Иммунитет главы государства международное право
Понятие и особенности иммунитета в международном праве
Определение 1
Иммунитет в международном праве состоит в том, что какое-либо государство не вправе осуществить собственную власть в отношении иного государства, его системы, органов и его собственности, то есть государство, являющееся суверенным, не может подчиняться органам власти каких-то государств.
Иммунитет зарубежного государства может быть определен двойственно.
Во-первых, иммунитет зарубежного государства является правом государства не находиться в подчинении юрисдикции иного государства, то есть само право на запрет применения к нему каких-то мер принудительного характера, к примеру:
- судебных;
- административных;
- других органов иного государства.
Во-вторых, представлен отказом государства от собственной территориальной юрисдикции по отношению к действиям и собственности зарубежного государства, то есть отказывается от применения каких-то мер принудительного характера, к примеру, стороны судебных, административных и других органов и структур.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Государство берет на себя роль особого субъекта гражданского права. Данная концепция отражается в российском праве, в особенности в статьях 124—127 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российская Федерация(как государтсво), субъекты государства участвуют в отношениях, урегулированных гражданским законодательством, на равноправных основаниях с иными участниками этих отношений:
- гражданами;
- юридическими лицами.
Но согласно статье 127. — Особенности ответственности Российской Федерации, а так же субъектов РФ в отношениях, урегулированных гражданским законодательством, при участии иностранных юридических лиц, граждан и государств определены законодательством об иммунитете государства и его собственности.
Статьей 1204 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, К гражданско-правовым отношениям, которые осложнены иностранным элементом, при участии государства правила данного раздела 6 Гражданского кодекса РФ могут быть применены только на общих основаниях, если иное не устанавливается законодательством Российской Федерации. Эта норма подразумевает и иностранное государство.
Норма статьи 1204 формально утверждает положения статей 124 и 127 Гражданского кодекса РФ. Но это предписание откорректировано предусмотренным в Гражданском кодексе РФ наиболее общим исключением: в ФЗ либо международных договорах может быть устанавлено иное.
Виды иммунитета:
- Иммунитет предъявления иска выражается в неподсудности одного государства судебным органам иного. Сделки государства могут быть рассмотрены лишь в его собственных судебных органах. Без выражения собственного согласия на судебное разбирательство в иностранном суде государство не может быть привлечено к судебной ответственности за рубежом. Иммунитет от предъявления иска является судебным иммунитетом в узком смысле слова (именно юрисдикционный иммунитет).
- Иммунитет предварительного обеспечения иска — без прямого выражения согласия государства по отношению к его имуществу, располагающегося за границей, не могут приниматься никакие меры в образе предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет исполнения судебного решения принудительного характера – без выражения согласия государства в отношении него не могут применяться какие-либо меры принуждения по обеспечению иска или исполнению решения.
- Иммунитет в отношении собственности государства — собственность зарубежного государства является неприкосновенной, она не подлежит национализированию, конфискации, на нее не может быть обращено взыскание.
- Доктрина акта страны, данный вид связан с иммунитетом собственности государства — если государство заявит, что имущество принадлежит ему, то судебные органы иностранного государства не имеют права подвергнуть данное заявление сомнению.
- Коллизионный иммунитет государства — к частноправовым отношениям государства применимо лишь его собственное право. любая сделка государства подчинена его национальному праву.
Теории иммунитета
В доктрине, законодательстве и практике существуют следующие теории государственного иммунитета:
- доктрина абсолютного иммунитета;
- доктрина ограниченного (функционального) иммунитета.
Теория абсолютного иммунитета государства основывается на принципе суверенного равноправия государств и общем правовом принципе «равноправный над равноправным не может иметь ни власти, ни юрисдикции».
Доктрина абсолютного иммунитета государства считалась обязательной нормой международного права в течение почти 100 лет, именно до середины 20 века.
- Государство, даже являясь участником частноправового отношения, не может привлекаться к ответственности в судебных органах иного государства.
- Подсудность судам другого государства допускается лишь в случае прямого выражения согласия иностранного государства, являющегося ответчиком, здесь имеется ввиду «договорный» или «дипломатический» отказ от иммунитета.
- Иск к государству может предъявляться лишь в его собственном суде.
Замечание 1
Доктрина абсолютного иммунитета государства в настоящий момент установлена в законе некоторых государств, таких как, Китай, Россия, КНДР.
В 50-х годах при активизации деятельности государства в международных гражданско-правовых отношениях образованы следующие теории иммунитетов: «служебного», «торгующего» государства, «государства-коммерсанта», на их базисе выработалась доктрина иммунитета ограниченного (функционального) типа. Сутью этой доктрины является то, что если государство от собственного имени ведет коммерческую деятельность, оно автоматически в отношении этой деятельности, а так же привязанного к ней имущества теряет иммунитет, преобразуясь в образ частного лица.
Согласно данной теории государство имеет иммунитетом, только в случаях, когда оно производит действия, которые являются явлением государственной, публичной власти, здесь имеются в виду действия по осуществлению своих суверенных полномочий.
Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА 8
1. Общая характеристика конституционного статуса глав государств 8
2. Глава государства-монарх 13
3. Глава государства — президент 17
4. Главы квазигосударств 19
5. Приобретение, лишение легитимного статуса главы государства
вследствие реализации международно-правовых норм 22
ГЛАВА II. РОЛЬ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
1. Полномочия главы государства во внешнеполитической деятельности (на примере Президента РФ) 32
2. Место и роль глав государств в современном международном договорном праве 58
3. Роль глав государств в мирном разрешении споров: переговоры, добрые услуги, посредничество 74
4. Значение международно-правового признания глав государств 82
ГЛАВА III. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЛАВ ГОСУДАРСТВ 86
1. Привилегии и иммунитеты глав государств 86
2. Визиты и встречи глав государств 101
3. Протокол и церемониал 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЯ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Совместное заявление Президента России В.В. Путина, Председателя Европейского Совета Й. Персона и Председателя комиссии Европейских сообществ Р. Проди 129
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Обращение глав государств — участников СНГ к народам государств — участников Содружества и мировой общественности в связи с 5-летием образования СНГ 139
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Протокольная практика и церемониал в Российской Федерации 141
- Общая характеристика конституционного статуса глав государств
- Полномочия главы государства во внешнеполитической деятельности (на примере Президента РФ)
- Привилегии и иммунитеты глав государств
Введение к работе
Актуальность темы.Ввиду того, что от имени государства — субъекта международного права — зачастую выступают главы государств то, конечно, в первую очередь от них, в конечном счете, зависит решение тех или иных важных вопросов, касающихся внешней политики государства. Именно этим обусловлено то обстоятельство, что роль высших должностных лиц государства в международных отношениях в целом, и в международном праве в частности, в первую очередь, конечно, главы государства, все возрастает. В качестве примера можно привести особое значение выступлений глав государств на ежегодных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также решающее значение встреч глав государств на уровне «Большой восьмерки».
Касательно постсоветского пространства и новых независимых государств данная тематика является тем более актуальной, так как институт президентства в странах СНГ возник сравнительно недавно.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование всего комплекса теоретических и практических проблем, связанных с определением международно-правового статуса глав государств.
Для достижения заявленной цели в диссертации поставлены и решаются следующие задачи:
— фиксирование конституционно-правового статуса глав государств по
формам правления (главы президентских, парламентских и монархических
государств, главы квазигосударств) как основы их международно-правового
статуса;
— анализ института главы государства в международном праве и
внешнеполитической деятельности;
— раскрытие специфики института главы государства в странах с
различной формой правления по объему полномочий во
внешнеполитической деятельности;
— проведение сравнительно-правового анализа роли Президента
Российской Федерации во внешнеполитической деятельности и глав других
государств;
определение статуса глав государств в международном праве;
раскрытие специфики института международно-правового признания и проблемы иммунитета глав государств;
освещение международно-правового значения роли глав государств в мирном разрешении споров;
определение дипломатического статуса глав государств;
— раскрытие значения визитов и встреч глав государств как
инструментов осуществления полномочий во внешнеполитической
деятельности и их влияния на международные отношения.
Степень научной разработанности темы. Выбор данной темы основан на обзоре соответствующей российской и зарубежной литературы по международному праву. В первую очередь автора интересовало то, в какой степени данная тематика изучена в трудах российских и зарубежных ученых. Так, обзор правовой литературы показал, что российские и зарубежные юристы-международники не уделяли этой важной проблеме должного внимания. Касательно постсоветсткого пространства, поскольку институт президентства возник недавно, вероятно, этот факт и является причиной недостаточной научной разработанности данной темы в правовой науке постсоветских государств.
Тем не менее, в работах небольшого числа российских авторов встречаются некоторые аспекты тематики настоящего диссертационного исследования. Так, можно выделить работы следующих авторов: Д.И.
5 Фельдмана, И.П. Блищенко, И.И. Лукашука, Ю.М. Колосова, Н.И. Костенко, Б.Р. Тузмухамедова, А.Ф. Борункова, НА. Ушакова и других.
Среди зарубежных авторов можно выделить Э. Сатоу, Л. Оппенгейма и других.
Объект исследования. Объектом исследования являются межгосударственные отношения, складывающиеся в результате заключения двусторонних, региональных и универсальных международных соглашений, регулирующих сотрудничество государств в различных сферах.
Предмет исследования. Предметом предпринятого исследования является комплексный анализ международно-правового статуса глав государств.
Научная новизна исследования. Настоящее исследование является попыткой всестороннего анализа института главы государства в международно-правовом аспекте. На уровне диссертационного исследования впервые представляется цельная картина международно-правового статуса глав государств в современном международном праве.
На основе проделанного анализа автор исследовал роль глав государств в современном международном праве.
Теоретическая и нормативная основа диссертации. В качестве теоретической основы диссертации использованы научные разработки в области дипломатических отношений, в части, касающейся темы исследования. Нормативную базу работы составили правовые акты ряда стран по рассматриваемой тематике (Российская Федерация, Кыргызская Республика, США, Великобритания, страны Арабского Востока и другие), документы Организации Объединенных Наций, резолюции Совета Безопасности ООН, практика заключения международных договоров и соглашений, решения Международного Суда ООН и Статут Международного уголовного суда.
Методологическую основу исследования составляют комплекс научных методов и академических приемов исследования. В частности, следует назвать логический, исторический, системный и сопоставительный методы.
Научные положения, выносимые на защиту;
Основываясь на проведенном комплексном анализе международно-правового статуса глав государств, можно сделать вывод о том, что в современном международном праве главы государств играют не менее значимую роль, чем во внутригосударственном праве.
Объем полномочий глав государств во внешнеполитической деятельности государства, и следовательно, степень влияния на международные отношения, зависят от формы правления конкретного государства.
Отмечается субсидиарное значение института международно-правового признания глав государств.
В международно-правовом статусе глав государств особое значение имеет их роль в мирном разрешении споров (переговоры, добрые услуги, посредничество).
Встречи и визиты глав государств имеют определяющее значение в межгосударственных отношениях в плане окончательного согласования международно-правовых актов.
Автор формулирует конкретные предложения по повышению международно-правовой активности глав государств в сфере международных отношений.
Практическая значимость результатов исследования.
Представленное диссертационное исследование в одинаковой мере может быть использовано в рамках научных изысканий, в преподавательском процессе в высших учебных заведениях Российской Федерации, Кыргызской
7 Республики, а также практическими работниками органов государственной власти в сфере внешней политики.
Апробация результатов исследования. Основные положения настоящего диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов, а также в рамках научных конференций. Материалы исследования нашли свое отражение в докладах и научных публикациях.
Общая характеристика конституционного статуса глав государств
Глава государства — должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных органов и осуществляющее верховное представительство государства внутри страны и в международных отношениях.
Правовой статус главы государства зависит от формы правления. От этого же зависит, какие функции будет выполнять глава государства. Однако вне зависимости от формы правления, обычно, глава государства представлен одним лицом. В то же время, истории известны коллегиальная и смешанная формы главы государства (например, в бывшем Советском Союзе функции главы государства выполнял Президиум Верховного Совета СССР, а в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный Совет1).
Некоторые случаи могут быть охарактеризованы как случаи sui generis, так как представляют собой исключения из общепринятых правил. К таковым можно отнести правовой статус Римского Папы, который является главой государства-города Ватикан, со-главенство Епископа Ургельского и Президента Франции в Андорре.
Также истории известны случаи, которые с трудом поддаются правовому осмыслению. Это случаи, когда военный лидер захватывает власть, смещая законного главу государства, но воздерживается от вступления в должность. Примером является случай захвата власти в Панаме генералом Нориего, который был осужден в США в 1990 г. по обвинению в совершении уголовных преступлений. Напомним, что Мануэль Нориега захватил власть в Панаме после того, как Президент Панамы Эрик Артуро Делваль отстранил его с поста министра обороны.
В некоторых случаях это может означать, что новый лидер намерен прибрать к рукам не только реальную власть, но и формальную. Будет ли он считаться «диктатором», к которому должны относиться как к главе государства, или же только главой правительства, при этом должность главы государства остается вакантной — все это будет зависеть от обстоятельств конкретного случая.
И последняя категория, которую необходимо упомянуть, это регенты, которые, при монархической форме правления не являясь главами государств, временно выполняют функции главы государства в случаях, когда монарх не в состоянии осуществлять свои полномочия по болезни или по причине малолетства. Регент также может быть назначен в тех случаях, когда монарх был свергнут, но монархия как форма государственности сохраняется: именно так случилось в Греции в 1967 г., когда после свержения короля Константина, был назначен регент, который выполнял функции главы государства до ликвидации монархии в 1973 г. В Египте в июле 1952 года был создан регентский совет при малолетнем наследнике египетского короля Фарука, отрекшегося от престола; в августе того же года король Трансиордании Талал был признан парламентом этой страны душевнобольным, в связи с чем власть была передана регентскому совету. В Испании в 1947 году была восстановлена монархия. Был создан регентский совет, который возглавил Ф. Франко. После его смерти на престол вступил король Хуан Карлос I, происходивший из династии испанских Бурбонов.
Полномочия главы государства во внешнеполитической деятельности (на примере Президента РФ
Президент РФ является главным звеном в государственном механизме осуществления внешней политики России. Конституция РФ закрепляет следующие внешнеполитические полномочия Президента РФ: Президент РФ как глава государства представляет РФ в международных отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (там же п.4 статьи 80), назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (пункт м) ст. 83), осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (статья 86). Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России1.
Одним из важных инструментов осуществления внешней политики Президентом России является «Концепция внешней политики Российской Федерации», разработкой которой непосредственно руководит Президент. Учитывая ключевую роль России в международных отношениях, этому документу придается особое значение. «Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, -говорится в этом документе, — обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, Россия оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства»1.
Нынешний Президент России В.В. Путин не только руководит разработкой нового варианта внешнеполитической концепции, но и подчеркивает необходимость не столько оборонительного, сколько наступательного проведения ее в жизнь и самой активной работы по защите национальных интересов России. Подобного рода установки российского руководства, в лице Президента В.В. Путина, не встретили почти никаких возражений в странах Западной Европы, в странах Азии, в Японии, не говоря уже о странах СНГ. Влиятельная испанская газета «Мундо» писала в конце мая 2004 года: «Россия — огромная страна, в которой почти никогда не садится солнце, она продолжает играть роль решающего фактора в мировом порядке, ибо при всех своих трудностях она имеет второй в мире ядерный потенциал, по природным богатствам является самым богатым государством мира, а ее народу свойствен весьма высокий интеллектуальный уровень. Не оценивать эту очевидную истину могут только невежественные и близорукие политики»2.
Привилегии и иммунитеты глав государств
Касательно привилегий и иммунитетов глав государств необходимо подчеркнуть, что в современном международном праве в отличие от международного права в средние века или в древности вышеуказанные аспекты института главы государства происходят от правосубъектности государства. Другими словами, международное право не наделяет главу государства привилегиями и иммунитетами персонально.
В то же время нельзя отрицать и то, что международно-правовой статус глав государств основывается на международном обычном праве, так как, пожалуй, можно назвать лишь два основополагающих международных договора в виде конвенций. Это Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лих, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.
Так, Конвенция о специальных миссиях 1969 г., основанная на проекте Комиссии ООН по международному праву и принятая Генеральной Ассамблеей ООН, вступила в силу в 1985 г. Ст.1 (а) предусматривает довольно широкий спектр вопросов, касающихся официальных визитов глав государств. Конвенция также содержит положения о специальных миссиях во главе с главами государств (ст.21 (1)). Согласно Конвенции главы государств обладают полным дипломатическим иммунитетом. Особенность статуса главы государства состоит в том, что он находится под международной защитой во время пребывания в иностранном государстве в любом качестве, в том числе и с частным визитом (п. «а» ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатической защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.).
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов также основана на проекте Комиссии ООН по международному праву и вступила в силу в 1977 г. На сегодняшний день участниками Конвенции являются более 80 государств. В ст. 1 (1) (а) определение «лиц, пользующихся международной защитой» включает и «глав государств, включая всех членов коллегиального органа, осуществляющего полномочия главы государства согласно конституции заинтересованного государства».
Главу государства сопровождает личная охрана, порою довольно многочисленная. Сотрудники охраны пользуются иммунитетом сопровождающих лиц. Они взаимодействуют с местными правоохранительными органами, на которых лежит главная ответственность за обеспечение безопасности.
Глава иностранного государства и высшие должностные лица, как и дипломаты, обязаны уважать законы страны пребывания. Следует также учитывать, что официальный статус этих лиц не препятствует их привлечению к уголовной ответственности за такие международные преступления, как преступления против мира.
Правовой статус глав государств в международном праве не ограничивается его внешнеполитическими полномочиями, привилегиями и иммунитетами. Глава государства также может нести международно-правовую ответственность, тем самым, вызвав наступление международно-правовой ответственности своего государства.