Иммунитет депутатская неприкосновенность это
Последнее обновление: 26.03.2015 г.
Генпрокуратура РФ направила в Госдуму запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва, который уже более полугода проживает в США. По словам спикера ГД РФ Сергея Нарышкина, Пономарёва подозревают в причастности к растрате $750 000 фонда «Сколково».
Запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва может состояться на пленарном заседании 7 апреля.
Что такое депутатская неприкосновенность?
В соответствии с основным законом РФ, депутатская неприкосновенность — это особый статус членов законодательной власти, который может оградить их от гражданского и уголовного преследования, но не освободить от юридической ответственности в случае преступления.
Депутатская неприкосновенность парламентариев закреплена в статье 98 Конституции РФ. Ею в течение всего срока полномочий обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.
Зачем депутату нужна неприкосновенность?
Депутатская неприкосновенность обеспечивает депутату защиту от репрессивных мер со стороны исполнительной власти или частных лиц. По сути, эта гарантия неприкосновенности личности парламентария как члена представительного и законодательного органа. Иммунитет обеспечивает повышенную защиту парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.
Что предусмотрено депутатской неприкосновенностью?
Правоохранительные органы не имеют права задерживать, арестовывать, обыскивать (если, конечно, депутат не был задержан на месте преступления) или допрашивать парламентария без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания депутата на месте преступления. Также нельзя проводить личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность распространяется на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.).
Если депутат Госдумы или член Совета Федерации оказался причастным к уголовному или административному делу, то следователь в трёхдневный срок должен сообщить об этом Генпрокурору РФ. Если правонарушение каким-либо образом связано с работой в статусе парламентария, то Генпрокурор в течение недели должен обратиться в Госдуму или СФ и потребовать лишить депутата статуса и неприкосновенности.
Депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, кроме случаев, когда депутат допускает публичную клевету, оскорбления и иные нарушения, связанные с депутатской деятельностью.
Как лишить депутата Госдумы неприкосновенности?
Лишение иммунитета происходит по представлению Генпрокуратуры. Совет Федерации или Госдума рассматривают соответствующие обращения, принимают решение и в течение 3 дней оповещают об этом прокурора.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации или депутата неприкосновенности исключает производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Госдумы, в отношении которых внесено представление о лишении депутатской неприкосновенности.
Оставить
комментарий (1)
1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Открыть полный текст документа
Yaroslav Bogun · 18 апреля 2016
7,7 K
В отношении депутатов нельзя возбуждать уголовные дела без согласия Думы, их нельзя привлекать к административной ответственности, их машины нельзя досматривать. В случае задержания, они должны быть немедленно отпущены. Такой же неприкосновенностью обладают президенты, сенаторы, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д. То есть представители судебной и законодательной власти. Что интересно, у мэров и министров нет такой неприкосновенности
То есть они могут творить все что хотят и им за это ничего не будет?
Студент юридического факультета НИУ ВШЭ
Неприкосновенность — это особый правовой статус, предоставляющий лицу дополнительные гарантии при привлечении к публично-правовой ответственности (уголовной или административной; впрочем, в других странах, кроме России и бывшего СССР, эти два вида ответственности, как правило, не так строго разделяются).
Лучше запомнить и понять, в чем выражается неп… Читать далее
Почему таким людям, как Милонов и Поклонская, разрешают заниматься политикой? Разве их слова и действия не доказывают, что они недостаточно «компетентны»?
Ответ кроется в вашем вопросе: нет никого и ничего, кто/что бы «разрешало» заниматься политикой.
Политика по природе своей может быть везде. Абсолютно любое действие может быть политически мотивировано. Кто-то по политическим мотивам запрещает въезд в страну певицам, кто-то по политическим мотивам прибивает себя к брусчатке, а кто-то угоняет самолеты и врезается в небоскребы. Заключенные в тюрьмы политики нередко становились только популярнее. Идеи гонимых групп часто впоследствии побеждали (христианство в древнем Риме, национально-освободительные движения в бывших колониях).
Есть формальные ограничения на занятие официальных постов (21 год для депутатов ГД, гражданство, проживание на территории РФ не менее 10 лет для президента и тп), но это абсолютный минимум, по которому и Милонов и Поклонская проходят. Никто и нигде не оценивает их интеллектуальные способности. Потому что 1) такая оценка может быть субъективной, т.о. есть потенциал злоупотребления властью для отсечения оппозиции от доступа к выборам и 2) депутаты — представители народа. А народ состоит из разных людей. и теоретически неграмотные или недалекие люди тоже имеют право быть представленными в парламенте.
Другое дело, что ни Милонов, ни Поклонская политикой в прямом смысле не занимаются. Они борются не за массовую поддержку, а за внимание одного человека-которого-нельзя-называть. И покуда они ему удобны и полезны — они будут жить. А как только они перестанут выполнять свои функции в игре сами-знаете-кого, то исчезнут из нашего публичного пространства точно также, как исчез в свое время депутат ГД первого созыва Кашпировский.
Прочитать ещё 8 ответов
Когда человек вправе не подчиняться диктатуре государства?
Человек не то чтобы в праве, человек обязан сопротивляться диктатуре, угнетению, манипуляциям, как на бытовом уровне, так и в плане отношений с государством.
Я так считаю потому, что любой прогресс возможен только в борьбе, яростном желании и страсти, всё остальное — полумеры и отговорки, т.е. даже если кажется, что происходит в состоянии стагнации что-то хорошее, скорее всего, это не более чем отголоски предыдущих свершений, которых хватило на содержании этой самой стагнации.
А обязан потому, что ему природой/богом предписано эволюционировать, а эволюция и развитие, как я уже сказал, возможны только в борьбе и опыте.
Прочитать ещё 3 ответа
Является ли отмена депутатской неприкосновенности на Украине нарушением равенства ветвей власти с увеличением влияния исполнительной?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Нет, это является утверждением принципа верховенства закона, в соответствии с которым власть ответственна перед законом так же, как и простые граждане. Ни для кого не должно быть исключений.
Чиновники ведь не имеют — и не должны иметь! — иммунитета. Как и судьи.
Что такое иммунитет? Это — защита. От кого? От действий правоохранительной части исполнительной власти. Но само наличие иммунитета предполагает неправомерность действий правоохранителей. Если так, тогда надо в первую очередь думать не об иммунитете представителей граждан во власти, а о защите самих граждан.
Хочется верить, что снятие иммунитета с депутатов приведёт не только к уменьшению коррупции, но и к большему контролю за правоохранительными органами и обеспечению соответствия их деятельности закону, исключению произвола с их стороны.
Прочитать ещё 1 ответ
Дисциплина и демократия,— в чем их взаимосвязь и не противоречит ли одно другому?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Прямой связи между демократией и дисциплиной нет, поэтому они никак не противоречат друг другу.
Демократия — это об устройстве власти, ее подконтрольности гражданам и закону, гарантиях прав и свобод человека, эффективной организации экономики.
Дисциплина — это о служебных взаимоотношениях, их иерархичности и выполнении служебных правил и процедур.
Однако в обществе, организованном на основе ясных и понятных законов, с которыми оно, общество согласно, дисциплины и порядка намного больше, чем в системе, где все зависит исключительно от мнения вышестоящего начальника. В отличие от закона мнение всегда переменчиво, а дисциплина сильна только своей стабильной основой, ее не построить на переменчивости.
Нормы закона, обеспечиваемые ни от кого не зависимым судом, исключают волюнтаризм и произвол, существующие при авторитарной власти. Такой власти хорошо удаётся поддерживать дисциплину и порядок на коротких дистанциях вокруг себя за счёт многочисленных изъятий из правил и законов, но эта практика разрушает законность и порядок в обществе в целом, искажает представления о граждан о пределах допустимого и разрешённого.
Если конституция разрешает демонстрации, митинги и пикеты, а власть их запрещает, то никакого порядка в этом нет.
Если установленные для всех правила не действуют в отношении самой власти и ее приближенных, то порядок в такой системе призрачен и может поддерживаться только произволом и репрессиями.
Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.
Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.
Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.
Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».
Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.
Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».
Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.
Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.
В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.
В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.
По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:
1) трудо-правовые гарантии;
2) гарантии социального обеспечения;
3) жилищно-бытовые гарантии.