Иммунитет и его виды тест
Тема: Иммунитет – 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
1.Антитела выделяют:
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
16. Вакцина это:
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
1. Естественный
2. Искусственный
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.
1. Какой орган иммунной системы является центральным?
1) Тимус. +
2) Костный мозг +
3) Пейеровы бляшки
4) Селезёнка
5) Кровь.
2. Что содержит противостолбнячная сыворотка?
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела+
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка
3. Что относится к периферическим органам иммунной системы?
1) Тимус
2) Костный мозг
3) Пейеровы бляшки
4) Селезёнка +
5) Кровь. +
4. Выберите ответ, в котором представлены группы крови для реципиента с IV группой крови:
1) III, II, I+
2) IV, III
3) II, I
5. Выберите неинкапсулированную лимфоидную ткань (нлт), входящую в состав иммунной системы:
1) Нлт слизистых оболочек
2) Нлт пищеварительного тракта
3) Нлт бронхов и бронхиол
4) Нлт носоглотки.
5) Нлт мочеполовых путей
6) Нлт кожи
7) Все перечисленные+
6. Отметьте верный ответ, в котором представлены правила переливания крови:
1) учет группы крови, совместимости крови, резус фактора+
2) учет совместимости плазмы, резус фактора, резус конфликта
3) учет резус фактора, совместимости эритроцитов, резус конфликта
4) резус конфликт, совместимость, резус фактор
7. Где осуществляется лимфопоэз?
1) В костном мозге +
2) В селезёнке
3) В лимфатических узлах
4) В пейеровых бляшках
8. Выберите верный ответ, в котором представлены возможные комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины:
1) I (0) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ+
2) I (А) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ
3) I (0) – α β, II(Б) – А β, III(А) – В α, IV(AB) – АВ
4) I (В) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(A) – А
9. При каких условиях у человека формируется пассивный иммунитет?
1) использовании антибиотиков
2) наличии в плазме белка-фибриногена
3) введении лечебных сывороток
4) избытке витаминов группы С
10. Где отсутствуют лимфоидные фолликулы?
1) В селезёнке
2) В лимфатических узлах
3) В костном мозге +
4) В пейеровых бляшках
11. В какой ответе представлена агглютинация?
1) смешивания сыворотки I группы с эритроцитами II, III и IV групп+
2) смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп
3) смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
4) смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
12. Необходимо соотнести защитные свойства организма с видом иммунитета:
1) активный иммунитет
2) пассивный иммунитет
3) врожденный иммунитет
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида
Ответ:3213
13. Что включает в себя лимфоидная ткань слизистых оболочек (malt)?
1) Лимфоидную ткань кишечника (galt) +
2) Лимфоидную ткань бронхов и бронхиол (balt)+
3) Лимфоидную ткань конъюнктивы (calt)
4) Лимфоидную ткань, ассоциированную с носоглоткой (nalt)+
14. Что такое вакцинация населения?
1) лечение инфекционных заболеваний антибиотиками
2) укрепление иммунной системы стимуляторами
3) введение здоровому человеку ослабленных возбудителей болезни+
4) введение заболевшему человеку антител к возбудителю заболевания
15. В чем участвуют лейкоциты?
1) свертывании крови
2) переносе кислорода
3) переносе конечных продуктов обмена
4) уничтожении чужеродных тел и веществ+
16. В каком варианте ответа, верно представлены агглютиногены и агглютинины?
1) агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины α (альфа) и β (бета) +
2) агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины буквами С и Д
3) агглютиногены обозначаются α (альфа) и β (бета), агглютинины α (альфа) и β (бета)
4) агглютиногены обозначаются буквами Г и С, агглютинины буквами А и В
17. Что синтезируется в лимфоидной ткани слизистых оболочек?
1) Секреторный iga +
2) Igg
3) Igm
18. Свойства секреторного iga, определяющие его способность защищать слизистые оболочки:
1) Низкая устойчивость к протеазам
2) Высокая устойчивость к протеазам+
3) Неспособность связывать компоненты комплемента
4) Способность препятствовать адгезии микроорганизмов и их токсинов, пищевых, бактериальных антигенов на эпителии слизистых оболочек
19. Что содержит кожа, как периферический отдел иммунной системы?
1) Клетки, осуществляющие презентацию и процессинг антигена (апк)
2) T-лимфоциты+
3) Фолликулы с герминативными центра
Тест по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных. 1. К внутренней среде организма относятся: 1) кровь, лимфа, тканевая жидкость; 3) внутренние органы; 2) полости тела;
4) ткани, образующие органы.
2. Основу жидкой части крови составляет: 1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа;
4) физиологический раствор.
3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией: 1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела.
4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям:
1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой.
5. Свертывание крови обеспечивается: 1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия.
6. Антигенами называют: 1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;
2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором.
7. В каком из органов разрушаются эритроциты? 1) В красном костном мозге; 3) селезенке; 2) печени; 4) желтом костном мозге.
8. Орган, где не образуются лейкоциты: 1) печень; 2) красный костный мозг; 3) лимфатические узлы; 4) селезенка.
9. Функция, которую выполняют эритроциты, называется:
1) соединительная; 2) защитная; 3) транспортная; 4) рецепторная.
10. Верны ли следующие суждения? А. кровь транспортирует углекислый газ от клеток к легким.
Б. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения.
Часть 2 При выполнении заданий В], В2 выберите три верных ответа ю шести. В1. Свертывание крови обеспечивают: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты;; 3) фибрин; 4) эритроциты; 5) фагоциты; б) ионы кальция.
В2. В плазме крови содержатся:
1) вода; 2) эритроциты; З) белки; 4) соли натрия и кальция; 5) лейкоциты; б) тромбоциты.
При выполнении заданий В3, В4установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Б) Возникает под действием вакцины. | |
В) Приобретенный после болезни. | |
Г) Передается от родителей своим детям. | |
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки. | |
Е) Возникает при введении культур ослабленных |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
В4. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
Функции | Клетки крови |
А) Защищают организм от развития в нем болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ от клеток к легким. В) Связана с процессом свертывания крови. Г) дыхательная — переносят кислород от легких к тканям. Д) Препятствуют потере крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
Тест
по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. Резус-фактор —это: 1) белок, находящийся в крови; 2) невосприимчивость к инфекционным заболеваниям; 3) группа крови; 4) вещество, контролирующее свертывание крови.
2.Вакцина—это: 1) убитые или ослабленные микроорганизмы; 2) защитные вещества (антитела); 3) фагоциты; 4) лекарства, убивающие микробов.
3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов: 1) передвигаются с током крови; 2) не способны проникать сквозь стенки капилляров; 3) являются клетками крови; 4) способны к фагоцитозу.
4. Кровь состоит: 1) из плазмы и лейкоцитов; 2) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
3) плазмы и форменных элементов; 4) форменных элементов и сыворотки.
5. Кровь людей II группы можно переливать людям, имеющим II группу:
1) и 1 группу; 2)11 группу; 3)111 группу; 4) IУ группу.
б. Жидкая часть крови — это: 1) плазма; 2) лимфа; 3) цитоплазма; 4) межклеточная жидкость.
7. Кровяные пластинки — это: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты; 3) эритроциты; 4) фагоциты.
8. Кровь относится к типу ткани: 1) эпителиальной; 2) проводящей; 3) соединительной; 4)хрящевой.
9. Где эритроциты? 1) В печени; 2) красном костном мозге; 3) селезенке; 4) гипофизе.
10. Нерастворимый белок, обеспечивающий свертывание крови: 1) фибриноген; 2) актин; 3) миозин; 4) фибрин.
Часть 2
При выполнении заданий В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Кровь выполняет следующие функции: 1) рецепторную; 4) рефлекторную; 2) защитную; 5) образовательную; 3) транспортную; б) теплорегуляционную.
В2. К форменным элементам крови относят:
1) плазма; 2) лейкоциты; З)лейкопласты; 4) тромбоциты; 5) эритроциты; 6) пластоциты.
При выполнении заданий В3, В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
функции | Клетки крови |
А) Защитная — защищают организм от болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ и кислород. В) Защитная — обеспечивают свертывание крови. Г) дыхательная. Д) Фагоцитируют бактерии. Е) Препятствуют потери крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты. З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой. | |
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. Б) Появляется после вакцинации. В) Приобретается после перенесенного заболевания. Г) Передается по наследству. д) Возникает под действием лечебной сыворотки. Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
Почему у одного человека Covid-19 протекает бессимптомно, а у другого развивается тяжелая пневмония? Как заранее узнать реакцию своей иммунной системы? И можно ли укрепить иммунитет самостоятельно?
Фото: предоставлено Алиной Альшевской
На эти и другие вопросы Yellmed ответила опытный иммунолог, кандидат медицинских наук, специалист по научно-методологической работе Basis Genomic Group Алина Альшевская.
— Почему кто-то переносит грипп на ногах — и все в порядке, а кто-то в больнице с пневмонией из-за банальной простуды? Не берем в учет людей с хроническими болезнями.
— Ответ организма на внешних «врагов» — инфекции — это лишь вершина айсберга огромного массива внутренних процессов. Поэтому если есть дисбаланс, на компенсацию которого уже направленны все доступные силы организма, то любая дополнительная нагрузка может оказаться последней «критической каплей терпения» для иммунной системы.
Из-за напряженного ритма жизни, горящих сроков и дедлайнов у нас зачастую нет ни сил, ни времени прислушаться к себе достаточно, чтобы распознать внутренний дисбаланс на ранней стадии.
Поэтому тяжелая форма любой инфекции — это чаще всего следствие уже давно запущенной разбалансировки.
— Алина Анатольевна, может быть у человека сильный иммунитет к одним инфекциям, но слабый — к другим. Например, легко подавлять вирус герпеса и ВПЧ, но «сдаваться» перед пневмококком?
— Безусловно, такое может случиться. Помимо внутреннего дисбаланса, другой важный компонент, который необходимо брать в расчет рисков заражения или развития более тяжелых форм инфекционных заболеваний, это наличие у человека генетических предрасположенностей.
При этом могут быть как позитивные особенности, снижающие или даже минимизирующие риски заражения конкретными вирусами, так и, напротив, негативные, способствующие еще большей дестабилизации нашей внутренней системы.
Есть такие генетические особенности, которые делают человека невосприимчивым к ВИЧ, однако для других вирусов этот защитный механизм работать не будет.
А есть особенности, которые усиливают или ослабляют общую способность организма бороться с целым классом инфекционных патогенов.
— Можно ли простыми народными способами оценить «силу» своего иммунитета? В интернете полно «рекомендаций».
— Такие способы в основном идут в виде опросников, позволяющих рассчитать риск наличия нарушений работы иммунной системы. Важно понимать принципы, на которых построены формулы расчета риска: во-первых, они имеют вероятностных характер, а во-вторых, идут от обратного. Вероятностный характер означает, что наличие одного-двух факторов риска само по себе, скорее всего, не означает ничего.Но если вы длительное время наблюдаете у себя целых 10-15 таких факторов, это повод задуматься, как давно вы нормально спали, ели и отдыхали.
Принцип «от обратного» можно продемонстрировать на простом примере: если вы кот, то, скорее всего, у вас есть усы. Но если у вас есть усы, то совершенно не обязательно, что вы кот.
Точно такой же принцип применим ко всем факторам риска, которые сейчас активно популяризируются в интернете. Да, если у человека есть серьезный иммунодефицит, то у него, скорее всего, будут повышенная утомляемость, частые простуды, подавленное настроение и так далее. Но ни один из этих признаков сам по себе никоим образом не гарантирует, что у человека плохой иммунитет: они могут проявляться в огромном количестве других ситуаций. Поэтому самое главное — не ставить на себе эксперименты и при признаках заболевания консультироваться с врачом.
— Если есть генетические тесты на склонность к пневмониям из-за вирусных болезней, это значит, иммунитет к ОРВИ достался нам «в наследство» и в течение жизни его кардинально не изменишь?
— К счастью, нет. Любой ген, кодирующий определенный признак, дает нам лишь предрасположенность. От уровня ДНК до эффекта на уровне организма он пройдет долгий путь и встретится с множеством элементов.
В любой системе организма действует не один-единственный ген, а целая генная сеть, поэтому изменение в конкретном элементе сети — это, прежде всего, определенная предрасположенность, но никак не приговор. И действовать эффективно они смогут, только если вся наша система, наш организм, со всем своим физическим и психоэмоциональным состоянием, в порядке.
Хотя пока невозможно поменять гены, мы уже можем повлиять на то, будут ли реализованы в течение жизни риски, «записанные» в них.
Фото: pixabay.com
— Объясните для неспециалистов, как определяется генетическая «сила» или «слабость» иммунитета, например, к коронавирусу SARS-CoV-2?
— Есть несколько этапов взаимодействия между вирусом или бактерией и организмом, которые нужно брать в расчет. Во-первых, этап проникновения. Барьеры нашего организма, например кожа, слизистые, располагают целым арсеналом неспецифического отторжения, иногда даже уничтожения, патогена, попавшего на них. Увы, они справляются не всегда и не со всем.
Второй этап — это этап распознавания и уничтожения.
Любой вирус, в том числе коронавирус, проникает в «пункт своего назначения» определенным путем. На этом пути ждут «заставы» из иммунных клеток и их продуктов, которые в идеале должны распознать его и уничтожить.
И, наконец, третий этап — это борьба с инфекцией, прорвавшей «линию нашей обороны», и адаптация организма к этой борьбе. Относительно каждого из этапов есть определенные генетические особенности. Они влияют на то, насколько хорошо иммунная система будет справляться со своей задачей: сможет ли вовремя распознать вирус, уничтожить его до нанесения тяжелых повреждений и поможет ли сердечно-сосудистой системе справиться с тяжелыми формами, в том числе пневмониями.
— Если пневмония у взрослого человека протекает бессимптомно — нет лихорадки, иногда даже кашля, дело в слабом иммунитете?
— Я бы не стала говорить так категорично. Далеко не все способы борьбы иммунитета с патогеном связаны с повышением температуры, это лишь один из вариантов. Если бы организм на любой патоген реагировал таким образом, нас бы все время бросало из лихорадки в норму.
Если развивается тяжелое инфекционное состояние, та же пневмония, а у организма не хватает ресурсов нормально бороться, то может наблюдаться минимальное повышение температуры. Но здесь нет взаимооднозначного соответствия.
— Если Covid-19 протекает бессимптомно, иммунная система все равно с ним активно борется? Мы привыкли считать признаками такой «борьбы» температуру, головную боль.
— Проблема скорее в том, что в случае с коронавирусом многие обычные проявления инфекции протекают атипично. С одной стороны, дыхательная недостаточность может действительно развиться очень быстро и на фоне почти «нормальной», до 37,5, температуры, а с другой, есть случаи в принципе бессимптомного протекания инфекции, когда после эпизода повышенной температуры организм так хорошо справляется, что дальнейших признаков болезни не наблюдается.
Но есть и противоположная ситуация: если температура все-таки повышается и долго сохранятся высокой, это тоже совершенно не свидетельствует о «супериммунитете» и его эффективной работе.
Фото: pixabay.com
— Слишком активное производство иммунных клеток при попадании вируса в организм — это тоже опасно?
— Вряд ли здесь применим термин «слишком активное производство». Одно из свойств иммунной системы — аутотолерантность. Это значит, иммунитет способен распознать «свой-чужой» и не атакует клетки и ткани организма, но при определенных обстоятельствах этот баланс может нарушиться, причем в обе стороны.
Вероятность сдвига в стороны «атаки всех подряд» при вирусной инфекции — маловероятная ситуация.
Не стоит слишком переживать, что иммунитет может обознаться и в пылу сражения начать «косить» организм, если, опять-таки, нет вполне конкретных предрасположенностей и других факторов риска.
Но определенная опасность при интенсивной противоинфекционной борьбе все же существует, и связана она в первую очередь с метаболическими процессами и системным воспалением.
Кроме того, любая интенсивная борьба — это огромная нагрузка на организм, большой стресс, и в какой-то момент мобилизация того объема ресурсов и сил, который необходим для борьбы с вирусом, может оказаться невыносимой ношей для нас. Именно поэтому важно помогать организму в период инфекций: симптоматическое лечение направлено именно на такую поддержку.
— Течение Covid-19 «утяжеляют» астма, сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические и аутоиммунные недуги. Здесь есть корреляция с «генетикой иммунитета»?
— Все перечисленные заболевания сами по себе — большая нагрузка для организма. Они затрудняют работу всех систем, в том числе иммунной, поэтому и являются факторами риска тяжелого течения.
Но может быть и такая ситуация, когда у человека есть хронические заболевания, но вот именно противоинфекционный иммунитет в силу генетических особенностей или длительной планомерной работы человека по его «раскачке» и укреплению работает великолепно.
Поэтому, с одной стороны, важно оценивать комплексное состояние здоровья человека, а с другой, понимать, что поломка в одной системе не приговор.
— Инфекционисты отмечают, что мир столкнулся с каким-то совершенно новым вирусом: больной может хорошо себя чувствовать, а КТ показывает, что он должен быть в реанимации на ИВЛ. Почему от организма нет «подсказок», что состояние уже критическое?
— Одна из самых неприятных особенностей течения нового коронавируса — это большое количество атипичных форм и проявлений. На данный момент нет четкого понимания и грамотно обсчитанных результатов исследований, которые позволили бы делать выводы о связи субъективного самочувствия и клинической тяжести инфекции. Есть ряд гипотез и возможных объяснений.
Вирус, причем не только SARS-CoV-2, может «обманывать» иммунную систему, быстро распространяться внутри организма — и тут вопрос скорости реакции.
Другой вариант — это рассогласованность в работе систем организма. Еще одна возможность — высокий адаптационный резерв.
Пока не будет накоплено достаточно данных, мы должны к каждому случаю подходить индивидуально и как можно раньше уведомлять общественность и мировое врачебное сообщество, что те или иные варианты течения болезни возможны и встречаются.
— И все-таки, можно укрепить иммунитет с помощью чеснока, лимонов, приема биодобавок и стать устойчивее к вирусам?
— До определенной степени, да, возможно, хотя и не совсем чесноком. Но нужно учитывать три важных обстоятельства. Первое: в каком состоянии находится организм на текущий момент. Несбалансированный режим сна и бодрствования, переработки, стресс, непроветривание помещений, нарушение режима питания и частый контакт с инфекциями в местах массовых скоплений людей могут «довести» даже суперкрепкий организм с самой великолепной генетикой.
Второй аспект связан с регулярностью и длительностью процедур укрепления иммунитета.
Ведро мандаринов или ванна малинового варенья не спасут.
Поэтому не нужно, особенно в условиях самоизоляции, которая и без того является стрессом, бросаться применять все возможные меры, если вы никогда этого не делали ранее. А вот свежий воздух, зарядка, закаливание и внимательное отношение к потребностям своего организма могут поспособствовать тому, что даже в случае заражения организм справится с патогеном быстрее и легче.
И, наконец, третий момент — это наша индивидуальность. Врожденные особенности функционирования организма, в том числе генетические, определяют не только наши возможности, например в плане эффективности усвоения витаминов из продуктов, но и наши пределы. И зная о наличии выраженных рисков развития тяжелых форм инфекций, важно не только и не столько закаляться, сколько в принципе не допускать контакта организма с вирусом.
Например, зная, что у вас очень чувствительная кожа, которая легко сгорает на солнце, вы в качестве профилактики можете наносить средства защиты с высоким SPF. Превентивной же мерой будет по возможности находится в тени под тентом. Но в условиях повышенных рисков, таких как пандемия, важно не пренебрегать двумя возможностями — и профилактикой, и превенцией.
Фото: pixabay.com
— Вопрос о коллективном иммунитете. Эксперты говорят, он должен выработаться, чтобы нация «победила» эпидемию. Что такое «коллективный иммунитет» и когда он появится у россиян?
— Когда говорят о коллективном иммунитете, обычно имеют в виду явление, при котором внутри популяции появляется достаточно большая доля людей, не способных ни заразиться, ни быть носителем. Такая «прослойка» по сути является наиболее эффективным естественным барьером в распространении инфекции, где любой человек с иммунитетом к патогену является точкой затухания инфекции.
В том числе и на создание такой прослойки направлены существующие программы вакцинации. Однако к коронавирусу пока нет вакцины, а значит, мы можем говорить только о приобретенном иммунитете в результате перенесенного заболевания. Впрочем, даже этот вариант на данный момент под вопросом.
По официальной информации ВОЗ, нет данных, убедительно свидетельствующих, что у всех переболевших вырабатывается достаточный иммунитет, чтобы они не могли заразиться повторно.
Но даже если такие данные будут получены, наличие слоя населения с иммунитетом к заражению лишь снижает скорость распространения вируса, но не прекращает его. И для реальной остановки эпидемии важно, чтобы число заразившихся начало снижаться. Сейчас еще нет четкого тренда на снижение ежедневного количества зараженных.