Иммунитет депутата субъекта федерации

Иммунитет депутата субъекта федерации thumbnail

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Открыть полный текст документа

Источник

Похожие главы из других работ:

Конституционно-правовой статус депутат Государственной Думы и члена Совета Федерации

2.2 Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации- представителя от законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации

Порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации как от представителя законодательного (представительного органа) субъекта Федерации определен ст. 3 Федерального закона от 3 декабря № 229- ФЗ…

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления

2. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет…

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления

3. Виды деятельности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления

Депутат, в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и иной деятельности…

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления

4. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности

Гарантии прав депутатов представляют собой условия для законного и беспрепятственного осуществления ими своих полномочий…

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

4. Статус депутата представительного органа местного самоуправления

Права и обязанности депутата являются стержневыми элементами, определяющими правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления, и поэтому достаточно важным является их подробное законодательное регулирование…

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий…

Читайте также:  После ветрянки повысить иммунитет

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

4. Гарантии деятельности. Ответственность депутата представительного органа местного самоуправления

Реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность призваны обеспечивать гарантии депутатской деятельности.

Принято выделять следующие группы гарантий:

— организационные,

— материальные…

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

Глава 3. Гарантии трудовых прав депутата представительного органа муниципального образования

В Федеральном законе N 131-ФЗ определяются минимальный и максимальный сроки полномочий выборного лица, а также время начала и окончания срока этих полномочий; устанавливается правило о том…

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

4. Статус депутата представительного органа местного самоуправления

Права и обязанности депутата являются стержневыми элементами, определяющими правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления, и поэтому достаточно важным является их подробное законодательное регулирование…

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий…

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

4. Гарантии деятельности. Ответственность депутата представительного органа местного самоуправления

Реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность призваны обеспечивать гарантии депутатской деятельности.

Принято выделять следующие группы гарантий:

— организационные…

Принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации

4. Особенности правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» говориться, что «депутаты избираются гражданами Российской Федерации…

Реализация процедур отзыва и роспуска

2. Отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

Отзыв выборного лица избирателями — это досрочное прекращение полномочий депутата или должностного лица органов государственной и муниципальной власти в форме прямого волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа…

Реализация процедур отзыва и роспуска

3. Роспуск представительного и законодательного органа

В мировой конституционной практике роспуск представительного и законодательного органа является достаточно распространенным способом реализации системы сдержек и противовесов…

Статус депутата представительного органа местного самоуправления (на примере города Боготола)

Глава I. Понятие депутата представительного органа местного самоуправления

Источник

О.М. ДОРОНИНА,
соискатель кафедры административного и муниципального права Российского государственного социального университета
 
Парламентский иммунитет означает закрепленную нормами права особую (исключительную) процедуру привлечения парламентария к ответственности, которая, с одной стороны, позволяет обеспечить независимость депутата от чьих бы то ни было указаний при осуществлении им своей деятельности, а с другой — препятствует возможности уклониться парламентарию, виновному в совершении правонарушения, от ответственности.
 
Мотивы, побуждающие конституционные государства предоставлять депутатам особые гарантии, заключаются в необходимости обеспечить им свободное и беспрепятственное исполнение своих обязанностей. Однако депутат может исполнять свои обязанности только в рамках специального органа государственной власти — парламента. Кроме того, в демократическом государстве депутат находится в центре политической борьбы. Чтобы обеспечить ему возможность активного участия в политическом процессе и при этом эффективно исполнять депутатские обязанности, ему необходимо предоставлять гарантии. Парламентский иммунитет вытекает из существа депутатских функций, реализуемых депутатом в рамках парламента.
Такое понимание парламентского иммунитета сформулировано еще в дореволюционный период А.А. Жижиленко. «Только тогда народные представители будут на высоте своего положения и в состоянии будут надлежащим образом выполнять свои функции, — отмечает автор, — когда они будут знать, что никакая власть, вне парламента лежащая, не имеет права вменить им в вину все то, что они высказывают в парламенте. Только тогда народный представитель может правильно отправлять свои обязанности, когда он чувствует себя свободным, когда он может дать отчет в своих действиях только самому себе перед своей совестью, перед населением, его избравшим, и перед той палатой, членом которой он состоит»[1].
В соответствии с нормами Конституции РФ в России как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа, осуществляющими законодательную власть. Особое положение парламента и его функции обеспечивают ему самостоятельность в системе разделения властей, а депутатам — независимость. Они связаны лишь конституцией и своей совестью (так называемый принцип свободного мандата). К гарантиям, обусловленным природой парламента и депутатского мандата, характером выполняемых задач, относится публично-правовой институт депутатской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, от попыток оказать на него давление, в том числе со стороны органов исполнительной власти, путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности.
Конституция РФ закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы. Неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации Конституция РФ непосредственно не устанавливает; не предусмотрена в ней и отсылочная норма к иному нормативному правовому акту. Неприкосновенность депутата субъекта Федерации закреплена в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах, Закон).
Вопрос о правомерности закрепления гарантии неприкосновенности депутата субъекта Федерации на уровне федерального закона был предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ. В постановлении от 12.04.2002 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» Конституционный суд РФ пришел к выводу о том, что федеральный законодатель, закрепляя в ст. 13 Закона об общих принципах принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в качестве гарантии беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, не нарушает предписания Конституции РФ.
Свой вывод Конституционный суд РФ обосновал тем, что в силу ч. 1 ст. 77 Конституции РФ общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти устанавливаются федеральным законом. Общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, установление которых находится в совместном ведении России и субъектов Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72), в том числе те принципы, которые относятся к статусу депутата законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, закрепляются в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76). Из этих положений, составляющих основу конституционного регулирования статуса парламента субъекта Федерации и его членов, следует соответствие оспариваемых норм Закона об общих принципах Конституции РФ.
Однако вывод Конституционным судом РФ был сделан в рамках рассмотрения конкретного дела с точки зрения соответствия норм Закона об общих принципах Конституции РФ. Естественно, что за пределами рассмотрения остался сам концептуальный вопрос о том, а не правильнее ли главные устои государственной власти в субъектах Федерации (к ним относится и принцип депутатской неприкосновенности) отразить прежде всего в ее основном законе, что было бы гарантией для субъектов Федерации от произвольного подхода законодателя к установлению соответствующих правил? Кроме того, закрепление в Конституции РФ статусных элементов организации государственной власти субъектов Федерации гарантировало бы защиту от искажения самой демократической природы конституционного строя страны, а нормы Конституции РФ понимались бы не как интерпретация идей, заложенных в конституционных положениях, а как действие самой нормы.
Конституцией РФ не закрепляется модель организации государственной власти в субъектах Федерации. В соответствии с ее ч. 1 ст. 77 органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельны в установлении своей системы органов государственной власти, выстраивая их на основах конституционного строя России и общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Законом об общих принципах. На этом основании Закон ввел и детально урегулировал публично-правовой институт неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.
Однако прямой связи между нормой Конституции РФ и правом на установление Законом об общих принципах принципа неприкосновенности депутата субъекта Федерации в качестве отступления от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом не установлено. Такое право Закона можно определить только путем интерпретации, системного анализа конституционных норм, который осуществил Конституционный суд РФ в своем постановлении. Отсутствие буквальных либо отсылочных к Закону конституционных норм о принципе неприкосновенности депутата субъекта Федерации привело к искаженному конституционному развитию правоотношений по использованию парламентского иммунитета. Речь идет о вынесенном определении Верховного суда РФ от 17.08.2001 № 53-ГО1-9 по гражданскому делу об оспаривании решения парламента Красноярского края об отклонении представления прокурора г. Москвы на передачу в суд уголовного дела в отношении депутата Законодательного собрания Красноярского края А.П. Быкова. Решение было основано на нормах Конституции РФ, которые логично были применены судом буквально.
Важно первостепенные статусные элементы организации государственной власти предусматривать в самих конституционных нормах. В ином случае появляется риск подобного конституционного развития правоотношений, основанных не на прямой конституционной норме, а на ее интерпретированной идее. В итоге это приводит к тому, что нормативная сила Конституции РФ может уменьшиться.
Кроме того, важным доказательством необходимости закрепления института парламентской неприкосновенности депутатов субъектов Федерации на конституционном уровне является то, что этот институт — один из ключевых статусных элементов организации государственной власти, а также законодательной (представительной) ветви власти. Этот институт поддерживает самостоятельность и независимость законодательных (представительных) органов государственной власти в системе разделения властей. Организация представительных органов власти как в России, так и в субъектах Федерации, их формирование должны основываться на свободных, подлинных, альтернативных выборах, позволяющих выявить политическую волю избирателей и в то же время обеспечить независимый статус избранникам, представляющим в парламенте не особые интересы голосовавшего за него по избирательным округам корпуса избирателей, а интересы народа.
Важнейшая основа конституционного строя — народовластие, которое реализуется в том числе через полномочия парламентария, поддержанные, в свою очередь, гарантией неприкосновенности депутата. Депутат — представитель народа, и его неприкосновенность не рассматривается как личная привилегия, освобождающая его от ответственности за совершение уголовного и административного правонарушения. Этот институт является публично-правовым, так как призван оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата.
Учитывая столь высокую роль публично-правового института в организации государственной власти, его неразрывную связь с основами конституционного строя демократического государства в отношении федерального парламентария и федерального парламента, депутатская неприкосновенность гарантирована именно на конституционном уровне. Однако в силу федеративного устройства, основанного на государственной целостности России и единстве системы государственной власти, государственная власть в субъектах Федерации должна базироваться на тех же принципах формирования и функционирования, что и федеральная государственная власть, а также закрепляться в тех же формах.
На практике складывается ситуация, когда статус федеральных органов государственной власти путем закрепления принципа неприкосновенности федерального парламентария на конституционном уровне расширен и упрочен против статуса органов государственной власти субъектов Федерации. В отношении гарантии неприкосновенности депутата субъекта Федерации нет ее жесткой незыблемости: закон имеет гибкий способ своего изменения, фактически зависит от воли федерального законодателя, основанием его принятия является не прямая, а интерпретированная норма Конституции РФ. В итоге на конституционном уровне положение федеральных органов государственной власти становится более прочным и весомым, а политическая и социальная среда для федерального депутата — более выгодной.
Не в полной мере реализуются такие конституционные принципы федеративного демократического государства, как единство системы государственной власти, народовластие — участие граждан в управлении делами государства через своих представителей. В любой момент может быть отменен институт неприкосновенности депутата субъекта Федерации, что повлияет на смещение баланса отношений России и субъектов Федерации в сторону федерального уровня, исказив демократическую природу конституционного строя страны как федеративного государства.
Статус субъектов Федерации в части организации государственной власти должен быть однозначно урегулирован именно на уровне Конституции РФ. Публично-правовой институт неприкосновенности депутата субъекта Федерации должен найти свое отражение в основном законе.
 
Библиография
1 Жижиленко А.А. О безответственности народных представителей. — Ярославль, 1909. С. 20—21.

Читайте также:  Что лучше принимать из препаратов для иммунитета

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте
ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку:

Источник