Идеологический иммунитет и идеологическая
Библиографическое описание:
Душаев, А. Ж. Глобализация и идеологический иммунитет / А. Ж. Душаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 825-826. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20873/ (дата обращения: 15.06.2020).
В настоящее время одна из общечеловеческих проблем, одна из угроз международной безопасности и прогрессу — это глобализация идеологических процессов и борьба против нее, уменьшение ее влияния и обеспечение информационной безопасности регионов мира. Эта проблема по своим масштабам и угрозам значительно превосходит масштабы терроризма, национальных и религиозных конфликтов, расизма и других угроз безопасности. Сегодня географо-политические и идеологические игры на «великой шахматной доске» — мировой арене все более разгораются, борьба развитых государств за укрепление своего влияния в определенных регионах мира набирает обороты. Наблюдается усиление информационного влияния, применение тактики информационной атаки, что является серьезной опасностью для стабильности и независимости некоторых государств.
Республика Узбекистан расположена в удобном географо-политическом пространстве, имеет богатые природные ресурсы, внутренний рынок и дешевую рабочую силу. Поэтому некоторые силы стремятся установить здесь свое господство, для чего применяют тактику информационного идеологического воздействия. Поэтому важно изучить состояние глобализации угроз идеологических процессов в Центральноазиатском регионе.
Глобализация идеологических процессов, их влияние на сознание народа, их интеграция в мировую экономическую и социальную инфраструктуру связана с различными факторами. В этом процессе особое место занимают средства массовой информации (СМИ). Глобализация, с одной стороны, проявляется в том, что в идеологические процессы втянуты все народы, все регионы мира. С другой стороны, в результате информационной революции люди, живущие в разных точках планеты, могут подвергаться идеологическому воздействию через всемирную сеть. Идеологическое воздействие, информационная атака направлена на определенные цели, в том числе на разжигание национальной розни, национализма, религиозного экстремизма, терроризма, и кроме того некоторые ресурсы отрицательно влияют на сознание молодежи, порождая у них интерес к различным деструктивным движениям и группам.
Конечно, всемирная сеть имеет свои положительные стороны, благодаря которым люди общаются между собой, узнаюи новости политики, науки, общественной жизни и т. д. СМИ, в том числе Интернет, помогают формировать социальные представления, систему ценностей, помогают расширять кругозор и совершенствовать знания.
Попытки оказать воздействие, идеологическое влияние на определенную группу людей, на народ, на общество были всегда. Если заглянем в историю, можем увидеть, что этот процесс с каждым годом развивается и углубляется, расширяет масштабы охвата. Например, есть существенные различия между особенностями оказания идеологического влияния в 70–80 годы ХХ века и сегодняшнего дня.
Особенности идеологического влияния проявляются в том, что процесс протекает быстрыми темпами. Ускорение темпов объясняется тем, что в век высоких информационных технологий любая информация распространяется очень быстро. Пресса, радио, телевидение, кино, Интернет стали распространителями различных идей и средствами воздействия на мировоззрение миллионов, миллиардов людей. Идеологическому влиянию подвергаются все слои населения, все сферы общественной жизни. Нельзя даже представить какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не ощущалось влияние идеологии. К тому же в настоящее время идеологическое влияние не носит стихийный характер, они осуществляется сознательно, направлено на определенные цели, на основе выработанного плана. В этом процессе участвуют различные институты, группы и группировки. В этих условиях становится злободневным ставить во главу политики идеологическое воспитание и идеологическую профилактику. В этом деле должны участвовать негосударственные, неправительственные общественные организации, институты гражданского общества, образовательные и воспитательные учреждения.
Как говорил И. А. Каримов, «Сегодня оружия, накопленного человечеством, хватит на то, чтобы несколько раз уничтожить весь мир. Мы все это хорошо осознаем. Однако самая большая опасность сегодняшнего дня — это непрерывная идеологическая борьба за овладение душами и сознанием людей. Теперь многое решает не борьба на ядерных полигонах, а борьба на идеологических полигонах. Эту горькую правду нельзя забывать” [2].
Некоторые идеи не воспринимаются людьми, а некоторые могут сохраняться в сознании личности в качестве информации. В первом случсае, идея не оставляет следа в сознании и памяти людей, а во втором случае, идея не имеет никакого значения, хотя и хранится в памяти и сознании. Однако, имеется группа людей, в сознании которых идея укрепляется и влияет на их поведение, мышление, становится неразделимой частью их духовного и психологического состояния. Она может призывать их к действиям, превращается в пособие для действий. В этом цель идеологической борьбы: через душу человека проникнуть в его сознание.
Сегодня для нашего общества серьезную опасность представляют следующие идеологические угрозы:
— попытки восстановить исламский халифат и создать под его знаменем империю мусульманских народов;
— попытки фальсифицировать нашу историю, национальные ценности и сущность религии;
— стремление распространить аморальные идеи, способные оказать пагубное воздействие на духовность народа;
— попытки развязать региональные и международные конфликты, используя различные идеологические средства.
Эти угрозы являются формами проявления агрессивной идеологии, направленной, прежде всего, на овладение сознанием простых людей, лишение их собственных национальных ценностей, достижений мировой цивилизации. Чтобы оградить наш народ от различных идеологических угроз, сформировать у общества идеологический иммунитет, необходимо вооружить его подлинно гуманистической идеологией, содержащей в себе мощный импульс духовного возвышения народа. [3]
Иммунитет — это комплекс реакций в организме, способных сохранить в нем постоянное внутренне равновесие защитить его от проникновения внешних инфекций. Иммунитет также выражает особенность человеческого организма не подчиняться влиянию различных инфекционных заболеваний.
Идеологический иммунитет — это система ценностей и знаний, служащие обогащению духовного мира человека, связанные с интересами страны, народа, служащие надежным щитом против идеологических угроз. В формировании идеологического иммунитета важную роль играют не только общественные организации, образовательные учреждения и т. д., но и средства массовой информации.
Литература:
1. Каримов И. А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. — Т.:Узбекистан, 1998. С.60
2. Каримов И. А. Жамиятимиз мафкураси халқни — халқ, миллатни — миллат қилишга хизмат этсин. — Т., 1998. 9-б.
3. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Т.: Узбекистан, 2003. С.22.
Основные термины (генерируются автоматически): идеологическое влияние, процесс, идеологический иммунитет, информационная атака, идеологическое воздействие, всемирная сеть, общественная жизнь, группа людей, серьезная опасность, массовая информация.
Источник
В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является необходимым составным компонентом профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов. Обоснованы основные условия и методы, обеспечивающие реализацию идеологического воспитания будущих сотрудников таможенных органов с учетом специфики образовательного процесса.
Ключевые слова: идеология, идеологический иммунитет, профессиональная этика, факторы идеологического иммунитета, служебный долг, ответственность, идейное воспитание.
Таможенная служба — государственное учреждение, имеющее приоритетное значение в осуществлении внутренней и внешней политики государства, направленной на обеспечение защиты экономического суверенитета страны. Осуществление эффективного таможенного контроля, регулирование товарообмена на таможенной территории республики, стимулирование развития экономики, защита внутреннего рынка являются основными целями таможенной политики.
В этом главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих, является служение общественным интересам, что предполагает в качестве их деятельности умение и навыки использования в процессе профессиональной службы своевременного чутья влияния угрожающих государству вызовов и идеологических угроз. Что связанно со степенью формирования в них идеологического иммунитета.
Говоря о важности вышеуказанных задач, на церемонии открытия единственного в Центральной Азии Высшего военного таможенного института, являющегося кузницей кадров таможенной службы, Президентом Исламом Каримовым было отмечено: «В институте необходимо воспитывать здравомыслящих, обладающих продвинутым мышлением, живущих чувством Родины, не жалеющих собственную жизнь за интересы Отечества и народа, верных молодых кадров, сотрудников таможни» [1, 112].
В период истории, когда обостряются идеологические противоречия, разрушительными силами могут использоваться деструктивные средства для достижения своих политических целей: варварство, вандализм, подрывные действия, дезинформация, террор, диверсия и т. п. [3, 326]
Для предотвращения подобных влияний Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов утверждает: «Важно, чтобы люди поняли, что обеспечение общественного порядка и их собственной безопасности неразрывно связано с повышением их бдительности и активного участия в событиях, происходящих вокруг них. Необходимо повысить активность населения в борьбе с бездуховностью, преступностью, экстремизмом во всех его проявлениях, обеспечении мира и спокойствия в нашем общем доме» [1, 339–340]. В связи с чем, для адекватного отпора у человека должны быть сформированы высокие убеждения, патриотизм, мужество и другие благородные качества.
Сегодня в таможенной системе идеологическая деятельность организуется на всех уровнях управления и проводится со всеми категориями сотрудников. Конечным результатом работы является эффективность выполнения поставленных задач, которая напрямую зависит от идеологической составляющей профессиональной деятельности должностного лица на таможенных постах.
Народ без идеологии, как и человек без мысли не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для народа — то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с народом когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным [2, 35].
Известно, что для предотвращения любой болезни нужно, прежде всего, в организме человека создать иммунитет против этой болезни. А в нашем случае понятие идеологический иммунитет означает невосприимчивость человека к влиянию чуждых идей и идеологий, его способность разоблачать вредные идеи и противостоять им. Понятие «идеологический иммунитет» было употреблено Президентом Республики Узбекистан И.Каримовым, и его содержание объяснено следующим образом: «Известно, что для предотвращения любой болезни нужно, прежде всего, в организме человека создать иммунитет против этой болезни. Мы также должны привить в сердцах наших детей здоровое отношение к Родине-матери, к нашей богатой истории, к священной религии наших предков, если нужно, укрепить их идеологический иммунитет». [1, 481].
Формирование идеологического иммунитета есть процесс длительный. Идеологический иммунитет является показателем эффектности идейно-воспитательной работы.
В данном контексте, важно проводить духовно-просветительскую и идеологическую работу в таможне с учетом специфики коллектива, что должно быть неразрывно связано с его потребностями. Неоспорим тот факт, что уровень профессиональной мотивации молодого сотрудника зависит от удовлетворенности трудом, его содержанием и взаимоотношениями в коллективе. Чем больше сотрудники удовлетворены содержанием выполняемой работы, условиями труда и пакетом социальной поддержки, тем выше показатели они демонстрируют. Ведь профессия является одной из основных сфер жизнедеятельности человека. А профессиональная успешность обеспечивает социальное признание и одобрение, а также является механизмом подкрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.
Идеологический иммунитет требует, прежде всего, формирования самостоятельного убеждения и мировоззрения у каждого сотрудника таможенной службы.
Сотрудники таможенной службы, лишенные достаточного формирования иммунитета, не смогут иметь также и здоровые убеждения и мировоззрения, что препятствует умению различать добро от зла, достойное от непристойного, осознавать интересы народа и Родины. В свою очередь, обладая здоровым иммунитетом, таможенник может предостерегать себя от недостойных дел, ответственно противостоять злу и несправедливости, а также выражать свой протест идейным угрозам. Следовательно, неприятие зла, любовь и приверженность к добродетели являются основными признаками здорового иммунитета. Главными особенностями здорового иммунитета являются навыки борьбы с идеей — только идеей, с мыслью — только мыслью, с невежеством — только просвещением. Важным элементом иммунитета сотрудника таможенной службы является бдительность, то есть постоянная осведомленность о мире, о происходящих вокруг изменениях. Такой сотрудник, превративший свое состояние бдительности в правило, в закон своей жизни способен своевременно решать насущные проблемы, может давать достойный отпор любым идейным атакам агрессивных сил.
Данный подход свидетельствует о формировании в сознании человека здоровых убеждений, здорового мировоззрения, способности к самозащите в нынешних условиях, используя фактор бдительности.
В результате реформ, проводимых в Узбекистане в годы независимости, коренным образом изменились структура и содержание деятельности органов государственной власти и управления. Эта вызвало трансформацию идеологических требований к государственной службе. Сегодня жизнь ставит перед государственным служащим новые, более высокие требование к их идеологическому уровню и служебному поведению. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия — эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих и являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.
Находясь на службе у государства, сотрудник таможенных органов, в конечном счете, стоит на страже экономических интересов страны, а значит и интересов каждого отдельно взятого гражданина нашей страны.
Идеологический иммунитет сотрудника таможенной службы затрагивает широкий спектр вопросов. В повседневной деятельности сотрудника таможенных органов идеологический иммунитет проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности в исполнении обязанностей как гражданин перед Родиной — от внешнего вида и хорошего тона до общей культуры. В более узком понимании идеологический иммунитет таможенника не допускает использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, осуществления корыстных целей.
Главным в каждой профессии, а значит и основным элементом идеологического иммунитета таможенника является профессионализм. Профессионализм — это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения позитивного опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма.
Каждый сотрудник таможенных органов в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных идеологических вопросов. Среди них сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением.
Среди особенностей идеологический иммунитет таможенника в первую очередь отметим понятие долга. Долг — это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая. И только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм.
В любом виде деятельности могут возникать идеологические проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные требования. Это, прежде всего, специальности, объектом которых является человек. Для закрепления этих высоких нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности, создаются «кодексы чести» [5], закрепленные в клятвах, уставах, положениях и т. п. В связи с этим для представителей данных профессий важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности.
Идеологический иммунитет сотрудников таможенных органов носит устойчивый характер. Это значит, что нравственно-этические требования, предъявляемые к таможенникам, носят строго обязательный характер и закрепляются правовыми документами (Таможенный кодекс, приказы, инструкции, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).
Деятельность сотрудников таможенных органов является государственной службой, так как они являются должностными лицами, деятельность которых должна соответствовать принципам и нормам морали, защите авторитета таможенной системы и ее представителей. Выполнение профессиональных обязанностей требует от таможенников повышенного чувства долга и ответственности, их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от норм служебной этики (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким, образом, идеологический иммунитет сотрудников таможенных органов формирует ряд моральных требований. Высокий профессионализм таможенника проявляется в выполнении служебного долга, понимание своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости и служебного долга. Успешная деятельность сотрудника таможенных органов невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, честность, добросовестность, гуманность, терпимость и др.
Изучения идеологического иммунитета способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников таможенных органов и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости.
Формирование идеологического иммунитета у будущих сотрудников таможенных органов представляет собой системный, полифункциональный, управляемый процесс. В профессиональной подготовке будущих таможенников заложена идея системного формирования идеологического иммунитета посредством применения комплекса методов, форм и средств идеологического воспитания с учетом специфики образовательного процесса. В Высшем военным таможенном институте данная работа осуществляется на основе реализации адекватных принципов управления [6]:
— гуманизма, личной ориентированности, направленности на удовлетворение потребностей слушателей в личностно‑профессиональной идентификации; опоры на духовно‑нравственные основания профессиональной деятельности и воспитательных воздействий; прогностической направленности, учета изменяющихся потребностей внешней и внутренней среды;
— учета интересов субъектов воспитательного процесса и возможностей их реализации; демократичности, нацеленности на свободную и всестороннюю включенность личности в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления; открытости влияниям внешней социально‑профессиональной среды, возможности обсуждения проблем и компетентного участия в их решении всех заинтересованных лиц и социальных институтов;
— адресной направленности, ориентации технологии управления на развитие конкретной личности, с учетом качества ее работы и спектра решаемых задач; соответствия управленческого воздействия требованиям социального окружения и индивидуальным потребностям личности в развитии и саморазвитии.
Исходя из всего выше сказанного, формирование идеологического иммунитета как цель педагогического процесса в Высшем военном таможенном институте заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для формирования у будущих таможенников идеологического иммунитета, к условиям, которого в процессе их профессиональной подготовки можно отнести следующие.
Операциональные. Усиление идеологической направленности социально‑гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих слушателям правильно определить свои профессиональные и идеологические позиции, понять общечеловеческие ценности, идеалы и приоритеты профессиональной деятельности, самих себя, мотивы своего поведения, свое отношение к окружающему миру, а также спроектировать свою будущую профессиональную деятельность и реализовать свои творческие возможности; развитие операционально‑идеологической сферы будущего таможенника на основе изучения основных направлений профессиональной деятельности специалистов данной категории, требований, предъявляемых к ним в аспекте реализаций профессиональных функций с учетом идеологической составляющей деятельности, с опорой на профессиограмму сотрудника таможенных органов.
Информационные. Информированность преподавателей и сотрудников Высшего военного таможенного института о всех сторонах жизнедеятельности слушателей, о фактах, содействующих или препятствующих реализации поставленных задач.
Социальные. Воспитание у слушателей исторического сознания, восстановление исторической памяти, возрождение культурно‑исторической и национальной самоиндентификации, развитие потребности знать свое прошлое, использование национальных особенностей в формировании и развитии личности слушателя с опорой в этом процессе на национально‑этническую культуру и традиции; формирование у слушателей профессионально‑идеологического самосознания, необходимого для активного саморазвития, сознательного формирования себя как личности и специалиста [4, 246].
Мотивационные. Развитие потребностно-мотивационной сферы слушателей с учетом индивидуальных потребностей личности и в соответствии с социально-профессиональными приоритетами.
Методические. Наличие в Высшем военном таможенном институте адекватной воспитательно-профессиональной среды, влияние которой осуществляется посредством использования традиционного (нормативные знания, получаемые из семьи и ближайшего окружения), институциального (общественно одобряемый опыт, усваиваемый посредством взаимодействия воспитательной системы Высшего военного таможенного институт с профессиональной средой), рефлексивного (ответственность личности и осознание субъективной принадлежности к социально-профессиональной общности) механизмов, обеспечивающих организацию процесса формирования идеологического иммунитета, основанного на познании окружающего мира, профессиональной среды и своей роли в обществе в целом и в процессе выполнения профессиональных функций, в частности, приобщении к нравственным ценностям.
Таким образом, подводя итог вышесказанного, следует отметить, что в обучении и профессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы, значительное внимание необходимо уделить вопросам духовно-нравственного воспитания, главной задачей которого является формирование крепкого идеологического иммунитета, способного адекватно противостоять вызовам угроз идеологического характера.
Литература:
1. Каримов И. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Том 8. — Ташкент: Узбекистан, 2000.
2. Горенкова А. Д.Пулатова Национальная идея. — Ташкент: Мухаррир, 2008.
3. Караяни А. Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. М.: Мысль, 1996.
4. Карпова О. С. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подростка: Дис…. канд. пед. наук. — Волгоград: ВГПУ, 2011.
5. Кодекс чести сотрудника таможенной службы Республики Узбекистан. Приказ Государственного Таможенного комитета от 3 ноября 2011 года № 265.
6. Концепция развития органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан. Постановление Коллегии Государственного таможенного комитета от 25 декабря 2013 года № 4/3
7. Таможенная служба Узбекистана. ред. кол.: Алимбаев С, Кудриддинов Д., Бобомухамедов П. и др. — Ташкент: Art Groop, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): идеологический иммунитет, таможенная служба, формирование, орган, Высший военный таможенный институт, здоровый иммунитет, профессиональная деятельность, идеологический иммунитет таможенника, Узбекистан, сотрудник.
Источник