Иммунитет должностных лиц в международном праве
Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.
Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).
Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.
В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).
Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.
Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:
- 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
- 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
- 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).
Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.
Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.
В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».
Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).
В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.
- 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
- 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.
Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.
В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.
Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.
Как
говорилось
в предыдущей
главе,
лица,
занимающие
то
или
иное
положение
в органах
государственной
власти,
получают
статус
должностного
лица
в силу
именно
нахождения
в должности
и лишь
на тот
период,
когда
они
находятся
на этой
должности.
И в
национальном
и в
международном
праве
они
при
определенных
условиях
приобретают
иммунитет,
который
относится
не к
каждому
из них
лично,
но
фактически
к этой
должности.
Такой
иммунитет
часто
называют
иммунитетом
rationepersonae.Кроме
того,
положениями
различных
международных
договоров
примерно
одинаковый
режим иммунитета
предоставляется
дипломатам,
представителям
государств
при международных
организациях,
а также
иным
должностным
лицам,
находящимся
на территории
иностранного
государства.
Такое
распространение
иммунитета
оправдывается,
прежде всего,
их важной ролью в
межгосударственных отношениях:
они
Совместное
особое
мнение
Хиггинс,
Куйиманса
и
Бюргенталя,
para.
74.
обеспечивают
благополучное
развитие
международных
связей
и представляют
государство.
Без такого
представительства
и без
обеспечения
надежных
связей
между
государствами
международное
сотрудничество
было
бы невозможно.
Значение
неприкосновенности
представителей
одного
государства
на
территории
другого
подчеркнул
Международный
Суд
в своем
решении
по
делу
ОдипломатическомиконсульскомперсоналеСША,которое
рассматривалось
вскоре
после
того,
как
в Тегеране
исламскими
экстремистами
было
разгромлено
посольство
США:
«Нет
более
важного
условия
для развития
отношений
между
государствами,
чем
неприкосновенность посольств и
представителей
государств»92.
В объединенном отклоняющемся мнении, приложенном к решению
Международного
Суда
по другому
делу
(Обордеренаарест)
судьи
Р.Хиггинс,
А.
Куйиманс
и Т.
Бюргенталь
заявили:
«Иммунитеты
предоставляются
высшим
должностным
лицам
государств
с целью
обеспечить
надлежащее
функционирование
системы
взаимных
межгосударственных
связей,
что
имеет
неоценимое
значение
для упорядоченной
и гармоничной
международной
системы»93.
В ситуации
растущей
глобализации
данный
иммунитет
представляет
особую
важность.
Б.
Сфера
действия
иммунитета
rationepersonaeв случае
судебного
преследования
за преступления
по
международному
праву
Ясно,
что
возможный
арест
или задержание
в иностранном
государстве
должностного
лица,
имеющего
право
на
иммунитет,
поставит
серьезные
препятствия для исполнения им
своих
международных обязанностей.
Поэтому
United
States
Diplomatic
and
Consular
Staff
in
Tehran
case
(United
States
of
America
v.
Iran)
[1980]
ICJ
Rep
3,
at
para.
91.Arrest
Warrant
of
11
April
2000
(Democratic
Republic
of
Congo
v.
Belgium)
[2002]
ICJ
Rep
3,
Joint
Separate
Opinion
of
Judges
Higgins,
Kooijmans,
and
Buergenthal,
ibid.,
at
para.
75
этот
тип
иммунитета
рассматривается
как
налагающий
абсолютный
запрет
на
осуществление
над
такими лицами
уголовной
юрисдикции
другим
государством.
Как
заявил
Международный
Суд
в решении
по
делу
«Об
ордере
на
арест»,
абсолютный
характер
иммунитета
rationepersonaeозначает,
что
запрещается
осуществление
уголовной
юрисдикции
не тольков случаях,
затрагивающих
деяния таких
индивидов
в их
официальном
качестве,
но также
в случае
совершения
ими тех
или
иных
деяний
в личном
качестве94.
Суть этого иммунитета делает также неизбежным освобождение от
уголовнойответственности
лицаза
действия,
совершенные
не только
в период
нахождения
в должности,
но
и до
вступления
в должность.
Здесь
важна
не природа
подозреваемых
действий
или
время
их совершения,
но
скорее
факт
того,
что
юридические
действия
со
стороны
иностранного
государства
направлены
на
подчинение
данного
лица
уголовной
юрисдикции
этого
иностранного
государства
в период
обладания
им
иммунитетом.
Поэтому
попытки
арестовать
или
подвергнуть
расследованию
действия
такого
лица будут
нарушением
его
иммунитета,
а приглашение
его
иностранным
государством
к добровольной
даче
информации
не
будет
таким
нарушением95.
Однако,
поскольку
данный
тип
иммунитета
присваивается,
по крайней
мере,
частично,
с цельюпредоставить
должностному
лицу
возможности
для свободного
исполнения
своих
функций,
данный
тип
иммунитета
действует
только
тогда,
когда
лицо
находится
в
должности.
В решении
по
делу
«Обордеренаарест»Международный
Суд
заявил,
что
министры
иностранных дел
имеют
право
на
присвоение
им
иммунитета
rationepersonaeи что
абсолютный
характер
освобождения
от
уголовного
преследования,
предоставленное
министру
иностранных
дел,
находящемуся
в должности,
действует
и в
том
случае,
когда
утверждается,
что
им
совершено
международное
Arrest
Warrant
case,
at
para.
54Ibid.,
at
paras
55,
70–71
преступление,
и если
он при
этом
находится
за
границей
с частным
визитом.
Суд
заявил:
«Нам
не удалось
найти
в международном
обычном
праве
изъятия
ни
в
какой
форме
из нормы
об иммунитете
от
уголовной
юрисдикции
и о
неприкосновенности
министров
иностранных
дел,
если
они подозреваются
в
совершении
военных
преступлений
или
преступлений
против
человечности»96.
Принцип
распространения
иммунитета
rationepersonaeдаже
на
случаи
совершения
международных
преступлений
должен
восприниматься
как
применимый
ко
всем
должностным
лицам
государства
во
время
пребывания
в
должности,
а также
к дипломатам,
обладающим
иммунитетом
этого
типа97.
Данный
принцип
в общем
не вызывает
возражений
и широко
применяется
национальными
судами
в соответствующих
случаях.
В пример
можно
привести решение
Французского
Кассационного
суда
по
делу Каддафи98;
Решение
Верховного
суда
Испании
поделу
Кастро99;
Решение
Кассационного
суда
Бельгии
по
делу
Шарона
и Ярона100;
широко
известное дело
Пиночета
в Палате
лордов
Великобритании101;
Нью-Йоркского
суда
по
делу
Мугабе102.
В 2004
г.
Окружной
судья
в Англии
отказался
выдать
ордер
на арест
Роберта
Мугабе,
Президента
Зимбабве,
обвиняемого
в совершении
пыток,
на основании
принципа
иммунитета;
в 2008
г.
Испанский
суд
Audiencia
Nacional
пришел
к
выводу
о том,
что
судыИспании
неимеют
юрисдикциина
рассмотрение
дела
Президента
Руанды
Кагаме,
которому
вменялисьпреступления
геноцида,
преступления
против
человечности
и террористическая
деятельность;
в 2004
г.
Ibid.,
at
para.
58.Cassese
A.
International
Criminal
Law,
2008,
р.309–310.
Ghaddafi
case,
Arrêt
no.
1414
(2001),
125
ILR
456
(France:
Cour
de
Cassation)Castro
case.
Spain:
Audiencia
Nacional,
1999.Re
Sharon
and
Yaron,
42
ILM
(2003)
596
(Belgium:
Cour
de
Cassation)R.
v.
Bow
Street
Stipendiary
Magistrate
and
others,
Ex
parte
Pinochet
(No.3)
[1999]
2
All
ER
97,
at
126–127,
149,
179,
189
(HL,
per
Lords
Goff,
Hope,
Millett,
and
Phillips
).Tachiona
v.
Mugabe,
169
F
Supp
2d
259
(SDNY
2001).
окружной
судья
Нью-Йоркского
района
Боу
стрит отказался
выдать
ордер
на арест
генерала
Мофаза,
тогдашнего
министра
обороны
Израиля
в связи
с обвинениями
в
нарушении
законов
войны;
в 2009
г.
другой
министр обороны
Израиля,
Эхуд
Барак,
также
мог
предстать
перед
судом
по обвинению
в совершении
военных
преступлений
в Секторе
Газа
в декабре
2008
г.
Запрос на
выдачу
ордера
на арест
не имел
успеха103.
Практика
государств
также
показывает
соблюдение
ими
этого
принципа
и в
других
случаях,
не только
при судебном
разбирательстве.
Так,
правительство
США выдвинуло
принцип
иммунитета
в деле,
возбужденном
против
тогдашнего
Председателя
КНР
Цзян
Цземиня по
обвинению
в совершении
пыток,
геноцида
и
других
тяжелых
нарушений
прав человека104.
В 2003
г.
Сайед
Багбан,
иранский
дипломат,
обвиненный
в соучастии
в
террористическом
акте
против
Еврейского
центра в
Аргентине,
был
на некоторое
время задержан
в Бельгии,
но вскоре
освобожден
на основании
дипломатического
иммунитета105.
Подобно
этому
же,
несмотря на
обвинения
в адрес
посла
Израиля
в Дании
об
участии
его
в пытках
в то
время,
когда
он был
главой
Шин Бет
–
Израильской
разведывательной
службы,
Дания решила,
что
дипломатический
иммунитет
защищает
его
от
правосудия
этой
страны106.
Власти
Великобритании
также
заняли
позицию
о том,
что
действующий
министр
обороны
Израиля
имеет право
на иммунитет
от
ареста,
несмотря на
утверждения
о том,
что
несет
ответственность
за военные
преступления
на
Западном
берегу
Иордана107.
Единственный случай, который нам удалось обнаружить, в котором
Описание
перечисленных
случаев
см.:
The
Guardian,
29
Sept.
2009.Contemporary
Practice
of
the
United
States
Relating
to
International
Law’,
97
AJIL
(2003)
962,
at
974–977Beeston,
‘Iran
threatens
to
hit
back
over
diplomat’s
arrest’,
The
Times,
28
Aug.
2003,
at
17Osborn,
‘Danish
protests
greet
Israeli
envoy’,
TheGuardian,
16
Aug.
2001,
at
13McGreal,
‘Sharon’s
Ally
Safe
from
Arrest
in
Britain’,
The
Guardian,
11
Feb.
2004,
at
19.
иммунитет
главы
государства
был отвергнут,
—
это
действия
властей
США против
Президента
Панамы
Норьеги108.
Правда,
нужно
отметить,
что
основанием
для
отрицания
его
иммунитета
стала ссылка
на то,
что
США
никогда
не признавали
генерала
Норьегу
в качестве
главы
государства.
В.
Иммунитет
rationemateriae
По
общему
правилу
иммунитет
должностных
лиц государства
имеет
функциональный
характер,
то
есть
они имеют
право
на
освобождение от
уголовной
ответственности
при
исполнении
служебных
обязанностей.
Поскольку
этот
вид
иммунитета
связан
не
со статусом
лица,
а с
категорией
совершаемых
им
действий,
он доступен
всем
людям,
действующим
от
имени
государства109.
Поэтому
его
защита
может
распространяться
на
должностных
лиц,
ушедших
от
должности,
в отношении
актов,
совершенных
в период
пребывания
в
должности,
а также
и на
действующих
должностных
лиц.
Правда,
следует
привести
мнение
некоторых
авторов
о том,
что
иммунитет
дипломатов
в отставке
имеет
иную природу,
нежели
общий
иммунитет,
действующий
в отношении
других
должностных
лиц в
должности,
и более
широк
по объему110.
Предоставление
должностным
лицам
иммунитета
rationemateriaeчаще
совершается
в гражданских,
чем
в уголовных
делах.
Уголовная
юрисдикция
государств
имеет по
преимуществу
территориальный
характер,
а должностные
лица
государства
обычно
не
осуществляют
свои
официальные
функции
на
территории
другого
государства.
Важное
исключение
здесь
–
это
вооруженный
конфликт,
в котором
комбатанты
нередко
осуществляют
свои
служебные
функции
(служащие вооруженных сил принимают участие в
сражениях на территории
108 117
F
3d
1206
(11th
Cir.
1997).
Wickremasinghe
Ch.
Immunities
Enjoyed
by
Officials
of
States
and
International
Organizations//Evans
M.
(ed.),
International
Law
(3rd
edn,
2010),
p.
380.
См.
Dinstein
A.
Diplomatic
Immunity
from
Jurisdiction
Ratione
Materiae//15
ICLQ.1966.p.
86–89
вражеского
государства).
Правда,
согласно
международному
гуманитарному
праву
этим лицам
не должно
предъявляться
уголовное
обвинение
в случае
плена
только
за участие
в вооруженном
конфликте,
если
ими не
нарушаются
законы
и обычаи
войны111.
Поэтому
довольно
редко
можно
представить
себе
обстоятельства,
в
которых
иностранное
должностное
лицо окажется
перед
уголовным
обвинением
за действия,
совершенные
им в
официальном
качестве.
Один
из немногих
приводимых
в литературе
примеров
–
очень
давнее
дело
Маклеода–
американского
дипломата
в Великобритании,
против
которого
было
выдвинуто
уголовное
обвинение.
Хотя
и американские,
и британские
власти
были
согласны
в наличии
иммунитета
и от
уголовной,
и от
гражданской
юрисдикции,
Маклеод
был
предан
суду
в силу
невозможности
для американских
властей
вмешаться
в дело112.
Еще
один
пример
—
судебное
преследование
бывшего
министра
обороны
Д.Рамсфельда
во
Франции.
В 2007
г.
Окружной
прокурор
Парижа
отверг
жалобу,
поданную
против
Д.Рамсфельда,
в которой
он
обвинялся
в допущении
пыток
в центре
содержания
подозреваемых
в терроризме
на военной
базе США
в Гуантанамо
и в
военной
тюрьме
Абу-грейб.
Основанием
для
непринятия
жалобы
прокурор
считал
наличие
продолжающегося
иммунитета
«в
отношении
действий,
совершенных
в период
пребывания
его
в должности
министра
обороны»113.
В деле
Воиноврадуги,которые
были
французские
граждане,
захваченные
властями
Новой
Зеландии,
Франция,
взяв
на себя
международную
ответственность
за их
действия,
утверждала,
что
те из
них,
кто
был
военнослужащими,
не должны
подвергаться
судебному
преследованию
в Новой
Зеландии.
Новая
Зеландия
с ней
не
согласилась114.
Fleck
D.
(ed.)
The
Handbook
of
Humanitarian
Law
of
Armed
Conflict,
2008,
p.
79,
82.
Cм.Jennings
R.Y.
The
Caroline
and
McLeod
Cases//32
AJIL,
1938,
p.
82,
92.[Электронный
ресурс]
URL
www.fidh.org/france-in-violation-of-law-grants-donald-
rumsfeld,4932Rainbow
Warrior
Case,
74
ILR
(1986)
241
Относительно
иммунитета
rationemateriaeследует
высказать
два
соображения.
Этот
тип иммунитета
указывает
на
то,
что
индивид
не
должен
нести
ответственность
за деяния,
фактически
совершенные
государством.
Эти
деяния
должны
вменяться
только
государству,
и иммунитет
rationemateriae–это
фактически
средство
переложить
ответственность
на
государство.
В деле
Эйхмана
Верховный
суд
Израиля
заявил,
что
«доктрина
«акта
государства»
означает,
что
действия,
совершенные
каким-либо
лицом
в качестве
органа
государства
–
будь
то
глава
государства
или ответственное
должностное
лицо,
действующие
по поручению
правительства
–
должны
рассматриваться
как
акт
одного
только
государства.
Отсюда
следует,
что
только
это
последнее
несет
за
них
ответственность,
а также
то,
что
другое
государство не
имеет
права
наказывать
лицо,
совершившее
эти
действия,
если
только
на это
не будет
согласия
того
государства,
чье
поручение
выполнялось.
Если
этого
нет,
первое
государство
фактически
вмешивается
во
внутренние
дела второго,
что
противоречит
принципу
равенства
государств,
основанному
на их
суверенитете»
Однако
Суд
оказался
не
готов
применять
свою
теорию
в каждом
случае115.
Подобной
же
позиции
придерживался
Международный
уголовный
трибунал
по бывшей
Югославии
в деле
ПрокурорпротивБласкича:«Государственные
должностные
лица –
это
простоинструменты
государства,
и ихдействия,
совершенные
в официальномкачестве,
могут
быть
аттрибутированы
только
государству.
Они
не
могут
быть
объектом
санкций
или
наказания
за
поведение,
которое
не является
частным,
а осуществляется
от
имени
государства.
Другими
словами,
должностные
лица не
должны
страдать
от
последствий
неправомерных
действий,
которые
не могут
быть вменены
им персонально,
а должны
быть
предъявлены государству,
отимени которого
они
действуют:
они
обладают так
Attorney-General
of
the
Government
of
Israel
v.
Adolf
Eichmann,
para.
28
и
Attorney-General
of
the
Government
of
Israel
v.
Adolf
Eichmann,
Supreme
Court
(sitting
as
a
Court
of
Criminal
Appeal),
para.
14.
называемым
функциональным
иммунитетом.
Это
признанная
норма
обычного
международного
права,
восходящая
к восемнадцатому
столетию
и неоднократно
применявшаяся
с тех
пор»116.
Одна
из
особенностей
функционального
иммунитета
rationemateriae–иммунитет
должностного
лица не
совпадает
по
объему
с иммунитетом
государства,
но шире
его.
Должностное
лицо
неприкосновенно
не только
в
отношении
суверенных
актов,
в отношении
которых
неприкосновенно
государство,
но
это
лицо
неприкосновенно
и в
отношении
актов,
не являющихся
суверенными,
но совершаются
лицом
по должности.
Кроме
того,
иммунитет
должностного
лица
от
иностранного
судебного
разбирательства
предотвращает
отклонение
иммунитета государства
путем
возбуждения
разбирательства
против
лица,
которое
действовало
от
имени государства117.
Апелляционный
суд
Англии
заявил
в решении
по делу
ЦернишпротивУолдока:
иностранное
суверенное
правительство,
помимо
самих суверенов,
может
действовать
только
через
своих
агентов,
и потому
иммунитет,
принадлежащий
правительству,
будет
иллюзорным,
если
он не
будет
распространен
также
на его
агентов
в том,
что
касается действий,
совершенных
ими от
лица
правительства.
Возбудить
дело
против
агента
в отношении
актов,
совершенных
им в
официальном
качестве,
—
это
фактически
возбудить
дело против
правительства,
вне
зависимости
от
того,
продолжает
ли он
находиться
на
своем посту118.
В этом смысле иммунитет действует как юрисдикционное, или
процессуальное,
препятствие
и предотвращает
косвенный
контроль
суда
над
актами
иностранного
государства
путем возбуждения
дел
против
тех
должностных
лиц,
которые
совершили
вменяемые
им
акты.
Prosecutor
v.
Blaškić
(Objection
to
the
Issue
of
Subpoena
duces
Tecum)
IT-95-14-AR108
(1997),
110
ILR
(1997)
607,
at
707,
para.
38.См.
Wickremasinghe
Ch.
op.cit,
p.
396Zoernsch
v.
Waldock
[1964]
1
WLR
675,
at
692
(England:
CA,
per
Diplock
LJ).
В деле
ДжонспротивСаудовскойАравиилорд
Хоффман
заявил,
что
утверждение
о том,
что
действия
должностного
лица не
вменяются
ему лично
–
этоискусственная
конструкция;
она ведет
к путанице,
особенно
в тех
случаях,
когда
некоторые
аспекты
иммунитета
индивида
ограничены
договором,
как
мы
это
видим
в Конвенции
против
пыток.
Однако
он не
возражал
против
того,
что
такое
толкование
функционального
иммунитета
разделяется
многими119.