Иммунитет и иммунная система бактерии и вирусы

Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз. Они как бы обволакивают чужеродную форму собой, и капсулируют, не давая взаимодействовать с окружающей средой. Внутри фагоцита они будут полностью уничтожены..

Так что же такое иммунитет человека? Если говорить простыми словами, это система безопасности нашего организма. В нее входит очень много ступеней и участников, дабы обезопасить нас от различного рода вредоносных бактерий и вирусов.

Иммуните́т (лат. immunitas) — это способ защиты организма от действия различных веществ и организмов, вызывающих деструкцию его клеток и тканей, характеризующийся изменением функциональной активности преимущественно иммуноцитов с целью поддержания гомеостаза внутренней среды.

Иммунная система состоит из двух частей — гуморальной системы и клеточного иммунитета. В первом случае защитные функции выполняют молекулы, находящиеся в плазме крови, а не клеточные элементы. В то время как в случае клеточного защита осуществляется именно с самими клетками иммунной системы. Коих насчитывается более 28 основных видов в организме человека.

Существует два типа иммунитета, делится он на врождённый и адаптивный.

— Врожденный иммунитет поддерживается всеми элементами, с которыми рождается человек и которые всегда присутствуют и по первому требованию доступны для защиты организма от чужеродных агрессоров.

— Приобретенный иммунитет более специализирован, он является дополнение врожденному иммунитету, и помогает ему справится с неизвестными формами патогенных бактерий и вирусов. Приобретенный иммунитет имеется только у позвоночных. он возник на более поздних стадиях развития животного мира планеты.

Как же защищает нас иммунитет?

Это сложная структура защитных механизмов. Любые отдельные патоген и их структуры, добравшиеся до слизистых внутри организма «вылавливаются» фагоцитами, находящимися в основным в желудочно-кишечном тракте. Не зря врачи говорят — весь иммунитет у нас в животе!

Например, когда человек принимает антибиотики, он губит не только плохих микробов и бактерий, но и всех помощников, в том числе и собственные клетки, которые и предназначены для борьбы с вредителями. Вместе с антибиотиками необходимо принимать препараты, которые принудительно заселяют пищевод полезными бактериями. Кстати в нашем желудочно-кишечном тракте содержится 3-5 кг бактерий, помогающих нам осуществлять процесс пищеварения и защищатся.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Как только иммунная система обнаруживает одного из них начинается борьба. Для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его – так организм борется с заболеванием. Необходимо уничтожить каждого возбудителя инфекции точечно!

Врожденный иммунитет

Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз. Они как бы обвалакивают чужеродную форму собой, и капсулируют, не давая взаимодействоать с окружающей средой. Внутри фагоцита они будут полностью уничтожены.

Так выглядит первая линия защиты организма человека. Именно эти клетки берут на себя большую часть «атак» микробного мира.

Когда речь идет о повторении инфекции, можно смело говорить о слабой первой линии защиты организма. Стоит проконсультироваться с врачем иммунологом, вероятно удастся скорректировать стойкость организма на первой линии.

Если же первой линии не удалось обнаружить или справится с вредными микробами, в дело вступает более сложный и тонкий инструмент второй линии защиты — приобретенного иммунитета.  Происходит процесс распознавания и обучение клеток иммунной системы на противодействие данному возбудителю. Когда в процессе болезни в организме образуются антитела и клетки памяти, которые помогут в будущем распознать возбудителя данного заболевания и справиться с ним быстрее и эффективнее.

Сама иммунная система начинает формироваться еще в утробе матери. Первое время жизни ребенок использует иммунитет матери, который был получен от мамы через плаценту. Затем наступает вторая фаза формирования иммунитета, уже приобретенного. Самая главная защита ребенка после рождения и поддержка его иммунитета — это молозиво. Молозиво содержит больше антител и кровяных телец, чем зрелое грудное молоко. Именно молозиво дает новорожденному первую защиту от большинства вирусов и бактерий, с которыми ему предстоит столкнуться.

Затем происходит процесс взаимодействия с окружающей средой. В процессе каждого контакта с каким-либо возбудителем болезни, будь-то микроб, аллерген, бактерия или прочие виды. Иммунитет учится распознавать агрессора и бороться с ним, создавая на каждый вид клетки памяти, что бы в последствии более быстро и эффективно можно было бороться с микробами и бактериями без большого вреда.

Кстати поднятие температуры тела это тоже часть механизмов иммунной системы. Оказывается многие вирусы и бактерии не выдерживают повышенную температуру тела и умирают, буквально свариваясь, при повышении температуры на 10едениц и более.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная её цель — обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, обеспечив его нормальную работу.

Распознавание «врагов» происходит на генном уровне. Каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию. Иммунная система анализирует эту генетическую информацию, обнаруживая проникновение в организм  чужеродных агентов или изменения своих клеток. Если информация совпадает, значит агент – свой, если не совпадает– чужой.   

Существуют конечно же различные возбудителеи инфекций. но основными выделяют 3и вида: вирусы, бактерии, грибы.

С бактериями и грибами нам помогают справляться АнтиБиотики, это понятно из их названия. Антибиотиками ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Принимать их следует только по назначению врача(даже фельдшер скорой помощи не имеет права назначить вам антибиотики) т.к. необходимо точно выявить что явилось возбудителем и что это точно бактериальная инфекция! Антибиотики обязательно надо пропить курсом — минимум 5ть дней, лучше 7мь (бывают более длительные курсы и по 14 и по 40 дней). Это обусловлено особенностями самих патогенных организмов и их методом размножения. Дело в том что если антибиотик пить 3-4 дня, то велика вероятность выработки устойчивых колоний к данному виду антибиотиков. В этом случае болезнь может усилится и дать осложнения весьма неприятного характера и даже нести реальную угрозу жизни. Придется назначать антибиотики другого эшелона, можно даже попасть и в стационар под капельницу.

А вот на вирусы антибиотики не действуют. Под каждый вид вируса выпускается свой вид антивирусных лекарств. И они лишь способствуют торможению размножения вирусов в организме. А убивает вирусы именно наш с вами иммунитет!

В вкратце все так как я описал. Если вы хотите получить более углубленные и предметные знания по данному вопросу, я предлагаю вам ознакомится несколькими видео, найденными мной на просторах Ютуб.

Видео с более детальным описанием взаимодействия иммунной системы с вредоносными бактериями и вирусами.

— Иммунитет и его строение https://www.youtube.com/watch?v=LgcJeL48bXM

— Вирус иммунодефицита человека https://www.youtube.com/watch?v=JnILuTAYilc

-Механизм репликации ВИЧ https://www.youtube.com/watch?v=ht1E0uSK1ls

-Документальный фильм бактерии убийцы https://www.youtube.com/watch?v=oPfUjriPxiw

Всем удачи! Будьте здоровы!

Источник

Начнем по порядку.

Бактерии. Получили свое название от греческого слова bacterion –т.е. палочка. Но, на самом то деле они могут иметь форму и палочек, и шаров, и даже спиралей.  Это микроскопические, в основном, одноклеточные организмы  размером от 0,2 до 100 мкм. Бактерий много и они повсюду — в воде, в воздухе, в пище, в почве.

Читайте также:  Эхинацея как средство укрепления иммунитета

Бактерии — парни непростые. У них потрясающая способность выживать в самых неблагоприятных условиях, а на вооружении целый арсенал приспособлений, позволяющий им проникать в наш организм  и пытаться пожить в нем на халяву, да еще и размножиться.  Передвигаются бактерии с помощью жгутиков,  а их клеточная стенка устроена так, чтобы создать массу неудобств и не допустить переваривания макрофагом.

Некоторые особо коварные виды научились облачаться в прочную капсулу. Например, гаденыш пневмококк, вызывающий у нас пневмонию, специально, блин, надевает  «скафандр» перед тем как полезть в наш организм.  Кроме этого, некоторые «особо одаренные» бактерии умеют выделять специальные вещества, которые повреждают наши клетки-пожиратели, ну и другие наши структуры. В общем, умеют, паразиты, «плюнуть в душу»!

Вирусы. Вирусы – гады, коварные!  Самые  что ни на есть злейшие враги нашего здоровья. Это даже не живые клетки, а молекулы-паразиты, занимающиеся заражением клеток других организмов. Вирусу вообще нечем размножаться — так как он состоит из генетического материала, окруженного белковой оболочкой. Поэтому, после проникновения в нашу клетку, вирус старается «перехватить управление» клеточными процессами и использовать их для воспроизводства себе подобных. Ну прямо как террористы, которые захватывают самолет, подставляют пистолет к виску пилота и орут «Гони, водило в Стамбул!»

Вирусы, как и положено террористам, путешествуют налегке, передвигаются небольшими группами и действуют обманом и хитростью. По сравнению с вирусами, бактерии конечно же более заметны и поэтому не так опасны. И хотя бактерии тоже в состоянии вызвать серьезные болезни, но, тем не менее, они не могут обманывать, а значит и у иммунной системы есть возможность справляться с этими «бесхитростными тварями» значительно успешней. В общем бактерии – обычные, хоть и матерые преступники, а вот вирусы — это уже хорошо обученные и подготовленные диверсанты.

Многие вирусы умудряются изменять мембраны зараженных ими клеток, но такие измененные клетки наша иммунная система распознает и  как только они будут «опознаны», иммунная система даст команду к их уничтожению.

Правда есть вирусы, которые наша иммунная системе не может обнаружить. Например, возбудитель герпеса научился прятаться в нервной системе и спокойно «спать», ожидая своего часа. И как только наш иммунитет по какой-то причине ослабевает — этот гадкий вирус выползает в другие части нашего организма, размножается подлец, и… вот уже эти мерзкие пузырьки и болячки на губах, под носом или еще где похуже…. Конечно же после такого наглого появления иммунная система уже способна с ним справиться, но где гарантия, что пара-тройка экземпляров не удерут и опять не скроются в своем убежище.

Не отстает от герпеса по своим способностям и возбудитель СПИДа — вирус иммунодефицита человека. Эта сволочь прячется в нашем мозге, как раз там, где наша иммунная система пытается действовать очень осторожно и аккуратно, стараясь не повредить нервные клетки. Кроме того, ВИЧ приспосабливается прятаться даже внутри самих иммун­ных клеток, что, в итоге, приводит к уничтожению макрофагов и Т-хелперов. Именно так ВИЧ «отрубает голову» нашей иммунной системе, нарушая координацию  и слаженность действий между различными типами иммунных клеток. Вот поэтому он и зовется – вирус иммунодефицита.

Не менее, а может даже более опасным врагом являются раковые клетки.

Рак и раковые клетки. Читаем! >>

Источник

О каких функциях ЖКТ говорят редко? Что скрывается под понятием «дисбактериоз»? Чем нам могут быть полезны пробиотики? Профессор Наталья Силивончик рассказала о связи работы кишечника и иммунной системы.

Наталья Силивончик
профессор кафедры общей врачебной практики Белорусской медицинской академии последипломного образования,
доктор медицинских наук

Почему слова «кишечник» и «иммунитет» медики ставят в один ряд?

— Из-за прямой взаимосвязи. Кишечник, помимо других жизненно важных функций, является ключевым иммунным органом.

Желудочно-кишечный тракт постоянно соприкасается со внешней средой (так как в него поступает еда), и при всасывании пищи кишечник должен отличать полезные пищевые компоненты от инфекционных и токсических. Защита от воздействия внешних неблагоприятных факторов, в том числе потенциальных канцерогенов, осуществляется с помощью эффективной барьерной функции кишечника и системы естественного (врожденного) и приобретенного иммунитета. При этом кишечник обеспечивает не только собственную безопасность:

  • иммунная система кишечника отвечает за образование антител (иммуноглобулинов) и поставку иммунореактивных клеток в другие области;
  • кишечник является главным источником лимфоидных клеток (они осуществляют иммунный ответ), которые заселяют в дальнейшем многие органы;
  • в кишечнике находится огромное количество бактерий, в том числе постоянных и полезных организму. Их состав включает более 400 видов; 
  • кишечная микробиота (совокупность микроорганизмов) существует в симбиозе с иммунной системой хозяина (в том числе — с иммунной системой кишечника) и участвует в ее активации, модуляции и регуляции.  

Правда ли, что здоровье в сезон простуд и вирусов во многом зависит
от благополучия ЖКТ?

— Конечно, если желудочно-кишечный тракт в хорошем состоянии, человек получает достаточно питательных веществ, у него хороший статус питания, а также нормальная микрофлора. Тогда кишечник выполняет свои иммунные функции, и организму легче перенести вирусные заболевания.

Спасает ли нас кишечник от вирусов?

— Вероятно, речь идет в первую очередь о вирусах, поражающих кишечник. Например, о ротавирусе. Конечно, кишечник имеет средства для защиты, однако раз люди болеют, значит, эта защита не абсолютна.

Помогают ли защитные силы кишечника в борьбе с коронавирусом?

— Проблема коронавирусной инфекции интенсивно изучается в мире. В том числе исследуются факторы, которые способствуют тяжелому течению заболевания.

Каковы причины развития дисбактериоза кишечника?

— Под термином «дисбактериоз» обычно понимают нарушения микрофлоры кишечника. Факторы, которые называют в качестве причин развития дисбактериоза:

  • перенесенные кишечные инфекции;
  • лечение антибиотиками;
  • длительный пищевой дисбаланс;
  • перенесенные оперативные вмешательства

и другие.

Сегодня мы стараемся употреблять более точные клинические термины, которые предусматривают подобные нарушения: антибиотикассоциированная диарея, синдром избыточного бактериального роста, псевдомембранозный колит.

Что такое пробиотики и в чем их возможная польза?

— Пробиотики — это живые микроорганизмы, которые при их назначении в адекватных количествах могут оказывать пользу для здоровья хозяина.

Пробиотики выполняют функции нормальной постоянной микрофлоры человека, прежде всего, ферментацию компонентов пищи (углеводов, белков) и барьерный эффект — защита против патогенных микроорганизмов. Кстати, введенные бактерии не приживаются в кишечнике: собственно, на это и нет расчета — бактерии выполняют свои функции и удаляются из кишечника вместе со стулом.

Стоит ли верить пользе йогуртов с пробиотиками?

— Молочнокислые продукты, в том числе усиленные пробиотиками, — один из традиционных источников живых микроорганизмов для кишечника.

Стоит отметить, что история пробиотиков начинается с исследований И.И. Мечникова. Ученый показал, что бактерии болгарского кислого молока способствуют улучшению здоровья и долголетию. Он разработал диету с добавлением молока, ферментированного бактерией, которую назвал «болгарская палочка». В 1908 году И.И. Мечников удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине «за труды по иммунитету».

Как выбрать в аптеке подходящий вариант пробиотиков
из множества вариантов?

— Да, сегодня мы располагаем широким арсеналом пробиотиков. Зарегистрировано порядка 47. Запутаться действительно можно. Лучше посоветоваться с врачом.

Читайте также:  Чем поднимать иммунитет грудничку

Пробиотик должен отвечать ряду требований:

  • включать нужные и полезные бактерии, обладающие доказанной не только эффективностью, но и безопасностью;
  • содержать не менее 1 млрд. бактерий в одной дозе;
  • доставлять максимально возможное количество живых бактерий до толстого кишечника (без больших потерь при прохождении кислой среды желудка);
  • быть удобным в применении.

Производство пробиотиков постоянно совершенствуется в направлении разработки новых форм доставки живых бактерий в кишечник и технологий кислотоустойчивости.

Нужно ли время от времени пропивать препараты, содержащие бактерии для нашей микрофлоры?

— Сегодня кишечной микрофлоре уделяется большое внимание и показания к применению пробиотиков широкие. Это прежде всего:

  • острая диарея у взрослых и детей;
  • антибиотикассоциированная диарея;
  • диарея путешественников;
  • как дополнительное средство эрадикационной терапии инфекции Helicobacter pylori;
  • функциональные расстройства кишечника.

Так, например, если пациент имеет предыдущий опыт применения антибиотиков, сопровождавшийся кишечными симптомами, в таких случаях при назначении курса антибиотика возможно совместное применение пробиотика.

Имеются публикации, содержащие данные о пользе пробиотиков для предупреждения инфекций верхних дыхательных путей и желудочно-кишечных расстройств у взрослых, отитов у детей. Вместе с тем, в отсутствие симптомов или риска их возникновения прием не показан.  

Перед применением пробиотиков обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Оригинал статьи можно прочитать по ссылке.

Текст статьи: Екатерина Проль

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

Пищеварение и иммунитет: нужны ли нашему кишечнику пробиотики и пребиотики?

Как правильно питаться, чтобы кишечник был здоров?

Что скажут краснота и боль в глазах о состоянии кишечника?

Источник

Íåâîñïðèèì÷èâîñòü, ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà èíôåêöèÿì è èíâàçèÿì ÷óæåðîäíûõ îðãàíèçìîâ, âîçäåéñòâèþ âåùåñòâ, îáëàäàþùèõ àíòèãåííûìè ñâîéñòâàìè. Îáåñïå÷åíèå ãåíåòè÷åñêîé öåëîñòíîñòè îðãàíèçìà íà ïðîòÿæåíèè èíäèâèäóàëüíîé æèçíè. Ìåõàíèçìû èììóííîé çàùèòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Íèæåãîðîäñêèé äèçåëåñòðîèòåëüíûé òåõíèêóì

Äîêëàä

Ïî äèñöèïëèíå: Áèîëîãèÿ

Èììóíèòåò, áàêòåðèè è âèðóñû, ïðè÷èíû èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Âûïîëíèë

Ñòóäåíò 11 ãðóïïû

Âîñòðåöîâ Àëåêñàíäð

Ïðåïîäàâàòåëü

Ýïïåëü Å.Á.

Ñîäåðæàíèå

1. Èììóíèòåò

2. Áàêòåðèè è âèðóñû

3. Ïðè÷èíû èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

4. Ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

1. Èììóíèòåò

Èììóíèòåò (ëàò. immunitas — îñâîáîæäåíèå, èçáàâëåíèå îò ÷åãî-ëèáî) — íåâîñïðèèì÷èâîñòü, ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà èíôåêöèÿì è èíâàçèÿì ÷óæåðîäíûõ îðãàíèçìîâ (â òîì ÷èñëå — áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ), à òàêæå âîçäåéñòâèþ ÷óæåðîäíûõ âåùåñòâ, îáëàäàþùèõ àíòèãåííûìè ñâîéñòâàìè. Èììóííûå ðåàêöèè âîçíèêàþò è íà ñîáñòâåííûå êëåòêè îðãàíèçìà, èçìåíåííûå â àíòèãåííîì îòíîøåíèè.

Îáåñïå÷èâàåò ãîìåîñòàç îðãàíèçìà íà êëåòî÷íîì è ìîëåêóëÿðíîì óðîâíå îðãàíèçàöèè. Ðåàëèçóåòñÿ ñèñòåìîé èììóíèòåòà.

Áèîëîãè÷åñêèé ñìûñë èììóíèòåòà — îáåñïå÷åíèå ãåíåòè÷åñêîé öåëîñòíîñòè îðãàíèçìà íà ïðîòÿæåíèè åãî èíäèâèäóàëüíîé æèçíè. Ðàçâèòèå èììóííîé ñèñòåìû îáóñëîâèëî âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ ñëîæíî îðãàíèçîâàííûõ ìíîãîêëåòî÷íûõ îðãàíèçìîâ.

Èììóíèòåò äåëèòñÿ íà âðîæä¸ííûé è ïðèîáðåòåííûé.

Âðîæä¸ííûé (íåñïåöèôè÷åñêèé, êîíñòèòóöèîííûé) èììóíèòåò îáóñëîâëåí àíàòîìè÷åñêèìè, ôèçèîëîãè÷åñêèìè, êëåòî÷íûìè èëè ìîëåêóëÿðíûìè îñîáåííîñòÿìè, çàêðåïëåííûìè íàñëåäñòâåííî. Êàê ïðàâèëî, íå èìååò ñòðîãîé ñïåöèôè÷íîñòè ê àíòèãåíàì, è íå îáëàäàåò ïàìÿòüþ î ïåðâè÷íîì êîíòàêòå ñ ÷óæåðîäíûì àãåíòîì[4]. Íàïðèìåð:

Âñå ëþäè íåâîñïðèèì÷èâû ê ÷óìå ñîáàê.

Íåêîòîðûå ëþäè íåâîñïðèèì÷èâû ê òóáåðêóë¸çó.

Ïîêàçàíî, ÷òî íåêîòîðûå ëþäè íåâîñïðèèì÷èâû ê ÂÈ×.

Ïðèîáðåòåííûé èììóíèòåò äåëèòñÿ íà àêòèâíûé è ïàññèâíûé.

Ïðèîáðåòåííûé àêòèâíûé èììóíèòåò âîçíèêàåò ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ èëè ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû.

Ïðèîáðåòåííûé ïàññèâíûé èììóíèòåò ðàçâèâàåòñÿ ïðè ââåäåíèè â îðãàíèçì ãîòîâûõ àíòèòåë â âèäå ñûâîðîòêè èëè ïåðåäà÷å èõ íîâîðîæäåííîìó ñ ìîëîçèâîì ìàòåðè èëè âíóòðèóòðîáíûì ñïîñîáîì.

Òàêæå èììóíèòåò äåëèòñÿ íà åñòåñòâåííûé è èñêóññòâåííûé.

Åñòåñòâåííûé èììóíèòåò âêëþ÷àåò âðîæäåííûé èììóíèòåò è ïðèîáðåòåííûé àêòèâíûé (ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ). À òàêæå ïàññèâíûé ïðè ïåðåäà÷å àíòèòåë ðåá¸íêó îò ìàòåðè.

Èñêóññòâåííûé èììóíèòåò âêëþ÷àåò ïðèîáðåòåííûé àêòèâíûé ïîñëå ïðèâèâêè (ââåäåíèå âàêöèíû) è ïðèîáðåòåííûé ïàññèâíûé (ââåäåíèå ñûâîðîòêè

Ìåõàíèçìû èììóííîé çàùèòû

Ñíà÷àëà îðãàíèçì íåéòðàëèçóåò ÷óæåðîäíóþ ñóáñòàíöèþ (àíòèãåí), âûðàáàòûâàÿ àêòèâíûå êëåòêè, ôàãîöèòû, çàõâàòûâàþùèå è ïåðåâàðèâàþùèå àíòèãåí. Ýòî êëåòî÷íûé èììóíèòåò, âåäóùàÿ ðîëü â âûðàáîòêå êîòîðîãî ïðèíàäëåæèò âèëî÷êîâîé æåëåçå. Ñóùåñòâóåò åùå ãóìîðàëüíûé èììóíèòåò: àíòèãåí óíè÷òîæàåòñÿ ïóòåì âûðàáîòêè ñïåöèàëüíûõ õèìè÷åñêè àêòèâíûõ ìîëåêóë, àíòèòåë, êîòîðûå íåéòðàëèçóþò åãî. Ðîëü àíòèòåë âûïîëíÿþò èììóíîãëîáóëèíû êðîâè (ñîâîêóïíîñòü ñûâîðîòî÷íûõ áåëêîâ). Åñòü è äðóãèå ìåõàíèçìû èììóíèòåòà, íàïðàâëåííûå íà çàùèòó îò ëþáîãî àíòèãåíà, ýòî íåñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåò: êîæà è ñëèçèñòûå íåïðîíèöàåìû äëÿ áîëüøèíñòâà ìèêðîîðãàíèçìîâ, â æèäêîñòÿõ îðãàíèçìà åñòü ñïåöèàëüíûå ôåðìåíòû, ðàçðóøàþùèå ìèêðîîðãàíèçìû, êëåòêà, çàðàæåííàÿ âèðóñîì, âûðàáàòûâàåò ïðîòèâîâèðóñíûé áåëîê — èíòåðôåðîí è ò.ä.

Ïðè÷èíû ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà

Ñóùåñòâóþò âðîæäåííûå ñîñòîÿíèÿ ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà, ñâÿçàííûå ñ ãåíåòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè. Ïðèîáðåòåííûé èììóíèòåò ìîæåò áûòü ñíèæåí ïðè òðàâìàõ, îæîãàõ, ïåðåîõëàæäåíèÿõ, êðîâîïîòåðå, ãîëîäàíèè, ðàçëè÷íûõ èíôåêöèÿõ è èíòîêñèêàöèÿõ, ÷àñòûõ ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèÿõ, õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, â òîì ÷èñëå ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå è ò.ä. Êðîìå òîãî, â ïåðèîä ðîñòà ðåáåíêà âîçíèêàþò êðèòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà. Òàêèõ ïåðèîäîâ ïÿòü: ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè (ïåðâûå 29 äíåé æèçíè), 3-6 ìåñ., 2 ãîä æèçíè, 4-6 ãîä æèçíè è ïîäðîñòêîâûé ïåðèîä.

Ïðèçíàêè ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà:

÷àñòûå ïðîñòóäíûå çàáîëåâàíèÿ,

ïåðåõîä òå÷åíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ â õðîíè÷åñêîå, ñ ÷àñòûìè ðåöèäèâàìè, òðóäíî ïîääàþùååñÿ ëå÷åíèþ.

Áåç çäîðîâîãî èììóíèòåòà, ñïîñîáíîãî óíè÷òîæèòü âñåõ íàøèõ âðàãîâ, ìû ôàêòè÷åñêè ïðèãîâîðåíû ê ñìåðòè, ïîýòîìó îäíîé èç ñàìûõ ãëàâíûõ çàäà÷ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå èììóíèòåòà.

2. Áàêòåðèè è âèðóñû

Áàêòåðèè — äîìåí (íàäöàðñòâî) ïðîêàðèîòíûõ (áåçúÿäåðíûõ) ìèêðîîðãàíèçìîâ, ÷àùå âñåãî îäíîêëåòî÷íûõ. Ê íàñòîÿùåìó âðåìåíè îïèñàíî îêîëî äåñÿòè òûñÿ÷ âèäîâ áàêòåðèé è ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî èõ ñóùåñòâóåò ñâûøå ìèëëèîíà, îäíàêî ñàìî ïðèìåíåíèå ïîíÿòèÿ âèäà ê áàêòåðèÿì ñîïðÿæåíî ñ ðÿäîì òðóäíîñòåé.

Èçó÷åíèåì áàêòåðèé çàíèìàåòñÿ ðàçäåë ìèêðîáèîëîãèè — áàêòåðèîëîãèÿ.

Ñòðîåíèå:

Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî áàêòåðèé (çà èñêëþ÷åíèåì àêòèíîìèöåòîâ è íèò÷àòûõ öèàíîáàêòåðèé) îäíîêëåòî÷íû. Ïî ôîðìå êëåòîê îíè ìîãóò áûòü îêðóãëûìè (êîêêè), ïàëî÷êîâèäíûìè (áàöèëëû, êëîñòðèäèè, ïñåâäîìîíàäû), èçâèòûìè (âèáðèîíû, ñïèðèëëû, ñïèðîõåòû), ðåæå — çâ¸çä÷àòûìè, òåòðàýäðè÷åñêèìè, êóáè÷åñêèìè, C- èëè O-îáðàçíûìè. Ôîðìîé îïðåäåëÿþòñÿ òàêèå ñïîñîáíîñòè áàêòåðèé, êàê ïðèêðåïëåíèå ê ïîâåðõíîñòè, ïîäâèæíîñòü, ïîãëîùåíèå ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ. Îòìå÷åíî, íàïðèìåð, ÷òî îëèãîòðîôû, òî åñòü áàêòåðèè, æèâóùèå ïðè íèçêîì ñîäåðæàíèè ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ â ñðåäå, ñòðåìÿòñÿ óâåëè÷èòü îòíîøåíèå ïîâåðõíîñòè ê îáú¸ìó, íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ îáðàçîâàíèÿ âûðîñòîâ (ò. í. ïðîñòåê).

Èç îáÿçàòåëüíûõ êëåòî÷íûõ ñòðóêòóð âûäåëÿþò òðè:

íóêëåîèä

ðèáîñîìû

öèòîïëàçìàòè÷åñêàÿ ìåìáðàíà (ÖÏÌ)

Ñ âíåøíåé ñòîðîíû îò ÖÏÌ íàõîäÿòñÿ íåñêîëüêî ñëî¸â (êëåòî÷íàÿ ñòåíêà, êàïñóëà, ñëèçèñòûé ÷åõîë), íàçûâàåìûõ êëåòî÷íîé îáîëî÷êîé, à òàêæå ïîâåðõíîñòíûå ñòðóêòóðû (æãóòèêè, âîðñèíêè). ÖÏÌ è öèòîïëàçìó îáúåäèíÿþò âìåñòå â ïîíÿòèå ïðîòîïëàñò.

Ðàçìíîæåíèå áàêòåðèé:

Íåêîòîðûå áàêòåðèè íå èìåþò ïîëîâîãî ïðîöåññà è ðàçìíîæàþòñÿ ëèøü ðàâíîâåëèêèì áèíàðíûì ïîïåðå÷íûì äåëåíèåì èëè ïî÷êîâàíèåì. Äëÿ îäíîé ãðóïïû îäíîêëåòî÷íûõ öèàíîáàêòåðèé îïèñàíî ìíîæåñòâåííîå äåëåíèå (ðÿä áûñòðûõ ïîñëåäîâàòåëüíûõ áèíàðíûõ äåëåíèé, ïðèâîäÿùèé ê îáðàçîâàíèþ îò 4 äî 1024 íîâûõ êëåòîê). Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ íåîáõîäèìîé äëÿ ýâîëþöèè è ïðèñïîñîáëåíèÿ ê èçìåí÷èâîé îêðóæàþùåé ñðåäå ïëàñòè÷íîñòè ãåíîòèïà ó íèõ ñóùåñòâóþò èíûå ìåõàíèçìû.

Ïðè äåëåíèè áîëüøèíñòâî ãðàìïîëîæèòåëüíûõ áàêòåðèé è íèò÷àòûõ öèàíîáàêòåðèé ñèíòåçèðóþò ïîïåðå÷íóþ ïåðåãîðîäêó îò ïåðèôåðèè ê öåíòðó ïðè ó÷àñòèè ìåçîñîì. Ãðàìîòðèöàòåëüíûå áàêòåðèè äåëÿòñÿ ïóò¸ì ïåðåòÿæêè: íà ìåñòå äåëåíèÿ îáíàðóæèâàåòñÿ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþùååñÿ èñêðèâëåíèå ÖÏÌ è êëåòî÷íîé ñòåíêè âíóòðü. Ïðè ïî÷êîâàíèè íà îäíîì èç ïîëþñîâ ìàòåðèíñêîé êëåòêè ôîðìèðóåòñÿ è ðàñò¸ò ïî÷êà, ìàòåðèíñêàÿ êëåòêà ïðîÿâëÿåò ïðèçíàêè ñòàðåíèÿ è îáû÷íî íå ìîæåò äàòü áîëåå 4 äî÷åðíèõ. Ïî÷êîâàíèå èìååòñÿ ó ðàçíûõ ãðóïï áàêòåðèé è, ïðåäïîëîæèòåëüíî, âîçíèêàëî íåñêîëüêî ðàç â ïðîöåññå ýâîëþöèè.

Ó äðóãèõ áàêòåðèé êðîìå ðàçìíîæåíèÿ íàáëþäàåòñÿ ïîëîâîé ïðîöåññ, íî â ñàìîé ïðèìèòèâíîé ôîðìå. Ïîëîâîé ïðîöåññ áàêòåðèé îòëè÷àåòñÿ îò ïîëîâîãî ïðîöåññà ýóêàðèîò òåì, ÷òî ó áàêòåðèé íå îáðàçóþòñÿ ãàìåòû è íå ïðîèñõîäèò ñëèÿíèÿ êëåòîê. Îäíàêî ãëàâíåéøåå ñîáûòèå ïîëîâîãî ïðîöåññà, à èìåííî îáìåí ãåíåòè÷åñêèì ìàòåðèàëîì, ïðîèñõîäèò è â ýòîì ñëó÷àå. Ýòîò íàçûâàåòñÿ ãåíåòè÷åñêîé ðåêîìáèíàöèåé. ×àñòü ÄÍÊ (î÷åíü ðåäêî âñÿ ÄÍÊ) êëåòêè-äîíîðà ïåðåíîñèòñÿ â êëåòêó-ðåöèïèåíò, ÄÍÊ êîòîðîé ãåíåòè÷åñêè îòëè÷àåòñÿ îò ÄÍÊ äîíîðà. Ïðè ýòîì ïåðåíåñ¸ííàÿ ÄÍÊ çàìåùàåò ÷àñòü ÄÍÊ ðåöèïèåíòà.  ïðîöåññå çàìåùåíèÿ ÄÍÊ ó÷àñòâóþò ôåðìåíòû, ðàñùåïëÿþùèå è âíîâü ñîåäèíÿþùèå öåïè ÄÍÊ. Ïðè ýòîì îáðàçóåòñÿ ÄÍÊ, êîòîðàÿ ñîäåðæèò ãåíû îáåèõ ðîäèòåëüñêèõ êëåòîê. Òàêóþ ÄÍÊ íàçûâàþò ðåêîìáèíàíòíîé. Ó ïîòîìñòâà èëè ðåêîìáèíàíòîâ, íàáëþäàåòñÿ çàìåòíîå ðàçíîîáðàçèå ïðèçíàêîâ, âûçâàííîå ñìåùåíèåì ãåíîâ. Òàêîå ðàçíîîáðàçèå ïðèçíàêîâ î÷åíü âàæíî äëÿ ýâîëþöèè è ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ïðåèìóùåñòâîì ïîëîâîãî ïðîöåññà. Èçâåñòíû 3 ñïîñîáà ïîëó÷åíèÿ ðåêîìáèíàíòîâ. Ýòî — â ïîðÿäêå èõ îòêðûòèÿ — òðàíñôîðìàöèÿ, êîíúþãàöèÿ è òðàíñäóêöèÿ.

Читайте также:  Настойка алоэ для поднятия иммунитета

ÂÈÐÓÑÛ, ìåëü÷àéøèå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé.  ïåðåâîäå ñ ëàòèíñêîãî virus îçíà÷àåò «ÿä, ÿäîâèòîå íà÷àëî». Äî êîíöà 19 â. òåðìèí «âèðóñ» èñïîëüçîâàëñÿ â ìåäèöèíå äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ëþáîãî èíôåêöèîííîãî àãåíòà, âûçûâàþùåãî çàáîëåâàíèå. Ñîâðåìåííîå çíà÷åíèå ýòî ñëîâî ïðèîáðåëî ïîñëå 1892, êîãäà ðóññêèé áîòàíèê Ä.È. Èâàíîâñêèé óñòàíîâèë «ôèëüòðóåìîñòü» âîçáóäèòåëÿ ìîçàè÷íîé áîëåçíè òàáàêà (òàáà÷íîé ìîçàèêè). Îí ïîêàçàë, ÷òî êëåòî÷íûé ñîê èç çàðàæåííûõ ýòîé áîëåçíüþ ðàñòåíèé, ïðîïóùåííûé ÷åðåç ñïåöèàëüíûå ôèëüòðû, çàäåðæèâàþùèå áàêòåðèè, ñîõðàíÿåò ñïîñîáíîñòü âûçûâàòü òî æå çàáîëåâàíèå ó çäîðîâûõ ðàñòåíèé. Ïÿòü ëåò ñïóñòÿ äðóãîé ôèëüòðóþùèéñÿ àãåíò — âîçáóäèòåëü ÿùóðà êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà — áûë îáíàðóæåí íåìåöêèì áàêòåðèîëîãîì Ô. ˸ôôëåðîì.  1898 ãîëëàíäñêèé áîòàíèê Ì. Áåéåðèíê ïîâòîðèë â ðàñøèðåííîì âàðèàíòå ýòè îïûòû è ïîäòâåðäèë âûâîäû Èâàíîâñêîãî. Îí íàçâàë «ôèëüòðóþùååñÿ ÿäîâèòîå íà÷àëî», âûçûâàþùåå òàáà÷íóþ ìîçàèêó, «ôèëüòðóþùèìñÿ âèðóñîì». Ýòîò òåðìèí èñïîëüçîâàëñÿ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò è ïîñòåïåííî ñîêðàòèëñÿ äî îäíîãî ñëîâà — «âèðóñ».

 1901 àìåðèêàíñêèé âîåííûé õèðóðã Ó. Ðèä è åãî êîëëåãè óñòàíîâèëè, ÷òî âîçáóäèòåëü æåëòîé ëèõîðàäêè òàêæå ÿâëÿåòñÿ ôèëüòðóþùèìñÿ âèðóñîì. Æåëòàÿ ëèõîðàäêà áûëà ïåðâûì çàáîëåâàíèåì ÷åëîâåêà, îïîçíàííûì êàê âèðóñíîå, îäíàêî ïîòðåáîâàëîñü åùå 26 ëåò, ÷òîáû åå âèðóñíîå ïðîèñõîæäåíèå áûëî îêîí÷àòåëüíî äîêàçàíî.

3. Ïðè÷èíû èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Ïðè÷èííûì ôàêòîðîì èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëü (ìèêðîîðãàíèçì). Îí âñòóïàåò â ñëîæíîå áèîëîãè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå ñ îðãàíèçìîì ÷åëîâåêà, ÷òî ïðèâîäèò ê èíôåêöèîííîìó ïðîöåññó, çàòåì — èíôåêöèîííîé áîëåçíè. Êàê ïðàâèëî, êàæäîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå èìååò ñâîåãî âîçáóäèòåëÿ. Õîòÿ âñòðå÷àþòñÿ è èñêëþ÷åíèÿ, êîãäà ó îäíîé áîëåçíè ìîæåò áûòü íåñêîëüêî âîçáóäèòåëåé (ñåïñèñ). È, íàîáîðîò, êîãäà îäèí âîçáóäèòåëü (ñòðåïòîêîêê) âûçûâàåò ðàçíûå áîëåçíè (àíãèíà, ñêàðëàòèíà, ðîæà). Åæåãîäíî îòêðûâàþòñÿ íîâûå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé.

Ìíîãèå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé âèäíû ïîä îáû÷íûì ìèêðîñêîïîì, à èíîãäà èõ ìîæíî óâèäåòü òîëüêî ïðè óâåëè÷åíèè â òûñÿ÷è ðàç, ÷åðåç ýëåêòðîííûé ìèêðîñêîï. Ïðè âñòðå÷å ñ âîçáóäèòåëÿìè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ëþäè íå âñåãäà çàáîëåâàþò. Ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ âðîæäåííîé èëè ïðèîáðåòåííîé óñòîé÷èâîñòüþ ðÿäà ëþäåé ê áîëåçíåòâîðíûì ìèêðîáàì. Âàæíûì â ïðåäîõðàíåíèè îò èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííîå ñîáëþäåíèå ìåð ïðåäóïðåæäåíèÿ çàðàæåíèÿ.

 ÷åëîâå÷åñêîì îðãàíèçìå íà ïóòè ïðîíèêíîâåíèÿ áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ ñòîÿò çàùèòíûå áàðüåðû îðãàíèçìà: ñóõàÿ ÷èñòàÿ çäîðîâàÿ êîæà, ñîëÿíàÿ êèñëîòà è ôåðìåíòû æåëóäêà, â êðîâè ëåéêîöèòû (áåëûå êðîâÿíûå øàðèêè), êîòîðûå çàõâàòûâàþò è óíè÷òîæàþò áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ. Çàùèòíûå ñèëû ýôôåêòèâíû â çàêàëåííîì, çäîðîâîì îðãàíèçìå ÷åëîâåêà.

Îñíîâíûìè âîçáóäèòåëÿìè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ÿâëÿþòñÿ: ïðîñòåéøèå, áàêòåðèè, ñïèðîõåòû, ðèêêåòñèè, õëàìèäèè, ìèêîïëàçìû, âèðóñû è äð. Áîëüøèíñòâî èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé âûçûâàþòñÿ áàêòåðèÿìè è âèðóñàìè.

4. Ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ âûçûâàþòñÿ áîëåçíåòâîðíûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè, âèðóñàìè, ãðèáàìè è ïåðåäàþòñÿ îò çàðàæåííîãî ÷åëîâåêà èëè æèâîòíîãî çäîðîâîìó. Äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé íåîáõîäèìî íàëè÷èå âîçáóäèòåëÿ, îáúåêòà çàðàæåíèÿ (÷åëîâåê èëè æèâîòíîå) è ôàêòîðîâ ïåðåäà÷è èíôåêöèè (ðàçëè÷íûå ýëåìåíòû îêðóæàþùåé ñðåäû). Âîçáóäèòåëè êèøå÷íûõ èíôåêöèé: äèçåíòåðèè, ñàëüìîíåëëåçà, áðþøíîãî òèôà è äð.— ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ÷åðåç âîäó, ïèùåâûå ïðîäóêòû, ãðÿçíûå ðóêè, ïîñóäó è ò. ä.; âîçáóäèòåëè âîçäóøíî-êàïåëüíûõ èíôåêöèé: ãðèïïà, êîðè, êîêëþøà, äèôòåðèè è äð.— ïîïàäàþò îò áîëüíîãî ê çäîðîâîìó ÷åðåç âîçäóõ ïðè ðàçãîâîðå, êàøëå, ÷èõàíüå; ãðèáêîâûå çàáîëåâàíèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ ïåðåäàþòñÿ,, ïðè íåïîñðåäñòâåííîì êîíòàêòå çäîðîâûõ ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì èëè æèâîòíûì. Òàêèå áîëåçíè, êàê âîçâðàòíûé òèô, ìàëÿðèÿ, ýíöåôàëèò, áåøåíñòâî è äð., ïåðåäàþòñÿ ÷åðåç êðîâîñîñóùèõ íàñåêîìûõ (âøè, êîìàðû, êëåùè, ìîñêèòû) èëè ïðè óêóñå áîëüíûìè æèâîòíûìè.

Èñòî÷íèêàìè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé â îðãàíèçîâàííûõ äåòñêèõ êîëëåêòèâàõ ÿâëÿþòñÿ áîëüíûå èëè íîñèòåëè èíôåêöèè (äåòè èëè îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë).

Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ñðåäè äåòåé è ïîäðîñòêîâ íåîáõîäèìû: ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå áîëüíûõ è íîñèòåëåé èíôåêöèè, èçîëÿöèÿ èõ îò çäîðîâûõ è çàòåì ëå÷åíèå; èñêëþ÷åíèå êîíòàêòà çäîðîâûõ ñ çàãðÿçíåííûìè ïðåäìåòàìè (ïîñóäà, èãðóøêè è äðóãèå ïðåäìåòû îáèõîäà); ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîãî è ñàíèòàðíî-ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà â ó÷ðåæäåíèÿõ è äîìà.

Ïðè ïîñòóïëåíèè äåòåé â äåòñêîå ó÷ðåæäåíèå ïðè íèõ îáÿçàòåëüíî äîëæíû áûòü çàêëþ÷åíèå ïåäèàòðà î ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ðåáåíêà, ðåçóëüòàòû ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé è çàêëþ÷åíèå ýïèäåìèîëîãà îá îòñóòñòâèè â òå÷åíèå äâóõ ïðåäøåñòâóþùèõ íåäåëü êîíòàêòîâ ñ èíôåêöèîííûìè áîëüíûìè. Åæåäíåâíî ïðè ïðèåìå äåòåé â ó÷ðåæäåíèå ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà èëè âîñïèòàòåëü îïðàøèâàåò ðîäèòåëåé î ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ äåòåé, îñìàòðèâàåò çåâ è êîæó; â ÿñåëüíûõ ãðóïïàõ âñåì äåòÿì èçìåðÿþò òåìïåðàòóðó òåëà, â äîøêîëüíûõ — ïî ïîêàçàíèÿì; êîíòðîëèðóþò õàðàêòåð ñòóëà.

Ïðè ïîäîçðåíèè íà çàáîëåâàíèå ðåáåíêà èçîëèðóþò äî óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èíû ïëîõîãî ñàìî÷óâñòâèÿ.

Ïðè âûÿâëåíèè èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ äîëæíû áûòü íåìåäëåííî ïðèíÿòû ìåðû ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè. Êàæäûé ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê (âðà÷, ôåëüäøåð, ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà), îáíàðóæèâøèé èíôåêöèîííîãî áîëüíîãî èëè ïîäîçðèòåëüíîãî íà èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, îáÿçàí çàïîëíèòü êàðòó ýêñòðåííîãî èçâåùåíèÿ è íàïðàâèòü åå â ðàéîííóþ èëè ãîðîäñêóþ ÑÝÑ; â îðãàíèçîâàííîì äåòñêîì êîëëåêòèâå — ïîñòàâèòü â èçâåñòíîñòü ðóêîâîäñòâî ó÷ðåæäåíèÿ. Êàæäûé ñëó÷àé èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ ðåãèñòðèðóåòñÿ â ñïåöèàëüíîì æóðíàëå. Ïåäàãîãè è âîñïèòàòåëè åæåäíåâíî îòìå÷àþò â æóðíàëàõ îòñóòñòâóþùèõ äåòåé è ñîîáùàþò îá ýòîì ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó ó÷ðåæäåíèÿ äëÿ âûÿñíåíèÿ ïðè÷èí îòñóòñòâèÿ ðåáåíêà.

Ïî óêàçàíèþ ýïèäåìèîëîãà ïðîâîäÿòñÿ ñàíèòàðíî-ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà ïðåäóïðåæäåíèå ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèè ñðåäè îðãàíèçîâàííûõ äåòñêèõ êîëëåêòèâîâ.  çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà èíôåêöèè è ñïîñîáà åå ïåðåäà÷è ìîæåò ïðåäóñìàòðèâàòüñÿ êàðàíòèí, äåçèíôåêöèÿ, âàêöèíàöèÿ è äð. èëè êîìïëåêñ ïðåäóïðåäèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé. Êðîìå òîãî, ïðèíèìàþòñÿ âñå ìåðû äëÿ êîíòðîëÿ çà âñåìè êîíòàêòíûìè äåòüìè è ïåðñîíàëîì, ïðîâîäÿòñÿ îáñëåäîâàíèÿ ïî âûÿâëåíèþ íîñèòåëüñòâà è ò. ä. Êàê ïðàâèëî, ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë ó÷ðåæäåíèÿ ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ýïèäåìèîëîãè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè, ïðîâîäèìîì ýïèäåìèîëîãîì, ñàíèòàðíûì âðà÷îì èëè èõ ïîìîùíèêàìè. Ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë äåòñêèõ è ïîäðîñòêîâûõ ó÷ðåæäåíèé ïîääåðæèâàåò òàêæå òåñíûé êîíòàêò ñ ýïèäåìèîëîãîì è ñàíèòàðíûì âðà÷îì òåõ ðàéîíîâ, íà òåððèòîðèè êîòîðûõ íàõîäÿòñÿ äåòñêèå ó÷ðåæäåíèÿ è êóäà íàïðàâëÿþòñÿ äåòè íà îòäûõ, ñ öåëüþ ïîëó÷åíèÿ îò íèõ ñâåäåíèé îá ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé îáñòàíîâêå â äàííûõ ðàéîíàõ.

Ñðåäè ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé âàæíîå ìåñòî çàíèìàåò ôîðìèðîâàíèå íåâîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà äåòåé è ñîçäàíèå ó íèõ èììóíèòåòà ê ðàçëè÷íûì áîëåçíÿì ïóòåì ïðîâåäåíèÿ ïðåäîõðàíèòåëüíûõ ïðèâèâîê, çàêàëèâàþùèõ ïðîöåäóð è äðóãèõ îçäîðîâèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé. Íåâîñïðèèì÷èâîñòü îðãàíèçìà ê èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì äîñòèãàåòñÿ ïðèìåíåíèåì ïðåïàðàòîâ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè (âàêöèíû, ñûâîðîòêè, Y-ãëîáóëèí), à òàêæå èñïîëüçîâàíèåì õèìèîïðåïàðàòîâ (àíòèáèîòèêè, ñóëüôàíèëàìèäû è ïð.).  íàñòîÿùåå âðåìÿ â êà÷åñòâå îñíîâíûõ ñðåäñòâ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ âàêöèíû, íà ââåäåíèå êîòîðûõ îðãàíèçì ôîðìèðóåò ñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåò ê ñîîòâåòñòâóþùåé èíôåêöèè.

Îðãàíèçàöèþ è ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê îñóùåñòâëÿåò ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë äåòñêèõ è ïîäðîñòêîâûõ ó÷ðåæäåíèé. Âàêöèíàöèÿ äåòåé ïðîâîäèòñÿ êàê â ïëàíîâîì ïîðÿäêå (îáÿçàòåëüíûå ïðèâèâêè), òàê è ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì. Ïëàíîâûå ïðèâèâêè ïðåäóñìîòðåíû ïðèêàçàìè è èíñòðóêöèÿìè Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ ÑÑÑÐ. Ïðèâèâêè ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿòñÿ ïî ðåøåíèþ Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ ÑÑÑÐ, ñîþçíûõ ðåñïóáëèê, òåððèòîðèàëüíûõ îðãàíîâ è ó÷ðåæäåíèé çäðàâîîõðàíåíèÿ.

èíôåêöèÿ àíòèãåííûé èìóííûé ñîïðîòèâëÿåìîñòü

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник