Иммунитет и частые перелеты
БОЛЕЗНЬ, НА ВЗЛЕТ
Как сохранить здоровье при частых перелетах
Не все знают, что бортпроводнику (или бортпроводнице) для того, чтобы выйти на пенсию, необходимо налетать всего 10 лет стажа. Кто-то скажет, что это просто мечта, а не работа, и будет не совсем прав. Подобный бонус для представителей данной профессии дается не просто так. Это не жест доброй воли работодателя, а разумная компенсация тяжелого труда, который легко можно сравнить с работой в шахтах. Ведь даже короткий перелет является испытанием для организма. VH рассказывает, какие последствия несут в себе перелеты чаще раза в месяц.
СЕРДЦЕ ПОД ПРИЦЕЛОМ
В первую очередь стоит сказать, что происходит в самолете, когда он взмывает к небесам. Так, по мере набора высоты в салоне лайнера атмосферное давление постепенно идет вниз, также снижается содержание кислорода в воздухе. Чаще всего самолеты летают на высоте примерно в 10 тысяч километров. На этой высоте на борту уровень кислорода становится критическим. Даже для молодых людей это становится настоящим испытанием для сердечно-сосудистой системы, что уж говорить про тех, у кого уже есть подобные заболевания. Чаще всего на борту самолетов у пассажиров случаются именно сердечные приступы, из-за чего приходится в срочном порядке искать врача среди летящих, а в некоторых случаях – даже совершать экстренную посадку в ближайшем аэропорту.
Тяжело в полете приходится и венам. В самолете люди подолгу сидят, не меняя положение ног. И чаще всего это не совсем привычные и удобные для человека позы. Пребывание в таком положении влечет за собой сильную нагрузку на ноги, в итоге кровь застаивается, а кровоток замедляется. Все это увеличивает риск образования тромбоза. А во время резкого вставания тромб может попросту оторваться, и тогда последствия для организма будут фатальными. Поэтому людям с варикозным расширением вен или тромбофлебитом в анамнезе нужно крайне осторожно подходить к вопросу полетов.
Другой негативный фактор – очень сухой воздух в самолете. Как правило, уровень влажности на борту не превышает 20%, тогда как нормальным для человека является уровень в 50–60%. Это может дать дополнительную нагрузку на дыхательную систему. Именно поэтому в числе абсолютных противопоказаний к перелетам находятся пневмония, обострение астмы, пневмоторакс, а также недавно перенесенные операции на легких.
Еще одной опасной ситуацией, причем угрожающей жизни, является аневризм аорты. Так называют растягивание и истончение стенок кровеносных сосудов. В обычной жизни эта болезнь может никак не давать о себе знать, но фактически речь идет о бомбе, которая сидит внутри человека, и в любой момент может взорваться. Ведь стенки сосудов напряжены, так что могут лопнуть при определенном воздействии. Таким спусковым механизмом для организма как раз может стать перелет – опять же из-за перепадов давления. Риск плохого развития событий увеличивается в разы. При этом спасти человека с разрывом аорты даже в условиях больницы вряд ли удастся, а если такое случится в самолете, это сродни приговору.
УГРОЗА ИЗ КОСМОСА
Другие риски перелетов связаны с повышенным уровнем радиации на борту. Неоднократные исследования выдают неутешительные выводы: стюардессы страдают от рака груди в несколько раз чаще представительниц других профессий. Скорее всего, все дело в ионизирующем излучении, идущем из космоса. Так, уровень радиации в самолете на высоте, как правило, превышает норму для человека почти в десять раз.
С риском онкологических заболеваний связано и одно из последствий дальних перелетов – синдром смены часовых поясов или джетлаг. Среди симптомов десинхронии выделяют головную боль, общий дискомфорт, усталость и даже тошноту. Считается, что если человек пересекает три часовых пояса, ему нужно для восстановления ритмов около четырех дней. Если же пересекается шесть часовых поясов, то необходимо уже шесть дней, а при пересечении 12 часовых поясов число увеличивается до 9 дней. При этом если человек отправляется в длительное путешествие, конечно же, у него будет время на то чтобы прийти в себя и не получить риски для здоровья. А при регулярных марш-бросках, командировках в дальние части света риски будут накапливаться.
ЧАСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Так сколько же можно летать, чтобы не навредить здоровью? Врачи пока не дают точного ответа на этот вопрос. Безопасную периодичность еще не вычислили. Но некоторые последние исследования утверждают, что риски для здоровья будут минимальными, если человек будет летать не чаще два раза в месяц на небольшие расстояние и лишь раз в месяц – когда перелет занимает 5-6 часов.
В любом случае врачи советуют людям, часто прибегающим к услугам самолетов, проходить регулярные обследования. Нужно обязательно знать свои слабые и сильные места. И если есть сердечно-сосудистые заболевания, важно помнить о рисках, которые несут перелеты. Поэтому перед поездкой лучше проконсультироваться со специалистом. Врач вполне может назначить плановую медикаментозную терапию для снижения рисков.
Тем, у кого существуют венозные нарушения, рекомендуется во время полета почаще вставать со своего места и передвигаться по салону. Так можно будет улучшить кровообращение в ногах. Людям же с варикозной болезнью врачи советуют заходить в самолет в компрессионном белье, которое поможет избежать негативных последствий.
Но даже полностью здоровым людям лучше путешествовать самолетом в удобной одежде и обуви, стараться пить больше воды во время полета и не сидеть весь полет в кресле, а периодически вставать и разминаться.
Галина Халиман, заведущая кабинетом организации и координации профилактической работы краевого центра медицинской профилактики КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр»:
Для практически здорового человека полеты на самолете не представляют существенной опасности. Тем не менее пребывание на большой высоте усугубляет ситуацию при сердечно- сосудистых нарушениях, заболеваниях органов дыхания, тромбофлебите, большом лишнем весе. Причем, чем чаще и продолжительнее полеты, те риск больше. Оказывает влияние на состояние человека и высота полета.
Не рекомендуется летать при обострении хронических заболеваний, после тяжелых болезней, людям с ослабленным иммунитетом. Тромбоз вен – еще одна причина, по которой вредно летать. Низкое атмосферное давление при перелете вместе с нехваткой кислорода и температурными перепадами могут провоцировать приступы удушья у людей с затрудненным дыханием.
Также в категорию риска попадают люди пожилого возраста, беременные женщины, особенно это касается первого триместра и последних сроков беременности, младенцы. Детям более старшего возраста без проблем со здоровьем периодические перелеты не вредят.
С осторожностью нужно садиться в самолет аквалангистам или людям, которые в отпуске погружались на дно моря с маской или аквалангом. После такого погружения до перелета должны пройти хотя бы сутки. Причина в изменении давления на глубине, после которого организм требует восстановления.
Если вам не нужно часто летать, проблем со здоровьем возникнуть не должно. Редкие перелеты не вызывают каких-либо болезней и не усугубляют имеющиеся нарушения, так что не бойтесь летать на самолетах при отсутствии прямых противопоказаний.
Знаете ли вы, что для стюардессы «полетный» стаж, необходимый для выхода на пенсию, составляет всего 10 лет? И это не благотворительность и не жест доброй воли работодателя, а признание того печального факта, что любой, даже самый короткий перелет — это испытание для организма.
На минимуме
Что происходит в полете? По мере набора высоты падает атмосферное давление и содержание кислорода в воздухе.
На высоте 10000 метров (на которой в основном и летают пассажирские лайнеры) содержание кислорода в воздухе становится критически низким. Это серьезная нагрузка на сердце даже у молодых и здоровых людей, а для пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями — подавно. Сердечный приступ — главная причина, по которой так часто во время полета раздается призыв «если на борту есть врач, просьба сообщить об этом членам экипажа».
Крайне негативно перелет влияет на состоянии вен. В самолете человек вынужден долго сидеть, зачастую — в неудобном положении. Пребывание в некомфортной позе вызывает сильную нагрузку на ноги, в результате чего происходит застой крови и замедление кровотока. Это может привести к возникновению тромбоза. Если после продолжительного сидения человек резко встает, тромб может оторваться. В группе риска — люди с варикозным расширением вен или те, у кого хоть раз в жизни диагностировали тромбофлебит, тромбообразование и т.д.
Влажность воздуха в салоне самолета обычно не превышает 10-20% (при норме — 50-60%). Это негативно влияет на работу дыхательных путей. Поэтому такие заболевания как пневмония, обострение бронхиальной астмы, недавно перенесенные операции на грудной клетке, повышенное легочное давление, а пневмоторакс (скопление газов в плевральной полости) служат абсолютным противопоказанием для перелетов.
Бомба на борту
Еще одна жизнеугрожающая ситуация — наличие у человека аневризмы аорты (растягивание и истончение стенок сосудов). В обычных условиях болезнь может никак не проявлять себя, но по сути человек носит в себе бомбу с часовым механизмом — стенки сосудов напряжены, и могут лопнуть в любой момент. Вероятность такого варианта развития событий в полете резко возрастает. Спасти человека с разрывом аорты в 90% случаев не удается даже в условиях стационара, а в полете это равносильно неминуемой гибели. Кстати, аневризма аорты — не такая уж и редкая патология. При вскрытии она обнаруживается у 7% людей, умерших по другим причинам. Врачи убеждены, что если провести поголовное скрининговое исследование, число пациентов возрастет втрое.
Исследования показывают, что стюардессы в два раза чаще страдают от рака груди и от меланомы по сравнению с остальными женщинами. Среди возможных причин — воздействие ионизирующего космического излучения. Если замерить уровень радиации в самолете, вы обнаружите, что она превышает установленную норму почти в десять раз (при норме 0.20 мкЗв/час показатели на борту доходят до 3.00 мкЗв/час и более). Это связано с тем, что во время полета самолет поднимается в верхние слои атмосферы, которая служит естественным щитом от воздействия космической радиации. А чем меньше защитный слой — тем выше уровень радиации.
Онкологические заболевания провоцирует и джетлаг (десинхроз) — синдром, вызванный сменой часовых поясов и нарушением биоритмов. Его симптомы — усталость, головная боль, тошнота и общий дискомфорт. Физиологи считают, что при пересечении 3 часовых поясов организму для восстановления нужно около 4 дней при пересечении 6 часовых поясов — 6 дней, при пересечении 12 часовых поясов — около 9 дней.
Если у человека, отправляющегося в продолжительное путешествие, есть время для восстановления, то у тех, кто регулярно совершает марш- броски в разные части света, риски накапливаются и суммируются.
Как часто можно летать без вреда для здоровья?
Точную безопасную периодичность полета врачи пока не вычислили. Однако последнее исследование показало, что людям среднего возраста без вреда для на короткие расстояния можно летать не чаще двух раз в месяц (два перелета туда — обратно), и одного раза в месяц (в обе стороны) в том случае, если полет длится более 5-6 часов.
Что делать тем, кто вынужден летать чаще?
«Первое, что нужно сделать людям, которые часто летают — пройти полную диагностику организма, чтобы узнать свои слабые места и заблаговременно подготовится к перелету, — поясняет кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории Ольга Александрова, — Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нужно помнить, что в полете существует риск возникновения сердечного приступа. Поэтому накануне поездки необходимо проконсультироваться с врачом. Пациентам, состоящим на учете, в таких случаях назначают плановую медикаментозную терапию.
Пациентам с заболеваниями венозной системы в полете нужно регулярно выполнять специальные упражнения, цель которых — восстановить кровоснабжение в ногах, вставать с кресла и перемещаться по салону. Людям с варикозной болезнью в полете строго рекомендован компрессионный трикотаж.
Остальным путешественникам достаточно придерживаться общих правил безопасности — в полет надевать комфортную свободную одежду и обувь, больше пить воды, чаще вставать с кресла».
https://ria.ru/20190611/1555462640.html
Ученые выяснили, как организм реагирует на длительные авиаперелеты
Недавно ученые подсчитали, что у рядом сидящих пассажиров самолета риск заразиться гриппом повышается на восемьдесят процентов. Длительный полет чреват… РИА Новости, 11.06.2019
2019-06-11T08:00
2019-06-11T08:01
свиной грипп в россии
сша
риа наука
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/155546/02/1555460268_0:74:3000:1762_1400x0_80_0_0_7c532e6813086c0fb9ba82c0be452097.jpg
https://ria.ru/20190203/1550258337.html
https://ria.ru/20141021/1029357602.html
https://ria.ru/20190225/1551263313.html
https://ria.ru/20190307/1551602613.html
сша
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/155546/02/1555460268_0:74:3000:1762_1400x0_80_0_0_7c532e6813086c0fb9ba82c0be452097.jpg
https://cdn25.img.ria.ru/images/155546/02/1555460268_333:0:3000:2000_1400x0_80_0_0_b248ba5260f9205d67d8c860cef8afdb.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/155546/02/1555460268_1000:0:3000:2000_1400x0_80_0_0_ad3cf185ab8986b1f2dee0e8a0c4b36f.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
свиной грипп в россии, сша
08:00 11.06.2019 (обновлено: 08:01 11.06.2019)
МОСКВА, 11 июн — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Недавно ученые подсчитали, что у рядом сидящих пассажиров самолета риск заразиться гриппом повышается на восемьдесят процентов. Длительный полет чреват обострением тромбофлебита. Бояться же высокой радиации, наоборот, не стоит. Что происходит с организмом в полете и как это отражается на здоровье — в материале РИА Новости.
Синдром экономкласса
На большой высоте организм оказывается в довольно специфических условиях. В первую очередь сказывается пониженное парциальное давление кислорода. Именно поэтому высокогорные альпинисты используют кислородные маски. В герметичном салоне пассажирского лайнера поддерживается давление примерно как на высоте 1800-2400 метров над уровнем моря. Это терпимо, но все-таки ниже того, к чему привыкло большинство живущих на равнинах и побережьях.
По мере набора высоты, когда давление в самолете уменьшается, организм начинает немножко «закипать». Растворенные в наших жидкостях газы образуют пузырьки и рвутся наружу. Некоторые ощущают это как легкое покалывание в ушах или даже метеоризм в кишечнике. Снижение самолета, наоборот, ощущается как давление на барабанные перепонки, пазухи носа, что может оказаться болезненным. В целом же подавляющее большинство пассажиров переносит эти перепады давления нормально.
Не страшна и другая проблема на большой высоте — мороз ниже пятидесяти градусов Цельсия. В самолете поддерживается комфортная температура. А вот влажность мала — всего примерно двадцать процентов. Из-за этого во время полета нередко возникают ощущения сухости кожи, раздражение носоглотки, кашель, чихание.
Все это, впрочем, мелочи по сравнению с гиподинамией — малой подвижностью. Сидеть в одном положении в узком кресле даже короткое время некомфортно, а если полет длится более трех часов, еще и опасно.
В положении сидя пережимаются артерии, сосуды, нарушается кровоток. Это может вызвать застой лимфы и, как следствие, отек ног даже у здорового человека, не говоря уже о тех, кто страдает такими системными заболеваниями, как нарушения сердечно-сосудистой системы, функций печени, почек.
Гиподинамия грозит обострением или возникновением тромбофлебита — воспаления стенок вен, что приводит к образованию тромбов. Страдают главным образом те, кто путешествует экономклассом. Вот почему пожилым и всем, кто в группе риска, врачи рекомендуют бинтовать ноги или надевать компрессионные чулки. Они сдавливают поверхностные вены, и кровоток устремляется по глубоким венам. Полезно также периодически разминаться, прохаживаться по салону, больше пить.
Ученые из Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия) отмечают, что условия на борту весьма способствуют тромбофлебиту, который может развиться спустя дни и недели после перелета: неподвижность, высотная гипоксия (из-за низкого парциального давления кислорода), низкая влажность. Кроме того, в группе риска находятся люди с лишним весом, те, кто принимает гормональные контрацептивы или заместительную гормональную терапию, у кого рак. Играют роль также генетическая предрасположенность к тромбозам, возраст, вредные привычки и многое другое.
Доза излучения
Солнечное и особенно космическое излучение способно повреждать клетки ДНК. Конечно, у организма есть множество механизмов восстановления, «ремонта» носителей генетической информации. Но если повреждений слишком много или они очень сильные, как, например, двухнитевые разрывы ДНК, ткани не успевают регенерироваться, в генах накапливаются мутации, что влечет за собой проблемы со здоровьем и поведением.
На Земле от космических лучей и солнечного излучения нас защищает атмосфера. Чем выше мы поднимаемся, тем она тоньше, тем больше мы облучаемся. Корпус самолета задерживает лишь ультрафиолет, остальные виды более жесткого излучения проходят беспрепятственно. Однако получаемые дозы очень малы: в час примерно три микрозиверта.
В журнале Scientific American подсчитали дозу излучения, которую получил самый часто летающий пассажир в мире. В 2017 году им стал бизнесмен Том Стакер. За 14 лет он налетал почти 30 миллионов километров. При этом риск развития рака у него вырос всего на полпроцента.
Доза излучения, полученная за время двух семичасовых перелетов, будет равносильна тому, что организм получит от одного рентгена грудной клетки.
От насморка к трепанации
В королевский госпиталь города Перт в Австралии обратился 31-летний мужчина с жалобами на заложенность носа, шум в ушах, боли в области лица. Выяснилось, что он каждые две недели летал самолетом на работу.
Врачи заподозрили у него воспаление кости за ухом (мастоидит) и сделали компьютерную томографию головы. На снимке справа обнаружилась большая полость, заполненная воздухом. Больному пришлось делать трепанацию черепа.
Это всего четвертый описанный в научной литературе случай пневмоцефалии, связанный с частыми перелетами. Несмотря на исключительную редкость, ученые считают, что часто летающие люди находятся в группе риска.
В одном салоне с вирусом
Смена часовых поясов может сбить внутренние часы организма. Человек будет испытывать бессонницу, усталость. Если предстоит весь день работать и затем снова лететь, может накопиться нервное напряжение, стресс. Все это напрямую ослабляет иммунную защиту, делает организм подверженным инфекциям. В таком состоянии даже внутренняя микрофлора может стать источником воспаления, не говоря уже о возбудителях опасных болезней.
То, что авиасообщение способствует распространению инфекций, особенно опасных, известно давно. Нынешняя вспышка кори в США во многом обязана приезжим из других стан, где ситуация с этим вирусным заболеванием неблагополучна. Об этом заявили недавно ученые из США, Канады и Австралии.
Если от кори большинство жителей развитых стран защищают прививки, то от других инфекций, как, например, от лихорадки Денге, различных штаммов гриппа, защиты часто нет. Впрочем, и здесь нет причины для паники.
Ученые из Университета Эмори (США) решили оценить вероятность заражения гриппом во время трансконтинентальных перелетов. Они исходили из того, что инфекция передается воздушно-капельным путем, поэтому передвижение пассажиров и членов команды по салону способствует ее распространению. Эксперимент во время реальных перелетов показал, что у тех, кто сидит в непосредственной близости от больного, в пределах одного ряда и двух кресел по бокам, риск заражения повышается до 80 процентов и больше. Для остальных — всего три процента.