Иммунитет должностных лиц российской федерации
Библиографическое описание:
Сидорова, Н. В. Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе / Н. В. Сидорова, Е. И. Саламатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 600-601. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9143/ (дата обращения: 16.07.2020).
В качестве самостоятельного вида уголовно-процессуального иммунитета многие российские авторы выделяют служебный (должностной) иммунитет. Так, А. В. Смирнов и К. Б. Калиновский определяют служебный иммунитет как особые условия и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности и производства по делу в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий [5. c. 678].
Аналогичной точки зрения придерживаются В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин, заявляя, что служебный (должностной) иммунитет распространяется на лиц, предусмотренных в ст. 447 УПК РФ, и представляет собой установление изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий лиц [3. c.762].
С нашей точки зрения, использование понятия «служебный иммунитет» для раскрытия установленных особенностей при производстве по уголовному делу для некоторых категорий лиц, является не совсем корректным. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [6. c. 244]. Устанавливая уголовно-процессуальный иммунитет, государство преследует цель ввести определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
По нашему мнению, особый порядок возбуждения уголовного дела, осуществление уголовно-процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также особый порядок производства ряда следственных действий, содержат скорее не изъятия, а дополнение общего порядка, поэтому более уместно будет употреблять понятие «привилегия».
Согласно Толковому словарю русского языка, привилегия происходит от латинского слова «privilegium», что означает преимущественное право, льгота [4. c. 588]. Привилегии всегда связаны с предоставлением лицу дополнительных преимуществ, они создают режим наибольшего благоприятствования, тогда как иммунитет освобождает лицо от определенных обязанностей или предоставляет право не подчиняться общим законам государства. С нашей точки зрения, главное отличие иммунитета от привилегии заключается в том, что иммунитет есть исключение из общих правил, тогда как привилегия, не изменяя общего правила, предоставляет дополнительные преимущества отдельным категориям лиц.
Понятие служебный (должностной) иммунитет в уголовно-процессуальном праве можно употреблять только при наличии отказа в даче согласия на производство процессуальных действий в отношении определенных категорий лиц от уполномоченного органа.
Исключение, с нашей точки зрения, составляет уголовно-процессуальный иммунитет Президента РФ. Статья 91 Конституции РФ определяет, что Президент РФ обладает неприкосновенностью. В сфере применения уголовно-процессуального права это означает запрет на проведение различных следственных и процессуальных действий в отношении Президента РФ. Иммунитет от уголовной юрисдикции Президента РФ раскрывается в ст. 93 Конституции РФ в связи с условиями его отрешения от должности. В соответствии с ней, Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления. В Уголовном кодексе РФ помимо тяжких преступлений предусмотрена ещё категория особо тяжких преступлений, поэтому было бы целесообразно включить упоминание данной категории преступлений в ст. 93 Конституции РФ.
Таким образом, исходя из анализа ст. 93 Конституции РФ, Президент РФ обладает абсолютным иммунитетом, и провести процессуальные действия в отношении лица, занимающего должность главы государства, возможно только при отрешении его от должности. Но в данном случае, все процессуальные действия, а также привлечение к уголовной ответственности будут производиться уже не в отношении Президента РФ, а в отношении лица, отрешенного от должности Президента.
Статья 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Как уже говорилось выше, служебный (должностной) иммунитет для данной категории лиц будет иметь место, если уполномоченные органы выразят отказ на производство соответствующих процессуальных действий. Из общего перечня к ним относятся: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иные судья, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, Уполномоченный по правам человека. Из данного перечня, по нашему мнению, следует исключить Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, ввиду того, что данное лицо необоснованно наделяется гарантиями неприкосновенности, что в корне нарушает принцип равенство всех перед законом и судом. В случае незаконного уголовного преследования законодательством Российской Федерации будет гарантирована судебная защита его прав.
Также, с нашей точки зрения, законодатель необоснованно предусматривает правило о необходимости получения согласия соответствующего органа на исполнение судебного решения о производстве обыска или об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека и судей, так как данные лица оказываются в более привилегированном положении, нежели другие, в отношении которых установлены особенности производства по уголовному делу.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 21 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2001. — № 249.
3. Григорьев В. Н. Уголовный процесс: Учебник / В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин. — М.: Эксмо, 2005. — 832 с.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
5. Смирнов А. В. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. — М.: КНОРУС, 2008. — 704 с.
6. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2009. — 1152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, Конституция РФ, отдельная категория лиц, категория лиц, Российская Федерация, уголовная ответственность, Государственная Дума, общий порядок, латинское слово, уголовно-процессуальный иммунитет.
Статья IX
Привилегии и иммунитеты должностных лиц Фонда
Раздел 1. Должностные лица и сотрудники Постоянного представительства, а также эксперты по вопросам технического содействия, упомянутые в разделе 1 (ii, iii) Статьи VII, и другие должностные лица Фонда, прибывающие в Российскую Федерацию по служебным делам или транзитом, пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
а) иммунитетом от судебного преследования в отношении действий, совершенных ими в их официальном качестве;
б) освобождением от налогов и обязательных сборов, в том числе от отчислений в медицинские и пенсионные фонды, а также от налогов на заработную плату и вознаграждения, выплачиваемые Фондом, или в отношении их;
в) иммунитетом от ареста или задержания, а также от ареста их личного багажа;
г) такими же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам дипломатических представительств, имеющим сопоставимый ранг;
д) такими же условиями репатриации вместе с их иждивенцами и прислугой во время международных кризисов, которые предоставляются дипломатическим представителям;
е) правом на такие же таможенные льготы, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации для должностных лиц дипломатических представительств, имеющих сопоставимый ранг, при ввозе и вывозе из Российской Федерации предметов личного пользования.
Привилегии и иммунитеты, предусмотренные в параграфах в), г), д) и е) данной Статьи, не распространяются на любых лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, а также на лиц без гражданства или на иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, которые наняты на месте для оказания услуг в Постоянном представительстве.
Раздел 2. Должностные лица и сотрудники Постоянного представительства, их иждивенцы и прислуга, не являющиеся гражданами Российской Федерации, освобождаются от несения военной службы и других государственных повинностей в Российской Федерации.
Должностные лица и сотрудники Постоянного представительства, являющиеся гражданами Российской Федерации, освобождаются от несения военной службы и других государственных повинностей в Российской Федерации при условии, что их имена в связи с их деятельностью включены в составляемые Фондом списки, утверждаемые соответствующими органами Российской Федерации.
В случае призыва на военную службу должностных лиц и других сотрудников Постоянного представительства, являющихся гражданами Российской Федерации, и для несения ими иных государственных повинностей, Российская Федерация по просьбе Фонда предоставляет указанным должностным лицам и сотрудникам соответствующую временную отсрочку, которая будет необходима во избежание перерыва в осуществлении основной деятельности Постоянного представительства.
Раздел 3. Иждивенцам должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется возможность получить работу в Российской Федерации. Правительством без задержек выдаются разрешения или документы, которые могут потребоваться для этой цели.
Раздел 4. Помимо иммунитетов, изъятий и привилегий, указанных в разделах 1-3 данной Статьи, Главе Постоянного представительства (включая должностное лицо, исполняющее обязанности Главы Постоянного представительства в период его отсутствия), супруге (супругу) и иждивенцам Главы Постоянного представительства обеспечиваются привилегии, иммунитеты, изъятия и льготы, предоставляемые Российской Федерацией главам дипломатических представительств в соответствии с международным правом и существующей в Российской Федерации практикой.
Раздел 5. Фонд должен сообщать Правительству имена тех должностных лиц и сотрудников, их иждивенцев и прислуги, к которым применяются положения данной Статьи.
Раздел 6. Должностным лицам и сотрудникам Постоянного представительства Правительство выдает специальные удостоверения, которые для властей Российской Федерации являются документом, удостоверяющим личность владельца и подтверждающим, что владелец пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными настоящим Соглашением. По просьбе Фонда Правительство выдает должностным лицам Фонда, прибывающим в Российскую Федерацию по служебным делам или транзитом, дорожный документ, подтверждающий, что его владелец пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными настоящим Соглашением.
Раздел 7. Привилегии, иммунитеты, изъятия и льготы, предусмотренные настоящим Соглашением должностным лицам и сотрудникам Постоянного представительства и другим должностным лицам Фонда, предоставляются в интересах Фонда, а не для их личной выгоды. Фонд имеет право и обязан лишить любых иммунитетов от выполнения судебно-процессуальных действий любое должностное лицо или сотрудника Постоянного представительства, а также других должностных лиц Фонда в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет, предоставленный в соответствии с настоящим Соглашением, препятствует отправлению правосудия и когда отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов Фонда.
Раздел 8. Фонд прилагает все усилия для того, чтобы не допустить злоупотреблений привилегиями, иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми настоящим Соглашением, и с этой целью устанавливает такие правила и нормы, которые он считает необходимыми и целесообразными. В случае, если Правительство считает, что имело место злоупотребление, то Правительство и Фонд проведут консультации с тем, чтобы установить, действительно ли имело место злоупотребление, и, если оно имело место, предотвратят его повторное возникновение.
Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 15 июля 1995 года N 102-ФЗ
Правительство Российской Федерации и Организация экономического сотрудничества и развития,
принимая во внимание положения Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г. и
имея в виду положения Декларации о сотрудничестве между Российской Федерацией и Организацией экономического сотрудничества и развития,
согласились о нижеследующем:
Статья 1. Определение терминов
Для целей настоящего Соглашения приводимые ниже термины имеют следующее значение:
а) «Правительство» означает Правительство Российской Федерации;
b) «Организация» означает Организацию экономического сотрудничества и развития, включая Международное энергетическое агентство;
с) «Должностные лица» означает сотрудников и консультантов Организации, включая сотрудников и консультантов, нанятых Организацией из числа лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
d) «Лица, постоянно проживающие в Российской Федерации,» означает любое лицо, которое постоянно проживало в Российской Федерации непосредственно до его найма Организацией;
e) «Эксперты» означает лиц, иных, нежели упомянутые в пункте «с» настоящей Статьи, специально назначенных Организацией для выполнения официальных миссий в интересах Организации;
f) «Помещения Организации» означает здания или части зданий, используемые для официальных целей Организации;
g) «Имущество Организации» означает все ее активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, включая денежные средства, доходы и права, которые принадлежат Организации или распоряжение или управление которыми осуществляется Организацией или от ее имени;
h) «Архивы Организации» означает все записи, корреспонденцию, документы и прочие материалы, включая пленки и фильмы, звуковые записи, компьютерные программы и письменные материалы, пленки и диски, содержащие данные, которые принадлежат Организации или которыми владеет Организация;
i) «Государства-члены» означает страны и другие субъекты, являющиеся членами Организации;
j) «Наблюдатели» означает страны, не являющиеся государствами-членами, или межправительственные организации, получившие приглашение Организации участвовать во встрече, созываемой Организацией;
k) «Представитель» означает всех делегатов, заместителей делегатов, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.
Статья 2. Международный статус Организации
Организация признается Российской Федерацией в качестве межправительственной организации.
Статья 3. Правосубъектность Организации
Организация пользуется на территории Российской Федерации правами юридического лица в полном объеме, включая inter alia право:
— заключать договоры;
— приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
— возбуждать дела в суде;
— получать, хранить, передавать и распоряжаться любыми средствами, валютой любого рода и ценными бумагами, которые ей могут быть необходимы для реализации ее целей и функций, а также иметь банковские счета на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены любой другой межправительственной организации.
Статья 4. Судебно-процессуальный иммунитет
1. При соблюдении положений пункта 2 настоящей Статьи Организация и ее имущество, где бы и в чьем бы распоряжении оно ни находилось, пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, за исключением тех особых случаев, когда она очевидным образом откажется от своего иммунитета. Для любых действий по исполнению судебного решения требуется отдельный отказ от иммунитета.
2. Иммунитет отсутствует в случае гражданского иска третьей стороны о возмещении ущерба в связи с происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим Организации, или используемым от имени Организации, если такой ущерб не покрывается за счет соответствующей страховки.
Статья 5. Неприкосновенность имущества
Имущество Организации, где бы и в чьем бы распоряжении оно ни находилось, не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме принудительных действий административного, судебного или законодательного характера.
Статья 6. Неприкосновенность помещений
1. Помещения Организации являются неприкосновенными. Представители властей Российской Федерации пользуются правом входить в помещения Организации лишь с разрешения Генерального секретаря Организации или другого должностного лица, уполномоченного действовать от его имени. Такое решение может, однако, предполагаться в случае пожара или подобных чрезвычайных обстоятельств, требующих немедленных действий по их устранению. Любое лицо, вошедшее в помещения, исходя из предполагаемого разрешения, немедленно покидает эти помещения по просьбе Генерального секретаря или должностного лица, уполномоченного действовать от его имени.
2. Вручение судебных повесток в помещениях Организации может происходить только с согласия Генерального секретаря Организации или должностного лица, уполномоченного действовать от его имени.
Статья 7. Неприкосновенность архивов
Архивы Организации неприкосновенны, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились.
Статья 8. Освобождение от налогов и сборов
1. Организация и ее имущество освобождаются от:
а) всех прямых налогов и сборов, как федеральных, так и местных, за исключением платежей за предоставление коммунальных и других подобных услуг;
b) таможенных сборов, запрещений или ограничений в отношении импорта или экспорта товаров, предназначенных для официального использования, и публикаций, при том понимании, что импортируемые товары не будут продаваться в Российской Федерации иначе как на условиях, согласованных с Правительством.
2. Хотя Организация не будет, как общее правило, требовать освобождения от акцизных сборов и налогов на продажу движимого и недвижимого имущества, являющихся частью продажной цены, тем не менее при осуществлении Организацией крупных закупок для официального использования имущества, на которое подобные сборы и налоги установлены или подлежат установлению, Правительство будет принимать надлежащие административные меры для освобождения от уплаты или возмещения суммы сбора или налога.
Статья 9. Привилегии в отношении связи
Организация пользуется на территории Российской Федерации режимом не менее благоприятным, чем тот, который предоставлен Российской Федерацией любой другой межправительственной организации с подобным статусом в Российской Федерации в том, что касается приоритетов, тарифов и налогов на почтовые отправления, теле- и каблограммы, радиограммы, телефото, телефакс, телефон и другие виды связи, а также тарифов за информацию для прессы и радио. Никакая цензура не будет применяться в отношении официальной корреспонденции и других видов официальной связи Организации.
Статья 10. Привилегии и иммунитеты представителей государств-членов и наблюдателей
1. Представители государств-членов и наблюдателей, аккредитованные при Организации или на международной конференции, созываемой Организацией, пользуются при выполнении своих функций на территории Российской Федерации и во время поездок к месту проведения встречи и обратно привилегиями, иммунитетами и льготами, которыми обычно пользуются официальные представители сопоставимого ранга.
2. Привилегии, иммунитеты и льготы предоставляются представителям государств-членов и наблюдателей не для личной выгоды соответствующих лиц, а для выполнения их функций, связанных с Организацией. Соответственно, государство-член или наблюдатель имеют не только право, но и обязанность лишить своего представителя иммунитета в любом случае, когда, по мнению государства-члена или наблюдателя, иммунитет будет препятствовать отправлению правосудия и когда он может быть снят без ущерба для цели, ради которой он предоставлен.
Статья 11. Привилегии и иммунитеты должностных лиц и экспертов
1. Должностные лица пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
а) судебно-процессуальным иммунитетом в связи со всеми устными и письменными высказываниями и всеми действиями, совершаемыми ими в официальном качестве, за исключением гражданской ответственности за ущерб, причиненный вызванным ими дорожно-транспортным происшествием;
b) освобождением их самих и членов их семей от любых ограничений на въезд или регистрации в качестве иностранцев;
с) освобождением от налогов на заработную плату или вознаграждения, выплачиваемые Организацией;
d) неприкосновенностью всех официальных бумаг и документов;
е) теми же привилегиями и льготами в отношении условий обмена валюты, какие предоставлены дипломатическим агентам сопоставимого ранга, аккредитованным в Российской Федерации;
f) теми же льготами вместе с их супругами и членами их семей в отношении репатриации в случае международных кризисов, какими пользуются сотрудники дипломатических миссий;
g) освобождением от налогов на мебель и домашние вещи при первом занятии поста;
h) освобождением от действия любых положений о социальном страховании, принятых в Российской Федерации.
2. Положения подпунктов b), c), e), f), g), и h) пункта 1 не применяются в отношении должностных лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
3. Эксперты пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
а) судебно-процессуальным иммунитетом в связи со всеми их устными и письменными высказываниями и любыми действиями, совершенными ими при исполнении своих официальных обязанностей, за исключением гражданской ответственности за ущерб, причиненный вызванным ими дорожно-транспортным происшествием;
b) освобождением их самих и членов их семей от любых ограничений на въезд или регистрации в качестве иностранцев;
с) освобождением их самих и членов их семей от налогов на заработную плату или вознаграждения, выплачиваемые Организацией;
d) неприкосновенностью всех официальных бумаг и документов;
е) теми же льготами вместе с их супругами и членами их семей в отношении репатриации в случае международных кризисов, какими пользуются сотрудники дипломатических миссий.
4. Положения подпунктов b), c) и е) пункта 3 не применяются в отношении экспертов, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Статья 12. Привилегии и иммунитеты Генерального секретаря Организации, заместителей и помощников Генерального секретаря
Генеральный секретарь Организации пользуется такими же привилегиями, иммунитетами и льготами, которые предоставлены главам дипломатических миссий, аккредитованным в Российской Федерации. Заместители и помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга.
Статья 13. Свобода передвижения
1. Правительство примет все меры в рамках законодательства Российской Федерации, необходимые для облегчения въезда, пребывания и выезда с территории Российской Федерации, а также для обеспечения свободы передвижения представителей государств-членов и наблюдателей, должностных лиц и экспертов Организации и любых других лиц, приглашаемых Организацией для официальных целей.
2. В отношении визовых процедур лица, указанные в пункте 1 настоящей Статьи, пользуются режимом не менее благоприятным, чем тот, который предоставлен представителям и сотрудникам любой другой межправительственной организации в Российской Федерации.
Статья 14. Объем привилегий и иммунитетов
1. Привилегии и иммунитеты, предоставленные по настоящему Соглашению, предоставляются в интересах Организации, а не для личной выгоды тех, кто пользуется ими. Организация и все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязуются соблюдать законы и правила Российской Федерации.
2. Генеральный секретарь Организации, имея в виду ее интересы, имеет право и обязанность лишить иммунитета должностных лиц и экспертов во всех случаях, когда, по его мнению, иммунитет будет препятствовать отправлению правосудия.
Статья 15. Сотрудничество
Организация будет оказывать содействие компетентным органам Российской Федерации с целью способствовать надлежащему отправлению правосудия и предупреждению любых злоупотреблений привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми по условиям настоящего Соглашения.
Статья 16. Разрешение споров
1. Стороны будут стремиться решить любой спор, касающийся толкования или применения настоящего Соглашения, путем переговоров, прежде чем прибегнуть к арбитражу. Если спор не решен посредством переговоров, он по просьбе любой из Сторон передается в арбитраж. Возможности переговоров будут считаться исчерпанными, если Сторонам не удастся достичь урегулирования в течение шести-десяти дней после просьбы любой из Сторон о начале переговоров.
2. Арбитраж будет состоять из трех арбитров: один — выбранный Правительством, второй — выбранный Организацией, и третий, являющийся председателем арбитража, — выбранный Сторонами совместно. Если арбитраж не будет сформирован в течение трех месяцев с подачи просьбы об арбитраже, назначение еще не назначенных арбитров будет осуществляться по просьбе любой из Сторон Генеральным секретарем Постоянной палаты Третейского суда. Решение арбитража будет считаться окончательным и обязательным для обеих Сторон и будет основано на принципах и нормах международного права.
Статья 17. Вступление в силу, продление действия и прекращение Соглашения
1. Настоящее Соглашение применяется временно с даты его подписания.
2. Соглашение вступает в силу с даты уведомления Правительством Организации о завершении конституционных процедур, необходимых для его вступления в силу.
3. Соглашение остается в силе в течение начального 5-летнего периода и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую об обратном намерении не позднее чем за шестьдесят дней до истечения соответствующего 5-летнего периода.
4. Вне зависимости от положений пункта 3 Соглашение может быть прекращено в любое время любой из Сторон посредством направления письменного уведомления о прекращении, которое будет иметь место не ранее чем через один год после направления уведомления.
Совершено в Париже 8 июня 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском, английском и французском языках, причем все три текста имеют одинаковую силу.
Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 102-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст.2758).
Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 18 сентября 1995 года.
Текст документа сверен по:
«Собрание законодательства
Российской Федерации»,
N 20, 13.05.1996