ.

Аналогичная норма закреплена статьей 401 ГПК РФ в отношении иммунитета иностранных государств и международных организаций от подсудности российским судам общей юрисдикции.

Подраздел 3. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Источник