Иммунитет и его виды урок в 8 классе
Урок №16 по биологии в 8 классе.
Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »
(урок с использованием ИКТ и технологии ОВС: обучение в сотрудничестве.)
Цели урока:
Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.
Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний
Методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация);
- частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;
- проблемные (проблемные вопросы);
- практические (решение теста).
Основные понятия урока:
- Иммунитет — способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
- Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
- Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
иммунная система, виды иммунитета, возбудители ,заболевания, виды заболеваний, вакцина, лечебная сыворотка.
Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.
Ход урока:
- Организационный момент — 3 мин.
Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»: учитель-
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща тёмная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо всё. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чём идёт речь в данном отрывке?
— возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».
Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?
— ответы обучающихся.
Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также
в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм — это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.
А сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема нашего урока «Иммунитет».
- Актуализация знаний -5-7 мин.
Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.
- Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.
2 .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде теста( для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)
.(6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).
3. Задания для устного блиц — опроса: проверка вопросов по слайдам.
- Что такое внутренняя среда?
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда?
- Как компоненты среды связаны с понятием гомеостаза?
- Каков состав крови?
- Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?
- Что такое форменные элементы?
- Какие форменные элементы крови тебе известны?
- Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.
- Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?
- От чего зависит количество лейкоцитов и лимфоцитов в крови человека?
Тестовые задания на карточках для избирательного письменного опроса. (Приложение )
III. Изучение нового материала -20 мин.
Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала)
- Знакомство с новым, постановка проблемы:
Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету
Карточки рефлексии выданы с вопросом что вы знаете об иммунитете.
(запись темы в тетрадях, демонстрация слайда № 1-4 с темой урока).
Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов. Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека (слайд №5).
Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий. Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):
(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).
Откуда взялись защитные свойства организма
Демонстрация слайда 6-7
Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.
Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
Как вы считаете есть ли особая защитная система в организме человека?
Ответы учащихся
Правильно, это иммунная система.
Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?
На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система» текст учебника, доп материал .
Иммунная система в нее входят:
- красный костный мозг;
- тимус, или вилочковая (зобная) железа,
- первичный орган иммунной системы;
- лимфатические узлы;
- селезенка.
- Клеточный и гуморальный иммунитет
Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74,прочитайте второй и третий абзац. (частично-поисковый метод)
Закончите предложение:
Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)
Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)
Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)
Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты
- Физкультминутка. 1минута ( Упражнение «Привет солнцу, привет Земле»
- Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) Демонстрация слайда:
Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты — «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами — перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.
Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?
Ответы учащихся.
- История создания вакцин и прививок .
- Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение учащегося)
Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?
- Вклад Л.Пастера в медицину. портреты
Стр.74 – 75. Сам. Работа с учеб. книгой, беседа по вопросам.
- Какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся)
- Какие виды иммунитета существуют? (схема) Виды иммунитета. заполнение опорной схемы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом (Приложение)
IV. Закрепление -5 мин.
Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней теме урока , нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» по группам ( тест для первичного контроля знаний).
Выполнение теста. Взаимопроверка
Какие ошибки вы допустили?
Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.
Рефлексия:
Что Вы знаете об иммунитете? | Что нового Вы узнали об иммунитете? |
Заполняется графа, что нового узнали.
С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?
Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?
Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?
V. Домашнее задание: цели домашнего задания, дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.
- параграф 15,
- опорные схемы в тетради повторить,
- ответить на вопрос: Какие факторы среды ослабляют иммунитет, а какие его укрепляют?
- По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тест для первичного контроля знаний
1 вариант
Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.
- Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:
А) открыл условные рефлексы;
Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;
В) создал вакцину против гриппа.
- От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А) от всех заболеваний без исключения;
Б) только от инфекционных заболеваний;
В) от сердечно-сосудистых заболеваний.
- Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А) у него естественный врожденный иммунитет;
Б) у него естественный приобретенный иммунитет;
В) у него искусственный иммунитет;
Г) у него есть эритроциты.
- Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?
А) готовые антитела;
Б) антибиотики;
В) ослабленных возбудителей болезни.
- К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?
А) к ветрянке;
Б) к гриппу;
В) к полиомиелиту.
2 вариант
Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.
- Антитела – это:
А) особые клетки крови;
Б) вирусы и бактерии;
В) особые белки крови.
- Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни:
А) не вызывает заболевания;
Б) может вызвать заболевание в легкой форме;
В) излечивает от возникшего заболевания.
- Что нужно делать при заражении человека дифтерией?
А) вводить противодифтерийную сыворотку;
Б) вводить ослабленных возбудителей болезни;
В) применять обе меры.
- Естественный иммунитет связан:
А) с накоплением определенных антител в крови;
Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;
В) с введением готовых антител в кровь человека.
- Опасность СПИДа заключается в том, что он:
А) вызывает простуду;
Б) приводит к потере иммунитета;
В) вызывает разрушение тромбоцитов.
Приложение 1
Задания на карточках по теме «Внутренняя среда организма. Кровь»
Эти задания раздаются ученикам для письменного опроса выборочно. Например, мною в каждом классе так опрашивалось 7-8 человек.
- Выбери один правильный ответ из четырех предложенных:
- Что составляет основную часть плазмы?
А)белки
Б) жиры
В) минеральные соли
Г) вода
- Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови?
А) тромбоциты
Б) лимфоциты
В) лейкоциты
Г) ферменты
3. Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода к органам и тканям?
А) лейкоциты
Б) тромбоциты
В) лимфоциты
Г) эритроциты
4. Обмен веществ осуществляется через
А) кровь
Б) лимфу
В) тканевую жидкость
Г) плазму
5. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?
А) фагоциты
Б) лимфоциты
В)эритроциты
Г) тромбоциты
6. Закончите предложение:
Внутреннюю среду организма составляют кровь, лимфа и …
7. Как называются белые кровяные клетки?
8. В чем состоит основная функция лейкоцитов?
Приложение 2
Виды иммунитета
Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.
Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунные органы.
Приложение 3
Автор — составитель конспекта урока: Орлова Инна Иосифовна
Предмет: биология
Класс: 8
Учебно-методический комплекс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.
Страницы: с 73 по 77
Тема урока: «Иммунитет и его виды»
Цели: 1).Создать условия для успешного усвоения знаний учащихся о защитных свойствах организма;
2).Выяснить практическое значение полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
дать представление о защитной системе организма – иммунитете.
формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок
Коррекционно-развивающие: формирование
умения применять информационные технологии.
умения сравнить биологические объекты.
умения наблюдать, делать выводы из наблюдений.
развивать интеллектуальные способности, критическое, творческое, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного.
Воспитательные: Воспитание коммуникабельности учащихся при общении с учителем; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, заинтересованное отношение к учебе; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика употребления наркотических веществ, обучение адаптивным стратегиям поведения.
Оборудование: Компьютер, презентация “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”, учебник, фолии «Кровь» «Иммунитет»,
раздаточный дидактический материал (файлы) с заданиями: по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», «Виды иммунитета», карточки рефлексии. ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ крови» (https://www.virtulab.net/),офтальмотренажер «Лови шарик»,видеофрагмет для расслабления ОДС «Panda_convert.mp4
Тип урока: открытие новых знаний
Этапы урока.
I.Организационная часть.
II. Обобщение и закрепление учебного материала
III.Актуализация знаний.
Физическая минутка на выбор
IV.Изучение нового материала.
V.Общее закрепление знаний.
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть — формирование социальной компетентности.
Учитель убеждается в готовности учащегося к уроку.
Отсылает ученику все необходимые дидактические материалы к уроку.
II. Обобщение и закрепление учебного материала —формирование информационной компетентности.
Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” ( по ходу проверки Д/З и объяснения нового материал)
(Проверка домашнего задания, за каждое правильное задание ученику отправляется смайлик )
1. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов на определения понятий, представленных в презентации ,после которого учитель предлагает провести проверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.(Приложение №1)(Слайд1)
2.Сейчас мы посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови -ЦОР
В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где, чей анализ. Помоги врачу, сделай свой выбор и обоснуй.(Приложение №2)
3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему? (Приложение №3) (Слайд2)
III. Актуализация знаний — формирование информационной и познавательной компетентностей.
Реши задачу( Проблемный вопрос):
В классе было 25 учеников, из них в первый день заболело 10 , через 2 дня ещё 7, а остальные ученики, даже не чихнули. С чем это связано? И какая система выполняет защитную функцию. Если ответить на этот вопрос, то можно сформулировать тему нашего урока.
Тема урока « Иммунитет». Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету. (слайд3)
Совместное формулирование задач урока (Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы (слайд4)
IV. Изучение нового материала- формирование информационной и познавательной компетентностей.
1.Прослушай текст: это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.
Вопрос – почему 2 цыпленка выжили? ( слайд 5)
(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).
Откуда взялись защитные свойства организма?)
(Выработалась после того, как они переболели).
( слайд 6)
Определение иммунитета. (Объяснение учителя).
Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом. Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:
«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».
Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
2. В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос ты ответишь сам, заполнив схему-кластер «Иммунная система» Прямоугольник – орган иммунной системы, прямоугольник с округлыми углами – какие клетки образует данный орган.(работа с учебником дидактическим материалом.(Приложение4)(слайд7)
3.Клеточный и гуморальный иммунитет.
Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают.(стр.74,второй и третий абзац. -частично-поисковый метод)- выявить основные различия в способе уничтожения чужеродного; выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.
Закончи предложение:
Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)
Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)
Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)
Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом)
( слайд №8-портреты ученых)
5.Физкультминутка №1. Упражнения «Панда»-с использованием видеофрагмента для расслабления ОДС.
6.Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) (слайда №8)
Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами – перфоринамии, Т- лимфоциты –«супрессоры» Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.
Заполни сравнительную таблицу.(Приложение5) (слайд №9)
7.История создания вакцин и прививок .
Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?(Ответ)
а).Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой(слайд №10-портрет)
(сообщение учащегося)
Проблемный вопрос: «Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?»
б).Вклад Л.Пастера в медицину(слайда №11)
Стр.74 – 75. Сам. работа с учебником, беседа по вопросам.
8.Составление плана . Сам. работа с текстом «Современные вакцины и сыворотки», разбивая его на смысловые фрагменты, ответ на предложенные вопросы к нему, а затем сам предлагает по 2-3 вопроса к тексту.
Какие прививки делали тебе в течение жизни? Ты когда-нибудь интересовался вопросом, зачем тебе делают прививки? (Ответ).Алгоритм самооценки -критерии оценивания ответов и предлагается по ней оценить свою работу по трехбалльной шкале.(Приложение 6)
9. Физкультминутка №2. «Восьмерка- Лови шарик»-(офтальмотренажер )
10.Какие виды иммунитета существуют? Классификация иммунитета«Виды иммунитета». заполнение опорной таблицы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом. (слайд №12)
11.Нарушение иммунитета: аутоиммунные заболевания, СПИД и его профилактика. Обыгрывание дом задания «Как не попасть в опасную ситуацию», в которой герой узнает способы избежать заражения ВИЧ (слайд №13-16)
V. Общее закрепление материала — формирование самообразовательной компетентности.
Тест для первичного контроля знаний
«Выбери правильный ответ» (Приложение 7)
«Пройди лабиринт» (Приложение 8) Самооценка по алгоритму.
VI. Итоги урока — формирование социальной и коммуникативной компетентностей.
Тест –синквейн по теме «Иммунитет ,его виды» (Приложение 10) (слайда №17)
Рефлексия. Итак, наш урок завершается. Мне бы хотелось, чтобы ты еще раз оценил ту информацию, которую получил на уроках этой темы, и перечислил то полезное, важное, что может тебе пригодиться в реальной жизни.
Использование стратегии УУГ«Уже знал (или догадывался) – Узнал – Где пригодиться». (слайд №18)
Выставление оценок и их аргументация(подсчет смайликов).
VII. Домашнее задание — формирование интеллектуальной и самообразовательной компетентностей. (слайд №19)
Изучить §15, повторить опорные схемы и таблицы в тетради.
По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.
Разработать памятку «Меры профилактики СПИДа»
Литература:
1. Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» — пособие для учителя, С.В.Барабанов
2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». — М.: Изд. дом «Генжер», 1998.
5. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.
6. О.П.Пепеляева,Н.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии Человек. 8 класс. к учебным комплектам. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (М:«Вентана-Граф»), – «ВАКО» Москва , 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Блиц-опрос
Лимфа – это; 2.Кровь -;3.Внутренняя среда организма -; 4.Тканевая жидкость — ;5.Эритроциты -;6.Тромбоциты- ;7.Лейкоциты -;8.Свертывание крови- ;9;Фибрин -;10.Фибриноген —
Приложение №2
(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)
Приложение №3
3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему?
Лимфа, аксон, гомеостаз, плазма, кровь, тканевая жидкость, нейрон, эритроциты, дендрит, лейкоциты.
Приложение №4
Иммунная система в нее входят:
1.красный костный мозг—клетки крови
2. тимус, или вилочковая (зобная) железа—Т-лимфоциты,
3. лимфоидная ткань-лимфоциты;
4. лимфатические узлы—лимфоциты;
5.селезенка— В-лимфоциты;.
1 2
Иммунная система
3 5
4
Приложение №5
Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет
В-лимфоциты Т -лимфоциты
(красный костный мозг) Т-киллеры Т-хелперы Т-супрессоры
Убийцы помощники угнетатели
плазматические клетки памяти
клетки
Клеточный и гуморальный иммунитет
Вид иммунитета
Основа различных видов иммунитета
различие
сходство
Клеточный иммунитет
— реакция Т-лимфоцитов
реагировать на антигены;
— дифференциация Т-лимфоцитов:
на Т-киллеры,
на Т-хелперы,
на Т-супрессоры
Участвуют в образовании иммунитета организма человека
Гуморальный иммунитет
— В-лимфоциты в ответ на антиген
образуют антитела
(иммуноглобулины), которые
находятся в плазме крови
Приложение №6
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё
в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация.
В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло, и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть, направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответь на вопросы.
1.Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2.Какой иммунитет вызывает вакцинация с помощью сыворотки?
3.Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
4. В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
5.Где образуются антитела при вакцинации?
Приложение 7
Тест для первичного контроля знаний
(Выбери один правильный ответ, запиши номер вопроса и выбранную букву ответ)а.
1.Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:
А) открыл условные рефлексы;
Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;
В) создал вакцину против гриппа.
2.От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А) от всех заболеваний без исключения;
Б) только от инфекционных заболеваний;
В) от сердечно- сосудистых заболеваний.
3.Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А) у него естественный врожденный иммунитет;
Б) у него естественный приобретенный иммунитет;
В) у него искусственный иммунитет;
Г) у него есть эритроциты.
4.Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?
А) готовые антитела;
Б) антибиотики;
В) ослабленных возбудителей болезни.
5.К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?
А) к ветрянке;
Б) к гриппу;
В) к полиомиелиту.
Приложение 8 «Пройди лабиринт»
Приложение 9 (Пример синквейна)
Тема: «Иммунитет и его виды»
Прилагательные: Искусственный ,естественный ,пассивный, активный
Глаголы: защищает, вырабатывает, пожирает
Фраза на данную тему: Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.
Существительное: вакцина (сыворотка, антитела, лимфоциты ….)