Иммунитет главы государства это
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
Иммунитет президентский
ИММУНИТЕТ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ — невозможность привлечения к юридической ответственности президента государства за его высказывания, связанные с выполнением служебных функций, а также личная неприкосновенность президента.
Президент может быть лишен неприкосновенности только вместе с отстранением его от должности в порядке особой процедуры, предусмотренной конституцией (импичмент, отрешение от должности и т. д.). После этого президент может быть подвергнут судебному преследованию в обычном порядке (США, Бразилия, Венесуэла) либо его преследование навсегда исключается (Чехия). Во Франции и некоторых других странах президент может быть предан специальному суду решением парламента только в случае совершения государственной измены.
Неприкосновенность Президента РФ обеспечивается Конституцией РФ и означает следующее: никто не может применять в отношении Президента физическое или психическое насилие; Президент не может быть подвержен задержанию, обыску, аресту, привлечен к любому виду правовой ответственности либо тем или иным способом отстранен от исполнения обязанностей.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Иммунитет
ИММУНИТЕТ (англ. immunity от лат. immunitas — освобождение от чего-либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм. В международном праве известны, в частности, иммунитет государства,
Что такое иммунитет?
Человек обладает многими видами естественного оружия для отражения атак болезнетворных микробов. Например, пищеварительные соки и кровь сами убивают многие виды микробов. Но некоторые все равно проникают в организм и заражают его. После этого
Иммунитет
Иммунитет (immunitas) – изъятие от податей и повинностей, даруемое отдельным лицам и сословиям, как в целым общинам. В древней Греции И. носил название ateleia. У римлян И. даровался во время больших несчастий общинам, в виде привилегий иногда навсегда; особенно часты
Что же такое иммунитет?
Иммунная система – сложная функциональная структура организма человека, позволяющая, с одной стороны, поддерживать постоянство клеточного состава органов и тканей, с другой – защищать организм от всего генетически чужеродного, отражать
1.2. Иммунитет
ИММУНИТЕТ – ФСБ твоего организма.«Солнце, воздух и вода – это, дети, ерунда. Только секс и онанизм укрепляют
Тема 13. Институт главы
государства. Президент Российской Федерации
Часть 1. Лекция на
23.04.2020г.
1.
Понятие и виды глав государств.
2.
Порядок замещения должности главы государства.
3.
Взаимодействие главы государства с органами
законодательной, исполнительной и судебной власти.
4.
Компетенция главы государства. Иммунитет и
ответственность главы государства.
Вопрос 1.
Понятие и виды глав государств.
Главой
государства — лицо, занимающее формально высшее место в иерархии
государственных должностей и осуществляющее верховное представительство как во
внутриполитической жизни, так и на международной арене.
Глава
государства может быть единоличным (монарх или президент) и коллегиальным (редкое
явление). Регентский совет, Федеральный
совет Швейцарии и др.
При
монархической форме правления государство возглавляет наследственный,
пожизненный монарх. При республиканской избранный на определенный срок президент.
В отличии
от президента, монарх обладает определенными привилегиями: официальный титул, регалии,
цивильный лист и др.
К кандидату на должность
президента предъявляются определённые квалификационные требования: гражданство,
возраст, оседлость и др.
Вопрос 2.
Порядок замещения должности главы государства.
В странах с монархической формой правления главой государства
является монарх.
Власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, но она
может быть (ограниченной или абсолютной). Он считается источником всей
государственной власти. Все государственное управление осуществляется от имени
монарха.
Власть монарха является наследственной. Различают несколько систем
престолонаследия:
— салическая —
наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга
престолонаследия исключаются полностью (Бельгия);
— традиционная
кастильская — трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина
наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей; младший брат
исключает старшую сестру (Великобритания, Испания);
— современная
кастильская — трон наследует первый ребенок монарха — сын или дочь «на равных»
(Швеция, Норвегия);
— австрийская система женщины наследуют престол лишь при полном отсутствии
всех мужских линий.
— особая процедура
замещения поста главы государства существует в выборных монархиях (Малайзия, ОАЭ),
монарх избирается специальным Советом на определенное число лет (например, в
Малайзии на пять лет Советом правителей).
В странах с республиканской формой правления главой государства
является президент. Президент— должностное лицо, избираемое гражданами,
парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный
срок Им может стать гражданин страны, достигший определенного возраста.
При замещении поста президента учитываются следующие критерии:
— всегда избирается, за
исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного
переворота;
— власть президента
производна — он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного
корпуса;
— роль президента в
осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше
парламент отстранен от его избрания;
— в случае
государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть
освобожден от своей должности.
— избирается по
мажоритарной избирательной системе;
— могут проводиться прямые
и косвенные выборы;
Существует особый порядок переизбрания президента и прекращения
его полномочий. Большинство конституций ограничивает ротацию президента двумя
сроками.
Существуют два вида вакансии должности президента: временная — в
случае его временной неспособности по каким-либо причинам осуществлять свои
функции; и постоянная — в случае смерти, отставки или постоянной неспособности
осуществлять свои функции.
Вопрос 3.
Взаимодействие главы государства с органами законодательной, исполнительной и
судебной власти
Место
главы государства в системе органов власти определяется разновидностью формы
правления. Взаимодействие главы государства с органами власти зависит от
разновидности формы правления; порядка избрания президента и формирования
правительства; реализации принципа разделения властей; ответственности правительства
и др.
В
президентских республиках президент играет значительную роль в механизме
исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента (прямым или
косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы
правительства. Пост премьер-министра либо отсутствует, либо является вспомогательным.
США.
В
парламентарных республиках, полномочия главы государства ограничены. На нем
церемониальные и представительские функции. В таких республиках существует институт
контрасигнатуры актов главы государства соответствующими министрами. Сильной
фигурой является глава правительства. (Германия)
В
смешанных республиках (Франция)
власть президента является достаточно сильной. Действует принцип разделения
властей Президент является главой государства и обеспечивает взаимодействие
всех органов государственной власти.
В
абсолютных монархиях глава сосредотачивает в себе все полномочия.
В
дуалистических монархиях власть монарха делится с парламентом, однако у монарха
сильные полномочия и в том числе по роспуску парламента.
В
парламентских монархиях большинство полномочий главы государства осуществляется
правительством или парламентом. Реальные властные полномочия государства в
значительной степени ограничены. Действует контрассигнация полномочий главы
государства, главой правительства или соответствующим министром, которые несут
за них ответственность. Хотя конституции большинства подобных монархий наделяют
монарха широкими полномочиями, он может осуществлять их только по совету
правительства.
Вопрос 5. Компетенция
главы государства. Иммунитет и ответственность главы государства.
Главы
государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране
имеются свои особенности.
Наиболее
характерные полномочия это:
В
области государственного управления.
— право участия в формировании правительства,
решение вопроса о его отставке. Участие в формировании органов судебной власти;
— полномочия верховного главнокомандующего;
— право объявления чрезвычайного положения
на всей территории страны или ее части.
В
законодательной области:
— созыв парламента на очередные и
чрезвычайные сессии, возможность прерывания сессии при определенных условиях;
— право роспуска нижней палаты;
— назначение внеочередных или очередных
выборов;
— право законодательной инициативы;
— право промульгации и опубликования законов,
возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в
конституционности представленного на подпись закона;
— право вето (абсолютное, относительное,
выборочное):
— право назначать членов верхних палат парламента.
Во
внешнеполитической области.
— высший представитель страны в сфере
внешних отношений;
— назначение послов и иных дипломатических представителей;
— право ведения международных переговоров,
заключение и ратификация международных договоров и соглашений;
— право объявления войны и заключения мира.
Во
внутриполитической деятельности:
— право предоставления, восстановления
гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища
иностранцам;
— право помилования, смягчения или замены
наказания, изменения приговора;
— право награждения орденами, медалями и
иными знаками отличий;
— право присвоения почетных званий и
титулов;
— участие в церемониях и празднествах.
Конституции
многих государств руководствуются принципом неприкосновенности и неответственности
главы государства. Во многих государствах это подкрепляется действием института
контрассигнатуры.
Говоря
об ответственности главы государства выделяют способы конституционные
(импичмент) и неконституционные (свержение).
Юридическая
ответственность за совершение тяжких правонарушений — импичмент характерен для государств
с республиканской формой правления. Основанием обычно служит государственная
измена или умышленное нарушение Основного закона и др. Инициатива импичмента
чаще всего принадлежит парламенту, но по итоговое решение остается за соответствующей
судебной инстанцией, иногда за самим парламентом.