Игры для повышения иммунитета
Во что играть с тревожными детьми, когда все боятся вирусов
Содержание:
- Как укрепить иммунитет, когда вокруг тревога и вирусы
- 8 игр для повышения иммунитета
Не собиралась писать на эту тему. А сегодня мне прислали вопрос ребёнка, пришедшего из школы: «Мама, мы что — умрем? Мы в школе решили не чихать вообще. И задерживать дыхание». А недавно рассказали, что ребёнок во сне вдруг стал произносить слово «вирус», а ещё один — тревожно выяснял у мамы, как защититься, и не страшно ли выходить на улицу. Все эти дети — младшие школьники 7-9 лет. Возможно, активно обсуждают и переваривают взрослые разговоры. Как им помочь?
Как укрепить иммунитет, когда вокруг тревога и вирусы
В состоянии стресса наш иммунитет ослабевает. А наш иммунитет — и физический, и, наверное, в большей степени «психологический» — сейчас особенно важен. Последние годы нам показали, что мы можем контролировать намного меньше, чем казалось и чем хотелось. Мы учимся адаптироваться. И учимся создавать острова безопасности и стабильности в себе и вокруг себя.
- Дети реагируют, в большей степени, на наши невербальные сигналы. Корректнее сказать ребёнку любого возраста, внимательно в нас вглядывающегося и ощущающего фон нашей тревоги, злости, напряжения: «Я прочитала тревожные новости. Мы в безопасности. Сейчас я думаю, как позаботиться о себе и о тебе».
- Чем больше информации, тем меньше тревоги. Чем больше тревоги — тем важнее ощущать: хоть над чем-то — контроль. Тем больше потребность в действиях. Конечно, мы даём ребёнку адаптированную для его возраста информацию, которую находим в официальных источниках.
- Текущая информация касается, в большей степени, гигиены. Можно вместе с ребёнком нарисовать яркие плакаты (записки на зеркало в ванной): «Мой руки — считай до 20», во время мытья рук можно проговаривать веселую скороговорку. Написать себе на листике таблицу умножения.
Можно играть в игру «Апчхи» — я ее предлагала детям, чтоб создать привычку прикрывать нос и рот сгибом локтя, а не ладошкой. «Ведущий» произносит «апчхи» — все быстро закрывают рот и нос локтем. Тот, кто оказывается первым — становится ведущим. Придумываем новые веселые ритуалы приветствия. Здороваемся, прикасаясь локтями, плечами, пятками.
8 игр для повышения иммунитета
Игры, которые я предлагала детям разного возраста (помним, что психолог работает не вместо докторов, а вместе с докторами).
- Ниткой или шарфом вокруг ребёнка на полу выкладываем круг. Ребенок стоит в центре. Круг такой, чтоб ребёнок мог вытянутой рукой дотянуться до его «границ». Представляем, что сам круг — границы — это символ иммунитета ребёнка, «психологического и физического».
Бросаем в ребёнка подушки с разными добрыми и не очень добрыми словами и «вирусами». По принципу игры «съедобное-несъедобное». Ребенок ладошками и ногами отбивает то, что не хочет, чтоб было в этом кругу (в его «внутренней территории»). И принимает, кладёт рядом с собой то, что ему комфортно.
Эту игру я использовала с детьми, с которыми мы работали над реакцией на вербальную агрессию (дразнилки и обзывалки). И с часто болеющим детьми. Они выталкивали за круг — кашель, насморк и проч. Если вдруг подушка случайно окажется внутри круга — ребенок быстро ее может выбросить ногой или рукой.
- Берём губку для мытья посуды или мочалку. Чуть окрашиваем акварельной краской или проводим по любой пыльной поверхности. Обращаем внимание ребёнка на то, что мочалка грязна. В ванной даем ребёнку в руки и просим, чтоб он под проточной водой вымыл эту губку. Приговаривая — так и твое тело очищается. (Так мы сопровождали лечение детей с интоксикациями, аллергией.)
- Спрашиваем ребёнка — какой, по его мнению, цвет его идеального здоровья. Рисуем шаблон — контуры пряничного человечка. И просим, чтобы ребёнок зарисовал его «цветом здоровья».
- Когда ребенок кушает, представляем, что каждый продукт — не просто продукт, а волшебное блюдо. В котором каждый ингредиент несет нам какое-то важное качество, которое начинается на ту же букву, что и продукт. Например, картошка — красота, креативность; морковь — мудрость, молодость; лимон — любовь; огурцы — обаяние. Можно вообще вместе с детьми готовить и предлагать им шепотом — «магически» — называть «качество», когда мы добавляем в блюдо те или иные продукты. Тогда кулинария превращается в домашнюю магию.
- Представляем, что на уровне пупка перед нами находится застежка-молния. Складываем пальцы в щепотку и со звуком «зззззззз» закрываем молнию — поднимаем руку вдоль тела вверх. (При этом — выпрямляя спину.)
- Представляем наши иммунные клетки — как маленьких чутких воинов. С тем оружием и инструментами, которые им могут понадобиться в их работе. Можно нарисовать их бой с вирусами.
В моем детстве была игра «в Чапаева», в которой мы сбивали щелчками шашки противника. Так же можно назначить, например, белые шашки — иммунными клетками, а чёрные — вирусами. И сбить вирусы белыми шашками с доски («из тела»).
- Представить, что внутри нас появляется маленький человечек — «я сам». И отправляется в путешествие по телу в транспортном средстве, которое придумает ребенок. С теми инструментами, которые ему могут понадобиться. Дети-клиенты чаще всего выбирали пылесосы — которые впитывали в себя пыль и грязь из разных органов. Этот человечек путешествует по телу столько, сколько будет ребёнку важно.
- Детям нравятся дыхательные упражнения, в которых они вдыхают прямо из солнца — магию здоровья, и их тело становится внутри чистым и блестящим. А выдыхают — прямо в Землю то, что грязно, то, что земля может принять, и то, что станет удобрением. (Иногда для большей экологичности мы решаем отправить то, что ребёнок выдыхает, к ядру Земли.)
[1 год 6 мес. — 3 годa]
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
13.03.2020
Не собиралась писать на эту тему. А сегодня мне написали вопрос ребёнка, пришедший из школы: «Мама, мы что — умрем? Мы в школе решили не чихать вообще. И задерживать дыхание». А недавно рассказали, что ребёнок во сне вдруг стал произносить слово «вирус», а ещё один — тревожно выяснял у мамы, как защититься, и не страшно ли выходить на улицу.
Все эти дети — младшие школьники 7-9 лет. Возможно, активно обсуждают и переваривают взрослые разговоры.
В состоянии стресса наш иммунитет ослабевает. А наш иммунитет, и физический, и, наверное, в большей степени — «психологический», сейчас особенно важен. Последние годы нам показали, что мы можем контролировать намного меньше, чем казалось, и чем хотелось. Мы учимся адаптироваться. И учимся создавать Острова безопасности и стабильности в себе и вокруг себя.
— Дети реагируют, в большей степени, на наши невербальные сигналы — корректнее сказать ребёнку любого возраста, внимательно в нас вглядывающегося и ощущающего фон нашей тревоги, злости, напряжения: «Я прочитал/а тревожные новости. Мы в безопасности. Сейчас я думаю, как позаботиться о себе и о тебе».
— Чем больше информации, тем меньше тревоги. Чем больше тревоги — тем важнее ощущать — хоть над чем-то — контроль. Тем больше потребность в действиях. Конечно, мы даём ребёнку адаптированную для его возраста информацию, которую находим в официальных источниках.
— Текущая информация касается, в большей степени, гигиены. Можно вместе с ребёнком нарисовать яркие плакаты (записки на зеркало в ванной) — «мой руки — считай до 20», во время мытья рук можно проговаривать веселую скороговорку. Написать себе на листике таблицу умножения Можно играть в игру — «апчхи» — (я ее предлагала детям, чтоб создать привычку прикрывать нос и рот сгибом локтя, а не ладошкой) — «ведущий» произносит «апчхи» — все быстро закрывают рот и нос локтем, тот, кто оказывается первым — становится ведущим . — придумываем новые веселые ритуалы приветствия. Здороваемся — прикасаясь локтями, плечами, пятками.
Игры, которые я предлагала детям разного возраста (помним, что психолог работает не вместо докторов, а вместе с докторами):
Ниткой или шарфом вокруг ребёнка на полу выкладываем круг. Ребенок стоит в центре. Круг такой, чтоб ребёнок мог вытянутой рукой дотянуться до его «границ». Представляем, что сам круг — границы — это символ иммунитета ребёнка, «психологического и физического». Бросаем в ребёнка подушки с разными добрыми и не очень добрыми словами и «вирусами». По принципу игры «съедобное-несъедобное» — Ребенок ладошками и ногами отбивает то, что не хочет, чтоб было в этом кругу (в его «внутренней территории»). И принимает, кладёт рядом с собой то, что ему комфортно. Эту игру я использовала с детьми, с которыми мы работали над реакцией на вербальную агрессию (дразнилки и обзывалки). И с часто болеющим детками. Они выталкивали за круг — кашель, насморк и проч. Если вдруг подушка случайно окажется внутри круга — ребенок быстро ее может выбросить ногой или рукой.
Берём губку для мытья посуды или мочалку. Чуть окрашиваем акварельной краской или проводим по любой пыльной поверхности. Обращаем внимание ребёнка на то, что мочалка грязна. В ванной даем ребёнку в руки и просим, чтоб он под проточной водой вымыл эту губку. Приговаривая — так и твое тело очищается. (Так мы сопровождали лечение детей с интоксикациями, аллергией).
Спрашиваем ребёнка — какой, по его мнению, цвет его идеального здоровья. Рисуем шаблон — контуры пряничного человечка. И просим, чтобы ребёнок зарисовал его «цветом здоровья».
Когда ребенок кушает — представляем, что каждый продукт — не просто продукт, а волшебное блюдо. В котором каждый ингридиент несет нам какое-то важное качество, которое начинается на ту же букву, что и продукт. Например, картошка — красота, креативность; морковь — мудрость, молодость; лимон — любовь; огурцы — обаяние…. можно вообще вместе с детьми готовить — и предлагать им шепотом — «магически» — называть «качество», когда мы добавляем продукты. Тогда кулинария превращается в домашнюю магию.
Представляем, что на уровне пупка перед нами находится застежка-молния. Складываем пальцы в щепотку и со звуком «зззззззз» закрываем молнию — поднимаем руку вдоль тела вверх. (При этом — выпрямляя спину).
Представляем наши иммунные клетки — как маленьких чутких воинов. С тем оружием и инструментами, которые им могут понадобиться в их работе. Можно нарисовать их бой с вирусами.
(В моем детстве была игра «в Чапаева», в которой мы сбивали щелчками шашки противника. Так же можно назначить, например — белые шашки — иммунными клетками, а чёрные — вирусами. И сбить вирусы белыми шашками с доски («из тела»).Представить, что внутри нас появляется маленький человечек — «я сам». И отправляется в путешествие по телу в транспортном средстве, которое придумает Ребенок. С теми инструментами, которые ему могут понадобиться. Дети-клиенты чаще всего выбирали пылесосы — которые впитывали в себя пыль и грязь из разных органов. Этот человечек путешествует по телу столько, сколько будет ребёнку важно.
Детям нравятся дыхательные упражнения, в которых они вдыхают прямо из солнца — магию здоровья, и их тело становится внутри чистым и блестящим. А выдыхают — прямо в Землю то, что грязно — то, что земля может принять и то, что станет удобрением. (Иногда для большей экологичности — мы решаем отправить то, что ребёнок выдыхает — к ядру Земли).
Добрых здоровых взрослений!
Светлана Ройз
Иллюстрация: Паскаль Кэмпион
Источник:
https://vk.com/bmshkola
Многие мамы, к сожалению, знают, что иногда дети заболеваютни с того, ни с сего. Больное горло, отиты, синуситы, кроха плохо ест и спит, унего круги под глазами. Одна неделя в садике – и три дома. Врачи конкретныйдиагноз не ставят – периодический кашель, но не бронхит, постоянные выделенияиз носа, но не синусит… Это признаки ослабленного иммунитета. Причин дляослабления иммунитета множество, и чтобы определить искомые, ребенку нередкоприходится проходить целый комплекс обследований. Закладка иммунитетапроисходит еще до рождения, поэтому внутриутробное инфицирование илинедоношенность могут привести к тому, что ребенок станет часто болеть.Немаловажную роль играет и то, как протекала беременность: был ли токсикоз,угроза выкидыша, повышенное давление, отеки или белок в моче, грипп, простуды иобострение хронических заболеваний. Следующим важным фактором для формированияиммунитета является материнское молоко. Известно, что дети, вскормленныегрудью, болеют реже, чем дети на искусственном вскармливании.
Детский сад — это постоянный обмен инфекциями. И только современем, после бессонных ночей и бесконечных больничных, у малыша начинаетформироваться не только индивидуальный, но и коллективный иммунитет. Если впервый год посещения дошкольного учреждения кроха заболевает после 1-3 недель пребыванияв садике, волноваться не стоит – это абсолютно нормальная реакция организма наконтакт с новыми видами вирусов и бактерий. Главное постараться, чтобызаболевания не застали врасплох и не зачастили каждые 2 недели. Как этогоизбежать? Детский сад для малыша в первое время – это усталость и стресс,которые подавляют иммунитет. Поэтому ребёнка в сад нужно «вводить» постепенно: впервую неделю оставляй ребёнка в саду на 1 час, вторую – на 2-3 часа, затем 2-3месяца оставляйте в группе до обеда. И только после этого кроху можно оставлятьв саду на целый день. При этом раз в неделю делай профилактику и оставляй деткуна целый день дома.
На фоне ослабленного иммунитета малыш болеет снова и снова, а после болезни,как известно, естественная защита организма не укрепляется. Чтобы кроха меньшеболел, а ты была спокойна за свое чадо, следуй программе действий по защите иукреплению иммунитета.
Обязательно ограждай малыша от прямого контакта сослучайными людьми, особенно, если он еще совсем кроха. До пяти месяцев педиатрывообще не рекомендуют «общение» грудничка с гостями, друзьями и дальними родственниками.
Пересмотри режим дня ребенка, потому что у часто болеющихдетей нередки функциональные расстройства центральной и вегетативной нервнойсистем. Укрепить их помогут достаточный и продолжительный ночной и дневной сон,а так же длительные прогулки на свежем воздухе.
Малыш должен хорошо питаться, поэтому обеспечь ему сбалансированноеменюс оптимальнымсоотношением белков, жиров, витаминов и минералов. В ежедневном рационеобязательно должны присутствовать свежие овощи, фрукты и ягоды.
Очень полезно профилактическое орошение слизистой оболочкиноса ребенка солевыми растворами: они отлично смывают бактерии и вирусы.
Для малыша должны стать нормой гимнастика, массаж изакаливание. Они укрепляют иммунную систему и стабилизируют системутерморегуляции часто болеющего ребёнка. Массаж нужно проводить курсами 2- 4 разав год.
Курение в квартире должно быть под строгим запретом! Даже вкухне или на балконе. Дым пересушивает слизистые оболочки верхних дыхательныхпутей, при этом открывается доступ вредным микроорганизмам в более глубокиеслои слизистой.
Обязательно сходите на прием к иммунологу. Иммунная система- явление многоуровневое и состоит из нескольких звеньев. Расстройство хотьодного из уровней приводит к постоянным заболеваниям.
Обязательно раз в год проводи малышу курсовую витаминотерапию. Какие именно витаминныекомплексы пропить подскажет врач.
УРОК-ИГРА «ИММУНИТЕТ»
Учитель биологии МКОУ СОШ с.п. Герменчик Урванского района КБР
Марченко Наталья Ивановна
Задачи: Раскрыть механизм действия защитных сил организма;
Сформировать понятия: иммунитет, лечебные сыворотки , предупредительные прививки;
Продолжить формирование мыслительной культуры;
Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: ролевая игра
Метод: частично поисковый.
Оборудование: видеофрагменты об «иммунитете», таблица «иммунная система», дидактические задание.
Форма организации: индивидуальная, групповая, коллективная.
План урока:
Актуализация знаний о составе и функциях клеток крови:
— Тест «кровь»;
— Ответы на вопросы
2. Изучение нового материала:
— Ролевая игра «ИММУНИТЕТ»;
— Работа в группах над заданиями.
3. Аукцион терминов ( закрепление).
4. Как поддержать свой иммунитет (обобщение).
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ИММУНОЛОГИЮ:
В класс входят Аскер и Казбек, они очень взволнованы и чем то огорчены.
Учитель с беспокойством спрашивает: «Что случилось, мальчики?»
Аскер: «Мы хотели записаться в хоккейную команду, а нас не берут».
Учитель: «Но почему же?»
Казбек: «Посмотрев на наши медицинские справки, врачи сказали, что мы очень болеем и у нас слабая защитная система».
Аскер: «А какие мы слабые? Вот Антемира из 8 «Б» класса берут, хоть он и на много меньше нас и ростом и весом».
Учитель: «Не расстраивайтесь, ребята, я думаю мы сможем вам помочь. Для этого сначала надо раскрыть секреты защитной системы организма человека и мы отправимся в путешествие по ИММУНОЛОГИИ. В этом нам поможет добрый волшебник, но с условием, что сначала мы выполним задания, предложенные волшебником».
Учащиеся решают тестовые задания – см. Приложение №1. Ответы сверяются.
Учитель: «Задания выполнены. Вы получите волшебный ключ, с помощью которого теперь мы сможем связаться с волшебником. Все вместе повторяем
Заклинание: «Мы хотим познать страну ИММУНОЛОГИЮ».
«Волшебник» — пропуск в мою страну будут 3 вопроса:
Что такое кровь?
Каковы функции крови?
Чем отличаются лейкоциты от эритроцитов и тромбоцитов?
Прочитав ответы на столе появляются пропуска.
Учитель: Человеческий организм – это удивительный страна, работающая единым сложным организмом. Постоянно границы страны атакуются вредными нарушителями: бактериями, грибами, вирусами. Защитная система организма должна быть постоянно в состоянии повышенной активности ( кожа и слизистые оболочки тела) с помощью лизацина. Инфекционные возбудители и чужеродные вещества попадают во внутрь, если есть раневая поверхность.
Имея пропуска Аскер и Казбек могут отправится в путешествие. Но для этого они должны уменьшится в 1000 раз.
Аскер и Казбек выходят из класса с пропусками и сразу заходят с белыми шапочками на голове. Остальные участники одевают поясняющие шапочки:
-ЛИМФОЦИТ 1, — ЛИМФИЦИТ 2, -ФАГОЦИТ 1, -ФАГОЦИТ 2.
КАРТИНА 2.
Аскер и Казбек попадают на кожу, их встречают амебоподобные клетки, которые разговаривают между собой: «Эти пришельцы совершенно другие, прежде чем уничтожить, узнаем , что их привело сюда?»
Аскер: «Мы хотим быть здоровыми и сильными и попасть в хоккейную команду. Цель нашего путешествия – узнать, как защищается наш организм от болезней».
Фагоцит 1: «Хорошо. Слушайте внимательно. В кровяной реке живут лейкоциты, они играют важнейшую роль в защите организма от болезней.
Лейкоциты свободно циркулирует в тканях. Наша боевая задача – гарантия полной безопасности организма, то есть обеспечение иммунитета. Как вы видите первыми встречаем пришельцев мы – фагоциты. Мы захватываем и перевариваем непрошенных гостей, а также утилизируем биологические отходы».
Фагоцит 2: « Мы все рождаемся в красном костном мозге. Но обучение у нас проходит в разных инстанциях: это тимус ( вилочковая железа). Лимфоидные ткани (небные миндалины, кишечник) и лимфатические узлы.
Фагоциты 1: « В пришли с доброй целью – познать, получить знания. Мы вас пропускаем в глубь Иммунологии. В добрый путь!»
Аскер и Казбек по пути в кровеносный сосуд встречаются с лимфоцитами.
Показав свои пропуски они задают вопрос: «Чем же вы отличаетесь от других лейкоцитах?»
ЛИМФРЦИТ: « А что вы знаете о лейкоцитах? (получив ответ, продолжает):
«Во-первых, мы долгожители, может жить более 20 лет. Мы все высококвалифицированные специалисты. Часть лимфоцитов обучалась в классах тимуса (1-лимфоциты) получают узкие специальности.»
Аскер: «Это что значит – узкие специальности?»
ЛИМФОЦИТ 2: «например, 1-киллеры – уничтожают чужеродные клетки. 1-хелперы помогают другим в выполнении боевых задач. Все 1 лимфоциты относятся к клеточному звену иммунитета.
Казбек: «Да, я понял: защитники клетки».
ЛИМФОЦИТ 2: «Я и мои коллеги представляем гуморальный иммунитет, так как входим в состав химических войск. Наша цель –выработать специфические защитные белки-антитела. При помощи которых обезвреживаются антигены ( возбудители инфекционных заболеваний) и нас называют В-лимфоцитами».
Казбек: «Спасибо. Мы так много узнали и поняли».
Аскер: «Только у меня возник вопрос – главнокомандующий, как поддерживается боевой дух защитников?»
Ответ на этот вопрос мы получим посмотрев видео-фрагмент.
После просмотра видео-фрагмента проводится физкультминутка для глаз.
Учитель : «Запишите тему урока в тетрадь. Ответьте на вопросы». См. Приложение №2.
Вопросы обсуждаются, делаются выводы и записываются в тетрадь.
3.Закрепление. Учитель: «Дайте определение : что такое-
Иммунитет; Антиген, Антитела, Вакцина, Сыворотка.
Подведение итогов.
Учитель: «Теперь мы готовы ответить на вопросы? (Кто главнокомандующий в иммунной системе? Как поддерживается боевой дух иммунной системы?)
Идет обсуждение. Заостряем внимание на наиболее удачных и правильных ответах.
Работу иммунной системы координирует кора больших полушарий и гипоталамус.
Нормальная работа иммунной системы зависит от следующих условий:-индивидуальный образ жизни, -условия среды, -наследственные возможности.
Учитель дает справку, что состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.
Учитель: «Каждая группа должна составить рецепт « КАК ПОДДЕРЖАТЬ СВОЙ ИММУНИТЕТ».
Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.
Режим дня.
Рациональное питание.
Двигательная активность на свежем воздухе.
Соблюдение личной гигиены.
Хорошее настроение.
Отказ от вредных привычек.
Своевременные прививки.
Учитель: «Прислушайтесь к своему организму и ведите здоровый образ жизни, укрепляйте свою иммунную систему.
5.Омечаются активные учащихся, слаженно работающие группы.
Выделяются лучшие ответы, ставится оценка с комментарием учащихся.
6. Домашняя работа: 1.Прочитав текст, раскрыть текст в виде схемы.
На выбор: 1. Как организм защищается от инфекций;
2.Почему СПИД смертелен.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест на «КРОВЬ».
1.Эритроциты – это:
а) белые клетки крови ;
б) кровяные пластинки;
в) красные клетки крови.
2.Функции лейкоцитов:
а) транспорт кислорода;
б) защита организма от инфекции;
в) участив в свертывании крови.
3.Причина малокровия:
а) недостаток железа в пище;
б) повышенное содержание эритроцитов;
в) жизнь в горах.
4.Эритроциты образуются:
а) в печени;
б) в селезенке;
в) в красном костном мозге.
5.Свертывание крови связано с переходом
а) фибрина в фибриноген;
б) фибриногена в фибрин;
в) тромба в фибриноген.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Работа в группах. 1 группа:
Что такое иммунитет, каковы его механизмы?
2 группа:
Какова роль Б клеток и Т клеток в иммунной системе?
3 группа:
Какие бывают иммунитета?
4 группа:
В чем отличие вакцины от лечебной сыворотки?
ЗАЧЕМ НУЖНА ИММУННАЯ СИСТЕМА?
-Она защищает нас от различных инфекций и опухолей.
-Клетки иммунной системы , вырабатываемые ими антитела, распознаю попавшие в организм вирусы и бактерии и уничтожают их.