Хлестова и иммунитет государства

3.19. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Ященко Елена Евгеньевна, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации.

Аннотация: В статье проанализировано содержание и особенности иммунитета государства как субъекта международного частного права и сформулированы выводы и положения, направленные на совершенствование правового регулирования статуса государства в международном частном праве.

Ключевые слова: международное частное право; правосубъектность государства в международном частном праве; иммунитет государства.

CERTAIN PROBLEMS OF STATE IMMUNITY AS A PRIVATE INTERNATIONAL LAW LEGAL ENTITY

Yachenko Elena Evgenievna, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation.

Annotation: The problem under analysis is the content and peculiarities of state immunity as an international law legal entity. Conclusions and suggestions, aimed at legal development of statehood are given.

Keywords: private international law, international personality of a state in private international law, state immunity.

С развитием международного гражданского оборота сфера участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, расширяется. Проблемы, связанные с определением гражданско-правового статуса государства и особенностями его ответственности как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке гражданского права и международного частного права. В рассматриваемом вопросе по-прежнему остается много неясного в теоретическом плане, а законодательное регулирование данного вопроса не получило должного развития. Особенностью участия государства в международных частноправовых отношениях, в том числе при совершении ими внешнеэкономических сделок является то, что оно обладает юрисдикционным иммунитетом, т.е. невосприимчивостью к юрисдикции иностранных судов1. На наш взгляд, это главная особенность, характеризующая правовое положение государства в международных гражданско-правовых отношениях, которая, в свою очередь, предполагает рассмотрение вопроса об отказе государства от иммунитета. Отказ государства от иммунитета представляет собой сложную и необходимую в современных условиях процедуру реализации государством возможности вовлечения в частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, способствующую расширению сферы участия государства в международных гражданско-правовых отношениях. Данная процедура, на наш взгляд, может и должна рассматриваться исключительно как детально регламентированная законодательством, во-первых, с точки

1 См.: Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование / В.А. Канашевский. — М.:Волтерс Клувер, — 2008. — С. 517.

зрения последовательности совершения процессуальных действий (порядка совершения отказа), во-вторых — внешнего выражения (формы отказа).

В действующем российском законодательстве возможность отказа государства от иммунитета прописана в Федеральном законе от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — АПК РФ). В соответствии с условиями ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Россия вправе отказаться от юрисдикционных иммунитетов в отношении возникающих из соглашений о разделе продукции споров. Как подчеркивает Л.П. Ануфриева, такая возможность не подразумевается, а отчетливо выраженным образом устанавливается2. От всего спектра юрисдикционных иммунитетов государство может отказаться и в соответствии с нормами действующего АПК РФ, несмотря на то, что в названии ст. 251 фигурирует лишь судебный иммунитет, который в большинстве случаев трактуется как иммунитет от предъявления иска. В отношении порядка отказа государства от иммунитета действующий АПК РФ содержит норму, которая отсылает к законодательству иностранного государства и предусматривает, что в случае такого отказа арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ (пункт 3 статьи 251 АПК РФ). Вопрос же о том, в какой форме может быть совершен отказ государства от иммунитета, на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации остается открытым. Поэтому важную роль в восполнении существующего пробела играет судебная практика, которая задает направление в регулировании рассматриваемого вопроса. Так, в двух аналогичных спорах Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не нашел правовых оснований для отказа государства от судебного иммунитета в связи с отсутствием соответствующих полномочий у лиц, представляющих государство в международных частноправовых отношениях (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 9982/05, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 10074/05).

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации. Подобное согласие и следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства. В постановлении отмечается также, что согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства на отказ от судебного иммунитета (п. 8).

2 См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2000 -С. 108.

ПРОБЛЕМЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА

Ященко Е.Е.

Арбитражная практика в определенной степени разъяснила вопрос о том, что следует понимать под согласием компетентных органов иностранного государства на подчинение юрисдикции российских судов. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 января 2001 года № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (п. 6) приведен следующий случай. Посольство иностранного государства обратилось в арбитражный суд с иском к российскому юридическому лицу. Исковые требования вытекали из договора подряда. Российская строительная фирма (подрядчик) заявила встречный иск посольству иностранного государства (заказчику) с требованием, направленным к зачету первоначального требования согласно ст. 110 АПК РФ. Так как посольство сослалось на международный иммунитет от судопроизводства в стране пребывания, арбитражный суд отказал в принятии встречного иска. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что факт обращения посольства в арбитражный суд в связи со спором по коммерческому контракту свидетельствует об отказе от судебного иммунитета по этому контракту. После заявления исковых требований в арбитражный суд посольство утратило право ссылаться на иммунитет от российского судопроизводства в данном конкретном споре. Несмотря на то, что действующее российское законодательство не содержало и до сих пор не содержит каких-либо положений об отказе иностранного государства от судебного иммунитета в отношении встречного иска при предъявлении им первоначального иска, практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответствует судебной практике зарубежных стран, а также международным кодификациям: отказ иностранного государства от иммунитета в отношении первоначального иска представляет собой и отказ от иммунитета в отношении встречного иска.

Читайте также:  После родов ослабленный иммунитет

Процедура отказа государства от иммунитета достаточно подробно регламентирована на уровне международно-правовых кодификаций: многосторонние международные договоры, посвященные иммунитету иностранного государства, содержат нормы, многие из которых должны быть восприняты современным законодательством России. Так, еще первый многосторонний международный договор, посвященный проблеме государственного иммунитета в целом — Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы в 1972 году (далее — Европейская конвенция) — установила, что иностранному государству не предоставляется иммунитет, если оно отказалось от него, и определила возможные формы такого отказа: международное соглашение; ясно выраженное положение, содержащееся в договоренности, составленной в письменной форме; ясно выраженное согласие, данное после возникновения спора. Европейская конвенция регламентировала и формы подразумеваемого отказа от иммунитета. Если иностранное государство-участник предъявило иск или вступило в разбирательство в качестве третьего лица в суде другого государства-участника, иммунитет ему не предоставляется (пункт 1 статьи 1).

Относительно целесообразности присоединения России к Европейской конвенции существуют различные точки зрения. Несмотря на то, что многими авторами высказывается мнение о нецелесообразности

присоединения, в частности, например, И.О. Хлесто-вой3, отмечающей узость круга участников Европейской конвенции и Протокола к ней, сложную процедуру приведения в исполнение судебных решений, А.А. Матвеевым4, также подчеркивающим ограниченный состав ее участников и считающим данный документ в ряде положений устаревшим, не отражающим в должной мере сегодняшних условий и потребностей регулирования, некоторые положения Европейской конвенции можно найти в тексте законопроекта «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности», разработанного в 1998 году под эгидой Исследовательского центра частного права. Полагаем, что в современных условиях у России действительно отсутствует потребность в присоединении к Европейской конвенции, поскольку она является участницей Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (далее — Конвенция), принятой 16 декабря 2004 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности» подготовлен на базе проекта Конвенции и практически полностью воспринял нормы данной Конвенции, в том числе и положения об отказе государства от иммунитета. Необходимость скорейшего вступления в силу Конвенции очевидна и не вызывает сомнений, хотя уже сегодня следует отметить ее положительное влияние на законодательство и практику различных государств, включая Россию, в области юрисдикционных иммунитетов. Разработанный на основе Конвенции проект ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности» во многом отвечает реалиям современной России в области международных частноправовых отношений. Согласно положениям проекта иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно согласилось на отказ от судебного иммунитета, а также если оно осуществило деятельность иную, чем осуществление суверенной власти государства. Предложенный законопроект достаточно подробно регламентирует порядок и возможные формы отказа государства от иммунитета. Положительно, что законопроект вобрал в себя наиболее прогрессивные и оптимальные нормы, содержащиеся в международно-правовых кодификациях. В текст законопроекта включены и новые, не учтенные ранее российским законодательством положения, посвященные процедуре отказа от иммунитета. Наиболее значимыми среди них, по нашему мнению, являются: легальное определение юрисдикционного иммунитета, разграничение судебного иммунитета от иммунитета от принятия обеспечительных мер и иммунитета от исполнения судебного решения, положения от том, что согласие иностранного государства на отказ от судебного иммунитета не рассматривается как его согласие на отказ от иммунитета от принятия обеспечительных мер и иммунитета от исполнения судебного решения и что согласие иностранного государства на применение российского права не рассматривается как согласие на отказ от судебного им-

3 См.: Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства [Текст] / И.О. Хлестова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 108.

4 См.: Матвеев, А.А. К вопросу о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства / А.А. Матвеев // Внешнеэкономический бюллетень. — 2003. — № 8. — С. 73.

мунитета. Следует отметить и то, что согласно предложенному законопроекту явка представителя иностранного государства в российский суд для дачи свидетельских показаний не рассматривается как согласие этого государства на отказ от судебного иммунитета. В рассматриваемом законопроекте, однако, так и остались нерешенными вопросы процессуального характера, детальное урегулирование которых представляется особенно актуальным применительно к процедуре отказа государства от иммунитета. В законе важно детально отразить процедуру вызова в суд иностранного государства, а также порядок вручения ему судебных документов и конкретные основания, по которым государство может ссылаться на судебный иммунитет.

Говоря о специфике участия государства в гражданско-правовых отношениях международного характера нельзя не затронуть вопрос об ответственности государства в контексте рассматриваемых правоотношений. Статья 127 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит положение, согласно которому особенности ответственности РФ, а также ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Примечательно то, что редакция ст. 127 ГК РФ остается неизменной на протяжении многих лет: действующее законодательство в вопросах ответственности государства по-прежнему отсылает нас к нормам специального закона, который, однако, до сих пор не принят. Как отмечает И.О. Хлестова, в ст. 127 ГК РФ следовало бы говорить об особенностях ответственности РФ, ее субъектов перед всеми иными субъектами гражданского права, в том числе и перед российскими гражданами и юридическими лицами. Эти особенности было бы целесообразно отразить в специальном законе об ответственности государства, в котором следовало бы определить, какой орган вправе выступать от имени этих субъектов, возможно ли применение мер по обеспечению иска, виды имущества, на которое не может обращаться взыскание по обязательствам РФ, ее субъекта5.

Читайте также:  Иммунитет при длительном применении антибиотиков

Таким образом, одним из важнейших нормативных актов российской правовой системы должен стать закон об иммунитете государства и его собственности, необходимость разработки и принятия которого прямо предусмотрена статьей 127 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный закон должен определить особенности участия государства в международных гражданско-правовых отношениях, в том числе детально регламентировать процедуру отказа государства от иммунитета, отразить особенности ответственности государства как субъекта гражданско-правовой сделки международного характера.

Реиензия

на статью аспиранта Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации Ященко Елены Евгеньевны «Некоторые проблемы иммунитета государства как субъекта международного частного права»

Актуальность темы данного исследования не вызывает сомнения. В системе международных отношений центральное место занимает государство. С развитием международного гражданского оборота сфера участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, расширяется. Проблемы, связанные с определением гражданско-правового статуса государства и особенностями его ответственности как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке гражданского права и международного частного права. Иммунитет является одним из неотъемлемых свойств государства как субъекта международного частного права, вытекающих из присущего государству качества суверенитета и принципа суверенного равенства государств.

Теоретической основой исследования явились труды таких ученых, как: Л.П. Ануфриева, В.А. Канашевский, А.А. Матвеев, И.О. Хлестова. Целью работы является исследование теоретических и практических положений, раскрывающих содержание и особенности иммунитета государства как субъекта международного частного права. Для достижения указанной цели автором раскрыты особенности иммунитета государства в международном частном праве; систематизированы существующие научные взгляды на проблему иммунитета государства как субъекта международного частного права; исследованы сущность и содержание юрисдикционного иммунитета государства и рассмотрены виды иммунитета государства; изучена судебная практика по делам с участием государства в частных отношениях международного характера. При этом особое внимание уделено проблеме законодательного регулирования порядка и формы отказа государства от иммунитета, а также особенностям ответственности государства в рассматриваемых отношениях. Выводы и предложения, сформулированные автором, имеют как теоретическое, так и практическое значение.

Статья Ященко Е.Е. соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию. Рецензент —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

декан юридического факультета Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, доктор юридических наук, профессор Н.В. Иванцова

5 См.: Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства [Текст] / И.О. Хлестова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 179.

Источник

ЮРИСДИКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

А.А. Тухбатуллина

Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются содержание иммунитета, концепции иммунитета в различных государствах и возможности ограничения юрисдикционного иммунитета иностранного государства.

Наиболее емко и сжато характеристика правового содержания иммунитета выражена в известных еще со времен римского права юридических максимах: «par in paretn non habet imperium» («равный над равными власти не имеет»), «par in parent non habet potestas» («равный по отношению к равному полномочий не имеет»), «par in parem non habet jurisdictionen» («равный над равным не имеет юрисдикции») [4, с. 254].

Иммунитет иностранного государства заключается в освобождении (неподчинении) этого государства от власти другого государства, его юрисдикции. Именно поэтому иммунитет нередко называют юрисдикционным иммунитетом.

Судебный иммунитет предполагает следующее; ни одно государство не может принудить иностранное государство выступать в качестве ответчика в судах первого государства; иностранное государство подсудно судам другого государства только если иностранное государство ясно выразило согласие на это; ни одно государство не может отказать иностранному государству в праве выступать истцом в судах этого государства.

В современном международном частном праве остро стоит вопрос об ограничении иммунитета государства. Учитывая связь иммунитета с суверенитетом государства, можно провести следующую параллель. XX век показал, что развитие государств в изоляции невозможно. В связи с объективным процессом глобализации экономической и социальной жизни выявилась тенденция стремления государств к интеграции в мировую экономику. Иными словами, сегодня появляются гражданско-правовые отношения трансграничного характера. Соответственно, для защиты прав других участников этих отношений — граждан и юридических лиц требуется механизм ограничения суверенитета государства в подобного рода сделках. Не менее важно унифицировать хотя бы в малой доле законодательство об иммунитете различных стран.

Первая попытка унификации была предпринята с принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. Первым договором, рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая в 1972 г. Сейчас в различных государствах существуют отличные концепции об иммунитете; по-разному определяется само понятие «иммунитет». Некоторые страны вообще не имеют законодательства об иммунитете, определяя его

через судебную практику. Для того чтобы не было пробелов в праве и чтобы иметь четкость в понятиях, касающихся данного института, возникает острая необходимость в принятии единого унифицирующего акта. В данном случае единый нормативноправовой акт должен закреплять полный перечень видов собственности, которые пользуются иммунитетом от принудительного исполнения судебных решений; устанавливать основания исков и порядок реализации принудительных действий [6].

Читайте также:  Что необходимо человеку для крепкого иммунитета

Широкое распространение концепции ограниченного иммунитета в праве и практике зарубежных стран привело к тому, что уже в 80-е годы количество исков, предъявляемых к СССР в иностранных судах, значительно возросло. В целом опыт, связанный с рядом дел, возникших за рубежом (прежде всего в США) по искам к СССР или к советским государственным органам, показал, что юридические средства защиты в иностранных судах концепции абсолютного иммунитета Советского государства ограничены, и, как правило, эффекта не дают. Закрепление ранее в советском, а ныне в российском законодательстве абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому признанию иммунитета российского государства в иностранных судах.

Переход экономики России на рыночные отношения, ликвидация государственной монополии внешней торговли, проведенная приватизация поставили вопрос о необходимости привести российское законодательство по проблемам иммунитета иностранного государства в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Все это свидетельствует о том, что российское законодательство, основанное на концепции абсолютного иммунитета государства, нуждается в изменении.

В этих условиях назрела необходимость разработки и принятия законодательного акта, который при определенных условиях ограничивал бы юрисдикционный иммунитет иностранного государства. Одновременно стоит задача урегулирования особенностей правового режима споров с участием Российского государства по искам иностранных лиц, в частности, в свете проблемы юрисдикционного иммунитета, в той мере, в какой это может быть предметом внутреннего законодательства РФ.

В этой связи под эгидой Центра частного права был разработан проект российского закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности» в 1998 г. [5]. Переработанный вариант этого документа под названием Проект ФЗ «Об иммунитете государства» был подготовлен в 2000 г. в рамках проекта Центра торговой политики и права. При подготовке Проекта были учтены законодательные акты по вопросам иммунитета иностранного государства таких стран, как Австралия, Великобритания, Канада, Пакистан, Сингапур, США, ЮАР, а также судебная практика Австрии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии и др. Принимались во внимание и результаты кодификационных работ, предпринятых в рамках международных органов и организаций, таких как Комиссия международного права ООН, Организация Американских Государств, Ассоциация международного права.

На заседании правительства 24 декабря 2004 г. рассматривался вопрос о проекте федерального закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности». В пояснительной записке к проекту практически прямо говорится, что закон является ответом на многочисленные процессы против России, которые шли за границей, в то время как Москва себе подобного не позволяла.

Профильные комитеты Госдумы по законодательству, по международным делам и по собственности рекомендовали палате принять данный документ. В частности, в своем заключении на законопроект профильный комитет Госдумы по собственности подчеркнул, что «проект закона установит режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и предусматривает возможность отказа от

него, закрепляет принципы неприменения иммунитета по спорам, вытекающим из деятельности иностранного государства в тех случаях, когда оно не является осуществлением суверенной власти этого государства» [1].

Нижняя палата российского парламента намеревается в скором времени принять законопроект, который некоторые юристы уже окрестили московским ответом «хьюстонскому правосудию». В случае принятия этого документа российские судьи смогут рассматривать дела против иностранных государств — точно так же, как иски против России слушаются в Европе и за океаном. Похоже, Москве уже надоело выступать за рубежом исключительно в роли ответчика, и она намерена в самое ближайшее время принять закон, который позволит ей столь же активно вмешиваться в жизнь других стран, не выходя за границы своей юрисдикции [3].

Хотелось бы напомнить о некоторых спорах с Россией. В этой связи конечно сразу всплывают многочисленные конфликты со швейцарской фирмой Noga, но к сожалению она не единственная, кто выдвигает требования к РФ. Группа SPI — Союзпло-димпорт — подала в суд на Российскую Федерацию. Иск на 25 миллионов евро подан в суд города Роттердам. В свое время группа получила права на производство 43 водочных марок. Потом государство пыталось опротестовать сделку как незаконную. Разбирательство продолжалось несколько лет и закончилось тем, что права на водочные марки были переданы госпредприятию, владелец SPI Юрий Шефлер объявлен в розыск. В настоящее время судебные процессы продолжаются. Банк Credit Agricole Indosuez (CAI) подал иск к России в Европейский суд по нравам человека в Страсбурге. Банк считает, что российские суды ущемили его права, не признав форвардные контракты, заключенные CAT с Национальным резервным банком. Конфликт между Credit Agricole Indosuez и Национальным резервным банком (НРБ) начался в 1999 году, когда последний отказался заплатить CAI более $100 млн. по форвардным контрактам. Судебное разбирательство продолжается. Бельгийская фирма «Бершадер Интернешнл» пытается получить с российских властей $13,3 млн. через стокгольмский арбитраж [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дума приняла закон о юрисдикционном иммунитете иностранного государства//МСК — Strana.ru 11.03.2005 13:39

2. Инвесторы против России» 09.02.2005 — www.gazeta.ru

3. Москва обзаведется «хьюстонским судом»« — www.demo.prognos.ru

4. Международное частное право. Учебник / под ред. Г. К. Дмитриевой. М,-ПБОЮЛ Гриженко Е. М. (Проспект), 2001. С. 254

5. «Норма права» — Приложение к газете «Экономика и жизнь». — 1998. — .N”36 (38). — Сентябрь (октябрь).

6. Сообщение официального сайта Государственной Думы от 11.01.2005 — www.duma.gov.ru

JURISDICTIONAL IMMUNITY OF A FOREIGN STATE

A.A. Tukhbatullina

The Department of Civil and Labor Law Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya st„ 6, 117198 Moscow, Russia

The article describes the essence of immunity, models of immunity in different countries and possibilities of limiting jurisdictional immunity.

Источник