Иммунитет и его виды 8 класс биология

Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.

Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.

Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.

Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.

Пример:

у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.

В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.

Пример:

переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививкивводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.

Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Пример:

в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.

Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.

Пример:

лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.

Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).

Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.

Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.

Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.

Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.

Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

https://festival.1september.ru/articles/588083/

https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html

https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm

Источник

Иммунитет  (лат. immunitas — освобождение) — защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма. 

Иммунология — наука, изучающая иммунитет.

Иммунный ответ — это реакция организма на внедрение чужеродных агентов. 

Антиген — любое чужеродное вещество или организм.

Антитело — вещество организма, распознающее антигены.

Антитела (иммуноглобулины) — особый класс гликопротеинов, присутствующих на поверхности B-лимфоцитов в виде рецепторов (рис. 1). Реагируя на присутствие антигена, они отделяются от мембраны В-лимфоцита и присутствуют в сыворотке крови и тканевой жидкости в виде растворимых молекул (антител). Антитела способны избирательно связываться с конкретными видами чужеродных молекул, которые в связи с этим называют антигенами. 

Иммунитет и его виды 8 класс биология

Рис. 1. В-лимфоцит с мембрансвязанными рецепторами

Антитела используются иммунной системой для идентификации и нейтрализации чужеродных объектов — например, бактерий и вирусов.

Антигены, как правило, являются белками или полисахаридами и представляют собой части бактериальных клеток, вирусов и других микроорганизмов. 

К антигенам немикробного происхождения относятся белки пыльцы растений, яичный белок и белки трансплантатов тканей и органов, а также поверхностные белки клеток крови при переливании крови.

Аллергены — это антигены, вызывающие аллергические реакции.

История изучения иммунитета

Фундамент иммунологии был заложен изобретением микроскопа, благодаря чему удалось обнаружить первую группу микроорганизмов — болезнетворные бактерии.

В конце XVIII в. английский сельский врач Эдвард Дженнер сообщил о первой удачной попытке предотвратить заболевание посредством иммунизации. Его подход вырос из наблюдений за одним интересным явлением: доярки часто заражались коровьей оспой и впоследствии не болели натуральной оспой. Дженнер ввёл маленькому мальчику гной, взятый из пустулы (нарыва) коровьей оспы, и убедился в том, что мальчик оказался иммунным к натуральной оспе. 

Работа Дженнера дала начало изучению теории микробного происхождения заболеваний в XIX в. Пастером во Франции и Кохом в Германии. Они отыскали антибактериальные факторы в крови животных, иммунизированных микробными клетками.

Луи Пастер успешно выращивал различные микробы в лабораторных условиях. Как часто бывает в науке, открытие было сделано случайно при культивировании возбудителей холеры кур. Во время работы одна из чашек с микробами была забыта на лабораторном столе. Было лето. Микробы в чашке несколько раз нагревались под солнечными лучами, высохли и потеряли способность вызывать заболевание. Однако куры, получившие эти неполноценные клетки, оказались защищёнными против свежей культуры холерных бактерий. Ослабленные бактерии не только не вызывали заболевание, а, напротив, давали иммунитет. 

В 1881 г. Луи Пастер разработал принципы создания вакцин из ослабленных микроорганизмов с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний.

В 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих были удостоены Нобелевской премии за работы по теории иммунитета. 

И. И. Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.

Сначала И. И. Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Чёрного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определённые клетки (целомоциты) этих животных поглощают все инородные частицы (в т. ч. бактерии), проникающие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. И. И. Мечников осознал, что это явление не питание данной единичной клетки, а защитный процесс в интересах целого организма. Учёный назвал действующие таким образом защитные клетки фагоцитами — «пожирающими клетками». И. И. Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление.

Читайте также:  Правовое положение депутата парламента иммунитет и индемнитет

Против теории И. И. Мечникова в начале XX в. выступали большинство патологов, так как они считали лейкоциты (гной) болезнетворными клетками, а фагоциты — разносчиками инфекции по организму. Однако работы И. И. Мечникова поддержал Луи Пастер. Он пригласил И. И. Мечникова работать в свой институт в Париже.

Пауль Эрлих открыл антитела и создал гуморальную теорию иммунитета, установив, что антитела передаются ребёнку с грудным молоком, создавая пассивный иммунитет. Эрлих разработал метод изготовления дифтерийного антитоксина, благодаря чему были спасены миллионы детских жизней.

Теория иммунитета Эрлиха говорит о том, что на поверхности клеток есть специальные рецепторы, распознающие чужеродные вещества (антигенспецифические рецепторы). Сталкиваясь с чужеродными частицами (антигенами), эти рецепторы отсоединяются от клеток и в качестве свободных молекул выходят в кровь. В своей статье П. Эрлих назвал противомикробные вещества крови термином «антитело», так как бактерий в то время называли «микроско­пические тельца».

П. Эрлих предполагал, что ещё до контакта с конкретным микробом в организме уже есть антитела в виде, который он назвал «боковыми цепями». Теперь известно, что он имел в виду рецепторы лимфоцитов для антигенов.

В 1908 г. Паулю Эрлиху вручили Нобелевскую премию за гуморальную теорию иммунитета.

Чуть раньше Карл Ландштейнер впервые доказал наличие иммунологических различий индивидуумов в пределах одного вида.

Питер Медавар доказал удивительную точность распознавания иммунными клетками чужеродных белков: они способны отличить чужеродную клетку всего по одному изменённому нуклеотиду. 

Френк Бёрнет постулировал положение (аксиома Бёрнета), что центральным биологическим механизмом иммунитета является распознавание своего и чужого. 

В 1960 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Питер Медавар и Френк Бёрнет за открытие иммунологической толерантности (лат. tolerantia — терпение) — это распознавание и специфическая терпимость к некоторым антигенам.

Уничтожение генетически изменённых клеток

Одна из функций иммунной системы — это уничтожение генетически изменённых (мутантных) клеток организма. В процессе клеточного деления постоянно происходят ошибки, и одна из миллиона образовавшихся клеток становится мутантной, т. е. генетически чужеродной. В организме человека благодаря мутациям в каждый конкретный момент должно быть более 10 миллионов мутантных клеток. Мутации приводят к изменению функций клетки. Большинство мутантных клеток не способны выполнять свои функции, а многие выходят из-под контроля организма (например, при нарушении апоптоза) и становятся раковыми клетками. Появление таких клеток может привести к возникновению серьёзных заболеваний и гибели организма. 

Один из механизмов иммунитета, осуществляемый лимфоцитами (НК-лимфоцитами), направлен на уничтожение именно раковых клеток.

Виды иммунитета

Иммунитет можно разделить на клеточный и гуморальный (рис. 2)

Рис. 2. Клеточный и гуморальный иммунитет

Все разнообразные формы иммунного ответа можно разделить на два типа: врождённый иммунитет и приобретённый иммунитет (рис. 3).

Рис. 3. Классификация иммунитета

Приобретённый иммунитет — это специфический индивидуальный иммунитет, т. е. это иммунитет, который имеется конкретно у определённых индивидуумов и к определённым возбудителям или агентам.

Главными характеристиками приобретённого иммунитета являются специфичность и иммунологическая память. Чем чаще организм встречается с патогеном, тем быстрее и активнее вырабатываются антитела, следовательно — сильнее защита.

Врождённый иммунитет с самого рождения (ещё до первой встречи с антигеном) защищает организм против всего чужеродного, т. е. он не специфичен. 

Таким образом, повторная встреча с тем или иным патогенным микроорганизмом не приводит к изменениям врождённого иммунитета, но повышает уровень приобретённого.

Врождённый иммунитет активируется при первом появлении патогена быстрее, но распознаёт патоген с меньшей точностью. Он реагирует не на конкретные специфические антигены, а на определённые классы антигенов, характерные для патогенных организмов (белки вирусного капсида, продукты метаболизма глистов и т. п.).

Врождённый иммунитет может быть наследственным (видовым) и индивидуальным.

Наследственный (видовой) иммунитет — это невосприимчивость всех представителей данного вида к определённому антигену, приобретённая в процессе эволюции: 

  • болезни, которыми болеет человек, но не болеют животные и птицы (корь, натуральная оспа, проказа, вирусный гепатит, холера, гонорея, дизентерия, брюшной тиф и др.);

  • болезни, которыми болеют животные, но не болеет человек (чума крупного рогатого скота, пироплазмоз собак); 

  • болезни, которыми болеют птицы, но не болеет человек (куриная холера);

  • болезни, которыми болеют животные и человек, но не болеют птицы (сибирская язва, бешенство и др.).

Индивидуальный врождённый иммунитет определяется теми особенностями, которые передаются организму с родительскими генами и в процессе эмбрионального развития. 

В процессе эмбрионального развития через плаценту плоду передаются антитела матери, которые противостоят инфекциям. Передача антител от мамы к ребёнку происходит в основном в последнем триместре беременности. 

Иммунитет подразделяется на естественный и искусственный.

Естественный иммунитет возникает самостоятельно в процессе жизни организма.

Естественный иммунитет делится на активный (после перенесённых заболеваний) и пассивный (например, с молоком матери).

До 6 месяцев малыша защищают антитела, передающиеся от матери с грудным молоком. Поэтому важным является исключительно грудное вскармливание. Иммунитет матери защищает ребёнка. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, слабо защищены, т. к. собственных антител у них мало. Только к 6 месяцам организм самостоятельно начинает вырабатывать антитела. Собственный иммунитет ребёнка формируется только к концу первого года жизни.

Искусственный иммунитет организм приобретает в результате применения медицинских препаратов (вакцин и сывороток).

Вакцина — медицинский препарат, содержащий ослабленные или убитые микроорганизмы.

Вакцина вводится абсолютно (!) здоровому человеку для предотвращения заболевания в будущем.

Сыворотка — медицинский препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела к определённому патогену (заражающему микроорганизму). Сыворотку получают из крови заражённого данным заболеванием животного (коровы, лошади и т. п.).

Сыворотка с чужими антителами вводится заболевшему человеку в случае, когда организм не способен произвести достаточное количество антител.

Источник

Автор — составитель конспекта урока: Орлова Инна Иосифовна

Предмет: биология

Класс: 8

Учебно-методический комплекс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.

Страницы: с 73 по 77

Тема урока: «Иммунитет и его виды»

Цели: 1).Создать условия для успешного усвоения знаний учащихся  о защитных свойствах организма;

2).Выяснить практическое значение полученных знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.

дать представление о защитной системе организма – иммунитете.

формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок

Читайте также:  Влияние тестостерона на иммунитет у мужчин

Коррекционно-развивающие: формирование

умения применять информационные технологии.

умения сравнить биологические объекты.

умения наблюдать, делать выводы из наблюдений.

развивать интеллектуальные способности, критическое, творческое, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного.

Воспитательные: Воспитание коммуникабельности учащихся при общении с учителем; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, заинтересованное отношение к учебе; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика употребления наркотических веществ, обучение адаптивным стратегиям поведения.

Оборудование: Компьютер, презентация “Иммунитет. Механизмы и виды  иммунитета”, учебник, фолии «Кровь» «Иммунитет»,

раздаточный дидактический материал (файлы) с заданиями: по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», «Виды иммунитета», карточки рефлексии. ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ крови» (https://www.virtulab.net/),офтальмотренажер «Лови шарик»,видеофрагмет для расслабления ОДС «Panda_convert.mp4

Тип урока: открытие новых знаний

Этапы урока.

I.Организационная часть.

II. Обобщение и закрепление учебного материала

III.Актуализация знаний.

Физическая минутка на выбор

IV.Изучение нового материала.

V.Общее закрепление знаний.

VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.

VII.Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть — формирование социальной компетентности.

Учитель убеждается в готовности учащегося к уроку.

Отсылает ученику все необходимые дидактические материалы к уроку.

II. Обобщение и закрепление учебного материала формирование информационной компетентности.

Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” ( по ходу проверки Д/З и объяснения нового материал)

(Проверка домашнего задания, за каждое правильное задание ученику отправляется смайлик )

1. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов на определения понятий, представленных в презентации ,после которого учитель предлагает провести проверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.(Приложение №1)(Слайд1)

2.Сейчас мы посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови -ЦОР

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где, чей анализ. Помоги врачу, сделай свой выбор и обоснуй.(Приложение №2)

3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему? (Приложение №3) (Слайд2)

III. Актуализация знаний — формирование информационной и познавательной компетентностей.

Реши задачу( Проблемный вопрос):

В классе было 25 учеников, из них в первый день заболело 10 , через 2 дня ещё 7, а остальные ученики, даже не чихнули. С чем это связано? И какая система выполняет защитную функцию. Если ответить на этот вопрос, то можно сформулировать тему нашего урока.

Тема урока « Иммунитет». Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету. (слайд3)

Совместное формулирование задач урока (Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы (слайд4)

IV. Изучение нового материала- формирование информационной и познавательной компетентностей.

1.Прослушай текст: это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.

Вопрос – почему 2 цыпленка выжили? ( слайд 5)

(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).

Откуда взялись защитные свойства организма?)

(Выработалась после того, как они переболели).

( слайд 6)

Определение иммунитета. (Объяснение учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом. Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».
Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

2. В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос ты ответишь сам, заполнив схему-кластер «Иммунная система» Прямоугольник – орган иммунной системы, прямоугольник с округлыми углами – какие клетки образует данный орган.(работа с учебником дидактическим материалом.(Приложение4)(слайд7)

3.Клеточный и гуморальный иммунитет.

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают.(стр.74,второй и третий абзац. -частично-поисковый метод)- выявить основные различия в способе уничтожения чужеродного; выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.

Закончи предложение:

  • Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

  • Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

  • Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

  • Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом)

( слайд №8-портреты ученых)

5.Физкультминутка №1. Упражнения «Панда»-с использованием видеофрагмента для расслабления ОДС.

6.Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) (слайда №8)

Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами – перфоринамии, Т- лимфоциты –«супрессоры» Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

Заполни сравнительную таблицу.(Приложение5) (слайд №9)

7.История создания вакцин и прививок .

Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?(Ответ)

а).Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой(слайд №10-портрет)

(сообщение учащегося)

Проблемный вопрос: «Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?»

б).Вклад Л.Пастера в медицину(слайда №11)

Стр.74 – 75. Сам. работа с учебником, беседа по вопросам.

8.Составление плана . Сам. работа с текстом «Современные вакцины и сыворотки», разбивая его на смысловые фрагменты, ответ на предложенные вопросы к нему, а затем сам предлагает по 2-3 вопроса к тексту.

Какие прививки делали тебе в течение жизни? Ты когда-нибудь интересовался вопросом, зачем тебе делают прививки? (Ответ).Алгоритм самооценки -критерии оценивания ответов и предлагается по ней оценить свою работу по трехбалльной шкале.(Приложение 6)

Читайте также:  Средства для укрепление детского иммунитета

9. Физкультминутка №2. «Восьмерка- Лови шарик»-(офтальмотренажер )

10.Какие виды иммунитета существуют? Классификация иммунитета«Виды иммунитета». заполнение опорной таблицы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом. (слайд №12)

11.Нарушение иммунитета: аутоиммунные заболевания, СПИД и его профилактика. Обыгрывание дом задания «Как не попасть в опасную ситуацию», в которой герой узнает способы избежать заражения ВИЧ (слайд №13-16)

V. Общее закрепление материала — формирование самообразовательной компетентности.

  • Тест для первичного контроля знаний

«Выбери правильный ответ» (Приложение 7)

  • «Пройди лабиринт» (Приложение 8) Самооценка по алгоритму.

VI. Итоги урока — формирование социальной и коммуникативной компетентностей.

Тест –синквейн по теме «Иммунитет ,его виды» (Приложение 10) (слайда №17)

Рефлексия. Итак, наш урок завершается. Мне бы хотелось, чтобы ты еще раз оценил ту информацию, которую получил на уроках этой темы, и перечислил то полезное, важное, что может тебе пригодиться в реальной жизни.

Использование стратегии УУГ«Уже знал (или догадывался) – Узнал – Где пригодиться». (слайд №18)

Выставление оценок и их аргументация(подсчет смайликов).

 VII. Домашнее задание — формирование интеллектуальной и самообразовательной компетентностей. (слайд №19)

  • Изучить §15, повторить опорные схемы и таблицы в тетради.

  • По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.

  • Разработать памятку «Меры профилактики СПИДа»

Литература:

  1. 1. Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» — пособие для учителя, С.В.Барабанов

2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». — М.: Изд. дом «Генжер», 1998.

5. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.

6. О.П.Пепеляева,Н.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии Человек. 8 класс. к учебным комплектам. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (М:«Вентана-Граф»), – «ВАКО» Москва , 2005

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Блиц-опрос

  1. Лимфа – это; 2.Кровь -;3.Внутренняя среда организма -; 4.Тканевая жидкость — ;5.Эритроциты -;6.Тромбоциты- ;7.Лейкоциты -;8.Свертывание крови- ;9;Фибрин -;10.Фибриноген —

Приложение №2

Описание: C:Documents and SettingsUserМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 055.jpg

Описание: C:Documents and SettingsUserМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 056.jpg

(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)

Приложение №3

3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему?

Лимфа, аксон, гомеостаз, плазма, кровь, тканевая жидкость, нейрон, эритроциты, дендрит, лейкоциты.

Приложение №4

Иммунная система в нее входят:

1.красный костный мозг—клетки крови

2. тимус, или вилочковая (зобная) железа—Т-лимфоциты,

3. лимфоидная ткань-лимфоциты;

4. лимфатические узлы—лимфоциты;

5.селезенка— В-лимфоциты;.

1 2

Иммунная система

3 5

4

Приложение №5

Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет

В-лимфоциты Т -лимфоциты

(красный костный мозг) Т-киллеры Т-хелперы Т-супрессоры

Убийцы помощники угнетатели

плазматические клетки памяти

клетки

Клеточный и гуморальный иммунитет

Вид иммунитета

Основа различных видов иммунитета

различие

сходство

Клеточный иммунитет

— реакция Т-лимфоцитов

реагировать на антигены;

— дифференциация Т-лимфоцитов:

на Т-киллеры,

на Т-хелперы,

на Т-супрессоры

Участвуют в образовании иммунитета организма человека

Гуморальный иммунитет

— В-лимфоциты в ответ на антиген

образуют антитела

(иммуноглобулины), которые

находятся в плазме крови

Приложение №6

СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё
в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация.
В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло, и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть, направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответь на вопросы.

1.Чем живая вакцина отличается от инактивированной?   

2.Какой иммунитет вызывает вакцинация с помощью сыворотки?

3.Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?                   

4. В чём заключается недостаток использования живых вакцин?

5.Где образуются антитела при вакцинации?

Приложение 7

Тест для первичного контроля знаний

(Выбери один правильный ответ, запиши номер вопроса и выбранную букву ответ)а.

1.Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:

А) открыл условные рефлексы;

Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;

В) создал вакцину против гриппа.

2.От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А) от всех заболеваний без исключения;

Б) только от инфекционных заболеваний;

В) от сердечно- сосудистых заболеваний.

3.Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

А) у него естественный врожденный иммунитет;

Б) у него естественный приобретенный иммунитет;

В) у него искусственный иммунитет;

Г) у него есть эритроциты.

4.Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?

А) готовые антитела;

Б) антибиотики;

В) ослабленных возбудителей болезни.

5.К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

А) к ветрянке;

Б) к гриппу;

В) к полиомиелиту.

Приложение 8 «Пройди лабиринт»Лабиринт

Приложение 9 (Пример синквейна)

Тема: «Иммунитет и его виды»

Прилагательные: Искусственный ,естественный ,пассивный, активный

Глаголы: защищает, вырабатывает, пожирает

Фраза на данную тему: Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.

Существительное: вакцина (сыворотка, антитела, лимфоциты ….)

Источник