Гк рф закрепляет иммунитет

Гк рф закрепляет иммунитет thumbnail

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124 ГК). К гражданско-правовым отношениям с участием российского государства применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Из смысла ст. 124 ГК вытекает юридическое равенство понятий «Российская Федерация» и «юридическое лицо» в правоотношениях, урегулированных гражданским законодательством. От имени Российской Федерации соответствующие органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и выступать в суде (п. 1 ст. 125 ГК).

Россия как субъект гражданского права отвечает по обязательствам своим собственным имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом (ст. 126 ГК РФ). В гражданские обязательства, затрагивающие государственную собственность, вступают отдельные государственные органы, территориальные подразделения государства, государственные предприятия, за которыми закреплено государственное имущество для его использования в хозяйственных целях.

Статья 127 ГК РФ устанавливает, что особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Формально юридически положения ГК РФ уравнивают государство с иными субъектами гражданско-правовых сделок. К отношениям с участием государства в сфере МЧП на общих основаниях применяются правила разд. VI ГК РФ: «К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства, правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом» (ст. 1204). Общим постулатом выступает не изъятие иностранного государства из-под действия российского законодательства, а «отыскание применимого права на базе коллизионных норм»1.

Норма ст. 1204 формально подтверждает установления ст. 124 и 127 ГК РФ. Однако данное предписание корректируется предусмотренным в ГК РФ общим исключением — в федеральных законах или международных договорах может быть установлено иное. Положения ст. 124 и 1204 имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в частноправовых отношениях. Если федеральный закон (например, ст. 401 ГПК РФ) предусматривает действие абсолютного иммунитета, то в изъятие ст. 1204 ГК РФ должны применяться положения ГПК РФ.

Статья 401 ГПК РФ закрепляет общий принцип: иностранное государство пользуется в России иммунитетом в полном объеме, а ограничение допускается только в случае, если иностранное государство дало на это свое согласие либо если это предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. ГПК РФ увязывает возможность привлечения иностранного государства к суду в России с наличием согласия соответствующего государства. Российское процессуальное законодательство исходит из идеи абсолютного иммунитета, однако опять же федеральным законом может быть предусмотрено иное.

В результате получились два взаимоисключающих правила: в МЧП государство выступает на равных началах с частными лицами, но федеральным законом может быть предусмотрено иное; в МГП государство пользуется абсолютным иммунитетом, федеральным законом может быть предусмотрено иное.

Отечественная доктрина демонстрирует редкое единодушие: концепция абсолютного иммунитета, предусмотренная российским законодательством, не отвечает реалиям современного мира. Иностранное государство выступает не только как носитель суверенной власти, но и как обычный участник международного рынка товаров, услуг и капитала. Доктрина абсолютного иммунитета государства отражает потребности рыночной экономики, способствует нестабильности международного гражданского оборота. Юридические средства защиты в иностранных судах, основанные на концепции абсолютного иммунитета государства, ограничены и эффекта не дают. Придерживаясь данной концепции, Россия лишает своих граждан и юридических лиц возможности судебной защиты прав, возникающих из гражданско-правовых отношений с иностранными государствами. Признавая за иностранными государствами абсолютный иммунитет, Россия не получила на условиях взаимности абсолютного иммунитета от юрисдикции иностранных государств.

Признавая абсолютный иммунитет иностранного государства, Россия не вправе рассчитывать на то же самое со стороны такого государства, если его законодательство основано на теории ограниченного иммунитета. В частности, российский суд обязан отказать в иске российского юридического лица к иностранному государству, тогда как Российская Федерация может быть привлечена в качестве ответчика в американском (английском, французском) суде, если спор носит коммерческий характер.

Читайте также:  Как помочь иммунитету в домашних условиях

В АПК РФ есть «подвижки» от абсолютной концепции иммунитета к функциональной (п. 1 ст. 251). АПК РФ оперирует понятием «иностранное государство — носитель власти» и исходит из того, что в суверенном качестве иностранное государство не может быть привлечено к суду в России без согласия его компетентных органов, если иное не вытекает из требований федеральных законов или международных договоров РФ. Теоретически по спорам из предпринимательской деятельности иностранное государство может быть ответчиком в российском суде.

В законодательстве РФ отсутствует закон об иммунитетах государства, хотя проект такого закона был разработан еще в начале 1990-х гг. и шла интенсивная работа по его принятию. В надежде на скорое принятие данного закона законодатель в ст. 127 ГК РФ закрепил норму, что особенности ответственности России и ее субъектов в гражданских отношениях с участием иностранных лиц «определяются законом об иммунитете государства и его собственности». В итоге получилось, что положения ст. 127 ГК РФ отсылают к несуществующему закону.

Проект федерального закона «Об иммунитете иностранных государств и их собственности» в 2005 г. был принят Государственной Думой в первом чтении. Проект исходил из концепции функционального иммунитета иностранного государства. В нем предусматривалось, что иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом по спорам:

  • 1) возникшим при осуществлении этим государством предпринимательской деятельности;
  • 2) из сделок, совершенных государством не при осуществлении суверенной власти;
  • 3) касающимся участия государства в коммерческих и некоммерческих организациях в Российской Федерации;
  • 4) касающимся прав государства на недвижимое имущество на территории РФ;
  • 5) касающимся прав на имущество, возмещения вреда, интеллектуальной собственности, трудового договора, эксплуатации морских судов и судов внутреннего плавания.

По неизвестным причинам дальнейшая работа над этим законопроектом была прекращена.

В связи с ратификацией Россией Конвенции ООН 2004 г. возникла необходимость изменения действующего законодательства в плане отказа от концепции абсолютного иммунитета. В настоящее время иностранное государство (участник Конвенции ООН 2004 г., которая до сих пор не вступила в силу) может быть привлечено к ответственности в российских судах на основании Конвенции ООН 2004 г., имплементированной в отечественное право.

Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (США, Венгрия, Южная Корея) устанавливают взаимный (договорный) отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты). При возникновении спора нет необходимости заключать дополнительное арбитражное соглашение. Стороны вправе сразу же передать спор в органы международного коммерческого арбитража. Эти соглашения содержат нормы о возможности выбора применимого права сторонами сделки (по существу — отказ государства от коллизионного иммунитета). В торговом договоре СССР с Австрией 1955 г. закреплено (ст. 4): «Споры по торговым сделкам, заключенным или гарантированным на территории Австрии торговым представительством, подлежат, при отсутствии оговорок о третейском разбирательстве, компетенции австрийских судов».

Источник

Новая редакция Ст. 401 ГПК РФ

1. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Статье 401 ГПК РФ

1. Часть 1 ст. 401 ГПК РФ закрепляет иммунитет иностранного государства. Термин «иммунитет» (от лат. Immunitas) с юридической точки зрения означает освобождение от чего-либо, неподсудность <1>.
———————————
<1> См.: Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981.

Судебный иммунитет иностранного государства включает в себя:

Читайте также:  Капли в нос поднимающие иммунитет

1) неподсудность одного государства суду другого государства;

2) иммунитет от принятия мер по обеспечению иска;

3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Судебный иммунитет не означает «отказа в правосудии», так как не препятствует защите прав заинтересованного лица, которое в любом случае может обратиться с требованием к государству в его национальные суды и другие правоприменительные органы. В ином случае заинтересованное лицо обращается к своему правительству для инициирования процедур воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.

В доктрине и законодательстве различают два вида иммунитета иностранного государства: абсолютный (полный) и функциональный (ограниченный) иммунитет. При абсолютном иммунитете нельзя предъявить иск к иностранному государству, применить к его собственности обеспечительные меры, а также обратить судебное взыскание на его имущество без согласия этого иностранного государства. При функциональном иммунитете за иностранным государством иммунитет признается лишь в тех случаях, когда оно осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperium. Если же иностранное государство осуществляет внешнеэкономическую, внешнеторговую деятельность, то оно не пользуется иммунитетом.

На протяжении длительного времени Россия придерживалась абсолютного иммунитета. Статьей 401 ГПК РФ также предусмотрена трактовка абсолютного иммунитета. В настоящее время наибольшее распространение получает теория ограниченного иммунитета в связи с активным участием государств в гражданском обороте. В связи с этим возможно отступление от концепции абсолютного иммунитета в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

2. Наряду с иностранными государствами судебным иммунитетом обладают некоторые международные организации (межправительственные организации и международные юридические лица).

Международные организации — это юридические лица, создаваемые на основании договоров между двумя или более государствами. Правовой статус международных организаций обычно закрепляется в уставе организации.

Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным. Он может определяться уставом этой организации, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организации со страной пребывания, ФЗ.

3. В ч. 3 ст. 401 устанавливаются правила дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет носит абсолютный характер. В соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

На членов семьи главы дипломатического представительства и дипломатический персонал также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции. При этом от членов семьи дипломата требуется уважение законов, правил и обычаев государства пребывания. В случаях нарушения данного требования государство пребывания вправе требовать выезда из страны данного члена семьи иностранного дипломата.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (в ред. от 05.03.2013) в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

Другой комментарий к Ст. 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Уважение суверенитета иностранного государства — это не только неосуществление судебной власти России ее судами за границей, но и определенные ограничения внутри страны, чтобы не усложнять без необходимости отношений между государствами.

В силу сложившихся традиций и их последующего закрепления на уровне двусторонних и многосторонних договоров (соглашений) некоторые лица исключаются из сферы судебной власти внутри страны.

Читайте также:  Как эффективно повысить иммунитет при простуде

Поскольку ни одно государство не вправе выступать в качестве судьи другого государства, иностранное государство и его органы обладают судебным иммунитетом (неприкосновенностью).

В соответствии с комментируемой статьей предъявление иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, принятие к этому имуществу мер по обеспечению иска, обращение взыскания на имущество в порядке исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства.

Международными договорами РФ или федеральными законами могут устанавливаться ограничения общего принципа судебного иммунитета.

2. В последние годы в связи с более активным вовлечением государств в гражданский оборот, реализацией некоторых крупномасштабных проектов, требующих участия не только международных корпораций, но и отдельных государств, получает распространение доктрина не абсолютного, а функционального (ограниченного) иммунитета государств.

Согласно концепции функционального иммунитета иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет свои суверенные функции. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), то на такие действия, сделки, государственный иммунитет не распространяется.

В случае отказа государства от иммунитета по соглашениям, сделкам и др. он должен быть ясно выражен в соответствующих документах и удостоверен компетентным представителем государства.

3. Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным, его пределы и объем определяются международным договором и федеральными законами, а также уставами этих организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания (см., например, Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. <1>; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. <2>).
———————————
<1> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 — 47.

<2> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. М., 1957. С. 32 — 40.

Отказ от судебного иммунитета международных организаций производится в том же порядке, что и для иностранных государств.

4. Из сферы судебной власти государства пребывания исключаются физические лица, перечисленные в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. <1> и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. <2>, как обладающие неприкосновенностью.
———————————
<1> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

<2> См.: Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. 1991. С. 124 — 147.

При этом следует различать иммунитет личности (персональный) и служебный иммунитет.

Иммунитет личности (персональный) распространяется на сферу не только уголовной, но и гражданской подсудности. Согласно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях иммунитетом обладают дипломаты (руководитель дипмиссии, члены дипломатического персонала, а также члены их семей).

Конвенция делает исключения относительно возможности предъявления отдельных исков к дипломатам (например, по земельным спорам, по наследственным делам).

Сотрудники управленческого и технического персонала, а также члены их семей обладают личным иммунитетом в гражданских судах, но лишь в связи с исполнением своей непосредственной служебной деятельности.

Служебный (функциональный, или ограниченный) иммунитет. Им обладают физические лица в связи с исполнением служебных обязанностей. Подобным иммунитетом обладает персонал дипломатической миссии и в особенности члены консульского представительства (ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях). При этом при решении вопроса о привлечении лица в процесс, к юридической ответственности следует различать, когда сотрудник консульства действует по поручению аккредитующего государства, а когда выступает как частное лицо.

Статья 43 Венской конвенции о консульских сношениях обеспечивает служебный иммунитет лишь в случае, если сотрудник консульства выступает в интересах аккредитующего государства (см. также п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

Источник