Государство как субъект международного частного права его иммунитет
Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.
Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства будут отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не будет юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.
Виды правоотношений, в которых участвуют государства:
• во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);
во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.
Особенности правоотношений с участием государства:
— государство — особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;
— к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;
— в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;
— в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).
Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуются государство, его органы и принадлежащее государству имущество.
В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.
Содержание иммунитетов государства:
а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» — «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;
б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;
в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.
Date: 2016-08-31; view: 1807; Нарушение авторских прав
Государства являются носителями универсальной международной правосубъектности, т.е. обладают не только международной, но и гражданско-правовой правосубъектностью. Они вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической коммерческой деятельности, заключая гражданско-правовые сделки с иностранными физическими или юридическими лицами. Таким образом, особенностью государств как субъектов МЧП является их правоспособность заключать сделки имущественного характера, не будучи юридическими лицами.
Важнейшей составной частью статуса государства как субъекта МЧП является институт иммунитета государства в международных политических и имущественных отношениях.
• Под государственным иммунитетом в широком смысле понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей.
Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств. В более узком смысле, применительно к режиму гражданско-правовых сделок, государственный иммунитет выступает как материально-правовое преимущество, проявляющееся в реализации, в частности, процедур исполнительного производства властными структурами иностранных государств относительно государственной собственности.
Международно-правовой основой защиты государственного иммунитета является Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 2 декабря 2004 г.), которая определила, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общими принципами международного публичного права и МЧП.
Участие государств в международных экономических отношениях, в том числе внешнеторговых, кредитных, инвестиционных, расчетных и других, влечет во многих случаях применение института государственного иммунитета и означает особую значимость его использования именно в рамках МЧП.
По мнению Μ. М. Богуславского, особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений состоит в том, что к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило согласие на применение иностранного права.
Государственный иммунитет в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом есть одно из проявлений особого конституционного статуса государственной собственности, национального суверенитета, обеспечения экономической безопасности государства, международно-правовых принципов невмешательства во внутренние дела других государств, уважения прав, присущих суверенитету.
Государственный иммунитет является международно-правовым институтом, поскольку государство в своем внутреннем правопорядке не пользуется таким иммунитетом в гражданско- правовых отношениях, будучи равным партнером с другими хозяйствующими субъектами, что закреплено в ст. 124 ГК РФ.
Институт государственного иммунитета и его доктрина имеют длительную историю развития как на международном, так и на национальном уровне. В XX в., т.е. до принятия Конвенции 2004 г., государственный иммунитет понимался как «абсолютный» и действовал в качестве обычной международно-правовой нормы. Но «частноправовая составляющая» государственного иммунитета всегда проявлялась в том, что государство, его органы и представители ни в каком случае не могут быть подвергнуты властным акциям со стороны других государств, кроме как с согласия государства. Согласие могло быть выражено в международном договоре, в частноправовом контракте, в публичном устном или письменном заявлении в ходе судебного или иного разбирательства.
Однако доктрина абсолютного государственного иммунитета не означала, что к государству не могут быть предъявлены имущественные и иные требования. Они не могут предъявляться без согласия государства к нему в судах других государств, но могут предъявляться в судах конкретного государства на общих гражданско-правовых основаниях.
После вступления в силу Конвенции 2004 г. происходит качественное изменение масштабов участия государств как субъектов МЧП с контрагентами, представляющими собой субъектов частного права других государств. Данный акт регламентировал «устойчивый иммунитет» государственным органам, учреждениям, институтам и иным государственным образованиям в гражданско-правовых сделках с иностранным элементом в том объеме, в каком они правомочны совершать юридические действия от имени суверенной власти государства. Данное положение частично трансформировало доктрину абсолютного иммунитета государства.
В целях обеспечения исполнения имущественных обязательств субъектами национального рынка государства стали выступать гарантами имущественных обязательств своих частных субъектов. При этом выросла заинтересованность одних государств в сделках с частными субъектами других государств, которые соглашаются на эти сделки на условиях обеспечения имущественной ответственности государств на случай неисполнения ими своих обязательств по сделкам.
Это также привело к постепенному отходу от концепции абсолютного государственного иммунитета и к возникновению и закреплению понимания государственного иммунитета как ограниченного, коллизионного, судебного (юрисдикционного) иммунитета. Это означает, что государство имеет право на иммунитет от властных действий других государств только тогда, когда оно действует, реализуя свои властные функции. Если государство выступает в качестве коммерческого партнера, т.е. выступает стороной частноправовой коммерческой сделки, оно утрачивает права на иммунитет в отношении своих имущественных и иных прав. Каждое государство само определяет и устанавливает в рамках своей юрисдикции пределы и условия предоставления иммунитетов для других государств.
Концепция ограниченного государственного иммунитета имеет место в правовой системе Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Италии, Канаде, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии и др. Ряд из названных стран участвует и в Европейской конвенции об иммунитете государств (Базель, 16 мая 1972 г.).
Надо подчеркнуть, что как коммерческий (или некоммерческий) характер сделки (контракта), так и коммерческий (или некоммерческий) характер использования имущества (собственности) подлежат определению с точки зрения критериев характера и целевого назначения сделки или собственности государства, что отражено в Конвенции 2004 г.
Ограниченный иммунитет государства как субъекта МЧП проявляется не во всей полноте государственного иммунитета, а лишь некоторых его составляющих, т.е. в судебном или процессуальном иммунитете. Но это не означает отказ от иммунитета государственной собственности.
Концепция коллизионного иммунитета государства вытекает из коллизионной природы международных коммерческих сделок и не является бесспорной. Она означает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если стороны не договорились об ином. Однако поскольку государства, как хозяйствующие субъекты, выступают в гражданско-правовых сделках на равных основаниях, данная концепция расширяет «нежелательные последствия» ограничения государственного иммунитета в сделках с участием государства.
Концепция коллизионного иммунитета государства «ограничена» ст. 414 КТМ РФ об определении права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, согласно которой право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами Российской Федерации, определяется в соответствии с международными договорами РФ, другими законами и признаваемыми в Российской Федерации обычаями торгового мореплавания.
Концепция судебного (юрисдикционного) иммунитета наиболее тесно связана с национальным гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом. Согласно ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом в следующих случаях: 1) по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации; 2) при привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица;
- 3) при наложении ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ;
- 4) при принятии по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов.
Обращение взыскания на имущество государства в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
Применение юрисдикционного иммунитета (в процессуальном плане) не означает освобождения государства от выполнения им своих обязательств по сделке, или от ответственности за ее неисполнение, или от ответственности за возмещение причиненного вреда. Применение иммунитета означает лишь, что спор может рассматриваться по иску, но только в суде данного государства.
В правовом смысле, если применяется юрисдикционный иммунитет, можно говорить об использовании соответствующего международного частноправового института. При отказе же в применении иммунитета дело переходит в плоскость того или иного национального правопорядка. В принципе, согласно нормам МЧП отдельных государств право страны, в суде которой рассматривается спор, не обязательно является применимым.
Нечеткость международно-правовых норм, определяющих критерии коммерческого или некоммерческого характера сделки государства или характера его собственности, приводит к тому, что национальный суд, решающий вопрос о юрисдикционном иммунитете, должен толковать самостоятельно национально-правовые критерии и подходы к разграничению международного публичного договора и внешнеэкономического коммерческого контракта. Это необходимо для определения и выбора судом «типа применяемого иммунитета» к рассматриваемым отношениям с участием государственной собственности.
Хотя предварительное обеспечение иска есть по существу судебное действие, соответствующий иммунитет в отношении такой судебной акции рассматривается как самостоятельный вид государственного иммунитета, поскольку принудительные меры в большей степени вторгаются в суверенные права государства, нежели рассмотрение судом иска против иностранного государства. Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает неприемлемость каких-либо властных, принудительных мер в отношении государственной собственности без согласия данного государства.
Предварительное обеспечение иска может быть применено в отношении имущества, связанного с коммерческой, культурной, спортивной, благотворительной и иной имущественной деятельностью государства. При этом суд устанавливает характер, целевое назначение действий государства, а также и действительную принадлежность имущества, в отношении которого испрашивается предварительное обеспечение. Принудительность, властность действия при исполнении вступившего в законную силу решения иностранного суда сходно с судебным решением о предварительном обеспечении иска.
Принудительное исполнение судебного решения, как и предварительное обеспечение иска, в силу норм национального права и соответствующих международных договоров о правовой помощи может осуществляться и за пределами национальной юрисдикции суда, рассматривающего дело.
Пример
Так, швейцарская компания «Нога» по судебному делу об иске о возмещении ущерба российской стороной частноправового контракта пыталась добиться предварительного обеспечения иска, а затем исполнить в принудительном порядке решение шведского арбитражного суда (1997 г.) против Российской Федерации в других странах: Люксембург, Швейцария, Франция.
Современные концепции иммунитета собственности государства как субъекта МЧП, включающие судебный (юрисдикционный) иммунитет, иммунитет от обеспечения иска и иммунитет от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения, устанавливают имущественный международный частноправовой иммунитет государства в качестве самостоятельных видов государственного иммунитета. Иммунитет государственной собственности имеет самостоятельное значение, поскольку он распространяется как на государственную собственность, используемую в дипломатических сношениях (например, помещение дипломатических представительств и иное их имущество), так и вообще на любую иную государственную собственность.
Этот иммунитет может быть не обязательно связан с судебными, исковыми требованиями к иностранному государству и к его собственности, связанные с возбуждением исков в судах и арбитражах, а касается иного государственного имущества, правомерно находящегося за пределами территориальной юрисдикции данного государства.
Основные виды гражданско-правовых отношений с участием государства изложены подробно в гл. 5.
Международные
частноправовые отношения характеризуются
независимостью и равноправием субъектов,
свободой их воли и неприкосновенностью
частной собств. С одной стороны, участие
государства не меняет их сущности, но
с др.ст., властная природа и суверенитет
государства не могут не сказаться на
его правовом положении.
ГК:
РФ и ее субъекты участвуют в
гражданско-правовых отношениях на
равных началах с иными участниками этих
отношений – гражданами и юр.лицами.
Гос-во
часто становится участником отношений,
осложненных иностр.элементом –
арендует участок для дип.миссии, заключает
договор с иностр.фирмой на ремонт своих
зданий, хранит деньги в иностр.банках…
При
этом гос-во, заключая сделки на
террит.иностр.государства,
не подчиняется власти этого иностранного
государства, т.е.его юрисдикции (иммунитет
от юрисдикции).
В
отношении иностр.государства не могут
быть применены принудительные меры:
по
принудит.применению закона,по
принудит.привлечению к суду и др.
Это
не означает полного беспедела. Напротив,
Венская конвенция о дип.сношениях прямо
предписывает всем гос-м и их должностным
лицам осуществлять свою деятельность
в соотв.с законами государства, на
террит.кот.они находятся, а также
соблюдать местные традиции и обычаи.
Иммунитет:
право
государства на освобождение от юрисдикции
другого государства, т.е. право на
неприменение к нему принудительных
мер со стороны судебных, административных
и др.органов другого государствачастичный
отказ государства от осуществления
своей юрисдикции, т.е.отказ от применения
принудительных мер своими судебными,
адм.и другими гос.органами в отношении
другого государства.
О
праве на иммунитет можно говорить только
тогда, когда правоотношение связано с
террит.юрисдикцией иностранного
государства (т.е.либо спор рассматривается
в иностр.суде, либо имущество находится
на территории иностр.государства)
Если
частно-правовое отношение, осложненное
иностр.элементом, стороной кот.является
государство, осуществляется на
территории государства-участника,
оно рассматривается правоприменительными
органами этого государства на общих
основаниях, об
иммунитете нет речи.
Государства
являются носителями универсальной
международной правосубъектности, т.е.
обладают не только международной, но и
гражданско-правовой правосубъектностью.
Они вправе непосредственно участвовать
во внешнеэкономической коммерческой
деятельности, заключая гражданско-правовые
сделки с иностранными физическими или
юридическими лицами. Таким образом,
особенностью государств как субъектов
МЧП является их правоспособность
заключать сделки имущественного
характера, не будучи юридическими
лицами.
Важнейшей
составной частью статуса государства
как субъекта МЧП является институт
иммунитета государства в
международных политических и имущественных
отношениях.
• Под государственным
иммунитетом в
широком смысле понимается право
государства, его органов и его
представителей (особенно дипломатических)
не подчиняться властным акциям других
государств, их органов и представителей.
Этому
праву соответствует обязанность
государства, его органов и представителей
не осуществлять каких-либо властных
акций в отношении других государств,
их органов и представителей, а также
собственности этих государств. В более
узком смысле, применительно к режиму
гражданско-правовых сделок, государственный
иммунитет выступает как материально-правовое
преимущество, проявляющееся в реализации,
в частности, процедур исполнительного
производства властными структурами
иностранных государств относительно
государственной собственности.
Международно-правовой
основой защиты государственного
иммунитета является Конвенция Организации
Объединенных Наций о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности
(Нью-Йорк, 2 декабря 2004 г.), которая
определила, что юрисдикционные иммунитеты
государств и их собственности являются
общими принципами международного
публичного права и МЧП.
Участие
государств в международных экономических
отношениях, в том числе внешнеторговых,
кредитных, инвестиционных, расчетных
и других, влечет во многих случаях
применение института государственного
иммунитета и означает особую значимость
его использования именно в рамках МЧП.
По
мнению Μ. М. Богуславского, особое
положение государства как участника
международных хозяйственных отношений
состоит в том, что к обязательствам
государства в принципе может применяться
только его право, кроме случаев, когда
государство прямо выразило согласие
на применение иностранного права.
Государственный
иммунитет в гражданско-правовых
отношениях с иностранным элементом
есть одно из проявлений особого
конституционного статуса государственной
собственности, национального суверенитета,
обеспечения экономической безопасности
государства, международно-правовых
принципов невмешательства во внутренние
дела других государств, уважения прав,
присущих суверенитету.
Государственный
иммунитет является международно-правовым
институтом, поскольку государство в
своем внутреннем правопорядке не
пользуется таким иммунитетом в гражданско-
правовых отношениях, будучи равным
партнером с другими хозяйствующими
субъектами, что закреплено в ст. 124 ГК
РФ.
Институт
государственного иммунитета и его
доктрина имеют длительную историю
развития как на международном, так и на
национальном уровне. В XX в., т.е. до
принятия Конвенции 2004 г., государственный
иммунитет понимался как «абсолютный»
и действовал в качестве обычной
международно-правовой нормы. Но
«частноправовая составляющая»
государственного иммунитета всегда
проявлялась в том, что государство, его
органы и представители ни в каком случае
не могут быть подвергнуты властным
акциям со стороны других государств,
кроме как с согласия государства.
Согласие могло быть выражено в
международном договоре, в частноправовом
контракте, в публичном устном или
письменном заявлении в ходе судебного
или иного разбирательства.
Однако
доктрина абсолютного
государственного иммунитета не
означала, что к государству не могут
быть предъявлены имущественные и иные
требования. Они не могут предъявляться
без согласия государства к нему в судах
других государств, но могут предъявляться
в судах конкретного государства на
общих гражданско-правовых основаниях.
После
вступления в силу Конвенции 2004 г.
происходит качественное изменение
масштабов участия государств как
субъектов МЧП с контрагентами,
представляющими собой субъектов частного
права других государств. Данный акт
регламентировал «устойчивый иммунитет»
государственным органам, учреждениям,
институтам и иным государственным
образованиям в гражданско-правовых
сделках с иностранным элементом в том
объеме, в каком они правомочны совершать
юридические действия от имени суверенной
власти государства. Данное положение
частично трансформировало доктрину
абсолютного иммунитета государства.
В
целях обеспечения исполнения имущественных
обязательств субъектами национального
рынка государства стали выступать
гарантами имущественных обязательств
своих частных субъектов. При этом выросла
заинтересованность одних государств
в сделках с частными субъектами других
государств, которые соглашаются на эти
сделки на условиях обеспечения
имущественной ответственности государств
на случай неисполнения ими своих
обязательств по сделкам.
Это
также привело к постепенному отходу от
концепции абсолютного государственного
иммунитета и к возникновению и закреплению
понимания государственного иммунитета
как ограниченного,
коллизионного, судебного (юрисдикционного)
иммунитета. Это
означает, что государство имеет право
на иммунитет от властных действий других
государств только тогда, когда оно
действует, реализуя свои властные
функции. Если государство выступает в
качестве коммерческого партнера, т.е.
выступает стороной частноправовой
коммерческой сделки, оно утрачивает
права на иммунитет в отношении своих
имущественных и иных прав. Каждое
государство само определяет и устанавливает
в рамках своей юрисдикции пределы и
условия предоставления иммунитетов
для других государств.
Концепция
ограниченного государственного
иммунитета имеет
место в правовой системе Австрии,
Бельгии, Великобритании, Германии,
Греции, Дании, Италии, Канаде, Норвегии,
России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии
и др. Ряд из названных стран участвует
и в Европейской конвенции об иммунитете
государств (Базель, 16 мая 1972 г.).
Надо
подчеркнуть, что как коммерческий (или
некоммерческий) характер сделки
(контракта), так и коммерческий (или
некоммерческий) характер использования
имущества (собственности) подлежат
определению с точки зрения критериев
характера и целевого назначения сделки
или собственности государства, что
отражено в Конвенции 2004 г.
Ограниченный
иммунитет государства как субъекта МЧП
проявляется не во всей полноте
государственного иммунитета, а лишь
некоторых его составляющих, т.е. в
судебном или процессуальном иммунитете.
Но это не означает отказ от иммунитета
государственной собственности.
Концепция
коллизионного иммунитета государства вытекает
из коллизионной природы международных
коммерческих сделок и не является
бесспорной. Она означает, что сделки,
заключаемые государством с иностранными
физическими и юридическими лицами,
должны регулироваться правом этого
государства, если стороны не договорились
об ином. Однако поскольку государства,
как хозяйствующие субъекты, выступают
в гражданско-правовых сделках на равных
основаниях, данная концепция расширяет
«нежелательные последствия»
ограничения государственного иммунитета
в сделках с участием государства.
Концепция
коллизионного иммунитета государства
«ограничена» ст. 414 КТМ РФ об
определении права, подлежащего применению
к отношениям, возникающим из торгового
мореплавания с участием иностранных
граждан или иностранных юридических
лиц либо осложненным иностранным
элементом, согласно которой право,
подлежащее применению к отношениям,
возникающим из торгового мореплавания
с участием иностранных граждан или
иностранных юридических лиц либо
осложненным иностранным элементом, в
том числе если объект гражданских прав
находится за пределами Российской
Федерации, определяется в соответствии
с международными договорами РФ, другими
законами и признаваемыми в Российской
Федерации обычаями торгового мореплавания.
Концепция
судебного (юрисдикционного)
иммунитета наиболее
тесно связана с национальным гражданским
процессуальным и арбитражным процессуальным
правом. Согласно ст. 251 АПК РФ иностранное
государство, выступающее в качестве
носителя власти, обладает судебным
иммунитетом в следующих случаях: 1) по
отношению к предъявленному к нему иску
в арбитражном суде в Российской Федерации;
2) при привлечении его к участию в деле
в качестве третьего лица;
3)
при наложении ареста на имущество,
принадлежащее иностранному государству
и находящееся на территории РФ;
4)
при принятии по отношению к нему судом
мер по обеспечению иска и имущественных
интересов.
Обращение
взыскания на имущество государства в
порядке принудительного исполнения
судебного акта арбитражного суда
допускается только с согласия компетентных
органов соответствующего государства,
если иное не предусмотрено международным
договором РФ или федеральным законом.
Применение
юрисдикционного иммунитета (в
процессуальном плане) не означает
освобождения государства от выполнения
им своих обязательств по сделке, или от
ответственности за ее неисполнение,
или от ответственности за возмещение
причиненного вреда. Применение иммунитета
означает лишь, что спор может рассматриваться
по иску, но только в суде данного
государства.
В
правовом смысле, если применяется
юрисдикционный иммунитет, можно говорить
об использовании соответствующего
международного частноправового
института. При отказе же в применении
иммунитета дело переходит в плоскость
того или иного национального правопорядка.
В принципе, согласно нормам МЧП отдельных
государств право страны, в суде которой
рассматривается спор, не обязательно
является применимым.
Нечеткость
международно-правовых норм, определяющих
критерии коммерческого или некоммерческого
характера сделки государства или
характера его собственности, приводит
к тому, что национальный суд, решающий
вопрос о юрисдикционном иммунитете,
должен толковать самостоятельно
национально-правовые критерии и подходы
к разграничению международного публичного
договора и внешнеэкономического
коммерческого контракта. Это необходимо
для определения и выбора судом «типа
применяемого иммунитета» к
рассматриваемым отношениям с участием
государственной собственности.
Хотя
предварительное обеспечение иска есть
по существу судебное действие,
соответствующий иммунитет в отношении
такой судебной акции рассматривается
как самостоятельный вид государственного
иммунитета, поскольку принудительные
меры в большей степени вторгаются в
суверенные права государства, нежели
рассмотрение судом иска против
иностранного государства. Иммунитет
от предварительного обеспечения иска
означает неприемлемость каких-либо
властных, принудительных мер в отношении
государственной собственности без
согласия данного государства.
Предварительное
обеспечение иска может быть применено
в отношении имущества, связанного с
коммерческой, культурной, спортивной,
благотворительной и иной имущественной
деятельностью государства. При этом
суд устанавливает характер, целевое
назначение действий государства, а
также и действительную принадлежность
имущества, в отношении которого
испрашивается предварительное
обеспечение. Принудительность, властность
действия при исполнении вступившего в
законную силу решения иностранного
суда сходно с судебным решением о
предварительном обеспечении иска.
Принудительное
исполнение судебного решения, как и
предварительное обеспечение иска, в
силу норм национального права и
соответствующих международных договоров
о правовой помощи может осуществляться
и за пределами национальной юрисдикции
суда, рассматривающего дело.
Пример
Так,
швейцарская компания «Нога» по
судебному делу об иске о возмещении
ущерба российской стороной частноправового
контракта пыталась добиться предварительного
обеспечения иска, а затем исполнить в
принудительном порядке решение шведского
арбитражного суда (1997 г.) против Российской
Федерации в других странах: Люксембург,
Швейцария, Франция.
Современные концепции
иммунитета собственности государства
как субъекта МЧП, включающие
судебный (юрисдикционный) иммунитет,
иммунитет от обеспечения иска и иммунитет
от принудительного исполнения судебного
(арбитражного) решения, устанавливают
имущественный международный частноправовой
иммунитет государства в качестве
самостоятельных видов государственного
иммунитета. Иммунитет государственной
собственности имеет самостоятельное
значение, поскольку он распространяется
как на государственную собственность,
используемую в дипломатических сношениях
(например, помещение дипломатических
представительств и иное их имущество),
так и вообще на любую иную государственную
собственность.
Этот
иммунитет может быть не обязательно
связан с судебными, исковыми требованиями
к иностранному государству и к его
собственности, связанные с возбуждением
исков в судах и арбитражах, а касается
иного государственного имущества,
правомерно находящегося за пределами
территориальной юрисдикции данного
государства.